Кто из героев произведения смутный сон видел в киеве на горах

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ

Часть 2.Смутный сон князя Святослава

В этой статье мы поговорим об очередном «темном» месте Слова о полку Игореве – о смутном сне киевского князя Святослава, используя восстановленный церковнославянский текст, а для сравнения и лучшего понимания содержания сна, используем текст «Слова» под редакцией академика Д.С Лихачева.( М. Детская литература, 1972 г.)

Сон князя Святослава является одним из интереснейших эпизодов Слова о полку Игореве. Во-первых, он отражает ярчайшую палитру русского бытия древней Руси – элементов национальных традиций и духовно-религиозной культуры русского общества 12-13 веков. Во- вторых, содержание сна, подборка образов сновидений, является очередным доказательством литературного гения автора, которому удалось две исторические битвы с половцами, во времени разделенные столетием, оживить в нескольких часах смутного ночного сна. От битвы хана-оборотня Боняка с венгерским королем Коломаном на реке Сан в 1097 году, до битвы князя Игоря с половцами на реке «каяле» в 1185 году, которая стала возможной благодаря действиям другого хана-оборотня – Кончака. Две битвы две эпохи, которые едва ли не в деталях повторяют друг друга.

Многие исследователи пытались разгадать этот смутный сон, но до настоящего времени он так и остается смутным и не разгаданным. Сделаем попытку восполнить этот пробел. Будем по возможности опираться на точность перевода церковнославянского текста.

Смутный сон князя Святослава состоит как бы из двух частей. Одна – это сон первой половины ночи, когда еще не улеглись тревога и суета прошедшего дня. События этого дня, расторможенные действием сна как бесовское наваждение, неуправляемо пробегают по извилинам переутомленного мозга и рождают самые невероятно страшные и фантастические видения. Например, ритуал собственного погребения.

Другая половина сна – это более тонкая форма сновидений, назовем ее пророческой, как результат действия душевных сил, наступает в период, когда утомленная и притихшая плоть вместе со своим стражником – умом, несколько ослабляет оковы души. Тогда душа, тихо радуясь свободе, незаметно покидает свою темницу и устремляется в мир божественного пространства, где нет ни прошлого, ни будущего, ни настоящего. Где один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день. Душа наблюдает, считывает и запоминает череду событий божественного информационного пространства во всем своем многообразии, отбирает то, что необходимо и, как верная рабыня, возвращаясь в свою темницу, свидетельствует увиденное.

Но бывает и так, когда оба действия совмещаются друг с другом. Тогда по-настоящему образуется смутный и страшный сон, пронизывающий все существо человека. По всей вероятности, такой сон и приснился князю Свтославу.
Так что же увидел первопрестольный Киевский князь Святослав, «отец всех князей», в своем смутном сне? Для начала прочтем первую часть сна, самого известного и популярного перевода Д.С.Лихачева:

«Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевали меня,- говорит,- черным покрывалом на кровати тисовой; черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали из пустых колчанов поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь и нежили меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом. (Д.С. Лихачев, М., Детская литература, 1972 г.)

Что тут скажешь, настоящий смутный сон, только в таком сне можно увидеть, как из пустых колчанов сыплется крупный жемчуг и это могут сделать только поганые иноземцы. Все просто и понятно. Для полного усвоения сути сна приведем текст, яко бы древнерусский Мусин-Пушкинского издания, с которого сделан этот перевод:

«Святъслав мутен сонъ виде въ Киеве на горах. «Си ночь съ вечера одевахутъ мя, – рече, – чръною паполомою на кроваты тисове; чръпахут ми синее вино, съ трудомъ смешено; сыпахутъ ми тъщими тулы поганых тльковинъ великий женчугъ на лоно и негуютъ мя. Уже дъски без кнеса в моем тереме златоврсемъ».

Теперь читаем оригинал церковнославянского текста с той лишь разницей, что в русском варианте текста мы не можем отобразить титло:

«Святъславъ мутен сонъ виде въ Киеве на горах: сыновщъ съ вечера одевахуть мя рече, чрною паполомою на колаты тесове. чрпахуть ми синевино съ трудомъ смешено. пыхахуть ми тщани тулаи поганых тлковинъ велика женчужа ми въ лоно и неговавшу мя. уже дъскы безъ Кнеза въ моем тереме златоврсемъ.»

На первый взгляд, читателю непосвященному в тонкостях церковно славянского языка кажется, что никакой собственно разницы между первым и вторым текстом нет. Но это только на первый взгляд и только кажется. На самом деле разница есть и разница эта принципиально огромная. Особенно она будет ощутима, когда мы перейдем к переводу церковнославянского текста.

Итак, начинаем с объяснения слов, озвученных на церковнославянском языке оригинала: «сыновщъ; сыновща» – подобный сыну, как бы сын, но не сын. На современном русском языке это слово как бы приобретает значение «племянники» – сыны родного брата.

«Черная паполома» – погребальное покрывало, плащаница, которой покрывают тело усопшего, либо полагают на нее тело для дальнейшего омовения. В каждой местности может быть свой ритуал. Следующая пара слов «колата тесова» представляет особый интерес и требует отдельного подробного объяснения.

Слово «колата» в церковнославянском языке имеет несколько форм написания, но значение его от этого не изменяется: колата – колать – колода – домовина. Другими словами речь идет об одном и том же, более понятном для нас – домовине, гробе, вытесанном в стволе огромного дерева, либо в камне для более знатных персон. (Древлеправославный обычай хоронить усопших в тесаной деревянной колоде сохранился и доныне в древлеправославных (старообрядческих) общинах Сибири и Алтая). Итак, князь Святослав увидел свое тело, лежащее на помосте поверху открытой тесаной колоды (гроба, саркофага) с тем, чтобы драгоценные благовония которыми его умащали стекали непосредственно в лоно гроба.

Для умащения тела усопшего, особенно знатного, как например первопрестольный князь, готовились особые дорогие благовония – масть на основе вина, масла, смирны и других драгоценных пахучих смол. Все это в достаточном количестве возливается на тело покойного и растирается (негуется). В Русской Древлеправославной церкви и до настоящего времени сохранен обычай, при чине погребения возливать на тело усопшего елей (масло).

Теперь самое интересное – что за елей приготовили племянники дяде своему Святославу и чем поливали его? (« черпахуть ми синевино съ трудомъ смешено».) Что «черпахуть» – черпают, это понятно, но с чем смешено?

В церковнославянском языке словосочетание «синевино» не требует особого пояснения. Однозначно, это вино, привезенное из-за синего моря, то есть, вино заморское (надо полагать было редкое и дорогое). Другое же слово «труд» (с трудом смешено) понятие более объемное и требует отдельного разъяснения.

В церковнославянском значении слово «труд», «трудный» далеко не синоним слову «работа», «работать». Чаще всего в церковнославянских текстах мы встречаем слово «труд» в значении «мучение», «битва», «сражение кровопролитное», «трудные раны» – тяжелые, кровавые раны, полученные в бою от удара колюще-рубящем оружием. «Трудный подвиг» – подвиг в сражении; «трудные повести» – рассказы, повествования устные, либо письменные о кровавых сражениях.

Представим себе древнерусского воина в сражении или в бою, когда с утра до вечера в его руках 1,5 килограммовый меч, на теле толстенная рубаха из льняной или шерстяной ткани, а сверху надета кольчуга весом от 7 до 10 и более кг.? А если жарко, поле безводное? Тогда во время битвы тело обливается и потом, и кровью от полученных ран, а личина шлема (тулия) вместо защиты лица становится бременем, тяжелеет. Получается, что «труд», это не только само сражение, битва, но прежде всего – кровь и пот.

Вот какой состав «елея» черпали и возливали племянники Игорь и Всеволод на тело своего дяди князя Святослава. (На самом деле, в это время дружины Игоря и Всеволода вели непрерывный трехдневный бой с объединенным половецким войском!). Все тут было в изобилии – и крови, и пота.

Слово «пыхахуть» приведено в значении «пхают», напихивают старательно, сверх всякой потребности. Слово «тщани» как раз и означает – «старательность», «усердие». Далее очень интересное слово «тулаи», наречие явно тюркского происхождения. В «Словаре» говоров уральских (яицких) казаков Н.М. Малеча (Оренбургское книжное издательство, 2003 г. том 4. с.282) приводит объяснение аналогичного слова – «тулаем», что означает: 1. Гурьбой, скопом… 2. Оптом, все целиком, сразу и 3. Кучей, в кучу…

Таким образом, автор «Слова» выражением: «пыхахуть ми тщани тулаи поганых тлковин», показывает нам не процесс высыпания из пустых колчанов «крупного жемчуга» на грудь князя Свтослава, а толпу, скопище «поганых тлковин», которые усердно напихивают в лоно (недра) князя «велика (много) женчужа».

Слова «поганый», «поганого», «поганые» многократно встречаются в тексте «Слова», все эти слова относятся к половцам в смысле «нехристей», «басурманей», внуков агарянских (потомков Агари – служанки, которая родила от Авраама сына Измаила, родоначальника арабов).

Именно эпизод сна, когда «тулаи», (скопище, толпа) «поганых тлковинъ», усердно напихивает в недра (полость живота) князя Святослава «велика женчужа» и «негует» (растирает) его тело благовонным мирром, больше всего возмущают князя, ибо мы должны помнить, что князь был достойный, благочестивый и убеленный сединой правоверный христианин.

Кто же эти «тлковины»? В церковнославянских текстах слово «тлковин»(тлковина, с титлой над буквой «л») редко, но встречается, однако прямого толкования этого слова нами найдено не было. Нет разъяснения этого слова и в «Словаре Симеона». Многие склонны считать, что «тлковин» это толмач, переводчик одного языка на другой, от слова «толковать», разъяснять. Похоже, но не убеждает.

Скорее всего, слово «тлковин» характеризует человека знающего, толкового, профессионала своего дела, будь то воин, наемник или знаток языков, погребальная свита или жрицы любви, наложницы. А если они половецкие, «поганые», «нехристи» да еще втирают в пах почтенному старцу благовония, ну кто сможет удержать себя от великого возмущения.

А возмущение князя Святослава было велико и искренно. Оно выразилось короткой, но очень емкой фразой: «уже дъскы безъ Кнеза въ моем тереме златоверсемъ!» Церковнославянское слово «дъска» означает «стол», а «дъскы» – застолья! Увидев во сне столь вопиющее безобразие, князь Святослав не мог не воскликнуть с великой досадой и сожалением: «Уже застолья без князя в моем тереме златоверхом!» Видимо князь любил обильные веселые застолья. Вспомним: «тут теперь немцы и венецианцы, тут теперь греки и морава: слава Святославу! – поют, князя Игоря клянут…». Какое мастерство Автора! Одним коротким предложением в несколько слов, дается исчерпывающий психологический портрет князя Святослава.

Сочетание слов «велика женчужа» – много женчужа, также совершенно не означает, что речь идет о перламутровых камушках, выпотрошенных из морских раковин. Хотя логика в этом есть – перламутровые драгоценные камушки, выпотрошенные из недр морских ракушек, напихиваются в недра другого обладателя. Ну, а если термин «женчуж» в то далекое время был равнозначен драгоценному благовонному мирро или еще более дорогому бальзамическому составу? Тогда мы должны говорить о процессе бальзамировании тела. (Например, драгоценный бальзамический состав – «женчуж», с помощью какой либо ткани или пакли, напихивается в освобожденную от внутренних органов полость тела.)
Окончательный ответ на этот вопрос лежит в области археологической науки. Если науке известны случаи находок древних захоронений великих князей с множеством жемчуга, то имеет место говорить о некоем древнем (тэнгрианском) языческом ритуале древней русской Степи. Если же таких фактов нет, то мы вправе говорить только о христианском обряде погребения с возливанием благовоний и бальзамированием тела, но только руками «поганых», половецких наложниц, а не благочестивых христианок. Скорее всего, это объясняется тем, что на Руси не было толковых мастеров, знающих древние рецепты бальзамирования, поэтому князья, если они еще и великие, могли себе позволить пригласить подобных мастеров из половецких степей.

Что делать, в смутном, страшном сне сплетаются в клубок самые противоречивые и невероятные события.
Мы подробно разобрали значение каждого слова оригинала церковнославянского текста, остается только одно – прочитать его в целом на современном русском языке.

Итак: «Святослав смутный сон видел в Киеве на горах: «Племянники с вечера одевают меня, – говорит, – черною плащаницею на колоде тесаной, черпают мне заморское вино с кровью и потом смешанное, пихает мне усердно толпа половецких толковин много женчужа в мои недра и умащают меня. Уже застолья без князя в моем тереме златоверхом!»

Часть 3. (Смутный сон князя Святослава. Продолжение)

Г.М.Горьков г. Оренбург декабрь 2014 г.

Внимание авторов!

В своих трудах при толковании «непонятных», «темных слов», приведенных в нашей статье «Слово о полку Игореве в свете новых открытий», ссылки на статью и автора обязательны.

Источник

Тест по “Слову о полку Игореве”

B1

Укажите время создания «Слова о полку Игореве».

Ответ: 

B2

Образ какого певца-поэта рисует автор во вступлении своего произведения?

Ответ: 

ВЗ

Какое историческое событие лежит в основе сюжета «Слова о полку Игореве»?

Ответ: 

B4

Какое явление природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?

Ответ: 

B5

Чем окончился первый бой русских с половцами?

Ответ: 

B6

Кто из героев произведения «смутный сон видел в Киеве на горах»?

Ответ: 

B7

К какому жанру, тесно связанному с устной народной поэзией, относится приведенный фрагмент литературного памятника?
Но восходит солнце в небеси –
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!

Ответ: 

B8

Какой художественный троп использует Автор в данном фрагменте?
Не сороки во поле стрекочут,
Не вороны кличут у Донца – 
Кони половецкие топочут,
Гзак с Кончаком ищут беглеца. 
(Перевод Заболоцкого)

Ответ: 

B9

Какое средство художественной выразительности, характерное для русского фольклора, встречается в тексте «Слова о полку Игореве»: «чистое поле», «серые волки», «острые мечи», «синее море», «чёрный ворон», «красные девы» и другие?

Ответ: 

B10

Назовите художественный троп, основанный на уподоблении одних предметов или явлений другим, который использует Автор в данном фрагменте.
Тот Боян, исполнен дивных сил, 
Приступая к вещему напеву, 
Серым волком по полю кружил, 
Как орел, под облаком парил, 
Растекался мыслию по древу.

Ответ: 

B11

Под каким названием известен лирический фрагмент, включённый Автором в эпическое повествование о воинском походе?

Ответ: 

Текст 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Гзак бежит серым волком,

а Кончак ему путь указывает к Дону великому.

На другой день спозаранок

кровавые зори свет возвещают;

черные тучи с моря идут,

хотят прикрыть четыре солнца,

а в них трепещут синие молнии.

Быть грому великому,

Пойти дождю стрелами с Дона великого!

Тут копьям изломиться,

тут саблям побиться

о шлемы половецкие

на реке на Каяле,

у Дона великого! О Русская земля! уже ты за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона,

и от моря, и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

а храбрые русичи перегородили червлеными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Стоишь ты в самом бою,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными!

Куда, тур, поскачешь,

своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калеными шлемы аварские

тобою, ярый тур Всеволод! («Слово о полку Игореве», перевод Д. С.Лихачева)

В1. Какое из двух сражений — первое, увенчавшееся победой русичей, или второе, закончившееся поражением войска Игоря, – изображено в данном фрагменте?

В2. Назовите героя «Слова…», произнесшего речь о разобщенности русских князей, опасность которой подтвердил поход князя Игоря.

В3. Какая риторическая фигура, неоднократно встречающаяся во фрагменте текста, использована автором для усиления эмоционального восприятия?

Пойти дождю стрелами с Дона великого!

О Русская земля! уже ты за холмом!

В4. Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова о полку Игореве» создает художественный образ Русской земли: «Кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает…»?

В5. Назовите художественный прием, позволивший автору «Слова о полку Игорсве» наделять явления природы или неодушевленные предметы чертами живых существ: «тучи идут», «стяги говорят» и т.д.

В6. Укажите название средства художественной изобразительности, которое использует автор «Слова о полку Игореве», уподобляя половецкого хана Гзака зверю: «Гзак бежит серым волком…».

В7. Как называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в «Слове о полку Игореве»: «сабли каленые», «мечи булатные»?

С1. Как описания природы помогают автору «Слова…» передать настроение сражения?

С2. В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте.)

Образ Ярославны.

Русская литература славится образами прекрасных женщин. Это и Татьяна Ларина, и Маша Миронова, и Наташа Ростова. Но первой в этом перечне я бы поставила образ Ярославны,  героини  произведения «Слово о полку Игореве».

Автор ничего не рассказывает о молодой княгине из Путивля, он только в третьей части приводит её плач. 

Бедная женщина плачет на городской стене, не зная, что случилось с любимым в далеких краях, хочет обернуться кукушкой, полететь к реке скорби Каяле, отыскать там могучее тело мужа и омыть его кровавые раны.

На второй день, рано утром, Ярославна вновь на стене крепости. Плача, она с отчаянием обращается к ветру, упрекая в том, что он « в ковылях на век развеял» ее веселье.

 На третье утро княгиня молодая, рыдая на городской стене, обращается к могучему Днепру, просит его сохранить мужа « на дальней стороне», «чтобы жив вернулся он» в родной дом.

 На следующий день она адресует свои рыдания всесильному Солнцу. Печаль женщины настолько сильна, что она упрекает светило в том, что оно «войско князя удалое жаркими  лучами обожгло». Кажется, нет уже веры в спасение любимого.

 Но это не так! Русская женщина всегда отличалась верой и стойкостью. Так и Ярославна уверена, что ее обращения к силам природы не будут напрасными. Не случайно вторая глава третьей части произведения начинается с описания того, как силы природы и «сам Господь» помогают князю Игорю.

 Таким образом, Ярославна, верная и преданная, любящая и страдающая, на века стала символом всех русских женщин.

Образ автора.

Образ автора в “Слове о полку Игореве” «Слово о полку Игореве», на мой взгляд, можно назвать самым ярким произведением, поскольку в нем поднимаются самые острые вопросы нравственности и морали, тем самым утверждается мысль о бесценности этого памятника древнерусской литературы.      Автор «Слова…» обеспокоен политической раздробленностью страны, когда каждое княжество существует словно само по себе. И именно к решению этой проблемы призывает он.      Автор, по моему мнению, не только рассказывает о походе Игоря на половцев, но и дает собственную оценку данным событиям. Этот человек очень любит родную землю, и именно эта любовь заставляет его говорить о единстве Руси. Ему очень больно осознавать, что вместо того, чтобы поддерживать друг друга, князья враждуют между собой:      Сказал брат брату:      «Это мое, и то мое же»      И стали князья про малое      «Это великое» говорить,      И сами на себя крамолу ковать.      Автор произведения не может принять такое отношение князей к действительности и прекрасно понимает, что такая жизненная позиция может привести к краху. Нет никаких сомнений, что человек, написавший это произведение–настоящий патриот. Для него Родина не только русская природа, города, но и, конечно же, народ, занимающийся мирным трудом. Автор призывает князей к прекращению междоусобиц:      Ярослава все внуки и Всеслава,      Склоните стяги свои,      Вложите в ножны свои мечи поврежденные,      Ибо лишились вы славы дедов.      Именно эти слова, по моему, являются ключевыми для понимания смысла всего произведения. Автор «Слова…» как никто другой понимает важность объединения русских княжеств в единое целое, сильное и несгибаемое государство.      Меня часто волнует вопрос, так кто же он –автор «Слова о полку Игореве»? Он мог быть монахом, ибо в те времена именно монахи были людьми образованными. А может быть, он один из приближенных Игоря? Отсюда и точность в описаниях, и детальность в изображении сражений. Автором также мог бы стать какой-либо государственный деятель, прекрасно знающий истинное положение дел в русском государстве… Но, вчитываясь в произведение, я убеждаюсь в сотый раз, что этот человек был в первую очередь патриотом, любящим родную землю.

Образ русской земли.

Свой призыв к единению автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является не какой-либо из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове», он очерчен автором легко и свободно. «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую». Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь «стана не знаема», синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина… а из городов — Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов… — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность родной земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях:
Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие «Слова», охватываются невероятной быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава…
Такой же грандиозностью отличался пейзаж «Слова», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами «кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…»
Для автора «Слова» Русь — это не только «земля» в прямом смысле слова, ее природа и города, это, в первую очередь, народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих погибших мужей; скорбь всего русского народа о гибели Игоревой дружины и радость его после возвращения князя на родину. Повествуя о событиях, автор часто обращается к истории Руси, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно делая экскурсы в историю, вспоминая века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «старого Владимира». Образ страдающей родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской. А также автор возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту:
Образ Русской земли — существенная часть «Слова» как призыва к ее защите от внешних врагов. Постоянным лейтмотивом звучат слова: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это и предостережение автора о грозящей опасности дружине Игоревой, и напоминание, патриотический призыв беречь родную землю.
«Слово о полку Игореве» — произведение поразительно стройное и цельное. Художественная форма его очень точно соответствует идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению основной мысли — объединение Руси. Автор гениально раскрыл причину поражения отважных князей Игоря и Всеволода и их доблестной дружины, пошедших на объединившихся половцев «за славой», но открывших ворота врагам на Русь:

ОБРАЗ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

В этом произведении большое место выделено для описания предзнаменований природы.В самом начале похода Игорь взглянул на солнце — его не было. Воинов Игоря покрывала темнота: тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: «оно тьмою воинов его прикрыло». По вычислениям метеорологов, действительно в 1185 г. было солнечное затмение, но не над этим местом. Войско Игоря покрывала лишь тень затмения. Это не испугало воинов. Если бы они были в полосе затмения, поход бы не состоялся. За Игорем не пошли бы воины.Игорь выступает в поход, и снова солнце закрывает ему путь темнотой, проснулись звери и птицы: «Солнце ему тьмою путь заграждало, ночь стонами грозы птиц пробудила, свист звериный поднялся…»Войско Игоря терпит поражение, и поражению русичей сочувствует природа: «Никнет трава от жалости, а древо с тоской к земле приклонилось».Когда Игорь попал в плен, его жена Ярославна просит о защите Игоря силы природы, она молит их о помощи: «Возлелей, господин, моего ладу ко мне». Она просит солнце, Днепр и другие стихии приютить, спасти и сохранить Игоря. Еще она просит помочь ему бежать из плена.Как бы по просьбе Ярославны Игорь бежит из плена, а бог указывает ему путь через природные приметы: «Прыснуло море к полуночи, идут смерчи тучами».Во время разговора с рекой Донцом птицы берегут Игоря от разных опасностей: «Ты стерег его гоголем на воде, чайками на струях, чернядями на ветрах».За Игорем скачет погоня, но природа, птицы не помогают Кончаку и Гзаку: «Тогда вороны не граяли, галки примолкли, сороки не стрекотали…»Игорь возвращается на родину, солнце светло и радо: «Солнце светится на небе…» Природа все время сочувствует русским и предупреждает их все время об опасности. Природа дает им понять, что их поход обречен на неудачу.Я думаю, рассказчик специально уделяет такое место описанию предзнаменований. По-моему, без них не было бы такого впечатления от чтения текста. Не было бы ощущения, что все против похода Игоря, но в конце концов все рады его возвращению.

С2. Как автор «Слова…» относится к своему герою и в каких ещё произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?

Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведёт свои войска в поход, обречённый на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: “Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование”.

Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой — показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом. Не случайно и в портрете Долохова соединены контрастные черты: “прекрасные” и “наглые” глаза.

Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.

Тест по «Слову о полку Игореве»

1.       В основе произведения:

А) историческая реальность; Б) художественный вымысел;   В) фантастика.

2. Известно, что город, в котором историк граф А.И. Мусин-Пушкин обнаружил список «Слова о полку Игореве», – это:

А) Москва;   Б) Ярославль;  В) Петербург.

3. Фраза «свои вещие персты на живые струны воскладал» содержит:

А) аллегорию;  Б) антитезу;  В) метафору.

4. Произведение относится:

А) к эпосу;  Б) к лироэпосу;  В) к лирике.

5. Называя Бояна вещим, автор подчеркивает его:

А) мудрость и прозорливость; Б) информированность;  В) известность.

6. Поход князя Игоря – это:

А) политически и исторически важное событие;

Б) заурядное, ничего не решающее событие;     В) одно из событий XII века.

7. Пафос произведения:

А) лирический;  Б) патриотический;  В) героический.

8. Князь Игорь перед походом говорит, что хочет «копье преломить на границе поля половецкого». Эта фраза означает:

А) начать битву с половцами;  Б) оставить врагов без оружия; В)Отстоять границы родины.

9. Значение «смутного» сна Святослава:

А) он предупреждает Святослава о поражении войск Игоря;

Б) все детали сна предупреждают Святослава о скорой его болезни;

В) сон предвосхищает радостные события.

10. Две битвы войска князя Игоря представлены автором по принципу:

А) антитезы; Б) аллегории;  В) сравнения.

11. В предложении: «А Игорь-князь … вскочил на б о р з о г о коня и соскочил с него с е р ы м волком» – автор использовал:

А) эпитеты;  Б) постоянные эпитеты;  В) оксюморон.

12. В предложении: «Встала обида в войсках Даждьбожа внука, вступила девой на Землю Трояню, восплескала крылами на синем море у Дона…» – упоминается славянский бог, который был:

А) воплощением солнца;  Б) покровителем и родоначальником славян;

В) верховным богом славян.

13. В строках:

Долго ночь меркнет.

Заря снег уронила… –

автор прибегает:

А) к аллегории;  Б) к сравнению;  В) к олицетворению.

14. Идейный центр произведения:

А) плач Ярославны;  Б) «золотое» слово Святослава;

В) две битвы дружины князя Игоря.

15. Главная тема произведения:

А) единение и укрепление границ Руси;   Б) ответственность за совершаемые деяния;

В) мужество и героизм русских воинов.

16. Композиция «Слова о полку Игореве»:

А) трехчастная; Б) двухчастная;  В) четырехчастная.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

а

б

в

б

а

в

б

а

а

а

б

б

в

б

а

а

Тест по «Слову о полку Игореве»

1.Слово..» написано

А) 12 в  Б)  11 в  В) 16 в Г)17в

2. «Слово..» посвящено

А)походу против  Турции

Б)походу против половцев

В)походу против Франции

Г)походу против кочевников

3.Главная тема произведения

А)единение перед лицом внешней опасности

Б)героизм князей

В)героизм Игоря

Г)патриотизм народа

4.Главный герой  «Слова..»

А)Игорь Б)Святослав   В)Князья  Г)Русь

5.Поход Игоря состоялся

А) в конце апреля – начале мая 1185 г

Б) в конце апреля – начале мая 1285 г

В)в мае 1185

Г)В мае 1655

6.В каком веке открыто  «Слово..» А.И. Мусиным-Пушкиным

А)15   Б)14 В)18  Г) 19

7. Сколько частей в «Слове..»

А)3   Б)4  В)2  Г)5

Источник