Можно ли слушать молитвы во время сна

Можно ли слушать молитвы во время сна thumbnail

Протоиерей Александр Билокур отвечает на вопросы прихожан:

– Как вы относитесь к этой притче? Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь, станет у тебя на душе плохо – ты иди в храм, тебе всегда там легче будет». Вырос человек. И стало ему жить невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!»… А тут подошла одна женщина и говорит ему: «Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили». Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос: «Что ты, дитя моё, плачешь?» Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит: «Господи! Меня в храм не пускают!» Обнял его Иисус: «Не плачь, они и Меня давно туда не пускают».

– Эту притчу составил человек, не читавший Евангелия. Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18). Также Спаситель говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Поэтому, несмотря на грехи прихожан и даже священнослужителей, Иисус Христос присутствует в Церкви и в каждом православном храме, так как храм – это Его дом, и здесь Он не Гость, а Хозяин. Не впустить Христа может человек в своё сердце. Потому Спаситель и говорит: «Стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Описанные в притче «святые осы» – церковные прислужницы – стали редкостью в православных храмах, они или уже вымерли, или «перевоспитались». Исключения составляют местные «юродивые», а точнее, сумасшедшие, на которых не стоит обращать внимания. Что с больных можно взять? Их только можно пожалеть и не обижаться.

– Пришла сегодня в церковь поставить свечки, оставила пакет на подоконнике с личными вещами. Когда начала забирать, поняла, что украли белое полотенце прямо из пакета! Может, это какой-то знак?

– Знак того, что нельзя оставлять пакет и сумку без присмотра. В святом месте нередко орудуют мелкие воришки и карманники или просто душевно болящие клептоманы.

– Я устроился на новую работу, и там часто говорят плохими словами (матами). Я тоже когда-то так говорил ещё в школе, но потом понял, что это плохо. И вот теперь я замечаю за собой, так как мы постоянно общаемся, что сам могу сказать праздные слова, пока это не маты. Я ребят не осуждаю, стараюсь молиться за них. Как быть?

– Если на улице шум или с улицы доносится неприятный запах гари или дыма, вы закрываете все окна и форточки своей квартиры. Так точно поступайте, когда извне греховного мира в вашу душу пытается проникнуть смрад злоречия и скверно-словия, закрывайте двери своего сердца и молитесь, чтобы Господь простил и вразумил хулителей и ругателей, а вам даровал мудрость, терпение и смирение, защитил, избавил и очистил вас от «всякия скверны».

– Господь ждёт от нас смирения. Как можно и нужно ли смиряться с людской наглостью, жадностью и глупостью?

– Господь ожидает нашего смирения перед Ним, перед Его святой волей и всеблагим Промыслом. Но это не означает, что мы должны быть терпимы ко злу, греху и неправде. Святые отцы учат: «Люби грешника, но ненавидь грех». Человека, даже самого грешного, мы должны прощать, терпеть и проявлять к нему снисхождение. Но с наглостью, жадностью и глупостью как с явлением нужно вести непримиримую борьбу, не допуская его развития и особенно проявления в своей жизни.

– Можно ли слушать акафист, лёжа перед сном? Я в последнее время засыпаю под акафист, слушаю через наушники из Интернета. Не грех ли это?

– Если прослушивание в аудиозаписи церковных песнопений, акафистов и других молитвословий являются для вас звуковым фоном, то их можно слушать лёжа, также занимаясь и различными делами.

– Я стараюсь быть спокойнее, не нервничать, стараюсь одёргивать себя и оправдывать людей, если они плохо со мной поступили. Но часто не сдерживаюсь. Я спокойный по натуре человек, но, если задеть меня за живое, как, например, коллега по работе не так давно, становлюсь колючей, неразговорчивой с этим человеком. Понимаю, что это гордыня. Почему так происходит, я ведь правда хочу исправиться, но мои попытки какие-то неуклюжие, желание есть, а силы мало. Исповедываюсь и причащаюсь, стараюсь, но мало получается. Что мне делать, может, молитвы есть?

– В нашей жизни не бывает случайностей и совпадений. Любые жизненные обстоятельства, встречи и знакомства, а тем более люди, с которыми мы ежедневно сталкиваемся на работе, – всё это попущено Богом, по Его святой воле и всеблагому Промыслу. Вы – православная христианка. И должны не просто верить в Бога и в факт Его существования, но и полностью доверять Ему. Вы ежедневно в молитве говорите: «Да будет воля Твоя…», и Господь по вашей просьбе и Своей воле посылает на вашем пути людей с их немощами, слабостями и недостатками. Мы все, православные христиане, на пути духовного спасения должны стараться достигать совершенства: «И будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Вы никогда не научитесь прощать, если вас не будут обижать, вы не научитесь терпеть, если вас не будут раздражать, вы не научитесь смиряться, если вас не будут оскорблять и унижать. Поэтому все, даже сами плохие люди, – это ваши «учителя» в «школе» духовного возрастания. Вы сами видите, что оценки ваши неудовлетворительные, поэтому чаще делайте «работу над ошибками», которая заключается в самоанализе, в осознании своих грехов, в покаянии и подготовке к исповеди. Для научения в смирении читайте ежедневно Псалтырь по одной кафизме в день, на каждой «Славе» добавляйте молитву преп. Ефрема Сирина (без поклонов).

– Я работаю в детском центре дополнительного образования педагогом по вокалу. С детьми мы изучаем разную музыку, я стараюсь приобщить их к православной культуре. У меня в классе висели две иконы, директор центра сняла эти иконы и запретила мне вешать их, мотивируя тем, что занимаются дети разных вероисповеданий. За это я ещё и выговор получила! Как мне быть?

Читайте также:  Видеть во сне как какает ребенок

– Чтобы у вас не было проблем с руководством, во время занятий вы можете приносить и ставить на стол или на инструмент складень с иконами Спасителя и Богородицы.

←Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Источник

Святые отцы православной церкви придавали ночной молитве особый смысл, считая её одним из самых мощных и полезных методов очищения и озарения души.

Святой Иоанн Златоуст заключал: «Господь особенно приклоняется на милость ночными молитвами», а прп. Исаак Сириянин говорил: «Всякая ночная молитва полезнее тебе всех дневных подвигов».

Однако церковнослужители сходятся во мнении, что мирянам, в отличие от иноков, не стоит молиться ночью, поскольку это действо сопряжено с опасными искушениями, с которыми человеку неподготовленному весьма непросто справится. Но, а если всё-таки у человека есть неиссякаемое желание молиться именно ночью, делать это можно только по благословению его личного духовника.

Отличие между монахом и мирянином

Путь мирянина и монаха – это две разных стези человеческой жизнедеятельности, с отличиями в образе жизни, попечениях и молитвенных совершенствованиях. Не связанные тесными родственными и супружескими узами монахи, не знают хлопот, сопряженных с заботой о близких людях, их умы не заняты многочисленными мирскими проблемами, они не ощущают дефицита времени, категорически не хватающего работающему человеку.

У каждого монаха есть личный духовник, следящий за его духовным развитием и наставляющий в молитвенных практиках.

Иноки живут в собственном мире, зависимом от определённой дисциплины, с чёткой иерархией подчинения и распорядком дня, позволяющим молиться в разное время суток.

Именно поэтому большинство трудов святых отцов, повествующих о правилах молитв, были адресованы инокам, исходя из их особого ритма бытия в монастырях.

Св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Монахи суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою — добродетелию, высшею всех добродетелей, чтоб посредством нее соединиться воедино с Богом…»

Традиция ночных молитв

Традиция ночных молитв восходит к временам становления христианства, когда прятавшиеся от преследования подвижники Христа, только в темное время суток могли безбоязненно возносить свои ежедневные молитвы. Делать им это было не трудно, во-первых, в силу невероятного духовного порыва, и, во-вторых, из-за особенности жизненного уклада – в жарких южных странах, с территории которых начала распространяться эта религия, люди привыкли отдыхать днем, чтобы прохладными ночами заниматься делами. Впоследствии эта практика была усвоена монастырями и постоянные ночные моленья стали частью жизни иноков.

Мощь ночной молитвы

Необычная мощь ночной молитвы состоит, в том, что при её совершении ум человека однозначно сосредоточен на общении с Богом, а в душе воцаряется покой, навеянный как глубинным пониманием слов мольбы, так и зарождающимися в душе благодарностью, покорностью, умилением и любовью.

Св. Златоуст видел её мощь в следующем: «Ночью и ум свободнее можно вознести к Богу, и ночные молитвы к покаянию обратят вас, и их паче дневных послушает Бог. Если ты ночью выйдешь из дома, то заметишь вообще молчание; и твоя душа становится в это время чище, и ум твой легче на молитву».

Мирянам не рекомендуется

Для того чтобы человек мог совершать ночную молитву его воля должна быть обращена к Богу, тело энергичным и собранным, совесть освобождена покаянием, сердце очищено от страстей, а ум отстранен от суеты, но этих обстоятельств очень трудно добиться мирянину, вовлечённому в суматоху современной жизни.

Неподготовленный к ночной молитве обыватель может стать легкой добычей бесов, которые, по мнению Н. Пестова, по непонятным пока причинам «имеют наибольшую власть над миром и иногда мешают в молитве различными «страхованиями» (наведение чувства боязни, страха, ужаса, непонятными звуками, стуками и, наконец, различными явлениями и видениями)».

Его словам вторит религиозный писатель С. Нилус, описавший произошедший в Оптиной пустыне печальный случай, когда готовившийся принять монашеский постриг молодой человек вопреки запрету духовника совершал самовольные молитвы в ночное время. В результате после очередного ослушания «послушник» выбежал голый из кельи и забежал в храм, где совершалось богослужение. Забравшись на св. Престол он бесновался и выделывал неподобства, а видевшие это монахи не могли ничего поделать, поскольку были обуяны непонятным сковывающим страхом. Лишь иеромонах после недолгого замешательства сбросил обезумевшего с Престола и передал его в руки врачам, которые констатировали у него психическое расстройство, из-за чего он провел остаток жизни в соответствующей клинике.

В книге «Монастырь в миру» прот. Валентин Свенцицкий пишет: «Не надо молиться поздно. До 12 часов ночи молитва должна быть кончена, и молящийся должен отойти ко сну. Мы не знаем всех тайн невидимого мира. Не всё нам открыто, и не всё ведомо. Неведомо нам и то, почему именно в эти поздние часы, после 12-ти, тёмные силы особенно чувствуют своё могущество и нападают на душу с особенной яростью».

Молитва в ночные часы делает душу человека восприимчивее как для доброго, так и для дурного, именно поэтому бесам легче проникать в неё, искушать человека утончёнными соблазнам, тешить его слух ложнми откровениями, разжигать горделивые помыслы и затягивать в заманчивые споры.

В этом же издании отмечено, что зачастую демоны, чтобы обмануть молящихся обретают облик ангелов света, о которых писал и архиепископ Василий (Кривошеин).

В книге «Ангелы и бесы в духовной жизни» он приводит слова преподобного Антония Великого, рассказывавшего своим ученикам об ухищрениях нечистой силы, желающей согнать христианина с праведного пути.

Именно различение, настоящих ангелов света от прикидывающихся ими бесов есть основная проблема, сопровождающая ночную молитву. Мирянин не знакомый со всеми хитростями дьявола может легко поддаться на его уловки, поскольку распознавание этих двух духов идёт не на инстинктивном, а на интуитивном уровне. Именно поэтому Антоний настаивает: «Должно молиться… чтобы получить дар различения духов, дабы, как написано, мы не веровали бы всякому духу», а в мирской жизни у человека нет столько свободного времени, чтобы посвящая себя постоянным молитвам научиться противостоять влиянию тёмных сил.

Ночь для сна

О том, что мирянам не нужно посвящать ночь молитвам имеются строки в одном из писем преподобного Амвросия Оптинского: «Спрашиваешь, как приучить питомицу твою к серьезным занятиям… Предложи сперва, чтобы из дня сделали день и из ночи — ночь; а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом».

Читайте также:  Ловец снов без перьев своими руками

Уставший за день организм работающего человека нуждается в восстановлении сил, посредством непрерывного сна, а ночные молитвы непременно разбивают его на отрезки мнимого бодрствования и возможной релаксации.

Блаженный Феодорит Кирский отмечал: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня».

При ведении активного образа жизни у человека должен быть правильный режим сна, а постоянные пробуждения на ночные молитвы способны разбалансировать его психику и нанести непоправимый вред.

Источник

Я как-то задумался насколько полезно слушать или смотреть видео, в котором читают молитвы из молитвослова или текст из Священного Писания Евангелия. Обычно многие загружают в свои смартфоны аудио файлы с чтением молитв из утреннего правила, а также пение псалмов. Затем, в течение дня прослушивают или даже за чтецом проговаривают про себя тексты молитв, находясь в энергофоне своего “иллюзорного пространства”. И почти все уверены, что это их духовно развивает.

фото Полезно ли слушать аудио файл с молитвами и пение псалмов

Полезно ли слушать или смотреть молитвенное правило

Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций, при которых слушатель может получить энерговоздействие от прослушивания молитв или при просмотре на широком видео экране проведение праздничных богослужений, например: Рождество Христово и Пасхальное богослужение.

  • Присутствовать в церкви на праздничной литургии и слушать священника, читающего молитвы и покаянные каноны.
  • Слушать аудио файл с молитвами или пение монахами псалмов.
  • Смотреть видео с чтецом, произносящим молитвы или смотреть трансляцию проведения праздничной Божественной Литургии Рождества Христова, или прямую трансляцию Пасхального богослужения из Храма Христа Спасителя.

фото Полезно ли слушать аудио файл с молитвами и пение псалмов

Любой присутствующий, находясь в помещении церкви во время молебна, на котором батюшка или дьякон читает молитвы из правил и покаянные каноны Господу нашему Иисусу Христу, а также восхваляет Пресвятую Богородицу и Святых, оказывается в энергополях соборного храма и в психическом энергополе читающего молитвы. Здесь не играет роли, где именно вы находитесь в Доме Бога: у двери в алтарь или около жертвенника. В зависимости от наработки вибрационного актива чтеца создается энергополе и согласно этому происходит воздействие на прихожанина. При этом верующий внимательно слушает и молится, усиливая общее психическое поле, а также энергополе соборного храма. В этом варианте слушатель пребывает в горизонтальном и вертикальном энергообменах. Ещё можно добавить, что нахождение верующего в церкви оказывает положительное воздействие на его биополе. Подробней об этом советую прочитать статью: ”Польза от посещения церкви по воскресным и субботним дням”.

фото Полезно ли слушать аудио файл с молитвами и пение псалмов

Слушая аудио файлы или просматривая видео, мы оказываемся под воздействием энергополей, во многом слабее по своим свойствам, чем оригинал, в которых также присутствуют искусственные энергополя записывающих устройств. Создание аудио файла с заряженным молитвенным текстом требует от производителя наличие высокого “наработанного вибрационного актива”, а также он должен обладать умением заряжать читаемый молитвенный текст энерго-зарядом во время аудиозаписи.

Любые аудиофайлы заряжены энергией или совсем пусты. Поэтому, при длительном прослушивании энерготела информационно насыщают мембрану клетки, а наше сознание начинает испытывать отвращение к аудио файлу и человек в итоге теряет интерес к прослушиванию.

Встретить в эфире заряженные молитвенные аудиозаписи с качественным, профессиональным звуком, несущих для слушателя пользу, очень дорогое удовольствие и скорее редкая вещь. Авторы, зачастую монтируют однодневные произведения с высоким качеством звука, без вкладывания души в профессиональное, “духовно-медиативное” произведение.

Положительный момент всё же есть: можно при помощи прослушивания молитв со временем научиться правильно произносить слова, ставя ударения на слогах и выучить молитвы. Если хотите очиститься от всякой скверны, то рекомендую к прослушиванию-Благодатный Колокольный звон. Недаром ведь говорится: ”Колокол-это молитва в звуке, икона звучащая”. Исходя из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что полезней всего самому брать в руки молитвослов и читать по утрам и вечерам молитвы.

фото Полезно ли слушать аудио файл с молитвами и пение псалмов

Божественные службы в Церкви помогают настроиться на Единение с Богом. Выберите выходной день субботу или воскресение для посещения Литургии в Церкви.

Высказывания Святого Иоанна Кронштадтского о Божественной литургии.

  • “Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподаёт Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке даёт жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией”.

Советую почитать тематические статьи по теме по Пути к Богу:

Путь к Богу – нашли ответ, ставь палец верх ????????????

Подпишись на Тематический Канал: Путь к Богу ???? ???? ????

Поделись Друзьями Статьей + “Активная Ссылка“: Путь к Богу ???? ???? ????

Источник

Протоиерей Павел Великанов

Давным-давно, еще будучи студентом академии, случилось мне забрести в келью к одному свежепостриженному иеромонаху. Картина, которая открылась мне за дверью, была более чем неординарной: коленопреклоненный перед святыми образами монах — в застывшей позе, с наушниками. Услышав, что кто-то вошел, он не изменил своей позы, лишь немного повернулся ко мне с крайне раздосадованным выражением лица. Мне, наивному, поначалу подумалось: вот труженик-то, глаголы древнегреческие учит или диалоги какие слушает! Только почему на коленях-то? Неужто какой-то гимн преподобного Симеона, в оригинале читанный, так прошиб, что аж колени подкосились? И только потом дошло, какой страшный грех я только что совершил: прервал молитвенно-уединенное магнитофонно-опосредованное предстояние инока в совершении своего келейного правила!

Когда на одном церковном собрании был задан вопрос, а как относиться к ставшему более чем распространенным обычаю «выслушивания» молитв, льющихся из динамиков плееров, автомагнитол и другой аппаратуры, последовала искренне недоуменная реакция: а в чем проблема? Разве не то же самое происходит годами в семинарии, когда студенты слушают, как читает молитвы собрат? А как же быть с инвалидами и немощными, которые по-иному просто ничего не смогут прочитать?

Оставив в мире и покое пожилых и больных, лучше задумаемся о здоровых и сильных. Сегодня практика «выслушивания» правил — монашеских, ко Причащению, Псалтири и других богодухновенных книг — стала почти повсеместной. Еще бы: пока едет человек на службу Божию, чем еще себя занять, как не выслушиванием молитв? Всё лучше, чем в праздности время за баранкой проводить, за дорогой следить, аварийных ситуаций не создавать: всё это неблагочестиво, скучно и духовных дивидендов не приносит. А так жмешь газ, рулем крутишь, по сторонам мелькают гнусные виды греховного суетного мира, а у тебя из динамиков так и льются словеса божественные, сладким гласом монашеского уединения пропитанные, салон ощутимо наполняется благодатью — и несется этот моторизованный ковчег спасения со скоростью 140 км/ч, рассекая пагубную тьму греха и неведения!

Читайте также:  Длинную косу во сне видеть у себя

Как-то во время очередного визита в Грецию довелось посетить одну благочестивую православную семью, которая оказала вечно голодному студенту поистине царское гостеприимство. Мы долго разговаривали на разные темы, главным образом богословские, и я был действительно потрясен, насколько эта простая гречанка знает тонкости церковной жизни, разбирается в отцах, пропитана житиями святых, в том числе и наших, русских. Время приближалось к 10 часам вечера, и тут хозяйка извинилась, встала из-за стола, подошла к стереосистеме и включила радиоприемник. Через несколько секунд я услышал: «Эвлогитос о Феос имон, пандоте, нин, кэ аи, кэ ис тус эонас тон эонон… Василев Урание, Параклите…» Одним словом, началось чтение вечернего молитвенного правила. Церковное радио. Круглосуточно. Диктор читал прекрасно поставленным бархатным голосом, спокойно, размеренно, с благоговением и легким умиленно-покаянным настроем, очень по-церковному. Хозяйка благочестиво перекрестилась, обратившись к иконам, поклонилась и — как вы думаете, что же было дальше? — Она села обратно за стол доедать свежезажаренного барашка и продолжать душеспасительную беседу. Мы ели, пили вино, разговаривали, смеялись, а в это время из приглушенного динамика доносились слова малого повечерия с акафистом. Когда диктор закончил и началась духовная музыка, хозяйка аппаратуру выключила. Молитвенное правило было совершено. Бог в Своих списках галочку поставил. Сегодня больше Ему мы ничего не должны. Можно идти спать спокойно!

Когда священник на исповеди спрашивает желающего приступить к Святой Чаше, «вычитал ли он правило», почему-то хочется дополнить этот вопрос: «а помолиться не забыли?» Наше «вычитывание» неизбежно приводит к «выслушиванию», а потому и «прослушиванию», «дослушиванию», «слушанию-между-делом».

С одной стороны, вроде как, и правда, лучше выслушать чужую молитву, чем не совершить свою собственную. Да и на исповеди есть, что ответить докучливому священнику: да, правило выслушал. Или, если совсем честно, — слушал.

А в воздухе витает, словно назойливая осенняя муха, всего лишь один вопрос: зачем всё это, кому нужна такая молитва? У меня ответ один: она нужна только горячо любимому богу нашего самомнения.

Еще раз показать, что мы «несть, якоже прочии человецы», немолящиеся, некающиеся, всякую гадость в уши свои вливающие, непотребства творящие. Это они-то не знают, с какой стороны к Господу Богу и подойти-то со своими бедами, радостями и горестями, всё как-то по стеночке жмутся в нерешительности. А у нас всё четко: флешку в систему, и на Тебе, Боже, послушай-ка еще раз все наши просьбы с приятным для Твоего слуха уровнем громкости. Всё выверено, отцензурировано, отшлифовано веками. Результат гарантирован. Удовлетворение от выполненного правила обеспечено. Можно и о насущных вещах подумать.

Когда-то еще давно меня резанули слова одного отца: святые до конца своих дней принуждали себя молиться. Эх, несчастные они были, нецивилизованные. Не было у них высокотехнологичных инструментов для мотивации к молитве и превращения ее из тягостного священнодействия в душеприятное развлечение. Это у них-то, средневековья, была школа молитвы, целая система многоступенчатая, притрудная, не на один год рассчитанная. Мы-то люди простые, и всё наше принуждение заключается в усилии по нажатию кнопки включения. А дальше процесс идет уже без острой необходимости нашего в нем участия.

С. Кьеркегор как-то написал:

«Весь мир сегодня болен, вся жизнь больна… Если бы я был врачом и меня спросили: что ты посоветуешь? — я бы ответил: сотвори молчание! Заставь людей помолчать. Иначе не может быть услышано слово Божие. А когда его суматошно выкрикивают с использованием звуковых средств, чтобы его можно было слышать даже среди шума — это уже на слово Божие. А потому — сотвори молчание!»

Разве молитва перестала быть моим диалогом с Богом, который по определению требует тишины — и внешней, и внутренней? Неужели Он уже всё мне сказал — да и мне уже нечего сказать Ему? А может, потому и нечего, что за потоком чужих слов я так и не научился из «буков» собственные слова собирать? А может, просто лень?..

Не знаю, как вам, но мне иногда становится страшно, когда такие базовые для религиозной жизни понятия, как молитва, пост, покаяние, превращаются в легко обслуживаемые знаки «православнутости». Этим «значками» благочестия обвешаться несложно. Одна только проблема: по значкам в Царство не пускают. Туда нагими уходят. Такими же, какими и сюда приходили. И если за свою жизнь мы только и научились, что отмахиваться от Господа Бога теми или иными доведенным до автоматизма ритуальными жестами, больно и страшно будет услышать от Него: «Я никогда не знал вас: отойдите от Меня, делающие беззаконие!» Быть может, тогда впервые в жизни мы услышим, что у Него на самом деле есть Свой живой голос, голос, пусть и тихий, но обращенный к каждому из нас, а не просто множество правильных и красивых слов из текстов Писания.

Почему-то никому и в голову не приходит прийти на свидание с диктофоном и записать признание в любви с тем, чтобы потом его регулярно давать слушать второй половине, когда ей грустно станет. А с Богом — ну ничего, потерпит, не впервой ведь…

…Однажды, еще в самом начале девяностых, отца Кирилла Павлова спросили: «Батюшка, а можно ли спастись, если молитвы по магнитофону слушать?» На что батюшка, улыбнувшись, ответил: «Не знаю, спасется ли человек, но магнитофон точно спасен будет!»

| Читайте также:

Протоиерей Павел Великанов. Как правильно и как неправильно молиться

Александр Ткаченко. Намоленное вместо

На заставке фрагмент фото k4dordy

Источник