Он не хотел запасть ей в душу и тем лишить ее сна

Он не хотел запасть ей в душу и тем лишить ее сна thumbnail

Òàê âîò, òåïåðü ñèäè è ñëóøàé:
    îí íå æåëàë åé çëà,
    îí íå õîòåë çàïàñòü åé â äóøó,
    è òåì ëèøèòü åå ñíà –
    îí ïðèíîñèë ïî âûõîäíûì åé ñëàäîñòè,
    ÷èòàë â åå ëàäîíÿõ ëèíèè,
    è îí íå çíàë íà ñâåòå áîëüøåé ðàäîñòè,
    ÷åì íàçûâàòü åå ïî èìåíè.

    Åé áûëî ãäå-òî òðèäöàòü øåñòü,
    êîãäà îí î÷åíü òèõî ïîìåð…
    Åé äàæå íå ïðèøëîñü óñïåòü
    â ïîñëåäíèé ðàç íàáðàòü åãî íåñëîæíûé íîìåð…
    Íî â ïåðâûé ðàç íåñëà îíà åìó öâåòû,
    äâå ÿðêî-áåëûõ ëèëèè
    â çíàê, ÷òî áîëåå íèêòî, êðîìå íåãî,
    òàê íå íàçûâàë åå ïî èìåíè.

    È áûëî åé ñåìüäåñÿò øåñòü,
    êîãäà åå ñàìîé íå ñòàëî.
    Íåò, íå ñòðàøèëà åå ñìåðòü,
    ñêîðåé, îíà î íåé ìå÷òàëà:
    áûâàëî, çíàåòå ëè, ñÿäåò ó îêíà,
    è ñìîòðèò-ñìîòðèò-ñìîòðèò â íåáî ñèíåå –
    äåñêàòü, êîãäà óìðó, ÿ âñòðå÷ó åãî òàì,
    è âíîâü òîãäà îí íàçîâåò ìåíÿ ïî èìåíè.

    Êàêàÿ, â ñóùíîñòè, ñìåøíàÿ âûøëà æèçíü,
    õîòÿ… ÷òî ìîæåò áûòü êðàñèâåå,
    ÷åì ñèäåòü íà îáëàêå è, ñâåñèâ íîæêè âíèç,
    äðóã äðóãà íàçûâàòü ïî èìåíè?

 Ýòà î÷åíü êðàñèâàÿ ïåñíÿ ðîäèëàñü â ÿíâàðå 1995 ãîäà â ò¸ïëîé ìóçûêàëüíîé àòìîñôåðå ìóçûêàëüíîãî êîëëåêòèâà èç ïîäìîñêîâíîãî Ôðÿçèíî. Îñíîâàë ãðóïïó â 1990 ãîäó Èëüÿ Êàëèííèêîâ (ä.ð. 28 ìàÿ 1973) — àâòîð ïåñåí, çâóêîðåæèññåð è ïðîäþñåð. Èõ äåáþòíûé è åäèíñòâåííûé àëüáîì «Êîòîðûé âîçâðàùàåòñÿ» ïîÿâèëñÿ ÿðêîé çâ¸çäî÷êîé íà ìóçûêàëüíîì íåáîñêëîíå â 2000 ãîäó, óêðàñèâ ïðîíèêíîâåííîé èñêðåííîñòüþ, òåïëîòîé è ëèðè÷íîñòüþ ðîññèéñêèé ðàäèîýôèð.   ñîñòàâ êîëëåêòèâà «Âèñîêîñíûé ãîä» âîøëè: Èëüÿ Êàëèííèêîâ (ãîëîñ, ãèòàðà, àâòîð ïåñåí), Äìèòðèé Ãóãó÷êèí (ñîëî-ãèòàðà), Èëüÿ Ñîñíèöêèé (êëàâèøíûå, àêêîðäåîí, áýê-âîêàë), â 1994 ãîäó ê ãðóïïå ïðèñîåäèíÿåòñÿ Ïàâåë Ñåðÿêîâ (áàñ-ãèòàðà,  áýê-âîêàë),à â 2000-ì â ãðóïïó ïðèõîäèò — Äìèòðèé Êóêóøêèí (áàÿí, ãèòàðà). Íà ïåðâûõ ïîðàõ â 1996 ãîäó íàñòàâíèêîì â ìèðå øîó-áèçíåñà è ïðîäþñåðîì ãðóïïû ñòàë Àëåêñàíäð Êóòèêîâ («Ìàøèíà âðåìåíè»).  àâãóñòå 2000 ó «Âèñîêîñíîãî Ãîäà» ïîÿâëÿåòñÿ áåññìåííûé îïûòíûé êîíöåðòíûé ìåíåäæåð Àëåêñåé Êàí, è ñ ýòîãî ìîìåíòà íà÷èíàåòñÿ êîíöåðòíàÿ äåÿòåëüíîñòü ãðóïïû.
 Â îêòÿáðå 2000 ðåáÿòà ïîëó÷àþò ïðèãëàøåíèå îò Àëëû Ïóãà÷¸âîé ïðèíÿòü ó÷àñòèå â «Ðîæäåñòâåíñêèõ âñòðå÷àõ».  Äâå ïðîçâó÷àâøèå òàì ïåñíè («Ëó÷øàÿ ïåñíÿ î ëþáâè» è «Ìåòðî») ïðèíîñÿò ãðóïïå âñåíàðîäíûé óñïåõ.
 Ìàðò 2001 — ïåñíÿ «Òèõèé îãîí¸ê» ñòàíîâèòñÿ çàãëàâíîé ïåñíåé ïîïóëÿðíîãî òåëåñåðèàëà «Äàëüíîáîéùèêè».  òîì æå 2001 ãîäó «Âèñîêîñíûé Ãîä» íîìèíèðîâàí íà ïðåìèþ «Îâàöèÿ», ñòàíîâèòñÿ ëàóðåàòîì «Ïåñíè ãîäà» è ëàóðåàòîì ïðåìèè «Ñòîïóäîâûé õèò».  2002 ãîäó Èëüå Êàëèííèêîâó âðó÷àþò «Çîëîòóþ çâåçäó Àâòîðàäèî».
 Â 2003 ãîäó Èëüÿ Êàëèííèêîâ ïðèãëàøàåò äëÿ çàïèñè îäíîé èç ïåñåí Ìèõàèëà Ìèòèíà (óäàðíûå) è Äìèòðèÿ Øóìèëîâà (áàñ-ãèòàðà) — ìóçûêàíòîâ ëåãåíäàðíîãî «Âåæëèâîãî îòêàçà». Ñ òîãî ìîìåíòà Ìèõàèë Ìèòèí ñòàíîâèòñÿ ïîñòîÿííûì áàðàáàíùèêîì ãðóïïû «Âèñîêîñíûé Ãîä».
 Â 2005 ãîäó ãðóïïà ïðîïàäàåò èç ïîëÿ çðåíèÿ ïîêëîííèêîâ è êðèòèêîâ, ïðåêðàòèâ âûñòóïëåíèÿ â Ìîñêâå. Èëüÿ Êàëèííèêîâ îòêàçûâàåòñÿ îò èäåè çàïèñè íîâîãî àëüáîìà. Ãðóïïà ïðîäîëæàåò ãàñòðîëèðîâàòü è âûñòóïàòü òîëüêî íà ÷àñòíûõ ìåðîïðèÿòèÿõ.
 Â èþíå 2006 ãðóïïó ïîêèäàþò Ïàâåë Ñåðÿêîâ è Èëüÿ Ñîñíèöêèé, ÷òîáû îðãàíèçîâàòü ñîáñòâåííûé ïðîåêò ïîä íàçâàíèåì «Ñåãîäíÿ â ìèðå».
 Â àâãóñòå 2006 â ãðóïïó âîçâðàùàåòñÿ Äìèòðèé Ãóãó÷êèí (áàñ-ãèòàðà), à ìåñòî êëàâèøíèêà òåïåðü çàíèìàåò Èëüÿ Ìóðòàçèí. Ñ îêòÿáðÿ «Âèñîêîñíûé Ãîä» âîçîáíîâëÿåò êîíöåðòíóþ äåÿòåëüíîñòü. Ê ãðóïïå ïðèñîåäèíÿþòñÿ ìîëîäûå ìóçûêàíòû — Þðèé Âàíòååâ (òðóáà) è Ðåíàò Õàëèìäàðîâ (òðîìáîí).
 Ó «Âèñîêîñíîãî Ãîäà» íèêîãäà íå áûëî ïðîäþñåðà, è â òðàäèöèîííóþ â øîó-áèçíåñå «ðàñêðóòêó» íå áûëî âëîæåíî íè êîïåéêè.
 2007, ñåíòÿáðü — Èëüå Êàëèííèêîâó âðó÷àþò âòîðîé «Çîëîòîé äèñê» îò Íàöèîíàëüíîé ôåäåðàöèè ïðîèçâîäèòåëåé ôîíîãðàìì çà àëüáîì «Êîòîðûé âîçâðàùàåòñÿ».
 2008, ôåâðàëü — ãðóïïà âûïóñêàåò ïåðåèçäàíèå äåáþòíîãî àëüáîìà. Âñå ïåñíè ïåðåñâåäåíû, äîáàâëåíû 4 áîíóñ-òðåêà.
 Íà ýòîì ïîêà èñòîðèÿ ýòîãî ÿðêîãî êîëëåêòèâà ïðåðûâàåòñÿ…
  À æàëü: âåäü “ìîãëè áû ñëóæèòü â ðàçâåäêå” èëè “ñíèìàòüñÿ â êèíî”…

Читайте также:  Перед сном крутит ноги и руки

Источник

“Преамбула:

Я хочу посвятить этот текст, эти мысли одной достаточно известной нашей публике песне. Дело в том, что среди гигантского количества песен на нашей эстраде, как рокового, так и попсового содержания, эта песня, на мой взгляд, – из ряда вон. Почему? Подавляющее большинство песен не содержит в себе в психологическом и даже ментальном планах ничего особенного, они убоги и однобоки, они штампуются, как фильмы в Голливуде, чтобы их с наслаждением животного «хавал пипл». Эта же песня заслуживает того, чтобы посвятить ей отдельное эссе, ибо она настолько разнопланова, настолько психологически насыщенна, что, пожалуй, я не встречал ей аналогов.

Так вот теперь сиди и слушай –

Он не желал ей зла,

Он не хотел запасть ей в душу-

И тем лишить ее сна…

Он привозил по выходным ей сладости,

Читал в ее ладонях линии,

И он не знал на свете большей радости –

Чем называть ее по имени.

Ей было где-то 36,

Когда он очень тихо помер,

Ей даже не пришлось успеть.

В последний раз набрать его несложный номер…

Но  в первый раз  несла она ему цветы –

Две ярко-белых лилии,

В знак, что более никто, кроме него, 

Так не называл ее по имени…

И было ей 76,

Когда ее самой не стало.

Нет – не страшила ее смерть,

Скорей – она о ней мечтала!

Бывало, знаете ли, сядет у окна,

И смотрит, смотрит, смотрит, смотрит в небо синее:

Дескать, когда умру – я встречу его там,

И вновь тогда он назовет меня по имени!

Какая, в сущности, смешная вышла жизнь,

Читайте также:  Что означает во сне видеть паутину

Хотя, что может быть красивее,

Чем сидеть на облаке  и, свесив ножки вниз,

Друг друга называть по имени!

Вот такой, на первый и все последующие взгляды, незамысловатый и не слишком уж глубокий текст песни.

Так что же побудило меня написать это исследование, если текст ничего особенного из себя не представляет?

Текст ничего особенного из себя не представляет только если не разобрать его построчно, что называется. Если его заглотнуть целиком, не почувствуешь особенно никакого вкуса.

Итак, предлагаю анализ текста.

Начнем уже с самого названия: «Лучшая песня о любви». Громкое название! Но это так! Так оно и есть, если вдуматься.

Первая строка: «Так вот теперь сиди и слушай» – четкое и жесткое утверждение, которое возникает только тогда, когда автор его убежден в своей правоте, в том, что он видит явления глубже и проникновеннее, чем те, кому он хочет о них поведать. Уже одно это заставляет сконцентрировать внимание.

Далее, следующие три строки:

Он не желал ей зла,

Он не хотел запасть ей в душу,

И тем лишить ее сна.

Не желать зла любимому человеку – это понятно и естественно для всех. Эта строка понятна всем. Но следующая: «он не хотел запасть ей в душу, и тем лишить ее сна…» – человек любит другого, но любит настолько сильно, что боится даже за мельчайшие переживания в его душе – каким тонким надо быть человеком, чтобы так любить. Подумайте сами об этом. Далее:

Он приносил по выходным ей сладости,

Читал в ее ладонях линии.

В принципе эти две строки – чистая лирика, – первая строка немного иронична, но вторая… Как тонка и чувственна вторая! – «Читал в ее ладонях линии» – представьте себе это явление. Как надо любить человека, чтобы читать в его ладонях линии. По метафоре, это можно перевести, как желание знать человека «от и до», досконально, то есть интересоваться им, как самим собой. Не это ли настоящая любовь?!

Далее:

И он не знал на свете большей радости,

Чем называть ее по имени.

Не знать большей радости, чем тогда, когда ты произносишь имя любимого человека. Это уже какая-то не человеческая, а божественная любовь. Это уже что-то запредельное, сверхземное.

Далее – шок, трагедия, причем, трагедия – абсолютная:

Ей было где-то тридцать шесть,

Когда он очень тихо помер.

Так рано оборвалась жизнь одного из любящих! Вторая же строка подчеркивает сущность человека, который умер – человек, который умирает тихо и безболезненно, – праведный человек, все религии обращают на этот факт внимание. Только греховные люди умирают тяжело, в муках и болезнях.

Читайте также:  Сажать дерево во сне для женщины

Далее, следующие строки:

Ей даже не пришлось успеть

В последний раз набрать его несложный номер.

Вот! Вот первое психологическое противоречие и от того, – психологическая глубина переживания: тончайшая ирония вместе с глубокой скорбью. Возможно ли такое?! О, да! Потому-то эта песня так жизненна! Ведь все в жизни именно так, – смешное соседствует с трагическим и страшным. «Несложный номер»!!! Не успела! – Как горько и как смешно!

Далее:

Но в первый раз несла она ему цветы –

Две ярко белых лилии, –

Это ВЕРШИНА ТОНЧАЙШЕЙ ИРОНИИ и горькости от несовершенства наших отношений при жизни, даже тогда, когда мы любим друг друга. Ни разу при жизни она не подарила ему цветы, а на могилу принесла! Как говорит мой отец: «жалеть надо живых, а не мертвых». Но принесла она их почему? Как знак и символ ее любви к нему:

Знак, что никто, кроме него

Так не называл ее по имени.

И следующее четверостишье – жизнь, долгая и большая жизнь, в течение нескольких десятилетий в одиночестве, совсем одна, но не только с воспоминаниями о своей умершей любви, но с верностью ей, ее идеалам – через всю жизнь пронесла она эту верность!!! Это ли не идеальная любовь? Еще одно подтверждение правильности названия песни.

И было ей семьдесят шесть,

Когда ее самой не стало.

Нет, не страшила ее смерть,

Скорей она о ней мечтала.

Бывало, знаете ли, сядет у окна,

И смотрит, смотрит, смотрит в небо синее.

Дескать, когда умру, то встречу его там.

И вновь тогда он назовет меня по имени.

Сядет у окна в старости, и смотрит в даль, и думает о нем, о своем любимом, и верит во встречу с ним, но уже не здесь, а там, на небе, что недолго осталось ждать! А слово «дескать» опять же добавляет в эту картину чуточку жизненности – добавляет смешного элемента, ироничности.

И тут же это подтверждается следующей строкой по ходу песни:

Какая, в сущности, смешная вышла жизнь… – действительно это так, и смешно и горько. Но не следует особенно переживать, потому что, хотя живем мы все в трагедии бытия и трагедиями ежеминутных обстоятельств, но есть же что-то великое в мире, что-то божественное, благодаря чему ТАКАЯ любовь ВОЗМОЖНА, и этим, этой главнейшей мыслью песня и завершается! Последние ее строки:

Хотя что может быть красивее,

Чем сидеть на облаке, и, свесив ножки вниз,

Друг друга называть по имени.

Пусть это и мило, и наивно, и иронично, но главное в том, что это – божественно и великолепно красиво!!!

Побольше бы таких песен на нашей сцене!

музыкальное приложение к статье:

песня «Лучшая песня о любви» группы «Високосный год»

https://cont.ws/@renome197/1600695

Источник

Источник