Кто сказал кто не снами тот против нас
Одна из самых известных крылатых фраз, которая избежала превращения в цитату и стала буквально лозунгом, на самом деле имеет древнюю историю. На митингах и во всевозможных риторических диспутах можно услышать пламенное воззвание: «Кто не с нами, тот против нас!», и мы настолько привыкли слышать эту фразу, что расцениваем её буквально как народное творчество. Однако она не имеет ничего общего с пословицами и поговорками. История этого выражения более почтенна и в каком-то смысле изысканна.
Библейское происхождение фразы
Людей, обладающих пытливым умом, может заинтересовать, кто сказал эту фразу и почему она так широко разошлась в мире. Смысловые аналоги данного выражения есть во многих языках, поэтому можно говорить о мировой популярности. Изначально это высказывание звучало по-другому, и хотя до нас дошли оба варианта – и базовый и интерпретированный, – больше используется именно этот: «Кто не с нами, тот против нас». Автор же имел в виду только себя лично, не распространяя значение сказанного на некое сообщество.
Прочитать первоначальный вариант можно в Евангелии от Матфея, глава 12, стих 30. Иисус сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Значит ли это, что он имел в виду, что все люди, моментально не уверовавшие, являются его врагами?
Пояснения от автора крылатой фразы
Конечно, невозможно взять интервью у Иисуса и уточнить, что именно он имел в виду. Обычно фразу «кто не с нами, тот против нас» употребляют в значении «отсидеться в стороне не получится, нейтралитета не существует, вы думаете, что нейтральны, но вы уже наши враги». Тем не менее, если внимательно изучить ту библейскую историю, к которой и относится произнесённая Иисусом фраза, можно обнаружить также его слова, обращённые к ученикам: «Не запрещайте ему, кто не против вас, тот за вас». Как можно истолковать эту двойственность, ведь кажется, будто автор выражения явно противоречит сам себе?
Возможно, Иисус имел в виду строгую конкретику и действительно полагал, что отношение к богу и отношение к его ученикам – это разные вещи, а к богу ведёт множество дорог. Следовательно, изначально смысл выражения был не таким радикальным, как после более современной интерпретации.
Использование Библии в пропагандистской риторике
Почему эта фраза имеет такое влияние, ведь не зря многие радикальные течения с такой охотой цитируют фразу «кто не с нами, тот против нас»? Библия по умолчанию считается авторитетным источником истин, так исторически сложилось европейское мышление. Непререкаемый авторитет, к которому в своей речи обращается оратор, придаёт вес его аргументам.
После триумфального шествия христианства по Европе Библия использовалась в качестве источника оправданий практически чего угодно. Вера на самом деле является мощным оружием, и было очень сложно найти людей, которые осмелились бы спорить со словами из книги, вдохновлённой самим Богом. Однако это не значит, что оратор сам должен быть верующим.
Владимир Ленин или Макс Штирнер?
Чаще всего это выражение приписывают Владимиру Ульянову, больше известному как Ленин — идеологическому лидеру Октябрьской революции, произошедшей в Российской империи в начале прошлого века. Адресатом была партия социал-демократов, которые не поддерживали идею о революционном захвате власти. Не удивительно, что фразу цитировали и буквально зубрили наизусть. Почему же фраза «кто не с нами, тот против нас» на латыни звучит гораздо внушительнее? Qui non est nobiscum, adversus nos est…
Возможно, Ленин немало времени посвятил изучению работ философа и анархиста Макса Штирнера. Именно ему приписывают авторство данной интерпретации библейского отрывка. Остаётся выяснить, кто сказал это первым, но тут всё очень просто: Штирнер скончался в 1856 году, а Ленин родился только в 1870-м.
Стихийное распространение выражения
Хлёсткая и ёмкая фраза, чётко расставляющая акценты и вынуждающая слушателей принять «правильную» сторону. Пожалуй, этого было достаточно, чтобы превратить выражение «кто не с нами, тот против нас» в настоящий лозунг большевиков. Лозунги хорошо приживались на благодатной почве массовой неграмотности пролетариата, а вот о библейском происхождении выражения ораторы предпочитали не распространяться. Хотя, скорее всего, они просто не знали Библию в таких подробностях, чтобы проводить какие-то параллели.
Соблазн использовать удачное выражение, подкреплённое богатой историей, время от времени просыпается у разных ораторов, однако оно звучит достаточно радикально. Неудивительно, что в наши дни фраза расценивается как агрессивная и непримиримая.
Уместность применения фразы с разной эмоциональной окраской
Как выглядит человек, который в пылу прочувствованной речи бросает фразу «кто не с нами, тот против нас»? Сейчас этим выражением можно всего лишь безнадёжно испортить впечатление, и вместо союзников, которых рассчитывает получить политический деятель таким манером, он получит шквал критики.
Современное европейское общество старается придерживаться политики толерантности, предоставляя людям довольно широкий спектр прав и свобод. Так что такое резкое противопоставление однозначного Добра непререкаемому Злу вызывает в лучшем случае саркастическую реакцию. Тем не менее приходится признать, что радикальные высказывания находят своих поклонников, и тогда политическая ситуация начинает накаляться.
Нередко в разговоре эта фраза упоминается с отчётливыми издевательскими интонациями – когда кто-то начинает слишком пламенно отстаивать свою правоту, противопоставляя разные группы людей и высказывая оценочные суждения. Действительно, едва слишком разгорячившийся оратор понимает, что перегибает палку и становится похож на Ленина, вещающего с броневика о необходимости мировой революции, как напряжение спадает. Безусловно, это относится только к адекватным людям, способным верно оценить настроения аудитории и скорректировать направление высказываний.
Сейчас речь, украшенную такими радикальными лозунгами, вряд ли воспримут всерьёз, поэтому спичрайтеры стараются составлять сбалансированные тексты, в которых не допускаются ошибочные или двойственные толкования и (по возможности) отсутствует радикальная риторика и категоричные воззвания.
Источник
Кто не с нами, тот против нас
Фраза была популярна в первые годы советской власти и обычно ассоциируется с агрессивной революционной пропагандой.
Но ее первоисточник — Библия. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30 и Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 23) сказано: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает».
Употребляется: как угроза, предостережение тем, кто занимает нейтральную позицию в политике.
Используется: как аллюзия, напоминание о теории и практике «классовой борьбы», социальной розни, которая насаждалась посредством агрессивной пропаганды в первые годы советской власти в России; а также как уподобление этой практике чьих-либо действий (шутл.).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».
Вадим Серов.
2003.
.
Смотреть что такое “Кто не с нами, тот против нас” в других словарях:
Кто есть евреи? — Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия
Кто есть иудей? — Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия
Кто является евреем? — Иудаизм основные понятия Портал Иудаизм … Википедия
аще Бог с нами, никто же на ны — Ср. Салтыков. Помпадуры. 9. Ср. Аще Бог по нас, то кто на ны? Петр Великий (в битве при Азове). Ср. С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами Бог… Печерский. Архимандрит Феодосий (1611 г. в Ниж. Новгороде). Ср. Аще Бог с нами.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Хронология акций протеста против фальсификации выборов в России (2011—2012) — В данной статье описывается хронология акций протеста против фальсификации выборов в России (2011 2012) многочисленных политических выступлений граждан России, начавшихся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года и… … Википедия
Каждый за себя, а Бог против всех — Jeder für sich und Gott gegen alle Жанр … Википедия
Десталинизация общественного сознания и задача модернизации экономики — Десталинизация общественного сознания и задача модернизации экономики Доклад, читанный на сессии МАОН 12 июля 2011 года Прежде всего, оговорюсь: я не буду в докладе анализировать понятие модернизации, а также конкретные программы модернизации … Экономико-математический словарь
Барак Обама — (Barack Obama) Барак Обама это 44 й президент Соединенных Штатов Америки, первый темнокожий президент на этом посту Биография президента США Барака Обамы, в том числе его политическая карьера, деятельность в сенате штата Иллинойс и затем в Сенате … Энциклопедия инвестора
Венгрия — Венгерская Республика, гос во в Центр. Европе. Название от этнонима венгры. Сами же венгры называют себя мадьяры, а свою страну Мадьярорсаг (Magyarorszag) страна мадьяров . См. также Трансильвания. Географические названия мира: Топонимический… … Географическая энциклопедия
ВЕНГРИЯ — Венгерская республика (венг. Мадьяр Кезтаршашаг), государство в восточно центральной части Европы, занимающее площадь в 93 030 кв. км. Граничит со Словакией на севере, Украиной на северо востоке, Румынией на юго востоке, Югославией и Хорватией на … Энциклопедия Кольера
Книги
- 33 стратегии войны, Роберт Грин. Будь проще, будь туманнее. Создавай свой культ расплывчатой привлекательности. Придавай особое значение эмоциям, в противовес интеллекту. Не пугай людей скукой и скептицизмом. Взывай к… Подробнее Купить за 1139 руб
- По ступеням «Божьего трона», Грумм Г.Е.-Гржимайло. Для кого эта книга: – для собирателей домашней библиотеки, – ценителей качественных изданий, – для всех, кто интересуется историей и великими личностями.… Подробнее Купить за 759 руб
- 33 стратегии войны, Грин Роберт. Будь проще, будь туманнее. Создавай свой культ расплывчатой привлекательности. Придавай особое значение эмоциям, в противовес интеллекту. Не пугай людей скукой и скептицизмом. Взывай к… Подробнее Купить за 651 руб
Другие книги по запросу «Кто не с нами, тот против нас» >>
Источник
Загадка. Как и сама фраза
Кто не с нами, тот против нас (первоисточник: кто не со мной, тот против меня) — слова Иисуса в пересказе апостолов Матфея (12:30) и Луки (11:23)
24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30 Кто не со Мною, тот против Меня
; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Евангелие от Матфея)
15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;
18 если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Евангелие от Луки)
Толкование фразы «Кто не со Мною, тот против Меня…»
«Господь говорит: «Кто со Мной не одного духа, кто не живет в единении со Мной, тот против Меня». Оказывается, чтобы стать противником Христу, не нужно разрушать храмы и рубить иконы. Достаточно быть просто равнодушным: «Меня это не касается, мне это без разницы, ну и что, что это было? Меня это совершенно не задевает». Оказывается, такое невмешательство в собственную жизнь является противлением Христу. (Священник Анатолий Куликов)
И в светской жизни объяснение однозначно: нейтральной позиции в любом споре быть не должно. Или-или.
Правильно ли это? Для толерантного западного общества, где разные мнения в обычае — нет; для более консервативного, заскорузлого, стремящего к черно-белой простоте — да. К какому принадлежим мы, вопрос риторический.
При этом в Евангелие от Марка сказано
38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас
Употребление фразеологизма в литературе
— «Ты хочешь быть гражданином вселенной, ты хочешь быть ангелом поднебесья ― так нет же, за ноги дёргают: кто не с нами, тот против нас!» (Александр Солженицын «В круге первом»)
— «Мы приехали из страны, где почитаются вечными истины, сформулированные Горьким: «Если враг не сдается, его уничтожают» и «Кто не с нами, тот против нас» (Евгений Рубин «Пан или пропал. Жизнеописание»)
— «Это же так просто, ― рассмеялся он снисходительно, ― кто не с нами ― тот против нас, а?» (Булат Окуджава «Упраздненный театр»)
—«Ты, ублюдок, уже девять лет на Западе и мог бы довести до сведения новичков, что здесь не все принципы соцреализма имеют хождение и, в частности, «кто не с нами, тот против нас» ценится только среди мафиози, в их среде, в мафии, понимаешь ли, в мафии, это закон, а в нормальном обществе ― вздор собачий» (Василий Аксенов «Остров Крым»)
— «Одним словом, виновность подсудимого не требует никаких доказательств, он сам не отрицает ее, он сам готов приговорить себя к смертной казни; но, собственно говоря, дело не в этом человеке; дело в том, что Республика в опасности; враги ее собирают силы; именно поэтому подсудимый заслуживает высшей меры наказания; в этом никаких сомнений нет и быть не может; кто не с нами, тот против нас« (В. А. Каверин «Девять десятых судьбы»)
Ещё статьи
«Голубой уголь»
«Гора родила мышь»
«Гордиев узел»
«Городу и миру»
Источник
Почему то именно эта картинка показалось мне наиболее подходящей иллюстрацией к теме.
Библия, помимо разного рода пророчеств, историй, множества образов, подарила миру немалое количество крылатых фраз и афоризмов. Фразу “кто не с нами, тот против нас” слышал наверное каждый, и мало кто догадывается что это слова Христа. “Кто не работает, тот не ест” тоже наверняка знают многие, особенно те, кто вырос в Советском Союзе. Эта фраза была мастерски перефразирована в серии любимых комедий Леонида Гайдая. Персонаж Алексея Смирнова “Верзила” мастерски использовал ее в своих интересах, подтрунивая над Шуриком. А между тем апостол Павел в послании к фессалоникийцам самым серьезным образом обращался к своим читателям.
Но самым известной и часто используемой сегодня фразой по моему мнению, является стих из послания к римлянам “все содействует ко благу. (Rom 8:28 RSO) Причем в сильно видоизмененной форме, “что ни делается, все к лучшему” или “то к лучшему” (особенного значения не имеет “то” или “все”) В социальных сетях, на различный форумах, этот афоризм появляется с завидной частотой и пользуется наибольшей популярностью. Мало кто обращает внимания на контекст откуда он взят. В различных ситуациях, нередко самых неприятных, в обстоятельствах, когда все что ожидалось, не получалось, люди успокаивают себя этими словами.
Мне хотелось бы тем не менее, обратить внимание, на контекст. Почему Павел так написал и что он имел в виду. Во всяком случае, он не подозревал что в “одноклассниках” его слова будут в топе статусов. Обратимся к посланию. “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.” (Rom 8:28-30 RSO)
Текст довольно не прост. Особенно вторая его часть, где фигурирует идея предопределения. Это настолько тонкая тема, что тут мудрее будет не строить догадок, а лучше молчать. Ибо в средние века, богословы доходили до крайностей, пытаясь осмыслить данную категорию систематического богословия. Кальвин к примеру считал, что если Бог решил кого то спасти, это произойдет, хочешь ты этого или нет. Равно как и погубить. Думаю, что такие идеи скорее вредят, чем приносят мир и утешение. Тем не менее, они содержаться в Библии, что еще раз намекает нам на ее нечеловеческое происхождение, одно только учение о предопределении чего стоит. Нас же интересует другая часть текста. Обратите внимание. Павел пишет свое послание примерно за десять лет до начала гонений. Пожар в Риме при императоре Нероне, костры, клич “христиан ко львам” вот-вот готовы были начаться. Престарелый апостол рассуждая о судьбе и различных тяготах выпадающих на долю верующих, пытается утешить их, заверяя словами “если Бог за нас, кто против нас”? Утешением являются и слова “все содействует ко благу” и обращены они в первую очередь к верующим во Христа людям.
Христианская символика ставшая популярной с течением времени, и не имеющая какого либо отношения к самому христианству, и тут дает о себе знать. Крестики, фразы, образы, все это популярно, но зачастую не несет в себе какой либо смысловой нагрузки. А между тем, в первоначальном виде все это имело самые серьезные, а подчас и трагичные мотивы.
Источник
А вы знали, что любой человек независимо от своей веры употребляет в своей речи цитаты из Библии? Очень много пословиц, поговорок и крылатых выражений берут свое начало в книге книг. Сегодня я хочу привести лишь крылатые выражения, которые применяются почти без изменения, и которые я слышу нередко (в самом деле их больше)
В поте лица (тяжким трудом). “В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт. 3:19) – сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.
Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). “И возвращается ветер на круги свои” (Еккл. 1:6).
Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта – мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т. к. она отдала все, что имела (Марк. 12:41-44; Лук. 21:1-4).
Во главе угла (главное, приоритетное). “Камень, который отвергли строители, соделался главою угла” (Пс. 117:22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21:42; Марк. 12:10; Лук. 20:17; Деян. 4:11; 1-е Петра 2:7).
Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен (Лук. 15:11-32).
Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные” (Матф. 7:15).
Допотопные времена, а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6:8).
Заблудшая овца (человек, сбившийся с пути истинного). Из Евангельской притчи о радости хозяина, нашедшего и возвратившего в стадо одну заблудившуюся овцу (Матф. 18:12-13; Лук. 15:4-7).
Запретный плод. Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве (Быт. 2:16-17).
Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25:14-30). Слово “талант” впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.
Камень преткновения (препятствие на пути). “И будет Он … камнем преткновения, и скалою соблазна” (Ис. 8:14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9:32-33; 1-е Петра 2:7).
Камня на камне не оставить (разрушить до основания). “Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено” (Матф. 24:2) – пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.
Книга за семью печатями (нечто недоступное). “И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, … запечатанную семью печатями. … И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее” (Откр. 5:1-3).
Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козел изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16:21-22).
Корень зла (источник зла). “Как будто корень зла найден во мне” (Иов. 19:28). “Ибо корень всех зол есть сребролюбие” (1-е Тим. 6:10).
Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. “Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает” (Матф. 12:30). Этими словами Иисус Христос подчеркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость гласит на этот счет: “От Бога отстал – к сатане пристал”. К сожалению, частое повторение этого выражения власть предержащими исказило его первоначальный смысл.
Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). “Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный” (Ис. 28:16).
Кто не работает, тот не ест. “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2-е Фес. 3:10).
Манна небесная (неожиданная помощь). Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16:14-16; Исх. 16:31).
Око за око, зуб за зуб. “Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать” (Лев. 24:20, Исх. 21:24; Втор. 19:21) – ветхозаветный закон, регламентирующий степень ответственности за преступление, смысл которого: человеку, причинившему повреждение другому, не может быть установлено наказание больше содеянного, причем ответственность за это нес конкретный виновник.
Фиговый листок (недостаточное, поверхностное оправдание чего-либо, а также лицемерное прикрытие чего-либо постыдного). Адам и Ева, познавшие стыд после грехопадения (вкушения запретного плода с древа познания добра и зла), опоясались листьями смоковницы (фигового дерева) (Быт. 3:7). Скульпторы часто использовали фиговый листок при изображении нагого тела.
Фома неверующий (сомневающийся человек). Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Иоан. 20:25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение.
Хлеб насущный (необходимое пропитание). “Хлеб наш насущный дай нам на сей день” (Матф. 6:11, Лук. 11:3) – из молитвы Господней.
Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). “Храни меня, как зеницу ока” (Пс. 16:8). “Хранил его, как зеницу ока Своего” (Втор. 32:10).
Источник