Мне снилась осень в полусвете стекол пастернак

Мне снилась осень в полусвете стекол пастернак thumbnail

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.

Анализ стихотворения «Сон» Пастернака

Гипнотическое произведение «Сон» Бориса Леонидовича Пастернака вошло в его дебютную книгу «Близнец в тучах».

Стихотворение датируется летом 1913 года, впрочем, спустя пятнадцать лет автор подверг его редакции. То лето недавний студент и начинающий поэт провел с родителями в поразившей его воображение старинной усадьбе под Москвой. Для пущего уединения он выбрал себе местечко в ветвях надломленной березы, склонившейся к реке. Размышлял он там и о своем туманном будущем. Кажется, ему предстояло занять место секретаря или мелкого банковского служащего. В жанровом отношении – любовная лирика, рифмовка перекрестная, 4 строфы. Композицию можно считать кольцевой – тема осени его начинает и завершает. Героиня стиха, вероятно, Ида Высоцкая, любовь поэта к которой в недавнем прошлом осталась безответной. В первой строфе сновидение лирического героя вначале вполне отрадно: шумный, порой бестолковый, но все же круг друзей, любимая девушка рядом. Чувство его романтично, «с небес». Образ прирученного сокола, признающего лишь свою хозяйку – символ верности. Уже во второй строфе надежда на счастье тускнеет, а вместе с ней – и весь мир. «Запнулась ты и стихла»: можно увидеть здесь указание на смерть героини (чего с И. Высоцкой в те годы не случилось), а можно – влияние секунды до пробуждения, когда сон уже вспугнули и действие в нем обрывается, а персонажи теряют реальность и смысл.

Впрочем, лирический герой пробудился будто в новом сне, где та же осень. Мир яви все еще перевернут. Герой испытывает головокружение или продолжает падать, как иногда случается во сне. Обстановка и атмосфера старого дома также отразилась в стихах: полусвет стекол, рыхлый шелк кресел. Попали в них и усадебные березы. Общепринято усматривать в стихотворении мотивы «Сна» М. Лермонтова. Сам же автор упоминал, что первый сборник навеян чтением лирики А. Блока и, пожалуй, Ф. Тютчева. В первом четверостишии метафора соединена со сравнением: «как сокол, спускалось сердце на руку», и в последнем, про дождь и березы в небе. В строках часто нарушен привычный порядок слов, сложная инверсия задает настроение стиха. Тому же способствует и его несомненная музыкальность. Рефрен (анафора): но время шло и старилось. Повторы: бегущий. Перечислительная градация. Ряд сравнений: как осень, как лед, как отзвук. Эпитеты: кровавыми слезами, шутовской гурьбе.

В своем «Сне» Б. Пастернак повествует о неразделенной любви, скрытой за пеленой времени.

  • Следующий стих → Каролина Павлова — Баратынскому
  • Предыдущий стих → Борис Пастернак — Снег идет

Читать стих поэта Борис Пастернак — Сон на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Борис Пастернак, новое:

Зима приближается. Сызнова
Какой-нибудь угол медвежий
По прихоти неба капризного
Исчезнет в грязи непроезжей.

Домишки в озёрах очутятся.
Над…

Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает её перед…

Открыли дверь, и в кухню паром
Вкатился воздух со двора,
И всё мгновенно стало старым,
Как в детстве в те же вечера.

Сухая, тихая погода.
На…

Над банями дымятся трубы
И дыма белые бока
У выхода в платки и шубы
Запахивают облака.

Весь жар души дворы вложили
В сугробы, тропки и следки…

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Рядом сидело такое небесное создание, что Остап сразу омрачился. Такие девушки никогда не бывают деловыми знакомыми — для этого у них слишком голубые глаза и чистая шея. Это любовницы или, ещё хуже, это жёны — и жёны любимые. И действительно, Коля называл создание Лизой, говорил ей «ты» и показывал ей рожки.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Борис Пастернак, самые читаемые стихотворения:

  1. Быть знаменитым некрасиво.
    Не это подымает ввысь.
    Не надо заводить архива,
    Над рукописями трястись.

    Цель творчества — самоотдача,
    А не шумиха…

  2. Во всём мне хочется дойти
    До самой сути.
    В работе, в поисках пути,
    В сердечной смуте.

    До сущности протекших дней,
    До их причины,
    До оснований…

  3. Лист смородины груб и матерчат.
    В доме хохот и стёкла звенят,
    В нём шинкуют, и квасят, и перчат,
    И гвоздики кладут в маринад.

    Лес забрасывает,…

  4. Никого не будет в доме,
    Кроме сумерек. Один
    Зимний день в сквозном проёме
    Незадёрнутых гардин.

    Только белых мокрых комьев
    Быстрый промельк…

  5. Любить иных — тяжёлый крест,
    А ты прекрасна без извилин,
    И прелести твоей секрет
    Разгадке жизни равносилен.

    Весною слышен шорох снов
    И шелест…

  6. Давай ронять слова,
    Как сад — янтарь и цедру,
    Рассеянно и щедро,
    Едва, едва, едва.

    Не надо толковать,
    Зачем так церемонно
    Мареной и лимоном…

  7. Недотрога, тихоня в быту,
    Ты сейчас вся огонь, вся горенье,
    Дай запру я твою красоту
    В тёмном тереме стихотворенья.

    Посмотри, как преображена…

  8. Мне далёкое время мерещится,
    Дом на Стороне Петербургской.
    Дочь степной небогатой помещицы,
    Ты — на курсах, ты родом из Курска.

    Ты — мила, у…

  9. Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною чёрною горит.

    Достать пролётку. За шесть гривен,…

  10. Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.

    Как летом роем мошкара
    Летит на пламя,
    Слетались хлопья со…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Юрий Олеша по кличке «писатель»

Человек жил, человек писал. Прошли года, человека позабыли. Да и при жизни помнили не сильно. Не все. Не те….

Источник

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.

Дата создания: 1913 г.

Анализ стихотворения Пастернака «Сон»

Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно случайно. Тем не менее, нескольких мимолетных встреч оказалось достаточно для того, чтобы юный поэт в буквальном смысле слова потерял голову. Именно по этой причине в 1920 году Борис Пастернак настоял на том, чтобы продолжить свое образование в Германии, куда на время уехала семья его избранницы. Объяснение с возлюбленной состоялось в далеком Марбурге, и капризная девица, избалованная мужским вниманием, ответила Пастернаку отказом. Поэту пришлось приложить массу усилий, чтобы достойно его пережить и найти в себе силы для дальнейшего существования. Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием «Сон», где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека.

Встречу с этой девушкой и последующее развитие событий, которые молодому человеку столько душевной боли, он пытается представить в виде сна, окрашенного в желто-багряные тона. Именно так выглядит осень, которая символизирует не только окончание жизненного пути, но и финал взаимоотношений между двумя людьми. Когда роман Пастернака и Высоцкой вступил в финальную стадию, в душе поэт поселилась именно та самая осень, холодная и богатая красками, когда « как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руки к тебе». Однако столь ценное подношение было отвергнуто, и время превратилось для Пастернака в «рыхлый, как лед… кресел шелк», который трещал и расползался от малейшего прикосновения. При этом каждый день «заря из сала обдавала стекла кровавыми слезами сентября».

Боль, тоска, одиночество, чувство разочарования и опустошения – все это поэт испытал в полной мере, пока пытался излечиться от болезни под названием любовь. Что именно послужило поводом к началу выздоровления, неизвестно, и пастернак на акцентирует на этом внимания. Однако он отмечает, что его чувства к Иде Высоцкой оказались чем-то, похожим на сон, тяжелый, полный кошмаров и окрашенный в багряные тона. Но и он однажды прервался по воле судьбы, что спасло поэта от душевных терзаний. «Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла, и сон, как отзвук колокола, смолк», – отметил автор.

Его пробуждение оказалось болезненным и лишенным романтизма, так как реальный мир оказался менее привлекательным, чем те грезы, к которым привык поэт. Он подчеркивает, что «был, как осень, темен рассвет», а холодный ветер принес с собою дождь. Но даже столь мрачный пейзаж за окном сумел вселить в Пастернака надежду на то, что в его жизни начинается новый период, и в нем уже не будет места то, которая отвергла его чувства.

Автор: Пастернак

Источник

Борис Пастернак

Сон

Мне снилась осень в полусвете стекол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,

И, поволокой рамы серебря,

Заря из сада обдавала стекла

Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен

Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берез.

======================

Стихотворения команд:

1-1. Наш сон

Мне снилась осень в полусвете стёкол, 

Наш поцелуй под каплями дождя

И старый парк, где мы насквозь промокли,

Где ты “прощай” шепнула, уходя.

Вздохнут портьеры под порывом ветра,

Моргнёт ночник, и где-то далеко

Такой же сон предутренний – ответом –

Придёт к тебе, тревожен и знаком.

Пусть он, как дождь, затянет нас потоком

В тот рыжий бред кленового огня.

Твой силуэт в просвете тусклых окон

Опять поманит в прошлое меня

И поведёт по призрачным аллеям

Туда, где мы с тобой не сберегли

Тот старый парк, озябшие колени

И поцелуй на краешке земли.

Ночная птица складывает крылья.

На небе чистит пёрышки заря.

Во сне мы вместе –  значит, не забыли

Тот сладкий миг на грани сентября.

1-2. Нежное

Застыло время в сонном полузвуке

Звенящей одиночеством струны.

Ловя обрывки ветреной весны,

Я ощущала ласковые руки

На краешке вселенской тишины.

Потоком лился с плеч багряный локон.

Текла неспешно нежности река

В объятия чуть вытертого флока.

Мне снилась осень в полусвете стёкол

Мерцающего мягко ночника.

Всё было так непостижимо странно:

И поздний вечер с привкусом шабли,

И взгляда бесконечная нирвана,

И эта мягкость старого дивана,

И сладость губ в немыслимой дали.

1-3. Декабристы разбудили Герцена…

Эпиграф:

“Любовь к Добру разбередила сердце им.

А Герцен спал, не ведая про зло.

Но декабристы разбудили Герцена.

Он недоспал. Отсюда всё пошло…”

( Наум Коржавин )

Люблю пофантазировать я, граждане.

Намедни я себе представить смог,

Что было – не буди бы Герцен каждого,

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Плевав на революции с соблазнами

( Когда поманят нас – то так и прём ),

Мы жили бы, весёлые и праздные,

Своим гордились батюшкой-царём.

И не было бы лениных и сталиных.

И не было бы ельциных и пу…

Не стало бы Историей подраненных.

Другую отыскали бы тропу…

1-4. Ты мог бы стать…

ОН  для тебя послал её с небес!

Спускалось сердце на руку к тебе,

Рвалось оно, как преданный апостол,

В надежде тщетной отыскать приют…

А ты не знал: таких не предают!

Не продают другим ни до, ни после…

Мелькали дней пустые миражи,

Ты заблуждался, думая, что жил,

Бездумно пил обыденности брагу,

Сгорая в сером, призрачном аду –

И под ноги упавшую звезду

Отбросил, как бездомную дворнягу!

Ты мог её поднять, прижать к груди,

Ну а теперь иди вперёд, иди!

Беги в толпе, свободный словно ветер,

Где все – и не друзья, и не враги…

Ты стал таким, как миллион других,

А мог бы стать единственным на свете!

1-5. Хочешь?

– А хочешь, я тебе луну

Достану с неба, удивив?

Звезду какую-нибудь… Ну?

Любой приятный эксклюзив.

Ты встрепенулась, рот раскрыв.

И полилось, и полилось:

“Давай шампанского, икры.

Чтоб – ветчина, и чтоб – лосось.

И каждый день чтоб спа-салон,

И чтобы новенький “Рено”.

Тут про себя издал я стон

И чуть не выпрыгнул в окно.

Вдруг, громкая, запнулась ты

И стихла, посчитав нули.

“Чего там плёл на счёт звезды?

И две путёвки на Бали…”

1-6. Верный знак

Знамения когда откроет небо?

Пророчества давно ли ты вещал?

Скиталец вечный, где ты только не был…

Забыл призванье иль обрёл причал?

Нашёл себя, утратив вдохновенье?

Ты был пророком, пламенный поэт!

Ты жёг глаголом и дарил спасенье,

Но где в стихах твой прежний яркий свет?

В душе с годами что-то надломилось,

От прежнего осталась лишь зола…

Живёшь спокойно, буднично и мило,

Живёшь, смирившись и не видя зла.

Но божья искра всё же не погасла,

И сила слова может воссиять.

Пусть кажется, писал стихи напрасно,

Пусть годы никогда не двинешь вспять.

И пусть надежда стала очень блёклой,

На мир взгляни, как будто Пастернак:

Заря из сада обдавала стекла

А это, уверяю, верный знак!

1-7. Парусник на окне

Вот парусник, застывший на оконце.

Лишь миг – и он сойдёт со стапелей.

Хозяйка  курит и, сквозь дыма кольца,

глядит в окно на прозу скучных дней.

Абсент из фиолетовой бутылки

глотнёт и улетит в мечтах на бриг.

И всё из запылившейся копилки

отдаст за белых чаек звонкий крик…

А за окном снежинки хороводят

под тишины чарующий напев

и заклинают бриг форштевнем воды

вспороть, чтоб за мечтой её успеть!

Мгновенье… Он летит за кромку света,

где ждёт заветный остров, словно пёс.

А паруса напомнят брату-ветру

гряду бегущих по небу берез.

1-8. Бродяга и Луна

Зима смотрела пристально. И волком

Выл ветер на фонарный тусклый блик.

Луна за тучей всхлипнула и смолкла,

Как на скамейке сгорбленный старик.

Февраль был зол. Метели безутешны.

Вгрызался холод в тело, будто зверь.

В какой из жизней оказался грешен

В людских отбросах тонущий теперь?

Бродяга. Бомж. Без племени. Без роду.

Из стаи тех – под кличками «Никто».

Скрывал свою ничтожную породу

Затасканным до ужаса пальто.

Питаясь в «ресторанах» на помойке,

Грозился конкурентам: «Зашибу!»

И сердце грел боярышником горьким,

И жаловался кошкам на судьбу.

Как пялились брезгливые людишки

На седину завшивленных волос!

А он в карманы сыпал мелочишку

И годы целовал свои взасос.

Не пряча от невзгод свой профиль птичий,

И взгляд, что от потерь придурковат,

Смотрел на горизонт он с безразличием

И путал, где рассвет, а где закат.

Но время шло и старилось. И рыхлый

Спускался снег на грязный воротник.

Луна во тьме качнулась и поникла.

Она замёрзла… И замёрз старик.

1-9. Всем похоронкам мира вопреки…

Рыдает обнажившаяся осень

Кровавыми слезами сентября.

И с каждым днём темнее время «восемь».

Я жду тебя. А дождик шепчет: «Зря…».

С ним заодно уставший хмурый вечер,

холодный чёрный кофе на столе.

И муэдзином завывает ветер

в трубе каминной. Тлеющей золе

надежды всё труднее с каждым годом

поддерживать тепло холодных стен.

Глядит луна печально с небосвода

на мир. И наступает ночи плен.

В нём вязнет нестареющее время.

Бессонницы тревожны кружева.

Лишь фонарей мерцающее племя

пульсирует всю ночь: «Любовь жива…»

И, знаешь, им одним я свято верю.

Мы – вместе, хоть сейчас и далеки.

Я жду тебя… Назло моим потерям.

И смерти ненасытной вопреки…

1-10. Так хочет осень

Завяли хризантемы на окошке,

но так же пахнут горько, словно дым.

Да. Ты права: я прошлым одержим.

Твои слова, как вызов неотложки,

что и тревожен и необходим.

Такая карма мне – считать утраты.

С тобой их будет больше на одну.

Ты можешь плыть, а я иду ко дну.

Хотеть – не мочь. И, видно, не смогла ты.

Но выбор сделан. Я тебя пойму.

Не доводи размолвку до проклятья.

И не кричи. Мы не в стране глухих.

Всё сказано. И всё смогу принять я.

Моё молчанье бьёт тебя под дых?

Привычка – жить, напрасно слов не тратя.

Как просто всё: тебе – карт-бланш, мне – думы.

Тебе – любить, мне – снова хоронить.

Но жаль, что не сумели сохранить

подаренную августом звезду мы.

Так хочет осень? Так тому и быть…

Эмоции кончаются на вскрике, –

“finite la…”, короче говоря.

Прошло, но было… Было, но не зря…

Закроет ветер зорь холодных лики

кровавыми слезами сентября.

1-11. Всё тот же сон….

Всё тот же сон: ей снятся купола

затерянной в лесной глуши церквушки.

Ах, кто бы только знал, как этот сон гнетёт!

Почти пять лет, как мама умерла.

Что смерти предсказания кукушки,

которая безудержно врала,

хоть ничего не знала наперёд?

Всё тот же сон: потёртый грузовик,

за ним толпа, сморкаются старухи,

и колокольный звон, и кладбище, и крест.

И вдруг, волна – откуда ни возьмись –

смывает, глушит образы и звуки…

И чувство, что зови иль не зови –

не докричишься, – гложет душу, ест.

А вот – не сон: “Не думай, а езжай.

Мне птичка мно-о-ого лет накуковала…

Где этот Таиланд? На карте покажи…”

Предчувствия… но отпуск было жаль,

ведь год ждала, а год – совсем не мало.

Предчувствия… но их в кулак зажать

и улететь – сумела… в миражи.

Она потом купила ей венок.

Простить просила. Знала, что простила.

Но вот простить себя – не вышло, не смогла.

И сон, как отзвук колокола, смолк,

и, как обычно, утро наступило,

и на подушке сохнет сна итог,

горча, как океаном Таиланд.

1-12. Накануне первого сентября

Уходит август вдаль, как скорый поезд.

Готовлюсь к школе и вершу обряд.

И завтра наконец-то я умоюсь

Кровавыми слезами сентября.

Вот – туфельки, вот – беленькая блузка.

Вот – юбка. Ой, а вдруг не натяну?

Да. Так и есть. Немножко в бёдрах узко.

Всё – мама с пирожками… Ну и ну…

А, ладно, похудею… Завтра  – школа.

Мне будет “по приколу” там дней пять.

Увижу Машку и Анжелку с Олей,

Потом – тоска зелёная опять.

Одно меня лишь радует и греет

И до сих пор удерживает тут:

И завучи, и двоечник Андреев

По имени и отчеству зовут…

1-13. Проклятый март

В тот день упали наземь небеса,

и мы ходили в облаках, как боги.

Иным казался мир без линий строгих.

Стояло «время счастья» на часах.

Я помню вечер, перетёкший в ночь,

твой смех и голос. Каждую минуту…

Туман густел, мерцая перламутром,

напрасно тьму пытаясь превозмочь.

И, поволокой рамы серебря,

вплывало небо сквозь проёмы окон.

Кисейных занавесок крылья, взмокнув,

дрожали в мутном свете фонаря.

…К обеду пласт просевших облаков

В рулон свернули, вознеся на место.

Звонок.

Два слова.

Свод небесный треснул…

Провал.

Колокола звонят по ком?

Кого хоронят? Почему я тут?

Кресты, погост и свежие могилы.

«Камаз», на встречной…»

Господииии…

Убили.

Но как же? Солнце есть, цветы цветут…

Мои года колодой стёртых карт

рубашкой вверх на стол судьбы сложили.

Приход весны – подарок тем, кто живы.

Коты орут…

Проклятый

месяц

март.

1-14. Брошен я, как стреляная гильза

В восемь сорок пять я пробудился.

Был, как осень, темен, хмур и зол.

Брошен я, как стреляная гильза.

Бархатный закончился сезон.

Сидя на “ресепшене” весь вечер,

Мы прощались в баре “Шаурма”.

И, текилой разрушая печень,

Обещали помнить наш роман.

Улетела ты. Мне – послезавтра.

Х-м… В запасе есть ещё два дня…

Хо-ро-шо… Сейчас пойду на завтрак.

Может, кто и “клюнет” на меня…

1-15. Встреча с ветераном в шестом Б

– Родился я, не хмыкайте, ребята,

В великую советскую эпоху.

Пятнадцатого августа, в двадцатом.

Но время шло, и старилось, и глохло.

Конечно, поначалу было трудно,

Да вы, наверно, знаете из книжек.

Но всё ж страна дышала полной грудью,

К хорошей жизни приближаясь ближе.

Войну я начал в сорок первом, летом.

В шестом мотострелковом, под Смоленском…

…Старик звенел медалями, при этом

Слова бросая “грубо, зримо, веско”.

Зевали шестиклассники-балбесы,

Не слушая седого ветерана.

Кому-то, может, было интересно,

Но большинству-то всё “по барабану”.

Из школы добежать быстрей до дому.

И что тут скажешь? Хоть ты плачь, хоть смейся:

Скорее сесть к компьютеру родному.

У них теперь своя война в “Варфэйсе”

Источник