Краткое содержание сон о белых горах виктор астафьев

Краткое содержание сон о белых горах виктор астафьев thumbnail

Скачать файл

Виктор Петрович Астафьев «Царь-рыба»

Рассказ «Сон о белых горах». Утверждение общечеловеческих моральных ценностей

Действие в рассказе происходит в тайге, тайны и загадки которой пытаются разгадать многие люди. Вот только интерес к таежным богатствам бывает разный. В рассказе мы знакомимся с двумя героями, которые резко противопоставлены по своему отношению к миру и людям. Это таежный человек Аким и  эгоистичный, возомнивший себя хозяином природы геолог  Гога Герцев.

Аким не слишком образован, мало знаком с цивилизацией, с городской жизнью, зато превосходно знает родную сибирскую тайгу, живет в тесном единении и гармонии с природой. В глухих таежных дебрях он чувствует себя как дома. Аким, по мысли писателя, является носителем подлинных морально-нравственных ценностей и в этом своем качестве противостоит многим персонажам-горожанам, рассматривающим природу только как средство удовлетворения сиюминутных материальных потребностей и не гнушающимся никакими средствами в достижении своих целей. Антиподом Акиму в главе «Сон в белых горах» является Гога Герцев. Он не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает индивидуализм, бездушие.

Гога потащил в тайгу вместе с собой влюбленную в него девушку Элю. Как подчеркивает автор, Гога — опытный и умелый таежник, ни в чем не уступающий Акиму. Тем не менее он легкомысленно увлек вместе с собой в опасное путешествие по таежной реке девушку, к жизни в суровых условиях тайги абсолютно не приспособленную. В результате складывается трагическая ситуация. Тяжело заболевшая Эля остается в охотничьей избушке, отправившийся на поиски пропитания Гога гибнет в результате несчастного случая. От верной смерти девушку спасает нашедший ее Аким. Он ухаживает за больной, как за маленьким ребенком. В главе «Сон в белых горах» примечателен образ Гоги Герцева, антипода Акима. Герцев не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает эгоцентризм, индивидуализм, бездушие.

Гибель Герцева глубоко символична. Гога мечтал поймать легендарную Царь-рыбу, а для блесны использовал медаль инвалида войны пьяницы Кирягина и хвастался: «Лучше фабричной!» Аким после этого в сердцах сказал Герцеву: «Ну ты и падаль!.. Кирьку старухи зовут Божьим человеком. Да он Божий и есть!.. Бог тебя и накажет…»

В ответ Герцев произносит фразу, поражающую своим эгоизмом и кощунством: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе Бог! А тебя я накажу — за оскорбление».

Но наказать Акима Герцев собирается в тайге, а не сейчас, он не привык к честному и открытому поединку. Аким же способен ударить человека только в честной, открытой драке. Он органически не способен обидеть другого человека, Главный герой «Царь-рыбы» следует своеобразному нравственному закону тайги, где выжить может человек, открытый с другими, честный и не пытающийся подмять под себя природу. Гога — «сам себе Бог», на поверку оказывается дьяволом, Кащеем (не случайно писатель подчеркивает, что Герцев, как сказочный злодей, «загремел об пол костями»). Он плюет на других людей и этим гордится, он готов уничтожить всякого, кто встает на его пути, уничтожить не в переносном даже, а в прямом смысле. Ведь, по сути, Гога замышляет убийство Акима, предлагая дуэль на заведомо невыгодных для того и выгодных для себя условиях. И закономерной выглядит его гибель, хотя и происшедшая в результате нелепой случайности. Это как бы Божья кара за самонадеянное приравнивание себя к Богу.

Когда Аким находит труп своего врага, он не чувствует радости. Он жалеет Герцева, который, торопясь добыть для больной спутницы рыбу, совершил роковую ошибку и захлебнулся в ледяной воде, и хоронит Гогу по-христиански.

Моральный спор между Гогой Герцевым и Акимом — это не просто спор двух слишком разных людей, он отражает столкновение бездушно-потребительского и гуманного, милосердного отношения к природе, ко всему живущему на земле». Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу. Симпатии автора, несомненно, на стороне таких людей, как Аким, Именно за Акимом остается победа в споре с Герцевым, именно ему, а не Гоге, удается добыть Царь-рыбу. Удача становится наградой за то, что он сохраняет верность общечеловеческим, христианским моральным ценностям, готов, не задумываясь, помочь ближнему и пожалеть даже врага.

Читайте также:  Закипяти бананы с корицей и выпей перед сном вот что напиток сделает с организмом

О произведении

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки.

 “Царь-рыба” (1976 год, журнал “Наш современник”) является повествованием в рассказах. Произведение посвящено взаимодействию Человека с Природой. Глава “Царь-рыба”, давшая название произведению, звучит символически. Единоборство человека с царь-рыбой имеет печальный исход.

 Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора. Симпатии автора отданы многим персонажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели рыбаков и другим. Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опасности рыбинспектор Семен и его сын Черемисин: “На фронте так не измаялся, как с вами!” Николай Петрович, брат писателя, стал кормильцем большой семьи с малых лет. Он отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он принял отеческое участие в судьбе Акима.

 Человек, наделенный разумом, должен быть, по мнению Астафьева, ответственным за продолжение жизни на земле. Но об этой ответственности забывают браконьеры, герои рассказов “Дамка”, “У золотой карги”, “Рыбак Грохотало”, «Царь-рыба».

Человек губит природу, но гибнет и сам. Для Виктора Астафьева законы природы и законы нравственности тесно и неразрывно связаны. Чужаком и лихим завоевателем пришел в лес Гога Герцев и погиб, и чуть было не погубил еще одну жизнь. Но страшнее всего постепенно поддаются развращающему влиянию философии потребительства, начинают варварски эксплуатировать природу, не понимая, что уничтожают дом в котором живут.

«Царь-рыба» написана в открытой, свободной, раскованной манере. Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных и значимых: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в «покорении» природы. Это проблема не только экологическая, но и нравственная. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку.  Сознание серьезности этой проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить природу и себя огнем бездушия и глухоты. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

Источник

Обычный мальчик Петя встречает зимой на улице девочку в ситцевом платье. Узнает, что её из слепили из снега. Прячет её в холодильнике, но ей там, видимо, скучно. Девочка сбежала к доброму и наивному пекарю, а через какое-то время стала обычной настоящей девочкой. Это – своеобразная история первой любви, несколько выдуманной, но очень чистой.

Главный герой Сергей Привалов, сын золотопромышленника, приезжает в уральский город Узел.

У местных дам появляются сразу виды на молодого холостяка. Ему же нравится Надежда Бахарева — дочь людей, у которых он воспитывался после смерти родной матери. Однако Надежда видит в нем навязанного “жениха”, ей же интересен совсем другой человек, с которым она и сходится без венчания.

А у Привалова благодаря интригам людей, заинтересованных в его заводах, сначала завязывается роман с женой одного из опекунов — Антонидой Половодовой. Затем он женится на Зосе Ляховской, взбалмошной и гордой польке, дочери другого опекуна, что на руку охотникам до его наследства (ведь если козни раскроются, Привалов не будет выступать против тестя).

Интересы самого Сергея далеки от золотых приисков: он пытается наладить мельничное дело в деревне.

В итоге Зося вместе с Половодовым сбегает от мужа за границу, что, впрочем, не расстраивает Привалова.

Он все еще любит Надежду. Та живет с маленькой дочкой, ее гражданский муж после болезни умирает.

И старик Бахарев снова надеется на союз дочери и Привалова. В конце романа его мечты сбываются: Сергей и Надежда венчаются, у них рождается сын, Бахаревы счастливы.

Мамин-Сибиряк очень ярко и точно изображает в своей книге нравы местных богачей, их безнравственность и алчность. Несмотря на счастливый конец, сюжет не вызывает эйфории: порядочные и далекие от лукавства люди, подобные Привалову, не могут уже противостоять зарождающемуся капиталистическому обществу.

С молодости люблю этот роман, и фильм, поставленный по нему в 1973 году на Свердловской киностудии, нравится точностью передачи идей Мамина-Сибиряка, соответствием экранных героев книжным образам.

Милица Эдвиновна Матье увлекалась Египтом с детства, сделала египтологию своей профессией и ее историческая повесть “День египетского мальчика” отражает это увлечение.

В повести описан день египетского мальчика по имени Сети, который начинается с момента, когда его утром будит мать. Описана школа, указаны особенности образования в Древнем Египте, например:

показано, как дети изучают чтение (иероглифы) и математику, описано несправедливое наказание, которое грозит соученику главного героя, и как друзья его спасают. Показано, чем занимается старший брат Сети – он изучает астрономию. Кстати мальчик из обеспеченной семьи, его отец грамотен, “работает” писцом в управлении полями фараона, у мальчика есть няня и его родители берут напрокат у знакомой рабыню, когда им надо наткать полотна.

Читайте также:  Рыбалка во сне к чему это

Автор детально описывает окружающую героя обстановку, одежду, архитектуру, науку, письменность.

Краткое содержание сон о белых горах виктор астафьев

Все очень подробно и атмосферно. Немного по-советски, например, проглядывает осуждение рабовладения, автор вкладывает детям мысль о том, что люди равны и рабов эксплуатировать преступно, но делаем поправку на время написания произведения, а именно 1954 год.

Джон Грин. Виноваты звёзды. Краткое содержание.

Шестнадцатилетняя Хейзел Грейс борется с раком щитовидной железы, испытывает депрессию и почти не выходит на улицу. Мать записывает её в группу поддержки больных раком, где знакомится с юношей, потерявшим из-за болезни ногу, которого зовут Огастус. Они начинают общаться.

Огастус высказывает своё недовольство концовкой книги о девушке больной раком и Хейзел с ним соглашается. Они пишут об этом автору, который, через некоторое время приглашает их приехать в Амстердам. По приезду, они отправляются в ресторан где признаются в любви друг к другу.

На следующий день, влюблённые отправляются к писателю Питеру Ван Хутеру, где узнают, что на самом деле, писатель, пьяница, а письма им писала его ассистентка, в надежде на то, что они вытащат писателя из запоя. Писатель злится на ребят и выгоняет из дома.

Хейзел и Огастус гуляют по городу, впервые целуются, отправляются в отель и проводят там незабываемую ночь.

Утром, Гас сообщает Хейзел о возвращении болезни, ему становится всё хуже и он умирает в больнице.

Писатель приезжает на похороны и просит Хейзел рассказать концовку книги, но обиженная девушка не желает его слушать.

Писатель успевает лишь передать письмо от Гаса с признанием в любви.

Вот такая романтическая и трагическая история о любви.

Это рассказ о пареньке Саше Ефремове. После школы он учился в артиллерийском училище. Саша был маленького роста, для него пришлось специально перешивать форму. На построении он был последним в своей шеренге и при расчете должен был говорить “Шестой – неполный”, что означало отсутствие пары у него.

Закончить училище парень не успел – началась война. Все училище в скором времени отправилось на фронт. Саше было поручено возить снаряды. Для этого ему были даны конь Зайчик и повозка. В лесу Саша наткнулся на немецких разведчиков. Он отстреливался, пока у него были патроны. Фашисты намеревались захватить парня в плен. Пока они шли к нему, он выпряг и отпустил коня. А когда враги приблизились, стукнул снарядом по другим, лежавшим в повозке, подорвав и снаряды, и себя, и немцев.

Вот таким оказался первый и последний бой Саши Ефремова.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 ноября 2016; проверки требуют 17 правок.

«Таёжная повесть» — фильм Владимира Фетина 1979 года. Мелодрама-притча по рассказу «Сон о белых горах» из повествования в рассказах «Царь-рыба» Виктора Астафьева.

Сюжет[править | править код]

На зиму Аким нанимается охотником-промысловиком на реку Эндэ. Добравшись до зимовья, он находит в охотничьей избушке, посреди безлюдной тайги, тяжело больную исхудавшую девушку Элю из Москвы, которая оказалась здесь, легкомысленно согласившись на предложение «вольного человека», индивидуалиста и ловеласа Георгия Герцева (Гоги) проводить её к экспедиции отца. Гога — человек, для которого не было ничего святого, — ушёл рыбачить, желая испытать на Царь-рыбу новую блесну, сделанную из боевой медали несчастного ветерана-алкоголика, которую Гога выменял у него за бутылку портвейна. И поймал-таки Царь-рыбу, да только со смертью вместе: пойманная большая рыба потянула Гогу, он поскользнулся и, ударившись затылком о камень, погиб. Аким выхаживает незваную гостью, откладывая свои охотничьи дела до её выздоровления. А Эля, как и большинство городских жителей, показывает себя неспособной к самостоятельной жизни вне цивилизации и даже капризной, хотя и старается по мере сил помогать Акиму. Им предстоит провести вместе несколько месяцев до первого вертолёта, и они понимают, что зависят друг от друга (“надо жить союзно”, говорит Аким), а их жизни тесно связаны как минимум на этот срок. Но вскоре запасы провизии оказываются уничтожены проникшей в избушку росомахой; Акиму ясно, что надвигающаяся зима принесёт сильные морозы, сильно затруднив их существование, так как на зиму зверь уходит из этих мест, а рыба зарывается в дно. Опасаясь за здоровье Эли, так как девушка всё ещё в опасности и может не выдержать полуголодной зимовки, Аким решается на рискованный шаг – уходить к людям.

Эля соглашается, доверяя Акиму. Они отправляются в путь за полсотни вёрст к рыбацкому посёлку, но людей там не оказывается. Девушка впадает в отчаяние, выплёскивая его на своего спасителя. Успокоив девушку, Аким разводит сигнальный костёр. Ему удаётся привлечь к пустующему посёлку внимание людей на пролетающем самолёте. В итоге за ними прилетает вертолёт и вывозит из глухой тайги. Эля задерживается на 7 дней в местной больнице, так как доктор запретил ехать или лететь сразу; Аким, также заболевший, лечится “таёжными способами”, по словам доктора. Перед посадкой в самолёт Аким и Эля мучительно переживают разлуку, но они – люди из разных миров: девушку в Красноярске ждёт мама и дальнейшее лечение, затем – возвращение в Москву, в институт; жизнь Акима связана с тайгой. Аким отдаёт Эле обручальное кольцо Гоги, завёрнутое в – возможно, последние – 5 рублей. Эля разворачивает подарок уже в самолёте, сквозь слёзы называя Акима по имени; Аким с земли молча смотрит вслед самолёту.

Читайте также:  Во сне уколоться иголкой до крови

В ролях[править | править код]

  • Михаил Кононов — Аким
  • Светлана Смехнова-Благоевич — Эля
  • Евгений Киндинов — Гога (Георгий Герцев)
  • Владимир Кашпур — Коряга, ветеран-алкоголик
  • Татьяна Пилецкая — мать Эли
  • Вера Титова — медсестра
  • Аркадий Трусов — врач
  • Аркадий Пышняк — пассажир самолёта

Съёмочная группа[править | править код]

  • Сценарий: Виктор Астафьев, Альбина Шульгина
  • Режиссёр: Владимир Фетин
  • Оператор: Евгений Шапиро
  • Художник: Валерий Юркевич
  • Композитор: Василий Соловьёв-Седой

Ссылки[править | править код]

  • Курейка (река)
  • Река Эндэ на схеме притоков реки Курейка
  • Подробная схема реки Курейка и прилегающих рек

Источник

Голосование за лучший ответ

Максим Пинчук

Профи

(597)

8 лет назад

“Царь-рыба” — повествование рассказов, ранее услышанных автором от самих героев. Черемисин поведал об истории приезжих браконьеров, Николай — о славной собаке Бойе, но больше всего автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этих героев повествование не ведется. Писатель художественно переплавляет их рассказы; преобладает его оценка героев, отбор фактов. Именно фигура автора-повествователя объединяет отдельные главы этого произведения, придавая им художественную целостность. Все многоголосие проблем фокусируется на этом образе, черты его ясно просматриваются в главах “Царь-рыба”, “Ухана Боганиде”, “Сон о белых горах”, где он внешне не присутствует. Слияние эпических и лирических начал придает жанру книги своеобразие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть в рассказах. Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует их противоречивое содержание. Природа не только врачует душу человека (глава “Капля”), но может быть слепа и жестока, как мы видим это, например, в главе “Поминки”. Разум и духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают ему права переступить ту “черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря”. При всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно разделить на две группы, исходя из оценок и отношения к ним автора-повествователя. Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел Егорович, Колыпа, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованы с особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено эмоциональным тоном радости, с проявлением человеческой работы и уважения к живой душе этих героев. Астафьев не приемлет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой зависти и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыбака Грохотало, что определяет и авторскую оценку этих героев, составляющих вторую группу персонажей. Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу и нравственно калечит окружающих.
Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейном содержании занимает глава “Воей”, содержащая обобщенные художественные выводы. В этой главе характеризуется личность автора-повествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные линии.
Рассказы первой части повести имеют общую идейную направленность, в них отвергается хищничество, браконьерское отношение к природе. Развитие сюжетных линий тесно связано с образом повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа “Царь-рыба”; название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному, расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с царь-рыбой. “Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная” уходит царь-рыба. Волшебной называет ее автор в конце рассказа, отрицая жестокое, потребительское использование природных богатств. Природа тоже не приемлет отношений, которые навязывают ей Утробины, Герцевы и другие.
Содержание второй части “Царь-рыбы” больше сосредоточено на нравственных, духовных проблемах человеческого бытия. На первый план выходит конфликт между Акимом и Герцевым. Писатель создает подробный внутренний портрет Акима. В главах “Ухана Боганиде”, “Поминки”, “Сон о белых горах” нет образа повествователя, сюжетная линия Акимов — Герцев тяготеет к саморазвитию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе “Сон о белых горах”, углубляются и поясняются в заключительной главе “Нет мне ответа! ”. Эта глава завершает лирическое произведение Астафьева, придает ему целостность.

Источник