Обломов 9 глава краткое содержание сон

Обломов 9 глава краткое содержание сон thumbnail

Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сна Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Обломов 9 глава краткое содержание сон

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Главные герои

Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.

Другие персонажи

Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни.

Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам.

Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.

Краткое содержание

Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».

Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.

Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.

Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.

Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.

После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.

Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. В этих сказках всё совершалось само, по щучьему велению. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».

Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.

Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства».

Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.

Заключение

Сновидение главного героя играет большую роль в понимании его характера, раскрывает причины появления в обществе явления «обломовщины». Инертность, нежелание и неумение трудиться, душевная глухота Обломова были следствием его воспитания.

После ознакомления с кратким пересказом «Сна Обломова» рекомендуем прочесть отрывок в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 1737.

Источник

  • Краткие содержания
  • Гончаров
  • Сон Обломова

Во сне Обломов видит себя в разные периоды своей жизни. Вначале описывается жизнь в родной деревне Обломовке. Деревня описывается как спокойное место, которое может принести умиротворение и уют, здесь нет раскатов волн, шума прибоя, который несет только неразгаданный смысл. В Обломовке небо кажется роднее, словно обнимает человека, а осень дарит последние теплые дни. Солнце по-особенному греет, горы выглядят не устрашающими, а мягкими. Жизнь в такой деревне проходит неспешно, размеренно и монотонно.

Семья Обломова описана как добрая, чуткая, но состоящая из ленивых людей, для которых любой труд это напрасная трата времени и собственной энергии. Жители деревни обыватели, которые не думают над смыслом жизни, текут по течению. Посторонние проблемы их не беспокоят, поэтому они всегда жизнерадостные и веселые. Любимое занятие – это сидеть у окна и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Самая большая забота жителей – это пища. Очень много живности выращивалось именно ради употребления ее в пищу, очень много сил тратилось на уход за птицами и скотом.

Дальше Обломов видит себя семилетним ребенком. Это бодрый мальчик, которому нравиться бегать, прыгать, играть в активные игры, но родители не дают ему полной свободы действий, потому что слишком его опекают. Они боятся, что их ребенок может удариться, простудиться, получить солнечный удар. Постепенно мальчик превращается в типичного жителя своей деревни, хотя ему интересно все, что происходит рядом с ним, растет он любознательным ребенком.

Родители не занимаются своими владениями, потому что им лень. Отец предпочитает лишь сидеть у окна и ничего не делать в доме и саду. Мать же любит пить чай и гулять по саду, даже не умеет вести домашнее хозяйство, а самое главное, что даже желания нет делать что-то полезное. Днем в деревне царит полная тишина. Все жители любят спать днем после обеда. В такие счастливые моменты Илюша предоставлен сам себе и может осуществить все задуманные планы. Он имеет полную свободу действий: бегает куда хочет, идет в запрещенные места. Ко времени, когда все просыпаются, он уже находится дома возле няни.

В подростковом возрасте лень одолевает и Илюшу. Он учится в пансионе, учеба дается сложно, потому что нет желания учиться, с домашним заданием ему помогает Андрей Штольц. Первыми, кто не видит смысла в учебе, являются Обломовы.  Всеми правдами и неправдами родители пытаются оставить сына дома. Предлоги бывают самыми нелепыми. Илюша мог не посещать занятия даже несколько недель. Мальчик же очень стремится к неизведанному миру, ему все интересно знать, но он не получает заветной свободы, как в детстве во время дневного сна. Постепенно, благодаря гиперопеке родителей, Илюша превращается в ленивого подростка, который забывает обо всем, что когда-то его интересовало, становится вялым и зависимым от других людей человеком.

Сон Обломова характеризует его отношение к жизни в реальном мире, его неспособность делать что-то самостоятельно, нежелание трудиться для достижения каких-либо жизненных целей, ведь даже их у Обломова нет.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гончаров. Все произведения

  • Мильон терзаний
  • Обломов
  • Обломов по главам и частям
  • Обрыв
  • Обыкновенная история
  • Сон Обломова
  • Фрегат Паллада

Сон Обломова. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Драгунский Живой уголок

    Однажды в конце урока учительница первоклассников объявила, что школьный совет принял решение устроить на третьем этаже здания школы небольшой живой уголок. Потом она попросила, чтобы каждый из учеников принёс какое-то мелкое животное.

  • Краткое содержание Горячий снег Бондарева

    В произведении пойдет речь о годах Великой Отечественной войны. А именно о Сталинградской битве, которая имеет переломное значение, в ходе всей военной кампании. Данное произведение написано на основе реальных событий

  • Краткое содержание Некрасов Княгиня Волконская

    Жизнь княгини Марии Волконской изображается в виде воспоминаний, которая женщина пишет для будущих поколений.

  • Краткое содержание Киплинг Рикки Тикки Тави

    Произведение повествует нам о маленьком зверьке, который попал в беду, но был спасен людьми, где впоследствии в знак благодарности уберег их от змей.

  • Краткое содержание рассказа Золотой петух Куприна

    Рассказчик просыпается недалеко от Парижа, в окрестностях. Он находится в бодром расположении духа. Словно ожидая какого-то обыкновенного чуда, распахивает окно и присаживается на подоконник. Утро по истине чудесное

Источник

Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сон Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.

Другие персонажи

Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни.
Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам.
Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.

Краткое содержание

Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».

Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.

Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.
Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.
Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.

После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.

Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».

Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.

Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства».
Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.

Заключение
Сновидение главного героя играет большую роль в понимании его характера, раскрывает причины появления в обществе явления «обломовщины». Инертность, нежелание и неумение трудиться, душевная глухота Обломова были следствием его воспитания.
После ознакомления с кратким пересказом «Сон Обломова» рекомендуем прочесть отрывок в полной версии.

Источник

Сон Обломова состоит из нескольких частей, в которых рассказывается о его прошлом, детстве, когда ему было семь лет.

Первая часть.

Во сне Обломов видит свою родную деревню, в которой он родился – Обломовку. Эта деревня очень тихая, практически ничем не отличается от других. Жители проводят тихую жизнь, повторяющуюся с каждым днем. Семья Обломова представлена как милые и добрые люди, но, к сожалению, не любящие работать и не понимающие для чего вообще нужен труд. Именно поэтому они всегда веселятся, а на их лице редко можно заметить грусть. У них нет забот – они не замечают, что нужно подправить крыльцо или залатать крышу.

Вторая часть.

Далее Обломов видит себя в семь лет. Когда Илья был маленький, ему были присущи следующие качества: веселый, любопытный и любознательный. Он хотел узнать многое, посмотреть на мир, но нянечка и мать не давали ему это сделать. Родители ленились и не работали, сидели у окна и пили чай. В обед был положен сон, который длился около трех часов. В это время за Илюшей никто не сморит, поэтому он пытается исследовать местность за забором, а когда кто-то начинает просыпаться – возвращается в дом. Если же нянечка видит, что маленький Илюша вышел за забор или идет на пути к оврагу – начинаются крики и оры, все бегут спасать бедного мальчка.

Часть третья.

В этой части Обломову около тринадцати лет.

Он учится в пансионе вместе с другом Штольцем, мальчик любознателен, но часто не ходит в школу, потому что его не пускает мать – мало ли простудиться и заболеет. Частые праздники тоже мешают посещению школе. Поэтому Обломов часто неделями не приходил в школу. Верный друг помогает ему с домашними работами, учит некоторым правилам.
В четырнадцать лет мальчик не потерял своего делания узнать многое, но снова запреты родителей губят эту идею, поэтому после отпадает всякое желание Обломова развиваться дальше. Все родственники по первому зову приходят на помощь к Илье, Захар – слуга в доме – часто сам одевает Илюшу, что потом приводит к Обломова к становлению несамостоятельного человека.

Данный сон учит тому, что влияние родителей очень важно для ребенка. Именно они являются примером для подражания и все их привычки, правила передаются младшему поколению. Родители Обломова приучили мальчика быть всегда осторожным, не выходить за ворота дома, не уважать труд и лениться, поэтому через несколько лет Обломов вырос таким же, как и его родители – ни к чему не стремился, ничего не хотел и не делал. Их необразованность тоже передалась сыну, в детстве он хотя бы стремился познать кое-какие науки, но после стал подражать маменьке и отцу – только пить чай и смотреть в окно.

Сон учит и тому, что без труда жизнь человека теряет всякий смысл. Человек становится обузой и не готовым к настоящей жизни. Он не замечает проблем, запускает не только себя, но и свое имение, свой дом. После же передает запущенное поместье своим детям, которые мало чем отличаются от них самих.

Деревня Обломовка – яркий пример того, как люди живут без труда. Все это приводит к духовной смерти.

Оцените произведение:

  • 3.71
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 266

Читать краткое содержание Сон Обломова (9 глава). Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Сон Обломова (9 глава)

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ночевала тучка золотая Приставкин

    1987 год. Анатолий Приставкин пишет повесть о детдомовцах «Ночевала тучка золотая». Суть сюжета произведения в том, что главные герои – близнецы Кузменыши отправлены из Подмосковья на Кавказ

  • Краткое содержание Бабушкин подарок Зощенко

    Рассказ ведется от лица мальчика Миньки и автора. У мальчика есть бабушка, которая его сильно любит. К его сестре Леле относится более холодно.

  • Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени)

    Печорин на протяжении двух недель живёт в казачьей станице. У офицеров была традиция собираться каждый вечер и играть в карты. Однажды после игры они начали обсуждать одно из мусульманских поверий

  • Краткое содержание Легенда о Сонной Лощине Ирвинг

    Сонная Лощина получила своё название за её безмятежную тишину, а также за добродушный и спокойный нрав её жителей. Расположена она недалеко от деревни на берегу Гудзона

  • Краткое содержание Цвейг Нетерпение сердца

    Антон Гофмиллер родился в бедной семье чиновника, в городке близ Венгерской границы. Его отдали учиться в военное училище, а благодаря связям своей тетки, Антону удалось попасть в кавалерию.

Источник