Крик петушиный нам только снится

Новогодний вечер. Фонтанный Дом. К автору вместо того, кого ждали, приходят тени из тринадцатого года под видом ряженых. Белый зеркальный зал. Лирическое отступление – «Гость из будущего». Маскарад. Поэт. Призрак.
Я зажгла заветные свечи,
Чтобы этот светился вечер,
И с тобой, ко мне не пришедшим,
Сорок первый встречаю год.
Но…
Господняя сила с нами!
В хрустале утонуло пламя,
«И вино, как отрава, жжет» [7]Отчего мои пальцы словно в крови\И вино, как отрава жжет?\ «Новогодняя баллада», 1923 – примечание А. Ахматовой.
Это всплески жесткой беседы,
Когда все воскресают бреды,
А часы все еще не бьют…
Нету меры моей тревоге,
Я сама, как тень на пороге,
Стерегу последний уют.
И я слышу звонок протяжный,
И я чувствую холод влажный,
Каменею, стыну, горю…
И как будто припомнив что-то,
Повернувшись вполоборота,
Тихим голосом говорю:
«Вы ошиблись: Венеция дожей –
Это рядом… Но маски в прихожей
И плащи, и жезлы, и венцы
Вам сегодня придется оставить.
Вас я вздумала нынче прославить,
Новогодние сорванцы!»
Этот Фаустом, тот Дон-Жуаном,
Дапертутто [8]Дапертутто – псевдоним Всеволода Мейерхольда. (Прим. ред.), Иоканааном [9]Иоканаан – святой Иоанн Креститель. (Прим. ред.),
Самый скромный – северным
Гланом,
Иль убийцею Дорианом,
И все шепчут своим дианам
Твердо выученный урок.
А для них расступились стены,
Вспыхнул свет, завыли сирены
И, как купол, вспух потолок.
Я не то что боюсь огласки…
Что мне Гамлетовы подвязки,
Что мне вихрь Саломеиной пляски,
Что мне поступь Железной маски,
Я еще пожелезней тех…
И чья очередь испугаться,
Отшатнуться, отпрянуть, сдаться
И замаливать давний грех?
Ясно все:
Не ко мне, так к кому [10]Три «к» выражают замешательство автора. – примечание А. Ахматовой. же?
Не для них здесь готовился ужин,
И не им со мной по пути.
Хвост запрятал под фалды фрака…
Как он хром и изящен…
Однако
Я надеюсь. Владыку Мрака
Вы не смели сюда ввести?
Маска это, череп, лицо ли –
Выражение злобной боли,
Что лишь Гойя смел передать.
Общий баловень и насмешник,
Перед ним самый смрадный грешник –
Воплощенная благодать…
Веселиться – так веселиться,
Только как же могло случиться,
Что одна я из них жива?
Завтра утро меня разбудит,
И никто меня не осудит,
И в лицо мне смеяться будет
Заоконная синева.
Но мне страшно: войду сама я,
Кружевную шаль не снимая,
Улыбнусь всем и замолчу.
С той, какою была когда-то
В ожерелье черных агатов
До долины Иосафата [11]Долина Иосафата – предполагаемое место Страшного Суда. (Прим. ред.)
Снова встретиться не хочу…
Не последние ль близки сроки?…
Я забыла ваши уроки,
Краснобаи и лжепророки! –
Но меня не забыли вы.
Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет –
Страшный праздник мертвой листвы.
Б Звук шагов, тех, которых нету,
Е По сияющему паркету
Л И сигары синий дымок.
Ы И во всех зеркалах отразился
Й Человек, что не появился
И проникнуть в тот зал не мог.
З Он не лучше других и не хуже,
Но не веет летейской стужей,
А И в руке его теплота.
Гость из Будущего! – Неужели
Он придет ко мне в самом деле,
Л Повернув налево с моста?
С детства ряженых я боялась,
Мне всегда почему-то казалось,
Что какая-то лишняя тень
Среди них «без лица и названья»
Затесалась…
Откроем собранье
В новогодний торжественный день!
Ту полночную Гофманиану
Разглашать я по свету не стану
И других бы просила…
Постой,
Ты как будто не значишься в списках,
В калиострах, магах, лизисках [12]Лизиска – псевдоним императрицы Мессалины в римских притонах. (Прим. ред.), –
Полосатой наряжен верстой, –
Размалеван пестро и грубо –
Ты… ровесник Мамврийского дуба [13]Мамврийский дуб – см. Книгу Бытия. (Прим. ред.),
Вековой собеседник луны.
Не обманут притворные стоны,
Ты железные пишешь законы,
Хаммураби, ликурги, солоны [14]Хаммураби, Ликург, Солон – законодатели. (Прим. ред.)
У тебя поучиться должны.
Существо это странного нрава.
Он не ждет, чтоб подагра и слава
Впопыхах усадили его
В юбилейные пышные кресла,
А несет по цветущему вереску,
По пустыням свое торжество.
И ни в чем не повинен: ни в этом,
Ни в другом и ни в третьем…
Поэтам
Вообще не пристали грехи.
Проплясать пред Ковчегом Завета [15]Ковчег Завета – см. Библию. (Прим. ред.)
Или сгинуть!..
Да что там! Про это
Лучше их рассказали стихи.
Крик петуший нам только снится,
За окошком Нева дымится,
Ночь бездонна и длится, длится –
Петербургская чертовня…
В черном небе звезды не видно,
Гибель где-то здесь, очевидно,
Но беспечна, пряна, бесстыдна
Маскарадная болтовня…
Крик:
«Героя на авансцену!»
Не волнуйтесь: дылде на смену
Непременно выйдет сейчас
И споет о священной мести…
Что ж вы все убегаете вместе,
Словно каждый нашел по невесте,
Оставляя с глазу на глаз
Меня в сумраке с черной рамой,
Из которой глядит тот самый,
Ставший наигорчайшей драмой
И еще не оплаканный час?
Это все наплывает не сразу.
Как одну музыкальную фразу,
Слышу шепот: «Прощай! Пора!
Я оставлю тебя живою.
Но ты будешь моей вдовою.
Ты – Голубка, солнце, сестра!»
На площадке две слитые тени…
После – лестницы плоской ступени,
Вопль: «Не надо!» – и в отдаленье
Источник
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно’чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали’…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока
Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).
Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.
В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».
Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.
В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.
В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»
Источник
.
Христианская мудрость в притчах запись закреплена
13 окт в 9:00
Действия
Пожаловаться
830
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
9K
Сначала интересные
Виктор Чижевский
В который раз мне снова снится
Один и тот же страшный сон:
Глухая ночь, чужие лица.
Христа ведут в синедрион.
Показать полностью…
7
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:04
Андрей Минаев
1
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:56
Елена Бируля
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ , СЫНЕ БОЖИЙ , ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ . АМИНЬ
1
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:34
Жанна Давыдова
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:02
Марина Урусова
Слава Богу за все прости нас грешных и помилуй аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:05
Мак Сим
Аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:07
Ирина Огнева
Помилуй нас грешных
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:12
Андрей Эрдати
аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:12
Фёдор Волынкин
аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:15
Галина Сельскова
Аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:15
Нина Фатеева
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:15
Екатерина Суханова
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:18
Татьяна Павлова
Аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:19
Галина Ткаченко
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:19
Анна Фоминова-Булышева
Помилуй меня грешную ГосподиАминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:25
Елена Солдатова
Помилуй нас грешных! Аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:37
Сиро Варданович
Ամեն
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:39
Вера Алексеева
Аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:52
Галюшенька Петрова
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 9:56
Игорь Попов
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 10:02
Гурами Цаава
Аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 10:04
Наташа Ляхаскири
Аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 10:25
Ivan Andreevich
Господи Исусе Христе помилуй нас грешных Аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 11:10
Татьяна Шварева
Аминь. Слава Богу за всё!
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 12:42
Надежда Урбан
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 13:00
Наталья Латыпова
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 13:09
Саня Подольский
Прости! Аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 13:49
Людмила Киселева
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 15:38
Николай Вагнер
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 16:38
Катя Чекурскова
Аминь
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 19:07
Ольга Соколова
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя грешную и моих родных
Нравится
Показать список оценивших
13 окт в 19:33
Ольга Илларионова
Нравится
Показать список оценивших
14 окт в 9:43
Ольга Лиликина
Нравится
Показать список оценивших
14 окт в 10:46
Людмилла Керосирова
Нравится
Показать список оценивших
14 окт в 11:17
Olga Bogdanova
Аминь
Нравится
Показать список оценивших
14 окт в 11:56
Дмитрий Мазунин
Нравится
Показать список оценивших
14 окт в 12:18
Евгений Шрайнер
Нравится
Показать список оценивших
14 окт в 13:23
Владимир Зябкин
Нравится
Показать список оценивших
14 окт в 14:36
Евгений Димаков
Прости Иисус нас грешников и обнови нас по милости твоей аминь
Нравится
Показать список оценивших
14 окт в 14:59
Источник