Одна из гендерных особенностей мальчиков при организации сна

Здравствуйте, дорогие коллеги. Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы нашего детского сада по гендерному воспитанию. Оно осуществляется не только на занятиях, прогулках, играх, но и в режимных моментах, таких как: еда и сон.

Организация питания детей с учетом гендерного подхода в нашем ДОУ начинается с привития культурно-гигиенических навыков. Перед приемом пищи дети идут мыть руки и мальчики, как настоящие мужчины, пропускают девочек вперед и подают им полотенца. Также мы привлекаем детей к сервировке стола. Называя девочек «будущими хозяйками», учим их следить за аккуратностью и правильностью сервировки стола, а мальчиков «как настоящих мужчин», приглашаем помочь девочкам отодвинуть стульчики в конце приема пищи оказать помощь при уборке столов.

По нашим наблюдениям девочки более избирательны в еде и едят более медленно. Поэтому мы часто используем игровые приемы, например, «Куклы тоже кушают и смотрят, как кушаете вы. Покажите им, как вы хорошо кушаете».

А вот мальчики едят в большинстве своем быстро, торопятся, поэтому приходится напоминать им о правилах поведения за столом. Если некоторые мальчики едят медленно, мы ставим в пример тех мальчиков, которые едят быстрее. Но иногда мы используем прием противостояния их поведения поведению девочек. «Девочки, покажите пример мальчикам, как нужно правильно держать ложку» или «Чей стол чище, девочек или мальчиков?»

В нашем детском коллективе эти высказывания не способствуют неприятию между мальчиками и девочками. Но если воспитателем будет замечено, что эти высказывания приводят к противопоставлению мальчиков и девочек и увеличивают негативные межличностные реакции (зависть, злость, обиды и т.д.), их применение будет прекращено.

Гендерный подход при организации сна начинается с момента приготовления детей ко сну. Раздевание девочек и мальчиков осуществляется на различных коврах, в разных местах группы. (слайд №1)

Мальчикам необходимо напоминать очередность складывания одежды на стульчике, а девочкам не всегда.

Внимание девочек нужно обратить на то, что одежду нужно повесить на стул аккуратно и красиво, как это делает мама.

При отходе ко сну мальчики и девочки посещают туалет. Хочу отметить для мальчиков и девочек они раздельные – это не блажь и не роскошь, а необходимое условие их нормального полоролевого воспитания. Это снимает как излишнюю напряженность между мальчиками и девочками, так и слишком рано проявляющийся у некоторых воспитанников интерес к воспитанникам другого пола.

В некоторых группах нашего детского сада используются покрывала голубого цвета для мальчиков и розового для девочек (слайд №2). Мальчикам можно дать задание снять покрывала, а девочкам аккуратно сложить их и поправить салфетки.

Необходимо учитывать, что мальчики больше потеют и им необходим облегченный вариант одежды для сна.

Мы обращаем внимание на то, что мальчики засыпают не сразу, а через 15-20 минут, им хочется пошалить, поэтому используем приемы: «посидеть рядом», «погладить по головке».

Девочки, как правило засыпают быстрее. Иногда им бывает достаточно поправить одеяла, улыбнуться и сказать «Приятных сновидений», «Пусть к тебе прилетит фея во сне». А мальчикам желаем увидеть во сне любимый мультфильм, космический корабль или просто поспать, чтобы набраться сил для игр после сна.

Девочкам требуется больше времени на приведение себя в порядок после сна, поэтому их поднимаем чуть пораньше, чтобы заплести косички, завязать бантики. Ведь красота требует жертв.

Приучаем девочек следить за внешним видом мальчиков, если необходимо помочь устранить недостатки в их внешнем виде.

По нашим наблюдениям мальчики стали более внимательными, добрыми. Они стали понимать, что девочки слабый пол и им нужно помогать, что в этом нет ничего постыдного.

В будущем мы планируем активно внедрять в свою воспитательскую деятельность и другие элементы гендерного подхода.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Кристаллик»-детский сад №30»

Выступление воспитателя

КАЩЕЕВОЙ

ЛАРИСЫ   ПАВЛОВНЫ

на городском методическом объединении педагогов-психологов на тему

«Гендерный подход при организации питания, сна детей»

г.Железногорск

2013год

Источник

Гендерное воспитание в детском саду

В программе дошкольного образования присутствует образовательная область «Социализация» она включает в себя формирование у ребенка гендерной принадлежности. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.

Гендер ( от англ,  gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина»

Гендерный подход-это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесса, т.е., в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.

          Гендерная устойчивость формируется посредством социализации и    сознания человека, зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку , так и ребенка к матери , а также от воспитания его в дошкольном школьном образовательных учреждениях, СМИ.

        При воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики

Из результатов продолжительных исследований психологов и педагогов выяснено, что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, т.к. одна и таже деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

 В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками.

  • в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
  • организации внимания;
  • в формах активации эмоций;
  • в мотивации деятельности и оценки достижений;
  • в поведении.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки:

  • быстрее схватывают новый материал;
  • легче усваивают алгоритмы и правила;
  • любят задания на повторение;
  • воспринимают все более детализировано.
  • лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
  • новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  • им важно понять смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
  • лучше выполняют задания на сообразительность;
  • не терпят однообразия;

             «Гендерные особенности детей дошкольного возраста».

Мальчики

Девочки

                                             при организации прогулки.

Требуют какой-нибудь идеи, позволяющей выплеснуть накопившуюся двигательную активность и реализовать свою

потребность в конкуренции и соперничестве

Их увлекает сам процесс работы с инструментами

( позволив им проявить свою «мужскую силу»(например, поработать граблями).

Интересует наблюдение за насекомыми

Стремятся сделать при этом логические выводы

Занимают себя строительством или подвижными играми, устраивают «автогонки», осваивая  

большие территории-

все пространство игровой площадки, часто — участка детского сада;

Мальчики бегают  много.

Поэтому  с ними нужно повторять правила безопасности, учить прогнозировать свое

поведение и ситуацию.

Любят помогать воспитателю в том, чтобы

«площадка нашей

группы стала самой красивой, подметают

веранду и т.д.»

Сам результат: как стало чисто и аккуратно.

Удивляют цветущие растения.

Стремятся подобрать образные сравнения.

Девочки — сбором гербария,

или изготовлением куличиков и

пирожков из песка или снега в рамках более ограниченного пространства — им может быть

достаточно веранды или песочницы.

Девочки «ведут себя тихо»,

и любят общаться на прогулке д

руг с другом, однако для этого им требуется,

чтобы

воспитатель находился в непосредственной

близости и тогда им будет спокойно.

При организации питания

Мальчики часто едят быстро, торопятся, поэтому надо напоминать о правилах поведения за столом.

При организации сна детей

Мальчикам требуется больше времени для

засыпания, поскольку их нервная система перевозбуждена

после насыщенной двигательной

активностью прогулки.

Они же, по наблюдениям педагогов,

просыпаются тяжелее.

Девочки, как правило, засыпают быстрее

требуется больше времени

на приведение себя в порядок после сна.

При создании рукотворной игрушки

Создают игрушки, изображающие транспорт, инструменты, предметы, необходимые для игр

При изготовлении игрушки используют коробки, упаковки, проволоку, бытовой и бросовый материал.

Охотно осваивают мужские инструменты (молоток, отвертку и т.д.)

Стремятся быстро сделать игрушку, чтобы начать

игру, поэтому часто не обращают внимание на аккуратность.

Нужно большое пространство для развития игры, ориентированы на расширение территории и

активное перемещение.

Осваивают вертикальное пространство.

Интерес вызывает разработка правил. В играх присутствует соревновательное начало,

нередко ссоры и конфликты.

Создают условия для проявления отношений,

поэтому прежде всего создают действующих

лиц.

При изготовлении игрушки предпочитают

природный материал, маленькие коробочки,

 ткань,

ленты, тесьму, бумагу красивой расцветки.

Любят всё мелкое и изящное.

Используют кусочки ткани, нитки и ленты.

Долго, терпеливо и аккуратно мастерят свою

игрушку,

 забывая о последующей игре.

«Обживают» и обустраивают небольшое

пространство.

Правило считается настолько хорошим,

насколько оно удовлетворяет играющих.

 Терпимы к исключениям и легче мирятся

с нововведениями.

При конфликте обращаются за помощью

к воспитателю

 В сюжетно-ролевых играх

Предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм).

Мальчики любят быть в главной роли  даже если это роль для девочек

Важно наличие разнообразной предметно-игровой среды.

Предпочитают игровые сюжеты, отражающие

женские интересы: моду, домашние дела,

обязанности женщин.

Необходимо оборудование

(аналоги предметов взрослого мира)

Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.

Источник

Анастасия Андреева
Консультация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в ДОО»

«Ребенок – это зеркало семьи; как капля воды отражается в солнце,

Так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В. А. Сухомлинский

Многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают процесс гендерного воспитания и просвещения детей как актуальную проблему современного общества.

Наблюдая за детьми старших групп, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость гендерного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «Военных», «Рыцарей» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. Воспитатели должны создать условия для того, чтобы мальчики принимали на себя мужские роли, а девочки – женские.

Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Внедрение гендерныхтехнологий происходит:

– по средством народных игр,которые являются неотъемлемой частью национального богатства и способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаи, труд мужчин и женщин)

– сказок (они учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым);

– пословицы и по говорок и (учат выделить свод правил поведения)

– театральные игры (проигрывание русских народных сказок)

-дидактические игры («Сундучок хозяюшки», «Одень куклу», «Кто что делает», «Кем я буду и каким?»)

Для успешного воспитания разнополых детей, осуществления гендерногоподхода так же необходимо:

-предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта;

-выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми;

-обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей;

-создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ;

-учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.

Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья и, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек – с матерями и бабушками. Семья – важнейший институт полоролевой социализации детей.

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана.

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Дети будут кушать с большим аппетитом, если девочкам говорить,что нужно есть чтобы:

1.«Глазки блестели»;

2.«Кожа и ногти были красивыми»;

3.«Что бы выглядеть как принцесса»;

4.«Щечки были румяными» и т. д.

Замечено, что мальчики едят быстро, торопятся,поэтому можно поступить по принципу противопоставления:

1.«Девочки, покажите пример мальчикам, как нужно правильно держать ложку»,

2.«Девочки держите осанку – вы же дамы!»,

3.«Чей стол чище…» и т. д.

Но если, же воспитатель замечает, что эти сравнения увеличивают количество негативных межличностных реакций, их применение в детском коллективе недопустимо!

Гендерныйподход при организации сна:

Это не только «гендерная маркировка» постельных принадлежностей и одежды, а так же окраска стен и т. д. Можно украсить постели девочек бантами, принцессами, а постели мальчиков машинами и т. д.

Необходимо помнить, что мальчики больше потеют, поэтому для них необходима облегченная одежда для сна. Им нужно больше времени для засыпания (15-20 минут). Зато девочкам требуется больше времени для приведения себя в порядок, поэтому их нужно поднимать чуть раньше, заплести косички, сделать бантики – красота требует жертв!

При организации педагогического процесса:

Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек рукоделием);

Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями.

Для детей младшего дошкольного возраста иметь в наличии игрушки животных мужского и женского пола, весь набор одежды для кукол (не только платья, но и обувь, носки, перчатки, головные уборы). Для детей среднего возраста пополнить уголок ряженья, чтобы дети могли легко перевоплощаться в любых сказочных и реальных героев. Для детей старшего возраста обеспечить каждому мальчику набор слесарных инструментов, конструкторы; девочкам – весь спектр оборудования для сюжетно – ролевых игр).

При обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности необходимо использовать дифференцированный подход. Решением задач гендерного воспитания необходимо заниматься не только воспитателям, но и другим специалистам, это педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.При организации и проведении занятий педагогами должна учитываться психологическая особенность мальчиков и девочек: при анализе занятий оценивались их знания, а не поведение.

«Гендерное развитие в условиях детского сада» «Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА

При обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности необходимо использовать дифференцированный подход. Решением задач гендерного воспитания необходимо заниматься не только воспитателям, но и другим специалистам, это педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.

При организации и проведении занятий педагогами должна

учитываться психологическая особенность мальчиков и девочек:

при анализе занятий оценивались их знания, а не поведение.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ:

Типовые и шаблонные задания (девочки)

Задания ориентированные на поисковую деятельность (мальчики)

Движения спокойные, пластичные, выразительные (девочки)

Более подвижны, их движения просты, угловаты, рискованны (мальчики)

В игре важнее поддержание хороших отношений. (девочки)

В играх мальчиков присутствует конфликтное и соревновательное начало, для них важна победа (мальчики)

Игры опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя (девочки)

Игры опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель (мальчики)

Чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают (девочки)

Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны (мальчики)

У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы (девочки)

Трудновоспитуемые — их чаще ругают

Лучше развита беглость речи,

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше

Лучше развита мелкая моторика рук.

Лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска

Девочки биологически запрограммированы на большую устойчивость к жизненным ситуациям

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации

Источник