Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно
Диагностический тест по темам: «Причастие. Деепричастие» по русскому языку для учащихся 7 класса.
I-вариант
Задание 1 (базовый уровень).
Укажите верное утверждение.
а) Причастие обладает признаками глагола и прилагательного.
б) Причастие обозначает действие предмета.
в) Причастие — это особая форма глагола.
(1балл)
Задание 2 (базовый уровень).
В каком сочетании НЕ пишется слитно?
А. (Не)прекращающийся дождь
Б. (Не)покрытая снегом земля
В. Комната (не)освещена
Г. (Не)исследованная, а дикая тайга
(1балл)
Задание 3 (базовый уровень).
1. Определи ряд, в котором перечислены только действительные причастия:
а) приехавший, приезжающий, гонимый;
б) радовавшийся, задумавшийся, колотый;
в) рассмотренный, видимый, насмотревшийся;
г) думающий, занимавшийся, привлёкший;
д) закрытый, закрывающий, испугавший.
(1балла)
Задание 4 (повышенный уровень).
Укажите предложения, в которых причастные обороты нужно выделить запятыми.
а) По улице шли лесовозы заляпанные едкой грязью.
б) Машины везли налитые соком сосновые стволы.
в) Несколько всадников скакавших рядом вдруг свернули влево.
г) Поблескивающее звездами небо казалось еще выше.
(1балл)
Задание 5 (базовый уровень).
Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:
а) | б) | в) | г) | |
бор…щийся за свободу | ю | ю | я | я |
стел…щийся по земле | ю | я | я | ю |
стро…щий дом | я | ю | я | ю |
вид…щий зорко | я | я | ю | ю |
(1балл)
Задание 6 (повышенный уровень).
Какой схеме соответствует предложение : Город засыпанный снегом выглядел чистым (запятые не проставлены):
а)…. [x], [ ]. б) [x],[ ], …. . в)[ ] [x] …. .
(2балла)
Задание 7 (базовый уровень).
В каком случае следует писать суффикс –ащ-?
А. Рису…щий ребенок Б. Леч…щий врач
В. Стел…щийся дым Г. Кол…щий предмет
(1балл)
Задание 8 (базовый уровень).
Найдите причастный оборот в предложении: Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными:
а) слова имеющие; б) имеющие несколько значений;
в) слова называются; г)называются многозначными
(1балл)
Задание 9 (базовый уровень).
Отметьте правильные ответы.
а) Деепричастие – это самостоятельная часть речи.
б) Деепричастие – это особая форма глагола.
в) Деепричастие обозначает признак предмета по действию.
г) Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым.
д) Деепричастие обозначает основное действие при добавочном действии.
е) Деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффикса –а-, -я-.
(2 балла)
Задание 10 (повышенный уровень).
В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1. Ленька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.
2. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.
3. С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.
4. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
(2балла)
Задание 11 (базовый уровень).
Найдите словосочетание с деепричастием:
1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок
(1балл)
Задание 12 (повышенный уровень).
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая со словарем,
1. Мне позвонили.
2. Отрабатываются навыки анализа слова.
3. Обращайте внимание на примечания.
4. Необходимо знание алфавита.
(2балла)
Задание 13 (базовый уровень).
Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.
1) засекреченный 2) ненавидя 3) разрезая 4) перелетят
(1балл)
Задание 14 (повышенный уровень).
Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.
1. Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.
2. Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха.
3. Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.
4. Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.
(2балла)
Задание 15 (базовый уровень).
Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.
1. Колотый – страдательное причастие прошедшего времени.
2. Поклонившись – деепричастие несовершенного вида.
3. Открываясь – деепричастие несовершенного вида.
4. Пролетающий – действительное причастие настоящего времени.
(1балл)
Задание 16 (базовый уровень).
Деепричастия несовершенного вида образованы при помощи суффиксов:
1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. Л
(1балл)
Задание 17 (базовый уровень).
Найдите словосочетания «дееприч. + нареч.» с главным словом деепричастием
1. Открыв дверь 2. Придя домой 3. Уйти недалеко 4. Учиться хорошо
(1балл)
Задание 18 (базовый уровень).
Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не расставлены) Замедляя ход к станции шёл поезд.
1. Сложное предложение, запятая нужна.
2. Простое предложение, запятая не нужна.
3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.
4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.
(1балл)
Система оценивания диагностической работы
Верное выполнение заданий1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 15, 16,17,18 оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается. Верное выполнение заданий 3, 6,10,12,14 оценивается 2 баллами.
№ задания | ответ | № задания | ответ |
1 | 1 | 10 | 3 |
2 | 3) считалка | 11 | 1 |
3 | записан звук [й’], | 12 | 2 |
4 | 2 | 13 | 3 |
5 | 4 | 14 | 2 |
6 | 3 | 15 | 3 |
7 | 2 | 16 | 4 |
8 | 4 | 17 | 3 |
9 | 2,5 | 18 | 4 |
Источник
Литературный журнал “Ритмы вселенной”
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.
Источник
Тема урока: Причастный оборот.
Цель урока:
1) дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;
2) вырабатывать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова;
3) развивать умение работать в группе; воспитывать ответственность за результаты учебного труда.
Оборудование урока:
1) карточки с индивидуальными заданиями для обучающихся.
2) тестовые задания
3) схемы.
Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный.
Ход урока:
1. Оргмомент. Приветствие учителя. Запись даты и темы урока.
Объявление целей урока.
5 учеников выполняют задания по карточкам:
Карточка №1
1. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически их выбор:
В чернеющ_м лесу, шумящ_м потоком, о льющ_мся дожде, задымивш_юся речку, закрасневш_йся зари, у волнующ_гося озера, колеблющ_мся ветерком.
Карточка № 2
1.Вставить пропущенные буквы, объяснить графически
их выбор:
Поросш_м болотом, на раскачивающ_юся берёзу,
Сгибающ_хся колосьев, расстилающ_йся тучи, о
бушующ_м океане,осыпающ_йся листвы,
о хранящ_хся письмах, сражающ_мися отрядами.
Карточка №3
1. Вставить пропущенные буквы, объяснить
графически их выбор:
В проснувш_мся лесу. За скачущ_м всадником, от расстилающ_гося озера, при льющ_мся свете, за расскинувш_мся городом,качающ_гося парома, веселящ_йся молодёжи
У доски:
Карточка № 4
Найдите словосочетания, в которых причастие является зависимым словом:
Любимый всеми связанный бабушкой
решённая учеником огороженный участок
решённая задача потерянное время
Карточка № 5
Найдите словосочетание, в котором причастие является главным словом:
Приобретённые знания опрокинутое ведро
сломленный невзгодами запертая комната
покрыто тучами полностью одетый
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: «Кто-то из выдающихся людей сказал, что УСПЕХ В РАБОТЕ – ЭТО ГОСТЬ, НЕ ЛЮБЯЩИЙ ПОСЕЩАТЬ ЛЕНИВЫХ. Афоризм говорит о том, что успешными людьми могут быть только ТРУДОЛЮБИВЫЕ. Советую всем взять эти слова как девиз урока и постоянно следовать ему. Надеюсь на ваше трудолюбие и желаю успеха. Все, кто решил следовать этому девизу, найдите в этом высказывании соединяющую нить с темой предыдущего урока.
Вопросы к классу:
– Дайте определение причастия как части речи.
– От какой части речи образуются причастия?
– Назовите суффиксы причастий?
– Назовите морфологические признаки причастий?
Выполнить морфологический разбор причастия из афоризма.
3. Объяснение нового материала
Проверить карточку 4 и карточку 5.
– Каким словом может быть причастие в словосочетании?
Учитель: Мы знаем, что причастие, как и глагол, может иметь при себе зависимые слова. А может и не иметь.
Причастие, не имеющее зависимых слов, называется одиночным. А причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
Работа со схемой.
На доске записаны предложения:
Дерево, упавшее во время грозы, преграждало путь.
Солнце, стоящее в зените, палило нещадно.
Прикрытый осенней листвой гриб был совсем незаметен.
Гриб, прикрытый осенней листвой, был совсем незаметен.
Знаки препинания при причастном обороте
Не всегда причастный оборот выделяется запятыми. Сегодня мы как раз и поговорим о правилах обособления причастного оборота.
Учитель: Посмотрите на примеры внимательно. Может быть, вы сможете сформулировать это правило.
Словарная работа.
Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит обособить?
Обособить – выделить особо.
Обособленный, обособление, особенный, обособиться.
Сообщение (работа со словарём С.И.Ожегова.)
Обособить – выделить особо, ограничить.
Особенный – не такой, как все, исключительный.
Обособленный – стоящий особняком, отдельный.
Обособление – выделение, ограничение.
Обособиться – выделить из общего, изолироваться, занять особое положение.
Подумайте, от чего зависит обособленность п.о.?
Ответы обучающихся.
(Эти причастные обороты находятся перед определяемым словом, поэтому мы не выделяем их запятыми.
А эти стоят после определяемого слова и обособляются.)
Сформулировать правило.
Обратиться к схеме.
4. Закрепление изученного по теме.
Задание 1
Отработка умения находить причастные обороты в предложениях.
Запишите текст, обозначая графически причастные обороты.
Наступившая незаметно ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветившуюся звезду. Запах белой сирени, пышно распустившейся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавшейся из-за облачка, рождал мечты.
Задание 2
Перед вами тот
же текст без причастных оборотов. Сравните его с первым текстом.
Ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе звезду. Запах белой сирени опьянял, а диск полной луны рождал мечты.
– Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи?
Задание 3
Упражнение 76 стр.30
Видимый только по утрам предмет
Данный учителем пример
Моментально достигнутая цель
Возникший у меня вопрос
Светящаяся по непонятной причине точка.
Задание 4
Игра «Верни на место»
Определите правильное местоположение причастного оборота.
Машинист впервые в своей жизни вёл электровоз, недавно окончивший курсы.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.
Самолёт сел на полосу аэродрома, вылетевший из Москвы.
Орёл опустился на гребень горы, прилетевший издалека.
Задание 5.
Составление предложений с причастным оборотом
(грамматическое конструирование)
Работа в группах.
1 ряд
Опустившимся на деревья; расположенный на холме; посаженный ещё моим дедом; весной; розовым облаком; расцвёл; сад.
2 ряд
Тихо плывущие по небу; светлые облака; от палящего солнца; посылающего яркие разящие лучи; людей4 закрывали.
3 ряд
Две горлинки; об уюте и покое; воркующие за окном; мне; о доме; напоминали
Задание 6
Тестовые задания по теме «Причастный оборот»
Вариант 1
Найдите словосочетания, в котором причастие является зависимым словом.
а) сидящая девочка
б) посаженный весной
в) расколовшийся орех
г) опавшие с дерева
д) борющийся за свободу
2. выберите предложение с причастным оборотом.
а) Изумительны эти растения, которые живут под снегом.
б) Образующие круглые цветнички растения жмутся друг к дружке.
в) Большинство сохранившихся растений размножаются вегетативно.
3. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
а) Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно.
б) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны.
в) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.
Тестовые задания по теме «Причастный оборот»
Вариант 2
Найдите словосочетания, в котором причастие является главным словом.
а) расколотый пополам
б) помогавший старикам
в) исправленный учителем
г) лающий щенок
д) обиженный ребёнок
е) увядшие цветы
2. Выберите предложения с причастным оборотом.
а) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.
в) Остров – это часть суши, со всех сторон омываемая водой.
3. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
а) Море гладко выковано из синего металла.
б ) Самолёт стоял за лесом на подтаявшем у краёв крепком льду.
в) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.
Резерв.
Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.
В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.
На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.
Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.
В мэрии состоится обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.
Одетый в чёрное человек подошёл к дому, скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. Он ловко взобрался по скрипучей деревянной лестнице, кем-то приставленной к стене и скрылся в тёмном провале окна.
7. Итог урока проводится по схемам «Причастный оборот и его обособление»
– Дайте определение причастного оборота. Приведите примеры.
– Когда причастный оборот выделяется запятыми? Приведите примеры.
Домашнее задание: п.135, упр.78 стр. 31
Источник