Омар хайям скажи спасибо перед сном за то что ты имеешь дом
Будь счастлив в этот миг. Этот миг и есть твоя жизнь.
(с) Омар Хайям
Философы говорят, что человек живет в вечном поиске счастья и до конца не бывает доволен своей жизнью никогда. Но я не согласна. Есть такая точка в жизни, когда люди понимают – это пик. Здоровье есть, силы есть, конкурентов на работе не много, в профессии состоялся. Жизненное пространство организовано с умом.
Есть жена/муж, которые любят. Друзья. Дети, которые уважают. Родители живы. И надо быть безумцем, чтобы не зафиксировать в памяти этот момент, как один из самых счастливых. Да, цели и желания имеются. Но “какие наши годы”?
А потом внезапно все обваливается. Человек вдруг понимает, чего он “никогда не”. Но не потому, что он чего-то не может. Скорее, потому, что не хочет. Или не уместно. Это такая планка, которая тебе по плечу, но тебе совсем не хочется ее брать. И ты готов отдать победу и награду другому.
Иллюстрация: мужчина в чалме
В этот момент человека охватывает необъяснимая грусть, он ощущает внутреннюю опустошенность. И то, что раньше радовало и приводило в восторг, оставляет равнодушным.
Пока нам мешало отсутствие материальных благ, любви, признания, пока мы шли к этому, бежали и ползли, мы и были молоды, и вдохновлялись предвкушением. А когда ничего уже не хочется, и сам себе утомителен – это первый признак наступления старости.
И думает человек: “Я, оказывается, столько лет на белом свете живу, а как будто вчера родился. И счастья как-то мало выпало на мою долю. Хотелось бы больше”.
О том, что суждено
То, что бог нам однажды отмерил, друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не зарясь, взаймы не прося.
Нас как учат? Кто не работает – тот не ест. Или: что посеешь, то и пожнешь. А восточная философия говорит о другом: есть определенный сценарий, который был определен за 1000 лет до нашего рождения. И от нас требуется только быть зрителем шоу.
Такой подход и успокаивает, и развращает одновременно. Появляется соблазн сложить руки, сесть и ждать. И когда деньги появятся, и когда на работе повысят, и когда любимый человек поймет, какую ошибку он совершил и вернется.
Иллюстрация: рисунок мужчина в чалме
Вот только в этой жизни каждый день можно прожить всего лишь один раз. И люди сами решают, как им поступить: брать от жизни все, или смиренно ждать, когда она сама принесет счастье в ладонях.
О интерпретации своей судьбы
Тот, кто мир преподносит счастливчикам в дар,
Остальным — за ударом наносит удар.
Не горюй, если меньше других веселился,
Будь доволен, что меньше других пострадал.
Даже те из нас, кто не любит жаловаться на жизнь, хоть раз да и озадачились вопросом: почему у других больше, чем у меня? Денег, счастья, любви, возможностей?
Омар Хайям предлагает посмотреть на происходящее под другим углом. Есть люди, на которых жизнь обрушилась таким прессингом, что все остальные на их фоне еще неплохо живут.
Я сама в минуты отчаяния захожу на страницу к женщине, сын которой болен шизофренией. Он такое творит, что хочется перекреститься и сказать “спасибо” своей судьбе, что у меня все более-менее спокойно.
Счастье оно не только в приобретении. Оно в том, что есть здоровье, чистый разум и добрые помыслы.
О смысле жизни и тайнах бытия
Вразуми, всемогущее небо, невежд:
Где источник, где цель наших тщетных надежд?
Сколько пламенных душ без остатка сгорело!
Где же дым? Где же смысл? Оправдание — где ж?
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, –
Вот последний секрет из постигнутых мной.
Если человек умен, он знает ответы на все вопросы? На Востоке юноши приходят к аксакалам за мудрыми советами. На западе люди ищут утешения и ясности в кабинетах психологов. В России мы ищем смысл жизни в дружеских полуночных беседах.
Вот только прийти к истине никак не можем.
А почему? Потому, что каждый человек и его судьба – уникальны, как линии жизни на ладонях. И то лекало, которое подходит одному, не подойдет к другому.
Все, что нужно людям – это понимание и поддержка. А ответы на сложные вопросы жизнь даст сама. Правда, в обмен на время и молодость.
Источник
Известно, в мире все лишь суета сует:
Будь весел, не горюй, стоит на этом свет.
Что было, то прошло, что будет — неизвестно,
Так не тужи о том, чего сегодня нет.
Один не разберёт, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мёд.
Дай хлеба одному — навек запомнит,
Другому жизнь пожертвуй — не поймёт.
В этом мире неверном не будь дураком:
Полагаться не вздумай на тех, кто кругом.
Трезвым оком взгляни на ближайшего друга –
Друг, возможно, окажется злейшим врагом.
Если есть у тебя для жилья закуток —
В наше подлое время — и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин —
Счастлив ты и воистину духом высок.
Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И, если что не так — смирись!
Будь поумней и улыбнись.
Холодной думай головой.
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.
Кто битым жизнью был, тот большего добьется.
Пуд соли съевший, выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет…
Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть,
Лучше кости глодать, чем прельститься страстям,
За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Ты выбрался из грязи в князи,
Но, быстро князем становясь,
Не позабудь, чтобы не сглазить,
Не вечны князи – вечна грязь.
Я пришел к мудрецу и спросил у него:
«Что такое любовь?» Он сказал: «Ничего»
Но, я знаю, написано множество книг:
Вечность пишут одни, а другие – что миг
То опалит огнем, то расплавит как снег,
Что такое любовь? «Это все человек!»
И тогда я взглянул ему прямо в лицо,
Как тебя мне понять? «Ничего или все?»
Он сказал улыбнувшись: «Ты сам дал ответ!:
Ничего или все! — середины здесь нет!»
Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит. И тогда счастье само найдет тебя.
О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас, а те кто лучше нас… Им просто не до нас.
Мы — послушные куклы в руках у творца!
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене всевышний на ниточках водит
И пихает в сундук, доведя до конца.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты
Врага обнимешь — друга наживешь.
Да, в женщине, как в книге, мудрость есть.
Понять способен смысл её великий
Лишь грамотный.
И не сердись на книгу,
Коль, неуч, не сумел её прочесть.
В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства.
То, что Бог нам однажды отмерил, друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не зарясь, взаймы не прося.
Страсть не может с глубокой любовью дружить,
Если сможет, то вместе недолго им быть.
Согрешив, ни к чему себя адом стращать,
Стать безгрешным не надо, Хайям, обещать.
Для чего милосердному Богу безгрешный?
Грешник нужен Всевышнему — чтобы прощать.
Когда уходите на пять минут,
Не забывайте оставлять тепло в ладонях.
В ладонях тех, которые вас ждут,
В ладонях тех, которые вас помнят…
Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Словно ветер в степи, словно в речке вода,
День прошел — и назад не придет никогда.
Будем жить, о подруга моя, настоящим!
Сожалеть о минувшем — не стоит труда.
Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить
Бесценный дар отдав кому попало
Родного встретив, не сумеешь полюбить.
Удивления достойны поступки Творца!
Переполнены горечью наши сердца:
Мы уходим из этого мира, не зная
Ни начала, ни смысла его, ни конца.
Отчего всемогущий творец наших тел
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны — зачем умираем?
Если несовершенны — то кто бракодел?
Скупец, не причитай, что плохи времена.
Все, что имеешь, — трать. Запомни: жизнь одна.
Сколь злата ни награбь, а в мир иной отсюда
Не унесешь, представь, и горсточки зерна.
Растить в душе побег уныния — преступление.
Я знаю мир: в нём вор сидит на воре,
Мудрец всегда проигрывает спор с глупцом,
Бесчестный – честного стыдит,
А капля счастья тонет в море горя…
Общаясь с дураком не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама
Любовь вначале ласкова всегда.
В воспоминаньях ласкова всегда.
А любишь – боль. И с жадностью друг друга
Терзаем мы и мучаем. Всегда.
Смерти я не страшусь, на судьбу не ропщу,
Утешения в надежде на рай не ищу,
Душу вечную, данную мне не надолго,
Я без жалоб в положенный час возвращу.
Не забывай, что ты не одинок:
И в самые тяжкие минуты рядом с тобою — Бог.
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.
Ветер жизни иногда свиреп.
В целом жизнь, однако, хороша.
И не страшно, когда черный хлеб,
Страшно, когда черная душа…
О чем скорбеть? Клянусь дыханьем,
Есть в жизни два ничтожных дня:
День, ставший мне воспоминаньем,
И не наставший для меня.
В сей мир едва ли снова попадем,
Своих друзей вторично не найдем.
Лови же миг! Ведь он не повторится,
Как ты и сам не повторишься в нем.
Нет другого рая, кроме рая жить.
Так умейте, люди, этот рай любить!
Показывать можно только зрячим.
Петь песню — только тем, кто слышит.
Дари себя тому, кто будет благодарен,
Кто понимает, любит вас и ценит.
Меняем реки, страны, города…
Иные двери… Новые года…
А никуда нам от себя не деться,
А если деться — только в никуда.
Не ставь ты дураку хмельного угощенья,
Чтоб оградить себя от чувства отвращенья:
Напившись, криками он спать тебе не даст,
А утром надоест, прося за то прощенья.
Не говорите, что мужчина бабник. Был бы он однолюб — до вас бы очередь не дошла.
Встанем утром и руки друг другу пожмем,
На минуту забудем о горе своем,
С наслаждением вдохнем этот утренний воздух,
Полной грудью, пока еще дышим, вдохнем.
Если б мне всемогущество было дано –
Я бы небо такое низринул давно
И воздвиг бы другое, разумное небо
Чтобы только достойных любило оно.
Что толку толковать тому, кто бестолков!
От страха смерти я, — поверьте мне, — далек:
Страшнее жизни что мне приготовил рок?
Я душу получил на подержанье только
И возвращу ее, когда наступит срок.
В этой тленной Вселенной в положенный срок
Превращаются в прах человек и цветок,
Кабы прах испарялся у нас из под ног –
С неба лился б на землю кровавый поток.
От безбожья до Бога — мгновенье одно!
От нуля до итога — мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь — ни мало ни много — мгновенье одно!
«Как там в мире ином?» — я спросил старика,
Утешаясь вином в уголке погребка.
«Пей! — ответил. — Дорога туда далека.
Из ушедших никто не вернулся пока».
Когда б скрижаль судьбы мне вдруг подвластна стала,
Я все бы стер с нее и все писал сначала.
Из мира я печаль изгнал бы навсегда,
Чтоб радость головой до неба доставала.
Ты скажешь эта жизнь — одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт,
Не забывай: она — твоё творенье.
Источник
221
Разум смертных не знает, в чём суть Твоего бытия.
Чтó тебе непокорность моя и покорность моя ?
Опьянённый своими грехами, я трезв в упованье,
Это значит: я верю, что милость безмерна Твоя.
________
Все гадить научились: и этот срёт и тот
В надежде, что Всевышний за всеми уберёт.
От недостатка веры они грешат сперва,
А после свято верят в щедроты Божества.
222
Чем за общее счастье без толку страдать —
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.
________
Чтоб потребное слабому ближнему дать,
Нужно волю свою день и ночь угнетать.
Ты способен на это ? Ты знаешь, чтó стóит
Свою трезвость в мирском кабаке сохранять ?
*
Кáк ты можешь к себе привязать добротой,
Если сам ты привязан к прилавку пивной ?
Гóре сердцу, которое пьянице верит —
Сохрани его, Боже, от дружбы такой !
223
Трудно замыслы Божьи постичь, старина,
Нет у этого Неба ни верха, ни дна.
Сядь в укромном углу и довольствуйся малым:
Лишь бы сцена была хоть немного видна !
________
Нет ни верха, ни дна у твоей болтовни,
На которую ты расточил свои дни.
Ты на помощь не звал Материнское Сердце,
Так Отцовскую Мудрость теперь не кляни.
224
Если я напиваюсь и падаю с ног —
Это Богу служение, а не порок.
Не могу же нарушить я замысел Божий,
Если пьяницей быть предназначил мне Бог !
________
Если б пьяницей быть тебе Бог повелел,
Ты бы каяться в пьянстве своём не умел.*
Если ж, сдуру напившись, себя проклинаешь,
То выходит, что знаешь иной свой удел.
225
О вино ! Ты прочнее верёвки любой.
Разум пьющего крепко опутан тобой.
Ты с душой обращаешься словно с рабой:
Стать её заставляешь самою собой.
________
Чтó особого в том, чтоб, напившись вина,
Опуститься в поступках до самого дна ?
Стать собою самим от вина — не заслуга,
Стать подобною Богу душа рождена.
226
Ты при всех на меня накликаешь позор:
Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор !
Я готов согласиться с твоими словами,
Но достоин ли ты выносить приговор ?
________
Ну а если достоин и призван к тому ?
Чтó тогда ты ответишь судье твоему ?
Все умеют “а-тыкать”, когда их позорят,
Мало кто, сокрушаясь, клянёт свою тьму.
227
Если Бог не услышит меня в вышине —
Я молитвы свои обращу к Сатане.
Если Богу желанья мои не угодны —
Значит Дьявол внушает желания мне !
________
Да кому уж угодно, мой милый, молись,
Но, ответа дождавшись, во всём покорись.
Твоё горе не в тех или в этих кумирах,
А лишь в непослушаньях, калечащих жизнь.
*
Если б ты Сатане был послушен, любя,
Очень скоро Господь бы заметил тебя;
Он ведь ценит не то, кому сердце послушно,
А что сердце послушно без тени вранья.
228
Веселясь беззаботно, греша без конца,
Не теряю надежды на милость Творца.
Снова пьяный мертвецки лежу под забором.
Лягу в землю — Создатель простит мертвеца !
________
Разве ты веселишься и радостно пьёшь ?
А ещё лицемеров честишь и клянёшь !
Ты же сам лицемер, что под маской веселья
И при помощи зелья в печали живёшь.
*
Если б не был ты вечно в душе одинок,
Если б дружбы сердечной мог выпить глоток,
Ты б вино не хлестал с нарочитым весельем,
А хранил бы любви драгоценный росток.
*
Ты же слабый, тщедушный, больной человек,
Для чего ты храбришься в отпущенный век ?
Неужели труднее к Отцу обратится,
Став примером для многих таких же калек ?
229
Пощади меня, Боже, избавь от оков !
Их достойны святые, а я не таков.
Я — подлец, если Ты не жесток с подлецами.
Я — глупец, если жалуешь Ты дураков.
________
Ты забыл — ты ещё пустобрёх и наглец,
Вóт за чтó тебя бьёт милосердный Отец.
Кабы ты подлецом молчаливым родился,
Кабы был присмиревший, безмолвный глупец.
230
Счастлив тот, кто в шелку и парче не блистал,
Книгу славы мирской никогда не листал,
Кто, как птица Симург, отрешился от мира,*
Но совою, подобно Хайяму, не стал.
________
Вóт гдé истина ! Так бы и вёл свои дни.
Брось хмельё прославлять, к благородству примкни:
Не бахвалься питьём, напоказ не безумствуй,
Дýши юных хоть словом твоим сохрани.
231
Так как разум у нас в невысокой цене,
Так как только дурак безмятежен вполне —
Утоплю-ка остаток рассудка в вине:
Может статься, судьба улыбнётся и мне !
________
Ты всё разум твой редкий продать норовишь,
Но купца не найдя, его в чаше винишь.
Ты для друга б его сохранил дорогого,
Вдруг он в дверь постучит, а ты в луже лежишь.
232
Ты, Всевышний, по-моему, жаден и стар.
Ты наносишь рабу за ударом удар.
Рай — награда безгрешным за их послушанье.
Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в дар !
________
Бог и так тебя щедро, мой друг, одарил:
Чтобы гадости ты на Него говорил.
Это редкостный дар, так что, будь я тобою,
Я б у Бога уже ничего не просил.
233
Чтобы Ты прегрешенья Хайяма простил —
Он поститься решил и мечеть посетил.
Но, увы, от волненья во время намаза
Громкий ветер ничтожный Твой раб испустил !
________
Оскорбляя святыни ханжей и святош,
Ты к святыне своей никогда не дойдёшь.
Их ты злишь и терзаешь, позоришь и травишь,
Но покоя на этом пути не найдёшь.
234
Всё, что видишь ты, — видимость только одна,
Только форма — а суть никому не видна.
Смысла этих картинок понять не пытайся —
Сядь спокойно в сторонке и выпей вина !
________
Ты — слепой, потому тебе суть не видна;
Ты — философ верхов, не нырнувший до дна.
И считая, что все тебе в этом подобны,
Направляешь людей только к кружке вина.
235
Дух мой чистый, ты гость в моём теле земном !
Я с утра подкреплю тебя чистым вином,
Чтобы ты не томился в обители праха
До того, как проститься со мной перед сном.
________
Дух наш чистый томится в остроге земном
Не за тем, чтоб бодриться враньём и вином,
А чтоб, будучи сам от отцов подкреплённым,
Мог бы детям своим стать опорой потом.
236
В жизни сей опьянение лучше всего,
Нежной гурии пение лучше всего,
Вольной мысли кипение лучше всего,
Всех запретов забвение лучше всего.
________
В этой жизни терпение — лучше всего,
С Божьей Волей смирение — лучше всего,
Чистой веры горение — лучше всего,
Падших душ воскресение — лучше всего.
*
Ты не на шутку тугоух, мой друг:
Ты слышишь плоть, не замечая дух;
Ты песней наслаждаешься прекрасной,
Но к стону плачущего сердца — глух.
237
Я терплю издевательства Неба давно,
Может быть, за терпенье в награду Оно
Ниспошлёт мне красавицу лёгкого нрава
И тяжёлый кувшин ниспошлёт заодно ?
________
Если б чудом каким-то узнать бы ты мог,
Сколько мук от тебя уже вытерпел Бог,
Ты б не только Его не просил о наградах,
А считал бы наградой свой выдох и вдох.
238
Тот, кто с юности верует в собственный ум,
Стал в погоне за истиной сух и угрюм;
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в изюм.
________
”Притязающий”, — как это тóчно, мой друг !
Притязание — самый опасный недуг.
Исцелить свою душу от всех притязаний —
Вóт вершина, где ждёт нас Божественный Дух.
239
Много сект насчитал я в исламе. Из всех
Я избрал себе секту любовных утех.
Ты — мой бог ! Подари же мне радости рая.
Слиться с богом, любовью пылая — не грех !
________
Слиться с Богом в любви и правдивости — цель.
Этой цели служить может даже постель,
Если Волею Бога в неё ты положен
С той женой, у которой такая же цель.
*
Если б женщина Богом была — я не прочь.
Но не может быть Богом продажная дочь.
Ты с ней будешь ”сливаться, любовью пылая”,
А на утро услышишь: «Плати мне за ночь».
*
Слиться с Господом Богом, конечно, не грех.
Но при чём здесь притон для любовных утех ?
Если женщина — Бог твой, служи ей как Богу,
Ну а если — игрушка, молчи, пустобрех.
240
О вино ! Ты — живая вода, ты — исток
Вдохновенья и счастья, а я — твой пророк.
Я тебя прославляю в согласье с Кораном:
Ведь сказал же Аллах, что вино — не порок !
________
Ни вино, ни постель, ни вода, ни еда
Быть пороком не могут нигде никогда.
Все пороки есть дети отсутствия меры,
Лишь отсутствие меры — источник вреда.
241
В наш подлый век неверен друг любой.
Держись подальше от толпы людской.
Тот, на кого ты в жизни положился, —
Всмотрись-ка лучше, — враг перед тобой.
________
«В наш подлый век» ?, — так он уже и твой ?
Знать, сам ты не далёк от толчеи людской ?
Тогда уж и к тебе не плохо б присмотреться:
А вдруг и ты не друг, а враг смертельный мой.
*
Всмотрись скорей в себя, а не в того, кто рядом,
Всю жизнь сверли себя непримиримым взглядом,
Себя всегда страшись, чтоб ты не отравил
Доверия людей искариотским ядом.
*
Враг не перед тобой, он у тебя внутри,
Покруче развернись, получше посмотри, —
Коль ты до Божества возвыситься решился,
О видимых врагах уже не говори.
242
Я раскаянья полон на старости лет.
Нет прощения мне, оправдания нет.
Я, безумец, не слушался Божьих велений —
Делал всё, чтобы только нарушить запрет !
________
Вóт твоей поучительной жизни итог !
Вóт о чём каждодневно просил тебя Бог:
«Будь послушен, Мой сын, лишь в твоём послушанье
И твоё оправданье и блага чертог».
___________________________________
* См. 168 и 242 четверостишие.
* Симург — легендарная птица, обитавшая на горе Альбурз на севере Ирана, покровительствовавшая дому богатыря Рустама.
Источник