Легко ли отделить явь от сна в балладе лесной царь

Легко ли отделить явь от сна в балладе лесной царь thumbnail

При проведении анализа баллады, как и любого стихотворения, следует придерживаться плана, приведенного на рисунке ниже. Данный план содержит тот минимум информации, которую нужно раскрыть при анализе, но конечно его можно расширить.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 238
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3111843-analiz-ballady-zhukovskogo-lesnoj-car-kak-napisat.html

История создания 

Как уже было сказано раннее, Жуковский берет в качестве основы для своего произведения балладу И. О. Гёте «Король эрлов» и в 1818 году публикует «Лесного царя».

И. О. Гёте был знаком с датским фольклором, в котором существует легенда о жестоком правителе лесов, забравшем душу мальчика. Уже тогда существовало несколько толкований сказания: одни считали, что ребенок умирал от тяжелой болезни и бредил из-за лихорадки; другие же настаивали, что он был здоров и правда видел грозный дух. В 1782 году немецкий поэт публикует «Короля эльфов». В культуре его народа по преданиям Король эльфов приходит к умирающим людям, поэтому этот персонаж всегда ассоциируется со смертью.

Современниками была дана весьма положительная характеристика баллады «Лесной царь». Читатели отмечали высокое качество перевода баллады с немецкого языка, пусть он и вольный. Жуковский немного изменяет сюжет и образы героев. В первую очередь, он делает это для адаптации иностранного фольклора для российской аудитории. 

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1011
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/lesnoj-tsar-zhukovskij/

Вариант 3

В. А. Жуковский был талантливым поэтом и переводчиком. Он адаптировал для русских читателей множество произведений известных западных литераторов. При этом, в отличие от большинства отечественных переводчиков того времени, В. А. Жуковский не стремился дословно перевести исходный текст, а старался переработать произведение, делая его более понятным русскому читателю и добавляя национальный колорит. 

Это был совершено новый подход к переводу литературных произведений, сделавший В. А. Жуковского новатором. 

Одним из таких произведений является баллада «Лесной царь», являющаяся переводом «Короля эрлов» И. Гете. В. А. Жуковский смог привнести в балладу, увидевшую свет в 1818 году в сборнике «Для немногих», элементы русского фольклора и дополнить сюжет художественными образами. Благодаря этому произведение разительно отличается от оригинала.

Данное произведение сильно отличается других представителей своего жанра, рассказывающих о подвигах былинных героев. Центром повествования в данной балладе является беседа отца и сына. Герои едут по лесу, и ребенок жалуется отцу на странные видения. Мальчик видит и Лесного царя, который хочет забрать его от отца и увезти в свои земли, наделив немыслимым богатством. Ребенка это пугает, и он старается сильнее прижать к отцу, однако в конце произведения мальчик начинает кричать и задыхаться. Однако отец не верит словам сына, считая их обычной фантазией. И в конце пути он обнаруживает, что его ребенок мертв.

Баллада является расширенной аллегорией. В действительности, видения о Лесном царе являлись плодом детского воображения. По всей видимости, ребенок был болен и ослаблен, из-за чего начал бредить. Однако реальность и вымысел настолько тесно переплелись в сюжете, что их почти невозможно отличить друг от друга.

В балладе присутствует ярко выраженный мистицизм. Образ Лесного царя можно считать олицетворением смерти.

Произведение насыщено художественными тропами. В тексте множество эпитетов («жемчужные струи», «холодная мгла»), метафор, противопоставлений и олицетворений. Например, автор наделяет разумом ветер, колыхающий листву.

Лексика баллады богата архаичными выражениями. Кроме того, В. А. Жуковский применяет звукопись, повторяя схожие гласные звуки. Благодаря этому произведение обретает особое звучание, похожее на плавную и тихую мелодию.

Это трагичное произведение является одним из лучших в творчестве великого поэта. Автор мастерски использовал художественные средства, сделав балладу выразительной и эмоциональной.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2511
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/lesnoj-car-8-klass

Анализ

  • В начале, кроме даты написания, необходимо указать название и автора произведения. В данном случае я бы также отметила, что баллада Жуковского является переводом:

Баллада «Лесной царь» была написана 1782 году И.В. Гёте. В 1818 году В.А. Жуковский выполнил авторский перевод стихотворения на русский, привнеся в текст свое видение истории.

  • При анализе необходимо четко различать тему и основную мысль произведения. Тема — то, о чем повествует баллада. Основная мысль раскрывает цель написания произведения или то, что хотел сказать автор.

В балладе «Лесной царь» отец и сын верхом на лошади пересекают мрачный лес. Ребенок сильно болен, он прижимается к родителю, ища тепла и спасения. В бреду мальчику мерещится

лесной царь, который всячески пытается заманить дитя в свои «чертоги». Ребенок рассказывает о видениях отцу. Родитель пытается успокоить сына, но малыш все равно поддается панике: он страшиться лесного царя. В конце пути отец обнаруживает у себя на руках мертвого ребенка. В данном произведении лесной царь олицетворяет собой саму смерть, которая неотвратима и безжалостна даже по отношению к невинному мальчику. Никто, даже любящий отец не в силах уберечь своего сына от гибели. Жуковский в балладе сумел выразить стах ребенка, заботу и тревогу его родителя. Автор заставляет читателя сопереживать мальчику.

  • Всего в произведении трое действующих лиц: ребенок, его отец и лесной царь.

Мальчик очень трогательный (в балладе Жуковский называет его «малютка», «дитя», «младенец») и беззащитный («К отцу, весь издрогнув, малютка приник»). Малыш любит отца (называет его «родимый»). У него чистая душа, потому что он не поддается на уговоры лесного царя, не хочет идти к нему добровольно. Он чувствует близость конца и боится смерти («Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать»), он в панике («Младенец тоскует, младенец кричит»).

Лесной царь хитер и коварен: хочет заманить мальчика к себе, обещая веселье и богатство. Он упрям и привык получать желаемое (когда мальчик не поддается на уговоры, он заявляет: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

Старик, который является отцом ребенка, любит своего сына (он обращается к нему «дитя», «мой младенец»). Он проявляет заботу о мальчике («Обняв, его держит и греет старик»), пытается успокоить (когда мальчик описывает ему свои видения о лесном царе, тот объясняет, что это его воображение разыгралось из-за тумана, ветра, ветвей деревьев в ночи). Отец волнуется за ребенка (когда у мальчика начинается паника, он ускоряет темп езды, чтобы поскорее доставить сына в безопасное место — «Ездок оробелый не скачет, летит»).

  • Следует упомянуть наиболее характерные художественные средства выразительности и цель их использования.
Читайте также:  За сколько часов до сна нельзя пить кофе

Все действие в балладе построено через диалог, который выстраивается Жуковским с помощью ямба со смежной рифмой. Чувства главных героев переданы через слова «родимый», «дитя», «мой младенец». Лесной царь называет мальчика теми же словами, что и отец: «дитя», «младенец», таким образом он пытается скрыть свои коварные планы в отношении мальчика. В последней строфе драматизм достигает своего пика, Жуковский добивается такого эффекта путем использования множества глаголов: «скачет», «летит, «тоскует», «кричит», «подгоняет» и т.д. Повествование обрывается словами: «В руках его мертвый младенец лежал».

В тексте выделяются мрачные эпитеты: «холодная мгла», «ветлы седые», «темная корона». Эпитеты и архаизмы придают произведению готический колорит. Олицетворения добавляют мистицизма: «ветер, проснувшись, колыхнул листы», «белеет туман», «ветлы седые стоят в стороне».

Баллада «звучит» как тихая и плавная мелодия, что достигается путем повторения схожих гласных звуков.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 3665
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3111843-analiz-ballady-zhukovskogo-lesnoj-car-kak-napisat.html

Лесной царь анализ стихотворения

Известный классик и наставник А.С. Пушкина занимался обширнейшей литературной деятельностью. Разностороннее дарование умещало в нём прозаика, стихотворца, переводчика и педагога. Российская империя обязана ему, как автору гимна России царского времени. Действительно, нетрудно догадаться: это был Василий Жуковский. Василий Андреевич тяготел к литературным переводам, предпочитая поэзию. По его мнению, соавтором поэта становится его переводчик. Работа представляется состязанием двух творцов. Другое дело переводить прозу, где интерпретатор привязан, как раб к тексту.

В 1818 году читатели неожиданно для себя получили шедевр – балладу «Лесной царь». Невероятная популярность произведения открыла новатора в творчестве. Стихотворение было отличным переводом «Царя леса» Гёте. Сюжет немецкого поэта сохранён. Тема представляет собой мистическую ситуацию: – злодей-искуситель захотел забрать душу невинного ребёнка. Жуковский обогатил драму новыми образами персонажей. Мальчик у него изначально дрожит может быть от болезни а не от царя, «сверкнувшего в очи дитю», и представленного седовласым «с густой бородой», «в тёмной короне».

Повествовательный сюжет замешан на попытке отца спасти от страха своего мальца. На ужасе, и леденящей кровь истории идут все разговоры в драме. Монологи переплетены с диалогами как в болезненном бреду. Жалостливый читатель сопереживает крайне «ангельской душе», до конца надеясь на лучший исход.

В средствах художественного выражения Жуковским использован балладный стиль лесного эпоса. Тут «хладная мгла», звуки, тени, «виденья жуткие». Весь стих написан амфибрахием, введенным в употребление именно Жуковским. Сложение рифм попарное.

Композиционное построение следующее:

  • Начальное описанье вида больного мальчика в объятьях отца — старика. «Обняв, его держит и греет».
  • Далее вопрос отца и ответ ребенка как введение в драматический сюжет.
  • С третьей строфы начинаются дьявольские увещевания и посулы; «золото, перлы, радость сулит, дуброве».
  • Близкая кульминация перед последней строфой -«мне тяжко дышать».
  • Неожиданная горькая развязка: смерть любимого ребенка на руках у отца.

Поэтическая лексика.

Приёмы автора включают в себя применение архаизмов -«издрогнув, перлы, тяжко». Самые разные метафоры обогащают балладу сочетаниями: «бирюзовы цветы, струи жемчужны». Олицетворение природы, например: «ветер проснувшись», украшает сказание. Яркие эпитеты: «оробелый, родимый, прекрасных дочерей». Применяется поэтом и анафора о «Родимом лесном царе» упоминается дважды.

Определённо, Жуковскому удалось с лёгкостью обойти в соревновании изначального творца! «Лесной царь» превзошел по яркости, поэтичности прообраз от Гете!

Тема, по плану

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2778
Источник: https://analiz-stihov.ru/zhukovskij/lesnoj-czar

О чем?

Сквозь ночную тьму мчится на коне отец с тяжело больным сыном. У мальчика высокая температура, если говорить медицинским языком того времени, горячка, он бредит. Ребёнку кажется, что за ними гонится Лесной царь, и он признаётся папе в своих страхах. Встревоженный отец понимает, что это значит, но он мужественно не даёт отчаянию взять верх над собою и всё сильнее погоняет коня. Как любящий и заботливый родитель, он старается успокоить сына: шёпот злого духа – шелест листьев, дочери царя – серебристые ивы.

Далее Лесной царь обещает своему потенциальному пленнику золото и игры, но мальчик боится его и продолжает противостоять его уговорам. Когда надежда на спасение уже близко, настойчивый властитель угрожает взять ребёнка силой. Отец доскакал, надеялся, что успел, но ребёнок был мёртв.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 801
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-ballady-lesnoj-tsar-v-zhukovskij/

Композиция

Введением к сюжету становится вопрос: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?». Для стихотворных форм подобное начало не является новаторским, но оно хорошо помогает влиться в атмосферу произведения с первых строк. 

Жуковский с помощью рифмы намеренно делит монолог Лесного царя, который, возможно, не существовал, с речью действительно существующих людей. Так автор разделяет мир реальный и мир фантастический. Однако в тексте нет четкого указания, что коварный дух – это только выдумка ребенка. 

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 512
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/lesnoj-tsar-zhukovskij/

Эмоциональное построение баллады В.А. Жуковского «Лесной царь»

Василий Андреевич Жуковский — выдающийся русский поэт XIX века. Его перу принадлежит множество стихотворений и баллад. В.А. Жуковский был известен не только тем, что писал стихи. Он был еще и прекрасным переводчиком. И баллада «Лесной царь», о которой мы говорили на уроке, является переводом баллады немецкого поэта Гете. Баллада — это рассказ, изложенный в поэтической форме. Очень часто сюжет баллады брался из фольклора. Так было и с балладой «Лесной царь».

Поэт Гете не сам придумал сюжет баллады, а взял его из датского или немецкого фольклора. Баллада «Лесной царь» очень эмоциональна. Сначала мы просто узнаем, что отец с ребенком скачет по лесу. Поэт задает вопрос и сам на него отвечает:

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
Мальчику страшно. Он прижался отцу. Ребенку кажется, что с ним разговаривает Лесной царь. Лесной царь сначала просто посмотрел на мальчика: «. Лесной царь в глаза мне сверкнул». Затем он начинает предлагать мальчику все, что у него есть. Лесной царь говорит о золоте и драгоценностях, но мальчику они не нужны:
Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои …
Затем Лесной царь рассказывает о своих дочерях, которые будут играть с ребенком:
Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять.

Читайте также:  Какие подушки самые удобные и полезные для сна

Ребенок боится, что его заберут у отца. Отец старается успокоить своего сына. Он говорит о тумане, о ветре, о седых ветлах. Эмоциональность баллады возрастает, когда Лесной царь говорит мальчику: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Здесь чувствуется уже не только душевная боль ребенка. Мальчику становится душно, ему трудно дышать. Когда читаешь балладу, то до конца не знаешь, кто же из них победит. Человек? Лесной царь? И последние строки баллады вызывают слезы. Человек оказался слабее Лесного царя:

Ездок погоняет, ездок доскакал …
В руках его мертвый младенец лежал.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 2094
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/lesnoj-car

Тематика

  • Смерть. Эта тема представлена в балладе глазами взрослого и ребёнка. Детское сознание еще не способно воспринять угасание, поэтому мальчику не страшно умирать: он боится Лесного царя, ему страшно разлучиться с отцом. Совершенно иначе видит ситуацию несчастный родитель. Он понимает, что жизнь его, может быть, единственного наследника в опасности: сын бредит, а это плохой знак.
  • Мистика. Образ Лесного царя читатель волен воспринимать по-разному. Может быть, это лишь галлюцинации ребёнка в горячке, но ничто не мешает предположить, что это гораздо больше, чем страшный мираж. Лесной царь символизирует собой смерть, зло, тьму и самое главное – страх.
  • Борьба. И отец, и сын пытаются пройти испытание, каждый — своё. Отец хочет помочь своему ребёнку, он старается как можно скорее доставить его к доктору. Попробуем вообразить, что домашнее лечение или живущий неподалёку лекарь не помогли, а только усугубили состояние мальчика. И теперь отец «не скачет, летит» в другой город за помощью. Дитя же борется с самим Лесным царём, он не соглашается ни на какие его соблазны, ищет защиты у папы, но не всем открывается злой дух. Демон борется со слабеющим малышом, желая забрать его в свои темные дремучие владения.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1220
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-ballady-lesnoj-tsar-v-zhukovskij/

Темы и проблемы

  1. В балладе раскрываются несколько тем. Самой очевидной из них становится тема смерти.В любые времена кончина ребенка – это трагедия, его очень жалко, так как обычно он ни в чем не виновен. В «Лесном царе» мальчик умирает в страхе – он не хочет уходить с повелителем лесов, тот пугает его и даже угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Ребенок, угасая, продолжал сопротивляться – он не поддавался на уговоры духа, который обещал ему вечные забавы, золото и жемчуга. Он умирает в муках: ему кажется, что Лесной царь догнал его, и поэтому он начинает задыхаться и кричать. 
  2. Другой темой становится противостояние мира реального и мира фантастического: как и в других своих балладах, Жуковский сталкивает их, и основной герой не понимает, где настоящее и где придуманное. Это основная тема в произведении. К сожалению, в «Лесном царе» мальчик проигрывает миру фантастическому; нельзя утверждать, что он с ним борется, ведь он не верит объяснениям отца, который трактует его видения в рамках реальности.
  3. Основная проблема, поставленная писателем, заключается в том, что человек не всегда способен победить невзгоды, которые ему встретились на жизненном пути. Злой рок неумолим, судьбу невозможно переписать. Так, мальчик сильно заболел, и читатель не знает, в какой момент: возможно, отец повез его к лекарю в соседнюю деревню (так как не в каждом крестьянском поселении был свой врач); а может, мальчика начала мучить лихорадка уже в течение поездки, и мужчина не мог даже предвидеть такого развития событий. В любом случае, случилось так, что у героя не было возможности победить то, что ему предназначалось.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1629
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/lesnoj-tsar-zhukovskij/

Картинка к сочинению анализ стихотворения Лесной царь

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 74
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/lesnoj-car

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 16533
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3111843-analiz-ballady-zhukovskogo-lesnoj-car-kak-napisat.html: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 3903 (24%)
  2. https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/lesnoj-car-8-klass: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 2511 (15%)
  3. https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/lesnoj-car: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 2168 (13%)
  4. https://LiteraGuru.ru/analiz-ballady-lesnoj-tsar-v-zhukovskij/: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 2021 (12%)
  5. https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/lesnoj-tsar-zhukovskij/: использовано 3 блоков из 8, кол-во символов 3152 (19%)
  6. https://analiz-stihov.ru/zhukovskij/lesnoj-czar: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2778 (17%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Источник

Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь» в свое время стала заметным событием в русской поэзии. Писатель создает новое произведение на основе вольного художественного перевода баллады Der Erlkönig авторства И. О. Гёте. Сюжет «Лесного царя» на первый взгляд кажется достаточно простым: отец везет маленького ребенка по лесу, и заболевшему мальчику в бреду видится Лесной царь – фольклорный повелитель лесов, который хочет забрать его к себе. Мужчина же говорит сыну, что на самом деле ему все мерещится: лицо царя он видит в тумане, его дочери – это просто ветви деревьев, которые колышутся на ветру, а все, что слышится ребенку, является шумом листвы. Конец поэмы трагичен – ребенок не пережил поездки. Когда «ездок» доскакал до места назначения, в руках его был «мертвый младенец». 

История создания 

Как уже было сказано раннее, Жуковский берет в качестве основы для своего произведения балладу И. О. Гёте «Король эрлов» и в 1818 году публикует «Лесного царя».

И. О. Гёте был знаком с датским фольклором, в котором существует легенда о жестоком правителе лесов, забравшем душу мальчика. Уже тогда существовало несколько толкований сказания: одни считали, что ребенок умирал от тяжелой болезни и бредил из-за лихорадки; другие же настаивали, что он был здоров и правда видел грозный дух. В 1782 году немецкий поэт публикует «Короля эльфов». В культуре его народа по преданиям Король эльфов приходит к умирающим людям, поэтому этот персонаж всегда ассоциируется со смертью.

Современниками была дана весьма положительная характеристика баллады «Лесной царь». Читатели отмечали высокое качество перевода баллады с немецкого языка, пусть он и вольный. Жуковский немного изменяет сюжет и образы героев. В первую очередь, он делает это для адаптации иностранного фольклора для российской аудитории. 

Читайте также:  Пить воду во сне что означает

Жанр, направление, размер 

Баллада написана ямбом, рифма в ней смежная: первые строки рифмуются со вторыми, а третьи – с четвёртыми. Это помогает разделить диалог ребенка с отцом и призывы Лесного царя. 

Сам жанр произведения был в то время нов для российской литературы – можно сказать, именно Жуковский вводит балладу в русскую поэзию. Баллада — это стихотворное произведение, в основе которого лежит необычайный случай. В «Лесном царе» нет остродраматической истории, как в «Светлане», например, поэтому его сюжет часто определяют как нетипичный. 

Баллады практически всегда принадлежат к романтизму. Многие критики отмечали, что именно с баллад Жуковского начинается романтическое направление в русской поэзии. В «Лесном царе» есть несколько признаков романтизма: напряженность сюжета, читатель предчувствует несчастливый конец; присутствие фантастических сил, которые пытаются погубить героя; размытые границы фантастического и реального; высокая эмоциональная проникновенность текста (эмоционально окрашенная лексика («темные ветви», «холодная мгла», «малютка» и др.)).

Композиция

Введением к сюжету становится вопрос: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?». Для стихотворных форм подобное начало не является новаторским, но оно хорошо помогает влиться в атмосферу произведения с первых строк. 

Жуковский с помощью рифмы намеренно делит монолог Лесного царя, который, возможно, не существовал, с речью действительно существующих людей. Так автор разделяет мир реальный и мир фантастический. Однако в тексте нет четкого указания, что коварный дух – это только выдумка ребенка. 

Главные герои и их характеристика

В балладе «Лесной царь» есть три персонажа: наездник, его маленький сын и Лесной царь. Все образы одинаково важны для понимания текста.

Жуковский не дает прямых описаний героев, кроме «ездока» — упоминается, что он старик. Он сильно переживает за ребенка, «летит» на коне сквозь лес, крепко прижимает мальчика к себе, однако все равно не успевает. Его сын зовется в произведении «молодым», «младенцем», что указывает на его юный возраст. Детям свойственно видеть фантастических существ в темноте, особенно когда им страшно. Более того, ребенок бредил. То есть он никак не мог поверить, что ему мерещится Лесной царь, пускай отец ему все объяснил. 

Сам же фольклорный персонаж представляется бородатым зловещим видением, который заманивает мальчика к себе, обещая ему забавы и богатство. В чем-то образы Лесного царя и отца героя схожи: один с бородой, второй «старик», и они много говорят, как бы переманивая ребенка на свою сторону, пока он находится между двумя мирами. 

Темы и проблемы

  1. В балладе раскрываются несколько тем. Самой очевидной из них становится тема смерти.В любые времена кончина ребенка – это трагедия, его очень жалко, так как обычно он ни в чем не виновен. В «Лесном царе» мальчик умирает в страхе – он не хочет уходить с повелителем лесов, тот пугает его и даже угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой». Ребенок, угасая, продолжал сопротивляться – он не поддавался на уговоры духа, который обещал ему вечные забавы, золото и жемчуга. Он умирает в муках: ему кажется, что Лесной царь догнал его, и поэтому он начинает задыхаться и кричать. 
  2. Другой темой становится противостояние мира реального и мира фантастического: как и в других своих балладах, Жуковский сталкивает их, и основной герой не понимает, где настоящее и где придуманное. Это основная тема в произведении. К сожалению, в «Лесном царе» мальчик проигрывает миру фантастическому; нельзя утверждать, что он с ним борется, ведь он не верит объяснениям отца, который трактует его видения в рамках реальности.
  3. Основная проблема, поставленная писателем, заключается в том, что человек не всегда способен победить невзгоды, которые ему встретились на жизненном пути. Злой рок неумолим, судьбу невозможно переписать. Так, мальчик сильно заболел, и читатель не знает, в какой момент: возможно, отец повез его к лекарю в соседнюю деревню (так как не в каждом крестьянском поселении был свой врач); а может, мальчика начала мучить лихорадка уже в течение поездки, и мужчина не мог даже предвидеть такого развития событий. В любом случае, случилось так, что у героя не было возможности победить то, что ему предназначалось.

Главная мысль 

В балладе раскрыто типичное для романтизма противостояние героя и высших сил, рока, предназначения. Жуковский делает его более реалистичным, чем Гете: если у немецкого поэта отец ребенка так же видит Короля эрлов, как и его сын, то у российского автора Лесного царя видит исключительно ребенок. М. И. Цветаева справедливо отмечала: у Жуковского мальчик «увидел оттого, что дрожит», а у Гёте – «задрожал оттого, что увидел». Основная идея произведения Жуковского заключается в том, чтобы передать мистическое переживание человека накануне смерти. Ребенок видит ее в образе Лесного царя, сопротивляется, но ничего не может изменить. Гете закладывал в свое произведение иной смысл: его фантастический герой — не метафора смерти и не плод воображения, а реальный персонаж.

В романтизме авторы обычно ориентировались на более чувственные, социальные вещи, такие как отчуждение, одиночество, упадок общества. Жуковский создает бытовую историю – болезнь, которая приобретает фантастические мотивы. Он показывает, что в качестве рока могут выступать не только испытания, полученные от социума. 

Чему учит?

Жуковский в своей балладе «Лесной царь» изображает ситуацию, в которой Зло, казалось бы, побеждает Добро. Но является ли данная история противостоянием высших сил? Автор призывает читателей быть более чуткими друг к другу, не терять надежду и бороться до конца. Так делал мальчик – он пытался спастись от Лесного царя, пускай ему это и не удалось; так делал и его отец – он «летел» на коне, спрашивал ребенка, как тот себя чувствует, пытался донести до него, что повелитель леса ему только мерещится. 

Баллада «Лесной царь» не может оставить никого равнодушным, и этим она уникальна. Жуковский создает сюжет, более близкий российскому читателю, что помогает вызвать глубокий эмоциональный отклик в душе. 

Автор: Альбина Исмаилова

Источник