О чем был последний сон раскольникова
В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.
Содержание сна
Во сне герой видит, как люди уничтожают друг друга. Сами не осознавая причин, люди становятся сумасшедшими, бредят, убивают друг друга. Даже объединяясь в страхе и договариваясь о верности и помощи друг другу, они тут же меняют решение. Заражаясь бессмысленной злобой, они считают себя умными, непоколебимы в своей уверенности и жестокости. Лишь несколько избранных человек могли спастись сами и спасти других. Это люди чистые, светлые. Они не способны на злобу и преступления. Именно они должны возродить мир и спасти человечество.
Символичное значение
Не случайно автор размещает последний сон Раскольникова в эпилоге. Пройдя через все страдания, через множество размышлений и страхов, до сих пор будучи уверенным в своей правоте, именно во сне Раскольников постигает разоблачение своей жуткой теории. Глубокий символизм сна в том, что «трихины» являются страшной опасностью для всего человечества. Они способны привести к утрате всех норм человеческой жизни, всех моральных и нравственных качеств человека. Распространение жестокости приведет к трагедии глобального масштаба. Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь он осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы. Это помогает герою избавиться от «трихинов» в своей душе. Герой, благодаря состраданию, воскресает для новой жизни.
Шанс на спасение
Именно третий сон Раскольникова становится итогом всех его мук. Истинное наказание – в настоящем раскаянии, в муках, которые человек испытывает после преступления. У всех есть шанс на спасение. Герой не обделен положительными качествами изначально. Он способен сострадать и сопереживать, он готов отдать последнее. В поисках ответа, он обвиняет в этом Сонечку Мармеладову, но именно это качество помогает Раскольникову спастись и встать на путь истинный. Только поняв разрушающую силу эгоизма, ненависти и преступлений, герой способен переродиться. Через страдание и сострадание, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион понимает ценности, которые действительно могут спасти человека от страшных грехов и помыслов.
В романе «Преступление и наказание» автором поднимаются глобальные вопросы о человеческой сущности, о нравственности, о разделении добра и зла в человеке. Сон на каторге является итогом мук Раскольникова и началом его новой жизни.
Статья поможет написать грамотное и вдумчивое сочинение на тему «Сон Раскольникова на каторге».
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Дмитрий Сергиенко
16/16
Алексей Никульников
14/16
Артур Мушинский
16/16
Алексей Филатов
15/16
Алексей Скрипченко
14/16
Любашка ***
14/16
Алевтина Каткова
15/16
Леонилла Заверюха
14/16
Владислава Автоматова
15/16
Dmitrii Marshalov
16/16
Источник
Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»
Сон о лошади (часть 1 глава V)
Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает ему о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу:
«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»
«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»
«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»
Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (как и любого человека): во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной
жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.
Смотрите:
Сон об Африке (часть 1 глава VI)
Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок:
«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…»
Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой.
Сон об Илье Петровиче и хозяйке (часть 2 глава II)
После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о том, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры Раскольникова. Во сне молодой челвоек чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать:
«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»
«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…»
«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»
В этом сне воплощается страх Раскольникова за то, что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне молодой человек не предпринимает ничего, чтобы сбежать,
закрыться и не сдаться полиции.
Сон о смеющейся старухе (часть 3 глава VI)
Раскольников видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице перед тем, как к нему приходит Свидригайлов. Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире в углу гостиной молодой человек видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не
удается и смех старухи только усиливается:
«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех
сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»
Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей – на лестнице, в помещениях и т.д.:
«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги
не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»
В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, которые мучают его и в реальности.
Смотрите:
Сон о конце света (Эпилог глава II)
Это последний сон Раскольникова. Этот сон снится герою уже на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света:
«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных…»
Этот сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя.
Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе “Преступление и наказание” по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.
Источник
Люди перестали пахать и сеять. Люди перестали здраво
воспринимать окружающий мир, потому что мозг их воспалился
от горячечных видений. Споры и крики заполнили воздух. С
легкостью стали основываться партии и союзы, чтобы вскоре
с той же легкостью распасться посреди взаимных упреков и
обвинений в предательстве. Хозяйство пришло в упадок.
Митинги и мятежи переросли в поножовщину и пожары. Но и
когда, озаренный бессмысленным пламенем самоуничтожения,
мир приблизился к своему концу, люди продолжали спорить и
кричать до хрипоты, уверенные в своей правоте и никого не
слушая.
Перед вами вольный пересказ той картины, которая в
страшных сонных видениях представлялась на каторге Родиону
Раскольникову. И до чего же она похожа на репортажи из
печально прославившейся восточно-европейской столицы, той
самой, что еще недавно дерзала себя сравнивать по святости
с Иерусалимом. Крики о справедливости не смолкают, а
хозяйственная жизнь стоит. Споры разгораются на каждом
шагу, и каждый из спорщиков не слушает другого. Еще бы!
Каждый спорщик изначально уверен в абсолютной правоте
собственной персоны и абсолютной неправоте оппонента.
Раскручивается маховик злобы и непонимания. Соседи
ссорятся, семьи рвутся. Хищный глаз гордеца-неудачника
рыщет вокруг в поисках виновных. Страна рассыпается под
звуки мантр о близком и неизбежном счастье. И обугленные
здания в центре города – всего лишь указание на
обуглившиеся души людей, уверенных в своей
самоубийственной революционной правоте.
А где же причины столь неприглядной картины с непонятным и
угрожающим будущим? Сколько бы нам ни говорили
«британские ученые» об алхимической важности
политики, экономики и сексуального здоровья, все взлеты и
падения человечества коренятся в духе. И успехи связаны со
свободой чад Божиих, а провалы – с беснованием, с
порабощением духа человеческого духу падшему.
Раскольникову именно так и грезилось. «Появились
какие-то новые трихины, существа микроскопические,
вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи,
одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя,
становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но
никогда, никогда люди не считали себя так умными и
непоколебимыми в истине, как считали зараженные».
Раскольников – убийца. Можно подумать, что поделом
ему бесноваться и метаться в жару ночных видений. Но это
будет слишком быстрый и поверхностный ответ. Раскольников
не родился убийцей. Он стал им по причине ложной и глубоко
усвоенной идеологии. Вообще не патологическая
кровожадность, а ложная идеология плодит и творит самых
опасных и злодеев, и преступников. Если каторжные сны
убийцы-идеалиста до мелочей совпадают с реальными буднями
целого народа, то можно предположить, что и причины их
страданий схожи. Ложная идеология!
Раскольников – правдолюбец. Мир в его глазах
несправедлив, и он решается заняться исправлением мира по
своим нравственным лекалам. Обратим на это внимание, ибо
правдолюбцы и идеалисты очень опасны. Они благотворны,
если верят в Бога и с Ним – Единым Человеколюбцем
– пытаются лечить язвы мира. Если же они безбожны,
как Сальери, и, как Сальери, раздражены несправедливостью,
то их потуги эту самую справедливость установить будут
пахнуть серой.
Раскольников согласен на кровь, и даже более. Именно кровь
он воспринимает как цену за право на переустройство мира.
Он не собирается убивать кого попало. Он выискивает жертву
среди тех, кому отказывает в праве на жизнь. Старуха для
него – паук, не более. И не убивать ее, а давить он
собирается. А кто из нас пауков не давил? Человека вначале
расчеловечивают, прикрепляя к нему ярлык «низшей
расы», выродка, каторжника, злодея,
насекомого… Потом его убивают с неслыханной
легкостью, ибо смерть его уже не только не грех, но и чуть
ли не добродетель. Отметим для себя и эту черту.
Далее. Топор, раскроивший череп старушки, раскроил и еще
один незапланированный череп – Елизаветы. Перед нами
еще один закон, неумолимый и жестокий: от рук людей, лихо
наводящих справедливость, непременно падут замертво
невинные люди, отчего общая несправедливость только
увеличится. Бес посмеется, люди заплачут, а близорукие
Робин Гуды вдруг обнаружат, что они не гармонизаторы
Вселенной, а обыкновенные злодеи. Они почувствуют себя в
шкуре Каина, и теперь стонать и трястись им до смерти.
Стонать, трястись и придумывать себе оправдания. «Мы
не знали», «мы не догадывались»,
«так получилось», «нас обманули».
Весь ад полон подобных звуков. Собственно, Раскольников
– это и есть Каин, только Каин покаявшийся, что
далеко не каждому «каину» удается.
Наконец, ничто из запланированного Раскольниковым не
удалось. Получилось нечто совершенно неожиданное и
страшное. Так и в революции выходит всегда (!) не то, что
хотели, а нечто неожиданное и страшное. И будет он теперь
метаться в собственном аду, который носит под сердцем,
пока не сдастся властям от непомерного груза вины и от
тошноты ложных идей. Вот откуда, из этого ада, пришли к
Раскольникову на каторге пророческие сны о трихинах,
обладающих умом и волей, о пожарах и мятежах, о гибели
мира от рук самоуверенных слепцов.
Что же роднит литературного убийцу и вполне осязаемый
столичный город, вступивший в очередную руину? Очевидно
– ложная идеология. Идеология злобного
превосходства, выросшая из комплекса неполноценности.
– Мир несправедлив, ибо я лишен того, чего
заслуживаю, а заслуживаю я очень многого. – Так
сказала идеология, с которой согласилась восставшая часть
народа.
– В общем и целом я очень хорош, а беды мои и
исторические неудачи коренятся не во мне, а во внешних
причинах. – Так продолжила идеология, и народ кивнул
одобрительно.
– Виновны в бедах моих вот эти, и эти, и эти (чаще
всего все более успешные соседи).
Далее только остается брать в руки топор (Герцен звал к
нему), булыжник (он же – орудие пролетариата),
тротуарную плитку, коктейль Молотова (даром что бренд
коммунистический). Далее будет пролита первая кровь, как
правило – невинная. Она никого не остановит, но
только распалит странный аппетит и во многих пробудит
зверя. Далее крови будет больше, больше, больше, ибо ящик
Пандоры будет раскрываться шире, шире и шире. Далее впору
думать о том, что написано в Откровении – там, где
скачут всадники и под одним из них – конь бледный.
Но пока ситуация не в финале еще, но в развитии. Центр
города стоит обуглен, и так же, надо думать, обуглены
мысли многих жителей. Хозяйственная жизнь остановлена, и
грядущая осень угрожает новой волной бунтов. Страна
распадается и агонизирует в крови, к которой уже
привыкают. Но счастья хотеть не перестают, и спорят,
спорят, не слушая и не уважая собеседников.
Сон Раскольникова становится явью там, где вчера еще
играла музыка, цвели каштаны и били фонтаны. И кто бы мог
подумать в нашем эгоистическом и материалистическом мире,
что такой жуткой разрушительной силой обладает эфемерная
вещь под названием «ложная идеология»?
Источник
- Сочинения
- По литературе
- Достоевский
- Сон Раскольникова на каторге
…Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины[1], существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные[2], предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез…
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», эпилог, глава II.
————
[1] Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве — Появились какие-то новые трихины… — В конце 1865— начале 1866 г. в русских газетах печатались тревожные сообщения о неизвестных в то время медицине существах — трихинах и о повальной болезни, причиняемой ими. Срочно была издана брошюра: Руднев М. О трихинах в России. Нерешенные вопросы трихинной болезни. СПб., 1866.
[2] Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные… — Символический сон Раскольникова — предупреждение человечеству, философский итог романа: герой сознает гибельные последствия, которые имели бы для судеб культуры торжество индивидуализма, забвение нравственных связей между людьми. Стилистически строки навеяны Апокалипсисом, образы которого Достоевский наполняет более широким содержанием (см.: Откровение св. Иоанна Богослова, гл. 8-17). Ряд стихов Апокалипсиса подчеркнут или отмечен Достоевским в принадлежавшем ему экземпляре Нового завета (ст. 11, гл. 13; ст. 9, гл. 17 и др.).
Анализ
Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в произведении «Преступление и наказание» отразил не только эпоху, но и поднял нравственные проблемы, законы человечности, добра.
Ужас преступления Родиона заключается в том, что он сомневается в том, что нужно ли ему раскаиваться в страшном поступке. Именно во сне опровергаются все его сомнения.
Что снилось Раскольникову на каторге?
Во сне Раскольников видит убийство людей. Он наблюдает, как люди сходят с ума, бредят, уничтожают друг друга. Даже создавая союзы и договариваясь между собой, они быстро изменяют своё решение. Люди считают себя умными, у них непоколебима вера в свои поступки. Парень уверен, что избранные люди могут спасти всё общество. В этой категории людей нет злобы и подлости. На них возлагается миссия по спасению человечества.
Что означают символы в сне Раскольникова?
Автор специально располагает последний сон Родиона в эпилоге. Преодолевая боль и страх, он был уверен в своих идеалах, но во сне ему приходит разоблачение страшной теории. Смысл сна заключается в том, что «трихины» являются серьёзной угрозой для жизни людей. Они могут приводить к полной потере всех привычных ценностей и душевных качеств.
Усиление насилия приведёт к серьёзной трагедии, а сон в местах лишения свободы противостоит теории Родиона. Если раньше он считал, что избранные люди могут вершить казнить людей, то теперь он стремиться очистить землю от зла. Эти поступки помогают ликвидировать «трихинов» в душе, а сочувствие даёт ему шанс вернуться к нормальной жизни.
Как Раскольников спасёт свою душу?
Последний сон Родиона считают отражением всех его тяжелых жизненных испытаний. В этой ситуации настоящее наказание заключается в его раскаянии в совершении преступления, но даже у него есть шанс на спасение души. Изначально герой обделён хорошими качествами, но он может сочувствовать и сопереживать. В своих бедах он пытается обвинить Сонечку Мармеладову, но она помогает Родиону обрести новую жизнь. Только после осознания своих пагубных страстей, герой может вернуться к жизни. Через жалость и сочувствие, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион осознаёт вещи, спасающие его душу.
В романе автор поднимает важные вопросы нравственности, морали, душевных качеств в человеке. Сон на каторге считается прекращением страданий, испытаний и началом нового этапа в его сложной жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Сон Раскольникова на каторге
Популярные сегодня темы
- Сочинение Лучший день в школе
У каждого наверняка был в школе такой день, который можно смело назвать лучшим! У одних это день, когда в дневнике стояли одни пятерки, у других – день, когда в столовой давали шикарные булочки
- Анализ сказки Волшебник Изумрудного города Волкова
Главный смысл сказки «Волшебник изумрудного города» раскрывается в дружбе нескольких героев, которых находит девочка по имени Элли, по пути к разрешению проблем. Дело в том, что ураган перенес её дом и пёсика совсем в другое место
- Образ и характеристика капитана Ивана Миронова в романе Капитанская дочка Пушкина
В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» капитан Миронов является второстепенным персонажем. Образ этого персонажа олицетворяет собой честность и порядочность, которая должна быть у каждого сына Отечества.
- Почему Чацкий отторгнут фамусовским обществом?
Так для меня, например, ничего удивительного в том, что этот герой был отвергнут обществом… И даже не так важно, что фамусовским. ОН был бы отвергнут любым обществом!
- План сказки Мальчик с пальчик 4 класс (Шарль Перро)
У бедного дровосека было семеро сыновей. Самый младший имел очень маленький рост, потому его называли Мальчик с пальчик.
Источник