Кто видит вещий сон о гибели русского войска
Почему сон Святослава назван вещим? СнежнаяЗима более года назад Вещий сон Святослава – яркий отрывок из бессмертного произведения неизвестного автора, описывающего неудачный поход князя Игоря против половцев. В символическом сне Святослава выражены сомнения и беспокойство относительно судьбы великого князя. В нем предрекается исход его похода, трагические события, которыми он закончится. Читая последовательно “Слово о полку Игореве”, можно проследить ход событий. Князь Игорь поступает самонадеянно, стремясь одолеть половцев. Тревожные знаки он игнорирует, стремясь к славе и предвкушая легкую победу. Сначала его действия успешны, но впоследствии события разворачиваются трагически. Войско князя разбито, сам он оказывается в плену. Святослав, скорбя об участи Игоря и разобщенности князей, изрекает выдающееся “Золотое слово”, являющееся не менее ярким эпизодом всего повествования, наряду с вещим сном Святослава. Сон Святослава описан так (в переводе Жуковского): Символические образы, увиденные Святославом, предрекают трагические события. Тисовое ложе является символом гроба. Князь видит, как его покрывают черной пеленой, словно умершего. Такое видение предвещает трагедию. Символ жизни – вино видится Святославу горьким и отравленным, что предвещает жизнь, наполненную печалью. Терем без конька может означать гибель, гибель самого Святослава. Жемчуг же символизирует слезы. Их немало будет пролито после пленения Игоря и гибели его войска. Крики воронов также предвещают беду, источником которой станут враги земли Русской. Весь сон наполнен страшными символами, он содержит дурные предзнаменования. Все события, которые произошли с Игорем и его войском, соответствуют тревожному сну. Он действительно оказывается вещим. модератор выбрал этот ответ лучшим Божья коровка 2 года назад Вещий сон Святослава можно прочитать прямо здесь, привожу отрывок из произведения: Конечно, сон не стоит понимать буквально, он символичен. Давайте попробуем объяснить сон Святослава. Вещим сон назван потому, что он нашел свое исполнение. Князь Игорь потерпел поражение, которое обернулось поражением всей Руси. А теперь подробности. Тисовая кровать символизирует гроб, что в свою очередь – смерть, поражение. Черная пелена – помутнение разума или его потеря. Отравленное вино, горькое зелье – предвещание тяжелой жизни. Терем без конька, мы уже читаем в тексте, – предвещание горя, гибель члена семьи. Сыпали жемчуг из вражеских колчанов – возможно пролитие слез, крови, вместе с вином – упиваться горем. Вот такой мрачный сон приснился Святославу. Илта более года назад Смутный сон Святослава предрек поражение войска Игоря и то, что сам князь попал в половецкий плен. Святославу снилось, что его на кровати “тисовой” покрыли “чёрной пеленой” и напоили отравленным вином пророча скорбь и беды. Этот сон не стоит понимать буквально, тут надо расшифровывать образы. Например жемчужины – это слезы жен, которые плакали на Руси после неудачного похода князя Игоря. Вражеские колчаны – это поражение Игоря и его войска, когда их половцы обстреляли из луков. “Златоверхий терем без конька” – это смерть Святослава. Вражеский ворон – горе. Тисовая кровать – гроб. Черная пелена – сумасшествие. Отравленное – вино – трудная и тяжелая жизнь. maksimenko более года назад В “Слове о полку Игореве” автор описывает вещий сон Святослава. Горевал князь о том, что не дождавшись подмоги, пошли за счастьем Игорь с Всеволодом одни. Понимал князь, что не одолеть врага в одиночку, вот и кручинилась его головушка. Потому и сны приходили горестные. Душой болел он за землю свою. А сон действительно оказался вещим. Князь Игорь не только потерпел поражение, но и сам в плен попал. Пали знамена Игоревы! Обильна печаль потекла по земле Русской. Сон делится на две части. Одна часть относится к самому Святославу. А вторая подчеркивает, что даже силы природы усиливают зловещее впечатление ото сна. На кровати тесовой – эти слова предсказывают поражение. Вино, с горечью смешанное – предвестник тяжелой жизни. Сыпали мне пустыми колчанами Жемчуг – пролитые слезы. Самым трудным для исследователей оказалось расшифровать смысл, заложенный в строку про кровлю без князька. Князек в древнерусском варианте – «кнес». «Кнеса» нет на тереме, и это окончательно разъясняет все предыдущие приметы сна – Святославу грозит гибель. Стрымбрым более года назад Слово о полку Игореве. В этом произведении неизвестного автора рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев, который организовал новгород-северский князь Игорь Святославович в 1185 году. Видимо, сон Святослава назван вещим потому, что в этом сне происходит то, что в дальнейшем произошло наяву с Игорем и другими участниками этого бесславного похода. В этом сне, грозный и великий князь Святослав, сидящий “в Киеве на горах”, видит себя не в столице Киевской Руси, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка Плесньска. Вместо символизирующего киевскую власть и могущество, “золотого стола”, во сне, князь оказывается в погребальных санях, которые несут его к символу того света – морю и, одновременно, в плен к половцам. В этом сне, присутствуют также тисовая кровать, символизирующая смерть, чёрная пелена, символизирующая помутнение рассудка, отравленное вино, как предупреждение о тяжёлых временах, терем без конька – предвестник гибели члена семьи и жемчуг из вражеских колчанов, как пролитую кровь. Go Green более года назад Одним из ключевых моментов “Слова о полку Игореве” является сон Святослава. Не случайно Святослав делится своим сном, рассказывает его, ведь сон предсказывает плохое, тревожное будущее его сыновей Игоря и Всеволода ( в реальной истории Игорь и Всеволод были не сыновьями, а двоюродными братьями Святославу, который был старше ). Читаем описание сна Святослава ниже: Все символы, представленные здесь – и черная пелена (покрывало), и тисовая кровать (гроб), и отравленное зелье (яд), и терем без конька (гибель близкого человека, одного из членов семьи), и ворон (предвестник горя) – все предсказывало разгромное поражение для Игоря. И все. что было показано Святославу во сне, сбылось. Потому сон Святослава и назван вещим. СТЭЛС более года назад Святославу приснился сон, в котором не однозначно было ведение о его собственных похоронах. Будто он лежит, его покрывают саваном, дают пить вино. При этом птица-предвестник смерти, черный ворон летает рядом. Вот полный текст описания этого сна – Кстати, только в этом произведении, нашел свидетельство подтверждающее сакральный смысл такого элемента архитектуры как “конек” (верхние доски кровли избы) Об этом же слышал и от стариков. Свернутый или сломанный конек, сулил горе живущим в этом доме. Эления более года назад Поэма “Слово о полку Игореве” – одно из самых необыкновенных произведений в русской литературе, памятник истории, выразительное сказание, художественно-поэтичное, лиричное, написанное невероятно талантливо. Одно из самых ярких мест во всем “Слове…” – это часть, которая начинается вещим сном Святослава, а также Золотое слово Святослава. Какой сон видит киевский князь? Ему приходит пророческий сон, который еще до того, как сообщили произошедшие события бояре, подсказывает, что произошло несчастье – сыновья Игорь, Владислав Святославовичи отправились в поход на половцев своими силами, желая снискать славы, разрозненно от других князей. Этот сон и весть о произошедшем помогают понять самое главное мудрому князю, он понимает, что сила княей в “единении”. Сон Святослава позволяет многое понять, если внимательно присмотреться к деталям, верно интерпретировать сказанное. Сон мутный, тяжелый, непонятный, чтобы понять, надо верно уметь истолковать. Здесь говорится, что одевали “черной паполомою”, – черным покрывалом “на кровати тисовой”, а паполомою накрывали покойников, тис – это самое дорогое дерево, которое служит материалом для гроба, таким образом кровать из тиса символизирует гроб. Видеть себя на кровати во сне тоже трактуется, как к болезни, печали. Вино символизирует “жизнь”, но здесь вино “горчит”, оно отравлено, жизнь тоже нелегкая. Рассыпанный жемчуг – это “слезы”, да еще из колчана врагов. Украшение “конек” – это символ, не просто украшение, увидеть дом без конька – это разрушение, дом без семейства, которое “в изгнании”, крики ворона с дальней стороны – это крики с вражеской стороны, слово “поганый” относится к врагам, к “нехристям”, “басурманам”. Andert более года назад Интересное древнерусское произведение “Слово о Полку Игореве” рассказывает нам о событиях тысячелетней давности. В нем князь Игорь терпит поражение от половцев. Мы можем увидеть, что князю Святославу снится сон – он пьет во сне отравленное зелье и покрывается черной пеленой, и находится он не в Киеве, а в другом месте, в Плесенске Конечно, все это символизирует скорый проигрыш Игоря – князь (то есть отец Игоря), чувствует, что его сыновьям угрожает опасность и через вещий сон все это предвидит, поэтому данный сон нужно воспринимать только как метафору. Действительно – вскоре опасения Святослава сбываются и князь Игорь вместе с Владимиром терпят поражение. Peresvetik более года назад Суть сна Святослава был в том, что будет поражено войско Игоря, а сам княже попадет в плен к половцам. Ему приснилось, что его накрыли черной пеленой, когда он лежал на кровати, которую он называет тисовой. И якобы напоили отравленным вином. Этот сон нужно было расшифровать, чтобы понять его суть. Ведь образы всегда требуют расшифровки, чтобы понять реальность их значения. К примеру жемчуг обозначает слезы , а черный ворон это большое горе, тисовой кроватью назывался гроб. Если накрыли черной пеленой, это это значит сумасшествие. Если речь идет про отравленное вино, то это значит очень тяжелую жизнь. Знаете ответ? |
Источник
Кто видит вещий сон о гибели русского войска. К чему снится Кто видит вещий сон о гибели русского войска – Сонник онлайн
- Главная
- Сонник
- кто видит вещий сон о гибели русского войска
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Сонник кто видит вещий сон о гибели русского войска приснилось, к чему снится во сне кто видит вещий сон о гибели русского войска? Для
выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную
букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по
алфавиту).
Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне кто видит вещий сон о гибели русского войска, прочитав ниже бесплатно
толкования снов из лучших онлайн сонников!
Во сне видеть Баню видеть и в ней мыться
Благополучие, получение чести.
Предсказание сна Женщину видеть в безобразном виде
Ссора; с растрепанными волосами.
Опасность; а больному.
Трудность выздоровления.
К чему снится Избитым видеть кого-либо
Видеть во сне кого-нибудь избитым — к чувству опустошенности.
Во сне видеть Избитым видеть себя
К болезни.
Предсказание сна Макароны видеть или есть
Успех в делах.
К чему снится Обезьяну видеть для женщин
Невероятность.
Во сне видеть Салат видеть или есть его
Ссора, веселье.
этот сон как предупреждение.
Предсказание сна Гибель
Гибель – Транспорта с людьми – маленькие радости. Отдельного человека – поправятся дела. Животного – радостное известие, выигрыш.
К чему снится Гибель
Собственная спокойная полоса жизни, успех; другого крушение плана, надежды.
Во сне видеть Гибель
Видеть во сне гибель людей — к военным действиям.
Предсказание сна Гибель
Видеть во сне, как гибнут люди, или видеть свою гибель — к спасению.
К чему снится Андхрами окруженным видеть себя
Дурной сон, не сулящий ничего хорошего. У вас заблокированы тонкие каналы ума под действием тридоша, вышедших из состояния равновесия.
Если запомнить этот сон и истолковать его, можно определить, больны вы смертельно или болезнь можно вылечить, вырвав тем самым вас из когтей смерти.
Во сне видеть Детей видеть за книгами
Говорит о будущем согласии и хорошем поведении молодежи.
Предсказание сна Себя видеть в чистом пруду
Этот сон сулит богатство и честь.
К чему снится Себя видеть в морге
Плохой сон; предвещает смерть
Источник
Главы 6-8 – это сюжетный центр произведения, в котором происходит первая кульминация и первый идейный конфликт.
Глава 6. Пугачевщина.
Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старые старики, будем сказывати. (Песня).
Эпиграф ко главе взят из народной песни, потому что писатель здесь изображает пугачевское восстание, а это был народный бунт. Именно в этой главе мы ближе познакомимся с народом – мы увидим картины, в которых народ встречает Пугачева хлебом с солью, присягает ему, увидим казаков, которые перешли все на его сторону, а также увидим вблизи одного из участников восстания – искалеченного в пытках башкирца, взятого в плен комендантом.
Итак, эпиграф возвещает, что в главе речь пойдет наконец о самом историческом событии, положенном в основу повести, о восстании Пугачева.
И действительно, глава 6 “Пугачевщина” – переломный момент в произведении, когда читатель подготовлен к описанию того, как крупное событие 18 века повлияет на всех персонажей, которых он уже узнал достаточно глубоко и подробно. Мы чувствуем, что близка кульминация повести.
Вначале говорится о положении Оренбургской губернии в конце 1773 года: войска яицких казаков, охраняющие здешние края, продолжают втайне роптать после недавнего возмущения и жестокой расправы правительства.
Генерал из Оренбурга извещает капитана Ивана Кузмича Миронова о том, что «сбежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства».
При помощи подобных писем (видимо, документальный источник Пушкина) создается впечатление достоверности изображаемого.
Итак, мы видим, как начинает сбываться вещий сон Петра, виденный в кибитке посреди степи:
Разбойник объявлял о своем намерении немедленно идти на нашу крепость; приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не супротивляться, угрожая казнию в противном случае.
В самой Белогорский крепости казаки, ожидая своего атамана, сплотились против гарнизонных солдат. Изменил коменданту даже его казак-урядник, Максимыч.
Автор показывает, как в этой ключевой ситуации по-разному реагируют люди различных душевных качеств. Швабрин трусит и уже словно сомневается, на чьей стороне ему было бы выгоднее. Комендант и его супруга не сомневаются ни на минуту:
«Каков мошенник! — воскликнула комендантша. — Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись? (…)»
Комендант решил пытать схваченного в плен башкирца, но тот оказался немым. Автор с большим состраданием показывает этого старого человека, у которого отрублены уши, нос и язык за то, что он участвовал в башкирском восстании 1741 года против российских захватчиков их вотчинных земель.
Однако одна деталь осталась в его образе – это живые, горящие глаза. С помощью этой детали Пушкин желает подчеркнуть несломленную волю замученного народа, его ничем неистребимую волю к свободе.
Вид башкирца произвел глубокое впечатление на Гринева:
Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. (…) он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем (…).
Цензура позволила Пушкину пропустить лишь следующее мягкое замечание по поводу такой жестокости русского правительства:
Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений.
Этим эпизодом автор намекает нам, что у повстанцев есть свои резоны – эти люди замучены русским правительством, и их гневом пользуется мятежник, собирая свои войска.
Итак, эти впечатления, потрясая главного героя, побуждают его к размышлениям и способствуют его возмужанию. Он начинает понимать, что государыня, которой он верен, жестока к своему народу. Конечно, это не отменит его верности своей присяге, но мышление Гринева становится более широким и открытым. Он будет иначе относиться к простому народу.
Скоро в Белогорскую крепость приходит весть о том, что взята ближайшая к ним крепость, где «комендант и все офицеры перевешаны».
Иван Кузмич просит свою супругу уехать в Оренбург с дочерью, подальше от опасности, но Василиса Егоровна являет пример преданной привязанности к супругу:
— Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать.
Машу решили послать в Оренбург. Глава заканчивается сценой прощания Гринева и Маши. Он уходит на смерть, она готова к отъезду:
Я обнял ее. «Прощай, ангел мой, — сказал я, — прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!» Маша рыдала, прильнув к моей груди. Я с жаром ее поцеловал и поспешно вышел из комнаты.
Эта глава непосредственно предваряет наиболее трагические события, которые произойдут в повести – прибытие Пугачева в крепость и его последствия.
Глава 7. Приступ.
Эта глава – первая кульминация повести. Она, несомненно, является наиболее трагической и напряженной в произведении.
Голова моя, головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую. (Народная песня).
Эпиграф служит напоминанием о том, что грозит сейчас всем защитникам крепости – казнь по воле мятежника, восставшего против государственных устоев. Глава начинается вестью о том, что казаки крепости изменили начальству и вышли на соединение с Пугачевым.
В этот пугающий миг Гринев ни на минуту не колеблется и мечтает погибнуть во имя Марьи Ивановны:
Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты.
В этой главе впервые дан портрет Пугачева не в образе простого неизвестного “мужичка”, а в образе бунтовщика и царя-самозванца:
(…) вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев.
В это время, понимая, что комендант может умереть во время приступа, его жена и дочь прощаются с ним:
Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. (…) «Прощай, прощай, матушка! — сказал комендант, обняв свою старуху.
Трагизм этой минуты сочетается с описанием геройского и доблестного поведения Ивана Кузмича, всегда такого тихого и покладистого в обычной жизни:
«Теперь стойте крепко, — сказал комендант, — будет приступ…» В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепости. Пушка наша заряжена была картечью. Комендант подпустил их на самое близкое расстояние и вдруг выпалил опять. Картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал… Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились. «Ну, ребята, — сказал комендант, — теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!»
Но отстоять крепость не удалось, потому что весь народ и гарнизон сдались без боя:
Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но обробелый гарнизон не тронулся. «Что ж вы, детушки, стоите? — закричал Иван Кузмич. — Умирать так умирать: дело служивое!» В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья; меня сшибли было с ног, но я встал и вместе с мятежниками вошел в крепость. Комендант, раненный в голову, стоял в кучке злодеев, которые требовали от него ключей. Я бросился было к нему на помощь: несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками, приговаривая: «Вот ужо вам будет, государевым ослушникам!» Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же.
Итак, на призыв коменданта в бой откликаются не многие, а именно лишь двое. Все остальные встали на сторону мятежника. На площади был повешен капитан Миронов за то, что отказался присягнуть бунтовщику, а затем и его подчиненный Иван Игнатьич.
Мольба Савельича, который предлагает повесить себя самого вместо своего воспитанника, спасает Гринева. Позже мы узнаем, что в этот миг Пугачев узнал того, кто подарил ему когда-то заячий тулуп и согрел угощением у своего стола. Поэтому Пугачев не казнит молодого офицера, несмотря на то, что Гринева заставляют поцеловать руку Пугачеву, а тот наотрез отказывается (так до конца сбывается вещий сон главного героя).
Кроме Гринева, присягнули Пугачеву все оставшиеся в живых. Автор показывает потворство народа, беспрекословно покорившегося мятежнику. Народное согласие присягнуть Пугачеву могло объясняться многими причинами: например, надежда улучшения жизни при царе, близком им и более понятном, чем далекая и суровая для них Екатерина.
Глава заканчивается тем, что Василису Егоровну убивают саблей за то, что она возмутилась и громко оскорбила Пугачева, увидев гибель мужа. Таким образом, эпиграф ко главе предвещал трагический конец обоих доблестных супругов по воле мятежника.
Глава 8. Незваный гость.
Незваный гость хуже татарина. Пословица.
Пугачев определен в эпиграфе как «незваный гость» – ведь он пришел посеять смуту, горе, разруху.
В этой главе начинает развертываться внутренний конфликт, который испытывает главный герой, Петр Гринев, в результате пришествия Пугачева. Ведь по причине своей доброты и человечности он оказывается исключением и помилован мятежником, хотя вовсе не присягал ему.
Лишь в этой главе Гринев поймет, что Пугачев есть тот самый вожатый, которого они встретили в буран и которому он предложил питье и подарил тулуп.
Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!
Начинается странное раздвоение в душе героя – ситуация необходимости выбора между служебным долгом (уйти от Пугачева и соединиться с русской властью и армией) и стремлением охранять Марью Ивановну, оставаясь в Белогорской крепости:
Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах… Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем.
Герой оказывается в неопределенной и сложной ситуации, когда по вине злодея может умереть Марья Ивановна, ставшая полной сиротой за этот день, и в то же время Пугачев явно дружелюбен ко Гриневу, что говорит о его человечности (значит, он не лишен благодарности и доброй памяти):
А, ваше благородие! — сказал Пугачев, увидя меня. — Добро пожаловать; честь и место, милости просим».
За столом Пугачев просит спеть его любимую песню, которая является ключевой для понимания образа этого персонажа. Герой этой песни обречен к виселице и абсолютно одинок:
Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне доброму молодцу думу думати.
Что заутра мне доброму молодцу в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.
Еще станет государь-царь меня спрашивать:
Ты скажи, скажи, детинушка крестьянский сын,
Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,
Еще много ли с тобой было товарищей?
Я скажу тебе, надежа православный царь,
Всеё правду скажу тебе, всю истину,
Что товарищей у меня было четверо:
Еще первый мой товарищ темная ночь,
А второй мой товарищ булатный нож,
А как третий-то товарищ, то мой добрый конь (…)
Пугачев наедине с Гриневым вторично обращается к нему с предложением перейти на его сторону:
” Обещаешься ли служить мне с усердием?”
Но Гринев объясняет Емельяну прямо, что не способен изменить своей присяге. Это вызывает несомненное уважение со стороны Пугачева, что опять-таки характеризует и самого бунтовщика с положительной стороны. Значит, он не тиран и не полный злодей, раз способен оценить честную прямоту и резкое противоречие его собственному мнению и намерениям. Об этом говорит и крайне демократичное собрание вокруг него (свобода мнений каждого из участников).
Глава заканчивается тем, что Пугачев отпускает Гринева, позволяя ему делать все, что тот посчитает нужным. Ведь как человек благодарный, он не может забыть доброго отношения к нему Гринева в их первую встречу.
Итак, Пугачев, «незваный гость», предстает здесь перед нами как образ крайне противоречивый. Он не колеблясь приказывает казнить не покорившихся его власти (погибли родители Маши, Мироновы), он разбойник, противник государыни и дворянства, за которых стоит Гринев по долгу присяги, он безумный авантюрист и явно летит в пропасть. Но в то же время мятежник несет в себе высшие ценности, какие могло выработать человечество: это свобода, воля, искренность, уважение к чужому мнению, душевность, признательность, дружба.
Источник