На сколько процентов работает мозг человека во сне

Долгое время считалось, что сон – это пассивное состояние, когда головной мозг «отключается». Однако исследования, проведенные в последнее время, показали, что речь идет об активном процессе, в течение которого происходят большие изменения в мозговой деятельности, что, в свою очередь, приводит к снижению отзывчивости к стимулам со стороны окружающей среды и возникновению специфической умственной деятельности – человек видит сновидения. Однако даже в глубоком сне сознание не полностью отделено от внешнего мира. Изменения положения тела обеспечивают адаптацию к условиям, размеру пространства. Благодаря этому мы не падаем с кровати, даже постоянно двигаясь. А работает ли мозг во время сна? Так ли ему необходим ночной отдых? Давайте, посмотрим.
Фазы сна и мозговая деятельность
В 1930 году ученые обнаружили, что электрическая активность нейронов сильно отличается во время бодрствования (быстрая активность) и с момента засыпания (медленная активность).
- Фаза 1 – засыпание. Этот этап характеризуется прогрессивной психологической релаксацией, расслаблением мышц, замедлением частоты сердцебиения.
- Фаза 2 – неглубокая. На этой стадии человека могут разбудить малейшие стимулы (легкое прикосновение, звук). При пробуждении на этом этапе человек может быть уверен, что не спал вообще.
- Фаза 3 и 4 – глубокая. Это самый глубокий сон, когда мышцы полностью расслаблены, дыхание медленное, пульс сердца, кровяное давление, температура тела снижены. Качество и количество 3-4 фазы оказывают решающее влияние на ощущение свежести после пробуждения.
- Фаза REM. Примерно через 1-2 часа после засыпания происходит значительное изменение мозговой активности, похожее на состояние бодрствования. Происходит физиологическое возбуждение всего организма. Сердцебиение и артериальное давление становятся нерегулярными, потребление кислорода увеличивается, дыхание ускоряется. Тем не менее, человек спит, более того, он расслаблен. Глаза за закрытыми веками движутся быстро и нерегулярно, человеку сниться сон. При пробуждении на этом этапе 80% людей имеют живые сновидения.
Что делает с мозгом нехватка сна?
Зачем нужен ночной отдых? Разве не лучше было бы выпить кофе, энергетический напиток или другой стимулятор и продолжать бодрствовать? Ведь у каждого человека так много работы, которую он часто не успевает сделать за день. Работа не ждет. Клиенты, счета-фактуры, экзамены.
Ошибка. Сон – естественная физиологическая потребность, это естественный механизм регенерации, издавна эволюционно развивающийся. Если бы он не был необходимым, то давно «удалился» бы в ходе эволюции, как ненужный. Но этого не произошло. Наверное, на это есть причины. Каковы они? Что делает мозг во сне?
Сон имеет регенеративное значение, как для всего тела, так и для души. В это время организм потребляет наименьшее количество энергии, что обеспечивает возможность восстановления мышц, органов. Температура тела снижается, падает артериальное давление, замедляется дыхание, исчезает или уменьшается функция некоторых чувств. Средняя продолжительность ночного отдыха у людей – 7-8 часов, но здесь принимаются во внимание индивидуальные потребности (некоторым людям нужно спать 10 часов в день, другим – лишь 6 часов).
Сон занимает около 1/3 человеческой жизни. Его нарушение, недостаток вызывает психологические проблемы, но отдыхает ли мозг во время сна, аналогично телу? Нет, он продолжает свою активность, обрабатывая предыдущие события.
В мозгу происходит переживание новых событий, повторение, запечатление навыков, знаний. Это, в особенности, происходит в фазе сновидений. Качественный сон в темноте также имеет противоопухолевые эффекты из-за выделения гормона мелатонина, вырабатываемого во время ночного отдыха в непрерывной темноте (должно отсутствовать любое освещение).
Мозг продолжает интенсивно работать, запоминая информацию, накопленную в течение дня. Ответственные мозговые области быстро анализируют события предыдущего дня. Происходит также обработка сигналов, поступающих от внутренней телесной области. Согласно специалистам, мозг ночью работает больше, чем в течение дня, увеличивается даже потребление кислорода. Важно отметить, что «спящий мозг» задействует иные зоны, чем при дневной деятельности.
Недостаток сна усугубляет последующее изучение новых вещей, навыков. В течение дня снижается мозговая активность, концентрация внимания, что может быть сопряжено с риском в определенных профессиях (водители, врачи, сотрудники службы безопасности и др.). Более 50% водителей-дальнобойщиков говорят, что, по крайней мере, единожды при вождении впадали в кратковременный сон. Недостаток ночного отдыха также вызывает подавленное настроение, головные боли, депрессию. Его длительное отсутствие связано с ожирением – человек чувствует сильную нехватку энергии, пытаясь дополнить ее с помощью приема пищи.
Новые исследования показали, что во время сна в мозгу происходит выведение токсичных веществ, накапливающихся в течение дня.
Из-за недостатка полноценного отдыха некоторые мозговые центры попадают в микросон, что приводит к фрагментированной и неинтегрированной мозговой активности с индивидуальным отключением некоторой когнитивной функции, в отличие от оптимально отдохнувшего мозга.
Что делает мозг во время сна?
После получения ответа на вопрос (отрицательного), спит ли мозг во время сна, рассмотрения общей картины его деятельности вы, логично, поинтересуетесь, что происходит с мозгом во время сна, чем конкретно он занят?
Принимает решения
Когда человек спит, его мозг работает на полной скорости, он не успокаивается, а обрабатывает информацию, подготавливает фон для решений, принимаемых в течение следующего дня. Новое исследование показало, что неутомимый орган во время ночного отдыха обрабатывает сложные стимулы, используя их для принятия решений в состоянии бодрствования.
Создает и укрепляет воспоминания
Мозг создает новые воспоминания, очищает старые и соединяет первые со вторыми, поэтому отсутствие ночного отдыха значительно влияет на память.
Если человек не спит или часто просыпается, его способность обучения или запоминания новой информации снижается на целых 40%. Следовательно, ночное обучение – абсолютная неуместность. Кроме того, в состоянии ночного бодрствования недостаточно формируется мелатонин, важный для иммунной системы.
Создает новые контексты
Полученная в течение дня информация, в ходе ночного отдыха обретает совершенно разные контексты, чем видимые в состоянии бодрствования. Результатом этой деятельности является утреннее пробуждение с новой идеей, что следует делать для решения какой-то задачи.
Учится выполнять физические задачи
Мозг хранит информацию в долговременной памяти через шпиндели сна. Это короткие всплески мозговых волн, возникающие во время фазы REM. Этот процесс очень важен для хранения информации, относящейся к моторным задачам и функциям, таким как новые танцевальные движения, удары теннисной ракеткой. Поэтому для улучшения своих физических навыков важно не только тренироваться, но и достаточно спать.
Сон – одна из самых ценных физиологических потребностей. Не отказывайтесь от него. Вспомните пословицу «утро вечера мудренее». Это правда. После полноценного ночного отдыха, благодаря не прекращающейся мозговой активности, человек помнит и знает больше, чем в уставшем состоянии после рабочего дня.
Источник
Миф об использовании мозга на 10% — мнение (миф, городская легенда) о том, что большинство людей используют не более 10 % мозга (в других вариантах легенды — 15 %, 7 %, 5 % и так далее). Утверждение «люди используют только 10 % их мозга» используется в науке как пример «неправильного представления о психологии»[1] или «нейромифа»[2]. Организация экономического сотрудничества и развития также оценивает данное утверждение как «нейромиф»[3]. Бездоказательно приписывается различным людям, в частности Альберту Эйнштейну[4]. Также заявляется, что люди могут увеличить свою мозговую активность за счёт задействования «неиспользуемой» части мозга, что составляет сюжет многочисленных фантастических произведений. Под «неиспользуемой» частью мозга может пониматься также потенциальные возможности мозга, однако и в такой версии утверждение о том, что люди используют 10% (потенциальных) возможностей мозга, не поддерживается научным сообществом и описывается в научных работах как миф или заблуждение[5][6][7].
Интеллект действительно можно развивать при помощи упражнений[8], но сама мысль о том, что люди используют только часть мозга, неверна. По современным данным, каждая часть мозга имеет определённую функцию. Исследования не выявили областей мозга, которые бы не использовались.
Происхождение[править | править код]
Одной из версий происхождения мифа могут являться результаты работы Уильяма Джеймса и Бориса Сидиса. В 1890-х годах они тестировали свою теорию ускоренного развития ребёнка на примере Уильяма Сидиса, которого называли обладателем самого высокого IQ в истории. Сам Уильям Сидис сообщал, что люди не используют свой мозг полностью. В 1936 году в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» американский писатель Лоуэлл Томас написал: «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10 процентов своих умственных способностей»[9].
Согласно другой теории, миф появился из-за недопонимания (или неправильной интерпретации) нейробиологических исследований конца XIX — начала XX века. К примеру, функции многих отделов мозга (особенно в коре головного мозга) настолько сложны, что следствия повреждений имеют неочевидный характер, что затрудняло понимание назначения отделов первыми нейробиологами[10]. Доктор Джеймс Калат заметил, что уже в 1930-х годах нейробиологи знали о множестве «локальных» нейронов, непонимание функций которых могло привести к мифу о десяти процентах[11]. В самом деле, легко представить, что миф появился просто из-за усечения утверждения «в каждый момент времени человек использует только 10 % своего мозга».
Несмотря на то, что функции многих отделов мозга уже понятны, для учёных остаётся загадкой взаимодействие клеток, приводящее к сложному поведению и расстройствам. Самым сложным, пожалуй, является вопрос о том, как же различные отделы мозга, работая вместе, формируют сознание. На данный момент нет единственного центра сознательной деятельности, что наталкивает учёных на мысль о том, что оно является плодом коллективного труда разных отделов мозга.
Происхождение мифа также приписывалось доктору-нейробиологу Уайлдеру Пенфилду, нейрохирургу, который был основателем и первым директором Монреальского неврологического института при университете Макгилл[12].
Опровержение[править | править код]
Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «Мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно»[13]. Барри Бейерштейн (англ.)русск. приводит шесть (ниже представлены пять из шести) аргументов, опровергающих миф о десяти процентах[14]:
- Согласно современным научным данным, эволюция обычно устраняет лишнее, а мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20 % всей энергии тела, при этом составляя лишь 2 % массы[15][16]. Если бы 90 % были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество — остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности. Кроме того, увеличенный череп повышает риск смерти при рождении[17]. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга.
- Сканирование: позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
- Локализация функций: вместо того чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
- Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки.
- Элиминация лишних нейронов и связей между ними: клетки мозга, которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90 % мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.
В современной культуре[править | править код]
Миф использовался как основа или упоминался в таких фильмах, как «Полёт навигатора» (1986), «Защищая твою жизнь» (1991), «Области тьмы» (2011), «Люси» (2014), а также в сериале «Герои» (2006—2010)[18].
Примечания[править | править код]
- ↑ Hughes S., Lyddy F., Lambe S. Misconceptions about psychological science: A review //Psychology Learning & Teaching. — 2013. — Т. 12. — №. 1. — С. 20—31.
- ↑ Dekker S. et al. Neuromyths in education: Prevalence and predictors of misconceptions among teachers //Frontiers in psychology. — 2012. — Т. 3.
- ↑ Chapter 6. Dispelling «Neuromyths» («But I read somewhere that we only use 10 % of our brain anyway») // Understanding the Brain: The Birth of a Learning Science. — Paris: OECD Publishing, 2007. — P. 113—114. — 264 p. — ISBN 978-92-64-02912-5. — doi:10.1787/9789264029132-en.
- ↑ Do People Only Use 10 Percent Of Their Brains. Scientific American (7 февраля 2008). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 29 августа 2012 года.
- ↑ Higbee K. L., Clay S. L. College students’ beliefs in the ten-percent myth //The Journal of Psychology. — 1998. — Т. 132. — №. 5. — С. 469.
- ↑ Kowalski P., Taylor A. K. The effect of refuting misconceptions in the introductory psychology class //Teaching of Psychology. — 2009. — Т. 36. — №. 3. — С. 153.
- ↑ Landau J. D., Bavaria A. J. Does deliberate source monitoring reduce students’ misconceptions about psychology //Teaching of Psychology. — 2003. — Т. 30. — №. 4. — С. 311.
- ↑ University of Oxford (2009, October 16). Juggling Enhances Connections In The Brain. ScienceDaily. Retrieved May 30, 2012, from https://www.sciencedaily.com/releases/2009/10/091016114055.htm «We’ve shown that it is possible for the brain to condition its own wiring system to operate more efficiently.’»
- ↑ Barry L. Beyerstein. Whence Cometh the Myth that We Only Use 10% of our Brains? // Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain. — Wiley, 1999. — P. 11. — ISBN 978-0471983033.
- ↑ “Wang, Sam and Aamodt, Sandra. Welcome to Your Brain: Why You Lose Your Car Keys but Never Forget How to Drive and Other Puzzles of Everyday Life (англ.). — 2008. — ISBN 9781596912830.
- ↑ Kalat, J.W., Biological Psychology, sixth edition, Pacific Grove: Brooks/Cole Publishing Co., 1998, p. 43.
- ↑ Do we use only 10 percent of our brain? | Psychology Today
- ↑ Do People Only Use 10 Percent Of Their Brains. Scientific American (7 февраля 2008). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 29 августа 2012 года.
- ↑ Beyerstein, Barry L. Whence Cometh the Myth that We Only Use 10 % of our Brains? // Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain (англ.) / Sergio Della Sala. — Wiley, 1999. — P. 3—24. — ISBN 0-471-98303-9.
- ↑ Swaminathan, Nikhil Why Does the Brain Need So Much Power?. Scientific American. Scientific American, a Division of Nature America, Inc. (29 апреля 2008). Дата обращения 19 ноября 2010. Архивировано 29 августа 2012 года.
- ↑ Carpenter’s Human Neuroanatomy, Ch. 1
- ↑ Rosenberg, K.R., ‘The Evolution of Modern Childbirth’ in American Journal of Physical Anthropology 35, 1992, p. 89—124.
- ↑ All You Need To Know About the 10 Percent Brain Myth, in 60 Seconds Wired
Ссылки[править | править код]
- Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10 %?
Источник
Ïîäáîðêà èññëåäîâàíèé, äëèíîïîñò ïî çàêàçó îò ïîäïèñ÷èêîâ.
Êàê íåäîñòàòîê ñíà âëèÿåò íà íàøå ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå?
Áè-áè-ñè Trust Me I’m a Doctor ñîâìåñòíî ñ Îêñôîðäñêèì óíèâåðñèòåòîì ïðîâåëà ýêñïåðèìåíò.
Ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòà ñíàáäèëè óñòðîéñòâàìè, îòñëåæèâàþùèìè ôàçû ñíà è åãî êà÷åñòâî. Ïåðâûå òðè íî÷è îíè äîëæíû áûëè ñïàòü 8 ÷àñîâ. Ñëåäóþùèå òðè íî÷è èì ðàçðåøåíî áûëî ïîñïàòü òîëüêî ïî ÷åòûðå ÷àñà.
Êàæäûé äåíü ó÷àñòíèêè ýêñïåðèìåíòà îòâå÷àëè íà ðÿä âîïðîñîâ, êîòîðûå äîëæíû áûëè âûÿâèòü èõ ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, èçìåíåíèÿ â èõ íàñòðîåíèè è ýìîöèÿõ.
Äîêòîðàíò Îêñôîðäñêîãî óíèâåðñèòåòà Ñàðà Ðèâ, áûëà óäèâëåíà òåì, êàê áûñòðî èçìåíèëîñü íàñòðîåíèå èñïûòóåìûõ.
“Çàìåòíî âûðîñ óðîâåíü òðåâîæíîñòè, òîñêè è ñòðåññà, òàêæå îòìå÷àëèñü ïðèçíàêè ïñèõîçà è îòìå÷àëñÿ ðîñò íåäîâåðèÿ ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì ëþäÿì”
“Ó÷èòûâàÿ, ÷òî òàêèå èçìåíåíèÿ îòìå÷àëèñü âñåãî ëèøü ïîñëå òðåõ íî÷åé íåäîñûïà, ýòî âïå÷àòëÿåò”
Îäèí èç ó÷àñòíèêîâ – Äæîø – ñêàçàë, ÷òî íà íåãî íåäîñòàòîê ñíà â îáùåì íå ïîâëèÿë.
Îäíàêî òåñòû, êîòîðûå ïðîøåë Äæîø, ãîâîðÿò îá îáðàòíîì. Åãî ïîçèòèâíûé íàñòðîé ðåçêî èçìåíèëñÿ ïîñëå äâóõ íî÷åé íåäîñûïà, à íåãàòèâíûå ýìîöèè íà÷àëè ïðåîáëàäàòü.
È íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî îí ÷óâñòâîâàë ñåáÿ íåïëîõî, ïîÿâèëèñü ïðèçíàêè òîãî, ÷òî åãî ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå óõóäøèëîñü.
Ðåçóëüòàòû íàøåãî íåáîëüøîãî ýêñïåðèìåíòà ñîâïàäàþò ñ äàííûìè ìàñøòàáíîãî èññëåäîâàíèÿ Îêñôîðäñêîãî óíèâåðñèòåòà î âëèÿíèè íåäîñòàòêà ñíà íà ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå ó÷àùèõñÿ.
Åùë îäèí ýêñïåðèìåíò Îêñôîðäñêîãî óíèâåðñèòåòà â íëì áûëî áîëåå 3700 áðèòàíñêèõ ñòóäåíòîâ, æàëîâàâøèõñÿ íà ïðîáëåìû ñî ñíîì.
Ó÷àñòíèêè èññëåäîâàíèÿ áûëè ðàçäåëåíû íà äâå ãðóïïû. Ïåðâàÿ ãðóïïà ïðîøëà øåñòü ñåàíñîâ êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêîé ïñèõîòåðàïèè (CBT), êîòîðàÿ äîëæíà áûëà ïîìî÷ü èì óëó÷øèòü êà÷åñòâî ñíà. Äðóãàÿ ãðóïïà ïîëó÷èëà ñòàíäàðòíûå ðåêîìåíäàöèè ïðè íàðóøåíèè ñíà.
Ñïóñòÿ äåñÿòü íåäåëü ñòóäåíòû, ïðîøåäøèå êóðñ êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêîé ïñèõîòåðàïèè, ñîîáùèëè îá óëó÷øåíèè ñíà, ñíèæåíèè óðîâíÿ òîñêè è òðåâîãè, òàêæå ñíèçèëàñü ÷àñòîòà ïðîÿâëåíèé ïñèõîçà è ãàëëþöèíàöèé.
Ýòî èññëåäîâàíèå äåìîíñòðèðóåò, ÷òî íå âñåãäà áåññîííèöà ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ, à ÷òî èìåííî áåññîííèöà ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü âîçíèêíîâåíèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîáëåì.
Ïîñëå ÷åòûðåõ÷àñîâîãî ñíà ó ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòà çàìåòíî âûðîñ óðîâåíü òðåâîæíîñòè, òîñêè è ñòðåññà
Ïðîôåññîð êëèíè÷åñêîé ïñèõîëîãèè Îêñôîðäñêîãî óíèâåðñèòåòà Äýíèåë Ôðèìàí, ïðîâîäèâøèé èññëåäîâàíèå, ãîâîðèò, ÷òî íåäîñòàòîê ñíà ïðîâîöèðóåò ïîÿâëåíèå íàâÿç÷èâûõ íåãàòèâíûõ ìûñëåé, êîòîðûå ñïîñîáíû ïðèâåñòè ê ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâàì.
“Êîãäà ìû íå âûñûïàåìñÿ, ó íàñ ïîÿâëÿåòñÿ áîëüøå íåãàòèâíûõ ìûñëåé, è ìû çàöèêëèâàåìñÿ íà íèõ”, – ãîâîðèò ó÷åíûé.
Ïî åãî ñëîâàì, íåñêîëüêî íî÷åé íåäîñûïà, êîíå÷íî, âðÿä ëè ñïðîâîöèðóþò ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, îäíàêî òî÷íî ïîâûñÿò ðèñêè èõ âîçíèêíîâåíèÿ.
Î òîì, ÷òî íåäîñûïàòü âðåäíî, çíàþò âñå. Åñëè ñïàòü ìåíüøå, ÷åì òðåáóåòñÿ îðãàíèçìó, òî ìîæíî ïîëó÷èòü ðÿä ðàçíîîáðàçíûõ ðàññòðîéñòâ, âêëþ÷àÿ ïðîáëåìû ñ íåðâíîé ñèñòåìîé, ïèòàíèåì, ñàìî÷óâñòâèåì. À åñëè çëîóïîòðåáëÿòü íåäîñûïàíèåì è äàëüøå, ìîæíî è âîâñå ñåðüåçíî çàáîëåòü. Íåäàâíåå èññëåäîâàíèå ïîêàçàëî, ÷òî îò íåäîñòàòêà ñíà ñòðàäàåò, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ìîçã.
Ýòî èññëåäîâàíèå ïðîâîäèëè ó÷åíûå èç Ìåäèöèíñêîé øêîëû Äýâèäà Ãåôôåíà ïðè Êàëèôîðíèéñêîì óíèâåðñèòåòå â Ëîñ-Àíäæåëåñå è Òåëü-Àâèâñêîãî óíèâåðñèòåòà.
Ñïåöèàëèñòû âûÿñíèëè, ÷òî èç-çà íåäîñòàòêà ñíà êëåòêè ãîëîâíîãî ìîçãà òåðÿþò ñïîñîáíîñòü â îáû÷íîì ïîðÿäêå îáìåíèâàòüñÿ ñèãíàëàìè äðóã ñ äðóãîì. Ýòî îêàçûâàåò íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà ôóíêöèîíèðîâàíèå ìåõàíèçìà ïàìÿòè è âèçóàëüíîå âîñïðèÿòèå.
«Ìû îáíàðóæèëè, ÷òî åñëè èñòîùàòü îðãàíèçì îòñóòñòâèåì ñíà, íåéðîíû òåðÿþò âîçìîæíîñòü íîðìàëüíî ôóíêöèîíèðîâàòü, ïèøåò Èöõàê Ôðàéä, ïðîôåññîð íåéðîõèðóðãèè èç Òåëü-Àâèâñêîãî óíèâåðñèòåòà. À ýòî âëèÿåò íà êîãíèòèâíûå ñïîñîáíîñòè ìîçãà è çàòðàãèâàåò ìåõàíèçì îòâåòíîé ðåàêöèè íà ìèð âîêðóã íàñ».
Ôðàéä ãëàâà ìåæäóíàðîäíîé êîìàíäû, êîòîðàÿ èçó÷àëà ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ 12 ïàöèåíòîâ Êàëèôîðíèéñêîãî óíèâåðñèòåòà â Ëîñ-Àíäæåëåñå. Ó âñåõ ïàöèåíòîâ èç ãðóïïû â ìîçã áûëè èìïëàíòèðîâàíû ýëåêòðîäû. Ïðè ïîìîùè ýòèõ ýëåêòðîäîâ ìîæíî îòñëåæèâàòü ðåàêöèþ ìîçãà íà ðàçëè÷íûå âíåøíèå ôàêòîðû. Åùå ðàíüøå ó÷åíûå âûÿñíèëè, ÷òî èç-çà íåäîñòàòêà ñíà èíòåðâàëû ìåæäó ýïèëåïòè÷åñêèìè ïðèïàäêàìè ó ïàöèåíòîâ ñîêðàùàþòñÿ. Ïðè ïîìîùè ýëåêòðîäîâ ó÷åíûå ìîãëè ïðåäñêàçûâàòü íàñòóïëåíèå ïðèïàäêîâ, ïëþñ êî âñåìó, èìïëàíòû ïîçâîëèëè èçó÷àòü è âëèÿíèå íåäîñûïàíèÿ íà ðàáîòó ìîçãà.
Ó÷åíûå ïðîñèëè ïàöèåíòîâ êëàññèôèöèðîâàòü ðàçëè÷íûå èçîáðàæåíèÿ òàê áûñòðî, êàê òîëüêî âîçìîæíî. Çà ðàáîòîé ìîçãà äîáðîâîëüöåâ âî âðåìÿ ýòîé ïðîöåäóðû â ðåæèìå ðåàëüíîãî âðåìåíè ñëåäèëè ïðåäñòàâèòåëè êîìàíäû èññëåäîâàòåëåé.
Èìïëàíòèðîâàííûå ýëåêòðîäû ïîçâîëÿëè îòñëåæèâàòü èçìåíåíèå àêòèâíîñòè ïðèìåðíî ïîëóòîðà òûñÿ÷ íåéðîíîâ. Êàê îêàçàëîñü, ÷åì áîëüøå ïàöèåíòû õîòåëè ñïàòü, òåì ìåäëåííåå îíè âûïîëíÿëè çàäà÷ó (÷òî âïîëíå îæèäàåìî). Íåðâíûå êëåòêè ãîëîâíîãî ìîçãà ýòèõ ïàöèåíòîâ òîæå íà÷èíàëè ðàáîòàòü áîëåå ìåäëåííî.
«Ìû áûëè íåîáû÷àéíî ðàäû íàáëþäàòü çà òåì, êàê îòêëîíåíèÿ ñíà çàòðàãèâàëî äåÿòåëüíîñòü íåðâíûõ êëåòîê, çàÿâèëè ïðåäñòàâèòåëè èññëåäîâàòåëüñêîé ãðóïïû.  îòëè÷èå îò îáû÷íîé áûñòðîé ðåàêöèè íåéðîíû îòâå÷àëè íà ðàçäðàæåíèå ìåäëåííî, âõîäèëè â ôàçó àêòèâíîñòè ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ, è íà ïåðåäà÷ó ñèãíàëà òðåáîâàëîñü áîëüøå âðåìåíè, ÷åì îáû÷íî».
Êàê îêàçàëîñü, íåäîñòàòîê ñíà ìåøàë ñïîñîáíîñòè íåéðîíîâ êîäèðîâàòü èíôîðìàöèþ è ïåðåâîäèòü âèçóàëüíûå îáðàçû â ìûñëü. Èìåííî ýòî ïðîèñõîäèò ñ íåðâíûìè êëåòêàìè, íàïðèìåð, âîäèòåëÿ, ïåðåä äâèæóùèìñÿ àâòîìîáèëåì êîòîðîãî ïðîõîäèò ïåøåõîä. Åñëè âîäèòåëü óñòàë, åãî ìîçã ïðîñòî íå óñïåâàåò ïåðåâåñòè âèçóàëüíûé îáðàç ïåøåõîä â ìûñëü «îïàñíîñòü, íóæíî òîðìîçèòü». Ó ìîçãà óõîäèò áîëüøå âðåìåíè íà òî, ÷òîáû îáðàáîòàòü âíåøíþþ èíôîðìàöèþ.
Ó÷åíûå òàêæå âûÿñíèëè, ÷òî íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî äîáðîâîëüöû áîäðñòâîâàëè, ó òåõ èç íèõ, êòî íåäîñûïàë, îïðåäåëåííàÿ îáëàñòü ìîçãà êàê áóäòî «ñïàëà». Ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, òàêæå ïðèâîäèëî ê ïðîáëåìàì ñ ïàìÿòüþ è âèçóàëüíûìè îáðàçàìè.
«Ïðîáëåìû ñî ñíîì ïðèâîäÿò ê òîìó, ÷òî ìîçã âåäåò ñåáÿ, êàê ïîñëå áîëüøîãî êîëè÷åñòâà âûïèòîãî ÷åëîâåêîì ñïèðòíîãî, ãîâîðèò îäèí èç ó÷àñòíèêîâ èññëåäîâàíèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ïðîñòî íå ñóùåñòâóåò ìåäèöèíñêèõ ñòàíäàðòîâ ïî âûÿâëåíèþ ñðåäè âîäèòåëåé íà äîðîãàõ òåõ èç íèõ, êòî ìàëî ñïàë è õî÷åò ñïàòü çà ðóëåì, ïîäîáíî òîìó, êàê ïîëèöèÿ âûÿâëÿåò ïüÿíûõ âîäèòåëåé». Ïî ñòàòèñòèêå, òîëüêî â ÑØÀ ñîííûå âîäèòåëè ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé 70 000 àâàðèé â ãîä.
 áóäóùåì ó÷åíûå ïëàíèðóþò âûÿâèòü ìåõàíèçì, êîòîðûé ïðèâîäèò ê ïðîáëåìíîé ðàáîòå íåéðîíîâ.
Ïðåäûäóùèå èññëåäîâàíèÿ ìåäèêîâ âûÿâèëè, ÷òî ó ëþäåé, êîòîðûå íå ñïÿò äîñòàòî÷íî, âûñîê ðèñê ðàçâèòèÿ äåïðåññèè, îæèðåíèÿ, äèàáåòîâ, ñåðäå÷íûõ ïðèñòóïîâ è ïðî÷èõ ïðîáëåì ìåäèöèíñêîãî õàðàêòåðà. Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà ïîòðåáíîñòü â ñíå ðàçíàÿ, íî âûñûïàòüñÿ íóæíî âñåì çäåñü íè÷åãî íå ïîäåëàòü.
Ñêàíèðîâàíèå ìîçãà íåâûñïàâøåãîñÿ ÷åëîâåêà ïîêàçûâàåò, ÷òî íåäîñûï âûçûâàåò ñíèæåíèå àêòèâíîñòè çîí ìîçãà, êîòîðûå çàäåéñòâîâàíû ïðè ïðèíÿòèè ðåøåíèé, à òàêæå îòâå÷àþò çà ïàìÿòü è ñïîñîáíîñòü ðåøàòü çàäà÷è ðàçíîãî ðîäà. Ýòè ðåçóëüòàòû áûëè ïîëó÷åíû êàíàäñêèìè èññëåäîâàòåëÿìè, ñ 2017 ãîäà ïðîâîäÿùèìè ìàñøòàáíûå èññëåäîâàíèÿ ïîñëåäñòâèé íåäîñûïàíèÿ.
Íî ýòà íàó÷íàÿ ðàáîòà îòíîñèòñÿ, â îñíîâíîì, ê èçó÷åíèþ ðàçîâîãî íåäîñûïà À âåäü åæåäíåâíàÿ íåõâàòêà ñíà òîæå âûçûâàåò öåëûé ðÿä ïîñëåäñòâèé, ìíîãèå èç êîòîðûõ ìîãóò äîëãîå âðåìÿ îñòàâàòüñÿ íåçàìå÷åííûìè.
Êàê áåññîííèöà âëèÿåò íà ìîçã: îò ñêëîííîñòè ê ñóèöèäó äî áîëåçíè Àëüöãåéìåðà
Ïðîôåññîð Êàëèôîðíèéñêîãî óíèâåðñèòåòà Ìýòüþ Óîëêåð óâåðåí, ÷òî â ìèðå ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ýïèäåìèÿ íåõâàòêè ñíà, ïîñëåäñòâèÿ êîòîðîé ìîãóò áûòü êàòàñòðîôè÷åñêèìè.
Ìýòüþ Óîëêåð, íåéðîáèîëîã, ñîìíîëîã
Íåäîñûïàíèå íåãàòèâíî âëèÿåò íà âñå ôóíêöèè ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà. Ìåæäó òåì, â îáùåñòâå ñîí ïîñòåïåííî íà÷èíàåò àññîöèèðîâàòüñÿ ñ ÷åì-òî âðîäå ñëàáîñòè. «Ñïÿò òîëüêî ñëàáàêè è ëåíòÿè!»
Ýòî ñîâåðøåííî íå åñòåñòâåííî. ×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ñóùåñòâîì, êîòîðîå ëèøàåò ñåáÿ ñíà ïî ñîáñòâåííîé âîëå, íå èìåÿ äëÿ ýòîãî äåéñòâèòåëüíî âåñêèõ ïðè÷èí.
 ðåçóëüòàòå ñòðàäàþò ìîçã, èììóíèòåò, íàðóøàåòñÿ ìåòàáîëèçì è èçìåíÿåòñÿ ïîâåäåíèå ëþäåé.
Âîò òîëüêî îäèí ïðèìåð. Êàæäûé äåíü â îðãàíèçìå ïîÿâëÿþòñÿ ðàêîâûå êëåòêè. Çà èõ óíè÷òîæåíèå îòâå÷àþò äðóãèå êëåòêè, òîæå ïîñòîÿííî ïîÿâëÿþùèåñÿ. Íåäîñûïàíèå â òå÷åíèå âñåãî îäíîé íî÷è ñíèæàåò êîëè÷åñòâî «îõðàííûõ» êëåòîê íà 70%.
Íåäàðîì Âñåìèðíàÿ îðãàíèçàöèÿ çäðàâîîõðàíåíèÿ îòíîñèò ðàáîòó â íî÷íûå ñìåíû ê êàíöåðîãåííûì ôàêòîðàì è ñâÿçûâàåò íåäîñûïàíèå ñ ïîâûøåíèåì ðèñêà ðàçâèòèÿ ðàêà ãðóäè, ïðåäñòàòåëüíîé æåëåçû è êèøå÷íèêà.
Íî è ýòî íå âñå. Íåäîñûïàíèå äåëàåò ëþäåé íåâðîòèêàìè è îñíîâàòåëüíî ñîêðàùàåò ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè. Òå, êòî ðåãóëÿðíî íåäîñûïàþò, ïîñëå 45 ëåò âäâîå ÷àùå ñòàëêèâàþòñÿ ñ èíôàðêòàìè è èíñóëüòàìè, ïî ñðàâíåíèþ ñ òåìè, êòî ñïèò äîñòàòî÷íî.
Ýòî îòíîñèòñÿ êî âñåì. È ê âàì òîæå.
 èññëåäîâàíèÿõ Óîëêåðà ïðèíèìàëè ó÷àñòèå âîëîíòåðû, ÷àñòü èç êîòîðûõ íîðìàëüíî ñïàëà âñþ íî÷ü, à ÷àñòü âûíóæäåíà áûëà áîäðñòâîâàòü. Óòðîì âñåì ïðîâîäèëè ñêàíèðîâàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà, ïîêàçûâàÿ îäíîâðåìåííî îäèíàêîâûå êàðòèíêè. Ó íåâûñïàâøèõñÿ ó÷àñòíèêîâ ýìîöèîíàëüíàÿ ðåàêöèÿ íà èçîáðàæåíèÿ áûëà ñâÿçàíà ñ àãðåññèåé è íåãàòèâíûìè ÷óâñòâàìè íà 60% ÷àùå, ÷òî ïîäòâåðæäàëî ñêàíèðîâàíèå ìîçãà: ìèíäàëåâèäíûå òåëà, îòâå÷àþùèå çà ñèëüíûå ýìîöèè, ïðîÿâëÿëè áîëüøóþ àêòèâíîñòü. Ïðè ýòîì äåÿòåëüíîñòü ïðåôðîíòàëüíîé êîðû, òîðìîçÿùåé ýìîöèîíàëüíóþ ðåàêöèþ, áûëà ìåíåå àêòèâíîé, òî åñòü íàðóøàëîñü ðàâíîâåñèå, ïîçâîëÿþùåå ñäåðæèâàòü äðåâíèå àòàâèñòè÷åñêèå èìïóëüñû.
Áûë òàêæå âûÿâëåí åùå îäèí ôàêò: íåäîñûïàþùèé ÷åëîâåê íàìíîãî õóæå ðàçëè÷àåò ïðîÿâëåíèÿ äðóæåëþáèÿ è àãðåññèè.  ýòîé ÷àñòè èññëåäîâàíèÿ ïðèíèìàëè ó÷àñòèå âîåííûå, ïîëèöåéñêèå, ðàáîòíèêè ñêîðîé ïîìîùè, òî åñòü òå, ÷üÿ ðåàêöèÿ íà ïîâåäåíèå äðóãèõ ëþäåé ìîæåò èìåòü æèçíåííî âàæíîå çíà÷åíèå.
Ïëîõîå íàñòðîåíèå â ðåçóëüòàòå íåõâàòêè ñíà ïîðîæäàåò äåïðåññèþ, ñîìíåíèÿ â ñåáå è ñâîåé öåííîñòè, ÷óâñòâî îäèíî÷åñòâà. Èññëåäîâàíèÿ â ïîäðîñòêîâîé ñðåäå âûÿâèëè íàëè÷èå ñâÿçè õðîíè÷åñêîãî íåäîñûïàíèÿ ñ ñóèöèäàëüíûì íàñòðîåíèåì, à òàêæå ñ àñîöèàëüíûìè ôîðìàìè ïîâåäåíèÿ. À íåäîñòàòîê ñíà â äåòñòâå óâåëè÷èâàåò ðèñê ðàçâèòèÿ â äàëüíåéøåì àëêîãîëüíîé è íàðêîòè÷åñêîé çàâèñèìîñòè.
Íåäîñûïàíèå è áåññîííèöà, êàê ïîêàçàëè ðåçóëüòàòû ñêàíèðîâàíèÿ ìîçãà äîáðîâîëüöåâ, «âûêëþ÷àþò» òàêæå îáëàñòü ìîçãà, êîòîðàÿ îòâå÷àåò çà ñôåðó ñîöèàëüíûõ âçàèìîäåéñòâèé. Òî åñòü, õðîíè÷åñêàÿ íåõâàòêà ñíà ìîæåò ïðåâðàòèòü äàæå îáùèòåëüíîãî îò ïðèðîäû ÷åëîâåêà â îäèíî÷êó-èíòðîâåðòà, â íåëþäèìîãî ñîöèîïàòà.
Âûÿâëåí òàêæå åùå îäèí ôàêò: áîëüøèíñòâî ðàññòðîéñòâ ïñèõèêè ñîïðîâîæäàþòñÿ íàðóøåíèåì ñíà. È øèçîôðåíèÿ, è äåïðåññèÿ, è áèïîëÿðíîå ðàññòðîéñòâî, è áîëåçíü Àëüöãåéìåðà. Óòâåðæäàòü, ÷òî íåäîñûï âûçûâàåò âñå ýòè íåäóãè, êîíå÷íî, íåëüçÿ. Íî íå îáðàùàòü âíèìàíèå íà äàííîå ñî÷åòàíèå áûëî áû íåïðàâèëüíûì.
Ñïè, ÷òîáû íå òîëñòåòü: ñîí è îæèðåíèå
Ïðè ïîñòîÿííîì íåäîñûïàíèè ìåíÿåòñÿ ïèùåâîå ïîâåäåíèå èç-çà âîçíèêíîâåíèÿ äèñáàëàíñà ìåæäó ãîðìîíîì ãîëîäà ãðåëèíîì è åãî àíòàãîíèñòîì ëåïòèíîì, êîòîðûé îòâå÷àåò çà ÷óâñòâî ñûòîñòè.  óñëîâèÿõ íåõâàòêè ñíà îðãàíèçì ïðîèçâîäèò áîëüøå ãðåëèíà, à îí çàñòàâëÿåò õîòåòü ñúåñòü áîëüøå âðåäíîé æèðíîé ïèùè. Êîãäà íåâûñïàâøèéñÿ ÷åëîâåê åñò íå÷òî ïîäîáíîå, âðåäíîå êàæåòñÿ åìó áîëåå âêóñíûì, à îùóùåíèå ñûòîñòè ïîÿâëÿåòñÿ ïîçäíåå.
Êðîìå òîãî, íàðóøàåòñÿ âûðàáîòêà «áóðîãî æèðà», êîòîðûé ïðåâðàùàåò æèðîâûå çàïàñû â ýíåðãèþ, â îòëè÷èå îò «áåëîãî», êîòîðûé ïðåèìóùåñòâåííî òîëüêî íàêàïëèâàåòñÿ.  èòîãå ðàçâèâàåòñÿ îæèðåíèå, à ñëåäîì ìåòàáîëè÷åñêèé ñèíäðîì è áîëåçíè, ñâÿçàííûå ñ íèì.
Åñëè âçÿòü ñîâåðøåííî çäîðîâîãî ìóæ÷èíó, ïîëíîãî ñèë è æåëàíèé, è âñåãî íà íåäåëþ ëèøèòü åãî íîðìàëüíîãî ñíà, ñîêðàòèâ åãî ïðîäîëæèòåëüíîñòü ñ 8 ÷àñîâ äî 4, òî ïðîèçîéäåò ïå÷àëüíîå. Ó íåâûñïàâøåãîñÿ ìóæ÷èíû óðîâåíü òåñòîñòåðîíà óïàäåò íà òðåòü. Ñîîòâåòñòâåííî, è ëèáèäî. Ó æåíùèí ýòà çàâèñèìîñòü ìåæäó êîëè÷åñòâîì ñíà è æåëàíèåì ëþáîâíûõ ëàñê åùå áîëåå âûðàæåíà. Òî åñòü, ïðåæäå ÷åì íà÷èíàòü ïðåëþäèþ, ïàðòíåðàì ñòîèò êàê ñëåäóåò âûñïàòüñÿ. Òîãäà è «îñå÷åê» íå áóäåò, è îðãàçìû ñòàíóò ÿð÷å.
Ìåíüøå ñïèøü ÷àùå áîëååøü
Ñóùåñòâóþò òàêæå äàííûå, ñâèäåòåëüñòâóþùèå î ñíèæåíèè óñòîé÷èâîñòè îðãàíèçìà ðåãóëÿðíî íåâûñûïàþùåãîñÿ ÷åëîâåêà äàæå ê îáû÷íîé ïðîñòóäå.
Øåëäîí Êîýí, ïñèõîëîã, äèðåêòîð Laboratory for the Study of Stress, Immunity, and Disease
Ìû ïðîâîäèëè èññëåäîâàíèÿ, â êîòîðûõ ïðèíèìàëè ó÷àñòèå çäîðîâûå ìóæ÷èíû è æåíùèíû îò 21 ãîäà äî 55 ëåò.
 òå÷åíèå 2 íåäåëü äîáðîâîëüöû ñîîáùàëè íàì ñâåäåíèÿ î êîëè÷åñòâå è êà÷åñòâå ñâîåãî ñíà, ïîñëå ÷åãî âñå îíè áûëè ïîìåùåíû â ëàáîðàòîðíûå óñëîâèÿ, ãäå èì ââîäèëè â íîñ íåêîòîðîå êîëè÷åñòâî êàïåëü ñ ðèíîâèðóñîì. Çàòåì â òå÷åíèå ïÿòè äíåé ïðîâîäèëèñü íàáëþäåíèÿ çà ðàçâèòèåì ñèìïòîìîâ ïðîñòóäû ó íàøèõ äîáðîâîëüíûõ ó÷àñòíèêîâ.
Òå, êòî ñïàë ìåíåå 7 ÷àñîâ, çàáîëåâàëè ïî÷òè â 3 ðàçà ÷àùå (åñëè òî÷íåå, òî â 2,94 ðàçà), ïî ñðàâíåíèþ ñ òåìè, êòî ñïàë áîëåå 8 ÷àñîâ.
Èìåëî çíà÷åíèå è êà÷åñòâî ñíà.
Òàê ÷òî, åñëè õîòèòå ìåíüøå áîëåòü áîëüøå ñïèòå.
Источник