Мои обманчивые сны лермонтов анализ стихотворения

Мои обманчивые сны лермонтов анализ стихотворения thumbnail

Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.

Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сон.

История создания – это стихотворение написано незадолго до гибели Лермонтова, в 1841 году.

Тема стихотворения – смерть как завершение жизни, мистическое и фатальное.

Композиция – произведение состоит из двух частей. В первой лирический герой видит свою смерть, во второй прекрасная девушка наблюдает ту же картину в своем видении.

Жанр – мистическая лирика.

Стихотворный размер – пятистопный ямб.

Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.

Метафоры“дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Тема

Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.

Композиция

Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.

Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.

С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.

Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.

Жанр

Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.

При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.

Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.

Средства выразительности

Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной. Это:

  • Эпитеты – “полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп”.
  • Метафоры – “дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана”.

С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Стелла Ичмелян

    7/7

  • Alex Veinsis

    7/7

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 46.

Источник

Литературно – музыкальная композиция «Мои обманчивые сны…»

Екатерина Александровна Сушкова и Михаил Юрьевич Лермонтов

Читайте также:  Что делать если ребенок храпит во сне

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Соколова Людмила Валентиновна

Ведущий 1

Я встречу взор её прекрасных глаз

И, может быть, как знать…

В последний раз

Эти поэтические строки М. Ю. Лермонтов посвящает Екатерине Александровне Сушковой.

Душа юного поэта была открыта чувству любви, искала ее не страшась ошибиться, не боясь платы за любовь. Екатерине Сушковой было 18 лет, когда она впервые увидела Лермонтова — Мишеля, как тогда его звали родственники. Она была красивая, избалованная мужским вниманием, модно одетая черноглазая барышня.

Ведущий 2. Это случилось в Петербурге. Восемнадцатилетняя красавица уже была ослеплена своими успехами в свете. В своих «Записках» Сушкова вспоминала:

Чтец 1. «У Сашеньки (А. Верещагиной) встречала в это время ее двоюродного брата, неуклюжего косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой. Он учился в Университетском пансионе, но ученые его занятия не мешали ему быть почти каждый вечер нашим кавалером на гулянье и на вечерах… Я прозвала его своим чиновником по особым поручениям и отдавала ему на сбережение мою шляпу, мой зонтик, перчатки, но перчатки он часто затеривал, и я грозила отрешить его от вверенной ему должности…. Однажды Сашенька вдруг сказала мне:

– Как Лермонтов влюблен в тебя!

– Лермонтов! Да я не знаю его и, что всего лучше, в первый раз слышу его фамилию.

– Мишель! — закричала она. — Поди сюда, покажись. Catherinа утверждает, что она тебя еще не рассмотрела…

– Вас я знаю, Мишель, и знаю довольно, — сказала я вспыхнувшему от досады Лермонтову, — но мне ни разу не случалось слышать вашу фамилию, вот моя единственная вина, я считала вас, по бабушке, Арсеньевым.

– А его вина, — подхватила немилосердно Сашенька, — это красть перчатки петербургских модниц и вздыхать по них.

Мишель рассердился на нее и на меня и опрометью побежал домой…»

Ведущий 2. Так начался этот роман……

Летом Сушковы отправились в подмосковное имение, где их соседями оказались Столыпины-Арсеньевы. Молодые люди большой компанией гуляли и катались на лошадях, осматривали старинные окрестные монастыри. Екатерина Сушкова вспоминала:

Чтец 2. «Сашенька и я, мы обращались с Лермонтовым, как с мальчиком, хотя и отдавали полную справедливость его уму. Такое обращение бесило его до крайности, он домогался попасть в юноши в наших глазах, декламировал нам Пушкина, Ламартина и был неразлучен с огромным Байроном. Бродит, бывало, по тенистым аллеям и притворяется углубленным в размышления, хотя ни малейшее наше движение не ускользало от его зоркого взгляда…».

Ведущий 1. В те дни он посвятил Сушковой несколько стихотворений: «Благодарю!»

Благодарю!.. Вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла;

Хоть ты страстей моих не поняла,

Но за твое притворное вниманье

Благодарю!

В другом краю ты некогда пленяла,

Твой чудный взор и острота речей

Останутся навек в душе моей,

Но не хочу, чтобы ты мне сказала:

Благодарю!

Ведущий 1. Как-то они отправились пешком на богомолье… На четвертый день пришли в Лавру изнуренные и голодные, и там, возле монастыря на паперти, увидели слепого нищего:

Чтец 2. «Он дряхлой дрожащей рукой поднёс нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк перекрестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам Бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»

Ведущий 1. Помолясь святым угодникам, они поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и передохнуть. Все суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в хлопотах:

Чтец 1. «…он стоял на коленях перед столом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас… Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи…» «Нищий»:

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!..

Ведущий 2. Юношеская влюбленность Лермонтова в Сушкову отразилась в его стихотворениях. В 1830 г. Лермонтов посвящает Екатерине Александровне 11 стихотворений, составивших «сушковский цикл» его любовной лирики. Правда, Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее поэта, не скрывала своего насмешливого отношения к его любви; при этом она с восхищением говорила о его поэтических творениях:

Чтец 2. «Сашенька и я, мы первые преклонились перед его талантом и пророчили ему, что он станет выше всех его современников; с этих пор я стала думать о нем и о его грядущей славе…»

Читайте также:  Во сне плыть в ледяной воде

Ведущий 1. Лермонтов был увлечен Сушковой, еще не совсем понимая, во что может ввергнуть его непонятая и неоцененная любовь. Сушкова не была увлечена Лермонтовым, совершенно не понимая, какое отмщение ее может ждать, не постигая, как опасно оскорбить мечту и мечтателя. Лермонтов не хотел поступаться высотой оценки любви; Сушкова оставалась верной своему непритязательному взгляду, ей было странно, а подчас – смешно. Так встретились мечта и обыденная проза.

Ведущий 2. Старые знакомые встретились через четыре года в Петербурге. Лермонтов – так хорошо и недобро помнивший прошлое. Сушкова – теперь растерянная перед так и не складывающейся жизнью и оплошно зачислившая Лермонтова в возможные претенденты на ее руку. Лермонтов был уже офицером-гвардейцем. Сушкова оставалась все еще невестой на выданье. «Стансы»

Чтец 3.

. Взгляни, как мой спокоен взор,

Хотя звезда судьбы моей

Померкнула с давнишних пор

И с нею думы светлых дней.

Слеза, которая не раз

Рвалась блеснуть перед тобой,

Уж не придет, как этот час,

На смех подосланный судьбой.

Ведущий 1. В «Записках» Сушкова не скупится на откровенные заявления о пробудившейся любви к Лермонтову:

Чтец 2. «Все мои помышления были для Лермонтова. Я вспоминала малейшее его слово, везде видела его жгучие глаза, поцелуй его горел на моей руке, еще раздавался в ушах, отдавался в сердце, но я не признавалась себе, что люблю его».

Ведущий 1. Наконец кульминация. 26 декабря 1834 года происходит объяснение.

Чтец 2. «…Я ничего не помню из нашего несвязного объяснения, но счастье мое началось с того вечера. …я сказала ему, что люблю его больше жизни, больше чем любила мать и поклялась ему в неизменной верности».

«…я гордилась его любовью, он обогатил, он украсил жизнь мою, вот мой кумир, — он вдохнул бессмертную любовь в мою бессмертную душу».

Ведущий 2. Выслушаем теперь другую сторону. После первых встреч с Сушковой в Петербурге Лермонтов писал в Москву своей поверенной М.А. Лопухиной:

Чтец 3. «…Эта женщина – летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что попадется на пути! – Было время, когда она мне нравилась, теперь она меня почти принуждает за нею ухаживать… есть что-то в ее манерах, в ее голосе такое жесткое, отрывистое, изломанное, что отталкивает; страсть ей нравиться, перешла в удовольствие в том, чтобы ее компрометировать, чтобы видеть, как она запутывается в своих собственных сетях».

Ведущий 2. Лермонтов прекрасно понимал Сушкову. Игра. Он не хотел оказаться в проигрыше. Мысль о женитьбе на Сушковой была для Лермонтова неприемлемой.

Ведущий 1. Мы далеки от создания иконописного облика Лермонтова. Но была ли у кого-либо привилегия на биографию, в которой нет срывов? Стремясь постигнуть себя, существо своего сложного характера, поэт шел трудными путями, искал выходы. И этот поиск всегда был честным.

Так печально закончился этот «роман», о котором поэт сказал: «Возможно ль! первую любовь// Такою горечью облить…»

«Итак, прощай! впервые этот звук»

Итак, прощай! впервые этот звук

Тревожит так жестоко грудь мою.

Прощай! шесть букв приносят столько мук,

Уносят все, что я теперь люблю.

Я встречу взор ее прекрасных глаз

И может быть… как знать… в последний раз!

Источник

1. История создания

Стихотворение «Сон» было создано поэтом незадолго до гибели, в 1841 году.

Уезжая во вторую ссылку на Кавказ, М.Ю. Лермонтов предчувствует свою гибель. Тем не менее, он вдохновенно пишет стихи, наполняя ими альбом, подаренный В. Одоевским перед отъездом. Среди последних произведений оказалось стихотворение «Сон».

Произведение было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году, спустя два года после смерти автора.

2. Литературное направление

Стихотворение «Сон» относится к романтическому направлению. Об этом говорит мистическое содержание произведения, вопросы жизни и смерти, любви и одиночества.

3. Род

Произведение М. Ю. Лермонтова «Сон» — синтез любовной и философской лирики. В нем поднимаются вечные вопросы человеческого бытия.

4. Жанр

Жанр: мистическое стихотворение.

Сон, предчувствия и реальность соединяются в нем воедино, создавая фантастическую картину происходящего.

5. Проблематика

В стихотворении поднимается несколько важных для каждого человека проблем.

  1. Проблема одиночества. Состояние главного героя противоестественно. Он умирает в одиночестве, вдали от родного края, друзей и любимой.
  2. Проблема смерти. Близкая смерть не страшит героя, а воспринимается им как некая неизбежность.
  3. Проблема любви. Между любящими людьми существует незримая прочная связь. Именно поэтому, теряя сознание, герой видит в забытьи любимую, а она представляет себе картину трагической смерти возлюбленного. Любовь оказывается сильнее смерти.

6. Тема

Стихотворение посвящено теме одиночества и смерти. Поэт, чувствуя себя одиноким при жизни, рисует грустную картину своей гибели.

Он с поразительной точностью описывает детали приближающихся трагических событий: южное палящее солнце, вершины гор и свинцовая пуля в груди поэта.

Читайте также:  Видеть во сне тыкву и кабачки

7. Идея

Основная идея стихотворения: смерть — неизбежность, которую надо понять и принять. Но человек не должен покидать этот мир в одиночестве.

8. Пафос

Стихотворение проникнуто пафосом грусти и печали. Судьба героя вызывает жалость и сочувствие.

9. Система образов

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Сон» два главных образа:

  1. Герой – рассказчик, который, умирая, видит сон.
  2. Приснившаяся ему грустная девушка, которой снится «знакомый труп».

Главным персонажам противопоставляются второстепенные герои. «Юные девы», собравшиеся на «вечерний пир», красивы, веселы и беспечны.

Образный ряд продолжается образом природы. Полдневный жар, горячий песок, желтые вершины гор, палящие лучи солнца — детали пейзажа дополняют общую картину трагических событий.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами являются рассказчик и девушка.

Рассказчик, молодой человек, умирающий в «долине Дагестана». Читателю почти ничего не известно об этом герое, волею судьбы принимающем смерть в чужом краю. Он одинок, несчастен и влюблен. Находясь между жизнью и смертью, молодой человек вспоминает самое дорогое: родные края, друзей, любимую. К ним стремится покидающая землю душа героя.

Молодая девушка грустна и печальна. Она не разделяет праздничное настроение подруг «увенчанных цветами». Ее душа далеко отсюда. Страшное предчувствие беды погружает ее в «грустный сон». Любовь помогает понять и увидеть трагические события: смерть близкого человека.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения, неведомый рассказчик, судьба которого будто предвосхищает судьбу самого автора. М.Ю. Лермонтов проявил мистическое предвидение, рассказывая об обстоятельствах своей гибели устами лирического героя.

Совсем скоро несчастный поэт, так же как и его лирический герой, будет лежать «с свинцом в груди» далеко от Родины. А в далеком северном городе будет страдать в разлуке Варвара Лопухина, любимая девушка М. Ю. Лермонтова.

12. Сюжет

Сюжетная линия стихотворения развивается последовательно.

Истекающий кровью человек лежит «на песке долины», истекая кровью. На его груди зияет глубокая рана. Умирающему снится странный сон.

Далее следует содержание сна. Герой видит родную сторону, праздник, огни, веселящихся людей, вспоминающих о нем в разговоре. И только одна девушка грустна и печальна. Ее душа, погруженная в «грустный сон», тоскует о любимом.

Последняя часть стихотворения передает содержание жуткого сна красавицы.
Сюжет стихотворения «Сон» статичен. События не развиваются: все происходит в одно и то же время.

13. Композиция

Произведение состоит из пяти четверостиший, и делится на три смысловые части:

  1. Первая и вторая строфа рисуют погибшего от пули молодого человека.
  2. Вторая и третья переносят читателя на «сияющий огнями вечерний пир», где сидит одинокая грустная девушка.
  3. Пятая рассказывает содержание сна юной незнакомки, который возвращает мысли читателя к картине смерти человека.

Подобную композицию можно назвать зеркальной. Герой видит во сне девушку, во сне которой отражается реальная картина происходящих с ним событий.

14. Художественное своеобразие произведения

Жуткая картина смерти в стихотворении М Ю. Лермонтова не воспринимается как трагедия. Мы чувствуем, что герой переходит в некое состояние вечного покоя.

В тексте нет ни восклицательных предложений, ни риторических вопросов. Герой умирает в одиночестве, а читатель слышит скупые короткие фразы: «лежал один я», «и солнце…жгло меня», «спал я мертвым сном». Ни боли, ни негодования, ни отчаяния.

Далее изображается веселый пир, и опять поражает отсутствие эмоциональности: «Шел разговор веселый обо мне».

Влюбленная девушка, увидевшая во сне труп возлюбленного, не рыдает и не бьется в истерике. Ее сон поэт называет просто «грустным».

Плавность повествования и тщательно отобранная лексика создают у читателя ощущение сна, после которого наступит пробуждение.

15. Размер, рифма, строфика

Глубокое по содержанию произведение написано поэтом самым обычным ямбом. Перекрестная рифмовка и чередующаяся женская и мужская рифмы делают речь размеренной и плавной.

16. Средства художественной выразительности

Достаточно сложный смысл произведения выражается автором минимальным количеством средств художественной выразительности. Однако каждый троп наполнен глубоким содержанием.

Поэт использует тропы:

  • эпитет: «грустный сон», «мертвый сон»;
  • олицетворение: «уступы скал теснилися кругом»;
  • метафору: «и в сон душа…погружена»;
  • метонимию: «с свинцом в груди», «в полдневный жар».

17. Значение произведения

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» помогает понять личность великого поэта. В образе лирического героя перед нами предстает его одинокая ранимая душа.

18. Актуальность

Любое талантливое произведение существует вне времени, оно вечно. Так и стихотворение «Сон» сохраняет актуальность и в наше время. Ведь в нем говорится о бессмертии души, о любви, способной чувствовать любимого, несмотря на расстояние.

19. Мое отношение

Основное событие произведения — смерть человека. Однако стихотворение не оставило тяжелого осадка у меня в душе. Я ощутила грусть, печаль и надежду. Ведь умирает тело героя, а души влюбленных стремятся навстречу друг к другу.

20. Чему учит

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон» содержит глубокий философский смысл. Оно учит нас не бояться смерти, не жалеть о бренном теле, а думать о бессмертии души.

Источник