Назовите произведение и его автора по сну героя

Назовите произведение и его автора по сну героя thumbnail

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе 11класс

2014-2015 учебный года

1.Дополните характеристику М.Ю. Лермонтова, данную В.Г.Белинским, примерами – укажите на месте пропусков название лермонтовских стихотворений или приведите цитаты.

«Бросая общий взгляд на стихотворения М. Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе всё живёт ; им всё доступно, всё понятно; они на всё откликаются.

Несокрушимая сила и мощь духа (_______________________________________),

елейное благоухание молитвы (_________________________________________),

пламенное, бурное одушевление (______________________________________),

тихая грусть, кроткая задумчивость (____________________________________),

вопли гордого страдания (_____________________________________________),

таинственная нежность чувства (________________________________________),

недуги современного общества (____________________________________________________),

упоения любви (_________________________________________________________________),

презрение к прозе жизни (_________________________________________________________),

яд отрицания (___________________________________________________________________),

всё, всё в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад.

2. Прочитайте текст, найдите в скрытые в нём названия художественных произведений. Выпишите их, укажите автора.

«Мысленно пробегая свою жизнь, он с мучительной тоской спрашивал себя: «Кто виноват в том, что он успешно начавший карьеру финансиста, рухнул с обрыва и оказался на дне общества. Что делать? Произошла самая обыкновенная история! Такова судьба человека, поверившего в доброту и кроткую нежность мира. Как тяжело ему даётся истина о том, что наш мир – это пустой холодный дом, у обитателей которого бьётся пустое холодное сердце. Мир – это западня для доверчивых, огромная баржа, нагруженная отверженными.»

Уже смеркалось. По низкому небу стелились лиловые тучи, предвестники близкой грозы. Улицы стали темны, как дебри густого, непроходимого леса, в котором, будто идущие из глубины памяти зов предков, звучал чей-то тихий строгий голос. Упрятав нос в бобриковый воротник шинели, он, не обращая внимания на дождевые капли, одинокий медленно шагал по пустому городу, словно святой страстотерпец, совершавший очистительное хождение по мукам.

3. Объясните литературные термины:

Аллегория – ; анапест -; аннотация-; антитеза-; афоризм -; аллитерация -.

4. Какие направления и течения в русской литературе начала 20 века повлияли на творчество лучших поэтов и прозаиков этого времени?

5. 1. Первое публичное выступление В.Маяковского с чтением стихов состоялось в известном артистическом подвале ____________________________________________

2. В 1918г. На поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве _______________

был избран __________________, второе место занял Маяковский, а третье – Бальмонт.

3. С осени 1905 г. Самым ярким литературным салоном Петербурга становится __________

Вячеслава Иванова, его квартира в доме на Таврической улице, находившаяся на последнем этаже, в угловой башне.

4. В руководимое М.Горьким издательство ____________ в разные годы входили Л.Андреев, И.Бунин, В.Вересаев, Н.Гарин-Михайловский, А.Куприн, И.Шевелёв и другие писатели

5. В 1907г. Состоялась премьера пьесы А.Блока _____________ в театре В.Ф.Комиссаржевской, С музыкой М.А.Кузмина.

6. А.Блок говорил, что «Демон» Врубеля и «Демон» Лермонтова – «символы нашего времени». Напишите краткую статью об этом художнике, назовите самые известные его картины.

7. 1. В период 1900-1903г.г. поэт создал свои лучшие стихотворения: «Безглагольность»,

«Я – изысканность русской медлительной речи…», «Нежнее всего». В 1904-1905 г.г. издательство «Скорпион» выпустило собрание стихотворений поэта в двух томах. Этот период завершается сборником «Литургия красоты. Стихийные гимны», в котором поэт бросает упрёк людям, «разлюбившим Солнце».

8. 1.Определите стихотворный размер, рифму, способ рифмовки в каждом отрывке;

1. У царицы моей есть высокий дворец ,

О семи он столбах золотых,

У царицы моей семигранный венец,

В нём без счёту камней дорогих

2. Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд

Журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

3. Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов.

9.Подберите соответствие: писатель – произведение:

1. М Шолохов 1. «Брестская крепость»

2. В.Некрасов 2. «Бородино»

3. В.Быков 3. «А зори здесь тихие»

4. А.Твардовский 4. «Обелиск»

5. К.Симонов 5. «Белая гвардия»

6. М.Лермонтов 6. «Судьба человека»

7. Н.Булгаков 7. «Жди меня»

8. Б.Васильев 8. «Горячий снег»

9. Ю.Бондарев 9. «Василий Тёркин»

10. С.Смирнов 10. «В окопах Сталинграда»

10. Анализ стихотворного текста.

М.Ю.Лермонтов

«Небо и звёзды»

Чисто вечернее небо,
 Ясны далекие звезды,
 Ясны как счастье ребенка;
О! для чего мне нельзя я подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!

Чем ты несчастлив,
 Скажут мне люди?
 Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!..

Люди друг к другу
 Зависть питают;
 Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.

Источник

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2014- -2015 учебный год 9 класс

1. Назовите произведение и его автора по сну героя.

1.1. Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Подымая гривы.

1.2. Потом пропало все: луга и небеса.

Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

Раскрылся пол – и вы оттуда,

Бледны как смерть, и дыбом волоса!

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери.

Нас врозь – и мучили сидевшего со мной

1.3. Этой ночью с вечера одевали меня…

черным покрывалом

на кровати тисовой;

черпали мне синее вино,

с горем смешанное;

сыпали мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

и нежили меня.

1.4.И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла… Да то ты, матушка, то батюшка… Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…

2. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов и жанровую

принадлежность.

2.1. Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Сколь ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Читайте также:  Целовать во сне мужчину в губы сонник

2.2. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо бьющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила Бога, чтобы он наградил ее за то, что она делала для матери.

2.3. Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Подымая гривы.

3. В приведенном ниже списке произведений А. Пушкина перепутаны их названия. Из слов, составляющих неправильные заглавия, восстановите истинные названия.

«Путешествие в село Кирджали», «Пленник Петра Великого», «Арап в Коломне», «Домик египетской крестьянки», «Кавказские разбойники», «История Арзрума», «Братья графа Нулина», «Ночи барышни Горюхиной».

4. Какие литературные герои, реальные исторические лица, изображены в следующих отрывках? Назовите произведение и автора.

4.1. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь,

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком.

4.2. Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, –

Да не поднял глаз молодой боец.

4.3. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с

золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. … на первом месте сидел,

облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком.

5. О каком произведении идет речь?

5.1. « Величайшая патриотическая поэма посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти уничтоженным!» ()

5.2. Говорят, что один из молодых дворян узнал себя в герое этого произведения и до того был потрясен, что бросился в ученье, учился дома и за границей, изучил языки, философию, историю живописи… Это был Николай Алексеевич Оленин, один из образованнейших людей своего времени.

5.3. Когда проезжал через Екатеринославль, из местной тюрьмы бежали два брата. Об этом свидетельствует сам поэт: «В 1820 году…два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы». Этот случай стал поводом для написания большой поэмы, которую автор затем уничтожил, оставив лишь начало. Этот отрывок превратился в самостоятельную поэму.

6. Объясните смысл мифологических имен в приведенных текстах.

6.1. Как журавлиный клин в чужие рубежи –

На головах царей божественная пена –

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

(О. Мандельштам)

6.2. «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами…» («Слово о полку Игореве»)

7. Дайте толкование литературоведческих терминов, упомянутых в отрывке из произведения «Сказка для детей».

Оружие отличное: врагам кидаете в лицо вы эпиграммой…

Вам насолить захочется ль друзьям?

Пустите в них поэмой или драмой!

8. Интерпретация стихотворного текста. Предложите свой вариант литературного анализа этого стихотворения.

Эхо

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов –

И шлешь ответ;

Тебе ж нет отзыва… Таков

И ты, поэт! ( . 1831 г.)

– жанровые особенности 1 балл; – хронотоп 1 балл; – поэтическая лексика 2 балла;

– поэтический синтаксис 2 балл – звукопись 2 балла; – целостность и композиционная стройность интерпретации 2 балла.

Максимальное кол-во баллов – 24. Максимальное количество баллов за всю работу – 60 баллов.

Источник

Мотив сна — довольно часто встречающаяся тема в вариантах как ЕГЭ, так и ОГЭ. Толкования сновидений берут начало из фольклора и, безусловно, являются отличным подспорьем писателям и поэтам в их желании добавить еще один “слой” в свое произведение. Сны в литературе могут иметь, как минимум, три функции, поэтому, по традиции, предлагаю рассмотреть три примера из списка по кодификатору.

1. Сон Гринёва (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина)

Мотив сна в русской литературе

Петруша Гринёв уже встретил Емельяна Пугачёва, но пока не узнал, кто это. Вожатый (как его поначалу называет главный герой) помог кибитке выбраться из бурана. Пока они ехали, Гринёв задремал и увидел необычный сон, которому предстоит сбыться на последующих страницах романа (или исторической повести, как еще называют “Капитанскую дочку”).

Мать Гринёва называет “мужика с черной бородою” отцом (а затем “посаженым отцом”) Петруши — в будущем у Петра Андреевича и Пугачёва выстроятся уважительные отношения, а предводитель народного восстания будет тепло, даже как-то по-отечески относиться к герою и помогать ему.

Гринёв отказывается “просить благословение у мужика”, то есть целовать ему руку в дальнейшем мы увидим, что герой не станет присягать Пугачёву (опять-таки целовать ему руку), оставаясь верным клятве, данной императрице.

Мужик из сна выхватил топор, и “комната наполнилась мертвыми телами” здесь речь идет о будущих кровавых расправах, учиненных предводителем народного бунта, в том числе убийстве родителей Маши Мироновой, свидетелем которого станет Петр Гринёв.

Вообще Пушкин очень часто “одаривал” своих героев “вещими” снами: они всегда сбываются. Иной раз пушкинское сновидение более-менее понятно и так, а иной раз без сонника не обойтись (как в случае со сном Татьяны Лариной из “Евгения Онегина”).

2. Сон Раскольникова (“Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского)

Мотив сна в русской литературе

Родиону Романовичу Раскольникову за весь роман снится несколько снов: он постоянно находится на грани между реальностью и забытьем, его лихорадит, его преследуют навязчивые мысли… Но самым ярким, на мой взгляд, является его самый первый сон (V глава первой части романа) о лошади.

Маленький (“лет семи”) Родя боится кабака с орущей и ругающейся толпой и “любит церковь и старинные в ней образа” в финале “Преступления и наказания” мы увидим Раскольникова, читающего Евангелие на каторге.

Некий молодой мужик Миколка (то же имя, что у персонажа, который “признается” в убийстве старухи-процентщицы) бьет свою тощую лошадь, которая не в силах везти толпу пьяных людей. Большинство смеется, отец Раскольникова пытается уйти и увести сына, седой старик осуждающе качает головой, но никто ничего не делает кроме маленького Роди: он бросается к лошади, пытаясь защитить ее, и сам получает удары (“один из секущих задевает его по лицу”), он плачет и заламывает маленькие ручки конечно, именно эта сцена показывает и нам, читателям, и самому Родиону Романовичу, что он добрый и жалостливый человек: если страдания и смерть животного производят на него подобное впечатление, значит, он никогда не сможет хладнокровно убить человека. Так и получается: он убивает, но страдает еще сильнее, чем в детстве при виде издевательств над лошадкой. В этой сцене мы также видим, что Раскольников натура действующая, активная, он не может сидеть сложа руки, когда кого-то угнетают (именно поэтому он и придумал свою “теорию” чтобы защитить тех, кто сам о себе позаботиться не может).

Миколке не удается с первого раза убить свою лошадь: ему приходится бросить кнут и взять оглоблю, но когда и это не “помогает”, мужик хватает железный лом (при этом один из зрителей кричит: “Топором ее, чего! Покончить с ней разом!”) здесь возникает мотив топора и мысль о том, что убить будет не так-то просто можно (и нужно) остановиться, пока не произошло непоправимое. Как мы помним, Раскольникову придется несколько раз ударить старуху-процентщицу обухом топора, прежде чем она умрет.

Таким образом, этот сон Раскольникова нужен Достоевскому затем, чтобы показать, что герой на самом деле не способен на плохой поступок, ведь подсознание раскрывает истинное положение вещей, срывает надетые маски.

Читайте также:  Накрасить губы красной помадой во сне

3. Четвертый сон Веры Павловны (“Что делать?” Н.Г. Чернышевского)

Мотив сна в русской литературе

Пожалуй, самый знаменитый сон в русской литературе, потому что его так постоянно и называют “четвертый сон Веры Павловны”, забывая, о чем были предыдущие три. Итак, перед нами еще одна функция сновидения демонстрация того, чего не может быть, утопии, мечты самого писателя. Сон представляет отличную площадку для реализации фантазий: никто не осудит ни героя, ни автора, ведь это всё приснилось!

Вера Павловна видит картины жизни женщин в разные тысячелетия, и почти всегда женщина оказывается рабыней мужчины, но потом всё меняется Чернышевский пишет о “светлом будущем”, в котором будет, наконец, возможно равноправие полов.

Люди живут во дворце, построенном из чугуна, хрусталя, стекла, а также алюминия (“Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий!”) алюминий считался “металлом будущего” и достиг расцвета к середине XX века.

Почти всё за человека делают машины (например, убирают хлеб), поэтому люди просто поют и наслаждаются жизнью, сидя в тени.

“Городов осталось меньше прежнего”: 99 из 100 предпочитают жить вне городов, в “павильонах и шатрах”, ведь “каждый может жить, как ему угодно”.

“Пять-шесть блюд” для каждого на обед, будничный вечер похож на придворный бал, когда “одежда женщин роскошна” и т.п.

Чернышевский в четвертом сне Веры Павловны показывает утопическое светлое будущее человечества таким, каким он его себе представляет (кое-что вызывало улыбку и тогда, вызывает и сейчас; многие критиковали Чернышевского еще при жизни за этот “сон”). Героиня стала лишь проводником мыслей революционера-демократа.

Таким образом, сны в произведениях никогда не бывают случайны: обращайте на них внимание и запоминайте, кому они снились, чтобы привести в качестве аргумента на экзамене по литературе.

Источник

Анечка

Просветленный

(41934)

10 лет назад

Добрый вечер, Полина!

СОН в раскрытии образа героя использовали многие писатели.
И это не удивительно, ведь сновидения играют особую роль в литературных произведениях. Сны героев зачастую определяют их жизнь. Часто то, что персонажи произведений видят, закрыв глаза, важнее того, что он делает, открыв их.

Они могут показать внутренний мир героя, его переживания или то, что может ждать его в будущем. Яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, сон Ильи Ильича из романа “Обломов” И. А. Гончарова, сны Раскольникова и Свидригайлова из “Преступления и наказания”Ф. М. Достоевского, сны героев в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова.

Сны Раскольникова очень важны для раскрытия образа героя….https://otvet.mail.ru/question/28298398/ (немного и об этом)

Знаменитые сны Верочки из романа “Что делать”. Утопичны и слащавы…

Сны предрекают будущее героев, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок.

«Сон Обломова» – это особая глава романа Гончарова. Глава повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во СНЕ показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении.

Сон Спящей красавицы.. .Сон Спящей царевны…

Бредовый сон мальчика в повести Чингиза Айтматова “Пегий пес, бегущий берегом моря”… Обезвоженный, голодный, напуганный. и сон его спутан.

Сны героев Достоевского многочисленны. И порой их можно спутать с бредом, галлюцинацией.. .Такие сны-яви у Ивана Карамазова…

Интересны сны Версилова-Долгорукова в романе “Подросток”.. Чистый юноша, и сны у него ясные и чистые.. .

Во сне часто проявляются все скрытые желания и мечты героев.. .

Герман увидел старуху во сне.. .И это было для него очень важным событием…

Кириллов в романе “Бесы” говорил, что никогда не спит. Но я уверена, что и ему приходилось видеть сны, практически наяву….Эта грань между сном и явью в его жизни была важным моментом.

Сны видят думающие герои, сомневающиеся, рефлексирующие.. .

Очень интересно сон рассматривает Даниил Андреев. Он объясняет сновидения многих героев тем, что автор намеренно переносит этих героев из одного слоя мира в другой.. .

Этим объясняется такое странное ощущение от стихотворений Блока, например. Видения – сны наяву…

Вещий сон также зачастую играет значительную роль в развитии действия литературного произведения. Таков вещий сон Анны Карениной у Льва Толстого.

Читайте также:  Видеть во сне много грибов к чему это

По тому же плану построен «Сон» у Тургенева.

В «Тысяче и одной ночи» , где сон купца Абу-Гассана, в начале и конце рассказа, служит рамкой для развития основного сюжета приключений «Калифа на час» .

В рассказе Владимира Короленко «Сон Макара» весь основной сюжет является содержанием сновидения героя.

Гоголь в повести «Майская ночь или утопленница» запутанный, фантастический сюжет предлагает вниманию читателя без пояснения о том, что он составляет содержание сна, и только в самом конце автором добавляется, что все это было во сне.

В другой повести Гоголя, (позднейшей редакции) «Портрет» , где автор прибегает к описанию сна, как средству ввести совершенно фантастический элемент, но объяснение читателю дает только после окончания сна.

Изображение сна помогает художнику удачно ввести и благополучно разрешить запутаннейшую коллизию, как это мы видим у Шекспира в «Макбете» (сон Дункана и слуг) и особенно в «Цимбелине» (сон Имогены) , где вся завязка действия была бы немыслимой без этого литературного приема.

“Сон о белых горах” Виктора Астафьева. Сон – и сюжетообразующий прием, и художественный, и психологический.

Мотив сна может быть использован для создания особого настроения, эмоционального тона художественного произведения. Примером подобного литературного приема служит «Песнь торжествующей любви» Тургенева.

Источник: и ещё много-много примеров можно привести…. ведь и герои порой спят…

Лёна Хмоленко

Мыслитель

(5141)

10 лет назад

На мой взгляд, очень яркий пример – сон Раскольникова в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского. Он показывает душевные метания героя и его несоотносимость с окружающим миром.

Дмитрий

Просветленный

(25469)

10 лет назад

У Чернышевского в “Что делать” – целая куча этих снов. Когда мы это проходили в школе, я чувствовал, что или начинаю бредить, или схожу с ума. Там притянута целая теория о социализме.

Дуся агрегат

Гуру

(3996)

10 лет назад

в капитанской дочке гриневу сон снился, “Что делать” Чернышевского, в евгении онегине Татьяне сон снился, в “Светлане” Жуковского. а еще спящей царевне чтото снилось..)

Amnesia

Оракул

(59228)

10 лет назад

в очень многих. Нужен
1)для “иного” внутреннего взгляда на проблемы, раскрытые в романе или повести (Гоголь”Портрет”)
2)для воссоздания прошлого или будущего героя, углубляет композиционное единство вещи (“Обломов”,”Онегин”)
3)для создания эффектов “саспенсов”(сюрреализм, отчасти есть у Сэллинджера, у Ерофеева в “Москва-Петушки”, у Томаса Манна, у Борхеса, у Кортасара
4)мой любимый “сон’ “Гардеробщик”Елены Долгопяt
https://magazines.russ.ru/novyi_mi/2005/22/dol2.html

Светлана Попова

Ученик

(117)

3 года назад

ПроизведениеСмысл сна
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сон о забитой кляче
Раскольников во сне видит себя ребёнком, что особенно важно для писателя, как важна для него тема детства, восприятие жизни глазами чистоты, непорочности. Человек изначально чист, добр, но беззащитен в своём протесте против насилия – такова идея Достоевского. Герой ощущает себя ребёнком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Эту лошадь в тупой злобе хозяин забивает насмерть.

Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует приём противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка – что-то жалкое, заморенное, заезженное. Смех пьяных седоков, разгульная песня противостоят страданиям измученной, забиваемой лошади.

Это тоже как бы уличная сценка. Но в ней до такой степени всё сгущается, что она явно выбивается из реальной жизни. Обычное, повседневное становится необычным.

Страшная картина. Мечется в бессилии ребёнок, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство, потому что озверевший мужик – хозяин клячонки. Эта сцена насилия над беззащитным существом, когда насилие теряет цель и превращается в насилие ради насилия.

Образ лошади соотносится с кроткими, смиренными людьми (Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны, которая впоследствии сравнит себя с заезженной клячей. Миколка – хозяева жизни – лужины и свидригайловы.

Маленький ребёнок протестует против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствует чужой боли. Так автор показывает, что у Раскольникова изначально тонкая, добрая душа.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сон Раскольникова в эпилоге
Отражением постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных – тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же, «властелины», по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чистыми. Значит, здесь идет речь о других людях, воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это – люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели.

Сон подчеркивает и наметившееся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «… людей с новою мыслию… необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.

И. А. Гончаров «Обломов». Сон Обломова
Это условный сон – мечта. Гончаров показывает идиллию детства героя, идиллию поместной жизни, покоя, сладостного сна, застывшей жизни. Пора детства для человека очень важна, в детстве формируется его нравственный фундамент, способность любить, ценить близких людей, семью, родной дом.

Именно в Обломовке истоки формирования жизненной позиции: «душа не рвётся, ум спит спокойно»

Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Сны Катерины Львовны символичны. В них появляется образ кота, какого-то сверхъестественного существа («как туман, так мимо пальцев у неё и проходит»). Во втором сне кот принимает облик Бориса Тимофеевича, убитого свёкра Катерины Львовны («голова у того кота Бориса Тимофеевича во всю величину, как была у покойника, и вместо глаз по огненному кружку так и вертится, так и вертится!»). Кот напоминает нечистую силу, это олицетворённый грех героини, её совесть.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», к

Источник