Между летом и зимой все впадает в сон

Между летом и зимой все впадает в сон thumbnail

Что такое осень?

(Сценарий выступления учащихся 5-6 классов на школьном мероприятии на тему «Осень»)

1.  Между летом и зимой все впадает  в сон:

Засыхает зверобой, опадает клен.

Дуб морозцем опален, спать сурки идут…

Люди этот самый сон осенью зовут…

                                                                                        Г.Грабарь «Сон» (отрывок)

(Во время чтения стихотворения звучит музыка П.И. Чайковского)

2.  Думаю, что всем уже ясно, что речь пойдет об осени – прекрасном, красивейшем и , в тоже время печальном времени года и обо всем, что с ним связано. Это и поэзия и народные традиции, картины осеннего пейзажа и многое другое…

3.     У природы все идет своим чередом. Времена года сменяют друг друга:  осень, зима, весна, лето – вот и год прошел… Да , ребята, я не оговорилась. Было время на Руси, когда Новый год праздновали в сентябре: урожай убрали – год закончился. Наши предки считали, что осенью духи и природа умирают на зиму. Природа замирала, Русь успокаивалась в ожидании чистой зимы.

4.   Древние славянские названия месяцев имели свое красивое поэтичное имя и были тесно связаны с явлениями природы. Один и тот же месяц мог иметь разное название в зависимости от климата тех мест, где обитали народы, давшие поэтическое название месяцу.

      Кто знает, как назывались на Руси осенние месяцы?

– сентябрь – листопадник, хмурень ;

– октябрь  – журавлиный лёт, грязник;

– ноябрь – ворота зимы, студень, полузимник.

5.         У каждого времени года свои традиции, свои приметы, свои народные праздники. 14 сентября праздновали проводы лета, народный праздник Семен-летопроводец. Время с этого дня  – с  14 по 24 сентября называется бабьим летом – это теплые дни сентября, которые получили такое название, потому что в это время в воздухе летают тонкие длинные паутинки, напоминающие женские волосы. Были приметы, что если 14 сентября была сухая, теплая погода – то и вся осень будет такая, а если бабье лето ненастно – то осень  будет сухая.

(пословицы и поговорки об осени, приметы)

  1. Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.
  2. Большой урожай рябины – к большим морозам.
  3. Весна красна цветами, а осень снопами.
  4. Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
  5. Весной что рекой прольет – капли не видать, осенью ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай.
  6. Весною дождь парит, осенью мочит.
  7. Ветер – листобой вьется над избой, пробует силы толкаясь плечисто.
  8. Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.
  9. Много желудей на дубу в сентябре – к лютой зиме.
  10. Много тенетника на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
  11. Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
  12. Сентябрь – вечер года.
  13. Холоден сентябрь, да сыт.
  14. Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.
  15. Если орехов много, а грибов мало – зима будет суровой.
  16. Знать осень в октябре по грязи.
  17. Луна покраснела – жди ветра – пострела.

6. Ну и, конечно же, осень – это пора сбора урожая.

Реклама овощей

Лук зеленый – объеденье!

Он приправа к блюдам.

Ешьте, дети, лук зеленый,

Он полезен людям.

Витаминов в нем не счесть,

Надо лук зеленый есть.

И головки лука тоже

Нам полезны и пригожи.

А морковочка-подружка

Дорога и люба.

Ешьте дети все морковь,

Очищайте зубы.

А я – толстый помидор,

Витаминов полный.

Очень долго я расту –

Возраст мой преклонный.

Сначала я зеленым был,

Но сентябрь-месяц наступил:

Стал краснеть я день за днем,

Чтобы взяли меня в дом.

Ешьте, дети, помидоры,

Пейте сок томатный:

Он полезный, витаминный

И на вкус приятный.

Превосходный огурец

Лежит на рыхлой грядке.

Ешьте, дети, огурцы,

Будет все в порядке!

Наша желтенькая репка

Уж засела в землю крепко,

И кто репку ту добудет,

Тот здоровым, сильным будет.

Посадили мы картошку

Еще в мае-месяце.

Выросла у нас на диво –

И крупна, и так красива!

А картошка – хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела.

Мы представили сегодня

Вам рекламу для борщей.

Для здоровья и для силы

Ешьте больше…

О-во-щей!

7. Осень славится не только овощами, но и грибами. Кто из вас собирал грибы? ? Какие грибы вы знаете? А вот мы сейчас проверим!  

Конкурс «Грибной кузовок»

Каждая команда получает корзиночку для «сбора грибов», в которой находится  карточки со слогами: «Ка-ро-мас-ле…»

8.По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух.

Он кричит: Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой.

Из-под елки фыркнул еж:

– Все грибы ты растрясешь!

Ежик прав: у петуха

В кузовке одна труха:

Ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик,

Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,

Ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,

Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами?

(«Грибы»-карточки со словами. Каждая команда складывает грибы в свой кузовок как можно быстрее и вручает его жюри: масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)

9.У многих поэтов осень была любимым временем года.

Уже горят огнем рябины кисти,

И пожелтели на березах листья,

И пенье птиц уже не слышно вовсе.

И тихо-тихо к нам приходит осень:

Уж осени холодную рукою

Главы берез и лип обнажены.

Она шумит в дубравах опустелых,

Там день и ночь кружится желтый лист.

 Такие строки написал еще во время учебы Александр Сергеевич Пушкин.

10. (Выходит девочка с зонтиком под тихую музыку)

(Во время чтения стихотворения звучит музыка П.И. Чайковского)

Золотое время года,

Золотая тишина.

Воздух свеж, дышу свободно,

Мелкий дождик, я одна.

В жёлтых сумерках гуляю,

В золотой листве бреду.

Мне твердят: сквозняк и слякоть,

А я вижу красоту!

Листья желтые, как солнце,

Или тёмные, как медь.

Ничего, что дождик льется,-

Я люблю на дождь смотреть!

11. Чудесное время – осень…

12.Вот и закончен этюд осенний

 Ждите от нас и других представлений.

Источник

Предварительная работа: подготовка оркестра
для исполнения музыкальной композиции “Осенний
сон”, разучивание стихов М. Еремеевой
“Постучалась осень”, “Осень, милая, шурши”“Топ,
сапожки, шлеп, сапожки, беседа о признаках
осени, рассматривание осенних листьев на
прогулке.

Цель:

  • развитие чувства музыкального ритма и
    слухо-моторной координации;
  • тренировка двигательных и артикуляторных
    кинестезий;
  • формирование слуховой и двигательной памяти;
  • закрепление знаний о признаках осени;
  • развитие внимания и воображения.

Оборудование:

  • “чудо-дерево” с бумажными листьями берёзы,
    дуба, клёна, осины;
  • муз. инструменты для оркестра: металлофон,
    ксилофон,бубен, маракасы, колокольчики,
    треугольники;
  • костюмы Осени и Непогодушки для ведущих;
  • предметы для создания шумов: горох в миске,
    полая металлическая трубочка, сухие ветки, листы
    бумаги, деревянная палочка и деревянный предмет
    (стол);
  • фонограмма шума дождя.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем входят в
музыкальный зал.

1-й ведущий. Входит в зал, читает
стихотворение “СОН” В. Граубина

Сон.

Между летом и зимой
Всё впадает в сон.
Засыхает зверобой,
Опадает клён.
Дуб морозцем опалён,
Спать зверьки идут…

Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да.
Сентябрь,
Октябрь,
Ноябрь –
Настоящий сон:
В первых буквах этих слов
Зашифрован он.

2-й ведущий. Предлагает детям занять
места в оркестре.

Ребята исполняют на музыкальных инструментах
старинный вальс “Осенний сон” Арчибальда
Джойса. Аккомпанирует музыкальный руководитель.

В зал входит Осень:

Осень:

Здравствуйте, мои друзья!
К вам пришла сегодня я.
Чем порадуете, что расскажете?
Что про осень милую мне покажете?

Какие изменения в природе происходят осенью? (ответы
детей: меньше светит солнце, день становятся
короче, ночь становится длиннее, деревья
сбрасывают листву, трава засыхает, улетают птицы,
готовятся к зиме звери
)

Давайте вместе расскажем об этом.

Дети встают в круг и рассказывают
стихотворение М. Еремеевой “Постучалась осень”,
сопровождая движениями.

Стали дни короче
И длиннее ночи
Прячутся за тучу
Солнышка лучи.
Это значит снова
Постучалась осень!
И на юг торопятся
Улететь грачи.
Вот березка белая
В золотом платочке.
Сарафанчик желтый
Ивушке к лицу!
И плывут, как лодочки,
Осенью листочки
По холодным лужицам
К нашему крыльцу.
Присели, руки внизу.
Встали, руки вверх.
Ладонями закрывают глаза.
Поочередно левую и правую руку вверх.
Стучим кулаком правой руки о левую ладонь 3 раза.
Стучим кулаком левой руки о правую ладонь 3 раза.
Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза.
Руки в стороны, ритмичные взмахи руками 2 раза.
Руки опускают вниз, проводя перед собой.
Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”.
Руки опускают вниз, проводя перед собой.
Руки поднимают к лицу, показывая “косыночку”.
Ладони сложить, пальцы вперёд, плавные движения
рук с поворотом вправо, влево – “змейка”.
Правой рукой рисуют 2 круга – “лужица”.
Руки складывают перед грудью друг на друга.

Осень: Прекрасно, ребята! Вы
рассказали стихотворение. А теперь

В лес волшебный на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам ребята не найти.

Осень подводит детей к дереву, рассматривают
его.

Осень: Посмотрите, какое необычное
дерево выросло. Что вы видите на нём? (на ветках
листья дуба, клёна, берёзы, осины).

А чем оно необычно? (у него ветви от разных
деревьев).

Осень предлагает детям подуть на дерево. Ребята
выполняют дыхательное упражнение на длительный
выдох “Ветерок” (вдох носом, длительный выдох
через рот).

Осень в это время разбрасывает листья на пол.

Осень: Ребята, посмотрите, сколько
осенних листьев нападало. Возьмите себе по
листочку, посмотрите, с какого они дерева.

Осень спрашивает у каждого, какой у него листик.
Дети отвечают полным ответом: у меня берёзовый
лист, у меня осиновый лист, у меня липовый лист, у
меня дубовый лист.

Осень переводит детей на “лесную полянку” в
центре зала.

Осень: Давайте немного отдохнём.
Присаживайтесь, ребята, на поляну.

Тихо-тихо осенью,
Всюду тишина.
Но её послушайте,
Звуками полна.

Чтобы лучше слышать, мы закроем глаза и
попытаемся отгадать, что за звуки вокруг нас, что
это может быть в осеннем лесу?

Осень создаёт шумовые эффекты разными
предметами:
Дети отгадывают, на что это похоже:
пересыпает горох в мискекапли дождя
дует в широкий конец трубки шум ветра
ломает веточкитреск сломанных веток
стучит палочкой по деревянному
предмету
стук дятла
шуршит листом бумаги.шуршание листьев.

Осень: Очень разнообразные звуки
окружают нас в осеннем лесу. Сейчас мы продолжим
путешествие по лесу. Скажите, какая бывает осень? (золотая,
разноцветная, щедрая, богатая, красивая, тёплая)

Дети исполняют песню “Осень милая, шурши”
слова и музыка М. Ефремовой, аккомпанируя на
музыкальных инструментах.

Осень очень хороша,
Хороша, хороша!
Осень ходит не спеша.
Ходит не спеша.
Есть у осени наряд
Золотой, золотой!
Удивляет всех подряд
Осень красотой
2 глиссандо на металлофоне.
Бубен
Повтор 1 строчки
3 удара в треугольник
Повтор 1 строчки
Повтор 2 строчки
Глиссандо 2 раза на металлофоне.
треугольник

Слышится шум дождя.

Осень: Погода осенью не всегда радует
тёплыми, ясными денёчками. Порой плачет небо,
тоскует о лете. Одним словом – Непогодушка.
Исполним песню с ритмичными движениями, чтоб
согреться и не грустить.

Дети исполняют песню “Топ, сапожки, шлеп,
сапожки” слова и музыка М. Еремеевой

Дождик скачет по дорожке
И по зонтику немножко!
Слышишь капель перезвон?
Это к нам стучится он!
Дождик капал и устал,
Дождик лужицами стал,
Как наденешь сапоги,
Так по лужицам беги!
Топ, сапожки,
Шлеп, сапожки,
Ты бежишь, и я бегу.
Топ, сапожки,
Шлеп сапожки.
Обогнать тебя могу!
Подскоки
Ритмичные удары по коленям
Хлопок вправо и влево
Ритмичные притопы. “он”- присели.
Хлопки “ бубен”. Присели.
Хлопки по полу руками. Встали.
Руки на поясе,2 “пружинки”
Кружение на дробном шаге.
Удар по коленям, нога на пятку
Притоп, нога на пятку.
Кружение на дробном шаге.
Повтор 5 – 7 строк.

Появляется Непогодушка.

Непогодушка: А вот и я! Мокроватенькая,
сыроватенькая, Апчхи! Приятненькая. Заставлю я
вас дома сидеть и скучать. Дождики вам пошлю,
ветры напущу.

Ребёнок: Не получится, скорее мы тебя
заставим веселиться. Давай с нами хоровод водить.

Исполняется “песня про Непогодицу” слова и
музыка Е. Болдыревой.

Непогодушка: Порадовали вы меня.
Развеселили своим весёлым хороводом. Я с вами
тоже поиграть хочу. Попробуйте повторить мои
слова так же, как я их произнесу.

Интонирование предложений по образцу.

Мне очень нравится осень.
Мне очень нравится осень!
Выделяем голосом первое слово.
Выделяем голосом последнее слово.

Мне очень нравится осень. Выделяем
голосом второе слово.

Непогодушка: Отлично! Справились! Я
вас всех благодарю за игру и прощаюсь с вами.

Осень:

Ну и мне пора прощаться,
В лес осенний возвращаться…
Ждут меня ещё дела.
До свиданья, детвора!

Непогодушка и осень прощаются с детьми,
воспитатель под музыку выводит детей из зала.

Используемые материалы.

  1. Стихотворение “СОН” В. Граубина.
  2. “Песня про Непогодицу” слова и музыка Е.
    Болдыревой
  3. “Топ, сапожки, шлеп, сапожки” слова и музыка М.
    Еремеевой
  4. “Осень милая, шурши” слова и музыка М.
    Еремеевой
  5. “Постучалась осень” слова М. Еремеевой
  6. Старинный вальс “Осенний сон” муз. А. Джойса.

Источник

Цели и задачи урока:

  1. Продолжить работу по формированию у детей навыков беглого, правильного,
    выразительного и осознанного чтения на примерах художественных произведений
    русских и советских поэтов и прозаиков: А.С. Пушкина, Г. Граубина, Ф.И.
    Тютчева, А. Майкова, И.А. Бунина, Б. Трофимова, В. Бирюкова, А.Л. Барто,
    А.Т. Твардовского, Е. Трутневой, А. Фета, В. Пескова, С.А. Есенина, М.
    Волошин, Д. Мережковский.
  2. Совершенствовать все виды речевой деятельности: слушание, говорение,
    чтение. Работать над четким выговариванием.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, образную речь,
    память, логическое мышление. Объяснять значение новых слов.
  4. Обучать правильному построению ответов на поставленные вопросы.
  5. Содействовать формированию эстетического отношения к действительности;
    развивать эстетическую восприимчивость детей, вызывать в их сознании и
    воображении образы и картины, которые есть в текстах изучаемых произведений.
    Помочь ученикам понять и почувствовать величие русского языка, значимость
    прекрасного на земле. Пробудить в их душах желание больше читать о родной
    природе, самим воспеть ее очарование в своих «произведениях».
  6. Воспитывать бережное, чуткое отношение к красоте родной природы.

Подготовка к уроку:

  1. Экологическая экскурсия в природу.
  2. Сбор учащимися красивых осенних листьев.
  3. Хорошо, выразительно читающим детям заранее раздать тексты стихотворений
    для чтения на уроке.
  4. Для каждого ученика подготовить с помощью ИКТ подборку – книгу
    стихотворений, рассказов о золотой осени.
  5. На уроках изобразительного искусства и художественного труда выполнить
    рисунки и аппликации на тему «Краски золотой осени».

Оборудование:

  • грамзапись пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Осень»;
  • репродукции картин великих художников И. Бродского «Опавшие листья», А.
    Киселева «Осень в лесу», Ю. Клевер «Дорога. Березы», И. Левитан «Золотая
    осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», детские
    рисунки, аппликации;
  • таблицы по развитию речи;
  • для каждого ученика подборка – книга произведений русских и советских
    поэтов и писателей об осени;
  • на столе в вазе – букет из осенних листьев;
  • у каждого ученика лист в форме кленового листа, где он будет писать свое
    «Произведение»;
  • на голове у ребят шапочки, символизирующие осенние листья, которые они
    сами делали на уроке труда.

Ход урока

1. Организационный момент.

Играет тихая музыка П.И. Чайковского. Дети входят в класс и занимают свои
места.

2. Вводная беседа.

Затемнение. На экране дети видят картины о золотой осени. Звучит музыка.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня урок-праздник.
Мы попадем в удивительный мир природы золотой осени, увидим ее разноцветные
краски, услышим ее звуки, почувствуем ее запахи. И помогут нам в этом
произведения великих поэтов 19 века, произведения современных писателей и
неизвестных, произведения детей – ваших ровесников, ваших учителей.

Я очень хочу, чтобы каждый ваш день приносил вам новые чувства, и вы умели
делать свои маленькие открытия.

3. Коллективно-творческая работа над «Красками осени».

Учитель читает стихотворение Г. Граубина «Сон».

Между летом и зимой
Все впадает в сон:
Засыхает зверобой,
Опадает клен.
Дуб морозцем опален
Спать сурки идут…
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да!
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Настоящий сон:
В первых буквах этих слов
Зашифрован он.

Беседа по содержанию.

– Как вы понимаете слова: «Дуб морозцем опален?» (Опалить может не только
огонь, но и мороз.)

– И какого цвета станут листья у дуба? (Коричневые.)

Учитель: Мы сегодня тоже увидим сон. Сон цветной, со звуками и
запахами, и будет он называться «Прелесть эта осень!»

Помните, как у Максимилиана Волошина:

Рдяны краски. Воздух чист;
Вьется в пляске красный лист,-
Это осень, далей просинь,
Гулы сосен, веток свист.

Чтение учеником вслух стихотворения Ф.И. Тютчева.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…

Учитель: Вот об этой короткой, но удивительной поре осени, прекрасной
и очаровательной мы и будем сегодня говорить. (Открывается доска, где развешены
иллюстрации об осени.)

Ученик читает отрывок И.А. Бунина «Листопад».

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.

Учитель: Найдем краски осени. (Лиловый, золотой, багряный, желтый.)

– Когда вы будите создавать свои произведения, вы используйте эти слова.
Краски увидеть легко.

Чтение учениками самостоятельно в своей книге- подборке стихотворение А.С.
Пушкина «Осень» (отрывок) и беседа по содержанию.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель: Какие краски увидел поэт? (Багрец – багровые,
ярко-красные, золотистые.)

На доске записано: Осень словно золотом тропинку устлала.

Чтение цепочкой рассказ Бориса Трофимова «Осенний ковер».

Красный, желтый. Бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю
лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Солнышко светит ярко, но греет уже
не так, как летом. Пришла осень. Однако в лесу стало даже веселее и наряднее.
Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками – от зеленых до пурпурных. Среди
разноцветного , пестрого убранства берез и осин еще солиднее, чем летом,
выглядят темно-синие ельники и сосняки. По болотам краснеет клюква, кое-где
мелькают гроздья брусники.

Учитель: А здесь какие краски у осени? (Красные, желтые,
золотистые, желто-зеленые, пятнистые, пестрые.)

– Что такое лоскутное одеяло? (Одеяло, сшитое из разноцветных лоскутков.)
Краски зеленые, пурпурные, темно-синие.

Ученик читает наизусть отрывок стихотворения А. Толстого «Осень».

Осень! Осыпается весь наш бедный сад!
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (Краски: пожелтелые, ярко-красные.)

На доске записано: На рябине ягодки будто красны солнышки висят.

Учитель показывает сухие осенние листочки, и ученики называют их краски.

Желтые: лимонный, оранжевый. Красные: багровый, кровавый, розовый, темно-
красный, синеватый, коричневый.

4. Физкультурная минутка.

Ветер подул: «У-у- у!» (Все дуют.)
Кусты низко нагнул (Дети наклоняются.)
Листья запорхали (Машут руками.)
Как бабочки на карнавале (Кружатся.)

Вывод. Вот какие краски у осени. Можно еще вспомнить красоту и
разноцветье, буйство красок осенних цветов.

5. Коллективно-творческая работа над «Звуками осени».

Учитель: Тут задача посложнее. Давайте вспомним, какой самый главный
звук осени. (Листья шелестят, птицы улетают, шуршат под ногами, шорох,
шелест.)

– А летом шелестят? (Да.)

– Чем же отличается осенний шелест? (Летом радостный, а осенью шелест
печальный, прощальный.)
Сейчас ребята нам расскажут об этом.

Ученик читает стихотворение Василия Бирюкова «Сентябрь».

Шум большой в лесу стоит.
Не медведь ли к нам спешит?
– Это я! – бормочет еж
Нынче тихо не пройдешь.
И под лапками мышат
Листья палые шуршат.

Учитель: В этом стихотворении поэт нарисовал картину осени не только
словами, но и звуками.

– Как ему удалось передать шуршание осенних листьев? (Повторяется звук
ш
.)

Ученик читает стихотворение Агнии Барто.

Что случилось с кленами? Закивали кронами.
А высокие дубы будто встали на дыбы.
А орешник сам не свой. Шелестит густой листвой.
Есть у деревьев голоса? Нет, просто ветер начался.
Зашумели ветки на осеннем ветре.

Учитель: Теперь послушаем про птиц.

– Кто из вас слышал отлет стаи? (Они жалобно кричат, курлычут, крыльями
машут.)

У Елены Трутневой в стихотворении «Гуси-лебеди летят».

Наше поле опустело, Опустел и лес, и сад.
То и дело, то и дело гуси- лебеди летят!
То гуськом летят, то клином по дорогам журавлиным.
Слышат реки и луга: «Го- го- го…» и «Га- га- га…»
То и дело в небе синем шелест листьев, крик гусиный.
Пролетают над домами по дороге по прямой.
Оставайтесь, гуси, с нами! Хорошо у нас зимой!

– Какие слова повторяются в стихотворении?

– Почему поэтесса так написала?

Ученик читает стихотворение А.А. Фета.

Ласточки пропали, а вчера зарей
Все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.
С вечера все спится. На дворе темно.
Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад!
Словно как с испугу, раскричавшись, к югу журавли летят.

Ученики у доски читают рассказ А. Шаховской «Осень в лесу», а в это время
на экране показывается презентация «Осенние этюды».

Хорошо в лесу и осенью, да и есть за чем туда ходить. Из ягод – брусника, а
из грибов – рыжики и другие грибы. Но чем-то совсем другим теперь веет в лесу.
Не шумят листья на ветках, а печально шуршат под ногами. А деревья пестреют
разными красками. Трепещут ярко-красные осинки. Золотеют березки, а между ними
темно-зеленая елочка точно хвастается, что не боится зимы.

Птицы не распевают веселых песен, не кормя т птенцов. Тихо в лесу. Но вот
раздается громкое чириканье, и целая вата птичек облепляет дерево. Стайки то
одной, то разных пород птичек перелетают с места на место в поисках пищи. Одни.
Собираются в большие стаи, готовясь к отлету, другие откармливаются перед
трудными голодными временами – зимой.

Сыты и бодры теперь птички. Сколько разных семян поспело и на полях, и на
лугах, и в лесу. Да не только семена – манят их к себе и ягоды. В лесу все
кустарники разукрашены то красными, то черными ягодами- черемуха, крушина,
рябина, ярко-красный шиповник, но красивее всех их бересклет.

Точно сережки висят на бересклете розовые двойные ягоды с черными кисточками
и бросаются птицы на эти лакомства, отъедаются.

Вывод. Звуки осени «убаюкивающие», «завораживающие», волшебные.

Учитель: Хочется вам прочитать рассказ Василия Пескова «Листья падают
с кленов».

Волшебная осень парков Чуть-чуть сыровато. Листья неохотно отрываются и
словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как
хорошо!

Хочется сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по
золотому ковру. Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами. Сорятся из- за самых
красивых осенних листьев. В руках у мальчишек и девчонок букеты.

Кажется, листья падают беззвучно. Кажется, полет сопровождает тихая музыка.
Бом-бом! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я слышу?
Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом
женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод.
Правда, здорово!

6. Коллективно-творческая работа над «Запахами осени».

Учитель: Наконец, запахи, самое трудное.

– Какие? (Запах прелых листьев. Дождик прошел, и свежо. Морозом пахнет.)

– Как у В. Пескова «Чуть-чуть сыровато».

– Как у А.С. Пушкина «Пышное природы увяданье».

– Как у С. Есенина

«Нивы сжаты. Рощи голы.
От воды туман и сырость…»

– Как у Д. Мережковского

«Воздух звонок, мертв и чист,
И на голой, зябкой вербе
Шелестит увядший лист».

Ученик читает стихотворение А.Н. Майкова «Осень».

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят
Любо в лесу мне бежать.
Слышно, как сучья трещат.
Листья ногой загребать.

– Как у И. Бунина «Лес пахнет дубом и сосной».

– И, конечно, же пахнет грибами и яблоками.

Вывод. Запахи увядания.

7. Итог урока.

Учащиеся говорят о том, что они проследили, какими словами передают писатели
и поэты краски, звуки и запахи осени. Многие слова они услышали впервые и они
могут их использовать в своих сочинениях. С большим удовольствием они вспомнили
знакомые строки о родной природе и услышали новые произведения.

Учитель читает наизусть:

«У природы живые краски
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?»
«Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»

8. Домашнее задание.

  1. Прочитать тексты для дополнительного чтения.
  2. Подготовиться к сочинению по теме «Краски, звуки и запахи осени».
  3. Попробовать самим написать стихи о этом времени года.

– Вот какое стихотворение написала учитель нашей школы Багровникова М.В.:

Подметает то и дело
Ветер мокрые дорожки.
Поднимаются несмело
Кленов желтые ладошки.
И беседуют вороны
На вершине старых сосен
Мол, почти опали клены.
Знать, уже проходит осень.

Или стихотворение «Осень» Лены Сухининой (11 лет).

Хрустящие ломтики листьев шуршат в пожелтевшей траве.
Рябины румяные кисти алеют в росистой листве.
А ветер и дождь беспокойно поют и поют, как гармонь.
И листики цвета лимона садятся ко мне на ладонь.

Источник