Кто написал стихотворение бессонница
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
Анализ стихотворения «Бессонница» Тютчева
Федор Иванович Тютчев в произведении «Бессонница» рассуждает о метафизических предметах в духе немецкой романтической традиции.
Стихотворение написано в 1829 году. Автору его исполнилось 26 лет, он женат, счастливый отец, служит в Германии. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой (во 2 строфе) рифмовкой. Стихотворение состоит из 6 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам поэт. Впрочем, на его месте может быть любой человек. Именно поэтому Ф. Тютчев употребляет местоимение «мы», а не «я». Восклицания, риторический вопрос и многоточие подчеркивают взволнованность поэта. Невольный холодок бежит по спине современного читателя, ведь «томительная ночи повесть» для автора этих строк уже закончена. Поэт не описывает ночь, собственную комнату, какие-то личные житейские переживания. Он обращается к потаенному страху человека: язык для всех чужой и внятный. Бой часов, такой мирный, может быть и грозным, и безжалостным. Уходящее время не только покрывает забвением прошлое, но и напоминает — «как совесть» — о сделанных ошибках, преступлениях. «Среди всемирного молчанья» ночи «наша жизнь стоит пред нами, как призрак».
В 3 строфе почти отчаяние: мы природой покинуты на нас самих. В эту минуту он даже теряет веру в бессмертие души, ищет защиты не у Бога, а у природы, которая ему не отвечает. «Рок» — по античным представлениям, неотвратимая судьба. Это слово он пишет с прописной буквы. А вот слово «смерть» не названо впрямую. Не картины, а звуки – главные в этом стихотворении: язык, стенанье, глас, металла голос. Поэт на новом уровне словно обыгрывает старинный народный жанр плача. «Друзья, наше время давно забвеньем занесло!» Даже «новое, младое племя» способно понять предостережение поэта. Ведь Ф. Тютчев в эту пору и сам еще молодой человек. Мучимый бессонницей, он вдруг вглядывается в темноту ночи, где его ожидает конец. Лексика возвышенная, местами напоминает классическую оду, есть индивидуально-авторский эпитет: пророчески-прощальный. Среди прочих эпитетов: неотразимый, осиротелый, однообразный, сумрачной, погребальный. Соединение метафоры и олицетворения: металла голос (бой часов) оплакивает нас. Сравнения: как призрак, как совесть.
Ф. Тютчев передал в журнал «Галатея», издававшийся в Москве, свою «Бессонницу». Поэт сумел вдохнуть в старые образы новую жизнь, вызвать отклик в сердцах читателей любого века.
- Следующий стих → Федор Тютчев — Как океан объемлет шар земной
- Предыдущий стих → Федор Тютчев — Как ни бесилося злоречье
Читать стих поэта Федор Тютчев — Бессонница на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Бессонница. Цикл стихов
БЕССОННИЦА. Стихи поэтов Приднестровья
Половина первого ночи.
Половина луны в окне.
Я тебя любила не очень.
Просто что-то приснилось мне.
Не для умных – сильные чувства.
Вот и мы, не желая страдать,
Так освоили лжи искусство,
Что осталась лишь тишь да гладь.
Мы же знали эти приёмы –
Не остаться и не уйти.
Подстелили столько соломы,
Что застряли на полпути.
Я любила тебя не очень.
Помню – руки твои – как лёд.
На земле следов многоточья.
Половина первого ночи.
Что-то сон никак не идёт.
Ветра трепали день короткий,
Раскачивали вечер в лодке
И, распаляясь постепенно,
С морской волны сдували пену.
Всю ночь над сном кружили рифмы,
Как над Килиманджаро грифы,
И в снег садились эти птицы,
Как знаки чёрные в страницу.
И лишь один был чисто белым,
И на плечо моё присел он,
На снежном фоне незаметный,
Он назывался гриф «секретно».
Секретна лет летящих мера,
Дым прячет пламя в пальцах серых,
Тайком в окно вплывает осень,
Тоску, как мяч, в руке подбросив.
Молчат зрачки во взглядах поздних,
И стекленеет в лёгких воздух,
И только крик в груди клокочет.
И тайна тает вместе с ночью…
Не сплю. И с жадностью ловца
Внимаю суете и ритму ночи.
Мелодия дождя бледна и холодна.
Тоска достала так, что нету мочи.
Оконное стекло засеребрилось еле-еле.
Мне явно не уснуть. Приходится вставать.
И где-то далеко уж петухи пропели.
Пойду к реке рассвет встречать.
Не спится мне, а в тишине
Стучат часы: «Тик-так, тик-так!».
Я что-то сделала не так.
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так…
Мне не вернуть тебя никак…
А мне бы быть чуть-чуть умнее,
А, может быть, чуть-чуть слабее?
Я не смогла себя сломать,
А нужно, иногда, прощать.
Тик-так, тик-так… теперь другая
Тебя любимым называет,
Другой приносит мне цветы…
Теперь чужие – я и ты.
Тик-так, тик-так… Часы, года…
Расстались глупо. Навсегда.
А любимые лица увиделись мне
В очертаниях туч, в лёгких выплесках света…
В вечереющем небе, в земной полутьме,
В грусти дальнего леса, в сонном мареве лета,
Пересиленной яви удавленный крик,
Кинолентой фрагменты мой взгляд ослепляют,
Возвращает природа любимых на миг
И уснувшие чувства вулканом вскипают.
Вижу всполохи глаз, в них родное тепло
Не коснуться его, не согреться от сказок
Но рисует природа губы, брови, чело
В сочетаниях чувств и фантазии красок.
Это чувство и мысль. Перехлёста разряд,
Явь и сказка, где живы все души, все лица…
Я от яви устал. Но в бессоннице взгляд
Возвращает лишь тех, кто ещё возвратится
Ночь. Фонарь.
Бессонница – звонарь:
Мысли колокОлят –
Рифмами глаголют.
Месяц. Тишь.
А ты опять не спишь.
Бесполезна мята –
Лето виновато!
Ночь. Без сна.
Как яблоко луна:
Смотрит, искушает.
Мыслью управляет.
Мыслей – рой.
Побудь ещё со мной.
Этот зной – проказник.
Ты – мой вечный праздник!
7. А ЛИВЕНЬ МЫСЛЕЙ ВСЁ ГВОЗДИТ.
Снова ночь. И до зари опять не спится –
Мыслей бесконечность всё роится.
Ливень – спорщик, хочет достучаться:
Учит, как прощать, а не прощаться.
Молча слушаю, а дождь всё причитает.
Будто молит: «Ты прости, ведь Бог прощает.
Отпусти свою любовь из плена злости!»
. Только в памяти тот дождь, где струи-гвозди.
Ливень мыслей всё гвоздИт, душа распята.
Ты, увы, с душою
Понтия Пилата.
Неуёмная хандра.
Ночь. Не спится.
Ливень льёт, как из ведра,
На столицу.
Телик мелет ерунду
О погоде –
Так вся жизнь на меледу
И уходит.
На душе коты скребут.
Беспокойно.
Жду, авось, и мне дадут
Жить достойно.
Разменяли рубль на сто
Троекратно.
И надеюсь я на что?!
Непонятно.
Заплетаю мысль в косу,
«Где и с кем я?»
И живу, как сыч в лесу,
Что за время.
В темноте луны свеча
Задрожала.
Тень, о помощи крича,
Пробежала.
Дождь прошёл. И вот уже
За окошком
Слышен вой на вираже
Неотложки.
Душною ночью не спится.
Взор устремив в темноту,
Вижу знакомые лица
Тех, кто шагнул за черту.
Жизни влечёт колесницу
Тройка крылатых коней.
Облако пыли кружится,
Нам не угнаться за ней.
Миг – и со свистом промчалась,
Глуше малиновый звон.
Невдалеке у причала
Уж поджидает Харон.
Вёсны с цветением буйным,
Лето с плодами добра,
Осень с дождём тихоструйным,
Кажется, были вчера.
Вот и зима на пороге,
Посеребрила виски,
Сердце забилось в тревоге
От неуёмной тоски.
Всё хорошо во Вселенной,
Если б разлад не большой
Меж оболочкою бренной
И молодою душой.
Зеркало правду вещает:
Вьётся морщинок узор,
Розы ланит не пленяют,
Невыразителен взор.
Некогда резвые ноги
И от ходьбы устают.
Не увлекают дороги,
Сладок домашний уют.
Только душа возражает,
Истина эта навек:
Тот, кто сдаётся, ветшает,
Скучный и злой человек.
Надо любить, восхищаться,
Чашу испить всю, до дна,
И седины не бояться –
Мудрости признак она.
Мир многокрасочен, ярок,
Будь с ним в согласье, в любви,
Годы прими как подарок
И не печалься, живи!
10. СТРАНИЦА, СТРАНИЦА… НЕ СПИТСЯ
Страница, странница…
Не спится.
Луна в ночном окне двоится,
Колеблется в тепле свечи
И дарит очертанья лицам…
На перепутье звезд искрится
Крылом иссиня-черным птица,
И вот уже почти в руке
Перо от странницы…
И мнится: все сбудется,
осуществится!
Колеблется в тепле свечи
Вязь слов моей ночной
страницы.
Ирина МАРИНОВА,
г. «Приднестровье» от 08.10.2009 г.
Поглощает ночи монолит
Времени размеренного бег.
Свет в окне единственном горит,
В темень долго смотрит человек.
Отчего-то именно к нему
Выдался бессонницы визит.
И никто не знает почему
Этот человек опять грустит.
Может, он на время занемог,
Мучается из-за пустяка.
Может, грусть сегодня — лишь предлог,
Выстрелить строкой наверняка.
А когда взорвётся небосвод
Свежестью оранжевой зари,
Человек нечаянно уснёт,
И ему приснятся снегири.
12. И ЗАКОНЧИТСЯ БЕССОННИЦА
Приговоры и награду бессонниц
Принимаю, как аванс и расплату,
Не восторги за распевами звонниц,
Не истерики канунами даты.
И упрямые атаки бессонниц
За гудящими и трудными днями
По накалу, словно сшибка двух конниц,
С их хрипящими в разбеге конями.
Не бесплодны вёрсты ночи бессонной
Не бесцельно ожидание утра,
Если небо надо мною бездонно,
Если звёзды светят ясно и мудро.
И закончится бессонница строчкой,
Отстоявшейся, прозрачной и верной,
Слогом чётким, безупречным и точным,
Гонораром за гудящие нервы.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ЖЕНСКАЯ ПЕСЕНКА. Генриетта СОЛТАНОВА
2. БЕССОННИЦА. Генриетта СОЛТАНОВА
3. БЕССОННИЦА. Александр ЗАГОРОДНИЙ, г. Рыбница.
4. БЕССОННИЦА. Тамара БАЗИЛЕВСКАЯ, г. Рыбница.
5. БЕССОННИЦА. Валерий ОВЧАРУК, г.Тирасполь.
6. ЗНОЙНАЯ БЕССОННИЦА. Натали САМОНИЙ,г.Тирасполь.
7. А ЛИВЕНЬ МЫСЛЕЙ ВСЁ ГВОЗДИТ. Натали САМОНИЙ, г.Тирасполь.
8. О ПОГОДЕ. Николай АНТОНОВ, г.Тирасполь.
9. РАЗДУМЬЕ. Жанна ЩУР, г. Рыбница.
10. СТРАНИЦА, СТРАНИЦА… НЕ СПИТСЯ. Ирина МАРИНОВА, г.Тирасполь.
11. БЕССОННИЦА. Андрей БЛИНОВ, г.Рыбница.
12. И ЗАКОНЧИТСЯ БЕССОННИЦА. Алла МЕЛЬНИЧУК, Тирасполь.
УВАЖАЕМЫЕ НАШИ ЧИТАТЕЛИ:
Под каждым стихотворением размещена ссылка (если указанный автор есть на СТИХИ.РУ):
какое произведение пришлось по душе — переходите по ссылке.
И уже на авторской странице оставляйте отклик.
источник
Бессонница Фёдор Тютчев
Анализ стихотворения Тютчева Бессонница
О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей.
Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом — а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки — карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою
жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».
Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет…
Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно
Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью
«А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют.
Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту.
Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.
Цитаты про бессонницу
Ночью, когда не можешь уснуть, тебя преодолевают страхи и грустные мысли…
А у меня ночные открытия не вызывают доверия, на то, чтобы мыслить, существует день…
А потом, наверное, ходишь злой и бросаешься на всех?)
Смотри, а то еще расстроишься, овцы могут оказаться красивыми…)
Днем думать не хочется, зато, когда приходит время сна — здравствуй тысячи мыслей…)
Комары всемогущие: они хоть и маленькие, а могут заставить не спать даже самых больших людей…)
Бессонница, видимо, в дружбе с законом подлости…)))
Так вот, почему все, кто худеет, ложатся спать в 6 вечера?)))
Хорошо, что не могла уснуть именно бабушка…
Ну, почему сразу бессовестная, днем же тебе некогда было думать, вот она и дает тебе ночью время на размышления.
Когда ты не можешь уснуть, ты начинаешь разбираться в себе.
Архангельская конницаЗатмила небеса.Бессонница, бессонница —Хоть выколи глаза!И я свою бессонницу,Как лошадь в поводу,По вымершему городуВыгуливать веду.
Поверь, мне так не хочетсяС тревогою в грудиБродить с моей бессонницейПо Млечному пути.Но что же тут поделаешь,Когда не спится ей,Бесплодной и бессмысленнойБессоннице моей.
Кто-то где-то богу молится,Кто-то где-то дрянью колется,Кто-то где-то пьяный ломитсяВ чью-то дверь в ночи.Только нам с моей бессонницейНичего уже не хочется,В потолок уставим очиИ молчим.
Любовница постылая,Бессонница моя,Не муза белокрылая,А так — галиматья.Как в одиночной камереВ плену пустых ночейЛежу в объятьях каменнойБессонницы моей.
Кормлю ее таблетками,Пою хмельным вином,Но лишь ночами редкимиЯ забываюсь сном.И снится мне околицаДалекого села,Где первая бессонницаВ постель ко мне легла.
Ещё у Ефима Амирамова есть «Бессоница»
Вновь дом мой пуст, а мне всё места мало,И на ночь снова не хватает сигарет.Ты мне вернуться скоро обещала,Я жду и жду – тебя же нет и нет.Сегодня ночь еще чернее стала,Бессонница до тошноты опять.Я с головой залез под одеяло,Чтоб ночи грусть свою не показать.Я б не посмел тебя одну оставить,Где ночь чернее траурных одежд.И где тоска слезами душу травит,И где покой не закрывает вежд.Ну почему, как век, разлука длится?О чем я в одиночестве скулю?Не лучше ли до чертиков напиться?Но черт возьми, я так давно не пью.Да, к сожаленью, я не современен.Я пережитки прошлого хвалю.Тебе одной до удивленья верен,И до смешного преданно люблю.
Статусы смешные
С рождением ребенка мамы о сне могут только мечтать…)
Ребенок знает, как правильно нужно укладывать спать..)
Сон — это отличная возможность побывать в сказке, стать олигархом или его женой…)
Спящий ребенок — это повод тоже поспать, не стирать, убирать или готовить…)
Тогда мне придется ходить на работу исключительно, чтобы поспать)))
А не станет ли это гарантией увольнения с работы?!)
Да что там лукавить, каждый день могу отдать все, кроме 10 минут сна)
Если ты не выспался — значит ты не вышел вовремя из Одноклассников или с Контакта…)))
Знаете, в моих снах жизнь куда интереснее, чем в ваших клубах…)
Здоровый и крепкий сон – это залог хорошего самочувствия и приподнятого настроения. Для того, чтобы выспаться, нужно лечь спать вечером, а не глубокой ночью.
Архангельская конницаЗатмила небеса.Бессонница, бессонница —Хоть выколи глаза!И я свою бессонницу,Как лошадь в поводу,По вымершему городуВыгуливать веду.
Поверь, мне так не хочетсяС тревогою в грудиБродить с моей бессонницейПо Млечному пути.Но что же тут поделаешь,Когда не спится ей,Бесплодной и бессмысленнойБессоннице моей.
Кто-то где-то богу молится,Кто-то где-то дрянью колется,Кто-то где-то пьяный ломитсяВ чью-то дверь в ночи.Только нам с моей бессонницейНичего уже не хочется,В потолок уставим очиИ молчим.
Любовница постылая,Бессонница моя,Не муза белокрылая,А так — галиматья.Как в одиночной камереВ плену пустых ночейЛежу в объятьях каменнойБессонницы моей.
Кормлю ее таблетками,Пою хмельным вином,Но лишь ночами редкимиЯ забываюсь сном.И снится мне околицаДалекого села,Где первая бессонницаВ постель ко мне легла.
Ещё у Ефима Амирамова есть «Бессоница»
Вновь дом мой пуст, а мне всё места мало,И на ночь снова не хватает сигарет.Ты мне вернуться скоро обещала,Я жду и жду – тебя же нет и нет.Сегодня ночь еще чернее стала,Бессонница до тошноты опять.Я с головой залез под одеяло,Чтоб ночи грусть свою не показать.Я б не посмел тебя одну оставить,Где ночь чернее траурных одежд.И где тоска слезами душу травит,И где покой не закрывает вежд.Ну почему, как век, разлука длится?О чем я в одиночестве скулю?Не лучше ли до чертиков напиться?Но черт возьми, я так давно не пью.Да, к сожаленью, я не современен.Я пережитки прошлого хвалю.Тебе одной до удивленья верен,И до смешного преданно люблю.
источник
Федор Тютчев — Бессонница: Стих
Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!
Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!
Анализ стихотворения «Бессонница» Тютчева
Федор Иванович Тютчев в произведении «Бессонница» рассуждает о метафизических предметах в духе немецкой романтической традиции.
Стихотворение написано в 1829 году. Автору его исполнилось 26 лет, он женат, счастливый отец, служит в Германии. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой (во 2 строфе) рифмовкой. Стихотворение состоит из 6 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам поэт. Впрочем, на его месте может быть любой человек. Именно поэтому Ф. Тютчев употребляет местоимение «мы», а не «я». Восклицания, риторический вопрос и многоточие подчеркивают взволнованность поэта. Невольный холодок бежит по спине современного читателя, ведь «томительная ночи повесть» для автора этих строк уже закончена. Поэт не описывает ночь, собственную комнату, какие-то личные житейские переживания. Он обращается к потаенному страху человека: язык для всех чужой и внятный. Бой часов, такой мирный, может быть и грозным, и безжалостным. Уходящее время не только покрывает забвением прошлое, но и напоминает — «как совесть» — о сделанных ошибках, преступлениях. «Среди всемирного молчанья» ночи «наша жизнь стоит пред нами, как призрак».
В 3 строфе почти отчаяние: мы природой покинуты на нас самих. В эту минуту он даже теряет веру в бессмертие души, ищет защиты не у Бога, а у природы, которая ему не отвечает. «Рок» — по античным представлениям, неотвратимая судьба. Это слово он пишет с прописной буквы. А вот слово «смерть» не названо впрямую. Не картины, а звуки – главные в этом стихотворении: язык, стенанье, глас, металла голос. Поэт на новом уровне словно обыгрывает старинный народный жанр плача. «Друзья, наше время давно забвеньем занесло!» Даже «новое, младое племя» способно понять предостережение поэта. Ведь Ф. Тютчев в эту пору и сам еще молодой человек. Мучимый бессонницей, он вдруг вглядывается в темноту ночи, где его ожидает конец. Лексика возвышенная, местами напоминает классическую оду, есть индивидуально-авторский эпитет: пророчески-прощальный. Среди прочих эпитетов: неотразимый, осиротелый, однообразный, сумрачной, погребальный. Соединение метафоры и олицетворения: металла голос (бой часов) оплакивает нас. Сравнения: как призрак, как совесть.
Ф. Тютчев передал в журнал «Галатея», издававшийся в Москве, свою «Бессонницу». Поэт сумел вдохнуть в старые образы новую жизнь, вызвать отклик в сердцах читателей любого века.
источник
Источник