О снах что говорит церковь о
В Священном Писании часто рассказывается, как Бог
через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых
встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без
труда припомнит, как ему или его близким приснился
«пророческий» сон, а то и не один. Как
относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному
во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.
Никифор Крылов. Спящий мальчик
Протоиерей Игорь
Шумилов:
– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю
через сновидения. И всегда это события чрезвычайной
важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают
такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это
скорее свойственно ветхозаветному времени.
Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об
этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного
рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную,
очень опасно доверять сновидениям.
Священник Петр
Гурьянов:
– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не
принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не
обращай особого внимания на сон. А вот те,
кто слишком увлекается снами, находятся в большой
опасности, потому что через сны человеком может начать
руководить диавол, если видит, что у этого человека есть
какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать
определенные образы, а результатом может стать духовная
смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.
Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам
Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить
человеку суть.
НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ!!!
Священник Димитрий
Шишкин:
– Святые отцы говорят, что сон – явление
сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и
богооткровенным, и следствием естественной работы ума и
сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые,
как мы помним, стремятся принять «вид ангела
светла», то есть стараются прельстить человека той
или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно
удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует
свои реакции во сне, чем наяву.
Если сон навязчиво «стоит перед глазами»,
надо мгновенно переключить внимание с него на молитву
Так что обычному человеку, не искушенному и не
«отточенному» аскетической и трезвенной
духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем
более значение своих сновидений. Поэтому многие святые
отцы советуют снам никакого значения не придавать, не
разбираться в них, не «копаться». А если по
пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво
«стоит перед глазами», то надо мгновенно
переключить внимание с него на пусть даже короткую, но
внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как
правило, уже через несколько минут этот сон или забывается
полностью, или оставляет слабый и незначительный след в
душе.
Вообще как в отношении «духовных видений», так
и в отношении «духовных снов» актуальна
известная монашеская формула: «не принимай и не
отвергай». И даже если сон действительно был по
внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся
от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его
как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное
благоразумие. А если действительно Господь желает через
сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как
правило, повторяется, и Господь находит возможность
удостоверить человека в истинности этого сонного видения.
Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на
пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много
других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это
всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать
сдержанное и осторожное отношение к снам.
Не стоит забывать простую истину: мы не библейские
персонажи, не праведники
Священник Михаил
Гапоненко:
– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на
основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов
могут быть различные причины. К снам, которые не
напоминают нам о покаянии и
грядущем Страшном суде, нужно относиться очень
настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку
иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил
такое откровение, после пробуждения, как правило, не
остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон
или нет? Все предельно очевидно и ясно.
Священник Святослав
Шевченко:
– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью
относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой
категории относят сны, которые являются физиологической
особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без
какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории –
сны, которые являются воздействием падших духов. Их
главная цель – уловить зрителя этих снов в свои
сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную
прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно
об этих снах по большей части говорит Священное Писание.
Но такие сны доступны в большинстве случаев людям
праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу.
Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории
снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность,
поэтому в традиции православного христианства есть
недоверие к снам и разным их толкованиям.
Священник Георгий
Мерзликин:
Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту
новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о
значении снов
– Есть исполненный святоотеческой мудрости
монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и
не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека
продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие
ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа,
чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи
лишь «ослабу души и телу» и не придавайте
сновидениям никакого мистического значения, ведь сны
подчас – это просто сны.
Священник Павел
Коньков:
– Сновидениям в современном обществе придается
слишком большое значение. Многие люди думают, что сны
– это отголосок если не высшего
«промысла», то хотя бы интуиции или
подсознания. Часто приходится слышать, что после того или
иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в
качестве подтверждения приводят в пример библейские
повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых.
Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину:
мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и
то очень редко) указывал Свою волю через Своих же
посланников. А мы разве являемся Его посланниками,
пророками или апостолами?!
Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо
несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие
и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда
человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной
ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные
подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику
во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь
пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел.
В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы
тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять
проигнорировал это. И только после третьего явления, когда
ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и
прочитал Символ
веры, – только после этого монах пошел исполнять
то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и
сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!
Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!
Источник
Каждый человек видит сны. Некоторые люди пытаются истолковывать увиденное, искать определенный смысл, знаки. Однако Православная Церковь считает сонники ложной литературой. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как православным людям относиться к снам.
«Снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения…».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«…Здесь нужны внимание и рассуждение, чтобы он не верил некоторым снам, но знал бы, от Бога они или от беса. Но так как не все имеют такое рассуждение, то пусть он снам не верит вовсе. Впрочем, сновидения от Бога распознаются. Иногда они видятся в глубоком сне, иногда в тонком, как бы то ли спящему, то ли нет, и в краткое время. А когда человек просыпается, то полон радости, виденное увлекает ум и вызывает созерцание. И целые годы он вспоминает об этом, и оно незабываемо. А сны от бесов наполняют душу смятением. И когда человек просыпается и ум хочет вспомнить виденное, то наполняется страхом. И сердце этого не принимает. Но и если он это видит во сне, видения не останавливаются, но изменяются в видах и образах, в местах и способах, в поступках и движениях. И по этим изменениям, и мятежным и бесстыдным, ты можешь узнать, откуда они».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
* * *
«Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает».
(Преподобный Нил Сорский)
* * *
«Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«Все ветхозаветные откровения, согласно мнению святого Исаака Сирина, относятся к первой ступени: «Есть две ступени в Божественных откровениях. Во-первых, видения откровения в образах. Даже чувственные видения, как Неопалимая купина. Или духовные видения, как Лестница Иакова. Иногда в восхищении духа. Таковы и прозрения пророков, и та мудрость, о которой говорит апостол Павел (см. Кол. 1, 9; Еф. 1, 17–19). И наконец – вещие сны. Все эти откровения имеют педагогический смысл (воспитательное значение). Это только знаки и символы…».
(Святитель Григорий Палама)
* * *
«Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то, что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«Бывают и другие сны, от фантазии ума и от многоядения, впрочем, нет нужды о них рассказывать. Но сердце подвижника, когда он спит, непрестанно занято молитвами, как мы сказали в другом месте».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
«…сон заставил меня призадуматься: не хотелось бы застрять в таких сновидениях, где меня обманывают жалким образом. Собрав все силы, я твердо наказал себе спать как можно меньше, чтобы не попадать в уловки сновидений. Пришлось сделать пугающий своим реализмом вывод: сон – это сильнейшее оружие диавола, которым он удерживает душу в рабстве».
(Монах Симеон Афонский)
* * *
«Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».
(Преподобный Паисий Величковский)
* * *
«Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны. Я часто днем встречаюсь с людьми, выслушиваю их различные проблемы. А потом во сне ругаю кого-то: «Ах ты, безбожник, – кричу, – тебе на всех наплевать!» И просыпаюсь от собственных криков».
(Преподобный Паисий Святогорец)
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
Источник
Само состояние сна упоминается в Священном
Писании как нечто естественное для человека. Первое
упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о
времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон,
прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).
Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю
крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в
нощи и во дни всем, кому Он хочет» (3 Мак. 5: 6). На
то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека:
«Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест;
но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5:
11); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон
бывает при умеренности желудка» (Сир. 32: 22).
Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его
отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из
окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал
«сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив,
чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние
праведного Мардохея, «Господь отнял сон от
царя» (Есф. 6: 1).
Что же касается сновидений, то о них сказано, что
«сновидения бывают при множестве забот» (Еккл.
5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во
множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6).
Это относится к обычным сновидениям.
Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог
иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою
волю или предупреждение о грядущих событиях.
Сон Иакова |
Во
сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и
языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6);
видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.:
Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.:
Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф
(см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим
снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт.
40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32);
вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска
мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился
Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5);
пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.:
Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие
видения» (Дан. 7: 1).
Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит
во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает
откровение посредством видения, которое, как правило,
нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как
с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками,
как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно
даже говорить о таких снах не столько как об исключениях,
сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с
людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на
людей… тогда Он открывает у человека ухо и
запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от
задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести
душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом»
(Иов 33: 15–18).
Но в наибольшей и значительной степени это было
свойственно пророческому служению: «если бывает у
вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во
сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому
человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только
его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего
народа и даже всего человечества.
И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает
вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся
ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были
предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду;
наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее
вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как
знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не
делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне
много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).
Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того,
излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут
пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим
будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть
видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной
в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что
это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви,
обратившей апостольское благовестие ко всем народам:
«Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. Это
есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние
дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую
плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы
ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14,
16–17).
Однако это вовсе не означает, что любой сон человека
– вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных
снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их
за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают
сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2).
«Думают ли они довести народ Мой до забвения имени
Моего посредством снов своих, которые они пересказывают
друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на
пророков ложных снов, говорит Господь, которые
рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими
обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не
повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу
сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не
обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели
ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся»
(Иер. 29: 8).
В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену
сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.
Состояние сна
Смысл сна
Блаженный Августин так описывает состояние сна: «То,
что производит сон, возникает из тела и действует в теле.
Сон приводит в бесчувственное состояние и некоторым
образом заслоняет телесные чувства. Душа же уступает этому
изменению с удовольствием, потому что оное изменение,
возобновляющее телесные силы после трудов, происходит по
закону природы… телесное изменение, какое
представляет собою сон, может отнимать у души пользование
телом, но не ее собственную жизнь»[1].
Блаженный Феодорит Кирский указывает на промыслительное
значение сна как отдыха для тел трудящихся:
«Смотрение Божие… дало… сон сладкий и
продолжительный, который может успокоить тело после
усталости и сделать его более крепким для трудов
следующего дня. Поэтому не смотри на одни только труды, но
обрати внимание и на утешения после трудов и за все
восхваляй Правителя всяческих»[2].
Святитель Григорий Нисский говорит о состоянии сна как
естественном явлении, обусловленном изменчивостью как
непременным атрибутом земной жизни: «Сон ослабил
напряженное в бодрствовании, потом бодрствование привело в
напряжение то, что было ослаблено. И никакое из этих
состояний не продолжается вместе с другим непрестанно, но
оба уступают место друг другу при появлении того и
другого, и, таким образом, естество этими переменами
обновляет само себя… Если вовремя и умеренно быть в
том и другом состоянии, то это дает естеству силу к
поддержанию себя… Благовременный отдых для
телесного состава необходим, чтобы пища беспрепятственно
разошлась но всему телу известными в нем для этого путями,
тогда как никакое напряжение не мешает этому
переходу»[3].
Святые отцы обращали внимание на то, что воплотившийся
Господь Иисус Христос спал. По мысли блаженного Феодорита
Кирского, «голод, жажда, а сверх того и сон
свидетельствуют, что тело Господне есть тело
человеческое»[4].
А святитель Григорий Богослов объясняет, что Господь
«иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить,
иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и
плачет, чтобы и слезы сделать
похвальными»[5].
Говоря о состоянии сна, которому подвержены обычные люди,
преподобный Иоанн Лествичник указывает, что оно может
овладевать человеком по разным причинам: «Сон есть
некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие
чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и
похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от
пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и
продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет
подкрепить себя сном»[6].
Состояние сна как метафора
Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора,
обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее.
Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В
качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из
преподобного Ефрема Сирина: «Как сон обольщает душу
призраками и видениями, так мир обольщает своими
удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он
обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином,
дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды,
надмевает гордостью и в мечтательных призраках
представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но
миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять
бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе
во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими
благами и богатствами; они проходят, как ночное
сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти,
а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом
мире, стыдится их и краснеет»[7].
Достойна внимания и еще одна метафора, менее
распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин
сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения:
«Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне;
размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет
проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него
погружаются. И хотя нет ни одного человека, который
пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по
здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек
обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже
неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора
вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя
любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла
и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было
ответить на Твои слова: “Проснись, спящий; восстань
из мертвых, и озарит тебя Христос”»[8].
В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к
тому, чему не следует доверять и к чему не следует
привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно
предаваться сверх меры.
Аскетическое отношение к процессу
сна
Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий
говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело
отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия
не может исполнить своего служения, и на него находит сон;
за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг)
отягощает тело сном для того, чтобы осквернить
его»[9].
Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие
монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий
чистоту… силится осквернить нас во время покоя и
повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли
Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое
время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить
в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон
без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно
скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет
его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет
зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас
более осторожными и более сильными против всех наветов
врага»[10].
Преподобный Иоанн Лествичник еще подробнее пишет о том,
как бесы используют сон в качестве способа борьбы с
подвижником: «Когда, по гласу духовной трубы
(колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются
душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы
встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря:
“Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда
пойдешь в церковь”. Другие предстоящих на молитве
погружают в сон»[11];
«неискусный монах в беседах бывает бодр; а когда
настал час молитвы, тогда и глаза его отяготились сном.
Нерадивый монах искусен в многословии; а когда пришло
время чтения, от дремоты смотреть не
может»[12].
А вот что святой отец говорит о вреде многоспания:
«Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон
ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый
же – друг ему. Бдение есть погашение плотских
разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна
– причина забвения; бдение же очищает память. Многий
сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых
половину жизни или еще больше»[13].
Преподобный Паисий Величковский пишет, что сон порождает
леность, уныние, отчаяние, «и многие другие
страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон:
как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает
созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение
на ум, который становится от того нечувствительным ко
всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как
тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою
и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу
всех добрых дел и навести на нее страсти»[14].
Учитывая указанные опасности от излишнего сна,
неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как
бороться с ним, и это должно было стать одним из первых
аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный
Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от
привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам,
особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна;
ибо трудно исцелить давний навык»[15].
Преподобный Паисий добавляет, что «как
многоядение и многопитие переходит в обычай… так
и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет
спать до насыщения, много тогда и природа требует
сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и
природа тогда сего просит… Ничто так не помогает
против сна, как следующие четыре добродетели:
воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память
смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым
стражем… Без книги и рукоделия никогда не
садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того,
чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в
сутки: новоначальным – семь часов, средним
– четыре, совершенным – два часа и
всенощное стояние»[16].
Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как
подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы
во время его не получить вреда. Преподобный Антоний
Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с
благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий.
Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души,
смежение очей твоих – истинным видением Бога, и
молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей
души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу
всяческих»[17].
А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на
положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно
соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями,
внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении
наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного
сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно
напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом
всегда должно иметь пред очами своими Бога…
Поступающий так всегда в молитве пребывает»[18].
Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху
надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на
каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не
овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать
каждую ночь»[19].
Высказанные аскетические предписания касаются не только
монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это
следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных
выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем
и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый
православный христианин.
Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного
Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми,
Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в
четвертой молитве (того же святого) говорит:
«Благоволи, Господи, избавити мя от сети
лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и
без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю
сатанину детель отжени от мене… да не усну в
смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от
враг моих, да востав со одра моего, принесу ти
благодарственныя мольбы». В молитве преподобного
Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти:
«Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб
будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть
предстоит». А после пробуждения христианин в шестой
из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит
Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея,
и ослабление трудов многотрудныя плоти».
Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического
отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так,
святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто
хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели
требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с
молитвой»[20].
И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго
спит, для того интересы духовные делаются чуждыми,
молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы
плоти становятся на первом плане… Излишний сон
вреден, расслабляет душу и тело»[21].
Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную
умеренность, поскольку впадение в другую крайность –
чрезмерный отказ от сна – также приносит большой
вред не только телу, но и душе монаха, как о том
предупреждает преподобный Иоанн Кассиан, излагая опыт
подвижников из Скитской пустыни: «По коварному
действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я,
проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного
заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности
в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого
сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и
отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом
неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что,
при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к
правильному рассуждению, а от первого
нельзя»[22].
О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий
(Брянчанинов): «Должно довольствоваться пищею и сном
постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем,
чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не
производя непристойных движений, которые являются от
излишества, не производя изнеможения, которое является от
недостатка»[23].
(Окончание следует.)
[1]
Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии
души. 14.
[2]
Феодорит Кирский, блаженный. Десять глав о
промысле. 7.
[3]
Григорий Нисский, святитель. Об устроении
человека. 13.
[4]
Феодорит Кирский, блаженный. Сокращенное
изложение Божественных догматов. 12.
[5]
Григорий Богослов, святитель. Слово 37.
[6]
Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19.
1–2.
[7]
Ефрем Сирин, преподобный. Слово на Еккл. 1:
14.
[8]
Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. V.
12.
[9]
Варсануфий Великий и Иоанн Пророк,
преподобные. Руководство к духовной жизни. 500.
[10]
Иоанн Кассиан, преподобный. О постановлениях
киновитян. 2. 13.
[11]
Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19. 3
[12]
Там же. 20.12–13.
[13]
Там же. 20. 3–5, 9, 11
[14]
Паисий Величковский, преподобный. Крины
сельные. 30.
[15]
Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 19.
2.
[16]
Паисий Величковский, преподобный. Крины
сельные. 30.
[17]
Антоний Великий, преподобный. Наставления о
доброй нравственности и святой жизни. 170.
[18]
Нил Сорский, преподобный. О спасении души.
[19]
Варсануфий Великий и Иоанн Пророк,
преподобные. Руководство к духовной жизни. 245.
[20]
Амвросий Медиоланский, святитель. О покаянии
две книги. II. 11.
[21]
Иоанн Кронштадтский, праведный. Живой колос.
III.
[22]
Иоанн Кассиан, преподобный. Десять
собеседований отцов. 2. 17.
[23]
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Беседа
старца с учеником. 2.
Источник