Можно ли выучить английский язык во сне
Обучение во сне или «гипнопедия» (от греч. hypnos (сон) и paideia (обучение)) пришла к нам из Древней Индии, где её практиковали йоги и буддийские монахи. Суть методики заключалась в прослушивании во время сна голоса, который погружал человека в лёгкую фазу естественного сна.
Эффективность гипнопедии напрямую зависела от личности, личностных факторов, возраста, интеллектуального развития и уровня подготовленности. Говорить о внедрении данного метода в массы — затруднительно. Она больше напоминает «БАД», нежели волшебную таблетку для изучения английского языка.
На чем же авторы строят свои гипотезы
Началось все с 19-20 веков с таких известных личностей, как Свядощ А.М. и Близниченко К.В. Именно их работы послужили фундаментом для современных авторов. В основе большинства более или менее проработанных методик ключевую роль играют фазы сна. Их у нас две: фаза быстрого сна, где идёт получение или вспоминание информации (4-5 раз за ночь) и фаза медленного сна, где информация перерабатывается и усваивается. В этих фазах в работу включается декларативная и семантическая памяти. Первая хранит данные, а вторая их систематизирует.
Результаты эксперимента от Mosalingua
Эксперимент Mosalingua проводился в течение 14 дней среди мужчин и женщин разных возрастных групп. Сразу замечу, что это результаты тестов их приложения по изучению английского во сне. Так что будем полагаться на их честность и открытость данных. Приведу лишь выжимку из инфографики.
Количество участников | 136. |
Период проведения эксперимента | 2 недели. |
Возрастная группа | 18-30 лет (40%), 31-40 (10%), 40-60 (40%), от 60 (10%). |
Уровень владения языком | от A1 до B2. |
Условия | Участникам предлагались как ранее изученные слова и фразы, так и совершенно неизвестные в периоды легкого сна. |
Результаты | 67% участников смогли более эффективно запоминать ранее изученные слова и фразы, но лишь 28% показали прогресс в запоминании абсолютно неизвестных слов. |
Отмечу так же еще пару интересных наблюдений, выявленных в ходе эксперимента. Мужчины во сне оказались более восприимчивыми к запоминанию информации, чем женщины (75% против 60%). Соотношение женщин и мужчин было почти равным. Наибольшую эффективность показала группа 18-30 лет (80% стали лучше запоминать слова и фразы). Сами результаты оказались вполне предсказуемыми. Переведу дословно:
Ничего не заменит активного обучения в период бодроствования, ведь запоминание новых слов и фраз на иностранном языке требует предельного внимания и концентрации. Тем не менее, для многих людей повторение ранее изученного слова или фразы во сне помогает эффективнее их запоминать.
Что обычно предлагается изучать
Современные методики предлагают для ночного изучения: слова, фразы, клише, небольшие диалоги на разные темы и даже правила чтения, которые должны воспроизводиться в спокойном умеренном темпе. Авторы не рекомендуют давать большой объём информации из-за сильной нагрузки на мозг, из-за которой ученик обычно переутомляется и недосыпает.
Типичные алгоритмы запоминания во сне
Большинство методик включают в себя 4 основных шага, которые позволяют «эффективно» выучить английский язык во сне. Обычно ученику необходимо:
- Прослушать аудиозапись, где слова или выражения произносились с переводом. Выписать на листе бумаги те английские слова и выражения, что звучали в записи, но без перевода.
- Прежде чем уже отправляться на боковую нужно несколько раз прослушать запись. Первые несколько часов нашего сна — это то время, когда мы обычно не видим снов, и мозг находится в состоянии покоя. Он не способен изучать новое, только реагировать на то, что где-то уже слышал или ощущал.
- Прослушав несколько раз новый материал, запись выключается. Затем обучающийся пытается расслабиться и уснуть. После чего запись включается вновь, но уже на постоянном повторе.
- Проснувшись, ученик пытается вспомнить и перевести слова и выражения самостоятельно на бумаге.
Методика Близниченко
А теперь сравните типовой подход, описанный выше, с методикой Близниченко. Разница, конечно есть, но ни о каком чистом изучении во сне речи не идет:
- Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется учеником следом за диктором; все действия сопровождаются успокоительной музыкой.
- Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя произнесенные фразы; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый.
- Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.
Как наш мозг работает в течение суток
Пробудившись утром и набравшись сил, мы приступаем к получению новой информации, с интересом воспринимаем её, запоминаем, делаем свои умозаключения и исследования. Именно утром наш мозг в наибольшей степени готов работать, усваивать новое, понимать, воспринимать и реагировать.
Послеполуденное время — это время отдыха, когда мы должны дать себе небольшую передышку. После обеда мы возвращаемся к своим делам, наш мозг включается в работу, но теперь он хочет сменить род деятельности и заниматься уже известными нам делами, переработать уже полученную информацию.
Вечер — это время, которое мы можем посвятить себе, своему хобби, духовному развитию, семье, развлечениям. С 22.00 по 02.00 наша нервная система отдыхает, идут так называемые «золотые часы сна». С 02:00 мы начинаем видеть сны, и наш мозг вновь начинает активно работать. Во сне мы можем видеть наши страхи, переживания, мечты, события. Во сне к нам может прийти верное решение, которое не шло к нам в голову в дневное время.
Любой человек может научиться тренировать свой мозг, подстроить его под свой удобный график. Важное условие – это не только нагружать наш мозг, но и также позволять ему отдыхать.
Что полезного можно почитать на эту тему:
- «Работа мозга: укрепление и активизация, или как оставаться в своём уме» — Геннадий Кибардин.
- «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — Павлов И. П.
- «Как работает мозг» — Пинкер Стивен.
Так возможно ли вообще обучение во сне
И да, и нет. Во сне вы закрепляете и усваиваете ранее полученную информацию. Новую информацию нужно получать во время бодрствования, ведь как показал эксперимент Mosalingua, только у 28% были положительные результаты в освоении новых слов во сне. Не ведитесь на лозунги о том, что можно изучить английский язык во сне, уделяя ему по 5 минут в день в течение месяца. Это не работает. Подходите к процессу обучения осознанно и используйте сон по его прямому назначению.
Автор: Ольга Гладкова.
Источник
Вы слышали однажды, что можно изучать язык во сне и теперь вам интересно знать как. Вам наверняка кажется, что такой способ изучения намного легче традиционных методов. Тогда мы предлагаем продолжить читать статью и узнать больше об этой теме.
Часто думаете о возможности изучения второго языка, но не решаетесь из-за кажущихся трудностей. Тем более если не имеете свободного времени, но желание овладеть новым языком по-прежнему сильно.
Поэтому ищете более легкий способ, такой как изучить язык во время сна, следовательно, вы хотите знать больше об этой теме, которая кажется немножко неясной и магической.
Происходящее во время сна покрыто ореолом таинства, однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что мозг остается активным в течение сна, следовательно, это допускает возможность обучения во сне, помогая достичь поставленных целей.
Это не значит, что вы освоите язык как по мановению волшебной палочки, разумеется, любое обучение требует усилия и преданности делу. Мы рекомендуем внимательно прочитать информацию, чтобы достичь поставленных целей.
Как узнать, как выучить язык во сне?
Несмотря на то что сон — это фаза отдыха мозг продолжает работать во время сна, позволяя усвоить какой угодно материал в течение этого периода. Это очень интересно.
Для этого существуют несколько техник, которые нужно знать, чтобы изучить язык во сне. Важно быть мотивированным и заинтересованным, чтобы отправиться в это увлекательное приключение. Решайся!
Прослушивай аудиозаписи изучаемого языка во время сна
Эта техника предполагает прослушивание аудио в период сна, что позволит твоему мозгу обрабатывать информацию, которую он слышит в течение ночи. Это отличный метод для быстрого обучения.
Начинайте прослушивание аудиозаписи до того, как отправитесь в кровать. А также могут помочь вам видеозаписи, которые легко сможете найти в интернете.
Главное, выбрать очень хороший материал для изучения, используя возможности современных технологий. Существуют много сайтов, где сможете найти очень хорошие видео, которые помогут в обучении.
Это не значит, что нельзя использовать другие техники, наоборот, комбинируйте их, чтобы этот процесс проходил легче и эффективней. В то время как вы отдыхаете мозг продолжает работать и усиливает возможности обучения.
Посвятите 15 минут в день для изучения языка
Посвятите 15 минут в день на занятия. Будет гораздо эффективней, если сделаете это до того, как отправиться спать. Затем во сне вы закрепите полученные знания.
На первый взгляд, сложно поверить, что в течение сна мозг обрабатывает информацию, произошедшую днем. Поэтому посвящая обучению несколько минут до сна, то во время сна мозг закрепит изученное. По этой причине практикуйся немного в течение дня, но преимущественно до сна, с целью закрепить полученные знания во время сна.
Дополняйте свое обучение другими инструментами
Кроме того, использование аудио и видео очень важно, но будет лучше, если вы дополните обучение другими инструментами. Среди них, может быть, прослушивание музыки, повторяя слова которой вы улучшите произношение. Можно это делать в конце дня или в любое другое время, когда хотите.
И также можете найти человека, говорящего на языке, который хотите изучить, и с похожими интересами, свяжитесь с ним по Skype. Попросите его исправлять ваши ошибки в разговоре. Это отличный способ изучить корректное произношение.
Оставайтесь мотивированным ища лучший способ изучения насколько это возможно. В практике кроется успех, которого вы можете достичь. Практикуйтесь в любой момент, преимущественно до того, как идти в кровать.
Усердие в обучении — это ключ для получения лучших результатов. Комбинируя различные техники, вы достигнете большого прогресса. Ведь изучение языка это в первую очередь преданность делу и интерес.
Мотивация подталкивает делать что-то и достичь это, так что ищите вашу мотивацию и осмельтесь попробовать это. Начните с попытки, но сделайте это, несомненно, посвящая этому все свое внимание. Требуется только несколько минут в день.
Несомненно, изучение языка во сне звучит очень заманчиво и теперь вы знаете, что это возможно. Главное, отнеситесь серьезно к той информации, что представлена в этой статье. У вас все получится!
P.S. Для информации: каталог ортопедических матрасов и товаров для сна.
Источник
В 1923 году журнал Time опубликовал удивительную историю о нерадивом студенте-радисте с американской военной базы Пенсакола во Флориде. Он якобы задремал во время занятий прямо в наушниках, а проснувшись, смог абсолютно точно повторить все сигналы азбуки Морзе, звучавшие в эфире, пока он спал. Начальство базы восприняло это не как забавный феномен, а как руководство к действию. Новую методику обучения «морзянке» опробовали на десятке добровольцев, и все они отлично сдали экзамен на радистов ВМС США.
Ночная передача
Узнав об этих экспериментах, в СССР решили догнать и перегнать геополитического противника. В 1940 году молодой ленинградский психиатр Абрам Свядощ защитил кандидатскую диссертацию по теме «Восприятие речи во время естественного сна», где предложил свое объяснение гипнопедии. Свядощ полагал, что во время сна в мозгу остаются участки бодрствования, «сторожевые пункты», которые позволяют проснуться в случае потенциальной опасности — от громкого звука, яркого света, прикосновения. Свядощ считал, что человек может управлять «сторожевыми пунктами», выбирая стимул для пробуждения. Поэтому обессиленная мать по десять раз за ночь встает на плач ребенка, но не слышит сигнал будильника, а студент дремлет на лекции ровно до слов «на сегодня всё». С помощью аутотренинга или гипноза можно так подготовить человека, что в ответ на определенный сигнал он будет не просыпаться, а запоминать то, что ему скажут.
В 1963—1964 годах киевский филолог Леонид Близнеченко подошел, казалось, к тому, о чем мечтают до сих пор, — к изучению во сне английского языка. В Киевском высшем инженерном радиотехническом училище Близниченко оборудовал специальные ночные классы, где за 15 минут до отбоя студенты слушали короткую запись с набором английских слов и примеров их употребления. Запись повторялась в течение ночи 20—25 раз. Хотя студенты иногда жаловались, что голос из динамиков их будит, опыты признали успешными. Студенты Близниченко сдавали экзамены в училище и даже готовились к кандидатскому минимуму с нуля.
При этом еще в 1955 году американские физиологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс из Университета Иллинойса повторили опыты по гипнопедии и, используя новый по тем временам метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), однозначно заключили: подопытные могли вспомнить, чему их учили ночью, только если запись голоса звучала в периоды легкого сна — дремы, похожей на спокойное бодрствование. «Подбуживала» людей сама запись, которая нарушала структуру сна. Если ЭЭГ показывала, что человек по-настоящему спит, новых знаний к утру не прибавлялось.
Мозг в отпуске
Ночной отдых для мозга после дневного бодрствования — это как первый за год отпуск для трудоголика. Человек на каникулах отключает рабочий телефон и перестает проверять электронную почту. Так же поступает мозг — перестает обрабатывать внешние сигналы и занимается «личными» делами. В фазе глубоко медленноволнового сна мозг руководит восстановлением организма и научить его чему-то новому в принципе невозможно: информация извне просто не дойдет до адресата.
А вот в фазе быстрого сна мозг сосредотачивается на себе самом. Он вновь «проходит» по «протоптанным» днем и более старым нейронным путям, и именно поэтому, как считается, человек видит сны. Заодно происходит ревизия памяти. И как раз этот процесс дает шанс, что гипнопедия все-таки возможна, хотя и совсем не в том виде, как ее представлял Близниченко.
Знания, которые давно не использовались, каждую ночь по чуть-чуть стираются, а новые переходят в долгосрочную память или удаляются, особенно если они никак не связаны с уже имеющимися. Поэтому, чтобы действительно выучить иностранный язык, нужно каждый день хоть немного читать или говорить на нем, иначе новые слова будут еженощно отправляться «на помойку». Ценность знаний для мозга повышается и в том случае, если их часто повторяют: это служит сигналом, что информация важная, а не случайная. Наконец, запоминанию способствуют… посторонние сигналы, которые сопровождали получение информации. Мозг за счет ассоциаций и психологического эффекта «якоря» связывает новые данные с эмоциями, звуками и даже запахами и, когда ситуация напоминает ту, что была, когда эти знания появились, легко вытаскивает их.
И как раз в этой сфере ученые недавно сделали открытия, которые в некотором смысле возрождают интерес к гипнопедии.
Рефлекс памяти
Когда мозг поглощен созданием воспоминаний, сознание полностью отключается от реальности. Но органы чувств остаются на связи с более древними отделами мозга — они во время сна остаются начеку и позволяют нам проснуться в ответ на внешнее воздействие. В 1990-е ученые выяснили, что на таком бессознательном уровне во сне организм способен не только реагировать на воздействие, но и формировать условные рефлексы. Например, японские психофизиологи Казунари Икеда и Такаши Моротоми из Университета Хоккайдо проигрывали добровольцам определенный звук, а затем подавали легкий электрический разряд в ногу — у спящих при этом учащался пульс. Участники эксперимента не знали, что с ними происходит, но уже после пробуждения их пульс учащался в ответ только на звук, без электрической стимуляции.
Ученые задумались: а нельзя ли вместо рефлекторного воздействия использовать механизм ассоциаций и при помощи простых сигналов повлиять на процесс обработки информации во сне?
Именно это попыталась сделать Сюзанна Дикельман и ее коллеги из Тюбингенского университета в Германии в 2010 году. В эксперименте людей просили запомнить расположение предметов на поле, при этом часть добровольцев сидели в комнате, где присутствовал легкий, но ощутимый искусственный запах.
Завершив задание, участники ложились спать, и тем, кто сидел в ароматной комнате, давали почувствовать тот же запах. В итоге эти испытуемые утром вспомнили на 23 процента больше предметов. Функциональная МРТ показала, что во сне их гиппокамп, который заведует формированием долгосрочной памяти, активней взаимодействовал со зрительными зонами коры.
Это открытие указывает, в каком направлении нужно двигаться, чтобы научить мозг лучше запоминать то, что он выучил в течение дня. Конечно, английский с нуля таким образом выучить вряд ли удастся, но здорово ускорить его освоение без дополнительных усилий точно получится.
Наталья Нифантова
Источник
Анна, для меня этот вопрос совершенно «недетский», а наоборот, один из самых интересных в моей профессиональной области. Попробую отделить некоторую мистическо-эзотерическую шелуху от того опыта, который доступен мне лично или моим клиентам и вполне объясним с научной точки зрения. Разумеется, хочется пригласить в пост тех, кто занимается сном профессионально: нейрофизиологов, психиатров например. Очень интересно, что они скажут.
Мне лично неизвестны случаи, когда человек выучивал язык исключительно за счет того, что, например, слушал речь в момент ночного сна. Более того: я хотел бы предостеречь Вас от сколь-либо продолжительных экспериментов над собой в этом направлении. Дело в том, что у ночного сна есть основная функция, и она заключается отнюдь не в том, обеспечить Вам период, когда Вы в наушниках храпите под BBC или телесериалы 🙂 Экспериментируя над собой таким образом, Вы рискуете себя лишить того эффекта, который дает человеку здоровый сон. Как минимум, будете хуже высыпаться и не чувствовать себя отдохнувшей с утра.
Но здесь интересно то, что сон, насколько мне известно — не какое-то одно состояние, а сочетание разных явлений. Во-первых, существуют различные фазы сна. Хорошо известна стадия сна, которая называется REM (rapid eye movement). Во время этой стадии, которая повторяется каждые полтора – два часа, наш мозг демонстрирует повышенные уровни активности и Вы видите сны, которые потом можете запоминать или забывать. В числе прочего, в эти периоды происходит обработка и систематизация информации, которую мозг получил ранее в состоянии бодрствования. И в каком-то смысле, если Вы изучаете иностранные языки в дневное время, Вы _уже_ неизбежно изучаете их ночью. И ничего дополнительного делать для этого не надо.
Все мои клиенты, позволившие себе погрузиться в язык достаточно интенсивно и изучающие его некоторое время, рано или поздно проходили через ситуацию, когда им начинали сниться англоязычные сны. Для меня это всегда косвенный признак, что мы достигли определенных успехов, что клиент находится на пороге очередного масштабного скачка в развитии и что и интерязык клиента (=тот язык, который у клиента в голове) сейчас как раз активно трансформируется. По моим наблюдениям, примерно в это время резко меняется грамматический строй речи, интонационный рисунок приближается к речи носителей, улучшается произношение, речь становится экспрессивнее.
Это про ночной сон. Но как быть с теми состояниями, которые находятся на полпути между сном и бодрствованием? Ведь каждый из нас переживал состояние, когда внимание блуждает, когда слушаешь лекцию, а рука сама собой рисует каракули на полях тетрадки, предсонные состояния или состояния сразу после пробуждения, транс различной глубины, состояния медитативного созерцания, и т.д.? Вот в этой области, мне кажется, заложен колоссальный потенциал для создания новых, более эффективных форм и техник обучения, в том числе, обучения языкам. Я не единственный, кто так считает, но до сих пор попытки были достаточно примитивные и, что называется, фронтальные. Все знают 25й кадр, многим знакома техника суггестопедии Лозанова (wikipedia.org). Штука в том, что техники эти работают достаточно выборочно и нестабильно. Но это совершенно не значит, что надо прекращать попытки! Наоборот, я уверен, что уже в этом столетии мы увидим новые методики, которые будут намного совершеннее той же Суггестопедии.
Пока могу поделиться правилом, которое работает для меня и для 100% моей клиентской базы в течение последних 7 лет практики. Освоение языка сильно ускорится, если слушать иностранную речь в уже упомянутые моменты «полубодрствования». Когда Вы чувствуете, что внимание плавает, втыкайте наушники и просто позвольте себе думать о том, о чем думается. Возможно, мысли будут уплывать от того, что звучит. Позвольте им плыть и развиваться своим ходом (встреча завтра в одиннадцать, ух ты какая плитка на этом здании). Внимание может двигаться по синусоиде и в какой-то момент возможно Вы на короткое время сосредоточитесь на звучащей речи. Опять-таки, позвольте себе это сделать. Часто в эти моменты мои клиенты замечают какое-то новое слово или какую-то конструкцию.
Некоторые слушают перед сном. Проверьте, что работает для Вас, поэкспериментируйте с разным временем суток. Только не оставляйте наушники на ночь.
Ну и последнее, самое важное.
Причина, по которой многие задают вопрос про обучение во сне, заключается в том, что до сих пор способы, которыми человек пытался учить язык, были сопряжены для него со значительной степенью дискомфорта. Отсюда желание сделать так, чтобы оно «само выучилось». Это нормально: если Вы все время исключительно заставляете, заставляете, заставляете себя учиться, скорее всего Вы сорветесь рано или поздно, т.е. ничего из этого не выйдет. И задача, конечно, заключается в том, чтобы Вас не нужно было заставлять. В случае успеха наступит момент, когда Вы будете не успевать другие дела, опаздывать на встречи и т.д., занимаясь при этом языком спонтанно, в свободное время и без принуждения. И для этого совершенно не обязательно отключать сознание и «отрубаться». Достаточно грамотно выстроить процесс 🙂
Источник