Мандельштам стихи бессонница гомер
Осип Мандельштам, новое:
Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок…
От замкнутых я, что ли, пьян дверей? —
И хочется мычать от всех замков и…
Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют…
Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить.
Не утоляет слово
Мне пересохших уст,
И без тебя мне снова
Дремучий…
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские ёлки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя…
Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.
Ты равнодушно волны пенишь
И…
Любите поэзию?
Интересные цитаты
Абсолютное постижимо лишь верой и творчеством.
Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.
Стихотворение входит в подборки:
Осип Мандельштам, самые читаемые стихотворения:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочёл до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то…Дождик ласковый, мелкий и тонкий,
Осторожный, колючий, слепой,
Капли строгие скупы и звонки,
И отточен их звук тишиной.То — так счастливы…
Я скажу тебе с последней
Прямотой:
Всё лишь бредни, шерри-бренди,
Ангел мой.Там где эллину сияла
Красота,
Мне из чёрных дыр зияла
Срамота…Квартира тиха, как бумага,
Пустая, без всяких затей,
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.Имущество в полном порядке,…
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир…В морозном воздухе растаял лёгкий дым,
И я, печальною свободою томим,
Хотел бы вознестись в холодном, тихом гимне,
Исчезнуть навсегда, но суждено…И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гёте, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили…Не сравнивай: живущий несравним.
С каким-то ласковым испугом
Я согласился с равенством равнин,
И неба круг мне был недугом.Я обращался к…
Ещё не умер ты, ещё ты не один,
Покуда с нищенкой-подругой
Ты наслаждаешься величием равнин,
И мглой, и холодом, и вьюгой.В роскошной бедности…
Ещё девиц не видно в баре,
Лакей невежлив и угрюм;
И в крепкой чудится сигаре
Американца едкий ум.Сияет стойка красным лаком,
И дразнит сода-…
Лучшая поэзия, читайте на сайте
Что стоит прочитать?
Очередной тест Аскбуки литературы предлагает вам набор вопросов по стихотворным аудио воплощениям, т.е. песням,…
Источник
“Бессонница. Гомер. Тугие паруса…”
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915
Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
Творчество поэта Осипа Мандельштама весьма разнопланово и подразделяется на несколько периодов, которые существенно отличаются друг от друга по настроению и содержанию. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» относится к раннему этапу литературной деятельности автора. Оно было написано в 1915 году и вошло в первый поэтический сборник Осипа Мандельштама под названием «Камень». По одной из версий, в этот период автор увлекался античной литературой и перечитывал нетленные произведения древнегреческих авторов. Однако те, кто был близко знаком с поэтом, убеждены, что данное стихотворение навеяно поездкой в Коктебель к поэту Максимилиану Волошину, который показал Мандельштаму удивительную находку – обломок старинного корабля, который запросто мог бы принадлежать средневековой флотилии.
Так или иначе, летом 1915 года было создано нетипичное для поэта и имеющее глубокий философский подтекст стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Безусловно, в нем можно найти отголоски гомеровской «Илиады», а точнее, ссылку на ее часть под названием «Сон Беотия, или перечень кораблей». В ней древнегреческий поэт описывал флотилию, которая собиралась на войну с Троей, и подробный список насчитывал порядка 1200 судов. Поэтому неудивительно, что, терзаемый бессонницей, поэт «список кораблей прочел до середины». Рассуждая на тему Троянской войны, Осип Мандельштам проводит параллель между прошлым и настоящим, приходя к выводу, что у любых человеческих поступков есть логическое объяснение. И даже самые кровавые сражения, коварные и неумолимые в своей беспощадности, могут быть оправданы с точки зрения того, кто их инициирует. Одним из таких оправданий является любовь, которая, по мнению поэта, способна не только убивать, но и дарить надежду на возрождение. «И море, и Гомер – все движется любовью», — утверждает автор, понимая, что завоевателям вовсе не нужна была гордая Троя. Ими руководило желание заполучить самую очаровательную пленницу в мире – царицу Елену, которая и спровоцировала своей неземной красотой войну.
Понимая, что чувства и разум зачастую противоречат друг другу, Осип Мандельштам задается вопросом: «Кого же слушать мне?». Ответ на него не в состоянии дать даже мудрый Гомер, который считает, что если любовь настолько сильна, что способно разжечь войну, то это чувство заслуживает глубокого уважения. Даже если, подчиняясь ему, приходится убивать и разрушать. С такой точкой зрения Осип Мандельштам не может согласиться, так как убежден, что любовь должна нести не разрушение, а созидание. Но и опровергнуть великого Гомера он не в состоянии, так как есть яркий пример ослепляющей любви, которая полностью уничтожила Трою.
Ответа на этот философский вопрос у автора нет, потому что чувства, испытываемые к женщине, могут заставлять одних совершить великий подвиг, а у других выявляют самые низменные качества, которыми они руководствуются при достижении своей цели. Поэтому любовь Осип Мандельштам сравнивает с черным морем, которое «витийствуя, шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью», поглощая все сомнения и страхи. Противостоять его напору практически невозможно, поэтому каждому приходится выбирать, готов ли он пожертвовать ради высокого чувства своими принципами и идеалами. Или же, наоборот, именно любовь станет тем спасательным кругом, который поможет выбраться из пучины порока, ошибок и необдуманных поступков, взять на себя ответственность за каждое принимаемое решение и за каждое сказанное слово, произнесенное в порыве страсти или же умиротворения.
Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).
Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».
Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,
Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.
В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.
Композиция
Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Текст О.Э.Мандельштама «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…»
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер – всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью
Общая характеристика творчества поэта
О.Э.Мандельштам- один из выдающихся символистов и акмеистов XX века. Результаты его творчества являются значимый вкладом в развитии не только отечественной поэзии, но и зарубежной. Главные особенности лирики поэта – образное восприятие мира, философское отношение ко всем общественным и личным явлениям, гармония слова и мысли. Его поэзию условно можно разделить на несколько периодов.
Анализ стихотворения
Произведение «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…» относится к ранней лирике автора, является одним из ключевых произведений данного этапа. Оно было написано в 1915 году. И до сих пор литературоведы спорят о том, что являлось источником вдохновения для написания этого стихотворения:
одни считаю, что «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…» было навеяно Мандельштаму поездкой в дом поэта Максимилиана Волошина в Коктебель, где автор увидел обломок древнего корабля, другие же убеждены- поэт в это время был увлечен изучением античных традиций и литературы. Тем не менее, представленное стихотворение, столь нетипичное для творчества Мандельштама, имеет глубокий философский подтекст и особое настроение.
Что касается структурной составляющей произведения, «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…» разделена на три катрена. Рассмотрим подробно каждый из них.
Первый катрен заключает в себе экспозицию и завязку сюжета стихотворения: лирический герой, мучаемый бессонницей, в тщетных попытках уснуть, входит в мир Гомеровского повествования. Однако за прочтением Списка ему не удается забыться сном. Наоборот, его начинают посещать различные мысли: куда стремятся ахейцы, что движет ими или же от чего они «бегут»?
Ответы на эти вопросы, начинающие волновать лирического героя, имеют место во втором катрене. Ахейцы повинуются приказу своих царей, вклиниваясь «в чужие рубежи». У воинов нет возможности ослушаться своих властителей, ведь те «миропомазаны»; бесстрашные герои лишь выполняют свой долг, свои обязанности. Цель же самих царей ясна: по сюжету произведения Гомера, не выгодное географическое положение Трои на Эгейском море прельщает их, а ревность и жажда мести царя Спарты Менелая (Парис, троянский герой, похитил у него прекрасную жену Елену).
В третьем же катрене главное место занимает кульминация и развязка. В начале- языческое восприятие силы любви. Читатель видит: и легендарный автор, и сама стихия как бы уступают мощи любви.
Такая структура стихотворения помогает поэту создать динамичность сюжета и максимально действительное описание явлений, а также передать мысли и настроения лирического героя. Произведение написано шестистопным ямбом, что, в большинстве своем, характерно для античной литературы. Таким образом, Мандельштам попытался провести слияние русской и древнегреческой культуры, возможно, сопоставить их.
«Поэтическая рецепция»
Произведение автора, несомненно, представляет собой поэтическую рецепцию «Илиады» Гомера. С первых строк мы наблюдаем взаимодействие
«авторского» и «читательского»: «бессонница», которой томим лирический герой, свидетельствует о пребывании в настоящем, за «Гомером» же кроется что-то неземное, прошедшее. Далее- проводится незримая общая линия между миром героев античного автора и миром страдающего лирического героя Мандельштама. Эта общность выражается в Списке кораблей1. Однако стоит отметить тот важный факт, который указывает на невозможность полного взаимодействия художественного мира Мандельштама и Гомера: для лирического героя поэта XX века эта реальность является лишь своеобразной иллюзией, воображением, а для героев античного автора этот мир- их жизнь, их настоящее. И для того, чтобы, если так можно выразиться, совместить «своё» и «чужое» и получить напряженную форму присутствия, Мандельштам реализует своеобразную встречу этих миров. Поэт осмысляет знаменитый «список кораблей» особым способом. Он сравнивает его с «длинным выводком», «поездом журавлиным», «журавлиным клином». Как может наблюдать читатель, грандиозное историческое событие имеет природные аналоги: как птицы, ищущие покоя, мигрируют в другие края, так и греки, движимые любовью («всё движется любовью»), отправляются в поход. Таким образом, можно предположить, что для лирического героя Мандельштама этот исторический период имеет важное место в жизни и сознании. Т.е. поход на Трою- это не только пройденный этап в истории человечества, но и особое звено, определяющее некие аспекты сознания толкователя.
Если обратиться к тексту «Илиады», то можно с ясностью увидеть однозначное отношение самого автора к этому походу. Как мы видим, для Гомера поход ахейцев важен в том смысле, что данное событие позднего Бронзового века уникально, невоспроизводимо по своей сущности. Древнегреческий поэт, в полной мере сумевший передать эпичность, величие и значимость для последующих поколений этого похода, указывает на то, что это событие способно пережить века. Недаром он, отделенный временной дистанцией от этого события, пытается воспроизвести с точностью детали войны с Троей, сложить подлинную картину этого события («Рать беотийских мужей предводили на бой воеводы: Аркесилай и Леит, Пенелей, Профоенор и Клоний. Рать от племен, обитавших в Гирии в камнистой Авлиде, Схен населявших, Скол, Этеон лесисто-холмистый…»)2.
Возвращаясь к истолкованию сравнений Мандельштама списка кораблей с птицами, можно отметить, что само произведение Гомера напоминает
своеобразный клин: повышение тона сменяется его понижением (подобная структура называется гекзаметр, выраженная в шестистопном стихе, состоящем из 5 дактилей и последней стопы- спондея).
Лирический герой Мандельштама, который список кораблей «прочел до середины», истолковал Гомера в контексте собственного восприятия, а потому, кажется, понимает автора с полуслова. Но это нельзя назвать верным путем. Недопонимание мысли античного автора неизбежно ведет лишь к одному истолкованию- эта поэма о любви. Однако, по Гомеру, Елена является не причиной, а лишь поводом к этой страшной войне. Такое неправильное, можно сказать, своевольное прочтение, неизбежно ведущее к абсолютно неверной трактовке всего пафоса произведения, потрясает Гомера («И вот, Гомер молчит»).
Идея, главная мысль
Читатель Мандельштама, обращаясь к гомеровским героям, вопрошает: «Куда плывете вы?» Этот провокационный, в какой-то мере не доверительный вопрос влечет за собой диссимиляцию убеждений автора и самих царей с истинной целью завоевания Трои. После попытки лирического героя расподобления этой невидимой связи между природой самого читателя и Гомера, кажется, нарушается. Вопрос мандельштамовского читателя остается без ответа.
Без сомнений следует указать, что мысль в «Илиаде» Гомера и трактовка самого Мандельштама значительно разнятся. Но это, как говорил философ М.Бахтин, и является «диалогом согласия». Иначе отсутствие несовпадений повлекло бы бессмысленную тавтологию авторской мысли, в данном случае непонятой до конца. Лишь поиск иных сторон, попытки рассмотреть сюжет и смысл произведения в другом ключе ведут к возвышению читательской свободы над «законом» автора и размыканию вектора прошедших лет в будущих веках.
Что касается восприятия самого Мандельштама любви, которая движет всем живым и неодушевленным, то поэт рассматривает её в контексте античной литературы, античного мира. «Любовью», по Мандельштаму, движется и море, и журавли, и паруса и, непосредственно, сами герои. Именно этой позиции и придерживается поэт Серебряного века.
Стоит отметить важный факт: в античной культуре (как и в любой другой) существовало множество родов и жанров, также имело место разнообразие позиций, социальных принципов и эстетических взглядов. Однако, несмотря на это, специалисты выделяют определенные архетипы, образы и идеи, так или иначе свойственные лишь литературе Древней Греции. Гомер, живя в этот период в этом обществе, не мог сознательно понять это, ибо не знал иных форм проявления творчества, жизни, мировоззрения. Мандельштам в
своем стихотворении произвел попытку сформулировать структуру и установки, которыми руководствовался античный автор, не опираясь на время, в котором тот жил. «Разомкнув» основные идеи поэмы Гомера с «античностью», Мандельштам показал скрытые смыслы древнегреческого произведения вне контекста времени.
Таким образом, поэма Гомера для лирического героя поэта XX века- это нечто загадочное, непостижимое, полное тайн и глубоких смыслов. Одновременно с этим он чувствует некую сопричастность к тем событиям, а потому желает постичь смысл того похода, описанного древнегреческим автором. Стихотворение О.Мандельштама «Гомер. Бессонница. Тугие паруса…»- это размышления лирического героя о жизни, о времени, об истине, а главное- о любви. Ведь именно это чувство, в каких бы формах не проявлялось, будет вечным символом движения и мощной силы. Исходя из этого напрашивается вывод: именно в любви заключена преемственность поколений
Источник