Кому еще кроме раскольникова снится сон и о чем он

Кому еще кроме раскольникова снится сон и о чем он thumbnail

Еще один человек, помимо Раскольникова, видит сны.
В последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов
видит три сна – галлюцинации.
Эти сны один другого кошмарнее. “Вход” в эти сны и “выход”
из них почти стерты, и трудно, подчас невозможно
определить, когда Свидригайлов забывается,
а когда – приходит в себя.
Так и должно быть, потому что грань бытия и небытия
для него давно уже стерта”
Но переходы Свидригайлова из одного
сна в другой имеют свою внутреннюю логику:
в снах есть тема разврата, нарастающая от первого сна
к третьему.
В первом сне, где появляется мышь, тема разврата
дана лишь намёком, лишь ощущением “скользкого,
противного”
В первом сне ему мерещатся мыши:
“… вдруг как бы что-то пробежало под одеялом по руке
его и по ноге…. он встряхнул одеяло, и вдруг на
простыню выскочила мышь.
…он бросил подушку, но в одно мгновение
почувствовал, как что-то вскочило ему за пазуху…
Он нервно задрожал и проснулся”.
Образ мыши является предвестником беды,
надвигающейся катастрофы, апокалипсиса,
который должен случиться со Свидригайловым.
Мышь – это символ-воплощение души умершего,
предвестник скоропостижной кончины.
Приснившаяся, а в дальнейшем прыгнувшая за пазуху
к Свидригайлову мышь постепенно приближает героя
к неминуемой трагедии и скорой гибели.

Перейдя во второй сон, Аркадий Иванович видит
“… прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий
день, праздничный день, Троицын день”.
Герою всюду видятся цветы и травы, непременные
спутники Троицына дня.
Здесь царит жизнь и девственная чистота природы,
но стоит Свидригайлову войти в дом, как все меняется:
“посреди залы” стоит гроб, “обитый белым”, в котором лежала
“девочка, в белом тюлевом платье”.
Белый цвет здесь несет оттенок смерти и тоски.
Свидригайлов словно из пространства жизни
перемещается в пространство смерти.
Герой не видит здесь ни панихиды, ни свечей, ни толпы
людей у гроба.
Девочка из его сна – самоубийца, утопленница,
не перенесшая насилия и надругательства.
Эта галлюцинация дает отсылку к прошлому Свидригайлова,
к отголоскам слухов, которые бросают тень на его
“доброе” имя и “безупречную” репутацию.
Аркадию Ивановичу кажется, что он знает эту девочку,
что это та совращенная им четырнадцатилетняя глухонемая.

Во втором сне очень явственно проступает тема борьбы
совести Свидригайлова с его развратной стороной души.
Герой, который в своей галлюцинации не хочет лгать себе,
впервые испытывает ужас от насилия, грязи,
распутства, что в жизни доставляли ему лишь наслаждение.

Каждый следующий сон Свидригайлова все более
отвратительный, несущий в себе катастрофическое,
разрушающее воздействие на душу героя.
Перейдя в третий и последний сон, Аркадий Свидригайлов
находит в углу пятилетнюю девочку.
Свидригайлов здесь испытывает чувство страха:
“… ее губки раздвигаются в улыбку, кончики губок вздрагивают,
как бы еще сдерживаясь.
Но вот уже она совсем перестала сдерживаться; это уже смех,
явный смех; что-то нахальное, вызывающее светится в
этом не детском лице; это разврат, это лицо камелии,
нахальное лицо продажной камелии из француженок.
Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза:
они обводят его огненным и бесстыдным взглядом,
они зовут его, смеются… ”.
В этом сне Свидригайлов спасает невинную девочку,
заботится, согревает, укладывает ее спать.
В его мыслях нет никакого злого умысла, но внезапно
это маленькое существо превращается в него самого.
Детское личико приобретает выражение развратной
девицы. Пошлость и цинизм написаны на нём.
Герой осознает насколько он низок и страшен.
Настоящий кошмар овладевает им, он начинает мучиться.
Совесть подсказывает ему, что единственный выход –
это самоубийство.
*8 в ссылке

Источник

Сны персонажей,  их роль в произведении «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

План

I Особенности художественного мира романа Достоевского  

II Сны персонажей,  их роль в произведении.

1. Сны Раскольникова до убийства как отражение скрытого гуманизма героя

2. Отражение убийства в снах Раскольникова.

3. Сны Свидригайлова – подведение итога его жизни.

4. Последний сон Раскольникова

III Роль снов в произведении

        Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» стал ответом на сложившуюся в России после реформы 1861 года духовно-культурную ситуацию. Общество того времени пыталось ответить на вопрос о путях развития освобожденной личности, о свободе воли человека. С момента выхода романа в свет и до наших дней интерес к нему не угасает. Объяснение этому – в глобальности и актуальности поставленных проблем, необычайном психологическом мастерстве автора, особенностях художественного осмысления действительности.

        Своеобразие художественного восприятия мира Достоевским сказывается и в композиции произведения, и в портретах героев, их речи, цветовой гамме романа  и т.д. Важнейшим элементом художественного мира Достоевского являются сновидения персонажей. Обращение к снам героев объясняется стремлением Достоевского к психологической правдивости повествования.

        Живая и гуманная натура главного героя – Родиона Раскольникова – на протяжении романа постоянно вступает в противоречие с созданной им человеконенавистнической теорией. Но сила идеи, по мысли Достоевского, не менее велика, чем сила чувства, и способна подчинить себе  душу человека. Сны Раскольникова выступают как проявления души,   неподконтрольные порабощенному идеей  сознанию.

        Первый сон Раскольников видит еще до убийства. Герою, увидевшему себя ребенком,  снится, как мужики до смерти забивают жалкую клячу. Сцена убийства представлена в произведении с ужасающими подробностями, что должно подчеркнуть противоестественность человеческого  насилия и жестокости. Сон потрясает Раскольникова, и он решает отказаться от своего жуткого замысла. Этот сон выступает как предсказание о возможных последствиях теории Раскольникова, к которым герой пытался прислушаться. Кроме того, значение этого сна еще и в том, что он помогает нам лучше понять скрытые за рамками теории   гуманизм, доброту и искренность героя.

Второй сон Раскольников видит непосредственно перед убийством. В странных, опутавших героя грезах перед ним предстает оазис в пустыне,  отдыхающий караван, пальмы и ручей с прекрасной прохладной голубой водой, которая «…бежит  по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку». Во сне Раскольников пьет эту чудесную воду, выступающую символом чистой и свободной жизни. Но, пробуждаясь от звона часов, герой вспоминает о необходимости грядущего преступления. Этот сон также помогает лучше представить Раскольникова, его тягу к чистоте и красоте. Но все же идея оказалась сильнее души героя, и он, не прислушавшись к сновидениям, отправляется в дом процентщицы.

После совершения преступления герой находился в странном полусне-забытьи:  «Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове, но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться…». На следующий после убийства день Раскольникову привиделся кошмар об избиении квартирной хозяйки на лестнице. Стоны, крики, жалобы, множество свидетелей в этом сновидении говорят о страхе разоблачения, напоминают совершенное убийство. Даже после пробуждения герой чувствует, что «страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его». В этом видении нет мотивов раскаяния, чувствуется агрессия против хозяйки, заявившей в полицию о неуплате за комнату и энергия, еще сохранившаяся после недавнего преступления.

 Первый  четкий сон после совершения преступления возвращает героя в квартиру Алены Ивановны, где его жертва смеется, глядя на него, и из другой комнаты также доносится какое-то хихиканье. Раскольников в сновидении вновь и вновь заносит топор,  пытаясь убить старушку, «…но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота». Мне кажется, этот сон является отражением сомнений героя в итогах совершенного преступления. Смех Алены Ивановны выступает как подтверждение бессмысленности поступка Раскольникова: зла в мире не стало меньше, пользы человечество не получило, над преступником можно только посмеяться.  Но и к этому сну герой тоже не прислушивается, поскольку еще находится во власти идеи. Таки образом, этот сон помогает нам понять возникающее в душе Раскольникова раскаяние, пожалуй, даже раньше его самого.  

Это сновидение прервал новый персонаж романа – Свидригайлов, выступающий своеобразным «двойником» Раскольникова. Характеризуя Свидригайлова, Достоевский использует те же методы, что и при описании Раскольникова: фиксация малейших духовных и физических переживаний, изложение  мысленных переживаний и такое же подробное описание снов, грез и видений, перекликающихся со сновидениями главного героя.

Сновидения Свидригайлова, как и Раскольникова, тесно переплетены с явью. Достоевский показывает три видения этого героя, но они представлены как части одного большого сна.

Первый раз, заснув в гостинице, Свидригайлов видит мышь, которая шустро бегает по его постели, потом забегает ему за рубашку. Противные прикосновения выступают предвестием будущего самоубийства героя и в то же время, как мне кажется, – отражением низкой, неприятной души Свидригайлова, совершенных им в жизни поступков.

Во втором сне перед Свидригайловым предстает усыпанный цветами гроб с девочкой в белом платье. «Эта девочка была самоубийца – утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившее незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…» Этот сон выступает не как предвестие будущих бед, а как отражение уже случившегося. Душа Свидригайлова помнит об оскорблении девочки, сон здесь выступает как проявление совести.

Третий сон Свидригайлова  о том, как он идет на самоубийство,  но по дороге встречает маленькую девочку, всю в слезах, сбежавшую от сердитой матери из-за разбитой чашки. Уложивший в постель девочку Свидригайлов с изумлением и страхом вдруг увидел, как губы малышки раздвигаются в улыбке и лицо ее превращается в «лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок». Этот сон, в котором не Свидригайлов, а маленький ребенок предстает воплощением распущенности, отражает состояние души героя, в котором все нравственные ценности искажены, перевернуты, как говорится, «с ног на голову», как и в сновидении. Сон нарушает привычное для  Свидригайлова состояние циничного равнодушия и презрения к традиционным ценностям, он выбивает его из колеи: «Кошмар во всю ночь!» Во сне открывается глубинный смысл случившейся с его личностью катастрофы.

Таким образом, можно сказать, что сны Свидригайлова являются отражением его мировоззрения, помогают нам лучше понять его.  Также сновидения дают возможность осознать губительные последствия теории Раскольникова, поскольку грехи Свидригайлова, отраженные в снах,  – порождение сниженного варианта этой теории.

Особняком в романе стоит последнее сновидение Раскольникова. Автор представляет его не как описание конкретного сна, а как пересказ нескольких снов, которые привиделись герою во время лечения в больнице. Отличие этих сновидений еще и в том, что в них сам Раскольников не присутствует. Это сон о мировой катастрофе, о страшной болезни, пришедшей из Азии в Европу. Некие микроскопические существа – «трихины» –  вселяются в тела людей, овладевая их мыслями и чувствами.

Этот сон можно назвать предупреждением будущих бед. Именно после него Раскольников отказывается от своей теории и по-настоящему раскаивается в своем преступлении.

Следовательно, сны, видения и грезы персонажей как внесюжетный элемент текста несут в себе  определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания произведения. Достоевский с помощью снов Раскольникова и Свидригайлова помогает читателям лучше понять внутренний мир героев, осознать сущность их переживаний. Сон для Достоевского – незаменимый способ художественного познания человеческой личности, стремление познать и осмыслить ее с разных сторон.

Источник

Автор:
Guru
·
30.01.2018

Родион Раскольников, как известно, придумал собственную теорию, разделив людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разрешив тем самым «кровь по совести». В течение всего произведения доказывается несостоятельность этой гипотезы. Одним из выдающихся средств автора в борьбе с идеологией ненависти являются сны. Они представляют собой символы, расшифровка которых – ключ к понимаю сложного и многоярусного замысла Достоевского.

Сны Раскольникова

  • О забитой лошади. Уже первый сон главного героя показывает его истинные черты и раскрывает его способность к состраданию. Раскольников переносится в детство, видит лошадь, которую бьют кнутом озверевшие люди. Этот эпизод доказывает неоднозначность характера молодого теоретика, который, сопереживая в своём сне бедному животному, в реальности готовится к убийству человека. Данный сон становится символическим выражением мира, переполненного насилием, страданием и злом. В нем противопоставляется кабак, как олицетворение безобразного,низменного мира, и церковь, с которой у Раскольникова связаны печальные, но светлые воспоминания. Мотив спасения от ужасного мира действительности с помощью веры будет и дальше прослеживаться на протяжении всего романа.
  • Об Африке. Незадолго до рокового поступка Раскольникову привиделась во сне Африка. Он видит оазис, золотой песок и голубую воду, которая является символом очищения. Это сновидение является антитезой ужасной повседневной жизни героя. Важной деталью становится то, что Родиону снится Египет. В связи с этим во сне появляется мотив наполеонизма. Египетский поход был одним из первых, предпринятых Наполеоном. Но там императора ждала неудача: войско было поражено чумой. Так и героя ожидает не триумф воли, а разочарование в финале его собственного похода.
  • Об Илье Петровиче. После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке. Жар провоцирует еще два сновидения. Первое из них об Илье Петровиче, который избивает владелицу съемного жилища Родиона. Из него видно, что Раскольников не переносит издевательств над человеком, каким бы плохим он ни был. Также нетрудно понять, что у Родиона Романовича Раскольникова возникает страх перед формальным наказанием (законом). Этот факт находит свое олицетворение в фигуре полицейского.
  • О смеющейся старухе. Раскольников возвращается на место преступления, где содеянное им убийство почти повторяется. Разница состоит в том, что в этот раз  старуха смеялась, издеваясь над героем. Это может говорить о том, что, убивая старуху, он погубил и себя. Испугавшись, Раскольников бежит с места преступления. В этом сне Родион ощущает ужас разоблачения и стыда, который мучает его на самом деле. Кроме того, данный кошмар подтверждает то, что главный герой морально не был способен на убийство, оно было болезненно им воспринято и стало причиной его дальнейшего морального самоуничтожения.
  • Сон на каторге. Последний сон героя окончательно подтверждает несостоятельность гипотезы Родиона. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве» — убийца видит, как реализуется его замысел о «спасении» всего сущего, но на практике выглядит он ужасно. Как только благодаря софистическим умозрительным рассуждениям исчезает грань между добром и злом, люди погружаются в хаос и теряют нравственные основы, на которых зиждется общество. Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а в сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей». Таким образом,  это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование от лукового, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович  — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

  • Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
  • О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он  начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
  • О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной  женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.

Проснувшись, Аркадий  Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Значение и роль снов

Ю.Ф.Карякин, литературовед, публицист и автор работ о творчестве Достоевского, пишет следующее:

Сны у Достоевского – это обнаженная совесть, не заговоренная никакими успокоительными, славными словечками.

Таким образом, в сновидениях раскрываются истинные характеры героев, в них показано то, в чем люди боятся признаться даже самим себе.

Автор: Полина Филиппович

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Источник