Ночь без сна сердце без тепла

Видео:
Выступление на творческом вечере Давида Тухманова (1986 год).
Форум
Видели выступление Лепса на “Новой волне” с песней “Жил был я”?
На меня произвело негативное впечатление. Зачем он кривлялся в конце выступления? Песня не предполагает танцы с бубнами…
АГ исполняет “Жил был я” изысканно, аристократично…. А тут получился ресторанный хит.
Странно, что Тухманов во всех интервью называет АГ своим другом, а исполнять “Жил был я ” позвал Лепса
В ЖЖ это исполнение назвали “зэковским”. https://chef-pilote.livejournal.com/12724.html
Marish Июл 31, 2010

Перепевки Лепса обычно мне нравятся (Озеро надежды, Купола), но тут действительно как-то не очень…
Padre Umberto Июл 31, 2010

Это лишний раз доказывает, что перепевать песни после АГ – заведомо гиблое дело.
Marish Июл 31, 2010

У Лепса очень хороший голос. И если песню слушать без видео, она получилась хорошо, по-другому, чем у АБГ. Просто Лепс в последнее время поет очень много музыкального мусора и разучился отличать, что можно петь не думая, а во что нужно вживаться, прочувствовать. Общей культуры не хватает, на мой взгляд, а энергии много. Подсказать некому, среда окружающая не та. Поэтому так и получилась. Хотя я не думаю, что эту песню нельзя петь после АБГ. Просто получились разные песни.
kurry Авг 01, 2010

“Жил был я” перепевал ещё Пересняков-младший… И сам Давид Фёдорович перепевал, но с тех пор не раз признавался, что это лучшая его песня, и всегда добавляет: В ИСПОЛНЕНИИ АЛЕКСАНДРА ГРАДСКОГО
Олег Петухов Авг 08, 2010

Вот это и удивляет, что исполнить свою “лучшую песню в исполнении Александра Градского” он пригласил совсем не Александра Градского
Marish Авг 08, 2010

Может быть, АБ не смог приехать? Мало ли какая причина…Он не на всех юбилейных Тухманова выступал. У каждого свои планы. Но песню “Жил-был я..” все равно лучше Маэстро никто не спел. Саша был совсем молодым, когда исполнил ее так, как написал Кирсанов.
Остальные же просто поют песню Тухманова.
Marish Авг 12, 2010

Лепс -человек с замечательными вокальными данными но зачастую он к сожалению не понимает что он поёт и зачем. более того его часто “заносит”. посему отношение двоякое
megaror Авг 21, 2010

А мне понравилось его исполнение!
Всю душу в песню выложил
Никита Фев 02, 2011

Да оставил бы при себе свою “душу”. После “Жил был я” ни слышать его не могу, ни видеть. Вот СПЕТЬ КАК ВЫРУГАТЬСЯ – это его (Шофёр в “Мастере и Маргарите” Градского).
Олег Петухов Фев 04, 2011

Даже заходить посмотреть боюсь. Что-то останавливает! Наверное, с детства любимое, самое лучшее исполнение этой песни на диске “Как прекрасен мир”. Заплываешь на ю-тьюб, вот оно – видео с Градским, и вдруг – его песня, а петь собрался кто-то другой. И словно включается внутри: “Не смотри, не надо!”… Как будто бы сам Саша из тех далёких 70-х об этом просит
Да конечно не буду!
Это даже похоже не на измену, если послушать чужое исполнение, а это… … ну, точно так же, как не может быть у человека другого отца и другой матери, так и у этой песни не может быть другого исполнителя (имхо).
Olga Мар 03, 2012

Видел это выступление по ТВ. Не нравится Лепс ни как певец, ни как человек. Не понравилось чрезмерное кривляние, но таков его стиль. Когда известная композиция исполняется кем-то другим, его исполнение всегда будут сравнивать с оригинальным. Вообще сложно представить эту песню не в исполнении АГ. Каждый привносит что-то свое в исполнение, это бесспорно. Пусть поет иначе – но не хуже! Хотя аудитории Лепса наверняка понравилось.
Александр Исаенков Мар 03, 2012

Источник

Ночь без сна сердце без тепла

Æèë-áûë – ÿ.
(Ñòîèò ëè îá ýòîì?)
Øòîðì áèë â ìîë.
(Ìîëîä áûë è ìèë…)
 ïîðò ïëûë ôëîò.
(Ñ âûèãðûøíûì áèëåòîì
æèë-áûë ÿ.)
Ïîìíèòñÿ, ÷òî æèë.

Çíîé, äîæäü, ãðîì.
(Ìîêðûå áóëüâàðû…)
Íî÷ü. Ñâåò ãëàç.
(Ëîêîí ó ïëå÷à…)
Øëè âñþ íî÷ü.
(Ëèñòüÿ îáðûâàëè…)
“Ìû”, “òû”, “ÿ”
íåæíî ëåïå÷à.

Çíàë ñîëü ñëåç
(Ïóñòîòó ïîñòåëè…)
Íî÷ü áåç ñíà
(Ñåðäöå áåç òåïëà) –
ãàñ, êàê ãàç,
ãîðîä îïóñòåëûé.
(Âçãëÿä áåç ãëàç,
îêíà áåç ñòåêëà).

Ãäå æ òîò ñíåã?
(Êàê ñêîëüçèëè ëûæè!)
Ãäå æ òîò ïëÿæ?
(Ñ çîëîòûì ïåñêîì!)
Ãäå òîò ëåñ?
(Ñ øåïîòîì – “ïîáëèæå”.)
Ãäå òîò äîæäü?
(“Âìåñòå, áîñèêîì!”)

Âñòàíü. Ñáðîñü ñîí.
(Íå ñìîòðè, íå íàäî…)
Ñîí íå æèçíü.
(Ñíèëîñü è çàáûë).
Ñîí êàê ìîõ
â äðåâíèõ êîëîííàäàõ.
(Æèë-áûë ÿ…)
Âñïîìíèëîñü, ÷òî æèë.

Àâòîð òåêñòà: Ñåìåí Êèðñàíîâ

Àâòîð ìóçûêè: Rene Aubry
Èñïîëíÿåò: Âåòðîâ Áîðèñ

êîãäà åñòü âðåìÿ îòäîõíóòü…
ïðî îäèíîêîãî ñòðàííèêà ïàðÿùåãî íà Çàïàä…

***

Ïîäóìàé ÷åëîâåê!Êòî òû íà ýòîé Çåìëå??!

êóïàÿñü â çîëîòå çàêàòà…

×ÅÒÛÐÅ ÑÎÍÅÒÀ

1

Ñàä, ãäå á ÿ æèë,- ÿ á ðàñöâåòèë òîáîé,
äîì, ãäå á ÿ ñïàë,- òîáîþ áû îáñòàâèë,
ñîçâåçäèÿ á ñèÿòü òîáîé çàñòàâèë
è ëèñòüÿì äàë áû äàëüíèé ãîëîñ òâîé.

Òâîþ ïîõîäêó âäåëàë áû â ïðèáîé
è â êðûëüÿ ïòèö òâîè á ëàäîíè âïðàâèë,
è â íåáî ÿ á ëèöî òâîå îïðàâèë,
êîãäà áû ïðàâèë çâåçäíîþ ñóäüáîé.

È æèë áû òóò, ãäå âñþäó òû è òû:
òû – äîì, òû – ñàä, òû – ìîðå, òû – êóñòû,
ïðèáîé è ñ íåáà ìàøóùàÿ ïòèöà,

ãäå ñëîâà íåò, ÷òîá ìîëâèòü: “Òåáÿ íåò”,-
ñîìíåíüÿ íåò, ÷òî ýòî ìîæåò ñáûòüñÿ,
è âñå-òàêè – ìîåé ìå÷òû ñîíåò

2

íå ñáóäåòñÿ. Îñåííèé, ãîëûé ñàä
ñ íåé î÷åíü ìàëî îáùåãî èìååò,
è âîçäóõ ãîëîñîì åå íå âååò,
è çâåçäû íåáà åþ íå áëåñòÿò,

è ëèñòüÿ åå ñëîâ íå øåëåñòÿò,
è ìîðå øàãó ñäåëàòü íå ïîñìååò,
êðûëî âîðîíüå ó òðóáû ÷åðíååò,
è ñ íåáà êëî÷üÿ òóñêëûå âèñÿò.

Òóò îñåíü ìíå ïóñòûííàÿ äàíà,
ãäå äîì, è êóñò, è ìîðå – íå îíà,
ãäå ñäåëàëîñü óòðàòîé ðàññòàâàíüå,

ãäå äàæå íåò ñëåäà îò ñëîâà “òû”,
öàðàïèíêè åå ñóùåñòâîâàíüÿ,
è âñå-òàêè – ñîíåò ìîåé ìå÷òû

3

îïÿòü çâåíèò. Âîçìîæíî, ÷òî íå òóò,
à ãäå-íèáóäü – îíà â ñïîêîéíîé äðåìå,
åå ñëîâà, åå äûõàíüå â äîìå,
è ê íåé ðóêàìè – ôèêóñû ðàñòóò,

Îíà æèâåò. Åå ñ îáåäîì æäóò.
Ïðèõîäèò â äîì. È íåò ëèöà çíàêîìåé.
Ðóêà ëåæèò íà ëåðìîíòîâñêîì òîìå,
ãëàçà, êàê ïðåæäå êàðèå, æèâóò.

Òóò çíàåò òèøü î ãîëîñå òâîåì,
è âñÿêèé äåíü òåáÿ âñòðå÷àåò äîì,
íå äîì – òàê ëåñ, íå ëåñ – òàê âðîäå ëóãà.

Ñ òîáîþ ÷àñòî õîäèò âäîëü ïîëåé –
íå ÿ – òàê îí, íå îí – òâîÿ ïîäðóãà,
è âñå-òàêè – ñîíåò ìå÷òû ìîåé

4

ëèøü âûìûñåë. Íàéäè ÿ ïðàâäó â íåì,
ÿ á êèíóë âñå – è æèçíü è ñëàâó ýòó,
è ñòðàííèêîì ÿ á çàøàãàë ïî ñâåòó,
îáøàðèòü êàæäûé ëóã, è ëåñ, è äîì.

Ïðîøåë áû ÿ ïî ñíåãó áîñèêîì,
áåç øàïêè ïî òðîïè÷åñêîìó ëåòó,
ó îêîí æäàòü îò ñóìåðåê ê ðàññâåòó,
ïîä ñîëíöåì, ãðàäîì, ñíåãîì è äîæäåì.

È åñëè åñòü ïîõîæèé äîì òàêîé,
ÿ ê ñòàðîñòè á äîñòàë åãî ðóêîé:
“Óçíàé ìåíÿ, ëþáèìàÿ, ïî ñòóêó!..”

Ïóñòü ìíå îòâåòÿò: “Â äîìå åå íåò!”
Ê äâåðÿì ïðèæìó èññå÷åííóþ ðóêó
è äîïèøó ìîåé ìå÷òû ñîíåò.

1938

Ñåìåí Êèðñàíîâ

Äîæäü

Çàøóìåë ñàä, è ãðèáíîé äîæäü çàñòó÷àë â ëèñò,
âñêîðå ñòàë ìèð, êàê Ýäåì, ñâåæ è îïÿòü ÷èñò.

È ãëÿäèò ëó÷ èç ñåäûõ òó÷ â çåðêàëà ëóæ –
êàê ðàñòåò åëü, êàê æóææèò øìåëü, êàê áëåñòèò óæ.

Î, ãðèáíîé äîæäü, ïðîòÿíè âíèç õðóñòàëÿ íèòü,
âñå êóñòû æäóò – äàé âåòâÿì æèòü, äàé öâåòàì ïèòü.

Ïðèëîæè ê íèì, ñâåòîâîé ëó÷, ìèëëèîí ëèíç,
çàãëÿíè â ãðóíò, â êîðåøêè òðàâ, ðàçãëÿäè æèçíü.

Çàãëÿíè, ëó÷, è â ìîþ ãëóáü, îáúÿñíè – êàê
ñìûòü ñ äóøè ïûëü, íàïîèòü ñóøü, ïðîÿñíèòü ìðàê?

Íî ïðîøåë äîæäü, è óøåë â ëåñ ãðîìûõàòü ãðîì,
è, â ñëåçàõ âåñü, èç îêíà âäàëü ñìîòðèò ìîé äîì.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 28.02.2014. Áîã õî÷åò, ÷òîáû ÿ íàõîäèëñÿ â äàííûé ìîìåíò
  • 27.02.2014. ß ïðèøåë ê òåáå. ß ïðåä òîáîé áåññèëåí
  • 26.02.2014. Ïðàâäà â òîì, ÷òî îíè îøèáàþòñÿ
  • 25.02.2014. Ìóäðîñòü èíäåéöåâ íà âñå âðåìåíà
  • 24.02.2014. Òâîÿ ðóêà, òâîè ãëàçà è òâî¸ ñåðäöå… Ïðèò÷à
  • 23.02.2014. Ãîâîðèòå ïðàâäó. È íå ïðèäåòñÿ íè÷åãî çàïîìèíàòü
  • 22.02.2014. Ñ÷àñòüå – æåíà è æåëàííàÿ îäíà ïðåêðàñíàÿ æåíùèíà
  • 21.02.2014. Ëþáëþ ñìîòðåòü, êîãäà òû ñïèøü, è âîëîñû ïî âñåé
  • 20.02.2014. Íå ñòûäíî áûòü ïîáåæä¸ííûì íðàâñòâåííàÿ âàæíåå
  • 19.02.2014. Òàê õî÷åòñÿ ÷òî-òî ñêàçàòü òåáå íåæíîå-íåæíîå
  • 18.02.2014. Èñòîðèè ñ ìîðàëüþ. Ïðèò÷à î ìûøåëîâêå è î áàðàíå
  • 17.02.2014. Íåæíîñòü. ß äóìàþ ïîðîé î íåèçáåæíîñòè. Îãîíü ïîä
  • 16.02.2014. 4 ïðîñòûõ ñïîñîáà ïîëó÷èòü ìàêñèìóì îò êàæäîãî äíÿ
  • 15.02.2014. Æèë-áûë – ÿ. ñòðîêè â ñêîáêàõ. ÷åòûðå ñîíåòà
  • 14.02.2014. Íàøè áûâøèå æåíùèíû íè÷åãî íå âåðíóòü íå ïîïðàâèòü
  • 13.02.2014. 10 ñàìûõ ãëóïûõ ïðîâàëîâ ÖÐÓ. Òóïîñòü íàãëîñòü ÿíê
  • 12.02.2014. Ñêðÿáií è Iðèíà Áiëèê – Ìîâ÷àòè
  • 11.02.2014. Áóäòî ïðî ìÿòåæ â ñîâðåìåííîé Óêðàèíå
  • 10.02.2014. Îñòàíüñÿ â ïàìÿòè ìîåé õîòÿ áû â ïàìÿòè
  • 09.02.2014. Ïðîïàâøèé è Íåðîæäåííûé…
  • 08.02.2014. Äðóçüÿ
  • 07.02.2014. Òû íå ïðîùàë ìíå î÷åâèäíîñòü áåññòûæóþ ìîèõ ïîòåðü
  • 06.02.2014. ß óïàëà ñ äàëåêîé çâåçäû, Âåðíóëàñü èç-çà ëþáâè
  • 05.02.2014. Òû ñî ìíîþ âñåãäà – åäèíñòâåííàÿ!
  • 04.02.2014. Ðàçìûøëèçìû. Îãðàíè÷åíèÿ è öèâèëèçàöèÿ
  • 03.02.2014. Êàê ñäåëàòü æèçíü ïðîùå
  • 02.02.2014. Ìû âñòðåòèìñÿ. Îñòàíåìñÿ ó íåáà íà êðàþ
  • 01.02.2014. Âüþãè äà ìåòåëè ïîä ôåâðàëü ïîëåòåëè…

Источник

Первый раз я услышала песню “Жил-был я” в нежном подростковом возрасте.

А надо сказать, что кроме нежности, во моём подростковом сознании жили-были невероятное упрямство и почитание себя личностью мудрой, умной. По сравнению с этими тупыми взрослыми.

Поэтому первые же строчки песни возмутили меня своим абсурдом. Так не бывает, и так не говорят по-русски.

Я не любила поэзию,  не понимала её, и стихи Семена Кирсанова считала  бессмысленным набором  слов.

Однако.

Однако бессмысленный набор почему-то странно проникал в мой ум.

При каждом прослушивании диска «Как прекрасен этот мир», а я очень любила музыку Тухманова, поэзия Кирсанова впечатывалась в сознание и создавала странно притягательные образы. Щемящие душу своей тоской, трагизмом и усталым осознанием необходимости жить. При любых обстоятельствах.

С тех пор прошло очень много лет.

Поэзию я так и не полюбила, но стихотворение Семена Кирсанова считаю высочайшим уровнем поэтического творчества.

                              «Строки в скобках»

(Стоит ли об этом?)

Шторм бил в мол.

(Молод был и мил…)

В порт плыл флот.

(С выигрышным билетом

жил-был я.)

Помнится, что жил.

(Мокрые бульвары…)

Ночь. Свет глаз.

(Локон у плеча…)

Шли всю ночь.

(Листья обрывали…)

«Мы», «ты», «я»

нежно лепеча.

(Пустоту постели…)

Ночь без сна

(Сердце без тепла) —

гас, как газ,

город опустелый.

(Взгляд без глаз,

окна без стекла).

(Как скользили лыжи!)

Где ж тот пляж?

(С золотым песком!)

Где тот лес?

(С шепотом — «поближе».)

Где тот дождь?

(«Вместе, босиком!»)

(Не смотри, не надо…)

Сон не жизнь.
(Снилось и забыл).

Сон как мох
в древних колоннадах.

(Жил-был я…)

Вспомнилось, что жил.

А вот история создания песни Давида Тухманова  «Жил-был я»

«Стихотворение «Строки в скобках» было напечатано и в журнале «Знамя», и в сборнике «Зеркала» со строками
«Знал соль слёз.

(Пустоту постели…)».

Но, когда оно стало песней «Жил-был я», возникли проблемы.

Стихотворение нашла для композитора Татьяна Сашко, его жена, которая и впоследствии подбирала мужу литературные материалы.

«Строки в скобках» так понравились Тухманову, что он довольно быстро написал песню и решил сделать её центральной на своём концептуальном музыкальном альбоме. В качестве исполнителя был выбран Александр Градский, однако, когда уже предстояла запись, цензуре не понравилось упоминание о постели.

От Тухманова потребовали изменить стихи; в противном случае песню не включили бы в альбом.

Выйдя из Дома звукозаписи, композитор с уличного автомата позвонил домой Кирсанову, представился и изложил тому ситуацию. Кирсанов сказал: «Не хотят — как хотят».

Тухманов вспоминал, что по интонации чувствовалось, как возмущён поэт. Но затем Кирсанов смягчился и попросил собеседника позвонить через две недели.

Тухманов это сделал, однако Кирсанова не было дома; композитор звонил не один раз, пока не застал поэта. Тот произнёс: «„Нежилые стены“. „Нежилые стены“ вместо „пустоту постели“», и повесил трубку, хотя Тухманов собирался поблагодарить его. В том же году Кирсанов скончался.

А вот как реагировали на песню молодые меломаны:

«Вскоре появился диск — пластинка Тухманова „Как прекрасен мир“.  Сегодня её называют первым „концептуальным“ альбомом нашей эстрады. Две песни исполнил Александр Градский. „Жил-был я“…

Это был, несомненно, хит, который, словно заснеженная вершина горы, возвышался над остальным музыкальным материалом диска.  Купить эту пластинку было непросто, особенно у нас, в провинции. Долгое время я попросту игнорировал остальные песни альбома, сразу ставил „Жил-был я“…

В журнале „Песни радио и кино“ напечатали текст и ноты этой песни. Стихи Семена Кирсанова.

Какой такой Кирсанов? В школе не проходили…

Видать, не прост этот Кирсанов. „Взгляд без глаз, окна без стекла…“ В этих строчках мне чудились отголоски прозы Уэллса и Саймака» (Михаил Зуев).
(Википедия)

P.S. Спасибо Саше aleksandrsp за вчерашний комментарий, без него этот пост не появился бы!

Источник

Семён Исаакович Кирсанов (родился под именем Самуил Ицекович Кортчик;  1906, Одесса, Российская империя — 1972, Москва, СССР) — русский советский поэт. По мнению академика Михаила Гаспарова, Кирсанов — создатель рифмованной прозы в русской литературе.

Ученик Владимира Маяковского, в молодости — один из последних футуристов. Начиная с 1930-х годов, неоднократно обвинялся критикой в формализме. Склонность к поэтическим экспериментам сделала его творчество многогранным. Жизненные трагедии и драмы (ранняя смерть первой жены, расставание со второй, собственная смертельная болезнь) отразились во многих его произведениях. Оказал значительное влияние на поэтов послевоенного поколения. На стихи Кирсанова написаны песни, в том числе широко известные («У Чёрного моря», «Жил-был я», «Эти летние дожди»), романсы, сюиты, оратория, опера, а также вокальная симфония Дмитрия Шостаковича.

Дождь

Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,
вскоре стал мир, как Эдем, свеж и опять чист.

И глядит луч из седых туч в зеркала луж –
как растет ель, как жужжит шмель, как блестит уж.

О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,
все кусты ждут – дай ветвям жить, дай цветам пить.

Приложи к ним, световой луч, миллион линз,
загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.

Загляни, луч, и в мою глубь, объясни – как
смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак?

Но прошел дождь, и ушел в лес громыхать гром,
и, в слезах весь, из окна вдаль смотрит мой дом.

* * *

Жизнь моя,
ты прошла, ты прошла,
ты была не пуста, не пошла.

И сейчас еще ты,
точно след,
след ракетно светящихся лет.
Но сейчас ты не путь,
а пунктир
по дуге скоростного пути.

Самолет улетел,
но светла
в синеве меловая петля.
Но она расплылась и плывет…
Вот и все,
что оставил полет.

1964

Кольцо

Браслеты —
остатки цепей.
И в этом же роде, конечно,
на ручке покорной твоей
блестит
золотое колечко.
О, бедная!
Грустно до слез.
Ты губишь себя,
ты не любишь.
Кольцо уже с пальцем срослось,
а как свою руку
отрубишь?

Лирика

Человек
стоял и плакал,
комкая конверт.
В сто
ступенек
эскалатор
вез его наверх.
К подымавшимся
колоннам,
к залу,
где светло,
люди разные
наклонно
плыли
из метро.
Видел я:
земля уходит
из-под его ног.
Рядом плыл
на белом своде
мраморный
венок.
Он уже не в силах видеть
движущийся
зал.
Со слезами,
чтоб не выдать,
борются глаза.
Подойти?
Спросить:
“Что с вами?”
Просто ни к чему.
Неподвижными
словами
не помочь ему.
Может,
именно
ему-то
лирика нужна.
Скорой помощью,
в минуту,
подоспеть должна.
Пусть она
беду чужую,
тяжесть всех забот,
муку
самую большую
на себя возьмет.
И поправит,
и поставит
ногу на порог,
и подняться
в жизнь
заставит
лестничками
строк.

1947

Строки в скобках

Жил-был — я.
(Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол.
(Молод был и мил…)
В порт плыл флот.
(С выигрышным билетом
жил-был я.)
Помнится, что жил.

Зной, дождь, гром.
(Мокрые бульвары…)
Ночь. Свет глаз.
(Локон у плеча…)
Шли всю ночь.
(Листья обрывали…)
«Мы», «ты», «я»
нежно лепеча.

Знал соль слез
(Пустоту постели…)
Ночь без сна
(Сердце без тепла) —
гас, как газ,
город опустелый.
(Взгляд без глаз,
окна без стекла).

Где ж тот снег?
(Как скользили лыжи!)
Где ж тот пляж?
(С золотым песком!)
Где тот лес?
(С шепотом — «поближе».)
Где тот дождь?
(«Вместе, босиком!»)

Встань. Сбрось сон.
(Не смотри, не надо…)
Сон не жизнь.
(Снилось и забыл).
Сон как мох
в древних колоннадах.
(Жил-был я…)
Вспомнилось, что жил.

* * *

Эти летние дожди,
эти радуги и тучи –
мне от них как будто лучше,
будто что-то впереди.

Будто будут острова,
необычные поездки,
на цветах – росы подвески,
вечно свежая трава.

Будто будет жизнь, как та,
где давно уже я не был,
на душе, как в синем небе
после ливня – чистота…

Но опомнись – рассуди,
как непрочны, как летучи
эти радуги и тучи,
эти летние дожди.

* * *

Я пил парное далеко
тумана с белым небом,
как пьют парное молоко
в стакане с белым хлебом.

И я опять себе простил
желание простора,
как многим людям непростым
желание простого.

Так пусть святая простота
вас радует при встрече,
как сказанное просто так
простое: «Добрый вечер».

<1945-1956>

Андрей Вознесенский

Похороны Кирсанова

Прощайте, Семен Исаакович.
Фьюить!
Уже ни стихом, ни сагою
оттуда не возвратить.

Почетные караулы
у входа в нездешний гул
ждут очереди понуро,
в глазах у них: “Караул!”

Пьерошка в одежде елочной,
в ненастиях уцелев,
серебрянейший, как перышко,
просиживал в ЦДЛ.

Один, как всегда, без дела,
на деле же — весь из мук,
почти что уже без тела
мучительнейший звук.

Нам виделось кватроченто,
и как он, искусник, смел…
А было — кровотеченье
из горла, когда он пел!

Маэстро великолепный,
а для толпы — фигляр…
Невыплаканная флейта
в красный легла футляр.

1973

Источник

«Опять пуста скамья…»

Опять пуста скамья,
опять закат лиловат,
и перед всеми я
кругом-кругом виноват.

Опять пустует сад,
где осень ждет конца,
лишь два листка висят,
как высушенные сердца.

Одних — не так любил
и разобидел их,
одними — не понят был,
не понял сам — других.

А если — подход не тот?
И не велика вина?

Но жизнь — как этот вот
пустой стакан вина.

Отец

Мне снилось, что я — мой отец,
что я вошел ко мне в палату,
принес судок домашних щец,
лимон и плитку шоколаду.

Жалел меня и круглый час
внушал мне мужество и бодрость,
и оказалось, что у нас
теперь один и тот же возраст.

Он — я в моих ногах стоял,
ворча о методах леченья,
хотя уже — что он, что я
утратило свое значенье.

«Хоть бы эту зиму выжить…»

Хоть бы эту зиму выжить,
пережить хоть бы год,
под наркозом, что ли, выждать
свист и вой непогод,

а очнуться в первых грозах,
в первых яблонь дыму,
в первых присланных мимозах
из совхоза в Крыму.

И в саду, который за год
выше вырос опять,
у куста, еще без ягод,
постоять, подышать.

А когда замрут навеки
оба бьющихся виска,
пусть положат мне на веки
два смородинных листка.

Строки в скобках («Жил-был я…»)

Жил-был — я.
(Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол,
(Молод был и мил…)
В порт плыл флот.
(С выигрышным билетом
жил-был я.)
Помнится, что жил.

Зной, дождь, гром.
(Мокрые бульвары…)
Ночь. Свет глаз.
(Локон у плеча…)
Шли всю ночь.
(Листья обрывали…)
«Мы», «ты», «я»
нежно лепеча.

Знал соль слез.
(Пустоту постели…)
Ночь без сна
Сердце без тепла —
гас как газ
город опустелый.
(Взгляд без глаз,
окна без стекла.)

Где ж тот снег?
(Как скользили лыжи!)
Где ж тот пляж?
(С золотым песком!)
Где тот лес?
(С шепотом — «поближе».)
Где тот дождь?
(«Вместе, босиком!»)

Встань. Сбрось сон.
(Не смотри, не надо…)
Сон не жизнь.
(Снилось и забыл.)
Сон как мох
в древних колоннадах.
(Жил-был я…)
Вспомнилось, что жил.

«Уже светает поздно…»

Уже светает поздно,
холодноват рассвет.
Уже сентябрь опознан
в желтеющей листве.

Не молят о пощаде,
дрожа перед судьбой,
а шепчутся «прощайте»
цветы между собой.

Ответ

Хотя финал не за вершиною —
да будет жизнь незавершенною,
поконченной, несовершенною,
задачей, в целом не решённою.

Пусть, как ковер из маргариток,
без сорняков и верняков —
ждет на столе неразбериха
разрозненных черновиков.

И стол мой письменный — не дот,
и кто захочет — пусть берет.
Он календарь на нем найдет
с делами на сто лет вперед.

Жить мне хотелось на пределе —
с отчаяньем в конце недели,
что вновь чего-то недоделал,
что воскресенье день без дела.

И не спешил сдавать в печать,
а снова — новое начать.
Поэтому между поэтами
заметят: «Был богат проектами»

В числе лужаек не докошенных,
в числе дорожек незахоженных —
пусть я считаюсь незаконченным
и в том не вижу незаконщины!

Я не желаю жить задами
воспоминаний дорогих,
но кучу планов и задании
хочу оставить для других.

Беритесь — не страшась потерь.
А я — вне времени — теперь.

Возвращение

Я год простоял в грозе
расшатанный, но не сломленный.
Рубанок, сверло, резец —
поэзия, ремесло мое!

Пила! На твоей струне
заржавели все зазубрины,
бездействовал инструмент
без мастера, в ящик убранный.

Слова, вы ушли в словарь,
на вас уже пыль трехслойная.
Рука еще так слаба —
поэзия, ремесло мое!

Невыстроенный чертог
как лес, разреженный рубкою,
желтеющий твой чертеж
забытою свернут трубкою.

Как гвозди размеров всех
рассыпаны краесловия.
Но как же ты тянешь в цех —
поэзия, ремесло мое!

К усталым тебя причли,
на койках бока отлежаны,
но мысли уже пришли
с заказами неотложными.

Хоть пенсию пенсий дай —
какая судьба тебе с ней?
Нет, алчет душа труда
над будущей Песнью Песней!

Не так уже ночь мутна.
Как было всю жизнь условлено —
буди меня в шесть утра, —
поэзия, ремесло мое!

Источник