Лишь во сне порой приходишь чтоб уйти под утро опять
На сегодняшний день Сергей Есенин самый популярный поэт. По рейтингам социальных сетей он занимает первое место по количеству упоминаний и цитированию. Здесь хочется сказать, что свою неугасающую славу Есенин заслужил. И чтобы эта слава не умолкала долго поэт начал строить о себе легенды ещё при жизни, хотя многие его методы считаются весьма противоречивыми.
О противоречивости поэта и поговорим в этой статье
Очень многие люди, не знакомые с биографией поэта, воспринимают его как наивного лирика или «пастушка» из деревни, пишущего воздушные стихи о любимой девушке, о братьях наших меньших, о природе и родном крае. Здесь нужно сказать, что Сергей Есенин сознательно выбрал линию «светлоголового леля» и вплоть до революции следовал этому образу. Наивным же он никогда не был. Начиная с первой поездки в Петербург Есенин рассчитал всё до мелочей, отправившись в гости к самому Александру Блоку. Тот его и ввёл в литературную среду.
Но долго Есенин «прилизанным» не ходил…
После революции 1917 года у поэта прорывается свой голос. Есенин чувствует свободу и дух эпохи. Его уже не устраивает образ деревенского “паренька с дудочкой”, который выдумал для него старший наставник Николай Клюев дабы развлекать публику в салонах.
Есенин и Николай Клюев. Примерно 1915-16 год
С этого момента начинает формироваться образ скандалиста и хулигана, который Есенин тоже выбрал сознательно и умело его эксплуатировал. Но об этом не будем.
Всё чаще в его стихах слышится грусть и печаль. В произведениях 1917-22-х годов Есенин всё больше погружается в философию жизни и смерти, но не забывает упомянуть про свой шальной образ жизни.
«Коль гореть, так уж гореть сгорая…»
Есенин понял, что именно скандальная слава выведет его на новый уровень популярности и заставит его звезду гореть ярче.
Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.
Многие знакомые поэта вспоминали позже, что ради славы он был готов пойти на всё. Стоит отметить, что он был хулиган, но уж точно не подхалим или головорез идущий по головам товарищей.
Есенин и поэт Анатолий Мариенгоф в 1922 году
Здесь ещё нужно сказать о невероятной способности поэта заводить нужные знакомства и покровителей, которые постоянно вытаскивали его после очередного пьяного скандала или выходки.
В свои 25 лет Есенин уже дважды женат и у него двое детей. С женами жил довольно мало (он успел жениться официально 3 раза). Поэт долго не сидит на одном месте и постоянно «продвигает себя». В 1921 году Есенин начинает «крутить» роман с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая старше его на 18 лет. Вскоре женится на ней. Многие окрестили этот брак «очередной выходкой» и желанием прославиться. И нужно сказать, что здесь Есенин рассчитал всё верно – он уезжает в мировое турне за новой славой. За границей поэта восприняли весьма прохладно и больше считали за молодого мужа известной танцовщицы, чем за русского поэта.
Есенин и Дункан в заграничном турне
В том же 1921 году, ему всего 26 лет, поэт пишет своё самое известное стихотворение, которое в последствии будет положено на музыку огромное количество раз. В этом стихотворении молодой поэт как-бы подводит итоги своей бурной молодости и даже жизни. В стихах Есенина довольно часто звучат нотки раннего ухода и даже самоубийства. Например:
«Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть»
Попытки уйти из жизни самостоятельно у него действительно будут, правда всегда показательные в присутствии людей. В Америке он пытался скинуться с высотки, в Баку прыгает в резервуар с нефтью, где его едва вылавливают и отмывают. В общем его всегда кто-то спасал, и подобных выходок судя по воспоминаниям современников было не мало.
Странных и противоречивых поступков у Есенина много, но ему можно простить всё за его стихи!
Есенин и группа новокрестьянских поэтов. 1925 год. Баку
И вот почти век прошёл, а люди всё гадают что-же случилось в ночь на 28 декабря 1925 года в гостинице Англетер, где утром обнаружили тело 30 летнего поэта повешенного на трубе парового отопления. Кто-то говорит, что эта была его очередная, но неудавшиеся выходка (он рассчитывал, что его опять успеют снять, но никто не пришёл на помощь), кто-то говорит, что его убили (следы драки в номере действительно присутствуют), но следуя стратегии жизни поэта можно смело сказать, что умирать он точно не хотел (вот-вот должно было выйти полное собрание сочинений).
То самое полное собрание сочинений 1926 года, которое поэт так и не увидел.
Говорят, что в 2025 году (будет 100 лет с гибели поэта) наконец-то рассекретят какие-то «тайные» документы и мы уже точно узнаем, что там случилось. Есенин умел создавать легенды о себе, а простой бытовой уход великих людей никогда не устраивает поклонников, которые только подпитывают общество якобы новыми обстоятельствами гибели.
В любом случае у нас есть прекрасное стихотворение (и ещё много других), в котором Есенин рассказал о себе буквально всё.
Не жалею, не зову, не плачу
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Как вы относитесь к творчеству поэта?
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.
Источник
Стоял тихий теплый вечер. В воздухе не чувствовалось ничего тревожного. Ты должен был вернуться, как обычно, после 18:00, прямо из офиса. Пятницу мы обычно проводили только вдвоем. Бокал вина, ужин, хороший фильм. Тишина, спокойствие. Мне нравились наши обычаи. Я все еще люблю их. Ты отправил мне сообщение: «на холодильнике лежит письмо тебе, прочти, пожалуйста». Я подумала, что это, наверное, список покупок для какого-то особого рецепта на вечер. Ты, наверное, не успеваешь заскочить в магазин. Я инстинктивно потянулась рукой к холодильнику. Это был лист бумаги. Целый большой лист бумаги формата А4, написанный твоим почерком.
«Когда-нибудь ты поймешь» – письмо, которое оставил мне муж, уходя
Ничего не понимая, я начала читать.
«Дорогая моя Маша!
Ты даже не представляешь, как трудно мне это писать. Когда я впервые сказал тебе, что люблю тебя, я был так уверен в этих словах. И каждый раз я был в них уверен. Шли дни, месяцы и годы, и я всегда был уверен. Я не знаю, откуда и как наступил момент, когда я потерял всю свою уверенность. И я должен уйти из твоей жизни, чтобы дать тебе возможность построить новые отношения с кем-то другим. Я очень верю, что ты будешь счастлива с кем-то еще.
Я ухожу не потому, что так будет лучше для меня. Я ухожу, потому что хочу, чтобы ты была счастлива. Я тебе счастья не дам, я тебя больше не люблю. То есть, я люблю тебя, ты мне очень дорога, но я не могу быть с тобой. Это уже не та любовь, как в начале, между мужчиной и женщиной. Это во мне закончилось. И вряд ли оно вернется. Мне нужно что-то другое.
Я боюсь того, что будет дальше. Я не хочу так жить, зная, что когда-нибудь еще смогу с кем-то встретиться. Иметь настоящие отношения. Исполнить с кем-то общие мечты. Построить дом. Ты никогда не хотела дом.
Прости, если подвел тебя. Я, конечно, причинил тебе боль, но я верю, что эта боль скоро пройдет. Ты справишься, у тебя есть близкие люди…
Когда-нибудь ты поймешь, что я должен был уйти, что так будет лучше. Когда-нибудь ты почувствуешь, что я был прав. Почему бы тебе даже не поблагодарить меня за это?
Только, пожалуйста, не проси меня, не умоляй, не плачь, потому что я не могу справиться с этим. Я принял решение. Я постараюсь объяснить это родителям. Я также попрошу их не утомлять тебя, не мучить вопросами. Я возьму все на себя. В общем, это не твоя вина.
И не говори плохо обо мне нашим друзьям. Довольно жалко переносить проблемы из отношений в отношения с нашими знакомыми.
Спасибо за 4 года вместе. Ты была великолепна».
Я села на кровать, сложила лист бумаги пополам, потом снова пополам. И еще раз. И еще. Я не помню, сколько раз, но в конце концов он стал крошечным, толстым и кривым прямоугольником. Как будто я хотела таким образом собрать всю нашу совместную жизнь и стереть ее из моей памяти. А он, вместо того чтобы исчезнуть, неприятно колол мою закрытую ладонь. Мне было больно.
…Как будто я хотела таким образом собрать всю нашу совместную жизнь и стереть ее из моей памяти.
Значит, наши отношения были ненастоящими? Что значит «это во мне закончилось»? Ведь вчера еще было, я это чувствовала. Сегодня утром ты, как обычно, дотронулся до моего плеча. Как всегда поцеловал. Как всегда, ты смотрел мне в глаза. И теперь ты ничего не чувствуешь?
Конечно, я подумала, что есть другая. Обычно так и происходит, верно? Это та обычная причина, которая заставляет того, кто был для нас целым миром, внезапно стать помехой. Но не ты… ты бы не предал меня. Ты бы не нарушил клятву верности.
Я хотела позвонить, но продержалась так до утра, сложив листок в маленький прямоугольник. Я знала, что скоро увижу тебя. Я знала, что должна знать правду. Не помню, съела ли я что-нибудь, не помню, приняла ли я душ. Я ждала.
На следующий день ты заскочил за кое-какими вещами, как раз к полудню. Ты не смотрел мне в глаза, у меня не было сил говорить. Я взяла тебя за руку и смогла лишь прошептать: «Но почему?». Ты поцеловал меня в голову, как-то странно, как друга, а не любимую. «Потому что так надо», – сказал ты, ничего не объясняя. Истерические рыдания охватили все мое тело. Краем глаза я поймал твой взгляд. Иной – холодный и нетерпеливый. В тот момент я поняла, что все кончено.
Прошло полгода с тех пор, как наша кровать стала только моей. Ты написал в том письме «когда-нибудь поймешь». Я жду, потому что пока еще не понимаю. Я не понимаю, как можно любить так сильно, показывать это каждый день миллионами жестов и вдруг перестать любить. Как можно жить рядом с кем-то так близко, засыпать на одной подушке и словом не выдать, что эта любовь сгорает. Как можно создать с кем-то дом, безопасное место и вдруг украсть это чувство безопасности.
Я не понимаю, как можно любить так сильно, показывать это каждый день миллионами жестов и вдруг перестать любить
Твои слова ничего мне не объяснили. Твое письмо было лишь красивой формой, но не содержанием. В голове у меня тысячи догадок, в почтовом ящике извещение. Оно пришло из суда, месяц назад ты подал на развод. Я знаю, дорогой, что никого не смогу заставить себя любить. Я просто хочу знать, что я сделала не так.…
Мария Д.
Прочтите также: «Развод. Когда я думала, что это конец»
Источник
Ïîïàëè íà ãëàçà ýòè ñòðî÷êè.Íå ìîã íå çàïèñàòü.Óæ î÷åíü ïîíðàâèëèñü.
Òû ìåíÿ íå ëþáèøü, íå æàëååøü,
Ðàçâå ÿ íåìíîãî íå êðàñèâ?
Íå ñìîòðÿ â ëèöî, îò ñòðàñòè ìëååøü,
Ìíå íà ïëå÷è ðóêè îïóñòèâ.
Ìîëîäàÿ, ñ ÷óâñòâåííûì îñêàëîì,
ß ñ òîáîé íå íåæåí è íå ãðóá.
Ðàññêàæè ìíå, ñêîëüêèõ òû ëàñêàëà?
Ñêîëüêî ðóê òû ïîìíèøü? Ñêîëüêî ãóá?
Çíàþ ÿ – îíè ïðîøëè, êàê òåíè,
Íå êîñíóâøèñü òâîåãî îãíÿ,
Ìíîãèì òû ñàäèëàñü íà êîëåíè,
À òåïåðü ñèäèøü âîò ó ìåíÿ.
Ïóñòü òâîè ïîëóçàêðûòû î÷è
È òû äóìàåøü î êîì-íèáóäü äðóãîì,
ß âåäü ñàì ëþáëþ òåáÿ íå î÷åíü,
Óòîïàÿ â äàëüíåì äîðîãîì.
Ýòîò ïûë íå íàçûâàé ñóäüáîþ,
Ëåãêîäóìíà âñïûëü÷èâàÿ ñâÿçü, –
Êàê ñëó÷àéíî âñòðåòèëñÿ ñ òîáîþ,
Óëûáíóñü, ñïîêîéíî ðàçîéäÿñü.
Äà è òû ïîéäåøü ñâîåé äîðîãîé
Ðàñïûëÿòü áåçðàäîñòíûå äíè,
Òîëüêî íåöåëîâàííûõ íå òðîãàé,
Òîëüêî íåãîðåâøèõ íå ìàíè.
È êîãäà ñ äðóãèì ïî ïåðåóëêó
Òû ïðîéäåøü, áîëòàÿ ïðî ëþáîâü
Ìîæåò áûòü, ÿ âûéäó íà ïðîãóëêó,
È ñ òîáîþ âñòðåòèìñÿ ìû âíîâü.
Îòâåðíóâ ê äðóãîìó áëèæå ïëå÷è
È íåìíîãî íàêëîíèâøèñü âíèç,
Òû ìíå ñêàæåøü òèõî: “Äîáðûé âå÷åð!”
ß îòâå÷ó: “Äîáðû âå÷åð, miss”.
È íè÷òî äóøè íå ïîòðåâîæèò,
È íè÷òî åå íå áðîñèò â äðîæü, –
Êòî ëþáèë, óæ òîò ëþáèòü íå ìîæåò,
Êòî ñãîðåë, òîãî íå ïîäîææåøü.
* * *
Êàêàÿ íî÷ü! ß íå ìîãó.
Íå ñïèòñÿ ìíå. Òàêàÿ ëóííîñòü.
Åùå êàê áóäòî áåðåãó
 äóøå óòðà÷åííóþ þíîñòü.
Ïîäðóãà îõëàäåâøèõ ëåò,
Íå íàçûâàé èãðó ëþáîâüþ,
Ïóñòü ëó÷øå ýòîò ëóííûé ñâåò
Êî ìíå ñòðóèòñÿ ê èçãîëîâüþ.
Ïóñòü èñêàæåííûå ÷åðòû
Îí îáðèñîâûâàåò ñìåëî –
Âåäü ðàçëþáèòü íå ñìîæåøü òû,
Êàê ïîëþáèòü òû íå ñóìåëà.
Ëþáèòü ëèøü ìîæíî òîëüêî ðàç,
Âîò îòòîãî òû ìíå ÷óæàÿ,
×òî ëèïû òùåòíî ìàíÿò íàñ,
 ñóãðîáû íîãè ïîãðóæàÿ.
Âåäü çíàþ ÿ è çíàåøü òû,
×òî â ýòîò îòñâåò ëóííûé, ñèíèé
Íà ýòèõ ëèïàõ íå öâåòû –
Íà ýòèõ ëèïàõ ñíåã äà èíåé.
×òî îòëþáèëè ìû äàâíî,
Òû – íå ìåíÿ, à ÿ – äðóãóþ,
È íàì îáîèì âñå ðàâíî
Èãðàòü â ëþáîâü íåäîðîãóþ.
Íî âñå æ ëàñêàé è îáíèìàé
 ëóêàâîé ñòðàñòè ïîöåëóÿ,
Ïóñòü ñåðäöó âå÷íî ñíèòñÿ ìàé
È òà, ÷òî íàâñåãäà ëþáëþ ÿ.
* * *
Íå ãëÿäè íà ìåíÿ ñ óïðåêîì,
ß ïðåçðåíüÿ ê òåáå íå òàþ.
Íå ëþáëþ ÿ òâîé âçîð ñ ïîâîëîêîé
È ëóêàâóþ êðîòîñòü òâîþ.
Äà, òû êàæåøüñÿ ìíå ðàñïðîñòåðòîé,
È, ïîæàëóé, óâèäåòü ÿ ðàä,
Êàê ëèñà, ïðèòâîðèâøèñü ìåðòâîé,
Ëîâèò âîðîíîâ è âîðîíÿò.
Íó è ÷òî æå – ëîâè, ÿ íå ñòðóøó,
Òîëüêî êàê áû òâîé ïûë íå ïîãàñ?
Íà ìîþ îõëàäåâøóþ äóøó
Íàòûêàëèñü òàêèå íå ðàç.
Íå òåáÿ ÿ ëþáëþ, äîðîãàÿ,
Òû ëèøü îòçâóê, ëèøü òîëüêî òåíü, –
Ìíå â ëèöå òâîåì ñíèòñÿ äðóãàÿ,
Ó êîòîðîé ãëàçà – ãîëóáåíü.
Ïóñòü îíà è íå âûãëÿäèò êðîòêîé
È, ïîæàëóé, íà âèä õîëîäíà,
Íî îíà âåëè÷àâîé ïîõîäêîé
Âñêîëûõíóëà ìíå äóøó äî äíà.
Âîò òàêóþ åäâà ëü îòóìàíèøü,
È íå õî÷åøü ïîéòè, äà ïîéäåøü,
Íó, à òû äàæå â ñåðäöå íå âðàíèøü
Íàïîåííóþ ëàñêîþ ëîæü.
Íî è âñå æå, òåáÿ ïðåçèðàÿ,
ß ñìóùåííî îòêðîþñü íàâåê:
Åñëè á íå áûëî àäà è ðàÿ,
Èõ áû âûäóìàë ñàì ÷åëîâåê.
* * *
Íå æàëåþ, íå çîâó, íå ïëà÷ó,
Âñå ïðîéäåò, êàê ñ áåëûõ ÿáëîíü äûì.
Óâÿäàíüÿ çîëîòîì îõâà÷åííûé,
ß íå áóäó áîëüøå ìîëîäûì.
Òû òåïåðü íå òàê óæ áóäåøü áèòüñÿ,
Ñåðäöå, òðîíóòîå õîëîäêîì,
È ñòðàíà áåðåçîâîãî ñèòöà
Íå çàìàíèò øëÿòüñÿ áîñèêîì.
Äóõ áðîäÿæèé! Òû âñå ðåæå, ðåæå
Ðàñøåâåëèâàåøü ïëàìåíü óñò.
Î, ìîÿ óòðà÷åííàÿ ñâåæåñòü,
Áóéñòâî ãëàç è ïîëîâîäüå ÷óâñòâ!
ß òåïåðü ñêóïåå ñòàë â æåëàíüÿõ.
Æèçíü ìîÿ, èëü òû ïðèñíèëàñü ìíå?
Ñëîâíî ÿ âåñåííåé ãóëêîé ðàíüþ
Ïðîñêàêàë íà ðîçîâîì êîíå.
Âñå ìû, âñå ìû â ýòîì ìèðå òëåííû,
Òèõî ëüåòñÿ ñ êëåíîâ ëèñòüåâ ìåäü…
Áóäü æå òû âîâåê áëàãîñëîâåííî,
×òî ïðèøëî ïðîöâåñòü è óìåðåòü.
* * *
Çàìåòàëñÿ ïîæàð ãîëóáîé,
Ïîçàáûëèñü ðîäèìûå äàëè.
 ïåðâûé ðàç ÿ çàïåë ïðî ëþáîâü,
 ïåðâûé ðàç îòðåêàþñü ñêàíäàëèòü.
Áûë ÿ âåñü – êàê çàáðîøåííûé ñàä,
Áûë íà æåíùèí è çåëèå ïàäêèé –
Ðàçîíðàâèëîñü ïèòü è ïëÿñàòü,
È òåðÿòü ñâîþ æèçíü áåç îãëÿäêè.
Ìíå áû òîëüêî ñìîòðåòü íà òåáÿ,
Âèäåòü ãëàç çëàòîêàðèé îìóò,
È, ÷òîá ïðîøëîå íå ëþáÿ,
Òû óéòè íå ñìîãëà ê äðóãîìó.
Ïîñòóïü íåæíàÿ, ëåãêèé ñòàí:
Åñëè á çíàëà òû ñåðäöåì óïîðíûì,
Êàê óìååò ëþáèò õóëèãàí,
Êàê óìååò îí áûòü ïîêîðíûì.
ß á íàâåêè çàáûë êàáàêè,
È ñòèõè áû ïèñàòü çàáðîñèë,
Òîëüêî á òîíêîé êàñàòüñÿ ðóêè
È âîëîñ òâîèõ, öâåòîì â îñåíü.
ß á íàâåêè ïîøåë çà òîáîé,
Õîòü â ñâîè, õîòü â ÷óæèå äàëè…
 ïåðâûé ðàç ÿ çàïåë ïðî ëþáîâü,
 ïåðâûé ðàç îòðåêàþñü ñêàíäàëèòü.
* * *
Ìíå ãðóñòíî íà òåáÿ ñìîòðåòü,
Êàêàÿ áîëü, êàêàÿ æàëîñòü!
Çíàòü, òîëüêî èâîâàÿ ìåäü
Íàì â ñåíòÿáðå ñ òîáîé îñòàëàñü.
×óæèå ãóáû ðàçíåñëè
Òâîå òåïëî è òðåïåò òåëà,
Êàê áóäòî äîæäèê ìîðîñèò
Ñ äóøè, íåìíîãî îìåðòâåëîé.
Íó ÷òî æ! ß íå áîþñü åãî.
Èíàÿ ðàäîñòü ìíå îòêðûëàñü.
Âåäü íå îñòàëîñü íè÷åãî,
Êàê òîëüêî æåëòûé òëåí è ñûðîñòü.
Âåäü è ñåáÿ ÿ íå ñáåðåã
Äëÿ òèõîé æèçíè, äëÿ óëûáîê.
Òàê ìàëî ïðîéäåíî äîðîã,
Òàê ìíîãî ñäåëàíî îøèáîê!
Ñìåøíàÿ æèçíü, ñìåøíîé ðàçëàä.
Òàê áûëî è òàê áóäåò ïîñëå.
Êàê êëàäáèùå, óñåÿí ñàä
 áåðåç èçãëîäàííûå êîñòè.
Âîò òàê æå îòöâåòåì è ìû,
È îòøóìèì, êàê ãîñòè ñàäà…
Êîëü íåò öâåòîâ ñðåäè çèìû,
Òàê è ãðóñòèòü î íèõ íå íàäî.
* * *
Âå÷åð ÷åðíûå áðîâè íàñîïèë.
×üè-òî êîíè ñòîÿò ó äâîðà.
Íå â÷åðà ëè ÿ ìîëîäîñòü ïðîïèë?
Ðàçëþáèë ëè òåáÿ íå â÷åðà?
Íå õðàïè, çàïîçäàëàÿ òðîéêà!
Íàøà æèçíü ïðîíåñëàñü áåç ñëåäà.
Ìîæåò, çàâòðà áîëüíè÷íàÿ êîéêà
Óñïîêîèò ìåíÿ íàâñåãäà.
Ìîæåò, çàâòðà ñîâñåì ïî-äðóãîìó
ß óéäó, èñöåëåííûé íàâåê,
Ñëóøàòü ïåñíè äîæäåé è ÷åðåìóõ,
×åì çäîðîâûé æèâåò ÷åëîâåê.
Ïîçàáóäó ÿ ìðà÷íûå ñèëû,
×òî òåðçàëè ìåíÿ, ãóáÿ.
Îáëèê ëàñêîâûé! Îáëèê ìèëûé!
Ëèøü îäíó íå çàáóäó òåáÿ.
Ïóñòü ÿ áóäó ëþáèòü äðóãóþ,
Íî è ñ íåþ, ñ ëþáèìîé, ñ äðóãîé,
Ðàññêàæó ïðî òåáÿ, äîðîãóþ,
×òî êîãäà-òî ÿ çâàë äîðîãîé.
Ðàññêàæó, êàê òåêëà áûëàÿ
Íàøà æèçíü, ÷òî áûëîé íå áûëà…
Ãîëîâà ëü òû ìîÿ óäàëàÿ,
Äî ÷åãî æ òû ìåíÿ äîâåëà?
“ÑÎÁÀÊÅ ÊÀ×ÀËÎÂÀ”
Äàé, Äæèì, íà ñ÷àñòüå ëàïó ìíå,
Òàêóþ ëàïó íå âèäàë ÿ ñðîäó.
Äàâàé ñ òîáîé ïîëàåì ïðè ëóíå
Íà òèõóþ, áåñøóìíóþ ïîãîäó.
Äàé, Äæèì, íà ñ÷àñòüå ëàïó ìíå.
Ïîæàëóéñòà, ãîëóá÷èê, íå ëèæèñü.
Ïîéìè ñî ìíîé õîòü ñàìîå ïðîñòîå.
Âåäü òû íå çíàåøü, ÷òî òàêîå æèçíü,
Íå çíàåøü òû, ÷òî æèòü íà ñâåòå ñòîèò.
Õîçÿèí òâîé è ìèë, è çíàìåíèò.
È ó íåãî ãîñòåé áûâàåò â äîìå ìíîãî,
È êàæäûé, óëûáàÿñü, íîðîâèò
Òåáÿ ïî øåðñòè áàðõàòíîé ïîòðîãàòü.
Òû ïî-ñîáà÷üè äüÿâîëüñêè êðàñèâ,
Ñ òàêîþ ìèëîþ äîâåð÷èâîé ïðèÿòöåé.
È, íèêîãî íè êàïëè íå ñïðîñèâ,
Êàê ïüÿíûé äðóã òû ëåçåøü öåëîâàòüñÿ.
Ìîé ìèëûé Äæèì, ñðåäè òâîèõ ãîñòåé
Òàê ìíîãî âñÿêèõ è íåâñÿêèõ áûëî.
Íî òà, ÷òî âñåõ áåçìîëâíåé è ãðóñòíåé,
Ñþäà ñëó÷àéíî âäðóã íå çàõîäèëà?
Îíà ïðèäåò, äàþ òåáå ïîðóêó,
È áåç ìåíÿ, â åå óñòàâÿñü âçãëÿä,
Òû çà ìåíÿ ëèçíè åé íåæíî ðóêó
Çà âñå, â ÷åì áûë è íå áûë âèíîâàò.
* * *
Íå êðèâè óëûáêó, ðóêè òåðåáÿ,
ß ëþáëþ äðóãóþ, òîëüêî íå òåáÿ.
Òû ñàìà âåäü çíàåøü, çíàåøü õîðîøî –
Íå òåáÿ ÿ âèæó, íå ê òåáå ïðèøåë.
Ïðîõîäèë ÿ ìèìî, ñåðäöó âñå ðàâíî –
Ïðîñòî çàõîòåëîñü çàãëÿíóòü â îêíî.
* * *
Êòî ÿ? ×òî ÿ? Òîëüêî ëèøü ìå÷òàòåëü,
Ñèíü î÷åé óòðàòèâøèé âî ìãëå,
Ýòó æèçíü ïðîæèë ÿ ñëîâíî êñòàòè,
Çàîäíî ñ äðóãèìè íà çåìëå.
È ñ òîáîé öåëóþñü ïî ïðèâû÷êå,
ïîòîìó ÷òî ìíîãèõ öåëîâàë,
È, êàê áóäòî çàæèãàÿ ñïè÷êè,
Ãîâîðþ ëþáîâíûå ñëîâà.
“Äîðîãàÿ”, “ìèëàÿ”, “íàâåêè”,
À â äóøå âñåãäà îäíî è òî æ:
Åñëè òðîíóòü ñòðàñòè â ÷åëîâåêå,
Òî, êîíå÷íî, ïðàâäû íå íàéäåøü.
Îòòîãî äóøå ìîåé íå æåñòêî
Íè æåëàòü, íè òðåáîâàòü îãíÿ,
Òû, ìîÿ õîäÿ÷àÿ áåðåçêà,
Ñîçäàíà äëÿ ìíîãèõ è ìåíÿ.
Íî, âñåãäà èùà ñåáå äðóãóþ
È òîìÿñü â íåëàñêîâîì ïëåíó,
ß òåáÿ íèñêîëüêî íå ðåâíóþ,
ß òåáÿ íèñêîëüêî íå êëÿíó.
Êòî ÿ? ×òî ÿ? Òîëüêî ëèøü ìå÷òàòåëü,
Ñèíü î÷åé óòðàòèâøèé âî ìãëå.
È òåáÿ ëþáèë ÿ òîëüêî êñòàòè,
Çàîäíî ñ äðóãèìè íà çåìëå.
* * *
Íó, öåëóé ìåíÿ, öåëóé,
Õîòü äî êðîâè, õîòü äî áîëè.
Íå â ëàäó ñ õîëîäíîé âîëåé
Êèïÿòîê ñåðäå÷íûõ ñòðóé.
Îïðîêèíóòàÿ êðóæêà
Ñðåäü âåñåëûõ íå äëÿ íàñ.
Ïîíèìàé, ìîÿ ïîäðóæêà,
Íà çåìëå æèâóò ëèøü ðàç!
Îãëÿäèñü ñïîêîéíûì âçîðîì,
Ïîñìîòðè: âî ìãëå ñûðîé
Ìåñÿö, ñëîâíî æåëòûé âîðîí,
Êðóæèò, âüåòñÿ íàä çåìëåé.
Íó, öåëóé æå! Òàê õî÷ó ÿ.
Ïåñíþ òëåí ïðîïåë è ìíå.
Âèäíî, ñìåðòü ìîþ ïî÷óÿë
Òîò, êòî âüåòñÿ â âûøèíå.
Óâÿäàþùàÿ ñèëà!
Óìèðàòü – òàê óìèðàòü!
Äî êîí÷èíû ãóáû ìèëîé
ß õîòåë áû öåëîâàòü,
×òîá âñå âðåìÿ â ñèíèõ äðåìàõ,
Íå ñòûäÿñü è íå òàÿ,
 íåæíîì øåëåñòå ÷åðåìóõ
Ðàçäàâàëîñü: “ß òâîÿ”.
È ÷òîá ñâåò íàä ïîëíîé êðóæêîé
Ëåãêîé ïåíîé íå ïîãàñ –
Ïåé è ïîé, ìîÿ ïîäðóæêà:
Àâòîð Ñåðãåé Åñåíèí
Источник