Можно ли в исламе толковать сны
Люди всегда обращали внимание на сны, придавали им большое значение. К этому их подталкивает чувство любопытства, желание узнать будущее, это часть человеческой природы. И, к сожалению, некоторые мусульмане, особенно в последнее время, начали придавать большое значение снам. В этой статье, с помощью Аллаха, мы постараемся немного раскрыть тему сновидений.
Есть ли вообще смысл у сновидений?
Аллах упомянул имя только одного пророка в Коране, которого Он обучил толкованию снов, пониманию их значения – пророка Юсуфа (мир ему). С самого детства у него была связь со снами, так, однажды он сказал своему отцу: «Я видел во сне 11 звезд, солнце и луну, совершающими мне поклон» (сура «Юсуф», аят 4).
إِذْ قَالَ يُوسُفُ لِأَبِيهِ يَا أَبَتِ إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَبًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ
Отец Юсуфа Якуб (мир ему) понял, что это не простой сон, что в нём содержится большой смысл, который прояснится в будущем. Именно поэтому он велел Юсуфу (мир ему) скрыть свой сон от других его братьев, чтобы те не навредили ему. Также Пророк Юсуф (мир ему) толковал сны и других людей, например, сновидения заключённых и фараона. Источником понимания Юсуфом (мир ему) значений снов было внушение от Аллаха (ильхам), порой божественное откровение (вахью), а иногда дар, данный ему Аллахом, иначе говоря, проницательность и мудрость.
Однажды сподвижник Пророка ﷺ по имени Убада бин ас-Самит (да будет Господь доволен им) попросил Посланника Божьего ﷺ объяснить значение слов Всевышнего в Коране: «Верующих ожидает благая весть на этом и том свете…». Пророк ﷺ ответил ему: «Это благой сон, который снится праведному человеку или другому в пользу праведного» («Муснаду Ахмада», № 22688).
يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ قَوْلَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى { لَهُمْ الْبُشْرَى فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ } فَقَالَ لَقَدْ سَأَلْتَنِي عَنْ شَيْءٍ مَا سَأَلَنِي عَنْهُ أَحَدٌ مِنْ أُمَّتِي أَوْ أَحَدٌ قَبْلَكَ قَالَ تِلْكَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ يَرَاهَا الرَّجُلُ الصَّالِحُ أَوْ تُرَى لَه
В другом хадисе, переданном Абу Хурайрой, говорится: «Не осталось из пророчества ничего, кроме предвещающих благое. Тогда Пророка ﷺ спросили: «Что же предвещает нам это?». Пророк ﷺ сказал: «Это- благой сон» («Сахих аль-Бухари» № 6475).
حَدَّثَنَا أَبُو الْيَمَانِ أَخْبَرَنَا شُعَيْبٌ عَنْ الزُّهْرِيِّ حَدَّثَنِي سَعِيدُ بْنُ الْمُسَيَّبِ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ قَالَ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ لَمْ يَبْقَ مِنْ النُّبُوَّةِ إِلَّا الْمُبَشِّرَاتُ قَالُوا وَمَا الْمُبَشِّرَاتُ قَالَ الرُّؤْيَا الصَّالِحَةُ
В ещё одном изречении Посланника Господа ﷺ говорится, что Джабир (да будет Господь доволен им) слышал, что Пророк ﷺ говорил: «Сон верующего, праведного человека есть часть пророчества» («Муснаду Ахмада» № 14681)
رُؤْيَا الرَّجُلِ الْمُؤْمِنِ جُزْءٌ مِنْ النُّبُوَّةِ
Эти и многие другие доводы говорят, что сон порой может иметь смысл и даже быть вестником неких событий, которые произойдут в будущем в жизни человека, которому он приснился.
Источники сновидений
Источников снов три:
1. Сон от Аллаха.
2. Сны от шайтана.
3. Мысли и воображение (хадису-н-нафс)
Сон от Аллаха, или «вещий сон»
Сновидение, источником которого является Аллах, бывает истинным, такой сон всегда имеет смысл и сбывается. Сновидения пророков всегда имеют смысл и сбываются, потому они являются либо откровением (вахью), либо внушением (ильхам) от Всевышнего. Сны праведников тоже, зачастую, бывают вещими, особенно ближе к Судному дню. Доводам в пользу того, что сны Пророков (мир им) бывают вещими являются вышеприведённая история о пророке Юсуфе (мир ему), изречения Пророка Мухаммада ﷺ и история пророка Ибрахима (мир ему), которая тоже повествуется в самом Коране: (смысл): «Ибрахим (мир ему) сказал: «Сынок мой, я видел во сне, как предаю тебя в жертву ради Аллаха, что ты думаешь об этом?» (сура «ас-Саффат», аят 102).
قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانْظُرْ مَاذَا تَرَى
Сон от шайтана
Как правило, сны, источником которых является шайтан, бывают пугающими, вселяющими в человека тревогу, грусть и сомнения. Примеры такого сна: человек видит, что он падает с высокой горы, что его убивают, он тонет, душат и т.п. Шайтан пытается навредить человеку хотя бы во сне, когда не может сделать этого наяву. И об этом Господь в Коране сказал:
(смысл): «Воистину шайтан наущает верующим дурное, чтобы опечалить их» (сура «аль-Муджадаля», аят 10).
إِنَّمَا النَّجْوَى مِنَ الشَّيْطَانِ لِيَحْزُنَ الَّذِينَ آمَنُوا
В таких случаях, проснувшись от кошмара, надо трижды произносить «аузубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим», каждый раз поплёвывая, поворачивая голову влево.
Также очень желательно читать «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»).
Как свести к минимуму сновидения от шайтана?
Чтобы оградить себя от снов от шайтана и физического зла от него, необходимо ложиться спать при обязательном омовении или обновив его, при необходимости. Также каждую ночь очень желательно сомкнуть кисти рук как во время дуа и читать на них «муаввизатайн» (суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), суру «аль-Ихляс» (Кулху) и аят «аль-Курси» (255 аят суры «аль-Бакара»), а затем провести ладонями по всему телу. Очень важно не ложиться спать без чтения Корана и молитв (азкары, вирды). Если человеку будет суждено умереть во сне, то он умрёт поминающим Аллаха. Довольно многие люди позволяют себе ложиться спать без омовения, не прочитав никаких молитв, есть и такие, кто засыпает под музыку и потом ещё жалуются на то, что им снятся кошмары. Ведь известно, что музыка манит шайтана не хуже красивого чтения Корана для верующего.
Мысли и воображение (хадису-н-нафс)
Третьим источником снов являются его мысли и воображение. Довольно часто человеку снится то, чем он занимается, о чём много говорит, думает … К примеру, когда человек обсуждает кого-либо или что-либо, это может ему присниться. Может обсуждать с друзьями какую-нибудь машину, а затем увидеть её во сне; может планировать поездку и после увидеть её во сне и т.п. Такой сон не имеет ни значения, никакого-либо влияния, иначе говоря, это всего лишь человеческая фантазия и игра воображения.
Сонники и исламские сонники
Сегодня на прилавках книжных магазинов с легкостью можно найти так называемые сонники, встречаются и, якобы исламские, сонники. Однозначно могу сказать, что пользы от этих сонников, в том числе и так называемых “исламских” нет! Поэтому не стоит их покупать и вообще тратить время на их чтение. Они бесполезны, потому что в лучшем случае составлены из отрывков историй, в которых некие праведники и мудрецы толковали сны обратившихся к ним людей, которым приснился тот или иной сон. Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что сонники составляются таким образом в лучшем случае, в иных же случаях они попросту придумываются ради жажды заработать деньги на их продаже.
Так, например, однажды к Ибн Сирину (да смилуется над ним Господь) пришёл некий человек и сказал, что видел себя во сне призывающим (к молитве). Ибн Сирин растолковал его сон так, что он в ближайшем будущем совершит хадж . Однако, когда к Ибн Сирину пришёл другой человек и рассказал ему про такой же сон, тот заявил, что он вор! Сон первого был растолкован таким образом, потому что он был праведным человеком. Всевышний в Коране сказал: (смысл) «И призови, о Ибрахим, людей к хаджу…» (сура «аль-Хадж, аят 27).
وَأَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ
Что же касается второго, то он был нечестивцем, грешником и это было известно всем. В Коране сказано: (смысл) «<…> затем воззвал один из них: «О караван, да вы воры»» (сура «Юсуф», аят 70).
ثُمَّ أَذَّنَ مُؤَذِّنٌ أَيَّتُهَا الْعِيرُ إِنَّكُمْ لَسَارِقُونَ
Как ясно из этого случая, даже один и тот же сон может иметь совсем разное значение для разных людей
Можно ли рассказывать свой сон?
Когда человеку снится какой-нибудь удивительный сон, ему не следует рассказывать его. Можно рассказать алиму или хорошему и честному человеку, который любит тебя и желает для тебя только блага, и который может дать тебе хороший совет. Но ни в коем случае не рассказывайте о своих снах всем подряд, людям, которые не отвечают вышеприведённым критериям. Ибо Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Сон привязан к лапке птицы до тех пор, пока тот, кому он приснился не расскажет его. А когда он расскажет его другому, он упадет (т.е. может не сбыться). И не рассказывай свой сон никому, кроме алима, искреннего советчика, умному и проницательному. Благой сон есть 1/46 часть пророчества» («Джамиуль-ахадис», № 12813).
الرؤيا معلقة برجل طائر ما لم يحدث بها صاحبها فإذا حدث بها وقعت فلا تحدثن بها إلا عالمًا أو ناصحًا أو لبيبًا والرؤيا الصالحة جزءًا من ستة وأربعين جزء من النبوة
Если Вам приснился благой сон и Вам есть с кем поделиться им, естественно, им должен быть любящий Вас и желающий Вам только добра человек, можете рассказать его. А если Вам приснился плохой сон, никому не рассказывайте его!
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Источник
Сны, с точки зрения Ислама
Ислам признает, что человек — это создание, состоящее из тела, разума и души. Сновидения непосредственно связаны с душой человека и являются связующим элементом между душой и миром сокровенного.
Некоторые сны могут нести в себе какую-то новость о ближайшем или далеком будущем. Такие сны, например, могли видеть пророки Всевышнего. Некоторые сны являются результатом проявлений самого человека, например его мыслей, о которых он думал во время бодрствования. Затем эти мысли могут, собственно, проявиться в снах человека.
Согласно Ахли Сунне, сновидение — это сотворенное Всевышним видение, которое человек способен видеть в спящем состоянии. Ибо Всевышний в Священном Коране сказал: “Аллах Творец всего сущего” [Сура аль-Зумар 39:62].
Виды снов
Мусульманские ученые разделяют сны на три категории: вещие [Садк] сны, сны от шайтана, обычные сны, которые являются проявлением нашей повседневной жизни.
В Священном Коране придается особое значение сновидениям таких великих пророков как Йусуф и Ибрахим (мир им). В жизнеописании и хадисах Посланника Аллаха (мир ему) отдельное место занимают сновидения. Ислам изначально придавал важное значение такой части человеческой жизни как сновидение.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) поведал о том, что “благая весть”, о которой идет речь в одном из аятов Священного Корана была получена через вещий сон Пророка (мир ему). Это указывает на важность вещих снов. На самом деле это утверждение можно обосновать следующим хадисом Посланника Аллаха (мир ему), ибо он сказал:
“… Существует три вида сновидений: вещее сновидение — это благовестие от Всевышнего; сновидение от шайтана – оно огорчает людей; третий вид сновидения — это общение человека с самим собой…” [Ибрагим Канан, Кутуб-и-Ситте, 17513].
Чтобы обозначить важность вещего сна Посланник Аллаха (мир ему) в одном из своих хадисов сказал следующее: “Сновидение – одно из сорока шести частей пророчества” [Бухари, Табир, 5].
В другом хадисе, связанном со сновидениями, Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: “От пророчества ничего не осталось, кроме вещего сна, дающего благую весть. После меня не будет ни пророков, ни посланников” [Тирмизи, Сунан ат-Тирмизи / Ибн Хазм, 657, № 2277].
То есть со смертью последнего пророка и посланника Мухаммада (мир ему) все виды пророческих откровений уйдут в прошлое, останется лишь небольшой информационный канал – сновидение.
Можно ли предвидеть будущее во сне с точки зрения ислама?
Можно ли рассказывать свои сны?
Согласно хадису переданному Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) Посланник Аллаха (мир ему) сказал: “Сон бывает трех видов. Первый – благая весть от Всевышнего. Второй – проявление нафса. Третий – устрашение шайтана. Если кто-то увидит приятный сон, если пожелает, пусть расскажет его. Если увидит неприятный сон, то пусть о нем никому не рассказывает, а встанет и прочитает намаз” [Байхаки, Адаб, 2/442].
Посланник Аллаха (мир ему) во многих своих хадисах советует не рассказывать неприятные сны. В одном из своих хадисов он косвенно порицает человека за то, что тот рассказал неприятный сон:
“Прекрасное сновидение от Всевышнего. Поэтому если кто-то из вас увидит приятные ему вещи, то пусть расскажет об этом лишь любимым [близким] людям. Если кто-то увидит неприятные вещи, то пусть от этого [сна] и злого умысла шайтана просит защиты у Всевышнего и три раза сплюнув через [левое] плечо никому не рассказывает о нем. В таком случае от этого сна не будет вреда” [Бухари, Тыбб, 39; Бадуль-Халк, 11].
Если уверовавший человек будет видеть все больше вещих снов, то — это признак приближения Судного Дня. Ибо согласно Бухари и Муслиму Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) предал следующие слова Посланника Аллаха (мир ему): “Когда время приблизится, то сны уверовавшего все больше будут становиться явью” [Бухари, Табир, 26; Муслим, Руйа,8].
На что необходимо обращать внимание во время толкования снов
Некоторые важные пункты, которыми должен руководствоваться человек толкующий сновидения:
1. Верховенство Корана.
2. Владение знаниями о символах (о соответствии знаков нематериального мира знакам материального мира).
3. Вдохновение.
4. Появление некоторых просветлений по поводу сна во время важных моментов: например, во время намаза, поклона, земного поклона, тавафа, дуа т.д..
Некоторые считают толкователей снов слишком непостоянными и изменчивыми в своих трактовках. Причиной может быть то, что сон связан непосредственно с какой-то определенной личностью, временем или ситуацией.
В мусульманских сонниках, из-за того, что не описана конкретная личность, время и ситуация, на одни и те же сны могут даваться совершенно разные трактовки. Поэтому растолковывая тот или иной сон необходимо об этом помнить. Иначе невозможно будет избавиться от противоречий.
Сновидения для верующего являются благом и местом прогулок его души. Есть некоторые условия, которые желательно соблюдать перед сном:
— Засыпать с сердцем, удаленным от плотских желаний, ненависти.
— Не засыпать с конкретной целью увидеть сновидение.
— Быть удаленным от чувств и событий, которые могут повлиять на ваше душевное состояние.
Правила отхода ко сну по Сунне, которые были подтверждены современной медициной
Можно ли руководствоваться сном?
Если говорить языком хадиса, то сны являются “мубашширатом”, то есть источником благих вестей.
Период, во время которого люди несут непосредственную ответственность за себя, — это время нашего бодрствования. Другими словами, в таких ситуациях, как сон или обморок, люди не несут ответственности. Считается, что в этот период человек не способен ни давать предписаний, ни выполнять какие-либо предписания.
Из вышесказанного, следует, что если человек во сне сказал что-то делающее его неверным, то он не считается вышедшим из веры. Если мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения доказательств или ссылок, то нет утверждений о том, что благие вести или предостережения, полученные посредством сна, имеют объективную ценность.
В этом аспекте они не могут быть приняты в качестве обязательных предписаний или аргументов. Тем не менее, в делах, которые не противоречат религии, сон может выражать особое послание увидевшему его человеку. Опять же при соблюдении обязательного условия: это не должно противоречить Священному Корану и Сунне Пророка (мир ему ). Иначе сновидение не имеет абсолютно никакой ценности.
Предположим, что человек имеющий все возможности для совершения паломничества [хадж], увидел сон и растолковал его как знак того, что он не должен совершать паломничество. В таком случае, согласно исламскому праву, нельзя отказываться от совершения предписаний Всевышнего и его Посланника (мир ему), а сон в этом случае не является причиной или юридическим обоснованием. Даже если человек увидит аналогичный сон не один, а сотни раз, он все равно должен действовать в соответствии с положениями исламского права.
Использовать сны для того, чтобы возвысить себя над другими, является большой ошибкой и проявлением открытого неуважения к положениям религии. Тем не менее, всегда приемлемо, чтобы сны выполняли направляющую функцию, при условии, что все остается в пределах дозволенного. Тем не менее, это нельзя рассматривать как правовое решение вынесенное на основе иджтихада Священного Корана и Сунны.
Islam-today
Также по этой теме читайте:
Может ли душа покинуть тело во время сна?
Правда ли, что искренние верующие могут предвидеть будущее во сне?
Удивительный сон пророка Мухаммада (мир ему), увиденный в месяц Рамадан
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Вопрос–Ответ
Вопрос: Что говорится о снах в исламе?
Ответ: В исламе мы верим, что сны могут быть значащими, но только не все сны могут рассматриваться как таковые.
В Священном Коране о сне говорится в девяти местах. В сводах хадисов есть целые разделы по этой теме. Сам Пророк ﷺ порой после утренней молитвы, повернувшись лицом к молившимся за ним, спрашивал: «Кто-нибудь из вас видел сегодня ночью сон?»
Пророк Мухаммад ﷺ также пояснял: «Благой сон благонравного человека — это одна сорок шестая часть пророчества»
Тема снов и толкования очень деликатная.
Во-первых, сны – очень тонкая материя, особое состояние, видение, о которых как о сокровенном нельзя рассказывать всем подряд.
Во-вторых, даром толкования сна обладает только праведный и очень редкий человек, да и то один Всевышний знает, что на самом деле означал сон.
В исламе сны бывают трех видов:
Пророк Мухаммад ﷺ упоминал, что существует 3 вида снов: Рахмани (от Аллаха), Нафсани (от нафса) и Шайтани (от шайтана).
Он ﷺ сказал: «Сны бывают трех видов: сон от Бога; сон, который вызывает тревогу и исходит от шайтана; и сон, который приходит от того, что человек думает о том, когда он бодрствует, и он видит это, когда он спит». (Aль-Бухари, Муслим)
Наш Пророк ﷺ говорил: «Если кто-то из вас увидит плохой сон, пусть сплюнет через левое плечо три раза, и ищет убежища у Аллаха от шайтана, и повернется на другой бок». (Муслим)
Правдивые мусульмане видят благие сны, которые становятся знамением и помогают еще больше соблюдать их религиозные предписания. О правдивом сне Пророк ﷺ сказал: «Прекратилось пророчество, и остались лишь радостные вести» Сподвижники спросили: «Что такое радостные вести?» Он ответил: «Правдивый сон, который видит верующий».
Основные правила толкования снов:
- Первое и самое главное правило толкования снов – это знать, что одни и те же видения и символы во сне могут иметь совершенно разное значение для разных людей. Не стоит сопоставлять и сравнивать сны, так как все мы разные, и знаки, посылаемые нам во снах, тоже могут быть разными.
- Значение сна обычно прямо пропорционально впечатлению, которое оно оказало на того, кто увидел сон.
Сны, которые не имеют ценности:
- случаются в первые часы сна;
- касаются человека или события, о котором недавно говорилось;
- являются результатом внешних стимуляторов, например, недавно прочитанная книга, просмотренный недавно фильм;
- являются результатом болезни, приема медикаментов.
Возникает вопрос: является ли каждый сон, который видит верующий, хорошим?
Ответ: Большинство снов праведных людей являются хорошими, потому что он может видеть сон, который бессмысленный, но это происходит не часто, так как влияние шайтана на такого человека минимально.
Люди делятся на три категории:
- Пророки: все их сны являются праведными, но иногда они нуждаются в толковании. Хорошие сны бывают двух видов:
- a) ясный сон: сон, который точь-в-точь повторяется в жизни. Такой сон не требует толкования;
б) скрытый сон: значение такого сна скрыто за символами, и нуждается в толковании.
- Праведные: большинство их снов правдивые и скрытые, т.е. нуждаются в толковании.
- Остальные: большинство их снов неправдивые, но некоторые могут являются таковыми.
Подводя итог сказанному о хороших снах, можно упомянуть три вещи:
Человек должен воздать хвалу Аллаху за этот сон.
Он должен возрадоваться за этот сон.
Он должен рассказать о нём тому, кого он любит, но не тому, к кому он чувствует неприязнь.
Передаётся от Абу Са’ида ал-Худри – да будет доволен им Аллах, – что Пророк ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит сон, который ему понравится, то, поистине, это от Аллаха. Так пусть он воздаст за этот сон хвалу Аллаху и расскажет его другим. Если же ему приснится нечто другое, что ему не понравится, то, поистине, это от шайтана. Так пусть он прибегает к Аллаху от зла шайтана и не рассказывает этот сон никому, и тогда он не повредит ему».
Подводя итог сказанному о плохих снах, можно упомянуть три вещи:
Человек должен прибегнуть к Аллаху от зла этого сна.
Он должен искать убежища у Аллаха от зла шайтана.
Он никому не должен рассказывать этот сон.
У имама Аль-Бухари в главе «Оковы во сне» приводится хадис Пророка ﷺ: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть не рассказывает об этом никому, и пусть встанет и совершит молитву».
Всевышний Аллах знает лучше.
Источник