Можно ли во сне умереть от страха

Можно ли во сне умереть от страха thumbnail

Многие исследования свидетельствуют, что ночные кошмары — это проверка на прочность человеческого сознания. Если сознание слабое, они могут усилиться и даже начать влиять на реальную жизнь.

Д-р Патрик МакНамара из Медицинского института Бостонского университета, изучающий кошмары с точки зрения современной медицины, также рассматривает феномен снов во многих культурах. Он связывает кошмары с миром злых духов.

Одержимость духами

Люди, страдающие от частых кошмаров, в дальнейшей жизни могут проявлять признаки психических заболеваний, иногда они даже рассматривались, как одержимые духом. Причём это не относится только к древним временам. Д-р. МакНамара открыто упоминает об одержимости духами.

«В страшных снах часто фигурируют фантастические существа, нападающие на человека. Я имею в виду монстров, демонов, духов, необычных животных и т. д., — говорит д-р. МакНамара в интервью. — От них удаётся сбежать, только если человек отказывается смотреть, говорить и любым способом общаться с монстром. Общение с ними приводит к различным негативным явлениям, включая то, что в древних культурах называли одержимостью духами или демонами».

«Любопытно, что даже в современном мире большинство случаев одержимости духами происходит ночью. Человек просыпается одержимым», — говорит он. С его точки зрения, одержимость духами происходит гораздо чаще, чем думают люди.

В результате эго спящего человека подвергается испытанию. Как и в случае с другими трудностями в жизни, преодоление нападения в кошмаре может сделать человека сильнее, считает д-р МакНамара. Кошмары чаще снятся людям с чувствительным восприятием и творческим людям, говорит он.

Люди, пережившие тяжёлую психологическую травму, также чаще страдают от кошмаров. В некоторых современных исследованиях, затрагивающих тему одержимости духами, выдвигается предположение, что после травмы у пострадавшего человека возникает защитная реакция: его сознание перестаёт управлять телом. В результате тело становится открытым для контроля со стороны другого сознания.

Психиатр и невропатолог д-р МакНамара изучал кошмары больше десятилетия. Свои исследования он изложил в книге «Наука и пути преодоления пугающих видений во время сна», изданной в 2008 г.

Психические заболевания

Исследователи из Уорикского университета в Англии опубликовали исследование, которое изучало связь между частыми кошмарами в детстве и психическими заболеваниями в дальнейшей взрослой жизни.

Наличие этой связи не говорит о том, что кошмары напрямую приводят к психическим болезням. Это может просто означать, что люди, имеющие предрасположенность к кошмарам склонны к душевным расстройствам. У детей, часто видевших в детстве кошмары, в подростковом возрасте в три раза чаще появлялись психотические расстройства.

Говоря о долговременном влиянии кошмаров на разум человека, возникает вопрос: если человек погиб во сне, может ли он в результате умереть на самом деле?

Можно ли умереть от кошмара?

Существует явление под названием синдром внезапной и необъяснимой смерти (СВНС), который некоторые связывают с кошмарами, однако эта связь никогда не изучалась. СВНС наиболее распространён среди молодых мужчин и часто происходит, когда человек ложится спать с полным желудком, что наводит на мысль о, скорее, физиологическом характере этого явления. Другой феномен, связанный со смертью во сне — псевдосамоубийство во сне.

Статья в Journal of Forensic Science за 2003 г. объясняет это явление: «Сложные формы поведения, возникшие в период сна, могут привести к самоповреждению, даже смерти. Случи, приведшие к смерти, ошибочно принимаются за самоубийство».

Некоторые считают, что именно это произошло с художником современного искусства Тобиасом Вонгом, который повесился в 2010 г. Дори Шафрир в статье о своём личном опыте, связанном с ужасами во время сна, также упоминает Вонга. Это явление немного отличается от обычных кошмаров — человек предпринимает реальные физические действия: двигается, кричит во время сна, но часто не помнит, что вызвало такую реакцию.

«Самая распространённая теория о смерти Тобиаса Вонга говорит о том, что он повесился во время ночного кошмара. Я могу представить, что нечто в его сознании сказало ему, что повеситься — это единственный шанс сбежать от того, кто преследует его. У меня была похожая мысль: я думала, что единственный шанс спасти себя — это выпрыгнуть из окна или разбить окно», — пишет Шафрир.

Разумеется, трудно проследить достоверную связь между ночными кошмарами и смертью, потому что в данном случае причина смерти находилась в сознании человека, и если она действительно довела до смерти, то он или она уже не смогут об этом никому рассказать.

Как бороться с кошмарами: заставьте страшную вещь выглядеть глупо

Обычный приём для преодоления хронических кошмаров — превратить пугающий образ в неопасный. Во время бодрствования человек ассоциирует себя со страшной вещью, которую видит во время повторяющихся кошмаров. Он должен преобразовать её так, чтобы она перестала быть страшной, можно даже нарисовать её, чтобы лучше представить.

Поклонники Гарри Поттера, возможно, вспомнят сцену, в которой Невилл Долгопупс представляет пугающего Северуса Снегга в одежде его бабушки, развеивая страх, связанный с этой фигурой.

Версия на английском

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ –

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Источник

Практически каждый человек хотя бы раз в жизни видел настолько кошмарный сон, что просыпался в холодном поту, с криком или с сильно колотящимся сердцем в груди. 

Многие также испытывают такое необычное состояние как ночной паралич, во время которого они вроде как и не спят, но при этом видят пугающие тени или жутких черных людей рядом с их кроватью.

Однако от любого кошмара можно проснуться и ночной паралич тоже не причиняет человеку физического вреда. Или же нет?

Врачи конечно же скажут, что умереть от ночного кошмара можно только если очень-очень сильно испугаться, до разрыва сердца. Но такое даже в реальности происходит очень редко, а официально подтвержденных случаев смерти именно от страха во сне  и вовсе не существует (Паранормальные новости – paranormal-news.ru). 

Однако неофициально такие случае были. И Уэс Крейвен, режиссер культового фильма ужасов “Кошмар на улице Вязов” однажды рассказал в интервью, что в основе сценария лежали несколько историй, когда люди и в самом деле по каким-то непонятным причинам умирали во сне. 

Можно ли во сне умереть от страха

По словам Крейвена, случаи, о которых он читал, произошли где-то в Юго-Восточной Азии и подробности ему не известны. При этом данные случаи там считались скорее мистическим делом, чем медицинским. Трактовалось, что людей во сне могли убить призраки. 

На самом деле существует несколько медицинских условий, когда человек может умереть во время сна. Одно из них называется апноэ во сне и во время него человек перестает делать вдох и выдох. Длится это как правило от 10 до 30 секунд, однако в особо тяжелых случаях может занимать и 2-3 минуты, а еще происходить неоднократно за одну ночь. 

Если у человека начинают возникать длительные апноэ во сне, у него полностью разрушается режим сна и он начинает страдать от хронической усталости, ухудшения памяти и интеллекта. 

И если такое начинает длиться долго, то в конечном итоге человек начинает страдать от артериальной гипертензии и может умереть от инсульта. Или задохнуться при особенно длительном апноэ. Особенно страшно, что подобное чаще всего происходит не со стариками, а с людьми 20-30 лет. 

Другое странное расстройство сна, которое может привести к смерти, называется синдром Бругада. И им чаще всего как раз страдают жители Азии, особенно мужчины. Это наследственное заболевание из-за мутации гена SCN5A и человек с таким синдромом имеет высокий риск умереть во сне от внезапных и неожиданных проблем с сердцем.

Особенно часто это заболевание выявляется у жителей Лаоса (1 случай на 10 тысяч жителей) и Таиланда (26-38 случаев на 100 тысяч жителей). Как и при ночном апноэ, от синдрома Бругада в основном умирают молодые люди. 

К странным смертям во сне относят и СВДС – синдром внезапной детской смертности, причем его причины до сих пор остаются неизвестными. При СВДС совершенно здоровый младенец может просто заснуть и не проснуться, а вскрытие никогда не показывает причину его смерти. Ребенок просто спал, спал, а потом …умер. 

Некоторые парапсихологи связывают внезапные смерти во сне со сновидениями, а именно с кошмарами. При сильном страхе человек может перестать дышать или у него нарушится сердцебиение, как раз все признаки указанных выше смертей во сне. 

Эта версия выглядит особенно правдоподобной, если до смерти во сне человек считался совершенно здоровым и у него ранее не было никаких сердечных проблем. 

Что такое сон, почему люди видят конкретные сновидения и почему они могут быть такими страшными ученые пока ничего не знают. Предполагается, что это какой-то необходимый для отдыха механизм работы нашего мозга, но почему тогда этот механизм создает ужасные кошмары? 

Источник

Выражение «умереть от страха» принято считать фразеологизмом, подразумевающим реакцию на стрессовую ситуацию. Так что же на самом деле происходит с человеком под действием сильного волнения? Какие реакции запускаются в его организме в результате испуга?

Можно ли действительно умереть от страха?

Специалисты утверждают, что страх может стать причиной внезапной остановки сердца. В истории было немало случаев, когда люди, став свидетелями какой-то нестандартной ситуации, вдруг умирали от испуга. Причём опасность была скорее вымышленной, чем реальной.

Однажды в американском городке самолёт упал на крышу дома. Все пассажиры летательного аппарата погибли. Жильцы разрушенного здания чудом уцелели, успели выбежать во двор. Пострадала соседка, проживающая в доме напротив. Женщина умерла от испуга, увидев невдалеке от себя авиакатастрофу.

Бывали случаи, когда люди умирали, болея за любимую команду во время спортивного состязания или занимаясь сексом. Не только страх, но и сильные положительные эмоции могут стать причиной внезапной остановки сердца. Были ситуации, когда люди умирали, став объектом чей-то злой шутки или не совсем адекватного розыгрыша. Сердце может остановиться даже от неприятного запаха во время религиозного экстаза.

Что происходит с нашим организмом во время страха?

С точки физиологии, все эмоции, которые испытывает человек, контролируются и регулируются рядом гормонов. Когда индивид оказывается в опасной ситуации, происходит непроизвольный выброс адреналина в кровь.

Этой реакцией управляет симпатическая нервная система. Сигнал о возможной опасности гипоталамус направляет в гипофиз. Этот орган активизирует работу надпочечников, которые вырабатывают повышенную дозу адреналина, поступающего в кровь. Все эти процессы происходят на подсознательном уровне, помимо воли или желания человека.

В древние времена такая реакция организма на страх позволяла нашему древнему прародителю правильно действовать в опасной ситуации. Сердце начинало биться быстрее, усиливался кровоток. Человек получал дополнительную энергию, его силы утраивались, он не чувствовал боли. Мог смело вступить в бой с противником или попросту убежать.

Времена прошли, но в человеческой физиологии ничего не изменилось. По-прежнему стрессовую ситуацию мозг воспринимает как угрозу жизни. От страха начинает быстрее биться сердце, расширяются зрачки, ускоряется дыхание, усиливается приток крови ко всем мышечным тканям.

В момент опасности у человека мобилизуются все необходимые резервы, а то, что в конкретной ситуации неактуально, попросту блокируется. Например, в случае опасности люди забывают о еде. Адреналин помогает собраться с силами перед лицом возможной угрозы.

Если человек что-то не предпримет, чтобы успокоиться, избыток адреналина может стать причиной остановки сердца. Так, можно ли умереть от страха? Оказывается, вполне возможно.

Дело в том, что сильный испуг влечёт усиленное попадание кальция в клетки сердца. Такая реакция может стать причиной сжатия сердечной мышцы. Продолжительное поступление кальция к сердцу не даёт мышце расслабиться. Да и сам повышенный выброс адреналина приводит к развитию аритмии. Сердце начинает биться нескоординированно и неровно. Все эти процессы могут привести к резкому снижению давления, потере сознания и даже к внезапной смерти. Летальный исход может произойти не только с человеком, страдающим от патологии сердца, но и с вполне здоровым индивидом.

Как не умереть от страха?

Так что делать в нестандартной стрессовой ситуации? Как правильно действовать, чтобы не умереть от страха? Есть ли какие-то рецепты, советы, наработки? Психологи советуют в стрессовой ситуации действовать спокойно, взять себя в руки и если возможно — абстрагироваться от происходящих событий. Любую опасность нужно воспринимать разумом, а не сердцем.

Правда, это нелегко сделать, особенно если кто-то внезапно появился из-за угла и громко крикнул прямо в ухо. Единственное правильное решение в таком случае — действовать. Можно поскорее убежать. Раз выброс адреналина предполагает активацию организма, значит, излишек энергии нужно как-то израсходовать. Спустя время можно принять успокоительные средства, например, настойку валерианы или пустырника.

За неуместные злые шуточки или розыгрыши, которые привели к смерти людей, положено уголовное наказание. Правда, доказать такие случаи, увязать все события и факты не так просто. К тому же в России подобной практики нет. Судебные разбирательства по делам о злых шутниках чаще происходят в США, где судебные иски по любому поводу — привычная практика. В России подобные обвинения скорее воспримут как нападки и фантазии не совсем адекватных индивидов.

Существует ещё одна проблема, с которой иногда встречаются мнительные, чувствительные и восприимчивые люди. Они боятся чего-то без видимых причин. В их сознании постоянно культивируется страх. Испугавшись, такие люди потом боятся собственного страха. Правда, умереть от панических атак невозможно. Запугивание самого себя собственными фантазиями может привести только к расстройству психики. Человек переживает напрасно, он беспокоится по поводу несуществующих проблем. Если негативные эмоции люди испытывают изо дня в день, это впоследствии сказывается на их психике.

Психологи советуют регулярно заниматься йогой и медитацией. Знание таких техник позволяет правильно управлять собственными эмоциями, контролировать вспышки страха, подавлять негативные воспоминания. Нервную систему можно приучить к правильной реакции на стрессовую ситуацию. Правда, сделать это самостоятельно, не зная приёмов и техник, невозможно. Лучше всего обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину.

Источник

Àâòîð: Æèâîòÿãèíà Ìàðèíà Ñåðãååâíà, àêóøåð-ãèíåêîëîã, ê. ì. í.

Ñòèìóëîì äëÿ íàïèñàíèÿ äàííîé ñòàòüè ïîñëóæèë íå òàê äàâíî ïðîèçîøåäøèé â Ìîñêâå òðàãè÷åñêèé ñëó÷àé: â íîÿáðå 2019 ãîäà ìîëîäàÿ æåíùèíà ñ äâóìÿ äåòüìè âûïàëà èç îêíà äåâÿòèýòàæíîãî äîìà. Ìàìà è äåâÿòèìåñÿ÷íàÿ ìàëûøêà ñêîí÷àëèñü íà ìåñòå, à øåñòèëåòíèé ìàëü÷èê â òÿæåëîì ñîñòîÿíèè áûë äîñòàâëåí áðèãàäîé ñêîðîé ïîìîùè â ðåàíèìàöèîííîå îòäåëåíèå áîëüíèöû. Ñîãëàñíî îñíîâíîé âåðñèè, ïðè÷èíîé ñëó÷èâøåãîñÿ ïîñëóæèëà ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ó ìîëîäîé ìàìû.

Äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè íàõîäÿòñÿ â êîìïåòåíöèè âðà÷à-ïñèõèàòðà. Ïî÷åìó æå àâòîðîì äàííîé ñòàòüè ÿâëÿåòñÿ àêóøåð-ãèíåêîëîã? Ïîòîìó ÷òî çà÷àñòóþ èìåííî àêóøåð-ãèíåêîëîã ìîæåò çàïîäîçðèòü íàëè÷èå äåïðåññèâíîãî ñîñòîÿíèÿ ó ìàìû è äàòü ðåêîìåíäàöèè ïîñåòèòü ïðîôèëüíîãî ñïåöèàëèñòà. Äà è òåìà ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ ñòèãìàòèçèðîâàíà íàøèì îáùåñòâîì, ïîýòîìó æåíùèíà ñêîðåå ïîæàëóåòñÿ íà ñâîè ïåðåæèâàíèÿõ ñâîåìó àêóøåðó-ãèíåêîëîãó, íåæåëè îáðàòèòñÿ ê ïñèõèàòðó. Äàííàÿ ñòàòüÿ îðèåíòèðîâàíà íå òîëüêî íà ìàì è áåðåìåííûõ æåíùèí, íî è íà èõ áëèçêèõ, êîòîðûì îòâåäåíà âåäóùàÿ ðîëü â ïîääåðæêå ìîëîäûõ ìàòåðåé.

Ïîñëåðîäîâûå ïåðåìåíû

Ðîäû – ñëîæíûé ïðîöåññ, òðåáóþùèé îãðîìíûõ ýíåðãîçàòðàò ñî ñòîðîíû æåíùèíû. Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà â îðãàíèçìå ìàòåðè ïðîèñõîäÿò ãëîáàëüíûå èçìåíåíèÿ (ýìîöèîíàëüíûå, ôèçè÷åñêèå, ïñèõîëîãè÷åñêèå, ãîðìîíàëüíûå), è ýòî íå ìîæåò íå ïîâëèÿòü íà æåíùèíó è åå îòíîøåíèÿ ñ áëèçêèìè.

 ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ðîäèëüíèöà ìîæåò èñïûòûâàòü øèðîêèé ñïåêòð íåïðåîäîëèìûõ ýìîöèé: îò âîëíåíèÿ, ñ÷àñòüÿ, ðàäîñòè è óäîâîëüñòâèÿ äî ðàçäðàæèòåëüíîñòè,áåñïîêîéñòâà, ðàçî÷àðîâàíèÿ, ðàñòåðÿííîñòè, ïå÷àëè, ÷óâñòâà âèíû, ïëàêñèâîñòè.

Êàê ïðàâèëî, îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íå âûçûâàþò äîëæíîãî âíèìàíèÿ áëèçêèõ.  ñîâðåìåííîì îáùåñòâå íå ïðèíÿòî ïðèçíàâàòüñÿ â íàëè÷èè ïðîáëåì, â òîì ÷èñëå ïñèõîëîãè÷åñêèõ, õîòÿ èíîãäà «îñîáåííîå» ïîñëåðîäîâîå ñîñòîÿíèå ïñèõèêè ñòàíîâèòñÿ íàñòîëüêî ñåðüåçíûì, ÷òî òðåáóåò âìåøàòåëüñòâà ñïåöèàëèñòîâ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ìîäíî áûòü «óñïåøíîé ìàìîé», êîòîðàÿ óñïåâàåò çàíèìàòüñÿ ðåáåíêîì è îäíîâðåìåííî ñ ýòèì ñàìîðàçâèòèåì, ñëåäèòü çà ñâîåé âíåøíîñòüþ, óäåëÿòü âíèìàíèå ìóæó, âåñòè äîìàøíåå õîçÿéñòâî è ïðè ýòîì íå óñòàâàòü è íå æàëîâàòüñÿ íà æèçíü. Ïîòîìó ó íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé ñ ïñèõîëîãè÷åñêèìè ïðîáëåìàìè ñóùåñòâóåò ñòðàõ áûòü íåïîíÿòûìè, íåïðèíÿòûìè, ÷òî çàòðóäíÿåò âûÿâëåíèå æåíùèí, êîòîðûå íóæäàþòñÿ â ïîìîùè.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ

Ïîñëåðîäîâàÿ (ïîñòíàòàëüíàÿ) äåïðåññèÿ ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûì ïñèõè÷åñêèì ðàññòðîéñòâîì, íàáëþäàåìûì ïîñëå ðîäîâ. Ïî îôèöèàëüíûì äàííûì ÷àñòîòà ñëó÷àåâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ñîñòàâëÿåò îêîëî 20%. Îäíàêî, ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî èñòèííûå öèôðû ãîðàçäî âûøå ââèäó òîãî, ÷òî ÷àñòî äåïðåññèÿ íå äèàãíîñòèðóåòñÿ èç-çà íåæåëàíèÿ ìàòåðè ðàñêðûòü èíôîðìàöèþ ÷ëåíàì ñâîåé ñåìüè, íå ãîâîðÿ óæå î âèçèòå ê ïñèõîòåðàïåâòó.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàðóøåíèå ïñèõîýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, êîòîðîå âîçíèêàåò â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå (îò íåñêîëüêèõ äíåé äî øåñòè íåäåëü ñ ìîìåíòà ðîäîâ) è õàðàêòåðèçóåòñÿ âûðàæåííûì óõóäøåíèåì íàñòðîåíèÿ.

Ôàêòîðû ðèñêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè:

– ïðîæèâàíèå â ãîðîäñêîé ìåñòíîñòè;

– íåäîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü;

– êóðåíèå, ïðèåì àëêîãîëÿ;

– ãèïîâèòàìèíîç âèòàìèíà Â6;

– óÿçâèìûå ÷åðòû ëè÷íîñòè (ïîâûøåííàÿ òðåâîæíîñòü, ïåðôåêöèîíèçì);

– ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ â ïðîøëîì (äåïðåññèè);

– ïîñëåðîäîâàÿ õàíäðà â ñåìåéíîì àíàìíåçå;

– áåññîííèöà;

– ñòðåññîâûå ñîáûòèÿ âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè;

– ïåðâûå ðîäû;

– îïåðàòèâíîå ðîäîðàçðåøåíèå (êåñàðåâî ñå÷åíèå);

– òðàâìàòè÷íûå, îñëîæíåííûå ðîäû;

– îñëîæíåííîå òå÷åíèå ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà;

– ðîæäåíèå ðåáåíêà âíå çàêîííîãî áðàêà, íåæåëàííûé ðåáåíîê;

– ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì ó íîâîðîæäåííîãî;

– ïîäàâëåíèå ëàêòàöèè èëè íåâîçìîæíîñòü êîðìèòü ðåáåíêà;

– ñîöèàëüíàÿ èçîëÿöèÿ, îòñóòñòâèå îáùåíèÿ ñ ñóïðóãîì (îòñóòñòâèå ïîääåðæêè);

– íàëè÷èå 2 è áîëåå äåòåé ñ ðàçíèöåé â âîçðàñòå ìåíåå 5 ëåò.

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè

Âûäåëåíû îñíîâíûå êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.

Íàðóøåíèÿ ñíà

Ðàññòðîéñòâî ñíà ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê â âèäå áåññîííèöû, òàê è â âèäå ñîíëèâîñòè. Îáû÷íî íà òàêèõ ïðèçíàêàõ ìàìû è èõ ðîäñòâåííèêè íå àêöåíòèðóþò âíèìàíèÿ, îáúÿñíÿÿ ýòî îòñóòñòâèåì íåïðåðûâíîãî ïîëíîöåííîãî íî÷íîãî ñíà. Èçìåíåíèÿ ñíà ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ÿðêèõ ïîêàçàòåëåé íàðóøåíèÿ ïñèõèêè, ïðè ýòîì îíè ìîãóò áûòü êàê ïðèçíàêîì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òàê è åå ïðè÷èíîé. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ðå÷ü èäåò íå î òîì, ÷òî ó ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ñïàòü, à î òîì, ÷òî æåíùèíà íå ìîæåò óñíóòü äàæå òîãäà, êîãäà ýòà âîçìîæíîñòü åñòü.

Íàðóøåíèå àïïåòèòà è/èëè èçìåíåíèå âåñà

Êàê è â ñëó÷àå ñ ðàññòðîéñòâîì ñíà, íà èçìåíåíèÿõ àïïåòèòà è âåñà ó íåäàâíî ðîäèâøåé ìàìû íå äåëàþò áîëüøîãî àêöåíòà, ïîñêîëüêó îíè ìîãóò áûòü ôèçèîëîãè÷åñêèìè ïðèçíàêàìè ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà. Îäíàêî èçìåíåíèå âåñà íà 5% è áîëåå çà 1 ìåñÿö äîëæíî íàñòîðîæèòü.

Ïîäàâëåííîå íàñòðîåíèå

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîæäåíèå ìàëûøà – ñîáûòèå ðàäîñòíîå, ìàìû è áåç äåïðåññèè ìîãóò èñïûòûâàòü ãðóñòü. Ïðè÷èíû ìîãóò áûòü ñàìûìè ðàçíîîáðàçíûìè: óñòàëîñòü, îãðàíè÷åíèå ñâîáîäû, íåäîïîíèìàíèå âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ñóïðóãîì. Îäíàêî îòëè÷èòåëüíîé ÷åðòîé ïîäàâëåííîãî íàñòðîåíèÿ ïðè ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî æåíùèíà ïðåáûâàåò â ýòîì ñîñòîÿíèè â òå÷åíèå áîëüøåé ÷àñòè äíÿ, íåçàâèñèìî îò êàêèõ-ëèáî îáñòîÿòåëüñòâ.

Ïîòåðÿ èíòåðåñà èëè íåâîçìîæíîñòü ïîëó÷èòü óäîâîëüñòâèå îò ÷åãî-ëèáî (àíãåäîíèÿ)

Ïðåæíèå è âíîâü ïîÿâèâøèåñÿ çàíÿòèÿ è óâëå÷åíèÿ (äîìàøíèå äåëà, õîááè, çàíÿòèÿ ñ ìëàäåíöåì) íå âûçûâàþò èíòåðåñà ó ìàòåðè. ×àñòî æàëîáû ïàöèåíòîê çâó÷àò òàê: «Âñå íàäîåëî, íè÷åãî íå õî÷åòñÿ, ïóñòîòà âíóòðè».

Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå èëè âÿëîñòü

Ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå ïîâûøåíèÿ äâèãàòåëüíîé è ðå÷åâîé (íå âñåãäà) àêòèâíîñòè.

×óâñòâî óñòàëîñòè

Áîëüøèíñòâî ìàì ïîñëå ðîäîâ îòìå÷àþò óñòàëîñòü, ÷òî ñâÿçàíî ñ óâåëè÷åíèåì êàê ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, òàê è ìîðàëüíîé îòâåòñòâåííîñòè çà ìëàäåíöà. Î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ìîæíî ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ÷óâñòâî óñòàëîñòè âîçíèêàåò ïîñëå ìàëåéøèõ óñèëèé è íå èìååò êàêîé-ëèáî äèíàìèêè íà ïðîòÿæåíèè íåñêîëüêèõ äíåé èëè íåäåëü.

×óâñòâî áåñïîëåçíîñòè èëè ÷óâñòâî âèíû, ñòûäà, ñòðàõà

Æåíùèíà èñïûòûâàåò íåïðåîäîëèìûé ñòðàõ íå ñïðàâèòüñÿ ñ íîâîðîæäåííûì, ñòðàõ îñòàòüñÿ íàåäèíå ñ ìàëûøîì ïðèâîäèò ê ÷óâñòâó ñòûäà çà ñâîè ìûñëè. Æåíùèíà ÷óâñòâóåò ñåáÿ áåñïîëåçíîé, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ìàìà åñòü öåëûé ìèð äëÿ ãðóäíè÷êà.

Íàðóøåíèå êîíöåíòðàöèè èëè íåðåøèòåëüíîñòü

Ðàññåÿííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå íåêîíòðîëèðóåìîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ íà ðàçäðàæèòåëè, ïëîõîé êîíöåíòðàöèè, òðóäíîãî ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ ñ îäíîãî ïðîöåññà íà äðóãîé.

Ñóèöèäàëüíûå ìûñëè (èëè ïîïûòêè) è ïîâòîðÿþùèåñÿ ìûñëè î ñìåðòè

Ìûñëè î ñóèöèäå (à òåì áîëåå ïîïûòêè åãî ñîâåðøèòü) ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âåñîìûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, ïðè íàëè÷èè êîòîðîãî íåîáõîäèìî êàê ìîæíî ðàíüøå îáðàòèòüñÿ çà ìåäèöèíñêîé ïîìîùüþ.

Íàëè÷èå îäíîâðåìåííî 5 è áîëåå èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ÿâëÿåòñÿ ïîäòâåðæäåíèåì ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè.

Âðåìÿ îò âðåìåíè ëþáàÿ æåíùèíà èñïûòûâàåò êàêèå-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèìïòîìîâ. Îäíàêî î äåïðåññèâíîì ðàññòðîéñòâå ñëåäóåò ãîâîðèòü òîãäà, êîãäà ýòè ñèìïòîìû ìàëî ìåíÿþòñÿ èçî äíÿ â äåíü è íå çàâèñÿò îò îáñòîÿòåëüñòâ.

«Áýáè-áëþç»

Íàëè÷èå íàðóøåíèé ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå õàðàêòåðíî íå òîëüêî äëÿ äåïðåññèè, íî è äëÿ íåêîòîðûõ äðóãèõ ñîñòîÿíèé.

 ïåðâóþ î÷åðåäü ê òàêèì ñîñòîÿíèÿì îòíîñÿò «áýáè-áëþç» (ïîñëåðîäîâûé áëþç, ïîñëåðîäîâàÿ ìåëàíõîëèÿ), êîòîðûé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ôàçó ýìîöèîíàëüíîé ëàáèëüíîñòè ïîñëå ðîäîâ ñ ÷àñòûìè ïðèñòóïàìè ïëà÷à, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, ðàñòåðÿííîñòè è áåñïîêîéñòâà.

«Áýáè-áëþç» âñòðå÷àåòñÿ ó 70-80% íîâîèñïå÷åííûõ ìàòåðåé è êóïèðóåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ íåäåëü.

Ïðè÷èíîé ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå æåíùèíû. Ïîñëå ðîäîâ ïðîèñõîäèò ðåçêîå ñíèæåíèå óðîâíÿ ïðîãåñòåðîíà è ýñòðîãåíà, è ýòî âëèÿåò íà âûðàáîòêó ñåðîòîíèíà è äîôàìèíà, îòâå÷àþùèõ çà ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè.

Ñèìïòîìû «áýáè-áëþçà» âîçíèêàþò â òå÷åíèå ïåðâûõ 10 äíåé ïîñëå ðîäîâ, äîñòèãàÿ ñâîåãî ìàêñèìóìà ê 5 äíþ.

Îáû÷íî ïðîÿâëåíèÿ ïîñëåðîäîâîãî áëþçà íå îêàçûâàþò âëèÿíèÿ íà ñïîñîáíîñòü çàáîòèòüñÿ î ðåáåíêå è ñîöèàëüíîå ôóíêöèîíèðîâàíèå ìàòåðåé. «Áýáè-áëþç» íå ÿâëÿåòñÿ ïàòîëîãèåé è íå òðåáóåò àêòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà, çà èñêëþ÷åíèåì ïîääåðæêè ñî ñòîðîíû ÷ëåíîâ ñåìüè. Îäíàêî ïðîÿâëåíèÿ «áýáè-áëþçà», ñîõðàíÿþùèåñÿ â òå÷åíèå áîëåå äâóõ íåäåëü, ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ áîëåå òÿæåëûõ ôîðì ðàññòðîéñòâ íàñòðîåíèÿ.

Äåïðåññèÿ êàê ñëåäñòâèå ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé

Èçìåíåíèÿ ñî ñòîðîíû ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû õàðàêòåðíû è äëÿ íåêîòîðûõ ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé. Ñðåäè âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ áîëåçíåé, ñîïðîâîæäàþùèõñÿ ýìîöèîíàëüíûìè ðàññòðîéñòâàìè, â ïîñëåðîäîâîì ïåðèîäå ÷àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ ïàòîëîãèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû è æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ.

Ãèïîòèðåîç, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ ñíèæåíèåì óðîâíÿ ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû, ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ çàòîðìîæåííîñòüþ, ñíèæåíèåì íàñòðîåíèÿ, âÿëîñòüþ, ñîíëèâîñòüþ, óõóäøåíèåì ïàìÿòè è ñîîáðàçèòåëüíîñòè.

Íàïðîòèâ, ãèïåðòèðåîç è, ñîîòâåòñòâåííî, âûñîêèé óðîâåíü ãîðìîíîâ ùèòîâèäíîé æåëåçû õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðîòèâîïîëîæíûìè ñèìïòîìàìè: ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ñóåòëèâîñòü, ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ ñ áûñòðûì ïåðåõîäîì îò ñìåõà ê ïëà÷ó.

Ñíèæåíèå óðîâíÿ ãåìîãëîáèíà, õàðàêòåðíîå äëÿ æåëåçîäåôèöèòíîé àíåìèè, ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ òàêèõ ñèìïòîìîâ êàê ñëàáîñòü, ñîíëèâîñòü, âÿëîñòü.

Ïðèåì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, òàêèõ êàê ìåòèëäîïà, íèôåäèïèí, èíòåðôåðîí, òàêæå ìîæåò îòðàæàòüñÿ íà ýìîöèîíàëüíîì ñîñòîÿíèè.

Ëå÷åíèå

Äëÿ ëå÷åíèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè èñïîëüçóþò ïñèõîòåðàïèþ è àíòèäåïðåññàíòû. Ó ïàöèåíòîê, ñòðàäàþùèõ äåïðåññèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè ëåãêîé è ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè, áåç ïñèõîòè÷åñêèõ ñèìïòîìîâ è ñóèöèäàëüíûõ òåíäåíöèé, ïðèìåíÿþò ïñèõîòåðàïèþ.  áîëåå òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ íàçíà÷àþòñÿ ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû.

Íå áîéòåñü îáðàòèòüñÿ çà ïîìîùüþ ê ïñèõèàòðó!

Âî-ïåðâûõ, ýòî àáñîëþòíî êîíôèäåíöèàëüíî. Âî-âòîðûõ, ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ íå ÿâëÿåòñÿ îáùåñòâåííî îïàñíûì çàáîëåâàíèåì. Â-òðåòüèõ, æåíùèíû ïåðåæèâàþò î òîì, ÷òî èì ïðèäåòñÿ çàâåðøèòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå â ñâÿçè ñ ïðèåìîì àíòèäåïðåññàíòîâ, íî â íàñòîÿùåå âðåìÿ áîëüøèíñòâî ïðèìåíÿåìûõ â òàêîé ñèòóàöèè ïðåïàðàòîâ ðàçðåøåíû ïðè ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèè.

Âàæíûì ìîìåíòîì ÿâëÿåòñÿ âûáîð êîìïåòåíòíîãî ïñèõèàòðà, óâàæàþùåãî æåëàíèå ìàìû íå ïðåðûâàòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå. Ñòðàõ çàâèñèìîñòè îò ïðèåìà àíòèäåïðåññàíòîâ òàêæå îñòàíàâëèâàåò æåíùèíó îò îáðàùåíèÿ ê ïñèõèàòðó. Àíòèäåïðåññàíòû íå âûçûâàþò çàâèñèìîñòè, ìíîãèå èç íèõ èìåþò íàêîïèòåëüíûé ýôôåêò, ëå÷åíèå ïðîäîëæàåòñÿ â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî êóðñà ñ äàëüíåéøåé ïîñòåïåííîé îòìåíîé.

Åñëè âèçèò êî âðà÷ó íåâîçìîæåí

Áûâàþò ñëó÷àè, êîãäà ó íîâîèñïå÷åííîé ìàìû íåò âîçìîæíîñòè ïîñåòèòü ñïåöèàëèñòà: åñëè ìàìà ðàñòèò ðåáåíêà â îäèíî÷åñòâå, îòñóòñòâèå ðîäñòâåííèêîâ, äëèòåëüíàÿ êîìàíäèðîâêà ìóæà.

 òàêèõ ñëó÷àÿõ ìîæíî ïîïðîáîâàòü ïîìî÷ü ñåáå ïóòåì ñîáëþäåíèÿ ñëåäóþùèõ ðåêîìåíäàöèé.

Ïîñòàðàéòåñü âûñûïàòüñÿ

Ëîæèòåñü ñïàòü êàæäûé ðàç, êîãäà ñïèò ðåáåíîê, îáåñïå÷üòå ñîâìåñòíûé ñîí è îòëîæèòå äîìàøíèå äåëà (ãðÿçíûé ïîë åùå íèêîãî íå ïðèâåë ê äåïðåññèè).

×àùå ïðèêëàäûâàéòå ìàëûøà ê ãðóäè

Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ âûðàáàòûâàåòñÿ ãîðìîí îêñèòîöèí, êîòîðûé óñèëèâàåò ÷óâñòâî ïðèâÿçàííîñòè ê ìàëûøó.

×àùå äóìàéòå î ëþáâè ðåáåíêà ê âàì

Äóìàéòå î òîì, ÷òî âàø ìàëûø èñïûòûâàåò ê âàì âñåîáúåìëþùóþ áåçóñëîâíóþ ëþáîâü, à âñå òðóäíîñòè – ýòî ÿâëåíèå âðåìåííîå, è ñêîðî ñòàíåò ïîëåã÷å.

Áàëóéòå ñåáÿ ëþáèìûìè ïðîäóêòàìè ïèòàíèÿ

Äîêàçàíî, ÷òî êîðìÿùåé ìàìå íåò íåîáõîäèìîñòè ñîáëþäàòü ñòðîãóþ äèåòó, äîñòàòî÷íî îçäîðîâèòü ñâîé ðàöèîí.

À òàêæå:

– áîëüøå ãóëÿéòå íà ñâåæåì âîçäóõå;

– îðãàíèçóéòå ñâîé äåíü;

– èçáàâüòåñü îò ìíîãîçàäà÷íîñòè, ýòî èçìàòûâàåò;

– ïîñòðîéòå èåðàðõèþ äåë ñ ðåáåíêîì è ñôîêóñèðóéòåñü òîëüêî íà ñàìûõ ãëàâíûõ;

– íàéäèòå ñïîñîáû ïîäíÿòü ñâîþ ìàòåðèíñêóþ ñàìîîöåíêó;

– íå ñòàðàéòåñü áûòü «èäåàëüíîé» ìàìîé;

– äåëèòåñü ñâîèìè ïåðåæèâàíèÿìè ñ òåìè, êòî ìîæåò èõ ïðèíÿòü (ïîäðóãà, èíòåðíåò-çíàêîìàÿ, ñîñåäêà);

– îáùàéòåñü ñ äðóãèìè ìàìàìè, â òîì ÷èñëå ñ ïîäîáíûìè ïðîáëåìàìè (â ñîîòâåòñòâóþùèõ èíòåðíåò-ñîîáùåñòâàõ);

– íå îòêàçûâàéòåñü îò ïîìîùè;

– ïðîêîíñóëüòèðóéòåñü ñî ñïåöèàëèñòîì â ðåæèìå îíëàéí-êîíñóëüòàöèè.

Îäíàêî âñå âûøåïåðå÷èñëåííûå ìåðîïðèÿòèÿ ìîãóò ïîìî÷ü òîëüêî ïðè ñóáäåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèÿõ èëè ïðè äåïðåññèè ëåãêîé ñòåïåíè.  ñðåäíåòÿæåëûõ è òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ áåç ñïåöèàëèñòà íå ñïðàâèòüñÿ.

Ïîìîùü áëèçêèõ êàê ëåêàðñòâî

Ñåìüÿ èãðàåò âàæíóþ ðîëü â æèçíè êàæäîãî ÷åëîâåêà. Áëèçêèå ëþäè ìîãóò êàê ïîìî÷ü ìàìå ñ íîâîðîæäåííûì, òàê è óñóãóáèòü ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû. Ñêîëüêî ñîâðåìåííûõ ìîëîäûõ ìàòåðåé ñëûøàëî îò æåíùèí ñòàðøåãî ïîêîëåíèÿ òàêèå ñëîâà: «À êàê æå ìû ðàíüøå æèëè? Òðîå äåòåé, õîçÿéñòâî,î ìóëüòèâàðêå, ñòèðàëüíîé ìàøèíå àâòîìàò è ðîáîòå-ïûëåñîñå ìîãëè òîëüêî ìå÷òàòü. È íè÷åãî, ñïðàâëÿëèñü è íå æàëîâàëèñü».

Åñëè íîâîèñïå÷åííàÿ ìàìà æàëóåòñÿ íà òî, ÷òî îíà óñòàëà, õî÷åò ñïàòü è íè÷åãî íå óñïåâàåò, íå íóæíî äóìàòü (à òåì áîëåå ãîâîðèòü åé), ÷òî ýòî îò ëåíè è ýãîèçìà.

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ – ýòî çàáîëåâàíèå. Çàáîòà, ïîíèìàíèå è ïîääåðæêà áëèçêèõ ïîìîæåò æåíùèíàì ñ ïîäîáíûìè ðàññòðîéñòâàìè ïðåîäîëåòü ýòîò íåäóã.

Èòàê, åñëè âû çàìåòèëè ó âàøåé ñóïðóãè, äî÷åðè, ñåñòðû, ñòàâøåé íåäàâíî ìàìîé, èçìåíåíèÿ â ïîâåäåíèè,ñîîòâåòñòâóþùèå êàêèì-ëèáî èç âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïðèçíàêîâ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè, òî ïðîÿâèòå ó÷àñòèå:

– äàéòå ïîíÿòü ìàìå, ÷òî âû ïîíèìàåòå åå ñîñòîÿíèå è ãîòîâû îêàçàòü ïîìîùü;

– âûñëóøàéòå åå ïåðåæèâàíèÿ è ïîääåðæèòå;

– âåäèòå äîâåðèòåëüíûå áåñåäû;

– áóäüòå âíèìàòåëüíû è òåðïåëèâû;

– îáåñïå÷üòå äëÿ ìàìû ñâîáîäíîå âðåìÿ (íàïðèìåð, ïîãóëÿéòå ñ ìàëûøîì), ÷òîáû îíà ìîãëà îòäîõíóòü, íå ñïåøà ïðèíÿòü âàííó èëè çàíÿòüñÿ äåëîì, êîòîðîå ïðèíåñåò åé óäîâîëüñòâèå;

– îðãàíèçóéòå ïîìîùü â äîìàøíèõ äåëàõ (ïðèãîòîâüòå åäó, âûìîéòå ïîë, ñõîäèòå â ìàãàçèí);

íå êðèòèêóéòå, íå âîñïèòûâàéòå è íå äåëàéòå ðåçêèõ çàìå÷àíèé;

– ïîñîâåòóéòå îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòó.

Ïðîôèëàêòèêà ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè

1. Îòêàç îò âðåäíûõ ïðèâû÷åê.

2. Êîíòðîëü ðîæäàåìîñòè (êîëè÷åñòâî äåòåé, èíòåðâàë ìåæäó ðîäàìè).

3. Ïëàíèðîâàíèå áåðåìåííîñòè.

4. Äîñòàòî÷íàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè è ïîñëå ðîäîâ (êàê òîëüêî ïîçâîëèò çäîðîâüå ìàòåðè).

5. Íîðìàëèçàöèÿ ïèòàíèÿ, äîïîëíèòåëüíûé ïðèåì âèòàìèííî-ìèíåðàëüíûõ êîìïëåêñîâ äëÿ áåðåìåííûõ è êîðìÿùèõ ìàòåðåé.

6. Ïîñåùåíèå êóðñîâ äëÿ áóäóùèõ ìàì, ÷òî ïîçâîëèò íàó÷èòüñÿ ïðèåìàì ñàìîðåãóëÿöèè è ïîäãîòîâèòüñÿ ê èçìåíåíèÿì æèçíè.

7. Íîðìàëèçàöèÿ ñíà (óâåëè÷åíèå âðåìåíè íî÷íîãî ñíà, äíåâíîé ñîí âî âðåìÿ ñíà ìàëûøà).

8. Èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðîäû ÿâëÿþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèì ïðîöåññîì, çà÷àñòóþ ýòîò ïðîöåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ çíà÷èòåëüíîé áîëåçíåííîñòüþ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ äîêàçàíî, ÷òî èñïîëüçîâàíèå ýïèäóðàëüíîé àíåñòåçèè â ðîäàõ ïðèâîäèò ê ñíèæåíèþ ðèñêà ïîñòíàòàëüíîé äåïðåññèè.

9. Ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ñïîñîáñòâóþùåå óëó÷øåíèþ êà÷åñòâà ñíà ó ìàìû è, êàê ñëåäñòâèå, ñíèæàþùåå âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè. Äîêàçàíà çíà÷èìàÿ ñâÿçü ìåæäó èñêóññòâåííûì âñêàðìëèâàíèåì ðåáåíêà, íàðóøåíèåì ñíà è âåðîÿòíîñòüþ ðàçâèòèÿ äåïðåññèè ïîñëå ðîäîâ è åå òÿæåñòüþ ó ìàìû.

10. Ïîääåðæêà ñåìüè. Íåâîçìîæíî ïåðåîöåíèòü ðîëü ñåìüè äëÿ êîðìÿùèõ æåíùèí. Âîçìîæíîñòü ïîäåëèòüñÿ ïåðåæèâàíèÿìè ñ áëèçêèìè, à òàêæå èõ ïîìîùü ñ ðåáåíêîì è â áûòó óìåíüøàåò âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè ó ìàìû.

11. Íîðìàëèçàöèÿ îòíîøåíèé ñ ñóïðóãîì.

12. Ñîöèàëèçàöèÿ (îáùåíèå ñ äðóãèìè ìàìàìè íà ôîðóìàõ, äåòñêèõ ïëîùàäêàõ, â êëóáàõ).

Êëèíè÷åñêèé ñëó÷àé

Ïîñêîëüêó ÿ ÿâëÿþñü àêóøåðîì-ãèíåêîëîãîì, òî â ìîåé ïîâñåäíåâíîé ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòå ìíå íå ïðèõîäèëîñü ëå÷èòü æåíùèí ñ ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèåé. Îäíàêî ïðèíèìàòü ó÷àñòèå â ñóäüáå òàêèõ ïàöèåíòîê äîâîäèëîñü. Ðåçóëüòàò áåðåìåííîñòè Îëüãè – ðîæäåíèå äîëãîæäàííîé, âûñòðàäàííîé è æåëàííîé äî÷êè â ðåçóëüòàòå ÝÊÎ ñïóñòÿ 8 ëåò îò íà÷àëà åå ïëàíèðîâàíèÿ. Áåðåìåííîñòü ïðîòåêàëà áåç îñëîæíåíèé. Ðîäû áûëè äëèòåëüíûìè è òðàâìàòè÷íûìè.

Èç ðàññêàçà Îëüãè:

«Ìîåé äî÷êå óæå 2 ìåñÿöà, íî ìåíÿ òàê è íå íàêðûëî âñåîáúåìëþùåé ëþáîâüþ ê íåé, êîòîðóþ ÿ òàê æäàëà. Âìåñòî ðàäîñòè è ÷óâñòâà íàïîëíåííîñòè ìîåé æèçíè íîâûì ñìûñëîì, ÿ êàæäûé äåíü ïëà÷ó, ÷óâñòâóþ îïóñòîøåííîñòü. Ìíå î÷åíü ñòûäíî çà ñâîè ýìîöèè, æàëêî è ñåáÿ è ìàëûøêó. Ìûñëè î òîì, ÷òî ó ìåíÿ áîëüøå íèêîãäà íå áóäåò òîé ïðîøëîé æèçíè, ÷òî ÿ áîëüøå íå ïðèíàäëåæó ñåáå, ÷òî âñÿ ìîÿ æèçíü ïîä÷èíåíà ìàëåíüêîìó ÷åëîâå÷êó, ìåíÿ åùå áîëüøå óãíåòàåò. ß ïåðåñòàëà ñòðîèòü ïëàíû è ìå÷òàòü. ß ñ òðóäîì ñïðàâëÿþñü ñ áåñêîíå÷íûìè ïåëåíàíèÿìè, ïîäìûâàíèÿìè è êîðìëåíèÿìè. Íà ïîïûòêè ïîæàëîâàòüñÿ ñåñòðå óñëûøàëà, ÷òî ìàìîé áûòü – ýòî òÿæåëûé òðóä. Íèêòî â ìîåì îêðóæåíèè ìåíÿ íå ïðåäóïðåäèë î òîì, ÷òî ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå – ýòî î÷åíü ñëîæíî è ê íåìó íóæíî ïîäãîòîâèòüñÿ çàðàíåå. È âîò ðåçóëüòàò: ëàêòîñòàç, òåìïåðàòóðà, áîëü. Õî÷åòñÿ çàñíóòü è íå ïðîñíóòüñÿ».

Âîò òàêîé ìîíîëîã óñëûøàëà îò Îëüãè, êîãäà îíà îáðàòèëàñü ñ ïðîáëåìîé ëàêòîñòàçà. Âíèìàòåëüíî âûñëóøàâ åå, êóïèðîâàâ ïðîÿâëåíèÿ çàñòîÿ ìîëîêà, îáúÿñíèëà Îëüãå, ÷òî ïðîèñõîäèò ñ åå ýìîöèîíàëüíûì ñîñòîÿíèåì. ß ðàññêàçàëà ïàöèåíòêå î ïîñëåðîäîâîé äåïðåññèè è î òîì, ÷òî íå íóæíî áîÿòüñÿ ïîñåòèòü ïñèõîòåðàïåâòà. Îëüãà îáðàòèëàñü ê ðåêîìåíäîâàííîìó äîêòîðó.  åå ñëó÷àå äîñòàòî÷íî áûëî ïðèìåíåíèÿ ïñèõîòåðàïèè, êîòîðàÿ ïðîäîëæàëàñü îêîëî 3 ìåñÿöåâ. Âñå ýòî âðåìÿ ÿ ïîääåðæèâàëà ñâÿçü ñ Îëüãîé è çíàþ, ÷òî áûëî íàëàæåíî ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, ñòàáèëèçèðîâàíî ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, Îëüãà íàó÷èëèñü ïëàíèðîâàòü äåíü è íå çàáûâàòü î ñåáå. Ñåé÷àñ Îëüãà – ñ÷àñòëèâàÿ ìàìà çàìå÷àòåëüíîé ìàëûøêè.

×åì îïàñíà ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ

Ïîñëåðîäîâàÿ äåïðåññèÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê íàðóøåíèþ âçàèìîñâÿçè ìåæäó ìàòåðüþ è ðåáåíêîì, îòêàçó îò ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ, ñåìåéíûì ðàçäîðàì, íàðóøåíèþ ôèçè÷åñêîãî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Ó äåòåé ìàòåðåé, êîòîðûå íå ëå÷èëè äåïðåññèþ, ìîãóò ðàçâèòüñÿ ïîâåäåí÷åñêèå è ýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû: çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ, íàðóøåíèÿ ñíà, ïðîáëåìû ñ ïèòàíèåì, äåôèöèò âíèìàíèÿ, ãèïåðàêòèâíîñòü.

Îäíà èç öåëåé äàííîé ñòàòüè – ïîääåðæêà æåíùèí è èíôîðìèðîâàíèå èõ îêðóæåíèÿ îáî âñåì, ÷òî êàñàåòñÿ ïîñëåðîäîâîãî ïåðèîäà â öåëîì è ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ â ÷àñòíîñòè, î âîçìîæíûõ ïðîáëåìàõ è ñïîñîáàõ èõ ðåøåíèÿ. Ñâîåâðåìåííîå âûÿâëåíèå ìàòåðåé, íóæäàþùèõñÿ â ïîääåðæêå, è îêàçàíèå àäåêâàòíîé ïîìîùè ÿâëÿþòñÿ êëþ÷åâûìè ôàêòîðàìè ñ÷àñòëèâîãî ìàòåðèíñòâà. Ïîðîé ïîìîùü íàõîäèòñÿ î÷åíü áëèçêî.

Èñòî÷íèê: www.vsevrachizdes.ru/blog/poslerodovaya-depressiya-ili-pochemu-mama-grustit

Источник