На федюнинских холмах тишина над малаховым курганом сны
Пятая песня в популярном справочнике-песеннике — «Маки» (музыка Юрия Антонова, слова Григория Поженяна). Миньон* с этой песней появился в 1982 году вместе с песнями «Море» и «Вот как бывает»:
Обложка пластинки. © Мелодия
* Мини-альбом (также миньон, EP от англ. Extended Play) — изначально грампластинка, на каждой стороне которой помещались только 2-4 музыкальных композиции общей длительностью звучания 15-20 минут. Помимо термина «мини-альбом» в русском языке также употребляется термин «миньон». В англоязычных странах этот формат в 1950-е гг. стали называть «EP» — «Extended Play», чтобы обозначить различие между ними и синглами (SP; одно-, двухпесенными пластинками); термин «мини-альбом» также используется в английском языке. В настоящее время мини-альбомы также выходят на компакт-дисках.
В СССР
Дефицит (или даже полное отсутствие) полноценных альбомов популярных западных исполнителей привёл к увеличению спроса на пластинки-миньоны. Некоторые миньоны издавались как обзорные с LP (от англ. Long Play), выпущенных только на западе (серия из 5 миньонов «Битлз», по одному миньону из сольных альбомов Дж. Леннона и П. Маккартни), или в виде своеобразных «сплитов», когда на одной стороне помещалась запись западной группы, а на другой — советского ВИА.
Любопытный факт: в 1980 году Юрий Антонов и рок-группа «Аракс» подготовили LP-сплит, который, однако, не был допущен худсоветом для издания на фирме «Мелодия». Тогда Антонов издал «свою» сторону пластинки на нескольких миньонах, договориться об издании которых было значительно проще.
Полный текст статьи о мини-альбомах можно прочитать на Википедии.
Юрий Антонов. Фото: uznayvse.ru
Вот что говорится в справочнике о Юрии Антонове:
Антонов Юрий Михайлович — автор песен, исполнитель, засл.арт. Чеч.-Инг. АССР (р.1945, г.Ташкент).
Окончил Молодечненское муз. училище.
Основное место в творч-ве занимает песенный жанр. Наиболее известные песни: «Море», «Анастасия», «Крыша дома твоего», «Маки», «Снегири», «На улице Каштановой», «Белый теплоход», «Я иду к тебе навстречу» и др.
Из интервью Юрия Антонова изданию «Вечерняя Москва», 2015 г (источник):
– Ваша песня «Маки», на мой взгляд, одна из самых пронзительных антивоенных песен. Что послужило импульсом к её написанию: личные впечатления от послевоенного детства или, может быть, воспоминания вашего отца, участника Великой Отечественной войны?
– Нет, это не связано с какими-то воспоминаниями. Толчком послужило чужое стихотворение. Я в то время жил в квартире у моего приятеля и в его библиотеке случайно нашел сборник стихов Григория Поженяна. Дай, думаю, почитаю ради любопытства. Я листал этот сборник и наткнулся на стихотворение без названия. Когда я прочитал его, оно мне очень понравилось. И буквально за пару дней я написал на его основе песню «Маки».
На Федюнинских холмах — тишина.
Над Малаховым курганом — сны.
Будто не было войны, но война
Похоронена на дне тишины.
И казалось бы, всему вышел срок,
Тридцать лет менялась в море вода.
А как выйдешь, как шагнёшь за порог,
И от маков не уйти никуда.
ПРИПЕВ:
Маки, маки, красные маки,
Горькая память земли,
Неужели вам снятся атаки,
Неужели вам снятся атаки
Тех, кто с этих холмов не пришли?
Над Сапун-горой цветут тополя,
Над Сапун-горой летят журавли,
Но плывут из края в край по полям
Маки, маки — совесть земли.
И казалось бы, ну что в том за страсть?
Тридцать лет они пылают в траве.
Ах, как хочется в те травы упасть,
в красных маках полежать на земле.
ПРИПЕВ
На Федюнинских холмах — тишина.
Над Малаховым курганом — сны.
Будто не было войны, но война
Похоронена на дне тишины.
На этом песня заканчивается, но в стихотворении есть продолжение:
Все мне чудится порою: «Ура!»
Все мне слышится команда: «Пли!»
И зажмуришься, а видишь: с утра
Маки, маки по холмам поплыли.
Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?
Маки, маки — алые маки…
(1974)
Видеоклип, снятый на белорусском телевидении в начале 80-х годов.:
Читайте и другие материалы на канале и слушайте только хорошую музыку!
Заметили ошибку? Есть вопросы, идеи, предложения, или просто хотите высказаться? Оставляйте комментарии или пишите по адресу: o.v.malakhova@gmail.com
Источник
“Я с детства ненавидел хор…”
А. Шепеленко
Я с детства ненавидел хор —
согласный строй певцов.
И согласованный напор
отлаженных гребцов.
И общность наклонённых спин.
И общий водопой.
Живу один. Дышу один.
Плачу одной судьбой.
Один пришёл. Один уйду.
Один спою свой гимн.
А яблоки в моём саду
легко отдам другим.
Маки
На Федюнинских холмах — тишина.
Над Малаховым курганом — сны.
Будто не было войны, но война
похоронена на дне тишины.
И казалось бы, всему вышел срок,
столько лет менялась в море вода.
А как выйдешь, как шагнешь за порог —
и от маков не уйти никуда.
Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?
Над Сапун-горой цветут тополя.
Над Сапун-горой летят журавли.
Но плывут из края в край по полям
маки, маки — совесть земли.
И казалось бы, ну что в том за страсть —
столько лет они пылают в траве.
Ах, как хочется в те травы упасть,
в красных маках полежать на земле!
Маки, маки, алые маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли!
На Федюнинских холмах — тишина.
Над Малаховым курганом — сны.
Будто не было войны, но война
похоронена на дне тишины.
Всё мне чудится порою: «Ура»!
Всё мне слышится команда: «Пли»!
И зажмуришься, а видишь: с утра
маки, маки по холмам поплыли.
Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли!..
Маки, маки — алые маки…
1974
“Самолёты прежних лет…”
Самолёты прежних лет
надо мной опять летают.
Стынут ноги, снег не тает,
заметает лыжный след.
В снежном сумраке ни зги.
Кто-то стонет: — Помогите! —
И нечетко: — Не бегите! —
А в мозгу: «Беги. Беги…»
И опять всё тот же стон,
он то жалобней, то глуше.
Так закладывает уши,
будто воздух разряжён.
Вдруг набух и лопнул шар.
Словно капли через марлю,
просочилось: — Жалко парня.
Ну, конечно, парня жаль. —
Не от страха, не спьяна
без сапог лежу я в поле…
— Лёд! Ещё!.. — Остатком воли
разрываю веки сна…
…Неужели ж не вольны
белки лёгких снов из детства?
О, свинцовое наследство
неоттаявшей войны!
“И те, кто в болотах, и те, кто во ржи…”
И те, кто в болотах, и те, кто во ржи,
за то, что я выжил, велели: скажи!
Велели: скажи, назови, нареки
во имя, во славу и вопреки.
…Я сам у себя оказался в плену,
как будто вернулся с войны на войну,
пытаясь на скошенном поле косить,
чтоб словом и делом друзей воскресить.
И я говорил тем, кто тише воды:
зачем вы не слышите голос беды?
И я говорил тем, кто ниже травы:
как знать вам цвет глаз, не подняв головы?
И я говорил в рот набравшим камней:
сказавший — не страшен, молчащий страшней.
У мирного времени свой обмолот.
Но годы войны, словно паковый лёд,
сдвигая границы, держали меня.
И слёзы катились по морде коня.
И чайки клевали глаза мертвецов.
А голубь порвался с почтовым кольцом.
А я всё сдавал и сдавал города,
и в них оставалась душа навсегда.
И не хоронил — зарывал, зарывал…
Как будто за всех уже отгоревал.
И чем, уходящим, нам было тесней,
тем красные маки красней и красней.
Но выцвела соль у солдатских рубах.
Та соль возвращенья как мёд на губах.
Возмездья озноб у победной черты,
не полдень реванша, а день правоты.
И песня, что я ли, не я ль допою, —
то песня солдат, уцелевших в бою.
От имени тех, кто в болотах, во ржи
остались. А нам повелели: скажи!
“Чтоб себя превозмочь…”
Чтоб себя превозмочь,
нужно кепочку сбить набекрень.
Удлиняется ночь,
убывает беспечности день.
Но не стоит дрожать,
и над пеной любых передряг
нужно стойко держать
свой потрёпанный временем флаг.
Я, как старый боец,
дверь ногою в кабак отворю.
Опрокину стопец
и под пиво его повторю.
Навалюсь на метель,
обниму на рассвете жену.
И, как двери с петель,
прямо к зимнему морю шагну.
В храме мер и весов
не учесть предпоследнюю ночь.
Нужно все — на засов,
чтоб однажды себя превозмочь.
Источник