Кристиан бейл фильм про бессонницу
Есть фильмы, которые воспринимаются как личные открытия . Интерес к ним возникает буквально с пары слов из аннотации и не угасает, даже если проходят годы прежде, чем его увидишь. Один из таких фильмов я пересмотрел на днях – «Машинист» Брэда Андерсона (2004). Не стану скрывать: этот фильм является одним из любимых. И чтобы понять почему, я решил написать эту рецензию.
Я – не большой специалист в жанрах, но определение этого фильма в триллеры мне кажется нелепым. Особенно если учесть название, которое следовало бы перевести как «Слесарь» или «Рабочий станка». Я бы обозначил его как фильм о травме, причем едва ли не эталонный.
Некоторая предсказуемость сюжета и однозначность финала в данном случае являются достоинствами, потому что отчетливо делают акцент на внутреннем мире. Многим сложно отказаться от фантазии, что мир плохой, но остальным это позволяет лучше погрузиться в мир героя. Градус внутреннего накала здесь повышается медленно, и финал поражает скорее тем, что предъявляет обыденный случай, а не грандиозную Вещь, лежащую в основе загадки.
Итак, фильм «Машинист» – это история о простом работяге Треворе Резнике, которого уже год мучает бессонница без всякой явной на то причины. Однако то, что причина есть, и в некотором смысле известна герою, становится ясно уже с первых минут. Даже без начальных кадров, забегающих вперед сюжета, нельзя не заметить навязчивое желание Тревора отмыться. И даже точнее – отбелить себя, т.к. герой все время моет руки и что-то чистит отбеливателем.
Это история о вине, причем, о ее глубинном смысле – недаром в фильме можно найти отсылки сразу к трем книгам Достоевского («Идиот», «Преступление и наказание» и «Двойник»). Однако вина героя отнюдь не в простой случайности аварии, но и в том, что он испугался, предал свое первое побуждение (выскочить, помочь, повиниться) и убежал. Булгаков утверждал, что самый страшный грех именно трусость – трусость, ведущая к подлости и предательству. Почему же герой предает себя? Да потому что он себя не знает.
И ведь Тревору Резнику больше не в чем себя упрекнуть – это в общем хороший человек, отзывчивый, добрый, даже справедливый. Но в том-то и дело, что «в общем»: до аварии Резник – это никто, человек живущий «как все». Он скорее еще не человек, а заготовка, которую нужно обработать, и в роли фрезы, снимающей все лишнее, выступает вина. Вина открывает герою доступ в субъективное измерение, которое до аварии лишь потенциал. Надо заметить Кристиан Бейл отлично играет этот фрагмент: Резник издает какой-то беспомощный детский крик, когда сбивает мальчишку, и затем его лицо принимает растерянный вид как у ребенка, который не знает что положено делать в данной ситуации.
Тема вины как фактора «необходимого взросления» подтверждается финалом: фильм не заканчивается ни на вспоминании травмы (после чего становится всё ясно), ни на покаянии (когда герой, наконец, получает прощение в виде сна). После его засыпания мы еще некоторое время видим фрагмент, как Резник уносится с места аварии – в эти секунды он рождается как субъект. Это поистине тонкий момент, когда в вине и бегстве уже заложена будущая возможность прощения и свободы, т.е. становления самим собой.
Само прорастание свободы и прощения из неведения в фильме показано блестяще. Время для Тревора Резника застыло и стало пространством травмы, наполненным знаковыми вещами. Именно этими вещами измеряется время и логика фильма – в лучших традициях Дэвида Линча. Однако в отличие от фильмов Линча, всегда оставляющих мистическую недосказанность, в «Машинисте» как в идеальном романе (по Борхесу) в конце концов каждая деталь обретает связь и смысл.
Как отмечал сам Борхес мировосприятие в таком произведении, строго говоря, магическое, т.к. здесь всё связано со всем и исключаются любые случайности – это в самом деле весьма похоже на мир травмы, ведь здесь «имена – не произвольные знаки, а жизненно важная часть того, что они обозначают».
Именно поэтому ключом к раскрытию собственной тайны становится игра в виселицу – это игра в угадывание слова. В данном случае одного слова, которое является ответом на незаданный вопрос. По правилам игры, если ты не успел угадать все буквы, а загадавший дорисовал фигурку на виселице, то считается, что ты проиграл. Но в финале фильма «повешенный» герой воспринимает это как награду – и дорисовывает фигуру сам.
Любопытно, что задающим этот вопрос, является та важная часть личности, которая помнит, за что и была вытеснена. И для Тревора альтер эго выступает в качестве инфернального злодея, однако без него герой не прошел бы свой путь – тот путь, что есть даже у маленькой вины («И у маленькой вины большой путь…» говорит Резник в кафе Марии). Причем, отношения героя с двойником, хотя и принимают форму паранойи по большому счету остаются диалогом с самим собой: Тревор уверен, что есть некое знание, объясняющее ситуацию (заговор), для этого он пытается «прочитать» Айвена. Но все что Тревор узнает об Айвене – это и есть то, что он скрывал от себя. Тревор Резник и есть (или был?) безответственный и самодовольный тип, не привыкший думать (станок явно к этому не располагает) и однажды ставший убийцей.
Вот здесь герою и нужна бессонница. Я думаю, было бы не совсем верным трактовать бессонницу лишь как отсутствие покоя в силу нечистой совести или даже как средство для самоистощения вплоть до галлюцинаций. Конечно, бессонница (и видимо подразумеваемая анорексия) героя – это форма самоумерщвления, в основе которой не страх наказания или смерти, а страх жизни – точнее, ее беспокоящего избытка. То есть Резник как бы пытается парализовать себя, чтобы сдержать внутреннее упорное стремление признаться и покаяться. Но суть как раз в том, что психический опыт бессонницы дает еще один эффект.
Кристиан Бейл довольно неплохо выразил этот опыт в одном из интервью: «Поневоле становишься одиночкой, потому что у тебя нет воли или сил общаться с друзьями. Перестаешь нервничать, волноваться. Сердце бьется медленнее, у тебя нет желания двигаться. Становишься интеллектуалом, абсолютным интеллектуалом. Обнаруживаешь, что можешь развлекаться, часами ничего не делая». Резник не просто проделывает некоторую «внутреннюю работу» самопознания в этом состоянии, он также отрубает себя от социума – от навязчивых интересов, желаний, людей и разговоров, которые как раз отвлекали бы его от главного.
Итог такого разрыва с внешним неприятен, но необходим (чтобы стать субъектом): его память как обесточенный холодильник источает смрад, который уже нельзя игнорировать. Ему нужно было обесточить себя – и это сделала бессонница.В целом же фильм удивителен двумя главными вещами, лежащими в сюжете и в названии. Что касается сюжета, то на фоне современных реалий крайне неожиданно, что автор сюжета верит в Человека – в то, что он нацелен найти Истину о себе любой ценой, даже если для этого приходится пройти сквозь кошмар.
При этом речь не идет о каком-то врожденном «влечении к знанию», напротив, речь идет о той странной черте характера, столь присущей героям Достоевского – расчесывать и вскрывать свои раны, – черты, для которой нет никаких объективных причин. Это вера в субъекта, способного брать ответственность за все, что случается с ним даже против его воли. Если сравнить с другими похожими фильмами, то обнаружится, что чаще психическая реальность изображается лишь как бегство от реалий и бегство от Истины (например, «Солярис», «Помни» или «Остров проклятых», а в некотором смысле также «Начало» и «Малхолланд драйв»). В связи с этим название фильма бросает дополнительный смысл на саму логику поиска Истины. Машинист (оператор станка) – не столько тот, кто управляет, а скорее подчиняется принципам работы машины. И этот поиск Истины действительно носит скорее характер слепого влечения, а не субъективных усилий.
Психическая реальность – это не только буфер, делающий выносимым реальность, но также условие безусловного различения и принятия реальности человеком. В конечном счете, почему еще человек всегда знает, что совершен проступок и пусть и бессознательно, но жаждет наказания?
Достоевский, как известно, верил в то, что примирение с собой (некоторым, но не всем) может дать покаяние и вера. Финал «Машиниста» тоже намекает на некоторое умиротворение, но не стоит питать излишних иллюзий на сей счет. По моему мнению, вина не снимается раскаянием, однако сожаление и совесть позволяют жить дальше. Если прежде травма – это тупик, вечное возвращение к тому же самому, то скорбь – это «жизнь с этим», т.е. принятая сделанная своей травма. Однако Тревор Резник совершил Поступок, а после него человек никогда не бывает прежним. И кто знает, быть может, этот новый Тревор простит прежнего? Одно лишь известно более-менее точно: он будет спать и видеть сны. Пусть это будут даже кошмары, но это все же сны, от которых есть куда проснуться.
Источник
El Maquinista (2004, Испания, Франция, Великобритания, США), IMDb: 7.7
© Canal+
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
Предоставлено пользователем: Елена П.
1 час 37 минут
Дата выхода в мире
9 февраля 2004
Мистический триллер с Кристианом Бейлом в роли фабричного рабочего
Фабричный рабочий Тревор Резник (Бейл), который не может уснуть уже год и оттого похож на живого мертвеца, начинает замечать вокруг себя странности, которых не видит больше никто. Атмосферный триллер в душных серо-зеленых тонах манит конспирологическими далями и экзистенциальными глубинами, но в итоге скатывает в тоскливое двухбуквенное морализаторство.
Актеры
Режиссер фильма «Машинист»
Рецензия «Афиши»
7
Дни и ночи Тревора Резника (Бейл) окрашены в один и тот же цвет, муторный серо-зеленый цвет отчаяния и сырого цемента, и Тревор давно не пытается различать их между собой. Отстояв две смены у станка, он едет через весь город к тусклой стекляшке аэровокзала, где на белых часах в зале ожидания всегда полвторого, а официантка (Санчес-Гийон) сочувствует ему и наливает кофе. Кофе, между тем, последнее, что ему нужно. Тревор и без кофе не спит уже год ни у себя дома, где на прикроватной тумбочке примостился роман «Идиот», ни в объятиях сердобольной проститутки (Ли), которая в его расписании значится сразу после аэровокзала, и на чьих простынях он всякий раз сворачивается страшным костлявым эмбрионом — прячет лицо в ладонях, но глаз сомкнуть не может.
Ничто не способно долго существовать в условиях абсолютной реальности, не лишившись при том рассудка, даже жаворонкам и луговым собачкам время от времени бывает необходимо забыться. Это простое правило (и по совместительству — первые строки классического макабра Ширли Джексон «Призрак дома на холме») «Машинист» подает в чудовищных анатомических подробностях. Артист Бейл — лощеный герой «Бэтмена» и «Американского психопата», супермен со сфинксовыми скулами и литым торсом звезды нацистского порно — посредством какой-то изуверской диеты (состоявшей, как пишут, из яблок и сигарет) превратил себя в ходячий страх, старожила лагеря смерти. В сущности, он играет не человека, которому больно, а саму боль, не безумца, а воплощенное безумие, каким его рисовали Блейк и Альфред Кубин — с обнаженными позвонками, вывернутыми суставами и глазами, которых вроде бы и нет, но которые тем не менее глядят. Бейл тут так хорош, что фильм в конечном счете не держит его, как человеческое тело не держит рвущегося наружу Чужого.
Пересказать «Преступление и наказание» языком занимательной психиатрии — это, наверно, была не самая дурацкая идея на свете, но если с самоедством и сумасшествием в «Машинисте» все более чем хорошо, то торжество достоевской искупительной морали в финале кажется издевкой. Одного взгляда на жуткие бейловы ребра и ключицы, на его провалившийся бухенвальдовский профиль довольно, чтоб понять: человек очень прочно обжился в своем персональном аду. Такие не засыпают в конце фильма ни святочным сном исправившегося Раскольникова, ни даже смертным — как Пачино в конце нолановской «Бессонницы». Если их мучениям и суждено кончиться, то как-то по-другому. Вот например: дверь выбили, но никакого Родиона Романовича не было.
Лучшие отзывы о фильме «Машинист»
9
Идея фильма гениальна, в отличие от ее воплощения. Сегодня существует не одна картина с похожей идеей, только сами ситуации, которые раскрывают перед зрителем всю иронию, у каждого фильма разные.
Как правило, подобные кинокартины делятся на 3 части – когда начинают происходить странные вещи, паника и затем уже режиссер раскрывает перед зрителем тайну, которая повлекла за собой все происшествия из начала фильма. Т.е. зритель уже знает, что самое интересное будет в начале фильма – и конце. Так вот этот фильм – единственный, на котором я не выдержал и перемотал в конец, чтобы узнать, что происходит с главным героем.
В фильме много лишнего и множество затянутых моментов, под которые хорошо спать – никак не следить за ходом событий.
Все же меня кое-что поразило – это внешний вид Бэйла. Пока не зашел в и-нет и не увидел доказательства того, что он действительно так похудел для фильма, я отказывался верить, что это не спецэффекты.
Поэтому, за фильм у меня будет 2 оценки – 10 за идею и концовку, и 5 за воплощение идеи.
9
Классный кионактер всегда остается самим собой. Я считаю, актерское мастерство состоит в том, чтобы кем-то быть. Актеру, который играет, место в театре. В кино надо стоять и смотреть, или идти, куда скажет режиссер. Фехтование, акробатика, сценическая речь – это все баловство. Максимум нужно уметь выразительно щуриться.
Есть известная шутка, или не шутка, про актрис, которые для роли толстеют (Зельвегер), худеют (Калягин?) отращивают носы (Кидман), и получают за это оскар. То есть, актриса, которая пошла на такое, будет лезть из кожи вон, чтобы жертва не пропала даром, и сыграет-таки хорошо. Актерский подвиг, ха. Так думал я до недавнего времени.
Кристиан Бейл похудел до 52 кило. Он выглядит как toasted shit.
И главное, оно того стоило. Это совершенное, как кубик рубика, который в конце собирается, кино. Мрачное, сине-зеленое, все цвета заявлены заранее, история ведет сама себя по кругу, каждая деталь на месте, каждый эпизод – неизбежен, каждый герой, каждый диалог необходим.
Одним Андерсеном больше, ура (уже есть Пол Томас, Уэс, Рой (две С) и Дабл ю Эс)
Кстати, не поверите, этот же Бейл в 13 лет сыграл у Грамматикова в фильме “Мио, мой Мио” героя по имени Jum-jum.
9
Человеческий разум – сложная, непостижимая и одновременно удивительно хрупкая штука. Открытия, изобретения, философия, искусство – все эти великие, непостижимые, не укладывающиеся в голове вещи появляются из неприглядной черепной коробки. Бессонница, паранойя, галлююцинации, шизофрения – все это тоже живет в нашем разуме, разъедая его изнутри. Какие же демоны мучают Тревора Резника – совершенно обычного, тихого и болезненного работника токарного станка?
Сложно представить себе более убедительный фильм о безумии и более убедительного главного героя. Он вызывает жалость и одновременно какой-то почти суеверный страх – в этом практически невесомом, истаявшем теле живут страдание, отчаяние и… что-то еще, с чем уж точно никому не пожелаешь столкнуться.
9
Фильм великолепен. Вся эта нагнетаемая атмосфера жути и непонимания, странные события вокруг странно похудевшего Кристиана Бейла, один тощий вид которого нагоняет уже достаточно жути – это просто шикарно.
Ну и потом, не знаю, как остальные зрители, а лично мне вообще не удалось предположить, за что и почему с главным героем такое происходит.
Бейл играет великолепно. И метаморфозы его просто поражают, конечно.
Словом, прекрасное, тонкое, умное кино, достойное того, чтобы его смотреть и пересматривать.
7
Смотрел и думал о похожести на паранойю героя из “Бойцовского клуба”. Думал, что у этого Резника тоже будет раздвоение личности, или потеря памяти, или ему всё это снится. Да уж, от бессонницы никто не умирал, но с ума сходили – это факт. Поэтому вполне объяснимо, что наш герой видит вещи, которые другие не видят и страдает от своих галлюцинаций (или это не галлюцинации?). А может это у него просто из-за одиночества?
Вообще фильм снят очень здорово. Погружает в себя и затягивает. Пытаясь отделить ложь от правды, факты от иллюзий, ассоциируешь себя с главным героем. Разгадка является как пробуждение от сна (или как засыпание).
10 фильмов-головоломок, которые заставят напрячь извилины
May 20 2020
48 фильмов с неожиданным концом
April 18 2019
Что смотреть на новогодних праздниках: дома с детьми
January 5 2021
Какие русские фильмы будут спасать новогодний прокат 2020/2021?
January 2 2021
Источник
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
«Машинист» – испанский драматический триллер Брэда Андерсона («Счастливые случаи», «Тревожный вызов») с Кристианом Бэйлом в главной роли. Фильм получился очень атмосферным: каждая сцена пропитана небывалым напряжением, кадры с невероятной быстротой сменяются один другим, подобно перемежающимся страшным картинам из сна и реальности героя. Бессонница и хроническая усталость могут превратить человека в опасного для общества неврастеника, а его жизнь в сущий ад.
Параноидальный Тревор Резник, станочник, вот уже год страдает от бессонницы, к тому же настолько исхудал, что стал похож на обтянутый кожей скелет. Вследствие недосыпания герой уже год совершенно не может отличить безумный сон от не менее устрашающей реальности: одно перетекает в другое, образуя бесконечный кошмарный круг, из которого нет выхода. В последнее время пересечение фантазии и реальности стало слишком опасным и необходимо срочно найти какой-то выход.
Всем ценителям психологических картин, пронизанных тревожной атмосферой, рекомендуем смотреть онлайн «Машинист».
Тревор Резник живет в небольшой квартирке, при этом работает станочником на заводе и никак не может уснуть уже на протяжении года. Его тело находится в действительно плачевном состоянии, он исхудал почти до состояния скелета, и половина того, что происходит вокруг парня, просто не проникает в его сознание. Зато мир иллюзий проник в него и пропитал насквозь. Он уже не знает, где реальность, а где выдумка, так как все сплелось в его сознании в единый клубок непонимания и боли.
Тревор оставляет себе записки с напоминаниями, например, что-то купить или заплатить за квартиру, но спустя несколько часов забывает об этом, и странные надписи ставят его в тупик – может, его преследует кто-то невидимый? Состояние его усугубляется с каждым днем. На работе происходит ЧП, его напарник теряет руку, и никто больше не хочет работать с пугающим парнем, напоминающим персонаж из фильма ужаса. Он видит сварщика по фамилии Айван, но никто больше не знает о его существовании.
Отправившись погулять с девушкой и ее сынишкой Николасом, он не знал, что у того эпилепсия, и когда случается припадок в комнате страха, он видит ужасающие картины с расчлененным детским трупом. На самом деле парнишка просто спит и с ним все в порядке. Только через время, когда он дошел почти до точки, к нему неожиданно возвращается память – он сбил на дороге мальчишку, еще тогда, в прошлой жизни. Раздавил его и, испугавшись, уехал. Его подсознание и больная совесть сотворили с ним чудовищную шутку, и Тревор Резник сдается полиции, рассказав все о наезде и о погибшем ребенке.
Источник