Околдован невидимкой дремлет лес под сказку сна

Околдован невидимкой дремлет лес под сказку сна thumbnail

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.

  • Следующий стих → Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
  • Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Тучи

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Сергей Есенин — Пороша на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Сергей Есенин, новое:

В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчётлив стук подкованных копыт,
Трава поблёкшая в расстеленные полы
Сбирает медь с обветренных ракит.

С…

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

На…

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,…

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся —…

За горами, за жёлтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

В столице трудно родиться поэту. Москвичи с детства всё знают. Задумчивых в Москве нет. Всех задумчивых в Москве давят машинами. Поэты родятся в провинции, в столице поэты умирают.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Сергей Есенин, самые читаемые стихотворения:

  1. Пой же, пой. На проклятой гитаре
    Пальцы пляшут твои в полукруг.
    Захлебнуться бы в этом угаре,
    Мой последний, единственный друг.

    Не гляди на её…

  2. Ты меня не любишь, не жалеешь,
    Разве я немного не красив?
    Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
    Мне на плечи руки опустив.

    Молодая, с…

  3. Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
    Перстень счастья ищущий во мгле,
    Эту жизнь живу я словно кстати,
    Заодно с другими на земле.

    И с тобой…

  4. Я усталым таким ещё не был.
    В эту серую морозь и слизь
    Мне приснилось рязанское небо
    И моя непутёвая жизнь.

    Много женщин меня любило,
    Да и сам…

  5. Ну, целуй меня, целуй,
    Хоть до крови, хоть до боли.
    Не в ладу с холодной волей
    Кипяток сердечных струй.

    Опрокинутая кружка
    Средь весёлых не…

  6. Какая ночь! Я не могу.
    Не спится мне. Такая лунность.
    Ещё как будто берегу
    В душе утраченную юность.

    Подруга охладевших лет,
    Не называй игру…

  7. Заметался пожар голубой,
    Позабылись родимые дали.
    В первый раз я запел про любовь,
    В первый раз отрекаюсь скандалить.

    Был я весь — как…

  8. Да! Теперь решено. Без возврата
    Я покинул родные поля.
    Уж не будут листвою крылатой
    Надо мною звенеть тополя.

    Низкий дом без меня ссутулится,…

  9. В этом мире я только прохожий,
    Ты махни мне весёлой рукой,
    У осеннего месяца тоже
    Свет ласкающий, тихий такой.

    В первый раз я от месяца греюсь…

  10. Я слушал её и невольно
    Оглядывал стройный лик.
    Хотелось сказать:
    «Довольно!
    Найдёмте другой язык!»

    Но почему-то, не знаю,
    Смущённо сказал…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Источник

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÏÓØÊÈÍ

ÇÈÌÍßß ÄÎÐÎÃÀ

Ñêâîçü âîëíèñòûå òóìàíû
Ïðîáèðàåòñÿ ëóíà,
Íà ïå÷àëüíûå ïîëÿíû
Ëüåò ïå÷àëüíî ñâåò îíà.
Ïî äîðîãå çèìíåé, ñêó÷íîé
Òðîéêà áîðçàÿ áåæèò,
Êîëîêîëü÷èê îäíîçâó÷íûé
Óòîìèòåëüíî ãðåìèò.
×òî-òî ñëûøèòñÿ ðîäíîå
 äîëãèõ ïåñíÿõ ÿìùèêà:
Òî ðàçãóëüå óäàëîå,
Òî ñåðäå÷íàÿ òîñêà……
Íè îãíÿ, íè ÷åðíîé õàòû,
Ãëóøü è ñíåã…. Íà âñòðå÷ó ìíå
Òîëüêî âåðñòû ïîëîñàòû
Ïîïàäàþòñÿ îäíå…

ÂÎÒ ÑÅÂÅÐ, ÒÓ×È ÍÀÃÎÍßß (îòðûâîê èç ïîýìû “Åâãåíèé Îíåãèí”)

Âîò ñåâåð, òó÷è íàãîíÿÿ,
Äîõíóë, çàâûë – è âîò ñàìà
Èäåò âîëøåáíèöà-çèìà,
Ïðèøëà, ðàññûïàëàñü; êëîêàìè
Ïîâèñëà íà ñóêàõ äóáîâ,
Ëåãëà âîëíèñòûìè êîâðàìè
Ñðåäè ïîëåé âîêðóã õîëìîâ.
Áðåãà ñ íåäâèæíîþ ðåêîþ
Ñðàâíÿëà ïóõëîé ïåëåíîþ;
Áëåñíóë ìîðîç, è ðàäû ìû
Ïðîêàçàì ìàòóøêè-çèìû.
 
ÑÍÅÆÎÊ

ÍÈÊÎËÀÉ ÍÅÊÐÀÑÎÂ

Ñíåæîê ïîðõàåò, êðóæèòñÿ,
Íà óëèöå áåëî.
È ïðåâðàòèëèñü ëóæèöû
 õîëîäíîå ñòåêëî.

Ãäå ëåòîì ïåëè çÿáëèêè,
Ñåãîäíÿ – ïîñìîòðè! –
Êàê ðîçîâûå ÿáëîêè,
Íà âåòêàõ ñíåãèðè.

Ñíåæîê èçðåçàí ëûæàìè,
Êàê ìåë, ñêðèïó÷ è ñóõ,
È ëîâèò êîøêà ðûæàÿ
Âåñåëûõ áåëûõ ìóõ.

ÎÏßÒÜ ÇÈÌÀ

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÒÂÀÐÄÎÂÑÊÈÉ

Êðóæàñü ëåãêî è íåóìåëî,
Ñíåæèíêà ñåëà íà ñòåêëî.
Øåë íî÷üþ ñíåã ãóñòîé è áåëûé –
Îò ñíåãà â êîìíàòå ñâåòëî.
×óòü ïîðîøèò ïóøîê ëåòó÷èé,
È ñîëíöå çèìíåå âñòàåò.
Êàê êàæäûé äåíü, ïîëíåé è ëó÷øå,
Ïîëíåé è ëó÷øå íîâûé ãîä…

ÇÈÌÍÈÅ ÊÀÐÒÈÍÊÈ

Ùåíêà ïðîãóëèâàåò òåòÿ.
Ùåíîê ðàññòàëñÿ ñ ïîâîäêîì.
È âîò íà áðåþùåì ïîëåòå
Ëåòÿò âîðîíû çà ùåíêîì.
Ñâåðêàåò ñíåã…
Êàêàÿ ìàëîñòü!
Ïå÷àëü, êóäà æå òû äåâàëàñü?
 
ÂÅ×ÅÐ ÒÈÕÈÉ È ÌÎÐÎÇÍÛÉ

ÀËÅÊÑÀÍÄÐ ÁËÎÊ

Âå÷åð òèõèé è ìîðîçíûé.
Òîëüêî ñíåãà íåò è íåò.
Çà îêíîì âêëþ÷èëè çâåçäû,
 äîìå âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà òó÷à âûøëà
Äîì ïðèòèõ è çàìîë÷àë
Íî÷üþ êòî-òî åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè ñòó÷àë,
À ïîä óòðî â ñåðåáðèñòîé
Áåëîñíåæíîé òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé è ïóøèñòûé
Íà ìîåì ëåæàë îêíå.

ÏÎÐÎØÀ

ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ

Åäó. Òèõî. Ñëûøíû çâîíû.
Ïîä êîïûòîì íà ñíåãó,
Òîëüêî ñåðûå âîðîíû
Ðàñøóìåëèñü íà ëóãó.

Çàêîëäîâàí íåâèäèìêîé,
Äðåìëåò ëåñ ïîä ñêàçêó ñíà,
Ñëîâíî áåëîþ êîñûíêîé
Ïîäâÿçàëàñÿ ñîñíà.

Ïîíàãíóëàñü, êàê ñòàðóøêà,
Îïåðëàñÿ íà êëþêó,
À íàä ñàìîþ ìàêóøêîé
Äîëáèò äÿòåë íà ñóêó.

Ñêà÷åò êîíü, ïðîñòîðó ìíîãî,
Âàëèò ñíåã è ñòåëåò øàëü.
Áåñêîíå÷íàÿ äîðîãà
Óáåãàåò ëåíòîé âäàëü.

ÇÈÌÍÈÉ ÂÅ×ÅÐ

ÌÈÕÀÈË ÈÑÀÊÎÂÑÊÈÉ

Çà îêîøêîì â áåëîì ïîëå –
Ñóìðàê, âåòåð, ñíåãîâåé…
Òû ñèäèøü, íàâåðíî, â øêîëå,
 ñâåòëîé êîìíàòêå ñâîåé.

Çèìíèé âå÷åð êîðîòàÿ,
Íàêëîíèëàñü íàä ñòîëîì:
Òî ëè ïèøåøü, òî ëü ÷èòàåøü,
Òî ëè äóìàåøü î ÷åì.

Êîí÷åí äåíü – è â êëàññàõ ïóñòî,
 ñòàðîì äîìå òèøèíà,
È òåáå íåìíîæêî ãðóñòíî,
×òî ñåãîäíÿ òû îäíà.

Èç-çà âåòðà, èç-çà âüþãè
Îïóñòåëè âñå ïóòè,
Íå ïðèäóò ê òåáå ïîäðóãè
Âìåñòå âå÷åð ïðîâåñòè.

Çàìåëà ìåòåëü äîðîæêè, –
Ïðîáèðàòüñÿ íåëåãêî.
Íî îãîíü â òâîåì îêîøêå
Âèäåí î÷åíü äàëåêî.

ÄÅÊÀÁÐÜÑÊÎÅ ÓÒÐÎ

Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ

Íà íåáå ìåñÿö – è íî÷íàÿ
Åøå íå òðîíóëàñÿ òåíü,
Öàðèò ñåáå, íå ñîçíàâàÿ,
×òî âîò óæ âñòðåïåíóëñÿ äåíü,-

×òî õîòü ëåíèâî è íåñìåëî
Ëó÷ âîçíèêàåò çà ëó÷îì,
À íåáî òàê åùå âñåöåëî
Íî÷íûì ñèÿåò òîðæåñòâîì.

Íî íå ïðîéäåò äâóõ-òðåõ ìãíîâåíèé,
Íî÷ü èñïàðèòñÿ íàä çåìëåé,
È â ïîëíîì áëåñêå ïðîÿâëåíèé
Âäðóã íàñ îõâàòèò ìèð äíåâíîé…

 
×ÓÄÍÀß ÊÀÐÒÈÍÀ

ÀÔÀÍÀÑÈÉ ÔÅÒ

×óäíàÿ êàðòèíà,
Êàê òû ìíå ðîäíà:
Áåëàÿ ðàâíèíà,
Ïîëíàÿ ëóíà,

Ñâåò íåáåñ âûñîêèõ,
È áëåñòÿùèé ñíåã,
È ñàíåé äàëåêèõ
Îäèíîêèé áåã.
 
ÁÅШÇÀ

ÑÅÐÃÅÉ ÅÑÅÍÈÍ

Áåëàÿ áåðåçà
Ïîä ìîèì îêíîì
Ïðèíàêðûëàñü ñíåãîì,
Òî÷íî ñåðåáðîì.

Íà ïóøèñòûõ âåòêàõ
Ñíåæíîþ êàéìîé
Ðàñïóñòèëèñü êèñòè
Áåëîé áàõðîìîé.

È ñòîèò áåðåçà
 ñîííîé òèøèíå,
È ãîðÿò ñíåæèíêè
 çîëîòîì îãíå.

À çàðÿ, ëåíèâî
Îáõîäÿ êðóãîì,
Îáñûïàåò âåòêè
Íîâûì ñåðåáðîì.

×ÀÐÎÄÅÉÊÎÞ ÇÈÌÎÞ

Ô¨ÄÎÐ ÒÞÒ×ÅÂ

×àðîäåéêîþ Çèìîþ
Îêîëäîâàí, ëåñ ñòîèò,
È ïîä ñíåæíîé áàõðîìîþ,
Íåïîäâèæíîþ, íåìîþ,
×óäíîé æèçíüþ îí áëåñòèò.
È ñòîèò îí, îêîëäîâàí,
Íå ìåðòâåö è íå æèâîé –
Ñíîì âîëøåáíûì î÷àðîâàí,
Âåñü îïóòàí, âåñü îêîâàí
˸ãêîé öåïüþ ïóõîâîé…

Читайте также:  Видеть во сне кроликов маленьких много

Ñîëíöå çèìíåå ëè ìå÷åò
Íà íåãî ñâîé ëó÷ êîñîé –
 í¸ì íè÷òî íå çàòðåïåùåò,
Îí âåñü âñïûõíåò è çàáëåùåò
Îñëåïèòåëüíîé êðàñîé.

“ÇÈÌÀ. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà…»

 ÍÈÊÎËÀÉ ÇÀÁÎËÎÖÊÈÉ

 Çèìà. Îãðîìíàÿ, ïðîñòîðíàÿ çèìà.
 Äåðåâüåâ ãðîìêèé òðåñê çâó÷èò, êàê êàíîíàäà.
 Ãëóáîêèé ìðàê íî÷åé âûâîäèò òåðåìà
 Ñâåðêàþùèõ ñíåãîâ íàä âûñòóïàìè ñàäà.
 Â îäåæäå êðèñòàëëè÷åñêîé ñâîåé
 Ñòîÿò äåðåâüÿ.
 Ò¸ìíûå âîðîíû,
 Ñøèáàÿ ñíåã ñ îïóùåííûõ âåòâåé,
 Øàðàõàþòñÿ, íåìîùíû è ñîííû.
 Â îòòåíêàõ ãðèôåëÿ êëóáèòñÿ âîðîõ òó÷,
 È çâ¸çäû, ïðîáèâàÿñü ïîñðåäèíå,
 Ñâîé ñèíåâàòûé äâèæóùèéñÿ ëó÷
 Åäâà âëà÷àò ïî ëåäÿíîé ïóñòûíå.
 Íî ëèøü çàðÿ ïðîðåæåò íåáîñêëîí
 È âñòàíåò ñîëíöå, êàê, ïîäîáíî ÷óäó,
 Ñâåò òûñÿ÷è îãíåé âîçíèêíåò îòîâñþäó,
 ×àñòèöàìè ñíåãîâ â ïðîñòðàíñòâî îòðàæ¸í.
 È äåâñòâåííûé ïîæàð ÿíâàðñêîãî îãíÿ
 Âäðóã óïàä¸ò íà øêîëüíûé ïàëèñàäíèê,
 È õîðû ïåòóõîâ ñâåäóò ñ óìà êóðÿòíèê,
 È çèìíèé äåíü âñïëûâ¸ò, ëèêóÿ è çâåíÿ.
 Â òàêîå óòðî ðóññêèé ÷åëîâåê,
 Êàêîå á ñ íèì íè ïðèêëþ÷èëîñü ãîðå,
 Íå ìîæåò òîñêîâàòü.
 Êîãäà íà êîñîãîðå
 Âäðóã çàñêðèïåë ïîä âàëåíêàìè ñíåã
 È áîëüøåãëàçûõ ðîçîâûõ äåòåé
 Îïÿòü ìåëüêíóëè ðàäîñòíûå ëèöà…
 

ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ

ÂËÀÄÈÌÈÐ ËÓÃÎÂÑÊÎÉ
 
Âîò è âûïàë ïåðâûé ñíåã,
ïåðâûé ñíåã,
Îí ïîêðûë äîëèíû ðåê —
ïåðâûé ñíåã.
À ðåêà òå÷¸ò ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Âñÿ ëþáîâü ìîÿ ÷åðíà,
ïåðâûé ñíåã,
Âñÿ æèâà åù¸ äî äíà,
ïåðâûé ñíåã.
Ëüäîì ïîêðîåòñÿ îíà,
ïåðâûé ñíåã,
Íî íà ñâåòå åñòü âåñíà,
ïåðâûé ñíåã!
ß ïðèâåòñòâóþ òåáÿ,
ïåðâûé ñíåã,
Íå æàëåÿ, íå ñêîðáÿ,
ïåðâûé ñíåã.
Õîòü íåâåñåëî èäòè,
ïåðâûé ñíåã,
Íà ñåäîì òâî¸ì ïóòè,
ïåðâûé ñíåã.

ÙÅÍÎÊ È ÑÍÅÃ

ËÅÎÍÈÄ ÄÜßÊÎÍÎÂ

Íà ïåðâûé ñíåã âçãëÿíóë ùåíîê
È íè÷åãî ïîíÿòü íå ìîã.
— Îòêóäà ñòîëüêî áåëûõ ìóõ
Íàáèëîñü ê íàì íà äâîð?
À ìîæåò ýòî ïòè÷èé ïóõ
Ëåòèò ÷åðåç çàáîð?..
Îí ïàñòü ðàñêðûë — è ñíåãó õâàòü —
È ñòàë çàäóì÷èâî æåâàòü.
Æóåò, æóåò, íî âîò áåäà!
Íà ÿçûêå îäíà âîäà.
Ñîâñåì ñêîíôóçèëñÿ ùåíîê
È â êîíóðó îáðàòíî ëåã.
Îí áûë íå ãëóï, à ïðîñòî ìàë
È ñíåã âïåðâûå óâèäàë…

ÏÎÄ ÓÒÐÎ

ÂËÀÄÈÌÈÐ ÎÐËÎÂ

Âå÷åð òèõèé
È ìîðîçíûé,
Òîëüêî ñíåãà
Íåò è íåò.
Çà îêíîì
Âêëþ÷èëè çâ¸çäû,
 äîìå
Âûêëþ÷èëè ñâåò.
Èç-çà ëåñà
Òó÷à âûøëà.
Äîì ïðèòèõ
È çàìîë÷àë.
Íî÷üþ êòî-òî
Åëå ñëûøíî
 îêíà ëàïêàìè
Ñòó÷àë.
À ïîä óòðî
 ñåðåáðèñòîé,
 áåëîñíåæíîé
Òèøèíå
Êòî-òî ÷èñòûé
È ïóøèñòûé
Íà ìî¸ì ëåæàë
Îêíå.
***

ÏÅÐÂÛÉ ÑÍÅÃ

Íèêîëàé Ðóáöîâ

Àõ, êòî íå ëþáèò ïåðâûé ñíåã
 çàì¸ðçøèõ ðóñëàõ òèõèõ ðåê,
 ïîëÿõ, â ñåëåíüÿõ è â áîðó,
Ñëåãêà ãóäÿùåì íà âåòðó!

 äåðåâíå ïðàçäíóþò äîæèíêè,
È íà ãàðìîíü ëåòÿò ñíåæèíêè.
È âåñü â ñâåòÿùåìñÿ ñíåãó,
Ëîñü çàìèðàåò íà áåãó
Íà îòäàëåííîì áåðåãó.

***
ÂÑÞÄÓ ÑÍÅÃ

À. Áðîäñêèé

Âñþäó ñíåã, â ñíåãó äîìà –
Ïðèâåçëà åãî çèìà.
Ê íàì ñïåøèëà ïîñêîðåé,
Ïðèâåçëà íàì ñíåãèðåé.
Îò çàðè è äî çàðè
Ñëàâÿò çèìó ñíåãèðè.
Äåä Ìîðîç, êàê ìàëåíüêèé,
Ïëÿøåò ó çàâàëèíêè.
À ÿ òîæå ìîãó
Òàê ïëÿñàòü íà ñíåãó.

Источник

Гой ты, Русь, моя родная…

 
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
 
 
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
 
 
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
 
 
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
 
 
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
 

[1914]

Я – пастух; мои палаты…

 
Я – пастух; мои палаты —
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым – скаты
С гарком гулких дупелей.
 
 
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
 
 
Светят зелено в сутёмы
Под росою тополя.
Я – пастух; мои хоромы —
В мягкой зелени поля.
 
 
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.
 
 
Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
 

[1914]

Сторона ль моя, сторонка…

 
Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…
 
 
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
 
 
По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.
 
 
Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.
 

[1915]

Сохнет стаявшая глина…

 
Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.
 
 
Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.
 
 
Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов – как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.
 
 
Прядь волос нежней кудели,
Но лицо его туманно.
Никнут сосны, никнут ели
И кричат ему: «Осанна!»
 

[1914]

Край ты мой заброшенный…

 
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
 
 
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
 
 
Под соломой-ризою
Выструги стропил.
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
 
 
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
 
 
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
 

[1914]

Черная, потом пропахшая выть!..

 
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
 
 
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.
 
 
Серым веретьем стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.
 
 
Красный костер окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.
 
 
Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.
 
 
Где-то вдали, на кукане реки,
Дремную песню поют рыбаки.
 
 
Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты – русская боль.
 

[1914]

Топи да болота…

 
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
 
 
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
 
 
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
 
 
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
 

[1914]

Микола

1

 
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сел и деревень.
 
 
На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идет, поет негромко
Иорданские псалмы.
 
 
Злые скорби, злое горе
Даль холодная впила;
Загораются, как зори,
В синем небе купола.
 
 
Наклонивши лик свой кроткий,
Дремлет ряд плакучих ив,
И, как шелковые четки,
Веток бисерный извив.
 
 
Ходит ласковый угодник,
Пот елейный льет с лица:
«Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца».
 

2

 
Заневестилася кругом
Роща елей и берез.
По кустам зеленым лугом
Льнут охлопья синих рос.
 
 
Тучка тенью расколола
Зеленистый косогор…
Умывается Микола
Белой пеной из озер.
 
 
Под березкою-невестой,
За сухим посошником,
Утирается берестой,
Словно мягким рушником.
 
 
И идет стопой неспешной
По селеньям, пустырям:
«Я, жилец страны нездешней,
Прохожу к монастырям».
 
 
Высоко стоит злотравье,
Спорынья кадит туман:
«Помолюсь схожу за здравье
Православных христиан».
 

3

 
Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с богом
В белой туче-бороде.
 
 
Говорит господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.
 
 
Защити там в черных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».
 
 
Ходит странник по трактирам,
Говорит, завидя сход:
«Я пришел к вам, братья, с миром —
Исцелить печаль забот.
 
 
Ваши души к подорожью
Тянет с посохом сума.
Собирайте милость божью
Спелой рожью в закрома».
 

4

 
Горек запах черной гари,
Осень рощи подожгла.
Собирает странник тварей,
Кормит просом с подола.
 
 
«Ой, прощайте, белы птахи,
Прячьтесь, звери, в терему.
Темный бор, – щекочут свахи, —
Сватай девицу-зиму».
 
 
«Всем есть место, всем есть логов,
Открывай, земля, им грудь!
Я – слуга давнишний богов,
В божий терем правлю путь».
 
 
Звонкий мрамор белых лестниц
Протянулся в райский сад;
Словно космища кудесниц,
Звезды в яблонях висят.
 
 
На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас;
«Миколае-чудотворче,
Помолись ему за нас».
 

5

 
Кроют зори райский терем,
У окошка божья мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать:
 
 
«Клюйте, ангельские птицы,
Колос – жизненный полет».
Ароматней медуницы
Пахнет жней веселых пот.
 
 
Кружевами лес украшен,
Ели словно купина.
По лощинам черных пашен —
Пряжа выснежного льна.
 
 
Засучивши с рожью полы,
Пахаря трясут лузгу,
В честь угодника Миколы
Сеют рожью на снегу.
 
 
И, как по траве окосья
В вечереющий покос,
На снегу звенят колосья
Под косницами берез.
 

[1913–1914]

Источник