Мне удивительный вчера приснился сон я ехал с девушкой стихи читавшей блока

Мне удивительный вчера приснился сон я ехал с девушкой стихи читавшей блока thumbnail

Игорь Северянин, новое:

Сыграй мне из «Пиковой дамы»,
Едва ль не больнейшей из опер,
Столь трогательной в этой самой
Рассудочно-чёрствой Европе…

Сначала сыграй мне…

Мой взор мечтанья оросили:
Вновь — там, за башнями Кремля, —
Неподражаемой России
Незаменимая земля.

В ней и убогое богато,
Полны значенья…

То было, может быть, давно,
А может быть, совсем недавно.
Ты, опираясь на окно,
Ждала меня, как Ярославна.
А я, как Игорь, что в полон
Был взят…

Счастье жизни — в искрах алых;
В просветленьях мимолётных,
В грёзах ярких, но бесплотных,
И в твоих очах усталых.
Горе — в вечности пороков,
В…

Сон лелея, лиловеет запад дня.
Снова сердце для рассудка западня.
Только вспомню о тебе, — к тебе влечёт.
Знаешь мысли ты мои наперечёт.
И хочу,…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Пока живёт и работает хотя бы один настоящий писатель — литература продолжается. Пока живёт и работает хотя бы один гениальный русский писатель — русская литература продолжает оставаться гениальной.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Игорь Северянин, самые читаемые стихотворения:

  1. Изменить бы! Кому? Ах, не всё ли равно!
    Предыдущему. Каждому. Ясно.
    С кем? И это не важно. На свете одно
    Изменяющееся прекрасно.

    Одному…

  2. Мы живём, точно в сне неразгаданном,
    На одной из удобных планет…
    Много есть, чего вовсе не надо нам,
    А того, что нам хочется нет.

  3. Когда твердят, что солнце — красно,
    Что море — сине, что весна
    Всегда зелёная — мне ясно,
    Что пошлая звучит струна…

    Мне ясно, что назвавший…

  4. В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
    По аллее олуненной Вы проходите морево…
    Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
    А…

  5. В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
    В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив.
    Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно…

  6. Я сделал опыт. Он печален.
    Чужой останется чужим.
    Пора домой; залив зеркален,
    Идёт весна к дверям моим.

    Ещё одна весна. Быть может,
    Уже…

  7. Ты влилась в мою жизнь, точно струйка Токая
    В оскорбляемый водкой хрусталь.
    И вздохнул я словами: «Так вот ты какая:
    Вся такая, как надо!» В уста…

  8. Ты совсем не похожа на женщин других:
    У тебя в меру длинные платья,
    У тебя выразительный, сдержанный стих
    И выскальзывание из объятья.

    Ты не…

  9. Ни одного цветка, ни одного листка,
    Закостенел мой сад. В моём саду тоска.

    Взад и вперёд хожу, по сторонам гляжу.
    О чём подумаю, тебе сейчас…

  10. Сегодня «красные», а завтра «белые» —
    Ах, не материи! ах, не цветы!
    Людишки гнусные и озверелые,
    Мне надоевшие до тошноты.

    Сегодня пошлые и…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Масахико Симада - Повелитель снов

“Повелитель снов” – роман-путешествие между Америкой и Европой, Востоком и Западом и не лишённый фантазии. Путешествие подразумевается метафорическое…

Источник

Игорь Северянин

***

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон…

И больше ничего мой сон не содержал…
Но потрясённый им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревоженно дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока…

 

Игорь Северянин

Не завидуй другу, если друг богаче, 
Если он красивей, если он умней. 
Пусть его достатки, пусть его удачи 
У твоих сандалий не сотрут ремней…
Двигайся бодрее по своей дороге, 
Улыбайся шире от его удач: 
Может быть, блаженство — на твоем пороге, 
А его, быть может, ждут нужда и плач. 
Плачь его слезою! Смейся шумным смехом! 
Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек! 
Не препятствуй другу ликовать успехом:

Это — преступленье! Это — сверхпорок!

#‎Литпалата #‎поэзия #‎стихи

***

Игорь Северянин

Ты совсем не похожа на женщин других:
У тебя в меру длинные платья,
У тебя выразительный, сдержанный стих
И выскальзыванье из объятья.

Ты не красишь лица, не сгущаешь бровей
И волос не стрижешь в жертву моде.
Для тебя есть Смирнов, но и есть соловей,
Кто его заменяет в природе.

Ты способна и в сахаре выискать “соль”,
Фразу – в только намекнутом слове…
Ты в Ахматовой ценишь бессменную боль,
Стилистический шарм в Гумилеве.

Для тебя, для гурманки стиха, острота
Сологубовского триолета,
И, что Блока не поцеловала в уста,
Ты шестое печалишься лето.

А в глазах оздоравливающих твоих –
Ветер с моря и поле ржаное.
Ты совсем не похожа на женщин других,
Почему мне и стала женою.

***

Весенний день Игоря Северянина (И,В, Лотарёв)


Поэзия Игоря Северянина обладает одной удивительной особенностью – четко передавать смысл, который автор хотел вложить в каждую конкретную фразу. Это искусство поэт оттачивал годами, признаваясь, что именно «рафинированность ощущений» является высшим смыслом поэзии

Весенний день горяч и золот, —
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова — я: я снова молод!
Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле,
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! какая воля!
Какие песни и цветы!

Скорей бы — в бричке по ухабам!
Скорей бы — в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам!
Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!

Игорь Северянин Апрель 1911

***

Люблю лимонное с лиловым:
Сирень средь лютиков люблю.
Лимон фиалками томлю.
Пою луну весенним словом:
Лиловым, лучезарным, новым!
Луна – подобно кораблю…
Люблю лиловое с лимонным:
Люблю средь лютиков сирень.
Мне так любовно быть влюблённым
И в ночь, и в утро, в вечер, в день,
И в полусвет, и в полутень,
Быть вечно жизнью восхищённым,
Любить лиловое с лимонным…

Игорь Северянин

 Художник Володько М.

***


Распустилась зелёная и золотая,
Напоённая солнечным соком листва.
Грёз весенних вспорхнула лукавая стая,
И опять – одряхлевшие юны слова.

Снова – необъяснимо и непостижимо,
Обнадёженно, опыту наперекор –
Всё разлюбленное стало нежно-любимо,
Очаровывая разуверенный взор.

И недаром ты в парке вчера щебетала
О давно не затрачиваемой любви:
Ведь на то и весна, чтобы всё, что устало,
Зазвучало как тихие губы твои…

Игорь Северянин

***

Была весна, был май – сам сон!
Любилось пламенно, но строго…
Был пышнокудр еще Самсон!..
Коляска, тройка и бубенчик…
К тебе знакомая дорога…
О, май! о, белочка! о, птенчик!

Игорь Северянин
1910

***

«Цветет сирень, благоухая,
Томя, и нежа, и пьяня.
Какая радость! грусть какая
Сегодня в сердце у меня!

То я горю, то сладко гасну.
Всем отвечаю невпопад.
О, как невыносимо-страстно
Меня терзает аромат!

Я в исступленьи! я до боли
В ноздрях вдыхаю целый день,
Меня лишающие воли
Цветы под именем – Сирень!

Как призрачно! как белолистно!
Последней белой ночи мрак…
Любимая! ты – ненавистна!
Ты вражий друг! Ты дружий враг!»

(Игорь Северянин «Поэза новых штрихов», фрагмент, «Менестрель. Поэмы», 1921).


***

В мае —  день рождения русского поэта «серебряного века», переводчика Игоря Северянина (наст. имя Игорь Васильевич Лотарёв; 16 мая 1887 – 20 декабря 1941).

16 мая 1887 года родился Игорь Лотарев, известный как поэт Серебряного века Игорь Северянин. Cам о себе Северянин писал, что стать известным ему помог “счастливый случай”: в 1910 году его стихотворение попало на глаза Льву Толстому, и великого писателя возмутили строки “Вонзите штопор в упругость пробки / И взоры женщин не будут робки”. Об этом сразу стали трубить все газеты. Каждый старался напечатать стихи Северянина, чтобы побранить, и это принесло поэту необычайную популярность.

***

Она читает зимой Евангелье,
Она мечтает о вешнем ангеле.
Душой поэта и аполлонца
Всё ожидает литавров солнца!

Умом ребенок, душою женщина,
Всегда капризна, всегда изменчива,
Она тоскует о предвесеньи,
О незабудках, о росной сени…

И часто в ложе, на пёстрой опере,
Когда ей сердце мечты отропили,
Она кусает платок, бледнея, –
Дэмимонденка и лесофея!..

Игорь Северянин

 

***

 Вы оделись вечером кисейно
И в саду сидите у бассейна,
Наблюдая, как лунеет мрамор,
И поток дрожит на нем муаром…

Корабли оякорили бухты
Привезли тропические фрукты,
Привезли узорчатые ткани,
Привезли мечту об океане.

И когда придет бразильский крейсер,
Лейтенант расскажет Вам про гейзер,
И сравнит (но это так интимно)
Голос Ваш с заморским странным гимном.

Он расскажет о лазури Ганга,
О проказах злых орангутангов,
О циничном африканском танце
И о вечном летуне – голландце…

Он покажет Вам альбом Камчатки
Где культура только лишь в зачатке,
Намекнет о близкой дружбе с гейшей
Умолчав о близости дальнейшей.

За Атлант душой своей зарея
Распустив павлиний хвост – свой веер…
Вы к нему прижметесь в сладкой дрожи,
Полюбив его еще дороже.

И. Северянин

Источник

ÍÅ ÁÎËÅÅ, ×ÅÌ ÑÎÍ

Ìíå óäèâèòåëüíûé â÷åðà ïðèñíèëñÿ ñîí:
ß åõàë ñ äåâóøêîé, ñòèõè ÷èòàâøåé Áëîêà.
Ëîøàäêà òèõî øëà. Øóðøàëî êîäåñî.
È ñëåçû êàïàëè. È âèëñÿ ðóñûé ëîêîí.

È áîëüøå íè÷åãî ìîé ñîí íå ñîäåðæàë…
Íî, ïîòðÿñåííûé èì, âçâîëíîâàííûé ãëóáîêî,
Âåñü äåíü ÿ äóìàþ, âñòðåâîæåííî äðîæà,
Î ñòðàííîé äåâóøêå, íå ïîçàáûâøåé Áëîêà…

1927

    ..^..

ÏÎÞÙÈÅ ÃËÀÇÀ

Íàä êàëèòêîé àðêà èç ðÿáèíû.
Áàðáàðèñ ðàçðîññÿ ïî áîêàì.
Çà îãðàäîé äîìèê ãîëóáèíûé.
Äûì èç òðóá, ïîäîáíûé îáëàêàì.

Äîìèê âåñü èç êîìíàòû è êóõíè.
×èñòîòà, îïðÿòíîñòü è óþò.
Ïîäîéäè ê îêíó è òèõî ñòóêíè:
Çà ñòåêëîì äâà ãëàçà çàïîþò.

Æåíùèíà ñ ïåâó÷èìè ãëàçàìè
Ñïðîñèò, êòî ëþáèìûé òâîé ïîýò,
È, ñ óëûáêîé ïðèñëîíèâøèñü ê ðàìå,
Òåðïåëèâî áóäåò æäàòü îòâåò.
 
Íàçîâè êàêîå õî÷åøü èìÿ:
Áóäü òî Íàäñîí èëè Ìàëëàðìý,
 äîì, ãäå îáëàêà òàÿòñÿ â äûìå,
Áóäåøü âõîæ, íàçâàòü ñåáÿ ñóìåâ.

Åñëè æå òû ñêàæåøü: “×òî ìíå â ýòîì!
Çíàòü ñòèõîâ ÿ âîâñå íå õî÷ó”.
Æåíùèíà, ðîæäåííàÿ ïîýòîì,
Âäðóã ïîãàñèò âçîðû, êàê ñâå÷ó.

È õîòÿ áû êóäðè ïîñåäåëè
Ïðåä ñòåêëîì, ñêðûâàþùèì óþò,
Î òâîåì òåáÿ íå ñïðîñÿò äåëå
Òå ãëàçà, êîòîðûå ïîþò…

1927

    ..^..

ÍÀ ÇÀÊÀÒÅ

…îòäûõàëà ãëàçàìè íà ãóñòåâøåì çàêàòå…
Í. Ëåñêîâ

Îòäûõàëà ãëàçàìè íà ãóñòåâøåì çàêàòå,
Îïóñòèâ íà êîëåíè òîì ãëóáèííûõ ëèñòêîâ,
Âîïðîøàÿ â ðàçäóìüè, åñòü ëè êòî äåëèêàòíåé,
×åì ëþáîâíûì âíèìàíüåì âîñêðåøåííûé Ëåñêîâ?

Ýòî îí âîñõèùàëñÿ äåëèêàòíîñòüþ íèùèõ,
Íåçàâèñèìûé, ãíåâíûé, íàäïàðòèéíûé, ïðÿìîé.
Ïîòîìó-òî ëþáîå ðàçóêðàñÿò æèëèùå
Ýòè êíèãè ïðåìóäðîñòè âå÷íîé ñàìîé.

À êàêèå â íèõ ðèòìû! À êàêàÿ â íèõ çàëåæü
Ñëîâ ÿäðåíûõ è òî÷íûõ ðóññêîãî ÿçûêà!
Íèêàêèì ìîäåðíèñòîì òû Ëåñêîâà íå ñâàëèøü
È ê íåìó íå ïîñìååøü ïîäîéòè ñâûñîêà.

Äîñòîåâñêîìó ðàâíûé, îí – ïðîçåâàííûé ãåíèé.
Î÷àðîâàííûé ñòðàííèê êàòàêîìá ÿçûêà!
Òàê îíà ðàçìûøëÿëà, îïóñòèâ íà êîëåíè
Âîñêðåøåííóþ êíèãó, ñîçåðöàÿ çàêàò.

1928

    ..^..

ÑÎËÍÅ×ÍÛÉ ËÓ×

 òâîþ ìå÷òàëüíþ ñîëíöå âïðûãíóëî
Ñ ýíåðãèåþ îãíåâîé,
È, ðàçîãðåâøèñü, êîøêà âûãíóëà
Ïîëîñêè øóáêè ìåõîâîé.
 
È ðàñïëåñêàëñÿ ëó÷ â õðóñòàëèêàõ
Öâåòî÷íîé âàçû îò Ôðàæå,
Ñ óëûáêîé íà äèâàííûõ âàëèêàõ
Çàìåòèâ òîìèêè Áóðæå…
 
Ëó÷ ïîïûòàåòñÿ êàìåëèè
Ïîíþõàòü, â òùåòíîì ðâåíüè ðüÿí.
Ðàçãëÿäûâàÿ ðóêîäåëèÿ,
Òåáå óêàæåò íà èçúÿí.

Ïîòîì (ïîéìè, âåäü ñîëíöå ìîëîäî
È ïóñòîâàòî, êàê ñåðñî!)
×óòü-÷óòü ïðèäàòü çàõî÷åò çîëîòà
Íåäîïèòîìó êþðàñî…

Î, ñîëíöå ìàðòà ëþáîçíàòåëüíî,
 íåì øóòêà è ïðåäâåøíèé õìåëü!
Ñìîòðè, ñîñåò îíî ïðèçíàòåëüíî
Ðàçâåðíóòóþ êàðàìåëü…

È âñå ñòðåìèòñÿ â ñåðäöå äåâè÷üå
Áåñöåðåìîííî çàãëÿíóòü:
Âìåñòèëàñü â ãðóäü ñòðîôà ëü Ìèöêåâè÷à,
Ñòðîôà ëü Ìþññý âìåñòèëàñü â ãðóäü?

È íàïðîêàçíè÷àâ â ìå÷òàëåíêå,
Âçãëÿíóâ êîêåòëèâî â òðþìî,
Çàïðÿ÷åòñÿ â êîíâåðòèê ìàëåíüêèé,
 êîòîðîì òû ïîøëåøü ïèñüìî…

1926

    ..^..

ÓÇÎÐ ÏÎ ÊÀÍÂÅ

Ïî îòâåñíîìó áåðåãó ìîðÿ ìàëåíüêîé Ýñòèè,
Âäîëü ðÿáèíû, íàãðîçäèâøåé ãîðüêîâàòûé êîðàëë,
Ãäå ïîþùèå äåâóøêè íåæíî âçîð çàíåâåñòèëè,
×üÿ äóøà öåëîìóäðåííåé, ÷åì áåð¸çüÿ êîðà,

Ïî àëëåå, ðàñêèíóòîé íàä ÷åðíîé ñìîðîäèíîé,
×åì ïîäãîðüå îêóñòåíî âïëîòü äî ñàìîé âîäû,
Ìû ïðîõîäèì äîðîãîþ, ÷òî íå ðàç íàìè ïðîéäåíà,
È âñå èùåì âèñÿ÷èå êðóæåâíûå ñàäû…

È âñå ñòðîèì âîçäóøíûå íåâîçìîæíûå çàìêè,
È çà ñèíèìè ïòèöàìè íåóñòàííî áåæèì,
Ìåæäó òåì êàê ïîáëèçîñòè – ëàñòî÷êè òå æå ñàìûå,
×òî è ïðîøëûé ðàç ðåÿëè, ïåíî÷êè è ñòðèæè.

Íåò, íà ïòèöó, íà ñèíþþ íå ïîõîæà òû, ëàñòî÷êà,
Íà ïàëàööî íàäçåìíîå íå ïîõîæà èçáà.
Äàé ðÿáèíû ìíå êèñòî÷êó, íåíàãëÿäíàÿ Ýñòî÷êà,
Òó, ÷òî âåòåð ïðîêàçëèâî è øóòÿ êîëåáàë…

1923
Toila-Valaste

    ..^..

Источник

Голосование за лучший ответ

КРАСОТКА СЬЮ

Мудрец

(17782)

6 лет назад

«Не более, чем сон» Игорь Северянин
Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон…
И больше ничего мой сон не содержал…
Но потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока…
Анализ стихотворения Северянина «Не более, чем сон» Яркий, феерический талант Игоря Северянина заключался не только в том, что он умел эпатировать публику, подчиняя ее своей воле. Поэт в совершенстве владел литературным слогом и мог находить темы для своих произведений буквально из неоткуда. Даже в эмиграции он продолжал следить за жизнью в России и нередко сокрушался тому, что многие талантливые люди стали жертвами нового строя. Те, кто не успел покинуть родину, фактически были обречены на забвение. Их использовали для популяризации революционных идей, но лишь до тех пор, пока в этом булла нужда. История знает десятки примеров, когда по-настоящему талантливые поэты и писатели «выходили в тираж» сразу же после смерти – новая власть не позволяла создавать кумиров, которые могли стать лидерами даже тогда, когда их земной путь уже завершился.
Этому необычному феномену и посвящено стихотворение «не более, чем сон» , написанное в 1927 году. Игорь Северянин уверял, что все события, которые легли в основу этого произведения, реальны. То есть, ему действительно приснился сон, в котором он «ехал с девушкой, стихи читавшей Блока» . Однако удивительным в этом было не то, что 40-летний поэт видел себя в экипаже с юной особой, а то, что она увлекалась творчеством опального поэта. К тому времени Александр Блок уже скончался, а его произведения были преданы забвению. Более того, власти упорно распространяли слухи о том, что перед смертью поэт сошел с ума. Иначе как объяснить его желание уехать за границу и соответствующее прошение, поданное в наркомат иностранных дел? Так или иначе, но у советских чиновников были весьма веские причины для того, чтобы вычеркнуть Блока из истории литературы, навесив ярлык неблагонадежного товарища. https://pishi-stihi.ru/ne-bolee-chem-son-severyanin.html
Из вышеизложенного я теперь поняла саму мысль этого стихотворения. Гонения на талантливых людей было модным после революции в СССР. К тому же, вероятно, власть придержащие боялись, что их кто-то затмит своим умом, образованием и благородством. Так же поступили с Владимиром Высоцким. Не жалеют о нем много говорить. Но, как и к Александру Пушкину “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Поднялся он повыше Александрийского столпа (царского трона)….К нему не зарастет народная тропа”. О Пушкине можно говорить, а о Высоцком еще рановато. Но народ любит его! Власть всегда не любила, не любит и не будет любить своих конкурентов. Если взять произведение Анежелика (14 штук) , там та же самая ситуация: король вынуждает бегством спасаться Жофрея де Пейрака из страны. Одна и та же происходит трагедия. “Ведь всем известно, что нынче любят бессловестных”,- так точно сказал герой произведения. {забыла кто сказал, но фразу помню}.

Источник

1887 – 1941

***

Летишь в экспрессе – жди крушенья!
ткань доткана – что ж, в клочья рви!
нет творчества без разрушенья –
без ненависти нет любви.

познал восторг – познай страданье..-
раз я меняюсь – я живу.
..застыть пристойно изваянью..
а не живому существу..

***

Когда ее все обвиняли в скаредности,
В полном бездушьи, в «себе на уме»,
Я думал: «Кого кумушки не разбазарят?»
Нести чепуху может всякий суметь».

Но когда ее муж-проходимец, пиратствуя,
Срубил двухсотлетние три сосны
В саду ее детства и она не препятствовала,
Я понял, что слухи про нее верны.

***

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал…
Но, потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревоженно дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока…

1927

О, посмотри! как много маргариток —
И там, и тут…
Они цветут; их много; их избыток;
Они цветут.

Их лепестки трехгранные — как крылья,
Как белый шелк…
Вы — лета мощь! Вы — радость изобилья!
Вы — светлый полк!

Готовь, земля, цветам из рос напиток,
Дай сок стеблю…
О, девушки! о, звезды маргариток!
Я вас люблю…

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

Ты влилась в мою жизнь, точно струйка Токая
В оскорбляемый водкой хрусталь.
И вздохнул я словами: “Так вот ты какая:
Вся такая, как надо!” В уста ль
Поцелую тебя иль в глаза поцелую,
Точно воздухом южным дышу.
И затем, что тебя повстречал я такую,
Как ты есть, я стихов не пишу.

Пишут лишь ожидая, страдая, мечтая,
Ошибаясь, моля и грозя.
Но писать после слов, вроде: “Вот ты какая:
Вся такая, как надо!” – нельзя.

***

Они тобой проникнуты, места,
С тех пор, как ты уехала отсюда:
Вот, например, у этого куста
Таились от людского пересуда.

Вот, например, по этому пути,
В очарованье платьица простого,
Ты в замок шла обычно от пяти,
Да, от пяти до полчаса шестого.

Вот, например, растущий на лугу
Поблекший чуть, голубенький цикорий.
На нем гадала ты. “Я не солгу”, –
Он лепетал в прощающем укоре.

Здесь все пропоцелуено насквозь,
И здесь слова такие возникали,
Что, если б влить в бокал их удалось,
Они вином заискрятся в бокале!

2 сентября 1933

***

Я шёл по берегу реки
Тропинкой в центре склона.
Ромашки – точно мотыльки,
И всё вокруг зелёно.

На повороте, на крутом,
Как будто из Жюль Верна,
Возникла в уровне с кустом
Хорошенькая серна.

И этой встречею врасплох
Захвачены мы стали…
Из губ её метнулся вздох –
Испуга ли? печали?..

Спустя мгновенье – как стрела
Она неслась обратно.

Ужель душа моя была
И серне непонятна?

БУНИН

В его стихах – весёлая капель,
Откосы гор, блестящие слюдою,
И спетая берёзой молодою
Песнь солнышку. И вешних вод купель.

Прозрачен стих, как северный апрель,
То он бежит проточною водою,
То теплится студёною звездою.
В нём есть какой-то бодрый, трезвый хмель.

Уют усадеб в пору листопада.
Благая одиночества отрада.
Ружьё. Собака. Серая Ока.

Душа и воздух скованы в кристалле.
Камин. Вино. Перо из мягкой стали.
По отчуждённой женщине тоска.

1925

***

Как хорошо, что вспыхнут снова эти
Цветы в полях под небом голубым!
Как хорошо, что ты живёшь на свете
И красишь мир присутствием своим!

Как хорошо, что в общем вешнем шуме
Милей всего твой голос голубой,
Что, умирая, я ещё не умер
И перед смертью встретился с тобой!

1928

СОНЕТ

Пейзаж ее лица, исполненный так живо
Вибрацией весны влюбленных душ и тел,
Я для грядущего запечатлеть хотел:
Она была восторженно красива.

Живой душистый шелк кос лунного отлива
Художник передать бумаге не сумел.
И только взор ее, мерцавший так тоскливо,
С удвоенной тоской, казалось, заблестел.

И странно: сделалось мне больно при портрете,
Как больно не было давно уже, давно.
И мне почудился в унылом кабинете

Печальный взор ее, направленный в окно.
Велик укор его, и ряд тысячелетий
Душе моей в тоске скитаться суждено.

1908

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Мятлев, 1843 г.

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

1925

“Где сосны – мачты будущего флота… “

И. Северянин

***

Приходит осень, осень, осень!
И осеняет мачты сосен,
и осиняет неба зонт.
А ветер птиц уже уносит,
и косяками стаи косит
за горизонт, за горизонт,..
…он парусинит пару сосен,
а первый иней, словно проседь,
синявит просеки пробор.
И облака на лес просели,
и обволакивают ели,
туманя еле сонный бор.

Опали розы – словно пьяны –
в опале чёрной, фортепьянной,
печальны летние цветы.
Но распускаются под ливнем
среди газонов улиц длинных
цветы осенние – зонты!
Играя Баха или Листа,
летают листья – лисьи листья –
по сентябрю, по сентябрю.
И в ожидании осина –
под небом сонным, небом синим –
дрожит осенне на ветру.

Бросает осень листья оземь!
И светофорит: озимь! озимь!
Спасает листья до весны.
А листья землю засыпают,
и под ногами з-а-с-ы-п-а-ю-т,
и чуть храпят, и видят сны…
Ах, осень! – сыграна соната,
лишь сосны – мачтами фрегата –
плывут по лесу средь осин.
И я сегодня Северянин! –
и Сентябрянин, Сентябрянин! –
сентиментален утром ранним
и по-осеннему раним…

Михаил Этельзон

***

Любовь – беспричинность. Бессмысленность даже, пожалуй.
Любить ли за что-нибудь? Любится – вот и люблю.
Любовь уподоблена тройке взбешенной и шалой,
Стремящей меня к отплывающему кораблю.

Куда? Ах, не важно. Мне нравятся рейсы без цели.
Цветенье магнолий… Блуждающий, может быть, лед…
Лети, моя тройка, летучей дорогой метели
Туда, где корабль свой волнистый готовит полет!

Топчи, моя тройка, анализ, рассудочность, чинность!
Дымись, кружевным, пенно-пламенным белым огнем!
Зачем? Беззачемно! Мне сердце пьянит беспричинность!
Корабль отплывает куда-то. Я буду на нем!

1927

***

И будет вскоре весенний день,
И мы поедем домой, в Россию…
Ты шляпу шелковую надень:
Ты в ней особенно красива…

И будет праздник… большой, большой,
Каких и не было, пожалуй,
С тех пор, как создан весь шар земной,
Такой смешной и обветшалый…

И ты прошепчешь: «Мы не во сне?…»
Тебя со смехом ущипну я
И зарыдаю, молясь весне
И землю русскую целуя!

К сожалению, в Россию он так и не вернулся из эмиграции.Умер в оккупированном немцами Таллине в 1941 году от сердечного приступа.Был похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине.

Источник