Ни в чох ни в сон ни в птичий грай

Ни в чох ни в сон ни в птичий грай thumbnail

    Ни в чох ни в сон ни в птичий грай

    НИ В ЧОХ НИ В СОН <ни в птичий грай>. Прост. Экспрес. 1. (Не верить) в приметы, в чудеса; быть несуеверным. Васька Буслаев увлёк своих новгородцев на богомолье в Ерусалим, и там, к ужасу их, выкупался нагим телом в святой реке Иордане, ибо не верил «ни в чох ни в птичий грай» (Тургенев. Дым). — Так, значит, проповедую я — не верует [старец]?.. Ни в чох ни в сон, ни в птичий грай? (М. Горький. Жизнь Матвея Кожемякина).
    2. Ни во что (не верить). [Богомолов:] Яропегов вообще любит шуточки, словечки — эдакий, понимаете, вроде старинного нигилиста. Ни в чох ни в сон не верит (М. Горький. Сомов и другие).

    Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ.
    А. И. Фёдоров.
    2008.

    Смотреть что такое “Ни в чох ни в сон ни в птичий грай” в других словарях:

    • Не веровать ни в чох, ни в сон, ни в птичий грай — Из былины о Василии Буслаеве. Автор справочника цитат и афоризмов «Крылатое слово» (1930) С. Г. Займовский назвал это выражение «старинной формулой скептицизма» (кредо последователей философии скептицизма). Энциклопедический словарь крылатых слов …   Словарь крылатых слов и выражений

    • не верить ни в чох, ни в сон, ни в птичий грай — Не верить ни в чох, ни в сон, ни в птичий (вороний) грай Не верить ни в какие приметы и предзнаменования …   Словарь многих выражений

    • Ни в чох ни в сон — <ни в птичий грай>. Прост. Экспрес. 1. (Не верить) в приметы, в чудеса; быть несуеверным. Васька Буслаев увлёк своих новгородцев на богомолье в Ерусалим, и там, к ужасу их, выкупался нагим телом в святой реке Иордане, ибо не верил «ни в чох …   Фразеологический словарь русского литературного языка

    • Не верить ни в сон, ни в чох, ни в птичий грай — Разг. Не верить ни в какие приметы, предзнаменования, предсказания. БМС 1998, 542 …   Большой словарь русских поговорок

    • Не верить ни в чох, ни в сон, ни в вороний (птичий) грай — Прост. Ни во что не верить, не быть суеверным. БТС, 225, 1489 …   Большой словарь русских поговорок

    • грай — гра/я; м.; нар. поэт. Громкий беспорядочный птичий крик, карканье. Вороний грай. не верить ни в чох, ни в сон, ни в птичий грай …   Словарь многих выражений

    • грай — грая; м. Нар. поэт. Громкий беспорядочный птичий крик, карканье. Вороний г. ◊ Не верить ни в чох, ни в сон, ни в птичий (вороний) грай. Не верить ни в какие приметы и предзнаменования …   Энциклопедический словарь

    • ЧОХ — Не верить ни в чох, ни в жох. Разг. Устар. Ни во что не верить, не быть суеверным. /em> Чох чихание; жох определённое положение гадальной кости. БМС 1998, 627. Не верить ни в чох, ни в сон, ни в вороний (птичий) грай. Прост. То же. БТС, 225, 1489 …   Большой словарь русских поговорок

    • СОН — Лиха сна не знать. Сиб. Не беспокоиться, не волноваться о чём л.; жить беззаботно, вольготно. ФСС, 83; СФС, 100. Своего сна не знать. Пск. Не иметь понятия о чём л. (чаще о том, в чём человека обвиняют). СПП 2001, 71. Во сне Бога молить. Народн.… …   Большой словарь русских поговорок

    • не верил он ни в сон, ни в чох, а верил в свой червленый вяз — (т.е. в дубинку) Ср. Мы преодолеем и все другие их вредные дикости и упорства и доведем их до той полноты, что они у нас уверуют и в чох, и в сон, и в птичий грай. Лесков. Колыванский муж. 4. См. сон в руку. См. чох на правду. См. каркать …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Источник

    Сегодня день рождения Юрия Осиповича Домбровского (1909 — 1978).

    yuriy-dombrovskiy

    Он ходит, черный, юркий муравей,
    Заморыш с острыми мышиными глазами;
    Пойдет на рынок, станет над возами,
    Посмотрит на возы, на лошадей,
    Поговорит о чем-нибудь с старухой,
    Возьмет арбуз и хрустнет возле уха.
    В нем деловой непримиримый стиль,
    Не терпящий отсрочки и увертки —
    И вот летят бутылки и обертки,
    И тряпки, превращенные в утиль,
    Вновь обретая прежнее названье,
    Но он велик, он горд своим призваньем:
    Выслеживать, ловить их и опять
    Вещами и мечтами возвращать!

    А было время: в белый кабинет,
    Где мой палач синел в истошном крике,
    Он вдруг вошел, ничтожный и великий,
    И мой палач ему прокаркал: «Нет!»
    И он вразвалку подошел ко мне
    И поглядел мышиными глазами
    В мои глаза — а я был словно камень,
    Но камень, накаленный на огне.
    Я десять суток не смыкал глаза,
    Я восемь суток проторчал на стуле,
    Я мертвым был, я плавал в мутном гуле,
    Не понимая больше ни аза.
    Я уж не знал, где день, где ночь, где свет,
    Что зло, а что добро не помнил твердо.
    «Нет, нет и нет!» Сто тысяч разных «нет»
    В одну и ту же заспанную морду!
    В одни и те же белые зенки
    Тупого оловянного накала,
    В покатый лоб, в слюнявый рот шакала,
    В лиловые тугие кулаки!
    И он сказал презрительно-любезно:
    — Домбровский, вам приходится писать… —
    Пожал плечами: «Это бесполезно!»
    Осклабился: «Писатель, вашу мать!..»

    О, вы меня, конечно, не забыли,
    Разбойники нагана и пера,
    Лакеи и ночные шофера,
    Бухгалтера и короли утиля!
    Линялые гадюки в нежной коже,
    Убийцы женщин, стариков, детей!
    Но почему ж убийцы так похожи,
    Так мало отличимы от людей?
    Ведь вот идет, и не бегут за ним
    По улице собаки и ребята,
    И здравствует он цел и невредим —
    Сто раз прожженный, тысячу — проклятый.
    И снова дома ждет его жена —
    Красавица с высокими бровями.
    И вновь ее подушки душат снами,
    И ни покрышки нету ей, ни дна!
    А мертвые спокойно, тихо спят,
    Как «Десять лет без права переписки»…
    И гадину свою сжимает гад,
    Равно всем омерзительный и близкий.
    А мне ни мертвых не вернуть назад,
    И ни живого вычеркнуть из списков!

    1959, Алма-Ата, рынок

    Выхожу один я из барака,
    Светит месяц, желтый как собака,
    И стоит меж фонарей и звезд
    Башня белая — дежурный пост.
    В небе — адмиральская минута,
    И ко мне из тверди огневой
    Выплывает, улыбаясь смутно,
    Мой товарищ, давний спутник мой!
    Он — профессор города Берлина,
    Водовоз, бездарный дровосек,
    Странноватый, слеповатый, длинный,
    Очень мне понятный человек.
    В нем таится, будто бы в копилке,
    Все, что мир увидел на веку.
    И читает он Марии Рильке
    Инеем поросшую строку.
    Поднимая палец свой зеленый,
    Заскорузлый, в горе и нужде,
    «Und Eone redet mit Eone»
    Говорит Полярной он звезде.
    Что могу товарищу ответить?
    Я, делящий с ним огонь и тьму?
    Мне ведь тоже светят звезды эти
    Из стихов, неведомых ему.
    Там, где нет ни времени предела,
    Ни существований, ни смертей,
    Мертвых звезд рассеянное тело,
    Вот итог судьбы твоей, моей:
    Светлая, широкая дорога, —
    Путь, который каждому открыт.
    Что ж мы ждем?
    Пустыня внемлет Богу,
    И звезда с звездою говорит…

    Я не соблюл родительский обычай,
    Не верил я ни в чох, ни в птичий грай —
    Ушли огни, замолк их гомон птичий,
    И опустел иконописный Рай.
    Взгляни теперь, как пристально и просто
    Вдали от человечьих нор и гнезд
    Глядят кресты таежного погоста
    В глаза ничем не возмутимых звезд.
    Здесь сделалась тоска земли близка мне,
    Здесь я увидел сквозь полярный свет,
    Как из земли ползут нагие камни
    Холодными осколками планет.
    Могила неизвестного солдата!
    Остановись, колени преклоня,
    И вспомни этот берег ноздреватый,
    Зеленый снег и на снегу — меня.
    Здесь над землей, израненной и нищей,
    Заснувшей в упованьи наготы,
    Я обучался кротости кладбища —
    Всему тому, что не умеешь ты.

    Зима 1941

    Источник

    ВикиЧтение

    Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
    Серов Вадим Васильевич

    Не веровать ни в чох, ни в сон, ни в птичий грай

    Из былины о Василии Буслаеве.

    Автор справочника цитат и афоризмов «Крылатое слово» (1930) С. Г. Займовский назвал это выражение «старинной формулой скептицизма» (кредо последователей философии скептицизма).

    Читайте также

    Глава 2 «МОЖНО ЖДАТЬ ЧЕГО УГОДНО, МОЖНО ВЕРОВАТЬ ВСЕМУ»: семейная и государственная мифология античности

    Глава 2
    «МОЖНО ЖДАТЬ ЧЕГО УГОДНО, МОЖНО ВЕРОВАТЬ ВСЕМУ»: семейная и государственная мифология античности

    Стойте в молчанье кругом: освящаем поля мы и жатву,
    Чинный свершая обряд, древле завещанный нам.
    Вакх, снизойди, и с рожек твоих да склоняются грозди,
    Ты же, Церера,

    Навоз и птичий помет

    Навоз и птичий помет
    С древнейших времен навоз и птичий помет используются в земледелии для повышения уровня плодородия бедных и тяжелых грунтов. Как удобрение навоз был известен еще в Древнем Китае. Широко применяли его для обогащения грунта и в средневековой Европе. В

    Как использовать птичий помет

    Как использовать птичий помет
    Еще в древности земледельцы знали об удивительных свойствах птичьего помета и использовали его как удобрения. Особенно ценился помет голубей и кур. Специальные надсмотрщики следили за сбором помета на обширных птичьих дворах. Было

    Птичий помет

    Птичий помет
    Ценный вид органического удобрения. По содержанию питательных веществ птичий помет превосходит все виды навоза. Кроме того, он быстро разлагается и быстро действует.В свежем виде птичий помет не вносят. Его заделывают в почву под осеннюю перекопку из

    Птичий помет

    Птичий помет
    Птичий помет – полное, сильное высококонцентрированное органическое удобрение, в котором содержание азота выше, чем в навозе. Особенно ценится помет кур и голубей. Помет домашней птицы содержит еще фосфор и калий, но в незначительных количествах.Птичий

    Птичий язык

    Птичий язык
    Автор этого выражения профессор астрономии Московского университета Дмитрий Матвеевич Перевощиков (1788—1880), который охарактеризовал таким образом язык русских философских сочинений 1820 — 1840-х гг., перегруженных терминами и формулировками, понятными только

    Горец птичий

    Горец птичий
    Краткая характеристика. Горец птичий , или спорыш , – Polygonum aviculare L. s.l. – однолетник из семейства гречишных с распластанным по почве или приподнимающимся стеблем, сильно ветвистым от основания. Горец птичий – широко распространенное растение в Евразии и

    Птичий заповедник Ведантангаль

    Птичий заповедник Ведантангаль
    (Vedantangal, 86 км к юго-западу от Ченнаи, 30 км к юго-востоку от Канчипурама)с рассвета до заката. Входной билет Rs 5, фотокамера Rs 25, парковка Rs 25.Туристический офисWildlife/Forest Department office,Wildlife Warden’s office DMS Campus, Teynampet, Chennai-600006,тел. 44 24 32 14 71, 24 79 16 30.Как

    Птичий заповедник озера Пуликат

    Птичий заповедник озера Пуликат
    (Pulicat Lake Bird Sanctuary, 55 км к северу от Ченнаи, на границе штатов Андхра-Прадеш и Тамилнаду)Как добратьсяСамолетБлижайший аэропорт – Ченнаи (Мадрас).АвтомобильЧеннаи: по автостраде NH5 (около 1 ч, такси – от Rs 2000 в оба

    Источник

    На этой странице читайти стихи «Беседа» русского поэта Дмитрия Кедрина, написанные в 1937 году.

    На улице пляшет дождик. Там тихо, темно
    и сыро.
    Присядем у нашей печки и мирно поговорим.
    Конечно, с ребенком трудно. Конечно, мала
    квартира.
    Конечно, будущим летом ты вряд ли поедешь
    в Крым.

    Еще тошноты и пятен даже в помине нету,
    Твой пояс, как прежде, узок, хоть в зеркало
    посмотри!
    Но ты по неуловимым, по тайным женским
    приметам
    Испуганно догадалась, что у тебя внутри.

    Не скоро будить он станет тебя своим плачем
    тонким
    И розовый круглый ротик испачкает молоком.
    Нет, глубоко под сердцем, в твоих золотых
    потемках
    Не жизнь, а лишь завязь жизни завязана
    узелком.

    И вот ты бежишь в тревоге прямо к гомеопату.
    Он лыс, как головка сыра, и нос у него в угрях,
    Глаза у него навыкат и борода лопатой,
    Он очень ученый дядя – и все-таки он дурак!

    Как он самодовольно пророчит тебе победу!
    Пятнадцать прозрачных капель он в склянку
    твою нальет.
    “Пять капель перед обедом, пять капель после
    обеда –
    И всё как рукой снимает! Пляшите опять
    фокстрот!”

    Так, значит, сын не увидит, как флаг над
    Советом вьется?
    Как в школе Первого мая ребята пляшут
    гурьбой?
    Послушай, а что ты скажешь, если он будет
    Моцарт,
    Этот не живший мальчик, вытравленный тобой?

    Послушай, а если ночью вдруг он тебе
    приснится,
    Приснится и так заплачет, что вся захолонешь
    ты,
    Что жалко взмахнут в испуге подкрашенные
    ресницы
    И волосы разовьются, старательно завиты,

    Что хлынут горькие слезы и начисто смоют
    краску,
    Хорошую, прочную краску с темных твоих
    ресниц?..
    Помнишь, ведь мы читали, как в старой
    английской сказке
    К охотнику приходили души убитых птиц.

    А вдруг, несмотря на капли мудрых гомеопатов,
    Непрошеной новой жизни не оборвется нить!
    Как ты его поцелуешь? Забудешь ли, что
    когда-то
    Этою же рукою старалась его убить?

    Кудрявых волос, как прежде, туман золотой
    клубится,
    Глазок исподлобья смотрит лукавый и голубой.
    Пускай за это не судят, но тот, кто убил,-
    убийца.
    Скажу тебе правду: ночью мне страшно вдвоем
    с тобой!

    Дмитрий Кедрин. Стихотворения. Поэмы.
    Москва: “Московский Рабочий”, 1982.

    Другие стихи Дмитрия Кедрина

    » Ад

    Недобрый дух повел меня,
    Уже лежавшего в могиле,
    В страну подземного огня,
    Которой Данте вел Вергилий….

    » Архимед

    Нет, не всегда смешон и узок
    Мудрец, глухой к делам земли:
    Уже на рейде в Сиракузах
    Стояли римлян корабли….

    » Афродита

    Протирая лорнеты,
    Туристы блуждают, глазея
    На безруких богинь,
    На героев, поднявших щиты….

    » Бабка Мариула

    После ночи пьяного разгула
    Я пошел к Проклятому ручью,
    Чтоб цыганка бабка Мариула
    Мне вернула молодость мою….

    » Бабье лето

    Наступило бабье лето —
    Дни прощального тепла.
    Поздним солнцем отогрета,
    В щелке муха ожила….

    » Бессмертие

    Кем я был? Могильною травою?
    Хрупкой галькою береговою?
    Круглобоким облачком над бездной?
    Ноздреватою рудой железной?…

    » Бродяга

    Есть у каждого бродяги
    Сундучок воспоминаний.
    Пусть не верует бродяга
    И ни в птичий грай, ни в чох,-…

    » В ночном полете

    Замолк далекий отзвук грома,
    Звезда вечерняя зажглась.
    Со своего аэродрома
    Ночь тихо в воздух поднялась….

    » В парке

    Старинной купаленки шаткий настил,
    Бродя у пруда, я ногою потрогал.
    Под этими липами Пушкин грустил,
    На этой скамеечке сиживал Гоголь….

    Дмитрий Кедрин

    Дмитрий Кедрин

    Источник

    Люди враждебно и настороженно ждали ответа. Фома понял: ошибиться нельзя! Могут тут же и задавить без пощады, а потом, обезумев, в леса разбегутся. Ошибиться нельзя! И, глядя на серп солнца, он отвечал напевно:

    — Не верю я, детинушка, ни в сон, ни в чох, ни в птичий грай, а верю я, детинушка, в свой червленый вяз…

    — Так то ж Васька Буслай, [144] — откликнулся Пахом, — этим словом свою дубинку славил.

    — А я чем хуже Буслая? А вы все чем хуже? Носы повесили! Страшно! Солнце, аки месяц о трех дней, и лучи свои скрыло. Што с того? Не для нас то знамение!

    Испуганные люди невольно потянулись к этой простой и задорной мысли: «Не для нас…» Только Пахом еще не сдавался, спросил со вздохом:

    — А ты почем знаешь, что не для нас?

    — Нет! Не для нас! — Фома говорил убежденно. — Сам ты сказывал: «Знамение сие грозно». А за што нам, русским людям, грозить? Не мы давим, нас давят! Не мы кровь людскую пьем, нашу кровь ханы пьют! Што Руси знамения бояться? Пусть ордынские вороги наши сию тьму разумеют! Тьма на них!

    — Дай–то бог! Дай–то бог!.. — повторял Пахом, крестясь. За ним поснимали шапки и другие мужики, а Фома взглянул на солнце и весело воскликнул:

    — Эге, никак светлее становится… Бориско! Не договорил я тебе с этим переполохом. Разумей: Алексий–митрополит где храм ставит? На каком месте? Ты, может, и не ведаешь. Там двор ордынский стоял. Отдала владыке то место царица Тайдула. Он там, не будь плох, церкву деревянную поскорее поставил, а церква та сгорела, а царицу Тайдулу зарезали… — Фома скорчил лукавую рожу, подмигнул. — Вот владыка и спешит место занять, обратно татар в Кремль не пустить. Смекаешь, в чем хитрость?

    Фыркнул довольно, глянул лукаво. Возчики заулыбались. Тогда, толкнув Бориску в плечо, Фома добавил:

    — Довольно головы загибать, шеи посворачиваете! Принимайся, робята, за дело, начинай воз вытаскивать. Будет вам на солнце глазеть, говорю, не для нас знамение, вишь, светает.

    3. МАМАЕВ ПОСЛАНЕЦ

    Арба с поставленными в ряд узкогорлыми кувшинами затарахтела по переулку, где целый квартал был занят ханской мастерской.

    — Вода! Вода! Холодная вода! — загорланил торговец, и послушные этому призыву ханские рабы бросали работу, бежали к воде — напиться. Сразу затихло пыхтение мехов у горнов, смолкли удары молотов, скрип чигирей, [145] поднимавших воду в бассейны, откуда она самотеком шла по трубам к горнам для охлаждения их. Знал купец, куда привезти свой товар. Чистую питьевую воду нигде так не расхватывают, как тут, в кархане, [146] где около огня и горячего металла люди изнывают от жажды.

    Переулок сразу запрудила толпа, так что случайный всадник, проезжавший здесь, остановил своего ишачка, — не протолкаться. Оставалось терпеливо ждать, когда очистится дорога, а очиститься она должна была скоро: вон как надсмотрщики стараются, палок не жалеют, гонят рабов обратно к горнам, да и воды у купца ненадолго хватит. Рассудив так, всадник сидел неподвижно, только его туфли без задников, свисая пятками чуть не до земли, тихо покачивались. Вдруг он вздрогнул, подобрал ноги. На другом конце переулка, привлеченные сюда шумом, показались воины ханского караула. У этих расправа коротка. Десяток ударов сплеча, десяток вскриков, рубцы на голых плечах и спинах, сразу набухшие кровью, и толпа рабов, не дожидаясь, чтобы воины обнажили сабли, рассыпалась, побежала.

    Купец вскочил на арбу и погнал лошадь. Звон и дребезг сопровождали купца — денег у рабов не было, и расплачивались они кто чем — своими издельями. Купец, подгоняя лошадь, опасливо оглядывался на десятника караула, знал: попадешься — плохо будет за прямой грабеж ханской карханы.

    «Держи! Держи!» — неслось вслед. Но не на того напали! Лошадь у него была резвая, дороги он не разбирал. Сбив с ног замешкавшихся на дороге рабов, купец скрылся за углом.

    Еще горячий от свалки, десятник наткнулся на всадника, продолжавшего сидеть на ишаке.

    — Ты кто? — прохрипел он, раздумывая, не огреть ли плетью и этого.

    — Бедный уртакчи. [147]

    — Уртакчи? Зачем тебе, хлеборобу, в Сарай–Берке быть?

    — Подать платил. Уртакчи я, на чужой земле сижу, на земле мудрого Хизра, ему ныне и подать везу.

    — Так. Поезжай, — милостиво разрешил десятник, опуская плеть. Перебирая тонкими ножками, ишак побежал неторопливой рысцой. Десятник глядел вслед. «Уртакчи? Похоже на то. Кафтан старый, выцветший и ишак полудохлый, а что–то не так. Клянусь бородой Магомета, врет он! Где я его видел?»

    вернуться

    144

    Васька Буслай — герой новогородской былины, отличавшийся бесшабашной удалью.

    вернуться

    145

    Чигирь — род ворота с бесконечной цепью, на которую подвешены ковши для подъема воды.

    вернуться

    146

    Кархана — большая ремесленная мастерская, обычно принадлежавшая хану; работали в ней рабы.

    вернуться

    147

    Уртакчи — в Золотой Орде арендатор, издольщик, крестьянин, работавший на чужой земле и плативший за это феодалу часть урожая.

    Источник