Кто автор строк заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.
Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.
Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.
В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.
Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.
Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.
- Следующий стих → Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане
- Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Тучи
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Сергей Есенин — Пороша на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Знаковым произведением периода раннего творчества Сергея Есенина считается стихотворение «Пороша», написанное поэтом в возрасте 18 лет. В 1914 году первые стихи автора только начинают публиковаться, до Олимпа славы ещё далеко, но уже видна рука мастера и каждая новая работа – это вклад в копилку новых читателей.
В данном анализе блог Stihirus24 раскроет композицию, тему и жанр стихотворения, а также уделит внимание средствам художественной выразительности, которые использовал в произведении Есенин.
Константиново против Москвы
В 1914 году Есенин переезжает в Москву, которая является полным антиподом его малой родины, села Константиново. В душе поэта есть место грусти, он скучает по рязанским просторам и тишине русской глубинки.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
В стихотворении автор противопоставляет тишину деревни шуму города, а простор губернии тесноте Москвы. В Константиново:
В Москве перекрёстки и суета улиц. На малой Родине лишь:
В столице вечный гул огромного города, суета и практически броуновское движение.
Природа в Москве вычеркнута напрочь из картины жизни, её нет вовсе, что сурово для человека, привыкшего к простору полей. С помощью стихотворения «Пороша» автор пытается хотя бы виртуально переместиться домой и скинуть с себя бремя городского обывателя.
Тема и композиция
Основная тема стихотворения – это выражения любви к природе и малой Родине, тому месту, где ты родился и дорос от пелёнок до человека. Эти места имеют особое значения, там дорога каждая травинка, каждый кустик, каждое деревце. Пусть сейчас они и далеко в физическом плане, но они совсем рядом в сердце и не теряют ценности.
Есенин уверен, что в тяжёлые минуты бытия именно любовь к малой Родине придаст ему сил, в часы смятения и печали автору строк ничем не поможет московская суета, разве что, на время даст возможность забыться банальный, как пробка, московский кабак.
Композиция построена из четырёх строф, в каждой из которых открывается своя тема, но все они связаны единой нитью любви к природе и Родине. Сначала лирический герой едет верхом на коне по родным местам и описывает увиденное:
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Затем внимание уделяется зимнему лесу, который
Дремлет … под сказку сна.
Третья строфа отдана на откуп образу сосны, её Есенин в лице лирического героя сравнивает со старушкой, а заканчивается стих описанием простора российской глубинки:
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Стихотворение является хорошим примером пейзажной лирики, написанной четырёхстопным хореем при перекрёстной рифмовке (звоны – снегу – вороны – лугу). Рифмы мужские и женские.
В качестве средств выразительности в стихе использованы:
- Сравнения (словно белою косынкой).
- Олицетворения (дремлет лес, вороны раскричались).
- Просторечья (оперлася, повязалася)
- Метафоры (стелет шаль, заколдован невидимкой).
- Эпитеты (серые вороны, белою косынкой и пр.).
С их помощью удаётся передать образ зимнего леса и простор российской глубинки даже из сдавленной судорогами улиц Москвы. Стих легко читается в школе, быстро заучивается и вдвойне рекомендован к прочтению жителям мегаполисов, которым не довелось в реале увидеть красоту турецкого пляжа русской природы.
Текст
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
1914 год
Слушаем стих
Источник
*SPACE*
Искусственный Интеллект
(247415)
10 лет назад
«Пороша» . Лирический герой видит прекрасное в самом обычном; природа для него живая: вьюга злится, зима поёт, аукает, тоскуют облака, пташки похожи на малых ребятушек, весна-красавица.
Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.
Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс.
В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры.
Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”.
Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…
,,,,
Стихотворение С. Есенина «Пороша» .
Цели: 1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией) .
Ход урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина «Пороша» . Ребята, вы понимаете слово «пороша» ? (На доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка, снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега) .
Пороша – снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным ковром.
Первичный синтез
Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в этом стихотворении? (Учитель выразительно читает стихотворение наизусть) .
Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем) .
Анализ
Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое, сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует) .
Найдите в тексте сказочные образы.
Ребята, а как вы будете читать это стихотворение? (Спокойно, неторопливо, задумчиво и в конце быстро) .
Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса, ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость ворон) .
Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н] , [м] , [з] , [с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку индивидуально и хором) .
Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись) .
Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией.
Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный сияющий лес. Удивиться сосне – она подвязалась белой косынкой и похожа на человека) .
Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина предстает перед вами? Что мы должны передать голосом? (Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному) .
* Машута *
Профи
(629)
10 лет назад
Сергей Есенин
Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
1914 год
Все правельно, зайка.
Рада Корниенко
Профи
(701)
4 года назад
Стихотворение было написано поэтом в 1914 году, является одним из популярнейших лирических стихов Есенина.
Есенин так ярко описывает зимний пейзаж, что всё это тебе представляется, как- будто ты сам едешь по зимней дороге. В этом стихотворении есть олицетворение. сосну Есенин сравнивает со старушкой, но строками ,, А над самою макушкой
Долбит дятел на суку. ,,показывает, что не всё в сосне так мертво.
В этом стихотворении нет предисловия. Нет в нём и концовки, кажется, что дальше ещё будет продолжение.
Дарья Коновалова
Ученик
(143)
4 года назад
Стихотворение было написано поэтом в 1914 году, является одним из популярнейших лирических стихов Есенина.
Есенин так ярко описывает зимний пейзаж, что всё это тебе представляется, как- будто ты сам едешь по зимней дороге.
Ангелина Бобырь
Знаток
(278)
4 года назад
Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества – тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. В ходе анализа стихотворения, мы попробуем разобраться не только с внешним планом изображения, но и с внутренним смыслом произведения.
и там дальше))))
Актан Жолборс
Ученик
(195)
4 года назад
Акцентологический уровень
Стихотворение «Пороша» относится к ранней лирике Сергея Есенина. Это – яркий образец пейзажной лирики.
Размер стихотворения – четырехстопный хорей. Выбранный размер придает тексту музыкальность и напевность.
Стихотворение написано сочетанием женской (звоны – вороны) и мужской (снегу – лугу) рифм.
Фонетический уровень
Во втором четверостишии встречается повторение согласного звука «с» — пример аллитерации: «Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под сказку сна, / Словно белою косынкой / Подвязалася сосна».
В начале третьей строфы повторяется гласный звук «а» — пример ассонанса: «Понагнулась, как старушка, / Оперлася на клюку».
Лексический уровень
В стихотворении использован прием синекдохи («под копытом на снегу» — имеется в виду не одно копыто, а оба; упоминание части вместо целого), во второй строфе – два развернутых олицетворения. Продолжением второго олицетворения про сосну служат две первых строки третьего четверостишия. В заключительной строфе использованы метафора («стелет шаль») и сравнение («дорога убегает лентой вдаль»).
Синтаксический уровень
Конец строк не означает конец предложения. Например, в первой строке сразу два предложения: «Еду. Тихо». Много переносов предложения из строки в строку (фр. Enjambement).
Лексико-синтаксический уровень
Можно говорить о кольцевой композиции с градацией (нагнетением): в начале стихотворения лирический герой «едет», в конце – «скачет».
Идейный уровень
Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения. Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.
Юляшка Бочкина
Знаток
(251)
3 года назад
Стихотворение было написано поэтом в 1914 году, является одним из популярнейших лирических стихов Есенина.
Есенин так ярко описывает зимний пейзаж, что всё это тебе представляется, как- будто ты сам едешь по зимней дороге.
Александр Skill
Знаток
(281)
3 года назад
Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.
Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства. Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.
«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота. Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.
Неудивительно, что Есенин мог часами любоваться природой, черпая в ней не только вдохновение, но и душевное равновесие. За возможность услышать «звоны под копытом на снегу» он готов был отказаться от любых благ цивилизации, богемного общества и славы. И именно стихи о родной природе принесли Есенину известность, так как каждый, кто их слышал, мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.
Ina Mnatsakanyan
Знаток
(267)
5 месяцев назад
«Пороша» . Лирический герой видит прекрасное в самом обычном; природа для него живая: вьюга злится, зима поёт, аукает, тоскуют облака, пташки похожи на малых ребятушек, весна-красавица.
Стихотворение “Пороша” начинается с описания зимней дороги.
Основной мотив: снова падает снег, скачет конь, бесконечная дорога убегает вдаль лентой. Но это не обычный ямщицкий романс.
В нем отсутствует и ямщик и седок, их заменяет поэт, которому важнее всего погрузится в природу. Все исключительно просто, как будто списано с натуры.
Достаточно было миновать деревенское поле, где расшумелись серые вороны, и перед взором поэта возникает лес, дорога, в зимнюю стужу “…словно белой косынкой подвязалася сосна”.
Сосна возле лесной дороги похожа на старуху – согнулась и идет себе вдоль расхлябанной колеи, не торопится…
,,,,
Стихотворение С. Есенина «Пороша» .
Цели: 1. Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдение над звукописью, звукоподражанием (аллитерацией) .
Ход урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением С. Есенина «Пороша» . Ребята, вы понимаете слово «пороша» ? (На доске записаны слова: буран, вьюга, метель, поземка, снегопад, пороша. Дети рассказывают, как они представляют себе эти явления природы, связанные с движением снега) .
Пороша – снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно, прямо опускаются на землю, покрывая ее ровным ковром.
Первичный синтез
Послушайте внимательно и скажите, какое настроение автора в этом стихотворении? (Учитель выразительно читает стихотворение наизусть) .
Ребята, как вы думаете, в какой ситуации могли возникнуть у поэта такие строки? (Вероятно, он был в пути. Есенин ехал в санях. Шел снег. Поэт любовался пейзажем, дорога была длинной, скучной и С. Есенин представлял в зимнем лесу сказочные образы, навеянные увиденным пейзажем) .
Анализ
Какое настроение у поэта? (Настроение вновь невеселое, сонное, мечтательное, скучное, но грусть отражена великолепием пейзажа. Он любуется, фантазирует) .
Найдите в тексте сказочные образы.
Ребята, а как вы будете читать это стихотворение? (Спокойно, неторопливо, задумчиво и в конце быстро) .
Разберем отдельно каждый куплет. Первый куплет. Какую картину вы представляете, читая эти слова С. Есенина? Что нам надо подчеркнуть, читая этот столбик? (Тишину леса, ритм скачки, коня, звонкость цокота копыт и крикливость ворон) .
Как цоканье копыт коня можно передать с помощью текста? (С акцентом на сонорных и свистящих согласных [н] , [м] , [з] , [с] в словах звоны, на снегу. Перечитывают строку индивидуально и хором) .
Шум, поднятый воронами? (С акцентом на звуке [р] в словах серые вороны, расшумелись) .
Ребята, а вы знаете, как этот прием называется? Звуковые повторы однородных согласных звуков называется аллитерацией.
Какие эмоции вызывают у вас картины во втором куплете? Что вы должны передать голосом? (Показать, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Передать настроение поэта, очарованного лесом, показать, как тих заколдованный сияющий лес. Удивиться сосне – она подвязалась белой косынкой и похожа на человека) .
Какие образы возникают в третьем куплете? Какая картина предстает перед вами? Что мы должны передать голосом? (Удивиться тому, что сосна похожа на старушку, пожалеть ее. Показать голосом, как дятел долбит ствол дерева, показать переход от задумчивого состояния к активному) .
Источник