Кто сказал сон разума рождает чудовищ

“Мы, говорит, твоего доктора сейчас бить идем, вот для куражу выпиваем”. – За что? – А такая уж теперь мода вышла – докторей-фершалов бить…

El sueño de la razón produce monstrous
Сон разума рождает чудовищ») — испанская пословица

1831 год.
в Санкт-Петербурге начался холерный бунт. Обезумевшая толпа принялась громить аптеки, больницы и избивать врачей — ходили слухи, что они специально травят людей. Усмирять беспорядки пришлось войскам.

ещё через 60 лет:

«Это произошло на Успение…
“Мы, говорит, твоего доктора сейчас бить идем, вот для куражу выпиваем”.
– За что?
– А такая уж теперь мода вышла – докторей-фершалов бить…
..- Завелись, говорят, доктора у нас, так и холера пошла…
– Фершала давай своего!
– Фельдшера? Зачем он вам?
– Вы чего народ морите?»(с)
( Викентий Вересаев 1894 год )

Прошло ещё 100 лет
Высший законодательный орган страны, Государственная Дума, в лице лучших представителей народа, обсуждает порядок выдачи патентов ясновидящим и магам. А народ, тем временем, массово ныряет в проруби, «смывая грехи», и смотрит на центральных каналах телевидения передачи о том, что и прививки-то врачи-убийцы делают для того, чтобы специально заразить или «привить рак», и “органы-то вырезают” втихую и прочий клошарский бред. Который позже истерично расползается по Интернету, а заодно и по не затуманенному даже основами научного мышления сознанию электората.
Ну и чем сегодняшний народ в плане своего сознания и познаний о медицине отличается от того тёмного и невежественного народа, что был 200 лет назад?
Словно и не было этих столетий, научных открытий, всеобщего образования.
Отчего же так?
Причин тому множество, и все их разобрать в формате небольшой статьи, невозможно.
Но попробуем назвать основные.
Прежде всего – неизбежное следствие реформ образования в стране, когда из школьных программ исключается Астрономия , но зато вводится основы Православия. А про такой школьный(!) предмет, как «Логика», многие даже и не слыхали. Хотя логика и психология преподавались в школе как обязательный предмет ещё в царское время, и даже в советское
с 1947 по 1956-й годы.
( ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза).

Появление Интернета, как это не парадоксально, также сыграло злую шутку с населением.
Как говорится, «техника в руках дикаря». Один из самых замечательных учёных нашего времени
Стивен Хокинг (скончался в Кембридже 14.03.2018) сказал: «Главный враг знания — не невежество, а иллюзия знания».
Интернет и дал людям такую иллюзию. Иллюстрацией может служить вот такое высказывание некой «Тани Майкиной» (орфография сохранена): «Неужели можно так тупо игнорировать гугл и тупо доверять кому то там нипонятно кому…Да неужели в 21 веке ещё так много доверия белому халату. Ведь гугл же есть.»
Так отчего же нет доверия врачу, но есть доверие «гуглу»?
Во-первых, особенность национального менталитета. Когда хочется всего и сразу, и без особых усилий.
Так, чтобы «По щучьему велению и моему хотению», так, чтобы «двое из ларца» выполнили всю работу, а самим «царствовать, лёжа на печи».
Красивая и обеспеченная жизнь просто потому, что удачно вышла замуж, выиграла в лотерею, родилась в правильной семье, удачно конвертировала природную красоту, продала девственность и пр.
Во-вторых, какая-то всеобщая инфантильность населения. Старшие поколения привыкли, что «государство позаботится», «государство должно», «государство обеспечит» и «не допустит». Более молодые, вкупе с низким уровнем общей образованности и эрудиции, получили в отягощение ещё и мобильные телефоны, которые с детства позволяют своим владельцам не думать; не анализировать ситуацию и принимать самостоятельные решения (и нести за них ответственность), а просто позвонить и спросить что делать. Мозг таких индивидуумов не привык решать сколь-нибудь сложные мыслительные задачи. Ну а ЕГЭ можно и просто угадать. Благо устные экзамены, где дурость каждого видна как на ладони, теперь угодливо отменили.
В третьих, так называемая «магия простых решений».
Когда однажды, захватившая власть, относительно небольшая числом политическая партия объявила «Грабь награбленное», то народ её тут же с воодушевлением поддержал.
Ведь шариковское «Всё отнять и поделить» было народу простым и понятным. Не то, что читать скучные книги об общественно-политических формациях.
Позже, в другой стране, один политик сказал о необходимости «жизненного пространства», и это «простому народу» тоже было понятно, хотя и привело к величайшей трагедии в истории человечества, и величайшему одичанию нравов.
Народу нравится простота; «омыть сапоги в Индийском океане», «каждой бабе по мужику, а каждому мужику по бутылке водки» – это всё не бред, а политические лозунги партии, однажды набравшей большинство народных голосов на выборах.
А знаете, какие претензии были высказаны руководством культуры гениальному композитору С.Прокофьеву? «Ваши мелодии трудно насвистывать».
Вот так. Не народное искусство. Не надо такого народу. Слишком сложно.

Хорошо, но какое это всё имеет отношение к медицине?
А такое, что во-первых, медицина сложна. А, как мы видим, всё сложное, требующее от людей умения мыслить, вызывает у них раздражение и «классовую ненависть». Только водораздел «классов» проходит не по отношению к средствам производства, а по интеллектуальному и образовательному уровню.
Народ ведь десятилетиями воспитывался в некоем презрении к людям интеллектуально развитым; интеллигенция была «вшивой», была «прослойкой». «Очки надел», «шляпу надел» – это всё было насмешкой над слишком умными, над «ботанами».
Во-вторых, медицина не даёт, как правило, ни простых рецептов/советов (решений), ни гарантий, что свойственно механистическому, примитивному, инфантильному миропониманию, и что от неё ожидает постой народ.. Понимание, что врачевание – это не разовый акт, а процесс; порой длительный, болезненный, а иногда и идущий по ошибочному пути – слишком сложно для рядового обывателя. Например, один лишь принцип «терапия ex juvantibus» вызовет у населения приступ «праведного гнева» и «возбуждение» соответствующих органов из разряда карательных.
В третьих, низкий уровень, а порой и вовсе катастрофическое состояние отечественного здравоохранения, особенно на периферии, малодоступность квалифицированной и своевременной медицинской помощи, закономерно вызывает даже у более-менее вменяемых людей недоверие к официальной медицине вообще, и поиск альтернативных путей решения своих проблем.
Ну и наконец, весьма низкий социальный статус врача в стране, вызывает отток квалифицированных кадров из медицины с одной стороны, и отказ связывать свою судьбу с этой сферой деятельности, у наиболее умной, талантливой и амбициозной молодёжи с другой. Что, увы, ведёт к неизбежному снижению уровня и самого медицинского персонала.

Вот так, проблемы, связанные с нарастающей, не побоюсь этого слова, деградацией основной массы населения, занятой не столько своих развитием, сколько своим выживанием, сплетаясь с проблемами непосредственно самой медицины, и рождают те чудовищные поступки, которые порой просто не укладываются в голове у нормального человека, но, к сожалению, становятся уже обыденными в нашей стране.

Источник

Как-то после экскурсии по выставке “Сальвадор Дали. Магическое искусство” в Манеже ко мне подошла девушка: “Прошу прощения, подскажите, здесь есть картина «Сон разума рождает чудовищ»?” Нет, и быть не может, — потому что это не картина, а офорт, и художник не Сальвадор Дали, а Франсиско Гойя, и век не XX, а XVIII. Но перепутать одного с другим не так глупо, как кому-то может показаться. И вот почему.

Сны Франсиско Гойи (1799) и Сальвадора Дали (1944)

“Сон” — слово, которое часто встречается в названиях картин Сальвадора Дали: как наследник сюрреализма он утверждал, что именно в сновидениях черпает идеи, одним из его любимых образов была Градива с древнеримского барельефа и из повести Вильгельма Йенсена — женщина, шагающая сквозь стены и сны…

Сальвадор Дали, “Сон”, ок. 1937. Частная коллекция

При этом ошибочно думать, что Дали был пленником своих снов и фантазий и свято следовал заветам ортодоксального сюрреализма воплощать образы “вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений” (цитата из первого манифеста сюрреализма 1924 года). Дали разработал параноидально-критический метод и, черпая идеи в глубинах бессознательного, предельно рационально их претворял в жизнь.

Сальвадор Дали, “Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения”, ок. 1944. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. Фрагмент

Так, картина “Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения”, которую девушка на выставке перепутала с офортом Гойи, — это не просто плод фантазии или случайная грёза Сальвадора Дали, а тщательно выверенная сцена, которая разворачивается перед нами подобно театральному действу, это безупречно сбалансированная композиция и детально проработанное практически гиперреалистичное изображение.

Франсиско Гойя, “Сон разума рождает чудовищ”, 1797. Национальная библиотека Испании, Мадрид. Фрагмент

Как это далеко от заветов основателя сюрреалистического движения Андре Бретона! Он-то ратовал за “чистый психический автоматизм”…

Как это близко к представлениям Франсиско Гойи! Свои офорты “Капричос” (именно в эту серию входит “Сон разума”) он подарил её величеству Марии Луизе Пармской, сопроводив авторскими комментариями. Под “Сном разума” он написал:

“Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений”.

Гойя был сторонником идей Просвещения в тёмной Испании, он, как и Дали, обращался в своих работах к бессознательному — только не личному, а коллективному — и изображал чертей, ведьм, суккубов, одолевающих испанский народ. Где-то за этими образами кроется политическая сатира, где-то Гойя запечатлевал то, во что искренне верил простой люд.

Франсиско Гойя, “Ведьмы в небе”, 1797-1798. Прадо, Мадрид

Франсиско Гойя, “Ведьмы в небе”, 1797-1798. Прадо, Мадрид

Дали вслед за Гойей — своим соотечественником — предпочёл не отдаваться во власть собственных чудовищ (их в бессознательном Дали хватало), а сочетать фантазию с разумом. Он вообще был намного рациональнее, чем казался и кажется многим. К примеру, он осознанно встраивал своё имя в историю искусства Испании: Веласкес, Гойя, Пикассо, Дали. Он подражал каждому, каждого цитировал и брал у них лучшее, что мог.

Думаю, то, что на выставке в Москве Гойю перепутали с Дали, последнему бы очень понравилось.

Источник

Часто ли вы видите сны? Я в последнее время очень редко их вижу, а были времена, когда сны видела часто, причем порой в них кто-то за мной гнался, или я ехала на машине за рулем и обязательно куда-нибудь врезалась… Просыпалась я обычно после таких снов в холодном поту, с радостью понимая, что это всего лишь сон. 

К чему я все это пишу? А к тому, что совсем недавно вспомнила, какой художник нравился мне в юности, когда я училась в Пермском художественно-графическом училище, и кто мне привил любовь к его творчеству. 

Одна из самых знаменитых его работ именно так и называется – “Сон разума рождает чудовищ” и входит в серию графических работ “Капричос” (всего в ней 80 офортов). 

Кто хотя бы немного изучал историю искусств, конечно же, уже догадался, о каком художнике идет речь, из названия этой статьи. 

А для тех, кто не догадался, сообщаю – это знаменитый испанский художник, живописец и график, Франсиско Гойя. 

Мне всегда везло с учителями – историю искусств у нас в училище преподавала Любовь Александровна, прекрасный педагог, женщина, беззаветно любящая свой предмет, закончившая искусствоведческий факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге и знавшая Питер, как свои пять пальцев. 

Это мы поняли, когда на третьем курсе училища поехали на музейную практику в этот замечательный город. Для меня это была первая поездка в Петербург, и именно она запомнилась мне на всю жизнь. Я ходила по улицам этого города, как по музею. А в сопровождении нашего гида-искусствоведа это было истинным удовольствием! Мне казалось, что нет такого здания в центре Питера, про которое Любовь Александровна не может сказать хотя бы пару слов… 

И вот именно эта замечательная женщина привила мне любовь к Гойе. У нее дома была обширная библиотека книг про художников, это сейчас биографию любого известного человека можно прочесть в интернете, в те времена интернета еще не было, а художественные книги про художников были на вес золота. 

Книга Лиона Фейхтвангера про Франсиско Гойю меня поразила до глубины души, я ее несколько раз перечитывала. Это роман, который до сих пор не имеет себе равных среди произведений, посвященных творчеству знаменитого испанского художника. Он приоткрывает некоторые тайны души творца читателю. Я не Фейхтвангер, поэтому описывать жизнь Гойи я не буду, если хотите подробнее почитать про его жизнь, читайте роман, очень советую. 

А мы вернемся к тому, с чего начали. 

Вся серия офортов “Капричос” долгое время исследовалась искусствоведами – они все искали в ней намеки на конкретные события и конкретных людей той эпохи, в которую жил Гойя. Да так и их поиски не увенчались успехом, увы… 

Центральное место в этой графической серии занимает понятие разума. И обрывается она на тревожной ноте… День уже наступил, но силы тьмы еще не побеждены… 

Итак, про сон разума, который рождает чудовищ. 

Гойя сопроводил свой самый знаменитый рисунок (офорт) серии “Капричос” таким пояснением – «когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». 

Первоначально и название произведения должно было быть другим – “Всеобщий язык”, но художник счел его слишком дерзким и переименовал в “Сон разума”. Почему именно “Всеобщий язык”? Да все просто – потому, что в ту эпоху живопись считалась языком общения, доступным всем, вот отсюда и название. 

А что на самом деле хотел сказать художник своим произведением, как вы думаете? 

Мне кажется, что именно то, что когда человек спит, то им могут овладевать темные сущности, которые скрываются под видом тех самых чудовищ. Причем не только человеком, но и обществом тоже. У меня ощущение, что мы все спим сейчас, по крайней мере, многие, и очень хочется скорее проснуться… 

Чтобы начать жить по-настоящему. Ну а когда еще, как не сейчас, когда почти все заперты в четрырех стенах? Поневоле приходится просыпаться… А иначе рискуешь всю жизнь протупить, сидя в интернете…

Эта фраза -“сон разума рождает чудовищ” в наше время стала разговорной, и часто обозначает неразумное поведение, могущее привести к пагубным, негативным последствиям. 

Поэтому очень хочется скорее проснуться и забыть как дурной сон, все это время самоизоляции и карантина, как будто бы его и не было…

Картинка взята с моей страницы ВКонтакте, а туда была принесена с просторов интернета.

Источник

ВикиЧтение

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
Серов Вадим Васильевич

Сон разума рождает чудовищ

Название одной из гравюр, входящих в серию «Капричиос» (1797— 1798), испанского художника Франсиско Хосе де Гойи (1746—1828). Он изобразил на этой гравюре спящего человека, которого мучают кошмарные сны и чудовища, их населяющие.

Иносказательно о смутном времени в жизни страны, когда дезориентированное общество начинает верить ложным доктринам и вождям-демагогам (неодобр., презрит.).

Следующая глава >>

Читайте также

В долине чудовищ

В долине чудовищ
«В розовато-золотистом свете вечернего солнца впереди различались фигуры невысоких приземистых чудовищ. Некоторые из них повернули, казалось, в нашу сторону свои головы с вьющимися локонами, с застывшим кукольным выражением на каменных

В поисках разума

В поисках разума

И хорошие доводы должны уступать лучшим.
У. Шекспир
Взгляните вокруг себя. Нет, не так, как смотрит свыкшийся со всем человек, которому уже давно приелись все чудеса природы. Так вы ничего удивительного не заметите. Посмотрите на мир взглядом, не

29. КАНТ «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»

29. КАНТ
«КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА»
Жизнь Канта бедна яркими событиями. Он родился и умер в Кенигсберге (нынешнем Калининграде), прожив 80 лет. Около трех лет даже считался российским подданным — после того как русские полки в ходе Семилетней войны вступили в Кенигсберг, а

Винтовка рождает власть

Винтовка рождает власть
Тезис из речи «Вопросы войны и стратегии», с которой лидер Китайской компартии и глава КНР Мао Цзэдун (1893—1976) выступил (6 ноября 1938 г.) на VI Пленуме ЦК КПК 6-го созыва.Там же, развивая этот тезис, он процитировал Чан Кайши: «Есть армия — есть

Кого Юпитер хочет погубить, того лишает разума

Кого Юпитер хочет погубить, того лишает разума
С латинского: Quos Iupiter perdere vult, dementat [квос Юпитэр пэрдэрэ вульт, дэмэнтат].Слова неизвестного древнегреческого драматурга-трагика эпохи Софокла (ок. 496 — ок. 406 до н. э.), которые часто встречаются в виде цитаты у древних авторов:

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
– в “Критике чистого разума” Канта – противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме, как высшей познавательной способности, доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант

Упражнение «Гармония разума и тела»

Упражнение
«Гармония разума и тела»
1. Встаньте прямо, вытяните руки в стороны.Сделайте прямой левой рукой несколько вращательных движений назад.Затем прямой правой рукой сделайте несколько вращательных движений вперед.Затем попробуйте совместить оба эти движения:

Природа разума

Природа разума
Никто сейчас не сомневается, что разум – это всего лишь свойство нашего мозга. Хирург не может вскрыть наш разум и исследовать его под микроскопом. Никто также не отрицает, что если о ком-то говорят, будто он разумный человек, то это комплимент. Нам нравится,

Что не принадлежит сфере разума

Что не принадлежит сфере разума
Во второй главе я сказал, что два основополагающих принципа познания мира человеком – это логика и интуиция и что наука отражает логический подход, а религия – интуитивный. Вообще-то второй подход охватывает нечто большее, чем интуиция и

Источник