Ничто не потревожит ее крепкий пьяный сон

Ничто не потревожит ее крепкий пьяный сон thumbnail

Рубрика “Лучшее из лучшего” будет включать в себя самые успешные стихотворения, романы, рассказы, пьесы и другие произведения литературных гениев прошлых веков, прочитав их, вы будете лучше понимать личность автора, и поймете, близки ли вы к его творчеству.

Сегодня я буду писать об Иосифе Бродском (1940-1966) – русский и американский поэт, публицист, переводчик, получивший Нобелевскую премию по литературе (1987). Многие из нас знают этого великого человека, но не очень знакомы с его творчеством, поэтому… Лучшие стихотворения Иосифа Бродского:

Пилигримы

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.

1958

Я вас любил. Любовь еще…

Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!

1974

Одиночество

Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.

Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклонятся данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.

1959

Postscriptum

Как жаль, что тем, чем стало для меня
твоё существование, не стало
моё существование для тебя.
…В который раз на старом пустыре
я запускаю в проволочный космос
свой медный грош, увенчанный гербом,
в отчаянной попытке возвеличить
момент соединения… Увы,
тому, кто не умеет заменить
собой весь мир, обычно остается
крутить щербатый телефонный диск,
как стол на спиритическом сеансе,
покуда призрак не ответит эхом
последним воплям зуммера в ночи.

1967

И вечный бой…

И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.

И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть еще Бессмертье…
… А мы хотели просто уцелеть.

Простите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.

…Скажите… там…
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
…Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы?..

1962

Сонет

Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они – снег,
пляшущий снег снов.

Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом.

Но переживи миг.
И переживи век.
Переживи крик.
Переживи смех.

Переживи стих.

Переживи всех.

1962

————————————————————————————————-

Какие стихотворения Бродского нравятся вам? Пишите в комментариях и подписывайтесь на мой канал! 🙂

Источник

Ничто не потревожит ее крепкий пьяный сон

È âå÷íûé áîé.
Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ.
È ïóñòü íè÷òî
íå ïîòðåâîæèò ñíû.
Ñåäàÿ íî÷ü,
è äðåìëþùèå ïòèöû
êà÷àþòñÿ îò ñèíåé òèøèíû.

È âå÷íûé áîé.
Àòàêè íà ðàññâåòå.
È ïóëè,
ðàçó÷èâøèåñÿ ïåòü,
êðè÷àëè íàì,
÷òî åñòü åùå Áåññìåðòüå…
… À ìû õîòåëè ïðîñòî óöåëåòü.

Ïðîñòèòå íàñ.
Ìû äî êîíöà êèïåëè,
è ìèð âîñïðèíèìàëè,
êàê áðóñòâåð.
Ñåðäöà ðâàëèñü,
ìåòàëèñü è õðàïåëè,
êàê ëîøàäè,
ïîïàâ ïîä àðòîáñòðåë.

…Ñêàæèòå… òàì…
÷òîá áîëüøå íå áóäèëè.
Ïóñêàé íè÷òî
íå ïîòðåâîæèò ñíû.
…×òî èç òîãî,
÷òî ìû íå ïîáåäèëè,
÷òî èç òîãî,
÷òî íå âåðíóëèñü ìû?..

Êòî ê ìèíóâøåìó ãëóõ
è ê ãðÿäóùåìó ïðîñò,
óñòðåìëÿåò ñâîé ñëóõ
â ïðåæäåâðåìåííûé ðîñò.
Êàê çåìëÿ, êàê âîäà
ïîä íåáåñíîþ ìãëîé,
â êàæäîì ÷óâñòâå âñåãäà
ñèëà æèçíè ñ èãëîé.

È íåâîëüíûì îáúÿò
ñòðàõîì, âçäðîãíåò, êàê ìûøü,
òîò, â êîãî òû ñâîé âçãëÿä óñòðåìèøü,
èç óãëà óñòðåìèøü.

Çàñâåòè æå ñâå÷ó
íà êðàþ òåìíîòû.
ß óâèäåòü õî÷ó
òî, ÷òî ÷óâñòâóåøü òû.
 ýòîì äîìå íî÷íîì,
ãäå ñêðûâàåò îêíî,
ñëîâíî ñêàòåðòü ñ ïÿòíîì,
òåìíîòû ïîëîòíî.

Ñòàâü íà ñêàòåðòü ñòàêàí,
÷òîá îí âäðóã íå óïàë,
÷òîá ñêâîçü ñòîë-èñòóêàí,
ñëîâíî ñîëü ïðîñòóïàë,
íåçàìåòíûé â îêíå,
îñëåïèòåëüíûé ïóòü —
áóäòî ëüåòñÿ âèíî
è âçäûìàåòñÿ ãðóäü.

Âåòåð, âåòåð ïðèøåë,
øåëåñòèò ó îêíà,
óêðûâàåòñÿ ñòîë
çà êâàäðàò ïîëîòíà,
è òðåïåùóò öâåòû
ó íåãî ïîçàäè,
íà êðàþ òåìíîòû,
ñëîâíî ñåðäöå â ãðóäè.

È ÷åðíèëüíàÿ òüìà
íàñòóïàåò îïÿòü,
êàê äâèæåíüå óìà
îòìåòàåòñÿ âñïÿòü,
è ñèÿíüå çâåçäû
íà ëàòóíè îñåé
ãëóøèò çâóêè åçäû
íà äèñòàíöèè âñåé.

Ìû íåçðèìû áóäåì, ÷òîá ñíîâà
â íî÷ü èãðàòü, à ïîòîì èñêàòü
â ãîëóáîì ÿâëåíèè ñëîâà
íåíàäåæíóþ áëàãîäàòü.

Äî òîãî ëè çâóê îñòîðîæåí?
Äëÿ òîãî ëè èìåí äðàæå?
Ñóùåñòâóåì ïî ìèëîñòè Áîæüåé
âîïðåêè ñëîâåñàì âîðîæåé.

È ñâåòëåé íåîðæàâëåííîé ñòàëè
ìèìîëåòíûé îâàë âîëíû.
Ìû âîëüíû ðàçëè÷àòü äåòàëè,
ìû ðå÷íîé òèøèíû ïîëíû.

Ïóñòü íå ñòàëè ñòàðøå è ñòðîæå
è æèâåì íà ðåáðå ðåêè,
ìû ïîêîðíû ìèëîñòè Áîæüåé
êðóòèçíå äîæäåé âîïðåêè.

Ïàìÿòíèê Ïóøêèíó

…È Ïóøêèí ïàäàåò â ãîëóáî-
âàòûé êîëþ÷èé ñíåã
Ý. Áàãðèöêèé.

…È òèøèíà.
È áîëåå íè ñëîâà.
È ýõî.
Äà åùå óñòàëîñòü.
…Ñâîè ñòèõè
äîêàí÷èâàÿ êðîâüþ,
îíè íà çåìëþ ãëóõî îïóñêàëèñü.
Ïîòîì ãëÿäåëè ìåäëåííî
è íåæíî.
Èì áûëî äèêî, õîëîäíî
è ñòðàííî.
Íàä íèìè íàêëîíÿëèñü áåçíàäåæíî
ñåäûå äîêòîðà è ñåêóíäàíòû.
Íàä íèìè çâåçäû, âçäðàãèâàÿ,
ïåëè,
íàä íèìè îñòàíàâëèâàëèñü
âåòðû…

Ïóñòîé áóëüâàð.
È ïåíèå ìåòåëè.1
Ïóñòîé áóëüâàð.
È ïàìÿòíèê ïîýòó.
Ïóñòîé áóëüâàð.
È ïåíèå ìåòåëè.
È ãîëîâà
îïóùåíà óñòàëî.

… òàêóþ íî÷ü
âîðî÷àòüñÿ â ïîñòåëè
ïðèÿòíåé,
÷åì ñòîÿòü
íà ïüåäåñòàëàõ.

Ïîñâÿùåíèå Ãëåáó Ãîðáîâñêîìó

Óõîäèòü èç ëþáâè â ÿðêèé ñîëíå÷íûé äåíü, áåçâîçâðàòíî;
Ñëûøàòü øîðîõ òðàâû âäîëü ãàçîíîâ, âåäóùèõ îáðàòíî,
 òåìíîì îáëàêå äíÿ, â òåìíîì âå÷åðå çëî, ïîëóñîííî
Ëàé âå÷åðíèõ ñîáàê — ñêâîçü êâàäðàòíûå ãíåçäà ãàçîíà.

Ýòî òðóäíîå âðåìÿ. Ìû äîëæíû ïåðåæèòü, ïåðåãíàòü ýòè ãîäû,
Ñ êàæäûì íîâûì ñòðàäàíüåì çàáûâàÿ áûëûå íåâçãîäû,
È âñòðå÷àÿ, êàê íîâîñòü, ýòè ðàíû è áîëü ïîìèíóòíî,
Áåñïîêîéíî âñòóïàÿ â òóìàííîå íîâîå óòðî.

Êàê ñòðåìèòåëüíà îñåíü â ýòîò ãîä, â ýòîò ãîä ïóòåøåñòâèé.
Âäîëü áåëåñîãî íåáà, ÷åðíî-êðàñíûõ óìîëêøèõ ïðîöåññèé,
Ìèìî ãîëûõ äåðåâüåâ åæå÷àñíî ïðîíîñÿòñÿ ëèñòüÿ,
Óäàðÿÿñü â ñòåêëî, óäàðÿÿñü î êàìåíü — ìå÷òû óðáàíèñòà.

ß õî÷ó ïåðåæäàòü, ïåðåãíàòü, ïåðåæèòü ýòî âðåìÿ,
Íîâûé âçãëÿä çà îêíî, îïóñêàÿ ëàäîíü íà êîëåíè,
È áåëåñîå íåáî, è ëèñòüÿ, è ïîëîñêà çàêàòà ñêâîçíàÿ,
Ñëîâíî äî÷ü è îòåö, êòî-òî ðàíüøå óõîäèò, ÿ çíàþ.

Ïðîëåòàþò, ëåòÿò, óäàðÿþòñÿ î’ çåìëþ, ïàäàþò áîêîì,
Ïðîëåòàþò, ïðîíîñÿòñÿ ëèñòüÿ âäîëü çàïåðòûõ îêîí,
Âñ£, ÷òî âèäíî ñåé÷àñ ïðè óãàñøåì, ïîìåðêíóâøåì ñâåòå,
Ýòà æèçíü, ñëîâíî äî÷ü è îòåö, ñëîâíî äî÷ü è îòåö, íî íå õî÷åòñÿ ñìåðòè.

Îæèâè íà çåìëå, íåò, íå ìîæåøü, ëåæè, òàê è íàäî,
Î, æèâè íà çåìëå, êàê óãîäíî æèâè, äàæå ïàäàé,
Íî ïðèäåò åùå âðåìÿ — ðàññòàíåøüñÿ ñ ãîðåì è áîëüþ,
È íàñòóïÿò ãîäà áåç ìåíÿ ñ åæåäíåâíîé ëþáîâüþ.

È, êîí÷àÿ â ìàæîðå, â ïîæàðå, â ìàæîðå ïîëåòà,
ñîñêîëüçíóâ ïî ñòåêëó, ñëîâíî ïëàòüå ñ ïëå÷à, êàê çíà÷îê ïîâîðîòà,
Îñòàâàÿñü, êàê ïðåæäå, íàäîëãî ëü, êàê ïðåæäå, íà ìåñòå,
Íå îñåííåé òîñêîé — îæèäàíüåì çèìû, íåñìîëêàþùåé ïåñíåé.

______________

Ðûáû çèìîé

Ðûáû çèìîé æèâóò.
Ðûáû æóþò êèñëîðîä.
Ðûáû çèìîé ïëûâóò,
çàäåâàÿ ãëàçàìè
ëåä.
Òóäà.
Ãäå ãëóáæå.
Ãäå ìîðå.
Ðûáû.
Ðûáû.
Ðûáû.
Ðûáû ïëûâóò çèìîé.
Ðûáû õîòÿò âûïëûòü.
Ðûáû ïëûâóò áåç ñâåòà.
Ïîä ñîëíöåì
çèìíèì è çûáêèì.
Ðûáû ïëûâóò îò ñìåðòè
âå÷íûì ïóòåì
ðûáüèì.
Ðûáû íå ëüþò ñëåçû:
óïèðàÿñü ãîëîâîé
â ãëûáû,
â õîëîäíîé âîäå
ìåðçíóò
õîëîäíûå ãëàçà
ðûáû.
Ðûáû
âñåãäà ìîë÷àëèâû,
èáî îíè —
áåçìîëâíû.
Ñòèõè î ðûáàõ,
êàê ðûáû,
âñòàþò ïîïåðåê
ãîðëà.

Ñòèõè î ñëåïûõ ìóçûêàíòàõ

Ñëåïûå áëóæäàþò
íî÷üþ.
Íî÷üþ íàìíîãî ïðîùå
ïåðåéòè ÷åðåç ïëîùàäü.

Ñëåïûå æèâóò
íàîùóïü,
òðîãàÿ ìèð ðóêàìè,
íå çíàÿ ñâåòà è òåíè
è îùóùàÿ êàìíè:
èç êàìíÿ äåëàþò
ñòåíû.
Çà íèìè æèâóò ìóæ÷èíû.
Æåíùèíû.
Äåòè.
Äåíüãè.
Ïîýòîìó
íåñîêðóøèìûå
ëó÷øå îáîéòè
ñòåíû.
À ìóçûêà — â íèõ
óïðåòñÿ.
Ìóçûêó ïîãëîòÿò êàìíè.
È ìóçûêà
óìðåò â íèõ,
çàõâàòàííàÿ ðóêàìè.
Ïëîõî óìèðàòü íî÷üþ.
Ïëîõî óìèðàòü
íàîùóïü.

Òàê, çíà÷èò, ñëåïûì — ïðîùå…
Ñëåïîé èäåò
÷åðåç ïëîùàäü.

_________________

Ñòèõè î ïðèíÿòèè ìèðà

ß. Ãîðäèíó

Âñå ýòî áûëî, áûëî.
Âñå ýòî íàñ ïàëèëî.
Âñå ýòî ëèëî, áèëî,
âçäåðãèâàëî è ìîòàëî,
è îòíèìàëî ñèëû,
è âîëîêëî â ìîãèëó,
è âòàñêèâàëî íà ïüåäåñòàëû,
à ïîòîì íèçâåðãàëî,
à ïîòîì — çàáûâàëî,
à ïîòîì âûçûâàëî
íà ïîèñêè ðàçíûõ èñòèí,
÷òîá íà÷èñòî çàáëóäèòüñÿ
â æèäêèõ êóñòàõ àìáèöèé,
â äèêîé ãðÿçè ïðîñòðàöèé,
àññîöèàöèé, êîíöåïöèé
è — ïðîñòî ñðåäè ýìîöèé.

Íî ìû íàó÷èëèñü äðàòüñÿ
è íàó÷èëèñü ãðåòüñÿ
ó ñïðÿòàâøåãîñÿ ñîëíöà
è äî çåìëè äîáèðàòüñÿ
áåç ëîöìàíîâ, áåç ëîöèé,
íî — ãëàâíîå — íå ïîâòîðÿòüñÿ.
Íàì íðàâèòñÿ ïîñòîÿíñòâî.
Íàì íðàâÿòñÿ ñêëàäêè æèðà
íà øåå ó íàøåé ìàìû,
à òàêæå — íàøà êâàðòèðà,
êîòîðàÿ ìàëîâàòà
äëÿ îáèòàòåëåé õðàìà.

Íàì íðàâèòñÿ ðàñïóñêàòüñÿ.
Íàì íðàâèòñÿ êîëîñèòüñÿ.
Íàì íðàâèòñÿ øîðîõ ñèòöà
è ãðîõîò ïðîòóáåðàíöà,
è, â îáùåì, ïëàíåòà íàøà,
ïîõîæàÿ íà íîâîáðàíöà,
ïîòåþùåãî íà ìàðøå.

3 äåêàáðÿ 1958

Ñòèõîòâîðåíèå îòñóòñòâóåò âî 2-ì èçä. ÑÈÁ

Ïèëèãðèìû

“Ìîè ìå÷òû è ÷óâñòâà â ñîòûé ðàç
Èäóò ê òåáå äîðîãîé ïèëèãðèìîâ”
Â. Øåêñïèð

Ìèìî ðèñòàëèù, êàïèù,
ìèìî õðàìîâ è áàðîâ,
ìèìî øèêàðíûõ êëàäáèù,
ìèìî áîëüøèõ áàçàðîâ,
ìèðà è ãîðÿ ìèìî,
ìèìî Ìåêêè è Ðèìà,
ñèíèì ñîëíöåì ïàëèìû,
èäóò ïî çåìëå ïèëèãðèìû.
Óâå÷íû îíè, ãîðáàòû,
ãîëîäíû, ïîëóîäåòû,
ãëàçà èõ ïîëíû çàêàòà,
ñåðäöà èõ ïîëíû ðàññâåòà.
Çà íèìè ïîþò ïóñòûíè,
âñïûõèâàþò çàðíèöû,
çâåçäû ãîðÿò íàä íèìè,
è õðèïëî êðè÷àò èì ïòèöû:
÷òî ìèð îñòàíåòñÿ ïðåæíèì,
äà, îñòàíåòñÿ ïðåæíèì,
îñëåïèòåëüíî ñíåæíûì,
è ñîìíèòåëüíî íåæíûì,
ìèð îñòàíåòñÿ ëæèâûì,
ìèð îñòàíåòñÿ âå÷íûì,
ìîæåò áûòü, ïîñòèæèìûì,
íî âñå-òàêè áåñêîíå÷íûì.
È, çíà÷èò, íå áóäåò òîëêà
îò âåðû â ñåáÿ äà â Áîãà.
…È, çíà÷èò, îñòàëèñü òîëüêî
èëëþçèÿ è äîðîãà.
È áûòü íàä çåìëåé çàêàòàì,
è áûòü íàä çåìëåé ðàññâåòàì.
Óäîáðèòü åå ñîëäàòàì.
Îäîáðèòü åå ïîýòàì.

1958

Ñòèõè ïîä ýïèãðàôîì

“Òî, ÷òî äîçâîëåíî Þïèòåðó,
íå äîçâîëåíî áûêó…”

Êàæäûé ïðåä Áîãîì
íàã.
Æàëîê,
íàã
è óáîã.
 êàæäîé ìóçûêå
Áàõ,
 êàæäîì èç íàñ
Áîã.
Èáî âå÷íîñòü —
áîãàì.
Áðåííîñòü —
óäåë áûêîâ…
Áîãîâî ñòàíåò
íàì
Ñóìåðêàìè áîãîâ.
È íàäî íåáîì
ðèñêíóòü,
È, ìîæåò áûòü,
íåâïîïàä
Åùå íå ðàç íàñ
ðàñïíóò
È ñêàæóò ïîòîì:
ðàñïàä.
È ìû
çàâîåì
îò ðàí.
Ïîòîì
âçàëêàåì äàðîâ…
Ó êàæäîãî ñâîé
õðàì.
È êàæäîìó ñâîé
ãðîá.
Þðîäñòâóé,
âîðóé,
ìîëèñü!
Áóäü îäèíîê,
êàê ïåðñò!..
…Ñëîâíî áûêàì —
õëûñò,
âå÷åí áîãàì
êðåñò.

1958

_________________

Îäèíî÷åñòâî

Êîãäà òåðÿåò ðàâíîâåñèå
òâîå ñîçíàíèå óñòàëîå,
êîãäà ñòóïåíüêè ýòîé ëåñòíèöû
óõîäÿò èç ïîä íîã,
êàê ïàëóáà,
êîãäà ïëþåò íà ÷åëîâå÷åñòâî
òâîå íî÷íîå îäèíî÷åñòâî, —

òû ìîæåøü
ðàçìûøëÿòü î âå÷íîñòè
è ñîìíåâàòüñÿ â íåïîðî÷íîñòè
èäåé, ãèïîòåç, âîñïðèÿòèÿ
ïðîèçâåäåíèÿ èñêóññòâà,
è — êñòàòè — ñàìîãî çà÷àòèÿ
Ìàäîííîé ñûíà Èèñóñà.

Íî ëó÷øå ïîêëîíÿòüñÿ äàííîñòè
ñ ãëóáîêèìè åå ìîãèëàìè,
êîòîðûå ïîòîì,
çà äàâíîñòüþ,
ïîêàæóòñÿ òàêèìè ìèëûìè.
Äà.
Ëó÷øå ïîêëîíÿòüñÿ äàííîñòè
ñ êîðîòêèìè åå äîðîãàìè,
êîòîðûå ïîòîì
äî ñòðàííîñòè
ïîêàæóòñÿ òåáå
øèðîêèìè,
ïîêàæóòñÿ áîëüøèìè,
ïûëüíûìè,
óñåÿííûìè êîìïðîìèññàìè,
ïîêàæóòñÿ áîëüøèìè êðûëüÿìè,
ïîêàæóòñÿ áîëüøèìè ïòèöàìè.

Äà. Ëó÷øå ïîêëîíÿòñÿ äàííîñòè
ñ óáîãèìè åå ìåðèëàìè,
êîòîðûå ïîòîì äî êðàéíîñòè,
ïîñëóæàò äëÿ òåáÿ ïåðèëàìè
(õîòÿ è íå îñîáî ÷èñòûìè),
óäåðæèâàþùèìè â ðàâíîâåñèè
òâîè õðîìàþùèå èñòèíû
íà ýòîé âûùåðáëåííîé ëåñòíèöå.

1959

* Ñòèõîòâîðåíèå îòñóòñòâóåò âî 2-ì èçä. ÑÈÁ.

* Òåêñò ïðèâîäèòñÿ ïî ÑÈÏ. áóêâà “J” î÷åâèäíî çàìåíÿåò íàøó “¸”

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 25.10.2009. äèåòà
  • 23.10.2009. ÷èñòîâèê
  • 12.10.2009. îáëàêî â øòàíàõ
  • 08.10.2009. ïðîäîëæàþ Ëóêüÿíåíêî
  • 04.10.2009. Èîñèô Áðîäñêèé

Источник

На сегодняшний день Сергей Есенин самый популярный поэт. По рейтингам социальных сетей он занимает первое место по количеству упоминаний и цитированию. Здесь хочется сказать, что свою неугасающую славу Есенин заслужил. И чтобы эта слава не умолкала долго поэт начал строить о себе легенды ещё при жизни, хотя многие его методы считаются весьма противоречивыми.

О противоречивости поэта и поговорим в этой статье

Очень многие люди, не знакомые с биографией поэта, воспринимают его как наивного лирика или «пастушка» из деревни, пишущего воздушные стихи о любимой девушке, о братьях наших меньших, о природе и родном крае. Здесь нужно сказать, что Сергей Есенин сознательно выбрал линию «светлоголового леля» и вплоть до революции следовал этому образу. Наивным же он никогда не был. Начиная с первой поездки в Петербург Есенин рассчитал всё до мелочей, отправившись в гости к самому Александру Блоку. Тот его и ввёл в литературную среду.

Но долго Есенин «прилизанным» не ходил…

После революции 1917 года у поэта прорывается свой голос. Есенин чувствует свободу и дух эпохи. Его уже не устраивает образ деревенского “паренька с дудочкой”, который выдумал для него старший наставник Николай Клюев дабы развлекать публику в салонах.

Есенин и Николай Клюев. Примерно 1915-16 год

С этого момента начинает формироваться образ скандалиста и хулигана, который Есенин тоже выбрал сознательно и умело его эксплуатировал. Но об этом не будем.

Всё чаще в его стихах слышится грусть и печаль. В произведениях 1917-22-х годов Есенин всё больше погружается в философию жизни и смерти, но не забывает упомянуть про свой шальной образ жизни.

«Коль гореть, так уж гореть сгорая…»

Есенин понял, что именно скандальная слава выведет его на новый уровень популярности и заставит его звезду гореть ярче.

Гори, звезда моя, не падай.

Роняй холодные лучи.

Ведь за кладбищенской оградой

Живое сердце не стучит.

Многие знакомые поэта вспоминали позже, что ради славы он был готов пойти на всё. Стоит отметить, что он был хулиган, но уж точно не подхалим или головорез идущий по головам товарищей.

Есенин и поэт Анатолий Мариенгоф в 1922 году

Здесь ещё нужно сказать о невероятной способности поэта заводить нужные знакомства и покровителей, которые постоянно вытаскивали его после очередного пьяного скандала или выходки.

В свои 25 лет Есенин уже дважды женат и у него двое детей. С женами жил довольно мало (он успел жениться официально 3 раза). Поэт долго не сидит на одном месте и постоянно «продвигает себя». В 1921 году Есенин начинает «крутить» роман с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая старше его на 18 лет. Вскоре женится на ней. Многие окрестили этот брак «очередной выходкой» и желанием прославиться. И нужно сказать, что здесь Есенин рассчитал всё верно – он уезжает в мировое турне за новой славой. За границей поэта восприняли весьма прохладно и больше считали за молодого мужа известной танцовщицы, чем за русского поэта.

Есенин и Дункан в заграничном турне

В том же 1921 году, ему всего 26 лет, поэт пишет своё самое известное стихотворение, которое в последствии будет положено на музыку огромное количество раз. В этом стихотворении молодой поэт как-бы подводит итоги своей бурной молодости и даже жизни. В стихах Есенина довольно часто звучат нотки раннего ухода и даже самоубийства. Например:

«Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть»

Попытки уйти из жизни самостоятельно у него действительно будут, правда всегда показательные в присутствии людей. В Америке он пытался скинуться с высотки, в Баку прыгает в резервуар с нефтью, где его едва вылавливают и отмывают. В общем его всегда кто-то спасал, и подобных выходок судя по воспоминаниям современников было не мало.

Странных и противоречивых поступков у Есенина много, но ему можно простить всё за его стихи!

Есенин и группа новокрестьянских поэтов. 1925 год. Баку

И вот почти век прошёл, а люди всё гадают что-же случилось в ночь на 28 декабря 1925 года в гостинице Англетер, где утром обнаружили тело 30 летнего поэта повешенного на трубе парового отопления. Кто-то говорит, что эта была его очередная, но неудавшиеся выходка (он рассчитывал, что его опять успеют снять, но никто не пришёл на помощь), кто-то говорит, что его убили (следы драки в номере действительно присутствуют), но следуя стратегии жизни поэта можно смело сказать, что умирать он точно не хотел (вот-вот должно было выйти полное собрание сочинений).

То самое полное собрание сочинений 1926 года, которое поэт так и не увидел.

Говорят, что в 2025 году (будет 100 лет с гибели поэта) наконец-то рассекретят какие-то «тайные» документы и мы уже точно узнаем, что там случилось. Есенин умел создавать легенды о себе, а простой бытовой уход великих людей никогда не устраивает поклонников, которые только подпитывают общество якобы новыми обстоятельствами гибели.

В любом случае у нас есть прекрасное стихотворение (и ещё много других), в котором Есенин рассказал о себе буквально всё.

Не жалею, не зову, не плачу

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Как вы относитесь к творчеству поэта?

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник