Лес поредел опустел и приготовился к зимнему сну

Лес поредел опустел и приготовился к зимнему сну thumbnail

(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке схеме).)

— Распределите схемы предложений по двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений.

О, О, О. О, и О. 0,аО. О, но О.

— Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении од­нородные члены? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— А как могут быть связаны части сложного предложения? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— В каком случае между однородными членами ставится за­пятая? (Если однородные члены связаны с помощью интонации перечисления или союзами а, но.)

— А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения? (Между частями сложного предложения за­пятая ставится всегда.)

Работа по учебнику

Упр. 54 (с. 38). — Прочитайте предложения.

— Прочитайте предложения с однородными членами.

— В каких предложениях между однородными членами ста­вится запятая? Почему?

— Прочитайте сложные предложения.

— В каких предложениях нужно поставить запятую? Почему?

— Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

(Сильные учащиеся выполняют задание, обозначенное знач­ком «Задание повышенной сложности». Проверка. Один ученик зачитывает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй ученик — простые предложения с однородными членами. Далее коллективное выполнение грамматических разборов.)

— Назовите орфограммы в словах обед и морозный. Объясните написание этих слов.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.55 (с. 39). (Работа в парах. Коллективная проверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия Запись под диктовку

(Один ученик работает на откидной доске.)

Дождь стучал по крыше и трепал листья. Ветер усилился и погнал тучу на село. Сверкнула молния, и раздался резкий удар грома. Люди закрывали ставни на окнах, и село опустело.

(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

Как отличить сложные предложения от предложений с од­нородными членами?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

Тема: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Формируемые УУД: п. – осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; смыс­ловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний (Работа в парах по карточкам.)

— Соедините линией каждое предложение с его схемой, рас­ставьте знаки препинания.

Наступила поздняя осень дни стали короче. О, О, О.

Уже улетели скворцы ласточки грачи. [__ __], [_____].

Лес поредел опустел и приготовился к зимнему сну. О, О и О.

По утрам властвовал лёгкий мороз но река ещё [____], и [____].

не поддавалась холоду.

Снег выпадал но скоро таял. О, но О.

Зима приближалась и природа ждала её прихода. [____],но [____].

— Как отличить сложные предложения от простых предложе­ний с однородными членами?

— Всегда ли ставится запятая в простом предложении с одно­родными членами?

— Всегда ли ставится запятая между частями сложного пред­ложения?

III. Работа по теме урока



Источник

Тема: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Миссии: улучшать мастерства устанавливать проблему слова, вид слова, озаглавливать документ, транслировать сущность слова со опорой в проект, определять взаимосвязь среди услугами; совершенствовать разговор. 
Создаваемые УУД: п. – осмысленное также случайное построе¬ние речевого выражения во произносимой также писчей фигуре; смыс¬ловое прочтение; самоанализ методов также обстоятельств воздействия, надзор также анализ хода также итогов работы; ко. — обладание монологической также диалогической конфигурациями выступления во согласовании со грамматическими также синтаксическими общепризнанными мерками родимого стиля; вести беседу. — формирование проекта также очередности операций; введение требуемых добавлений также поправка во проект также метод воздействия; умение ко мобилизации мощи также энергии, ко стеничному действию; буква. — морально-моральное расценивание усваиваемого содержа¬ния, обеспечивающее индивидуальный нравственный подбор в базе общественных также индивидуальных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний (Работа в парах по карточкам.)

— Соедините линией каждое предложение с его схемой, расставьте знаки препинания.

Наступила поздняя осень дни стали короче. О, О, О.

Уже улетели скворцы ласточки грачи. [__ __], [_____].

Лес поредел опустел и приготовился к зимнему сну. О, О и О.

По утрам властвовал лёгкий мороз но река ещё [____], и [____].

не поддавалась холоду.

Снег выпадал но скоро таял. О, но О.

Зима приближалась и природа ждала её прихода. [____],но [____].

— Как отличить сложные предложения от простых предложений с однородными членами?

— Всегда ли ставится запятая в простом предложении с однородными членами?

— Всегда ли ставится запятая между частями сложного предложения?

III. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр.56 (с. 39).

(Самостоятельное чтение текста, затем выразительное чтение вслух.)

— Определите тип текста. (Повествование.)

— О ком говорится в тексте? Какова его тема?

— Чему удивился старый рыбак?

— Как вы понимаете выражение рыбачили вместе?

— Какую рыбу старик отдавал коту?

— Откуда на реке плоты?

(Учитель рассказывает, как брёвна сплавляют по реке, показывает фотографии сплавляемого леса.)

— Как кот изловчился ловить рыбу? (Кот ловил рыбу когтями, лёжа на брёвнах.)

2. Составление плана текста

— На сколько частей можно разделить текст?

— О чём говорится в каждой части?

— Определите главную мысль частей. Придумайте заглавие к каждой из них.

Примерный план

1. Маленькая рыбка – коту.

2. Кот на плотах.

3. Умный Епифан.

4. Два рыбака.

3. Лексическая работа

— Какую рыбу хотел отдать старик коту?

(Учитель может показать детям фотографию ерша или иллюстрацию.)

— Как вы понимаете выражение выдернул из воды?

— Какими словами-антонимами автор подчёркивает, как ловили рыбу кот и старик раньше и как теперь? (Вместе и врозь.)

— Как вы понимаете выражение кот удит рыбу? (Учитель обращает внимание на лексическую замену слов:

старик (рыбак, он), кот Епифан (кот, он).)

4. Пересказ текста по плану

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Орфографическая подготовка

— Найдите в тексте группу однокоренных слов. (Рыбак, рыбу, рыбку, рыбёшку, рыбачили.)

— Найдите в этой группе проверяемое слово. (Рыбку.)

— Какая орфограмма в этом слове требует проверки? (Проверяемый парный согласный в корне.)

— Какие ещё слова с этой орфограммой встретились в тексте? (Когтями, врозь.)

— Вставьте пропущенные буквы.

ст..рик ч.хто ..тдавал

с..дел удоч-.кой п..дцепит

отд..вал крюч..ком пр..тянул

..рша леж..т п..д..шёл

Читайте также:  Увидеть во сне себя мертвым со стороны

прот..нул ..пустил пл..тах

выд..рнул л..жит

— По какому признаку слова распределены по группам?

— Допишите в каждую группу ещё по одному слову.

2. Анализ предложений текста

— Найдите в тексте предложения с однородными ч. Объясните постановку знаков препинания.

(Учащиеся по цепочке выходят к доске, читают предложения, составляют схемы.)

3. Работа над изложением (Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, редактирование текста.)

VI. Подведение итогов урока

— Какие умения вам пригодились при написании изложения?

— Какие орфограммы встретились в тексте?

— Какие правила постановки знаков препинание вы вспомнили?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

Источник

диктанты на тему осень для 4 класса

Здесь я собрала диктанты на тему «Осень» для 4 класса. Их можно использовать для подготовки к диктантам в классе. Для проверки навыков грамотного письма дома.

К каждому диктанту составлено грамматическое задание. А сами диктанты расположены по нарастанию количества слов. Все диктанты взяты из открытых источников и проверены мною. Я же составила недостающие грамматические задания.

Приятного пользования!

Да, тут один диктант повторяется в трех вариантах. Я оставила все три…

диктанты на тему осень для 4 класса

Диктант № 1 «Уборка урожая» (46 слов)

Взлетают, кружатся и падают осенние листья. Вьётся в воздухе тонкая паутинка. Цветы и травы высыпали в землю свои семена. Налетел ветер. Закачались их гибкие стебельки.
Самая жаркая пора работы на полях. Высокие груды моркови, репы, свёклы лежат между грядками. Школьники помогают убирать богатый урожай. Подъезжают машины.

Грамматическое задание:

  1. Выделите основу второго предложения.
  2. Разберите по составу слова четвёртого предложения.
  3. Разделите для переноса слова последнего предложения.

Диктант № 2 «Поздняя осень» (53 слова)

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

Грамматическое задание:

  1. Разберите по членам четвёртое предложение.
  2. Подчеркните словарные слова.
  3. Разберите по составу слова второго предложения.

Диктант № 3 «Чудесный сад» (57 слов)

У нас в стране есть чудесный сад. В этом саду на черемухе висят крупные вишни. На рябине зреют сладкие ягоды, а на яблоньке растут груши. Эти чудесные деревья вырастил наш русский ученый Мичурин. Студенты и опытные садоводы учились у Мичурина. Теперь всюду в нашей стране выращивают чудесные сады. Осенью и летом собирают богатый урожай ягод и фруктов.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните подлежащие и сказуемые в первом и третьем предложениях.
  2. Сделайте звукобуквенный разбор слова «осенью».
  3. Поставьте ударения в словах последнего предложения.

Диктант № 4 «Природа поздней осенью» (58 слов)

Заканчиваются осенние деньки. Совсем не весело природе. Земля окутана сухой листвой. Только осинка может похвастаться золотыми монетками. Осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке. Сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье. Трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле. Птиц совсем не слышно, только кукушка изредка подаёт голос. Природа ждет прихода зимы.

Грамматическое задание:

  1. Выделите основу в последнем предложении.
  2. Поставьте ударения над словами третьего предложения.
  3. В первом предложении подчеркните согласные, обозначающие мягкие звуки.

Диктант № 5 «Раннее утро» (58 слов)

Солнце освещало моховое болото. По краям болото поросло частым березняком. Среди берёз темнели молодые осинки. Земля в низинах покрылась зелёным мхом. На буграх кусты брусники и черники. В воздухе — запах трав. На берёзах золотились первые пряди. Жёлтые листья кружились в воздухе. Ночами серебрили землю холодные росы. Утром земля и деревья искрились огоньками. В каждой травинке вспыхивал солнечный луч.

Грамматическое задание:

  1. Выделите все приставки.
  2. Напишите, какими частями речи являются слова третьего предложения.
  3. Выпишите из текста однокоренные слова. Выделите корень.

Диктант № 6 «Цвет осени» (58 слов)

Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный жёлтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина. Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. Осенью осина превращается в красавицу. Листья осины жёлтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните основу последнего предложения.
  2. Разделите на слоги слова первого предложения.
  3. Сделайте звукобуквенный разбор слова «листья».

Диктант № 7 «Прогулка» (59 слов)

Осенью группа ребят ходила в рощу. Пожелтели березки, покраснели осинки. На рябине созрели гроздья ягод.

По лесной тропе дети вышли на поляну. Кругом рос пушистый ельник. Зеленели молодые елочки. Из земли бил маленький ключ. Девочки собрали сучья и шишки. Мальчики зажгли на берегу ручья костер.

Тишина в лесу. Дети сели к огню. По дороге домой ребята пели веселые песни.

Грамматическое задание:

  1. Разберите по членам пятое предложение.
  2. Подчеркните в первом предложении звонкие согласные.
  3. Поставьте ударение в словах последнего предложения.

Диктант № 8 «Чудесная пора осени» (59 слов)

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.

Я выхожу из дома, беру вёсла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Грамматическое задание:

  1. Определите основу первого предложения.
  2. Поставьте ударение в словах второго предложения.
  3. Разберите по составу слова третьего предложения.

Диктант № 9 «Печальная пора» (59 слов)

Вот и осень! Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. Лес готовился к зиме. Мягкий слой опавших листьев надёжно укрыл землю. На могучих дубах ещё держалась ржавая листва. Стало в лесу скучно и холодно.

Мы подъехали к озеру. Около берегов оно было засыпано жёлтыми листьями. По воде пробегал резкий ветер. Отцвёл тростник. Улетели последние гуси.

Грамматическое задание:

  1. Выделите основу в пятом предложении.
  2. Подчеркните безударные гласные в корнях во втором предложении.
  3. Проведите звукобуквенный разбор слова «осень».

Диктант № 10 «По грибы» (59 слов)

Кто не любит бродить по лесу осенью? Это настоящая грибная пора. Идёшь по узкой тропинке, приглядываешься. Вот под раскидистой ёлкой семейство маслят. А возле старого пня выстроились стройные опята. Среди осиновой рощи Миша нашёл целую поляну подосиновиков. Заглянув под куст, можно найти рыжики. Это очень вкусный и полезный гриб. Домой все возвращались радостные, с полными корзинами. Отличный грибной улов!

Грамматическое задание:

  1. Выделите основу в первом предложении.
  2. Разделите слова для переноса во втором предложении.
  3. Подчеркните все орфограммы, которые встретились в тексте.
Читайте также:  К чему во сне кормить лошадь

Диктант № 11 «Конец осени» (60 слов)

Пока ещё стоят тёплые осенние деньки. Деревья готовятся к затяжному зимнему сну, сбрасывают с себя сухую листву. Маленькие паучки плетут свои сети, в надежде полакомиться. Перелётные птицы собираются в дальний путь. Облетают свои владения, прощаются. Вот пролетела труженица-пчела, пропорхнула одинокая бабочка. Они в поиске ярких, пахучих цветов. Всё в природе чувствует конец осени. Грустно, что тепло не заберешь в зиму.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните все подлежащие.
  2. Сделайте звукобуквенный разбор слова «грустно».
  3. Разделите для переноса слова первого предложения.

Диктант № 12 «Подарки осени» (60 слов)

Быстро пролетели последние дни лета. Птицы уже готовы к отлёту. Заблестели в воздухе тонкие паутинки. Посыпались на землю пёстрые осенние листья. Под листьями спрятались грибы. Трудно отличить опавший листок от гриба. Дружной семейкой растут опята на старых пнях. Особенно много опят на вырубках. Там настоящее грибное царство! Осень щедро раздаёт свои подарки людям и животным. А ветер насвистывает грустную песню.

Грамматическое задание:

  1. Разберите по членам третье предложение.
  2. Подчеркните в первом предложении безударные гласные.
  3. Разделите для переноса слова четвёртого предложения.

Диктант № 13 «Пришла осень» (61 слово)

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Грамматическое задание:

  1. Выполните разбор второго предложения по частям речи.
  2. Выполните звукобуквенный разбор слова «муравьи».
  3. Найдите глагол с безударной гласной в корне.

Диктант № 14 «Осенняя пора» (62 слова)

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните побудительное предложение.
  2. Выделите основу пятого предложения.
  3. Сделайте звукобуквенный разбор слова «птичьи».

Диктант № 15 «Птицам к зиме» (64 слова)

Стаи птиц потянулись на юг. Но многие птицы остались зимовать. Синицы, поползни, дятлы не боятся холода. Им страшен голод. Зимой девять птиц из десяти погибают. А ведь их можно спасти. Развесь кормушки. Птицы быстро найдут их и станут прилетать. Память у птиц хорошая. Для корма собирают семена арбузов, дынь, тыквы. Синицы, поползни съедают их охотно. Они выдалбливают дырочку в кожуре и достают вкусные зёрна.

Грамматическое задание:

  1. Разберите последнее предложение по членам предложения, укажите части речи и связь слов в предложении.
  2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной в корне и проверьте её написание.
  3. Определите количество слогов, букв и звуков в словах: память, дынь.

Диктант № 16 «Первый хлеб» (64 слова)

Уродилась славная рожь. Её скосили и обмолотили. Отец принёс домой мешок отборной ржи. Утром он уехал на мельницу и вернулся вечером с мукой. Бабушка Наталья встала чуть свет и затопила русскую печь. На капустный лист она положила каравай и на лопате отправила его в печь. Прошло много лет. Но я помню чудный запах и вкус этого каравая. На зубах хрустела золотистая корочка. Бабушка улыбалась.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите все словосочетания из третьего предложения.
  2. Подчеркните основу предпоследнего предложения.
  3. Посчитайте число звуков в словах последнего предложения.

Диктант № 17 «Журавлиный крик» (65 слов)

Я стоял на опушке и слушал привольную песню леса. С неба упал журавлиный крик. Птицы летели косяком. Вдруг строй рассыпался. Что случилось в небе? Почему тревожно закричали журавли?

Вот птицы построились в круг. Они минут десять кружили над Волгой. Журавли попрощались с родным краем и скрылись за горизонтом. Мне было грустно. Я осмотрел местность. Осенний лес провожал тёплые солнечные дни. На пороге стояла дождливая осень.

Грамматическое задание:

  1. Выделите основу первого предложения.
  2. Сделайте звукобуквенный разбор слова «осенний».
  3. Обведите все местоимения.

Диктант № 18 «Осенняя пора» (65 слов)

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. Хорошо в лесу!

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните восклицательное предложение.
  2. Разберите по членам предложения пятое предложение.
  3. Сделайте звукобуквенный разбор слова «гроздья».

Диктант № 19 «Улетают журавли» (66 слов)

В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.

Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!

Грамматическое задание:

  1. Разберите второе предложение по членам предложения, укажите части речи и связь слов в предложении.
  2. Определите падеж у существительных третьего предложения.
  3. Выпишите из текста по два примера на орфограмму «безударные гласные в корне слова». Буквы – орфограммы подчеркните.

Диктант № 20 «Прогулка» (67 слов)

Осенью группа ребят ходила в рощу. Пожелтели берёзки, покраснели осинки. На рябине созрели гроздья ягод.

По лесной тропе ребята вышли на поляну. Кругом пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт ключ. Девочки собрали сучья и шишки. Мальчики зажгли на берегу ручья весёлый костёр.

Тихо в лесу. Дети сели к огню. Серёжа стал читать интересный рассказ. По дороге домой ребята пели песни. Радостные вернулись они с прогулки.

Грамматическое задание:

  1. Разберите по членам второе предложение.
  2. Подчеркните в первом предложении мягкие согласные.
  3. Выпишите из текста два слова с безударной гласной в корне, подберите проверочные слова.
Читайте также:  Во сне знакомиться с мамой парня

Диктант № 21 «Щедрая осень» (68 слов)

Как быстро пролетело весёлое лето. Наступила красивая и богатая осенняя пора. Всё вокруг пестрит разнообразием красок. Зелёные, жёлтые, красные, оранжевые цветы украшают наш сад. Богатый урожай яблок и груш в этом году. Мама сварит из них вкусное повидло.

И в огородах кипит работа, все убирают урожай. Коля собирает лук и морковь, а Алла горох. Папа копает картошку, а Витя носит её к погребу. Осень, спасибо за хороший урожай!

Грамматическое задание:

  1. Определите основу первого предложения.
  2. Подчеркните волнистой линией все прилагательные.
  3. Найдите и обведите обращение.

Диктант № 22 «Осень» (68 слов)

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нити паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики. Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных озёрах чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз оголились.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните все сказуемые.
  2. Обведите все союзы.
  3. Сделайте звукобуквенный разбор слова «деревьями».

Диктант № 23 «Журавли» (68 слов)

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

Журавли летели над лесами, полями, шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.

На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись. Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните все орфограммы ЖИ-ШИ.
  2. Выделите основу первого предложения.
  3. Обведите все глаголы.

Диктант № 24 «Осень» (68 слов)

Осень по праву можно назвать золотой порой. Природа словно дышит теплом. Деревья надели жёлтые, багряные наряды. Идёшь по узкой тропинке и чувствуешь, как под ногами шуршат опавшие листья. Среди деревьев пестрят красные ягоды шиповника. А вот белка прыгает с ветки на ветку. Наверное, делает запасы на зиму. Где-то кукует кукушка. Тёплый ветерок закружил хоровод из пёстрых листьев. Скоро сюда приедут грибники, и ещё больше людей увидят эту красоту.

Грамматическое задание:

  1. Выделите основу второго предложения.
  2. Обведите все существительные.
  3. Сделайте звукобуквенный разбор слова «больше».

Диктант № 25 «Золотой дождь» (69 слов)

Шумит в лесу золотой дождь. Все лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми. Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы под листиками спрятались. Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело и быстро кружит ветер яркое и пёстрое лесное золото.

Грамматическое задание:

  1. Определите основу второго предложения.
  2. Выделите окончания в последнем предложении.
  3. Подчеркните непроизносимые согласные.

Диктант № 26 «Осень хозяйка» (78 слов)

Осень разукрасила природу самыми яркими красками. Клёны и берёзы покрыла лимонной желтизной, а осинку осыпала огненным багрянцем. Дуб-богатырь словно в медной броне, а густые и развесистые липы стоят в золотой парче. Только сосны остались в прежнем наряде.

Не забыла осень за поля и луга. Золотой хлеб собрала в снопы. Заготовила душистые травы. Попрощалась с перелётными птицами. Приготовила запасы для зверей, укрыла их домики тёплым покрывалом из листьев. Вот и готова природа к встрече с зимой. Настоящая хозяйка осень!

Грамматическое задание:

  1. Выделите основу в первом предложении.
  2. Разберите по составу слова последнего предложения.
  3. Найдите любое предложение без подлежащего, подчеркните в нём сказуемое.

Диктант № 27 «Осенняя прогулка» (79 слов)

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые ёлочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Эмма угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись домой.

Грамматическое задание:

  1. Выделите основу четвертого предложения.
  2. Обведите все союзы.
  3. Разберите по составу слова последнего предложения.

Диктант № 28 «Последняя песня» (82 слова)

Давно ушёл с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели. Лес утих, приготовился к предзимью, к густым дождям. Последнюю песню в лесу всегда поёт лось. Большой и мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, а потом запрокидывает тяжёлые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту неба. Молчат и лес, и ветер, и вода в озере. Трубный звук долго гудит под огнём берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед зимним ненастьем.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните все глаголы.
  2. Обведите все местоимения.
  3. Разберите по составу слово «слушает».

Диктант № 29 «Конец августа» (88 слов)

Лето кончалось, наступала осень. В зеленой листве берез появились желтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом, над речкой, охотились за мошками и комарами. В воскресенье денек выдался теплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я увидел два белых гриба. Ножки были толстые, крепкие. Я набрал лукошко, а мой друг насобирал лисичек целую корзинку.

Грамматическое задание:

  1. Найдите предложение с двумя основами. Подчеркните подлежащие и сказуемые.
  2. Обведите все предлоги в тексте.
  3. Выделите все приставки в тексте.

Тэги: 4 класс, диктанты, осень

Источник