Он был не брит измучен с глазами красными от бессонницы
5.1. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
1) Им (не) чем было гордиться, крепость стояла на весьма (не) удобном месте. Трудно обладать (не) дюжинной силой.
2) Теперь ему (не) куда спешить. Легко попасть в (не) лепое положение. (Не) откуда ему ждать помощи.
3) Мы вошли в (не) большую светлую комнату. С (не) доумением он посмотрел на собеседника. Самолет летел (не) высоко, но быстро.
4) Мост через речку (не) построен. Документ (не) подписан. (Не) готов отвечать.
__________________________________________________________________
5.2. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
1) Дождь хлынул на нас (не) укротимым потоком. «И скучно, и грустно, и (не) кому руку подать…». Машина ехала совсем (не) быстро.
2) Наше внимание привлекла (не) высокая, но стройная лиственница. Очень огорчило гостей поведение этого (не) воспитанного юноши. Море было (не) подвижным и ровным, как зеркало.
3) Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не) стальной, а бамбуковый. Он шел (не) спеша. Портрет, казалось, был (не) окончен, но сила кисти была поразительной.
4) В молчании добро должно твориться, но (не) чего об этом толковать. Один из монастырей произвел на меня (не) изгладимое впечатление.
__________________________________________________________________
5.3. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
1) Они бодрствовали почти трое суток, были измучены и голодны, да и (не) где было взять пищу. Враг нащупал почти (не) защищенное место в наших рядах. Фонари (не) ярко отражались на черной поверхности воды.
2) Он был (не) брит, измучен, с глазами красными от бессонницы. В комнате холодно, сыро и (не) уютно. Воздух (не) подвижен, но чист.
3) Этот роман (не) сочиненный, а пережитый им, был прекраснее всех замыслов. Прошел уже месяц, а это поле так и (не) вспахано. Расстояние (не) помеха для смеха.
4) Он очень хотел учиться в университете, (не) смотря на свои тридцать пять лет. Дождь хлынул на нас (не) укротимыми потоками. Наш долг – сберечь блистательный и (не) слыханно богатый язык наших классиков.
__________________________________________________________________
5.4. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
1) Петров сделал (не) сколько шагов к выходу. Погода была отвратительна, она, казалось, (не) годовала. (Не) пора ли вам отдохнуть?
2) Он обернулся, удивляясь и (не) доумевая. Монастырь произвел на нас (не) забываемое впечатление. Вдали показался (не) высокий дом и двор, обнесенный забором.
3) (Не) счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета. (Не) одна дорога ведет к этому городу. Пройдя по камням (не) глубокую речку, мы поднялись по склону и оказались у цели нашего похода.
4) (Не) молот железо кует, а кузнец. Он критиковал начальство, (не) взирая на лица. Ученье без уменья – (не) польза, а беда.
__________________________________________________________________
5.5. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
1) В войну люди (не) доедали. «(Не) людимо наше море, день и ночь шумит оно.» Я ей обязательно растолкую, что (не) чего меня бояться.
2) Рассмотрение этого дела (не) завершено. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. (Не) возмутимое спокойствие быстро улетучилось.
3) Это письмо еще (не) закончено мною. Они слишком рано празднуют победу, (не) задумываясь о возможном исходе игры. Мы сегодня идем в театр, (не) правда ли?
4) (Не) вежество хуже темной ночи. Это (не) обычное явление очень заинтересовало нас. Я (не) раз видел этого человека.
Источник
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
«Правописание не и ни с разными частями речи»
7 класс
Слайд 2
Описание слайда:
Цели урока:
Цели урока:
– обучающая – познакомить учащихся с правописанием не и ни с разными частями речи;
– развивающая – развивать умение осмысливать значение приставок не и ни, развивать логическое мышление;
– воспитывающая – воспитывать уважение к русскому языку, прививать интерес к его изучению.
Слайд 3
Описание слайда:
Задачи урока:
– создать условия для усвоения правила употребления не и ни в отрицательных наречиях, используя различные методы и средства;
– сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.
Слайд 4
Описание слайда:
I. Объяснение темы.
1. Правописание не.
Слайд 5
Описание слайда:
Слитное и раздельное написание
не
– не пишется слитно, если слово без не не употребляется (негодовать);
– не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно (не пришёл, не скрывая);
– глаголы с приставкой недо- пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть).
Слайд 6
Описание слайда:
Не с существительными, прилагательными и наречиями:
Слайд 7
Слайд 8
Описание слайда:
Не с причастиями
Слайд 9
Описание слайда:
Не с отрицательными местоимениями
Раздельно:
При наличии предлога:
не у кого, не за что
Слайд 10
Описание слайда:
В остальных случаях не пишется раздельно:
с числительными (не восемь книг);
с местоимениями (не этот);
со словами категории состояния (не надо, не нужно);
со сравнительной степенью (не старше, не глубже);
со словами дефисного написания (не ярко-красный, не по-старому);
в вопросительных предложениях (Не правда ли?)
Слайд 11
Описание слайда:
I. Объяснение темы.
2. Правописание ни.
Слайд 12
Описание слайда:
Слитное и раздельное написание
ни
Слайд 13
Описание слайда:
Различение частиц не и ни
Одиночное или двойное ни входит в устойчивые обороты:
Откуда ни возьмись
Как ни в чём не бывало
Во что бы то ни стало
Ни рыба ни мясо
Ни жив ни мёртв
Ни два ни полтора
Ни то ни сё
Ни дать ни взять
Слайд 14
Описание слайда:
Следует различать сочетания
Ни один (никто) – не один (много)
Ни разу (никогда) – не раз (много раз)
Слайд 15
Описание слайда:
II. Закрепление темы.
Тестовые задания
Слайд 16
Описание слайда:
1. В каком ряду предложение не со словами пишется раздельно?
Им (не)чем было гордиться. Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.
Теперь ему (не)куда спешить. Легко попасть в (не)лепое положение
Мы вошли в (не)большую светлую комнату. С (не)доумением он посмотрел на собеседника.
Мот через речку (не)построен. (Не)готов отвечать.
Слайд 17
Описание слайда:
2. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
Говорил он (не)громко и отчетливо. (Не)кому доверить свой секрет.
Дальше тянулись (не)яркие, мигающие огни деревни. Собеседние (не)ожиданно рассмеялся.
Эта комната (не)большая, а очень маленькая. Он ничуть (не)огорчен.
Время (не)умолимо идет вперед. Его (не)долюбливали.
Слайд 18
Описание слайда:
3. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком. И скучно, и грустно, и (не)кому руку подать.
Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница. Трудно обладать (не)дюжинной силой.
Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый. Портрет, казалось, был (не)окончен.
(Не)откуда ему ждать помощи. В молчании добро должно твориться, но(не) чего об этом толковать.
Слайд 19
Описание слайда:
4.В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
Публика (не)доуменно смотрела на приготовления артистов. Радуга (не)ожиданно показалась над городом.
Река тянулась вдоль (не)высокого травянистого берега. Воздух (не)подвижен и чист.
Мы бредем по тем дорогам, где (не)кошена трава. Только (не)сжата полоска одна, грустную думу наводит она.
Когда его усадили и напоили чаем, он (не)сколько успокоился. (Не)смотря на то, что ветер яростно носился над морем, тучи как будто замерли.
Слайд 20
Описание слайда:
5.В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
Они были измучены и голодны, да и (не)где было взять пищу. Фонари (не)ярко отражались на черной поверхности воды.
Он был (не)брит, измучен, с глазами, красными от бессонницы. В комнате сыро, холодно и (не)уютно.
Этот роман, (не)сочиненный, а пережитый им, был прекраснее всех вымыслов.
Он очень хотел учиться в университете, (не)смотря на свои тридцать пять лет.
Слайд 21
Описание слайда:
6.В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
Новая статья о творчестве этого режиссера еще (не)напечатана. Письмо моему однокласснику (не)отправлено.
Гаврин, как и другие посетители выставки, долго стоял (не)подвижно возле грандиозного полотна художника. Долгий и (не)легкий разговор состоялся у отца и сына.
Прослыть (не)вежею позорно. В хорошо отреставрированном здании чувствовалось что-то (не)уловимо новое.
Эти воспоминания оказались совсем (не)веселым, а очень безрадостным грузом для памяти. К нам прибыл новый жилец—(не)кто Кузнецов.
Слайд 22
Описание слайда:
Домашнее задание:
Из художественных произведений выбрать предложения (8 – 10) с разными частями речи, объяснить почему употреблено не или ни.
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…
«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай! —
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. —
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…
Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…
1923 г.
Источник
Литературный журнал “Ритмы вселенной”
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.
Источник
II
Он был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, не лоскутное платье сломили его: о! что ему было до всех этих мук и истязаний! Напротив, он даже рад был работе: измучившись на работе физически, он по крайней мере добывал себе несколько часов спокойного сна. И что значила для него пища эти пустые щи с тараканами? Студентом, во время прежней жизни, он часто и того не имел. Платье его было тепло и приспособлено к его образу жизни. Кандалов он даже на себе не чувствовал. Стыдиться ли ему было своей бритой головы и половинчатой куртки? Но пред кем? Пред Соней? Соня боялась его, и пред нею ли было ему стыдиться?
А что же? Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.
Тревога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось, вот что предстояло ему на свете. И что в том, что чрез восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать еще жить! Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.
И хотя бы судьба послала ему раскаяние жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.
По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. Но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, прежде.
«Чем, чем, думал он, моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так… странною. О отрицатели и мудрецы в пятачок серебра, зачем вы останавливаетесь на полдороге!
Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? говорил он себе. Тем, что он злодеяние? Что значит слово „злодеяние“? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно! Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».
Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.
Он страдал тоже от мысли: зачем он тогда себя не убил? Зачем он стоял тогда над рекой и предпочел явку с повинною? Неужели такая сила в этом желании жить и так трудно одолеть его? Одолел же Свидригайлов, боявшийся смерти?
Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь.
Он скорее допускал тут одну только тупую тягость инстинкта, которую не ему было порвать и через которую он опять-таки был не в силах перешагнуть (за слабостию и ничтожностию). Он смотрел на каторжных товарищей своих и удивлялся: как тоже все они любили жизнь, как они дорожили ею! Именно ему показалось, что в остроге ее еще более любят и ценят, и более дорожат ею, чем на свободе. Каких страшных мук и истязаний не перенесли иные из них, например бродяги! Неужели уж столько может для них значить один какой-нибудь луч солнца, дремучий лес, где-нибудь в неведомой глуши холодный ключ, отмеченный еще с третьего года и о свидании с которым бродяга мечтает, как о свидании с любовницей, видит его во сне, зеленую травку кругом его, поющую птичку в кусте? Всматриваясь дальше, он видел примеры, еще более необъяснимые.
В остроге, в окружающей его среде, он, конечно, многого не замечал, да и не хотел совсем замечать. Он жил, как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом. Казалось, он и они были разных наций. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтоб эти причины были на самом деле так глубоки и сильны. В остроге были тоже ссыльные поляки, политические преступники. Те просто считали весь этот люд за невежд и хлопов и презирали их свысока; но Раскольников не мог так смотреть: он ясно видел, что эти невежды во многом гораздо умнее этих самых поляков. Были тут и русские, тоже слишком презиравшие этот народ, один бывший офицер и два семинариста; Раскольников ясно замечал и их ошибку.
Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть почему? Он не знал того. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее.
Ты барин! говорили ему. Тебе ли было с топором ходить; не барское вовсе дело.
На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе с своей казармой. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. Из-за чего, он и сам не знал того, произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением.
Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! кричали ему. Убить тебя надо.
Он никогда не говорил с ними о боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника; он молчал и не возражал им. Один каторжный бросился было на него в решительном исступлении; Раскольников ожидал его спокойно и молча: бровь его не шевельнулась, ни одна черта его лица не дрогнула. Конвойный успел вовремя стать между ним и убийцей не то пролилась бы кровь.
Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться.
Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни; в арестантской палате отворили окна (решетчатые, под которыми ходил часовой). Соня, во всё время болезни его, могла только два раза его навестить в палате; каждый раз надо было испрашивать разрешения, а это было трудно. Но она часто приходила на госпитальный двор, под окна, особенно под вечер, а иногда так только, чтобы постоять на дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты. Однажды, под вечер, уже совсем почти выздоровевший Раскольников заснул; проснувшись, он нечаянно подошел к окну и вдруг увидел вдали, у госпитальных ворот, Соню. Она стояла и как бы чего-то ждала. Что-то как бы пронзило в ту минуту его сердце; он вздрогнул и поскорее отошел от окна. В следующий день Соня не приходила, на третий день тоже; он заметил, что ждет ее с беспокойством. Наконец его выписали. Придя в острог, он узнал от арестантов, что Софья Семеновна заболела, лежит дома и никуда не выходит.
Он был очень беспокоен, посылал о ней справляться. Скоро узнал он, что болезнь ее не о