Мои слова жемчужный водомет средь лунных снов бесцельный

Мои слова – жемчужный водомет,
средь лунных снов, бесцельный, но вспененный, –
капризной птицы лёт,
туманом занесенный.Мои мечты – вздыхающий обман,
ледник застывших слез, зарей горящий, –
безумный великан,
на карликов свистящий.Моя любовь – призывно-грустный звон,
что зазвучит и улетит куда-то, –
неясно-милый сон,
уж виданный когда-то.
Май 1901 г., Серебряный Колодезь.
 Сборник «Золото в лазури», цикл «Багряница в терниях».
Анализ стихотворения Андрея Белого «Мои слова»
Стихотворение Андрея Белого «Мои слова» входит в сборник «Золото в лазури». Оно состоит из трёх четверостиший, написанных ямбом (количество стоп меняется в разных строках). Рифма – ровная перекрёстная вида abab. Произведение было создано в 1901 году в усадьбе Серебряный Колодезь.
Это стихотворение можно счесть одним из выдающихся образцов символистской лирики. В нём автор подвергает осмыслению сам язык поэзии; объясняет, что представляют собой различные проявления его души в творческом преломлении. В каждой строфе Андрей Белый рассматривает какую-либо из сторон собственного «я».
В первом четверостишии автор старается понять, чем является для него поэзия. Во второй строфе он исследует мир воображения. Третья строфа посвящена любви. Объединены части стихотворения анафорой – «Мои слова…», «Мои мечты…», «Моя любовь…».
Думается, что самым важным в этом произведении является именно осмысление значения творчества, ибо мечты и любовь являются источником впечатлений для него. Это легко подтвердить с помощью перекликающихся образов: когда автор говорит о словах, он упоминает «лунные сны», откуда эти слова приходят. В последней же строфе эпитетом «неясно-милый сон» наделена любовь. То есть она и есть та субстанция, что подпитывает творческий дух автора.
Итак, в начальном четверостишии Андрей Белый рассуждает о слове и его значении. Стоит уточнить, что этот автор отказывался от концепции дуализма, которая господствовала в культуре незадолго до зарождения и развития символизма. Поэты–предшественники, романтики, делили мир на две противоборствующие части: личность и толпу, искусство и жизнь, реальность и воображение, духовное и материальное. Белый отвергает эту концепцию. В его картине мира сущности не только не враждуют, но и соединяются друг с другом посредством слова.
Именно оно способно выразить и перенести в грубый мир вещей и предметов те эмоции и образы, что живут в душе человека. Потому поэт наделяет слово удивительным эпитетом «жемчужный водомёт средь лунных снов». Лунные сны, как уже отмечалось, – это подсознание, воображение, откуда поэт черпает вдохновение для своей деятельности, которую находит, думается, весьма важной. Ведь если он сравнивает слова с жемчугом, то наверняка считает их драгоценными, по крайней мере, для себя. Однако в этом же фрагменте мы видим эпитет «бесцельный». То есть поэзия никуда не направлена, она только передаёт внутренний мир автора, но не реализует какую-либо миссию. Более того, сам по себе творческий процесс переменчив, что передано с помощью метафоры «капризной птицы лёт, туманом занесённый».
Таким образом, творчество в понимании Андрея Белого – это сложный, непредсказуемый и глубоко личный путь, который, однако, имеет огромное значение для того, кто им следует.
Источник
Андрей Белый
«Мои слова — жемчужный водомет»
Мои слова — жемчужный водомет,
средь лунных снов бесцельный,
но вспененный, —
капризной птицы лёт,
туманом занесенный.
Мои мечты — вздыхающий обман,
ледник застывших слез, зарей горящий —
безумный великан.
на карликов свистящий.
Моя любовь — призывно-грустный звон,
что зазвучит и у летит куда-то, —
неясно-милый сон,
уж виданный когда-то.
Дата написания: 1901 год
Анализ стихотворения Андрея Белого «Мои слова»
Стихотворение Андрея Белого «Мои слова» входит в сборник «Золото в лазури». Оно состоит из трёх четверостиший, написанных ямбом (количество стоп меняется в разных строках). Рифма – ровная перекрёстная вида abab. Произведение было создано в 1901 году в усадьбе Серебряный Колодезь.
Это стихотворение можно счесть одним из выдающихся образцов символистской лирики. В нём автор подвергает осмыслению сам язык поэзии; объясняет, что представляют собой различные проявления его души в творческом преломлении. В каждой строфе Андрей Белый рассматривает какую-либо из сторон собственного «я».
В первом четверостишии автор старается понять, чем является для него поэзия. Во второй строфе он исследует мир воображения. Третья строфа посвящена любви. Объединены части стихотворения анафорой – «Мои слова…», «Мои мечты…», «Моя любовь…».
Думается, что самым важным в этом произведении является именно осмысление значения творчества, ибо мечты и любовь являются источником впечатлений для него. Это легко подтвердить с помощью перекликающихся образов: когда автор говорит о словах, он упоминает «лунные сны», откуда эти слова приходят. В последней же строфе эпитетом «неясно-милый сон» наделена любовь. То есть она и есть та субстанция, что подпитывает творческий дух автора.
Итак, в начальном четверостишии Андрей Белый рассуждает о слове и его значении. Стоит уточнить, что этот автор отказывался от концепции дуализма, которая господствовала в культуре незадолго до зарождения и развития символизма. Поэты–предшественники, романтики, делили мир на две противоборствующие части: личность и толпу, искусство и жизнь, реальность и воображение, духовное и материальное. Белый отвергает эту концепцию. В его картине мира сущности не только не враждуют, но и соединяются друг с другом посредством слова.
Именно оно способно выразить и перенести в грубый мир вещей и предметов те эмоции и образы, что живут в душе человека. Потому поэт наделяет слово удивительным эпитетом «жемчужный водомёт средь лунных снов». Лунные сны, как уже отмечалось, – это подсознание, воображение, откуда поэт черпает вдохновение для своей деятельности, которую находит, думается, весьма важной. Ведь если он сравнивает слова с жемчугом, то наверняка считает их драгоценными, по крайней мере, для себя. Однако в этом же фрагменте мы видим эпитет «бесцельный». То есть поэзия никуда не направлена, она только передаёт внутренний мир автора, но не реализует какую-либо миссию. Более того, сам по себе творческий процесс переменчив, что передано с помощью метафоры «капризной птицы лёт, туманом занесённый».
Таким образом, творчество в понимании Андрея Белого – это сложный, непредсказуемый и глубоко личный путь, который, однако, имеет огромное значение для того, кто им следует.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Август 1903
Серебряный Колодезь
Священные дни
Посвящается П.А. Флоренскому
Ибо в те дни будет такая скорбь,
какой не было от начала творения.
Марк XIII, 19
Бескровные губы лепечут заклятья.
В рыданье поднять не могу головы я.
Тоска. О, внимайте тоске, мои братья.
Священна она в эти дни роковые.
В окне дерева то грустят о разлуке
на фоне небес неизменно свинцовом,
то ревмя ревут о Пришествии Новом,
простерши свои суховатые руки.
Порывы метели суровы и резки
Ужасная тайна в душе шевелится.
Задерни, мой брат, у окна занавески:
а то будто Вечность в окошко глядится.
О, спой мне, товарищ! Гитара рыдает.
Прекрасны напевы мелодии страстной.
Я песне внимаю в надежде напрасной…
А там… за стеной… тотже голос взывает.
Не раз занавеска в ночи колыхалась.
Я снова охвачен напевом суровым,
Напевом веков о Пришествии Новом…
И Вечность в окошко грозой застучалась.
Куда нам девать свою немощь, о братья?
Куда нас порывы влекут буревые?
Бескровные губы лепечут заклятья.
Священна тоска в эти дни роковые.
1901
На закате
Бледно-красный, весенний закат догорел.
Искрометной росою блистала трава.
На тебя я так грустно смотрел.
Говорит неземные слова.
Замерла ты, уйдя в бесконечный простор.
Я все понял Я знал, что расстанемся мы.
Мне казалось — твой тающий взор
видел призрак далекой зимы.
Замолчала… А там степь цвела красотой.
Все. синея, сливалось с лазурью вдали.
Вдоль заката тоскливой мечтой
догоревшие тучки легли.
Ты, вставая, сказала мне. «Призрак… обман…»
Я поник головой Навсегда замолчал.
И холодный, вечерний туман
над сырыми лугами вставал.
Ты ушла от меня. Между нами года.
Нас с тобой навсегда разлучили они.
Почему же тебя, как тогда,
я люблю в эти серые дни?
Апрель 1901
Москва
Подражание Вл. Соловьеву
Тучек янтарных гряда золотая
в небе застыла, и дня не вернуть.
Ты настрадалась: усни, дорогая…
Вечер спустился. В тумане наш путь
Пламенем желтым сквозь ветви магнолий
ярко пылает священный обет.
Тают в душе многолетние боли,
точно звезды пролетающий след.
Горе далекою тучею бурной
к утру надвинется Ветром пахнет
Отблеск зарницы лилово-пурпурной
вспыхнет на небе и грустно заснет.
Здесь отдохнем мы. Луна огневая
не озарит наш затерянный путь.
Ты настрадалась, моя дорогая,
Вечер спускается. Время уснуть.
1902
Москва
Любовь («Был тихий час. У ног шумел прибой…»)
Был тихий час. У ног шумел прибой.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
«Мы встретимся… До нового свиданья…»
То был обман. И знали мы с тобой,
что навсегда в тот вечер мы прощались.
Пунцовым пламенем зарделись небеса.
На корабле надулись паруса
Над морем крики чаек раздавались.
Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
Мелькал корабль, с зарею уплывавший
средь нежных, изумрудно-пенных волн,
как лебедь белый, крылья распластавший.
И вот его в безбрежность унесло.
На фоне неба бледно-золотистом
вдруг облако туманное взошло
и запылало ярким аметистом.
1901 или 1902
Москва
Ясновидение
Милая, — знаешь ли — вновь
видел тебя я во сне?..
В сердце проснулась любовь.
Ты улыбалася мне.
Где-то в далеких лугах
ветер вздохнул обо мне.
Степь почивала в слезах.
Ты замечталась во сне.
Ты улыбалась, любя.
помня о нашей весне
Благословляя тебя,
был я весь день как во сне.
Май 1902
Москва
Мои слова
Мои слова — жемчужный водомет,
средь лунных снов бесцельный,
но вспененный, —
капризной птицы лёт,
туманом занесенный.
Мои мечты — вздыхающий обман,
ледник застывших слез, зарей горящий —
безумный великан.
на карликов свистящий.
Моя любовь — призывно-грустный звон,
что зазвучит и у летит куда-то, —
неясно-милый сон,
уж виданный когда-то.
Май 1901
Серебряный Колодезь
С.М. Соловьеву
Сердце вещее радостно чует
призрак близкой, священной войны.
Пусть холодная вьюга бунтует —
Мы храним наши белыесны.
Нам не страшно зловещее око
великана из туч буревых.
Ах, восстанут из тьмы два пророка.
Дрогнет мир от речей огневых.
И на северных бедных равнинах
разлетится их клич боевой
о грядущих, священных годинах,
о последней борьбе мировой.
Сердце вещее радостно чует
призрак близкой, священной войны.
Пусть февральская вьюга бунтует —
мы храним наши белыесны.
Источник
Август 1903
Серебряный Колодезь
Священные дни
Посвящается П.А. Флоренскому
Ибо в те дни будет такая скорбь,
какой не было от начала творения.
Марк XIII, 19
Бескровные губы лепечут заклятья.
В рыданье поднять не могу головы я.
Тоска. О, внимайте тоске, мои братья.
Священна она в эти дни роковые.
В окне дерева то грустят о разлуке
на фоне небес неизменно свинцовом,
то ревмя ревут о Пришествии Новом,
простерши свои суховатые руки.
Порывы метели суровы и резки
Ужасная тайна в душе шевелится.
Задерни, мой брат, у окна занавески:
а то будто Вечность в окошко глядится.
О, спой мне, товарищ! Гитара рыдает.
Прекрасны напевы мелодии страстной.
Я песне внимаю в надежде напрасной…
А там… за стеной… тотже голос взывает.
Не раз занавеска в ночи колыхалась.
Я снова охвачен напевом суровым,
Напевом веков о Пришествии Новом…
И Вечность в окошко грозой застучалась.
Куда нам девать свою немощь, о братья?
Куда нас порывы влекут буревые?
Бескровные губы лепечут заклятья.
Священна тоска в эти дни роковые.
1901
На закате
Бледно-красный, весенний закат догорел.
Искрометной росою блистала трава.
На тебя я так грустно смотрел.
Говорит неземные слова.
Замерла ты, уйдя в бесконечный простор.
Я все понял Я знал, что расстанемся мы.
Мне казалось — твой тающий взор
видел призрак далекой зимы.
Замолчала… А там степь цвела красотой.
Все. синея, сливалось с лазурью вдали.
Вдоль заката тоскливой мечтой
догоревшие тучки легли.
Ты, вставая, сказала мне. «Призрак… обман…»
Я поник головой Навсегда замолчал.
И холодный, вечерний туман
над сырыми лугами вставал.
Ты ушла от меня. Между нами года.
Нас с тобой навсегда разлучили они.
Почему же тебя, как тогда,
я люблю в эти серые дни?
Апрель 1901
Москва
Подражание Вл. Соловьеву
Тучек янтарных гряда золотая
в небе застыла, и дня не вернуть.
Ты настрадалась: усни, дорогая…
Вечер спустился. В тумане наш путь
Пламенем желтым сквозь ветви магнолий
ярко пылает священный обет.
Тают в душе многолетние боли,
точно звезды пролетающий след.
Горе далекою тучею бурной
к утру надвинется Ветром пахнет
Отблеск зарницы лилово-пурпурной
вспыхнет на небе и грустно заснет.
Здесь отдохнем мы. Луна огневая
не озарит наш затерянный путь.
Ты настрадалась, моя дорогая,
Вечер спускается. Время уснуть.
1902
Москва
Любовь («Был тихий час. У ног шумел прибой…»)
Был тихий час. У ног шумел прибой.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
«Мы встретимся… До нового свиданья…»
То был обман. И знали мы с тобой,
что навсегда в тот вечер мы прощались.
Пунцовым пламенем зарделись небеса.
На корабле надулись паруса
Над морем крики чаек раздавались.
Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.
Мелькал корабль, с зарею уплывавший
средь нежных, изумрудно-пенных волн,
как лебедь белый, крылья распластавший.
И вот его в безбрежность унесло.
На фоне неба бледно-золотистом
вдруг облако туманное взошло
и запылало ярким аметистом.
1901 или 1902
Москва
Ясновидение
Милая, — знаешь ли — вновь
видел тебя я во сне?..
В сердце проснулась любовь.
Ты улыбалася мне.
Где-то в далеких лугах
ветер вздохнул обо мне.
Степь почивала в слезах.
Ты замечталась во сне.
Ты улыбалась, любя.
помня о нашей весне
Благословляя тебя,
был я весь день как во сне.
Май 1902
Москва
Мои слова
Мои слова — жемчужный водомет,
средь лунных снов бесцельный,
но вспененный, —
капризной птицы лёт,
туманом занесенный.
Мои мечты — вздыхающий обман,
ледник застывших слез, зарей горящий —
безумный великан.
на карликов свистящий.
Моя любовь — призывно-грустный звон,
что зазвучит и у летит куда-то, —
неясно-милый сон,
уж виданный когда-то.
Май 1901
Серебряный Колодезь
С.М. Соловьеву
Сердце вещее радостно чует
призрак близкой, священной войны.
Пусть холодная вьюга бунтует —
Мы храним наши белыесны.
Нам не страшно зловещее око
великана из туч буревых.
Ах, восстанут из тьмы два пророка.
Дрогнет мир от речей огневых.
И на северных бедных равнинах
разлетится их клич боевой
о грядущих, священных годинах,
о последней борьбе мировой.
Сердце вещее радостно чует
призрак близкой, священной войны.
Пусть февральская вьюга бунтует —
мы храним наши белыесны.
Источник
*** «Ìîè ñëîâà  æåì÷óæíûé âîäîì¸ò»
 âîñïîìèíàíèÿõ îá Àíäðåå Áåëîì, îçàãëàâëåííûõ «Ïëåííûé äóõ», ìíîãîçíà÷íîìó òàëàíòó ïîýòà Ìàðèíà Öâåòàåâà ïîñòàâèëà â ñîîòâåòñòâèå ðÿä íåîäíîçíà÷íûõ îöåíîê:
 «È åù¸: ÷òî åìó áûëî Ìàðèíà Èâàíîâíà è äàæå Ìàðèíà, êîãäà îí äàæå ñîáñòâåííûì íè Áîðèñîì, íè Àíäðååì ñåáÿ íå îùóòèë, íè ñ îäíèì èç íèõ ñåáÿ íå îòîæäåñòâèë, íè â îäíîì èç íèõ ñåáÿ íå óçíàë, òàê è ïðîêà÷àëñÿ âñþ æèçíü ìåæäó íàðå÷¸ííûì Áîðèñîì è ñîòâîð¸ííûì Àíäðååì, îòçûâàÿñü òîëüêî íà ÿ. <
>
 Äâîéñòâåííîñòü åãî íå òîëüêî ñêàçàëàñü íà Áîðèñå Íèêîëàåâè÷å Áóãàåâå è Àíäðåå Áåëîì, îíà áûëà âûçâàíà èìè.  Ñ êåì ãîâîðèòå? Ñî ìíîé, Áîðèñîì Íèêîëàåâè÷åì, èëè ñî ìíîé, Àíäðååì Áåëûì? Êîíå÷íî, è êàæäûé ïèøóùèé, è ÿ, íàïðèìåð, ìîãó ñêàçàòü: ñ êåì ãîâîðèòå, ñî ìíîé, Ìàðèíîé Öâåòàåâîé, èëè ìíîé  ìíîé (ÿ, Ìàðèíà Èâàíîâíà, äëÿ ñåáÿ òàê æå íå ñóùåñòâóþ, êàê äëÿ Àíäðåÿ Áåëîãî); íî è Ìàðèíà  ÿ, è Öâåòàåâà  ÿ, çíà÷èò, è Ìàðèíà Öâåòàåâà  ÿ. À Áåëûé äîëæåí áûë ðàçðûâàòüñÿ ìåæäó íàðå÷¸ííûì Áîðèñîì è ñàìîâîëüíî-îñîçäàííûì Àíäðååì. Ðàçîðâàëñÿ  íàâåê.
 Êàæäûé ëèòåðàòóðíûé ïñåâäîíèì ïðåæäå âñåãî îòêàç îò îò÷åñòâà, èáî îòöà íå âêëþ÷àåò, èñêëþ÷àåò. Ìàêñèì Ãîðüêèé, Àíäðåé Áåëûé  êòî èì îòåö?
 Êàæäûé ïñåâäîíèì, ïîäñîçíàòåëüíî,  îòêàç îò ïðååìñòâåííîñòè, ïîòîìñòâåííîñòè, ñûíîâíåñòè. Îòêàç îò îòöà. Íî íå òîëüêî îò îòöà îòêàç, íî è îò ñâÿòîãî, ïîä çàùèòó êîòîðîãî ïîñòàâëåí, è îò âåðû, â êîòîðóþ áûë êðåù¸í, è îò ñîáñòâåííîãî ìëàäåí÷åñòâà, è îò ìàòåðè, çâàâøåé Áîðÿ è íèêàêîãî Àíäðåÿ íå çíàâøåé, îòêàç îò âñåõ êîðíåé, òî ëè öåðêîâíûõ, òî ëè êðîâíûõ. Avant moi le dåluge! ß  ñàì!
 Ïîëíàÿ è ñòðàøíàÿ ñâîáîäà ìàñêè: ëè÷èíû: íå-ñâîåãî ëèöà. Ïîëíàÿ áåçîòâåòñòâåííîñòü è ïîëíàÿ áåççàùèòíîñòü.
 Íå ýòîãî ëè èñêàë Àíäðåé Áåëûé ó äîêòîðà Øòåéíåðà, íå îòöà ëè, ñîåäèíÿÿ â í¸ì è çàùèòíèêà çåìíîãî, è çàñòóïíèêà íåáåñíîãî, îò êîòîðûõ, îáîèõ, íà çàðå ñâîèõ äíåé ñòîëü âäîõíîâåííî è äåðçíîâåííî îòð¸êñÿ?»
 (Ì. È. Öâåòàåâà. «Ïëåííûé äóõ». Ñ. 264265)
Â. Ô. Õîäàñåâè÷, ê êîòîðîìó À. Áåëûé èçäàâíà «÷óâñòâîâàë âçäðîã» è êîòîðûé êàçàëñÿ åìó «ïîðîþ þíöîì, óáåæàâøèì èç ñêëåïà, ãäå îí ïîçíàêîìèëñÿ óæå ñ ÷åðâ¸ì», èçîáëè÷àë ïîýòà ñ ïðÿìîòîé è çíàíèåì äåëà:
«Âñå àâòîáèîãðàôè÷åñêèå ðîìàíû, íà÷èíàÿ ñ Ïåòåðáóðãà è êîí÷àÿ Ìîñêâîé ïîä óäàðîì, ïîëíû îòâðàòèòåëüíûìè óðîäàìè, îò÷àñòè âûìûøëåííûìè, îò÷àñòè ôàíòàñòè÷åñêè ïåðåñîçäàííûìè èç äåéñòâèòåëüíîñòè. Áîðüáà ñ íèìè, òî åñòü ñ íîñèìûì â äóøå çàðîäûøåì ïðåäàòåëüñòâà è îòöåóáèéñòâà, ñäåëàëàñü íà âñþ æèçíü îñíîâíîé, ãëàâíîé, öåíòðàëüíîé òåìîé âñåõ ðîìàíîâ Áåëîãî, çà èñêëþ÷åíèåì Ñåðåáðÿíîãî Ãîëóáÿ. Íè ñ ðåâîëþöèåé, íè ñ âîéíîé ýòà òåìà, ïî ñóùåñòâó, íå ñâÿçàíà è íè â êàêîì èñòîðè÷åñêîì îáðàìëåíèè íå íóæäàåòñÿ».
(Â. Ô. Õîäàñåâè÷. «Àíäðåé Áåëûé»)
 Ñóðîâûå ñóäüè, îíè æå áûëè ñâèäåòåëÿìè íåèñòîâîãî ôîêñòðîòà Àíäðåÿ Áåëîãî â ðàçíûõ áåðëèíñêèõ Dielen (òàíöåâàëüíûõ çàëàõ) â 1922-ì: «åãî ôîêñòðîò  ÷èñòåéøåå õëûñòîâñòâî: äàæå íå ñâèñòîïëÿñêà, à õðèñòîïëÿñêà» (Ì. Öâåòàåâà), «ïüÿíûå òàíöû», «÷óäîâèùíàÿ ìèìîäðàìà, ïîðîé äàæå íåïðèñòîéíàÿ», «ñèìâîëè÷åñêîå ïîïðàíèå ëó÷øåãî â ñàìîì ñåáå, êîùóíñòâî íàä ñîáîé, äüÿâîëüñêàÿ ãðèìàñà ñàìîìó ñåáå»  (Â. Õîäàñåâè÷),  «ñ õìóðûì ëèöîì â ïëÿñ ïóñòèëñÿ, ñòàðàÿñü ðàñòîïàòü ìëàäåí÷åñêèé ïëà÷; íî îí áóäòî çàòàïòûâàë æèçíü» (À. Áåëûé). Ôàíòàñòè÷åñêàÿ ïëÿñêà ïîýòà áûëà âûçâàíà îò÷àÿíüåì ïîñëå îêîí÷àòåëüíîãî ðàçðûâà ñ «äåðãîóìíîé áàðûøíåé» Àñåé Òóðãåíåâîé, óâëåêøåéñÿ ê òîìó âðåìåíè ìîëîäûì èìàæèíèñòîì, áûâøèì êðàñíûì êîìàíäèðîì À. Êóñèêîâûì (Êóñèêÿíîì). 
 Òàê ÷òî áûëî ñ ÷åãî â îðàíæåâîì ôðàêå îðàíãóòàíãîì îòïëÿñûâàòü òàíãî
* * *
 Ýñòðàäà: 
  ðÿä òåì: îäèí, äâà,  íîìåðà; òðè, ÷åòûðå, ïÿòü, øåñòü; íîâûé òðþê: 
  íîìåð ñåìü:  Òåìü!
 Îòñâåòà ìåðòâåëüíîãî ñèçîñòûëàÿ ñèíü: â íåé ÿâèëñÿ ìåë áåëûé,  íå ëè÷èêî, ìàëåíüêîå, ñ êóëà÷îê, ñëàáî äðÿáëåíüêèé; ïëîñêèå ïîëÿ øëÿïû âîøëè ïåðîì îãíåííûì ñ îãíåííûì è ïåðåêîøåííûì â ïåíèè ðîòèêîì â îòñâåòû áëåäíîãî è ñèçî-ñèíåãî ñâåòà:  ìåëîäåêëàìàöèÿ!
 Â îêíà
 Óäàðèòñÿ êàìåíü
 È âðóáèòñÿ
 Â äâåðè  òîïîð
 Èç îêîí ðàçèíåòñÿ 
 Ïëàìåíü
 Îò ø¸ëêîâûõ êðåñåë è
 Øòîð;
 Ôàðôîð;
 Èçóêðàøåííûé øàíäàë
 Âñ¸ 
 Ê ÷îðòîâîé ìàòåðè: âñ¸!
 Æåñòîêèé, æåëåçíûé ìîé
 Êàíäàë
 Óäàðèòñÿ â ñåðäöå 
  òâî¸!
(À. Áåëûé. «Ìàñêè»)
  Áåëûé  ïîêîéíèê,  óòâåðæäàë Ë. Ä. Òðîöêèé â ãàçåòå «Ïðàâäà»,  è íè â êàêîì äóõå îí íå âîñêðåñíåò.
  ëèòåðàòóðå íà÷àëà ÕÕ âåêà ïîñëå ðàññêàçîâ Ô. Êàôêè, ïðîçû Ë. Àíäðååâà è Ô. Ñîëîãóáà «îòâðàòèòåëüíûå óðîäû» ðîìàíîâ Àíäðåÿ Áåëîãî íå áûëè ÷ðåçâû÷àéíû. Êóëüìèíàöèîííûå ñöåíû åãî ïðîèçâåäåíèé  æóòêèå, íàòóðàëèñòè÷íûå, èñïîëíåííûå íàäðûâà  íàïèñàíû íà ñëîìå ïñèõèêè ïåðñîíàæåé. Ýòî âñåãäà âçðûâ, óáèéñòâî, ñòèõèÿ, áóíò ïðîòèâ ñîöèóìà è ñåáÿ ñàìîãî  âñ¸ ýòî ãðàíè÷èò ñ ñóìàñøåñòâèåì èëè, ñîáñòâåííî, áåçóìèå è îáíàðóæèâàåò. Îäíàêî èìåííî ýòè ïàðîêñèçìû äóøåâíîé áîëè è äóõîâíîé áåçûñõîäíîñòè ñîèçìåðÿþò ÿçûê õóäîæåñòâåííîé ïðîçû ïèñàòåëÿ  ïî-äðóãîìó, èíà÷å è ñêàçàòü-òî áûëî íåëüçÿ. Îòñþäà âñÿ ñëîæíîñòü íàððàòèâà è ìåòðèêè ñòðîê, âïå÷àòëåíèå ëè÷íîñòíîé äðàìû ðàññêàç÷èêà, à ìîæåò ÷òî è «íîñèìîãî â äóøå çàðîäûøà ïðåäàòåëüñòâà è îòöåóáèéñòâà». 
 «
Ñêîëüêèå ñáèâîì òàêèì çàñòàâëÿþò îòâåò÷èêà ãëóïî ðàçûãðûâàòü íåèñïîëíèìóþ ðîëü: êîëè òû î õâîñòå,  ñàäè â ãîëîâó; î ãîëîâå  ñàäè â õâîñò!
 Óçíà¸òå ñåáÿ, ìîè êðèòèêè?» (À. Áåëûé. «Ìàñêè»)
Ìîè ñëîâà
 Ìîè ñëîâà  æåì÷óæíûé âîäîì¸ò,
 ñðåäü ëóííûõ ñíîâ, áåñöåëüíûé,
       íî âñïåí¸ííûé, 
 êàïðèçíîé ïòèöû ë¸ò,
 òóìàíîì çàíåñ¸ííûé.
 Ìîè ìå÷òû  âçäûõàþùèé îáìàí,
 ëåäíèê çàñòûâøèõ ñë¸ç, çàð¸é ãîðÿùèé, 
 áåçóìíûé âåëèêàí,
 íà êàðëèêîâ ñâèñòÿùèé.
 Ìîÿ ëþáîâü  ïðèçûâíî-ãðóñòíûé çâîí,
 ÷òî çàçâó÷èò è óëåòèò êóäà-òî, 
 íåÿñíî-ìèëûé ñîí,
 óæ âèäàííûé êîãäà-òî.
 Ìàé 1901
        Ñåðåáðÿíûé Êîëîäåçü
 Äîðíàõ íå âûõîäèë èç ãîëîâû. Ïîýò óåçæàë, ÷òîáû ñêàçàòü áðàòüÿì àíòðîïîñîôàì î òÿæêèõ äóõîâíûõ ðîäàõ, ïåðåæèâàåìûõ Ðîññèåé, î ñòðàäàíèÿõ ìíîãîìèëëèîííîãî íàðîäà. Îí õîòåë îòêðûòü èì ãëàçà íà Ðîññèþ, ïî÷èòàÿ ñåáÿ ïîñëîì îò Ðîññèè ê àíòðîïîñîôèè, à óñëûøàë õîëîäíîå «Íó, êàê äåëà?»
 Â. Ô. Õîäàñåâè÷ ñâèäåòåëüñòâóåò:
 «Ïî âñÿêîìó ïîâîäó îí ìûñëèþ âîçâðàùàëñÿ ê Øòåéíåðó. Îäíàæäû, åäó÷è ñî ìíîé â Undergrunde è íå÷àÿííî ïîñòóïàÿ âïîëíå ïî-ïðóòêîâñêè: ðóññêèå, îêðóæàþùèì íåïîíÿòíûå ñëîâà øåï÷à íà óõî, à íåìåöêèå âûêðèêèâàÿ íà âåñü âàãîí,  îí ñêàçàë ìíå:
  Õî÷åòñÿ âîò ïîåõàòü â Äîðíàõ äà êðèêíóòü ä-ðó Øòåéíåðó, êàê óëè÷íûå ìàëü÷èøêè êðè÷àò: Íårr Doktor, Sie sind ein alter Affe!
 Îí ñëîâíî ñòàðàëñÿ ïàäàòü âñ¸ íèæå. Êàê çíàòü, ìîæåò áûòü, è íàäåÿëñÿ: óñëûøàò, îêëèêíóò
 Íî Äîðíàõ íå ñíèñõîäèë ñî ñâîèõ âûñîò, à Áåëûé æèë êàê íà óãîëüÿõ. Ñâîè ñòðàäàíèÿ îí âûêðèêèâàë â ôîðòî÷êó  òî â âèäå ïëîõèõ ñòèõîâ ñ ðåäêèìè ïðîáëåñêàìè ãåíèàëüíîñòè, òî â âèäå áåñ÷èñëåííûõ èñïîâåäåé. Îí èñïîâåäîâàëñÿ, âûâîðà÷èâàÿ äóøó, êîìó ïîïàëî, ïîðîé ïîëóçíàêîìûì è âîâñå íåçíàêîìûì ëþäÿì: ñîñåäÿì ïî òàáëüäîòó, íî÷íûì ãóëÿêàì, ñìàçëèâûì ïàíñèîíñêèì ãîðíè÷íûì, èíîñòðàííûì æóðíàëèñòàì. Ïîëóâëþáèëñÿ â íåêóþ Mariechen, áîëåçíåííóþ, çàïóãàííóþ äåâóøêó, äî÷ü ñîäåðæàòåëÿ ìàëåíüêîé ïèâíîé; îíà ñìóùàëàñü ÷óòü íå äî ñë¸ç, êîãäà Íårr Ðrofessor, ëîìàÿ åé ïàëüöû ñâîèìè ëàïèùàìè, îòïëÿñûâàë ñ íåþ íåèñòîâûå òàíöû, à ìåæäó òàíöàìè, îñóøàÿ êðóæêó çà êðóæêîé, ðàññêàçûâàë åé, òî ðû÷à, òî øèïÿ, òî âèçæà, âñ¸ îäíó è òó æå çàïóòàííóþ èñòîðèþ, â êîòîðîé îíà íè÷åãî íå ïîíèìàëà. Çàìå÷àòåëüíî, ÷òî è âñå ýòè ëþäè, òîæå íè÷åãî íå ïîíèìàâøèå, çàñëóøèâàëèñü åãî, ÷óÿ, ÷òî ïüÿíåíüêèé Íårr Ðrofessor  íå ïðîñòîé ÷åëîâåê. Âîçâðàùàÿñü äîìîé, ðàçäåâàëñÿ îí äîãîëà è îïÿòü ïëÿñàë, âûïëÿñûâàÿ ñâî¸ íåñ÷àñòèå. Ýòî äëèëîñü ìåñÿöàìè. Õîòåëîñü èíîãäà ïîæàëåòü, ÷òî ó íåãî òàêîå íåèññÿêàåìîå ôèçè÷åñêîå çäîðîâüå: óæ ëó÷øå áû çàáîëåë, ñâàëèëñÿ».
(Â. Ô. Õîäàñåâè÷. «Àíäðåé Áåëûé»)
Ïóñòîé ïðîñòîð
 Ðîé ñåðûõ ñ¸ë
 Ìàÿ÷èò
 Â ãîëûé äîë;
 Ïîðûâû ïûëè;
 Âûðûâû êîâûëè.
 Ñþäà îòäàé áóíòóþùèé
 Ãëàãîë 
  ìàÿ÷àùèå,
 Äóþùèå
 쑈֏
 Ïðîêîïû, òîð÷èíû, 
 Ïåñêè
 Ìàÿ÷àò òð¸ïû òó÷
 Íà äèêî ñèçîì íåáå
 È òî÷íî 
 Ñêîðáíî ñêîð÷åíû 
 Ëåñêè;
 È òî÷íî 
 Ëó÷
 Íà íåäîæàòîì õëåáå.
 Øàòí¸ò ëèñòâîþ
 ¨ðçíóâøàÿ
 Æóòü;
 Â ïóñòîé îâðàã
 Ïî ñîðíûì êîñîãîðàì
 Òå÷¸ò ðó÷åé, 
 Çàì¸ðçíóâøàÿ
 Ðòóòü
 Ìîé øàëûé øàã 
 Â ðàçëîì
 Ïóñòûõ
 Ïðîñòîðîâ.
 Ñòðàõ,
 Êàê øàðàõ ìûøåé  â ïóñòûõ
 Ïàðàõ,
 Ïîâèñíóâøèõ, êàê ñèçûé êàìåíü,
 Â íåáå
 Íî ãðÿíåò
 Ãðîì,
 È ñòàíåò
 Ïëàìåíü
 Â ïðàõ 
 Åðîøèòü:  ìãëîé
 Ñâîé,
 ßñíîêðàñíûé
 Ãðåáåíü
1908, 1925
 Ñîâñåì ñåäîé, íåêîòîðîå âðåìÿ îí æèë â Öîññåíå, ïîä Áåðëèíîì, íåäàëåêî îò êëàäáèùà, â äîìå êàêîãî-òî ãðîáîâùèêà. Ãëàçà åãî âûöâåëè. Ñòðàõ, òîñêà è òðåâîãà îäîëåâàëè  åìó êàçàëîñü, ÷òî çà íèì ñëåäÿò. Îí áîÿëñÿ íî÷åâàòü îäèí. Êòî çíàåò, áûëà ëè çà íèì óñòàíîâëåíà ñëåæêà? Ñäâèãè â ïñèõèêå çàìå÷àëè ìíîãèå, ñëåæêó  îäèí Áåëûé.
  Ãóáà  ïðèíàäëåæíîñòü åäàëüíàÿ; ôåéåðâåðê ñëîâ â íåé  îòêóäà?
 Ýìèãðàöèÿ æåëàëà ïðîâîçãëàñèòü åãî, ïî êðàéíåé ìåðå, åñëè íå «êîðîë¸ì ñèìâîëèçìà», òî «íîâûì ðóññêèì Ãîãîëåì». Êðàñíûå íàðêîìû æåëàëè âèäåòü åãî ñíîâà â Ðîññèè, âåäü åñëè áû íå óäàëîñü ñäåëàòü èç Áåëîãî «êðàñíîãî Ïóøêèíà», òî ó ýìèãðàöèè õîòÿ áû íå ñòàëî ñâîåãî Ãîãîëÿ. 
 «Îí, ñòàëî áûòü, òîëüêî âî ñíå ïåðåæèë ìèðîâóþ êóëüòóðó èç äåáðè ñâîåé äîïîòîïíîé; èëü
?
   äîèñòîðè÷åñêîé áåçäíå, ìîé áàòþøêà, ìû: â ëåäíèêîâîì ïåðèîäå-ñ, ãäå åù¸ ñíèòñÿ, â êðåäèò, ïîêà ÷òî, ñîí î òîì, ÷òî êàêàÿ-òî, ÷îðò ïîáåðè, åñòü êóëüòóðà!
 Îïÿòü,  òî÷íî ìîëíèÿ: ïàìÿòü î ïàìÿòè 
  ðîò áûë çàêë¸ïàí.
 Íåò, íåò,  ìèëëèîííîãîëîâîå ãîðëî,  íå æåðëà îðóäèé,  ðûêàëî îïÿòü íà íåãî èç-ïîä ñëîâ Ãàëçàêîâà: íå æåðëà îðóäèé, êîòîðûìè áðþõè è ãðóäè ðâàëèñü; è îò ì¸ðòâîãî ïîëÿ âñòàâàëà îíà, ãîëîâà ïåðåòåðçàííîãî.
 Íå åãî ðîò çàêë¸ïàí, à ìèð åñòü çàêë¸ïàííûé ðîò!»
(À. Áåëûé. «Ìàñêè»)
Ìåëàíõîëèÿ
Ì. ß. Øèêó
 Ïóñòååò ê óòðó ðåñòîðàí.
 Àòëàñàìè ñâîèìè ôåè
 Øóøóêàþò. Ðåâ¸ò îðãàí.
 Òàðåëêàìè ãðåìÿò ëàêåè 
 Ìåæ êàáèíåòàìè. Êàê òåíü,
 Áðîæó â äûìíîòåêóùåé ñåòè.
 Óæ ñêîðî çîëîòèñòûé äåíü
 Óäàðèòñÿ îá îêíà ýòè,
 Ïåðåñå÷¸ò ïåðñòàìè ãàðü,
 Íà çåðêàëå áëåñí¸ò àëìàçîì
 Òàì:  ãàçîâûé â îêíå ôîíàðü
 Îãíèñòûì äîçèðàåò ãëàçîì.
 Íàä ãîðîäîì âñòàþò ñ çåìëè, 
 Íàä óëèöàìè êëóáû ãàðè.
 Âäàëè  íàä ãîëîâîé  âäàëè
 Îáðûâêè áåçîòâåòíûõ àðèé.
 È æèë, è óìèðàë â òîñêå,
 Ðûäàíèå íå îáíàðóæèâ.
 Òàì:  îòáëåñêè íà ïîòîëêå
 Ãèðëÿíäîþ âîçäóøíûõ êðóæåâ
 Ïðîòÿíóòñÿ. È âñ¸ íà ìèã
 Çàææ¸òñÿ æåëòîâàòûì ñâåòîì.
 Òàì  â çåðêàëå  ñòîèò äâîéíèê;
 Òàì âûðåçàííûì ñèëóýòîì 
 Ïðèáëèçèòñÿ, êèâàåò ìíå,
 Ëîìàåò â áåçûñõîäíîé ìóêå
 Â çåðêàëüíîé, â ÿñíîé ãëóáèíå
 Ñâîè ïðîòÿíóòûå ðóêè.
1904. Ìîñêâà
 Ëåíèíñêàÿ íîâàÿ ýêîíîìè÷åñêàÿ ïîëèòèêà, çàäà÷è ïðîñâåùåíèÿ è íàëàæèâàíèÿ æèçíè â ñòðàíå «îáùåñòâåííîé ñòûäëèâîñòè», íàøåäøåé âûõîä èç óæàñà ñîöèàëüíûõ ïîòðÿñåíèé è ãðàæäàíñêîé âîéíû, âîñòðåáîâàëè îáðàçîâàííûõ ìóæåé. Âåðíóòü Áåëîãî íàäî áûëî âî ÷òî áû òî íè ñòàëî. Ëè÷íîå åãî îäèíî÷åñòâî, ïîòðåáíîñòü ðàáîòàòü íà ðîäèíå, îáùàòüñÿ ñ ÷èòàþùåé ïóáëèêîé èãðàëè íà ðóêó áîëüøåâèêàì. 
 Ìèññèþ âîçâðàùåíèÿ ïîýòà â ðîäíûå ïåíàòû ïðåäñåäàòåëü êîëëåãèè Â×Ê ÃÏÓ Â. Ìåíæèíñêèé âîçëîæèë íà äàâíþþ ïîêëîííèöó ïîýòà Êëàâäèþ Íèêîëàåâíó Âàñèëüåâó. Îíà áåñïðåïÿòñòâåííî âûåõàëà â Áåðëèí è ñ ïåðâîãî ñâèäàíèÿ ïðèíÿëàñü óáåæäàòü «êîðîëÿ ñèìâîëèçìà», ÷òî åãî æä¸ò âñÿ Ðîññèÿ: íîâîå ïîêîëåíèå ÷èòàòåëåé æàæäåò âèäåòü âåëèêîãî ðóññêîãî ïèñàòåëÿ è ñëûøàòü åãî ïðîðî÷åñêîå ñëîâî. 
 À. Áåëûé îáðàòèëñÿ â ñîâåòñêîå êîíñóëüñòâî ñ ïðîñüáîé ðàçðåøèòü åìó âúåçä â Ðîññèþ. 1 àâãóñòà 1923-ãî òåëåãðàììà çà ïîäïèñüþ Íàðêîìïðîñà Ëóíà÷àðñêîãî óâåäîìèëà, ÷òî âúåçä ðàçðåø¸í.
 «È âîò, ãëÿäÿ ìå÷òàòåëüíî â òó áåñêðàéíîñòü òóìàíîâ, ãîñóäàðñòâåííûé ÷åëîâåê èç ÷¸ðíîãî êóáà êàðåòû âäðóã ðàñøèðèëñÿ âî âñå ñòîðîíû è íàä íåé âîñïàðèë; è åìó çàõîòåëîñü, ÷òîá âïåð¸ä ïðîëåòåëà êàðåòà, ÷òîá ïðîñïåêòû ëåòåëè íàâñòðå÷ó  çà ïðîñïåêòîì ïðîñïåêò, ÷òîáû âñÿ ñôåðè÷åñêàÿ ïîâåðõíîñòü ïëàíåòû îêàçàëàñü îõâà÷åííîé, êàê çìåèíûìè êîëüöàìè, ÷åðíîâàòî-ñåðûìè äîìîâûìè êóáàìè; ÷òîáû âñÿ, ïðîñïåêòàìè ïðèòèñíóòàÿ çåìëÿ, â ëèíåéíîì êîñìè÷åñêîì áåãå ïåðåñåêëà áû íåîáúÿòíîñòü ïðÿìîëèíåéíûì çàêîíîì; ÷òîáû ñåòü ïàðàëëåëüíûõ ïðîñïåêòîâ, ïåðåñå÷¸ííàÿ ñåòüþ ïðîñïåêòîâ, â ìèðîâûå áû øèðèëàñü áåçäíû ïëîñêîñòÿìè êâàäðàòîâ è êóáîâ: ïî êâàäðàòó íà îáûâàòåëÿ, ÷òîáû
 ÷òîáû
 Ïîñëå ëèíèè âñåõ ñèììåòðè÷íîñòåé óñïîêàèâàëà åãî ôèãóðà  êâàäðàò».
(À. Áåëûé. «Ïåòåðáóðã». Ñ. 17)
Õðèñòîñ âîñêðåñ
15
 Ñòðàíà ìîÿ
 Åñòü
 Ìîãèëà,
 Ïðîñòåðøàÿ
 Áëåäíûé
 Êðåñò, 
 Â ñóðîâûå ñâîäû
 Íåáà
 È 
 Â íåèçâåñòíîñòè
 Ìåñò.
 Îáâèëè óáîãèå
 Ìåñòíîñòè
 Áåäíûé,
 Óáîãèé Êðåñò 
 Â ñóõèå,
 Ñòðîãèå
 Êîëîñüÿ õëåáà,
 Âûòàðà÷èâàþùèå îêðåñò.
 Ñâÿòîå,
 Ïóñòîå
 Ìåñòî, 
 Â ñâÿòûíå
 Òâîè ñûíû!
 Ðîññèÿ,
 Òû íûíå
 Íåâåñòà
 Ïðèåìëè
 Âåñòü
 Âåñíû
 Çåìëè,
 Ïðîðäåéòå
 Öâåòàìè
 È ïðîçåëåíåéòå
 Áåð¸çàìè:
 Åñòü 
 Âîñêðåñåíèå
 Ñ íàìè 
 Ñïàñåíèå
 Èñõîäèò îãðîìíûìè ðîçàìè
 Ïðîðàñòàþùèé Êðåñò!
Î ïðîùàíèè è ïîñëåäíåì ïðèâåòå À. Áåëîãî èç Áåðëèíà âñïîìèíàëà Ì. È. Öâåòàåâà:
 «Íî áûë åù¸ îäèí ïðèâåò  ïîñëåäíèé. È ïðîùàíèå âñ¸-òàêè áûëî  è êàêîå áåëîâñêîå!
  íîÿáðå 1923 ãîäà  âîïëü, ïèñüìåííûé âîïëü â ÷åòûðå ñòðàíèöû, èç Áåðëèíà â Ïðàãó: Ãîëóáóøêà! Ðîäíàÿ! Òîëüêî Âû! Òîëüêî ê Âàì! Íàéäèòå êîìíàòó ðÿäîì, ãäå áû Âû íè áûëè  ðÿäîì, ÿ íå áóäó ìåøàòü, ÿ íå áóäó çàõîäèòü, ìíå òîëüêî íóæíî çíàòü, ÷òî çà ñòåíîé  æèâîå  æèâîå òåïëî!  Âû. ß èçìó÷åí! ß èñòåðçàí! Ê Âàì  ïîä êðûëî! (È òàê äàëåå, è òàê äàëåå, ïîëíûå ÷åòûðå ñòðàíèöû ëèðè÷åñêîãî âîïëÿ âïåðåìåæêó ñ ìëàäåí÷åñêè-áåñïîìîùíûìè ïðàêòè÷åñêèìè óêàçàíèÿìè è äàæå îïèñàíèÿìè âîæäåëåííîé êîìíàòû: ÷òîáû áûë ñòîë, ÷òîáû ýòîò ñòîë ñòîÿë, ÷òîáû áûëî îêíî, êóäà ãëÿäåòü, è, åñëè âîçìîæíî,  íå â ñòåíó êâàðòèðíîãî äîìà, íî åñëè ìî¸  â òàêóþ ñòåíó, òî ïóñòü è åãî, íè÷åãî, ëèøü áû ðÿäîì.) Ìîÿ æèçíü ýòîò ãîä   êîøìàð. Âû ìî¸ åäèíñòâåííîå ñïàñåíèå. Ñäåëàéòå ÷óäî! Óñòðîéòå! Óêðîéòå! Íàéäèòå, íàéäèòå êîìíàòó.
 Òîò÷àñ æå îòâåòèëà åìó, ÷òî êîìíàòà èìååòñÿ: ðÿäîì ñî ìíîé, íà âûñîêîì ïðàæñêîì õîëìó  Ñìèõîâå, ÷òî èç îêíà äåðåâüÿ è ïðîñòîðû: êîñîãîðû, îâðàãè, ñòàðèêè è ðåáÿòà ïóñêàþò çìååâ, ÷òî è ìû áóäåì ïóñêàòü
 ×òî Ì. Ë. Ñëîíèì ïî÷òè íàâåðíîå óñòðîèò åìó ÷åøñêóþ ñòèïåíäèþ â òûñÿ÷ó êðîí åæåìåñÿ÷íî, ÷òî îáåäàòü áóäåì âìåñòå è íèêîãäà íå áóäåì åñòü îâñà, ÷òî çàõîäèòü áóäåò, êîãäà çàõî÷åò, è äàæå, åñëè çàõî÷åò, íå âûõîäèòü, èáî îí ìíå äîðîæå äîðîãîãî è ðîäíåå ðîäíîãî, ÷òî â Ïðàãå àðõåîëîãè÷åñêîå ñâåòèëî  âîñüìèäåñÿòèëåòíèé Êîíäàêîâ, ÷òî ó ìåíÿ, êðîìå Êîíäàêîâà, åñòü äðóçüÿ, êîòîðûõ ÿ åìó ïîäàðþ è äàæå, åñëè íóæíî, îòäàì â ðàáñòâî
 ×åãî íå íàïèñàëà! Âñ¸ íàïèñàëà!
 Êîìíàòà æäàëà, ÷åøñêàÿ ñòèïåíäèÿ æäàëà. È ÷åõè æäàëè. È äðóçüÿ, îáðå÷¸ííûå íà ðàáñòâî, æäàëè.
 È ÿ  æäàëà.
 ×åðåç íåñêîëüêî äíåé, ðàñêðûâøè Ðóëü, ÷èòàþ â îòäåëå õðîíèêè, ÷òî òàêîãî-òî íîÿáðÿ 1923 ãîäà îòáûë â Ñîâåòñêóþ Ðîññèþ ïèñàòåëü Àíäðåé Áåëûé.
 Òàêîå-òî íîÿáðÿ áûëî òàêèì-òî íîÿáðÿ åãî âîïëÿ êî ìíå. Òî åñòü óåõàë îí èìåííî â òîò äåíü, êîãäà ïèñàë êî ìíå òî ïèñüìî â Ïðàãó. Ìîæåò áûòü, â âå÷åð òîãî æå äíÿ».
(Ì. È. Öâåòàåâà. «Ïëåííûé äóõ». Ñ. 267)
  È ÿ  âåðíóëñÿ â Ìîñêâó ñ ðåøåíèåì: ìíå áûòü â Ðîññèè. (Èç ïèñüìà À. Áåëîãî Ð. Â. Èâàíîâó-Ðàçóìíèêó).
  Íå Ïåòåðáóðã, íå Ìîñêâà  Ðîññèÿ: Ðîññèÿ è íå Ñêîòîïðèãîíüåâñê, íå ãîðîä Ïåðåäîíîâà, Ðîññèÿ íå ãîðîäîê Îêóðîâ, íå Ëèõîâ. Ðîññèÿ  ýòî Àñòàïîâî, îêðóæåííîå ïðîñòðàíñòâàìè; è ýòè ïðîñòðàíñòâà  íå ëèõèå ïðîñòðàíñòâà; ýòî ÿñíûå, êàê äåíü Áîæèé, ëó÷åçàðíûå ïîëÿíû. (À. Áåëûé. «Òðàãåäèÿ òâîð÷åñòâà. Äîñòîåâñêèé è Òîëñòîé». Öèò. ïî: Â. Ïèñêóíîâ. «Ãðîìû óïàäàþùåé ýïîõè». Ñ. 434).
 Çíàêè Çîäèàêà
 Ñòðîÿò íàì ñóäüáó:
 Âñÿêàÿ ñîáàêà
 Ëàåò íà ëóíó.
 Èñòèíû äâîÿêîé
 Êîðåíü åñòü âî âñ¸ì:
 Â êîðíå âçÿòü,  ñîáàêà,
 Íå äåðèñü ñ êîòîì.
(À. Áåëûé. «Ìàñêè»)
 Ïåðåä ñàìûì îòïðàâëåíèåì ïîåçäà â ñòðàíó-ìîãèëó ïîýò âûïðûãíóë èç âàãîíà ñ êðèêîì:
  Íåò, íå ñåé÷àñ
 Íå ñåé÷àñ
 Ýòî áûëî îäíî èç åãî ïðîðî÷åñêèõ îçàðåíèé.
 Åãî âòÿíóëè â âàãîí óæå íà õîäó. 
 Îí çíàë:
  Âû äóìàåòå, ÷òî ãèáåëü Ðîññèè ïîäãîòîâëÿåòñÿ íàì â óïîâàíèè ñîöèàëüíîãî ðàâåíñòâà. Êàê áû íå òàê? Íàñ õîòÿò ïðîñòî-íàïðîñòî ïðèíåñòè â æåðòâó äèàâîëó. (À. Áåëûé. «Ïåòåðáóðã». Ñ. 165)
Îò÷àÿíüå
Å. Ï. Áåçîáðàçîâîé
 Âåñ¸ëûé, èñêðîì¸òíûé ë¸ä.
 Íî ñåðäöå  ëåäÿíèñòûé ñëèòîê.
 Ïóñòü âüþãà áåëîöâåò ìåò¸ò, 
 Âçðåâ¸ò; è ðàçâåðí¸ò ñâîé ñâèòîê.
 Ñðûâàåòñÿ: êèïèò ñóãðîá,
 Ïóðãîâûì êðóæåâîì êëîêî÷åò,
 Ïóðãîé îêóðèâàåò ëîá,
 Çàâü¸òñÿ â íî÷ü è ïðîõîõî÷åò.
 Äâîéíèê ìîé ãîíèòñÿ çà ìíîé;
 Îí íà çàáîðå ïðîìåëüêàåò,
 Ñêîëüçí¸ò âäîëü õëàäíîé ìîñòîâîé
 È, óäëèíèâøèñü, âäðóã èñòàåò.
 Äóøà, îñòàíîâèñü  çàìðè!
 Ñëåïèòå, ñíåãîâûå õëîïüÿ!
 Âîíçàéòå â íåáî, ôîíàðè,
 Ëó÷åé íàòî÷åííûå êîïüÿ!
 Îòöâåòøèõ, îòãîðåâøèõ äíåé
 Îñòàëàñü ïåñíÿ íåäîïåòà.
 Ïëÿøèòå, óëè÷íûõ îãíåé
 Íà ñêîëüçêèõ ïëèòàõ èãëû ñâåòà!
                 1904
              Ìîñêâà
À â ýòî âðåìÿ
 «Â Ìîñêâå ïîýòû, õóäîæíèêè, ðåæèññ¸ðû è êðèòèêè äðàëèñü çà ñâîþ âåðó â èñêóññòâî ñ ôàíàòèçìîì ïåðâûõ êðåñòîíîñöåâ.
 Òðèáóíû äëÿ îðàòîðîâ ñòîÿëè â êîíñåðâàòîðèè, â Êîëîííîì çàëå áûâøåãî Áëàãîðîäíîãî ñîáðàíèÿ, â Ïîëèòåõíè÷åñêîì ìóçåå, â òð¸õ ïîýòè÷åñêèõ êàôå è íà ñöåíàõ ãîñóäàðñòâåííûõ òåàòðîâ â äíè, ñâîáîäíûå îò ñïåêòàêëÿ.
 Íàðîäíûå êîìèññàðû ïåðâîãî â ìèðå ñîöèàëèñòè÷åñêîãî ãîñóäàðñòâà è ñðåáðîâîëîñûå ìýòðû ðîññèéñêîãî ñèìâîëèçìà: Áðþñîâ, Áàëüìîíò è Àíäðåé Áåëûé  ñàìîçàáâåííî ñïîðèëè ñ þíîøàìè-ïîýòàìè èç Ïåíçû è Ðÿçàíè, âîçãëàøàâøèìè ýðó îáðàçà, è íå ìåíåå ãîðÿ÷î  ñ íåñîâåðøåííîëåòíèìè ïîýòåññàìè èç Íàõè÷åâàíè, âåðóþùèìè â íè÷åãî».
(À. Á. Ìàðèåíãîô. «Ìîé âåê, ìîÿ ìîëîäîñòü, ìîè äðóçüÿ è ïîäðóãè». Ñ. 217)
  Â êîì íåò èãðû, òîò åäâà ëè ñïîñîáåí ê êóëüòóðå
 14 ÿíâàðÿ 1924 ãîäà íà ñöåíå Òåàòðà Âñ. Ìåéåðõîëüäà Àíäðåé Áåëûé áûë îñâèñòàí  òàê åãî âñòðåòèëà ìîñêîâñêàÿ ðåâîëþöèîííàÿ ìîëî䏿ü: íè÷åâîêè è íè÷¸äåëû. Áëåäíûé, âåñü ñæàòûé, ïîýò ñòîÿë çà ëåêòîðñêèì ñòîëîì è íå ìîã âûìîëâèòü íè ñëîâà.
  Âîëîñû äûáîì!
  Óì äûáîì: îò ýòîãî  âîëîñû äûáîì!..
 «Ïîìíèòñÿ, â òîò ïåðèîä ïðèøëîñü åìó ðàçâèâàòü ïàðàäîêñàëüíåéøóþ òåîðèþ î íåîáõîäèìîñòè ðàçðóøèòü êóëüòóðó, ïîòîìó ÷òî ïåðèîä èñòîðèåé èçæèòîãî ãóìàíèçìà çàêîí÷åí è êóëüòóðíàÿ èñòîðèÿ òåïåðü ñòîèò ïåðåä íàìè, êàê âûâåòðåííûé òðóõëÿê: íàñòóïàåò ïåðèîä çäîðîâîãî çâåðñòâà, ïðîáèâàþùèéñÿ èç ò¸ìíîãî íàðîäíîãî íèçà (õóëèãàíñòâî, áóéñòâî àïàøåé), èç àðèñòîêðàòè÷åñêèõ âåðõîâ (áóíò èñêóññòâ ïðîòèâ óñòàíîâëåííûõ ôîðì, ëþáîâü ê ïðèìèòèâíîé êóëüòóðå, ýêçîòèêà) è èç ñàìîé áóðæóàçèè (âîñòî÷íûå äàìñêèå ìîäû, êýê-óîê  íåãðñêèé òàíåö: 38 è  äàëåå); Àëåêñàíäð Èâàíîâè÷ â ýòó ïîðó ïðîïîâåäîâàë ñîææåíèå áèáëèîòåê, óíèâåðñèòåòîâ, ìóçååâ; ïðîïîâåäîâàë îí è ïðèçâàíüå ìîíãîëîâ (âïîñëåäñòâèè îí èñïóòàëñÿ ìîíãîëîâ). Âñå ÿâëåíèÿ ñîâðåìåííîñòè ðàçäåëÿëèñü èì íà äâå êàòåãîðèè: íà ïðèçíàêè óæå èçæèòîé êóëüòóðû è íà çäîðîâîå âàðâàðñòâî, ïðèíóæä¸ííîå ïîêà òàèòüñÿ ïîä ìàñêîþ óòîí÷¸ííîñòè (ÿâëåíèå Íèöøå è Èáñåíà) è ïîä ýòîþ ìàñêîþ çàðàæàòü ñåðäöà õàîñîì, óæå òàéíî âçûâàþùèì â äóøàõ.
 Àëåêñàíäð Èâàíîâè÷ ïðèãëàøàë ïîñíÿòü ìàñêè è îòêðûòî áûòü ñ õàîñîì.
 Ïîìíèòñÿ, ýòî æå îí ïðîïîâåäîâàë è òîãäà, â ãåëüñèíãôîðññêîé êîôåéíå; è êîãäà åãî êòî-òî ñïðîñèë, êàê îòí¸ññÿ áû îí ê ñàòàíèçìó, îí îòâåòèë:
  Õðèñòèàíñòâî èçæèòî: â ñàòàíèçìå åñòü ãðóáîå ïîêëîíåíèå ôåòèøó, òî åñòü çäîðîâîå âàðâàðñòâî
»
 (À. Áåëûé. «Ïåòåðáóðã». Ñ. 297)
Ðóñü
 Ïîëÿ ìîåé ñêóäíîé çåìëè
 Âîí òàì ïðåèñïîëíåíû ñêîðáè.
 Õîëìàìè ïðîñòðàíñòâà âäàëè
 Èçãîðáè, ðàâíèíà, èçãîðáè!
 Êîñìàòûé, äàë¸êèé äûìîê.
 Êîñìàòûå â äàëÿõ äåðåâíè.
 Òóìàíîâ êîñìàòûé ïîòîê.
 Ïðîñòîðû ãîë
