Омар хайям скажи спасибо перед сном за то что ты имеешь дом

Будь счастлив в этот миг. Этот миг и есть твоя жизнь.

(с) Омар Хайям

Философы говорят, что человек живет в вечном поиске счастья и до конца не бывает доволен своей жизнью никогда. Но я не согласна. Есть такая точка в жизни, когда люди понимают – это пик. Здоровье есть, силы есть, конкурентов на работе не много, в профессии состоялся. Жизненное пространство организовано с умом.

Есть жена/муж, которые любят. Друзья. Дети, которые уважают. Родители живы. И надо быть безумцем, чтобы не зафиксировать в памяти этот момент, как один из самых счастливых. Да, цели и желания имеются. Но “какие наши годы”?

А потом внезапно все обваливается. Человек вдруг понимает, чего он “никогда не”. Но не потому, что он чего-то не может. Скорее, потому, что не хочет. Или не уместно. Это такая планка, которая тебе по плечу, но тебе совсем не хочется ее брать. И ты готов отдать победу и награду другому.

Иллюстрация: мужчина в чалме

В этот момент человека охватывает необъяснимая грусть, он ощущает внутреннюю опустошенность. И то, что раньше радовало и приводило в восторг, оставляет равнодушным.

Пока нам мешало отсутствие материальных благ, любви, признания, пока мы шли к этому, бежали и ползли, мы и были молоды, и вдохновлялись предвкушением. А когда ничего уже не хочется, и сам себе утомителен – это первый признак наступления старости.

И думает человек: “Я, оказывается, столько лет на белом свете живу, а как будто вчера родился. И счастья как-то мало выпало на мою долю. Хотелось бы больше”.

О том, что суждено

То, что бог нам однажды отмерил, друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не зарясь, взаймы не прося.

Нас как учат? Кто не работает – тот не ест. Или: что посеешь, то и пожнешь. А восточная философия говорит о другом: есть определенный сценарий, который был определен за 1000 лет до нашего рождения. И от нас требуется только быть зрителем шоу.

Такой подход и успокаивает, и развращает одновременно. Появляется соблазн сложить руки, сесть и ждать. И когда деньги появятся, и когда на работе повысят, и когда любимый человек поймет, какую ошибку он совершил и вернется.

Иллюстрация: рисунок мужчина в чалме

Вот только в этой жизни каждый день можно прожить всего лишь один раз. И люди сами решают, как им поступить: брать от жизни все, или смиренно ждать, когда она сама принесет счастье в ладонях.

О интерпретации своей судьбы

Тот, кто мир преподносит счастливчикам в дар,
Остальным — за ударом наносит удар.
Не горюй, если меньше других веселился,
Будь доволен, что меньше других пострадал.

Даже те из нас, кто не любит жаловаться на жизнь, хоть раз да и озадачились вопросом: почему у других больше, чем у меня? Денег, счастья, любви, возможностей?

Омар Хайям предлагает посмотреть на происходящее под другим углом. Есть люди, на которых жизнь обрушилась таким прессингом, что все остальные на их фоне еще неплохо живут.

Я сама в минуты отчаяния захожу на страницу к женщине, сын которой болен шизофренией. Он такое творит, что хочется перекреститься и сказать “спасибо” своей судьбе, что у меня все более-менее спокойно.

Счастье оно не только в приобретении. Оно в том, что есть здоровье, чистый разум и добрые помыслы.

О смысле жизни и тайнах бытия

Вразуми, всемогущее небо, невежд:
Где источник, где цель наших тщетных надежд?
Сколько пламенных душ без остатка сгорело!
Где же дым? Где же смысл? Оправдание — где ж?

Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, –
Вот последний секрет из постигнутых мной.

Если человек умен, он знает ответы на все вопросы? На Востоке юноши приходят к аксакалам за мудрыми советами. На западе люди ищут утешения и ясности в кабинетах психологов. В России мы ищем смысл жизни в дружеских полуночных беседах.

Вот только прийти к истине никак не можем.

А почему? Потому, что каждый человек и его судьба – уникальны, как линии жизни на ладонях. И то лекало, которое подходит одному, не подойдет к другому.

Все, что нужно людям – это понимание и поддержка. А ответы на сложные вопросы жизнь даст сама. Правда, в обмен на время и молодость.

Источник

Известно, в мире все лишь суета сует:
Будь весел, не горюй, стоит на этом свет.
Что было, то прошло, что будет — неизвестно,
Так не тужи о том, чего сегодня нет.

­

Один не разберёт, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мёд.
Дай хлеба одному — навек запомнит,
Другому жизнь пожертвуй — не поймёт.

­

В этом мире неверном не будь дураком:
Полагаться не вздумай на тех, кто кругом.
Трезвым оком взгляни на ближайшего друга –
Друг, возможно, окажется злейшим врагом.

­

Если есть у тебя для жилья закуток —
В наше подлое время — и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин —
Счастлив ты и воистину духом высок.

­

Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И, если что не так — смирись!
Будь поумней и улыбнись.
Холодной думай головой.
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно.

­

Кто битым жизнью был, тот большего добьется.
Пуд соли съевший, выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет…

­

Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть,
Лучше кости глодать, чем прельститься страстям,
За столом у мерзавцев, имеющих власть.

­

Ты выбрался из грязи в князи,
Но, быстро князем становясь,
Не позабудь, чтобы не сглазить,
Не вечны князи – вечна грязь.

­

Я пришел к мудрецу и спросил у него:
«Что такое любовь?» Он сказал: «Ничего»
Но, я знаю, написано множество книг:
Вечность пишут одни, а другие – что миг
То опалит огнем, то расплавит как снег,
Что такое любовь? «Это все человек!»
И тогда я взглянул ему прямо в лицо,
Как тебя мне понять? «Ничего или все?»
Он сказал улыбнувшись: «Ты сам дал ответ!:
Ничего или все! — середины здесь нет!»

­

Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит. И тогда счастье само найдет тебя.

­

О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас, а те кто лучше нас… Им просто не до нас.

­

Мы — послушные куклы в руках у творца!
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене всевышний на ниточках водит
И пихает в сундук, доведя до конца.

­

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

­

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты
Врага обнимешь — друга наживешь.

­

Да, в женщине, как в книге, мудрость есть.
Понять способен смысл её великий
Лишь грамотный.
И не сердись на книгу,
Коль, неуч, не сумел её прочесть.

­

В любимом человеке нравятся даже недостатки, а в нелюбимом раздражают даже достоинства.

­

То, что Бог нам однажды отмерил, друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не зарясь, взаймы не прося.

­

Страсть не может с глубокой любовью дружить,
Если сможет, то вместе недолго им быть.

­

Согрешив, ни к чему себя адом стращать,
Стать безгрешным не надо, Хайям, обещать.
Для чего милосердному Богу безгрешный?
Грешник нужен Всевышнему — чтобы прощать.

­

Когда уходите на пять минут,
Не забывайте оставлять тепло в ладонях.
В ладонях тех, которые вас ждут,
В ладонях тех, которые вас помнят…

­

Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало.

­

Словно ветер в степи, словно в речке вода,
День прошел — и назад не придет никогда.
Будем жить, о подруга моя, настоящим!
Сожалеть о минувшем — не стоит труда.

­

Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить
Бесценный дар отдав кому попало
Родного встретив, не сумеешь полюбить.

­

Удивления достойны поступки Творца!
Переполнены горечью наши сердца:
Мы уходим из этого мира, не зная
Ни начала, ни смысла его, ни конца.

­

Отчего всемогущий творец наших тел
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны — зачем умираем?
Если несовершенны — то кто бракодел?

­

Скупец, не причитай, что плохи времена.
Все, что имеешь, — трать. Запомни: жизнь одна.
Сколь злата ни награбь, а в мир иной отсюда
Не унесешь, представь, и горсточки зерна.

­

Растить в душе побег уныния — преступление.

­

Я знаю мир: в нём вор сидит на воре,
Мудрец всегда проигрывает спор с глупцом,
Бесчестный – честного стыдит,
А капля счастья тонет в море горя…

­

Общаясь с дураком не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама

­

Любовь вначале ласкова всегда.
В воспоминаньях ласкова всегда.
А любишь – боль. И с жадностью друг друга
Терзаем мы и мучаем. Всегда.

­

Смерти я не страшусь, на судьбу не ропщу,
Утешения в надежде на рай не ищу,
Душу вечную, данную мне не надолго,
Я без жалоб в положенный час возвращу.

­

Не забывай, что ты не одинок:
И в самые тяжкие минуты рядом с тобою — Бог.

­

Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим.

­

Ветер жизни иногда свиреп.
В целом жизнь, однако, хороша.
И не страшно, когда черный хлеб,
Страшно, когда черная душа…

­

О чем скорбеть? Клянусь дыханьем,
Есть в жизни два ничтожных дня:
День, ставший мне воспоминаньем,
И не наставший для меня.

­

В сей мир едва ли снова попадем,
Своих друзей вторично не найдем.
Лови же миг! Ведь он не повторится,
Как ты и сам не повторишься в нем.

­

Нет другого рая, кроме рая жить.
Так умейте, люди, этот рай любить!

­

Показывать можно только зрячим.
Петь песню — только тем, кто слышит.
Дари себя тому, кто будет благодарен,
Кто понимает, любит вас и ценит.

­

Меняем реки, страны, города…
Иные двери… Новые года…
А никуда нам от себя не деться,
А если деться — только в никуда.

­

Не ставь ты дураку хмельного угощенья,
Чтоб оградить себя от чувства отвращенья:
Напившись, криками он спать тебе не даст,
А утром надоест, прося за то прощенья.

­

Не говорите, что мужчина бабник. Был бы он однолюб — до вас бы очередь не дошла.

­

Встанем утром и руки друг другу пожмем,
На минуту забудем о горе своем,
С наслаждением вдохнем этот утренний воздух,
Полной грудью, пока еще дышим, вдохнем.

­

Если б мне всемогущество было дано –
Я бы небо такое низринул давно
И воздвиг бы другое, разумное небо
Чтобы только достойных любило оно.

­

Что толку толковать тому, кто бестолков!

­

От страха смерти я, — поверьте мне, — далек:
Страшнее жизни что мне приготовил рок?
Я душу получил на подержанье только
И возвращу ее, когда наступит срок.

­

В этой тленной Вселенной в положенный срок
Превращаются в прах человек и цветок,
Кабы прах испарялся у нас из под ног –
С неба лился б на землю кровавый поток.

­

От безбожья до Бога — мгновенье одно!
От нуля до итога — мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь — ни мало ни много — мгновенье одно!

­

«Как там в мире ином?» — я спросил старика,
Утешаясь вином в уголке погребка.
«Пей! — ответил. — Дорога туда далека.
Из ушедших никто не вернулся пока».

­

Когда б скрижаль судьбы мне вдруг подвластна стала,
Я все бы стер с нее и все писал сначала.
Из мира я печаль изгнал бы навсегда,
Чтоб радость головой до неба доставала.

­

Ты скажешь эта жизнь — одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт,
Не забывай: она — твоё творенье.

­

Читайте также:  Видеть рыбу жареную во сне женщине

Источник

221

Разум смертных не знает, в чём суть Твоего бытия.
Чтó тебе непокорность моя и покорность моя ?
Опьянённый своими грехами, я трезв в упованье,
Это значит: я верю, что милость безмерна Твоя.

________

Все гадить научились: и этот срёт и тот
В надежде, что Всевышний за всеми уберёт.
От недостатка веры они грешат сперва,
А после свято верят в щедроты Божества.

222

Чем за общее счастье без толку страдать —
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.

________

Чтоб потребное слабому ближнему дать,
Нужно волю свою день и ночь угнетать.
Ты способен на это ? Ты знаешь, чтó стóит
Свою трезвость в мирском кабаке сохранять ?

*
Кáк ты можешь к себе привязать добротой,
Если сам ты привязан к прилавку пивной ?
Гóре сердцу, которое пьянице верит —
Сохрани его, Боже, от дружбы такой !

223

Трудно замыслы Божьи постичь, старина,
Нет у этого Неба ни верха, ни дна.
Сядь в укромном углу и довольствуйся малым:
Лишь бы сцена была хоть немного видна !

________

Нет ни верха, ни дна у твоей болтовни,
На которую ты расточил свои дни.
Ты на помощь не звал Материнское Сердце,
Так Отцовскую Мудрость теперь не кляни.

224

Если я напиваюсь и падаю с ног —
Это Богу служение, а не порок.
Не могу же нарушить я замысел Божий,
Если пьяницей быть предназначил мне Бог !

________

Если б пьяницей быть тебе Бог повелел,
Ты бы каяться в пьянстве своём не умел.*
Если ж, сдуру напившись, себя проклинаешь,
То выходит, что знаешь иной свой удел.

Читайте также:  Сон развод с женой к чему

225

О вино ! Ты прочнее верёвки любой.
Разум пьющего крепко опутан тобой.
Ты с душой обращаешься словно с рабой:
Стать её заставляешь самою собой.

________

Чтó особого в том, чтоб, напившись вина,
Опуститься в поступках до самого дна ?
Стать собою самим от вина — не заслуга,
Стать подобною Богу душа рождена.

226

Ты при всех на меня накликаешь позор:
Я безбожник, я пьяница, чуть ли не вор !
Я готов согласиться с твоими словами,
Но достоин ли ты выносить приговор ?

________

Ну а если достоин и призван к тому ?
Чтó тогда ты ответишь судье твоему ?
Все умеют “а-тыкать”, когда их позорят,
Мало кто, сокрушаясь, клянёт свою тьму.

227

Если Бог не услышит меня в вышине —
Я молитвы свои обращу к Сатане.
Если Богу желанья мои не угодны —
Значит Дьявол внушает желания мне !

________

Да кому уж угодно, мой милый, молись,
Но, ответа дождавшись, во всём покорись.
Твоё горе не в тех или в этих кумирах,
А лишь в непослушаньях, калечащих жизнь.

*
Если б ты Сатане был послушен, любя,
Очень скоро Господь бы заметил тебя;
Он ведь ценит не то, кому сердце послушно,
А что сердце послушно без тени вранья.

228

Веселясь беззаботно, греша без конца,
Не теряю надежды на милость Творца.
Снова пьяный мертвецки лежу под забором.
Лягу в землю — Создатель простит мертвеца !

________

Разве ты веселишься и радостно пьёшь ?
А ещё лицемеров честишь и клянёшь !
Ты же сам лицемер, что под маской веселья
И при помощи зелья в печали живёшь.

*
Если б не был ты вечно в душе одинок,
Если б дружбы сердечной мог выпить глоток,
Ты б вино не хлестал с нарочитым весельем,
А хранил бы любви драгоценный росток.

*
Ты же слабый, тщедушный, больной человек,
Для чего ты храбришься в отпущенный век ?
Неужели труднее к Отцу обратится,
Став примером для многих таких же калек ?

229

Пощади меня, Боже, избавь от оков !
Их достойны святые, а я не таков.
Я — подлец, если Ты не жесток с подлецами.
Я — глупец, если жалуешь Ты дураков.

________

Ты забыл — ты ещё пустобрёх и наглец,
Вóт за чтó тебя бьёт милосердный Отец.
Кабы ты подлецом молчаливым родился,
Кабы был присмиревший, безмолвный глупец.

230

Счастлив тот, кто в шелку и парче не блистал,
Книгу славы мирской никогда не листал,
Кто, как птица Симург, отрешился от мира,*
Но совою, подобно Хайяму, не стал.

________

Вóт гдé истина ! Так бы и вёл свои дни.
Брось хмельё прославлять, к благородству примкни:
Не бахвалься питьём, напоказ не безумствуй,
Дýши юных хоть словом твоим сохрани.

231

Так как разум у нас в невысокой цене,
Так как только дурак безмятежен вполне —
Утоплю-ка остаток рассудка в вине:
Может статься, судьба улыбнётся и мне !

________

Читайте также:  Волосы на животе у женщины сон

Ты всё разум твой редкий продать норовишь,
Но купца не найдя, его в чаше винишь.
Ты для друга б его сохранил дорогого,
Вдруг он в дверь постучит, а ты в луже лежишь.

232

Ты, Всевышний, по-моему, жаден и стар.
Ты наносишь рабу за ударом удар.
Рай — награда безгрешным за их послушанье.
Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в дар !

________

Бог и так тебя щедро, мой друг, одарил:
Чтобы гадости ты на Него говорил.
Это редкостный дар, так что, будь я тобою,
Я б у Бога уже ничего не просил.

233

Чтобы Ты прегрешенья Хайяма простил —
Он поститься решил и мечеть посетил.
Но, увы, от волненья во время намаза
Громкий ветер ничтожный Твой раб испустил !

________

Оскорбляя святыни ханжей и святош,
Ты к святыне своей никогда не дойдёшь.
Их ты злишь и терзаешь, позоришь и травишь,
Но покоя на этом пути не найдёшь.

234

Всё, что видишь ты, — видимость только одна,
Только форма — а суть никому не видна.
Смысла этих картинок понять не пытайся —
Сядь спокойно в сторонке и выпей вина !

________

Ты — слепой, потому тебе суть не видна;
Ты — философ верхов, не нырнувший до дна.
И считая, что все тебе в этом подобны,
Направляешь людей только к кружке вина.

235

Дух мой чистый, ты гость в моём теле земном !
Я с утра подкреплю тебя чистым вином,
Чтобы ты не томился в обители праха
До того, как проститься со мной перед сном.

________

Дух наш чистый томится в остроге земном
Не за тем, чтоб бодриться враньём и вином,
А чтоб, будучи сам от отцов подкреплённым,
Мог бы детям своим стать опорой потом.

236

В жизни сей опьянение лучше всего,
Нежной гурии пение лучше всего,
Вольной мысли кипение лучше всего,
Всех запретов забвение лучше всего.

________

В этой жизни терпение — лучше всего,
С Божьей Волей смирение — лучше всего,
Чистой веры горение — лучше всего,
Падших душ воскресение — лучше всего.

*
Ты не на шутку тугоух, мой друг:
Ты слышишь плоть, не замечая дух;
Ты песней наслаждаешься прекрасной,
Но к стону плачущего сердца — глух.

237

Я терплю издевательства Неба давно,
Может быть, за терпенье в награду Оно
Ниспошлёт мне красавицу лёгкого нрава
И тяжёлый кувшин ниспошлёт заодно ?

________

Если б чудом каким-то узнать бы ты мог,
Сколько мук от тебя уже вытерпел Бог,
Ты б не только Его не просил о наградах,
А считал бы наградой свой выдох и вдох.

238

Тот, кто с юности верует в собственный ум,
Стал в погоне за истиной сух и угрюм;
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в изюм.

________

”Притязающий”, — как это тóчно, мой друг !
Притязание — самый опасный недуг.
Исцелить свою душу от всех притязаний —
Вóт вершина, где ждёт нас Божественный Дух.

239

Много сект насчитал я в исламе. Из всех
Я избрал себе секту любовных утех.
Ты — мой бог ! Подари же мне радости рая.
Слиться с богом, любовью пылая — не грех !

________

Слиться с Богом в любви и правдивости — цель.
Этой цели служить может даже постель,
Если Волею Бога в неё ты положен
С той женой, у которой такая же цель.

*
Если б женщина Богом была — я не прочь.
Но не может быть Богом продажная дочь.
Ты с ней будешь ”сливаться, любовью пылая”,
А на утро услышишь: «Плати мне за ночь».

*
Слиться с Господом Богом, конечно, не грех.
Но при чём здесь притон для любовных утех ?
Если женщина — Бог твой, служи ей как Богу,
Ну а если — игрушка, молчи, пустобрех.

240

О вино ! Ты — живая вода, ты — исток
Вдохновенья и счастья, а я — твой пророк.
Я тебя прославляю в согласье с Кораном:
Ведь сказал же Аллах, что вино — не порок !

________

Ни вино, ни постель, ни вода, ни еда
Быть пороком не могут нигде никогда.
Все пороки есть дети отсутствия меры,
Лишь отсутствие меры — источник вреда.

241

В наш подлый век неверен друг любой.
Держись подальше от толпы людской.
Тот, на кого ты в жизни положился, —
Всмотрись-ка лучше, — враг перед тобой.

________

«В наш подлый век» ?, — так он уже и твой ?
Знать, сам ты не далёк от толчеи людской ?
Тогда уж и к тебе не плохо б присмотреться:
А вдруг и ты не друг, а враг смертельный мой.

*
Всмотрись скорей в себя, а не в того, кто рядом,
Всю жизнь сверли себя непримиримым взглядом,
Себя всегда страшись, чтоб ты не отравил
Доверия людей искариотским ядом.

*
Враг не перед тобой, он у тебя внутри,
Покруче развернись, получше посмотри, —
Коль ты до Божества возвыситься решился,
О видимых врагах уже не говори.

242

Я раскаянья полон на старости лет.
Нет прощения мне, оправдания нет.
Я, безумец, не слушался Божьих велений —
Делал всё, чтобы только нарушить запрет !

________

Вóт твоей поучительной жизни итог !
Вóт о чём каждодневно просил тебя Бог:
«Будь послушен, Мой сын, лишь в твоём послушанье
И твоё оправданье и блага чертог».

___________________________________
* См. 168 и 242 четверостишие.
* Симург — легендарная птица, обитавшая на горе Альбурз на севере Ирана, покровительствовавшая дому богатыря Рустама.

Источник