Кому бог посылает бессонницу
Вы страдаете бессонницей? Безутешное состояние! Как нам избавиться от него? Как нам справиться с ним? Но только не торопитесь с «избавлением»! Ничто в жизни не бывает напрасным. И болезнь тоже. И бессонница тоже.
Вы страдаете бессонницей? Безутешное состояние! Как нам избавиться от него? Как нам справиться с ним?
Но только не торопитесь с «избавлением»! Ничто в жизни не бывает напрасным. И болезнь тоже. И бессонница тоже. Все целесообразно, все служит таинственному предназначению, из всего должно извлечь урок. Все несет нам свой дар. Было бы неумным уклоняться от этого дара, Почему не принять его? Нетерпеливый произвол — вот кто жаждет немедленно «уйти» от неприятного. Жизненная мудрость поступает наоборот: она хочет принять, и не-при-ятность тоже! А может быть, самый дорогой как раз дар неприятного… Все, что хочет высказаться, должно непременно высказаться. Вот объявляет о себе бессонница… Добро пожаловать! Только никакого страха перед ней… Иначе душа будет скована судорогой. Только не надо ее превозмогать… Иначе она будет упрямо утверждаться. Сон всегда приходит легко. Вот и мы пойдем навстречу бессоннице самой легкой поступью… И примем от нее ее дары и уроки.
У нашего произвола есть предел — это первый урок бессонницы. Никто из нас не является неограниченным властелином своей жизни. Напротив, нам приходится считаться с непреложными данностями нашего естества; мы должны приспособиться и покориться им, чтобы Божественное начало в нас вернулось к жизни, чтобы Оно в нас обрело творческое равновесие, чтобы Оно обрело покой. Если мы не сделаем этого, мы потеряем здоровье, равновесие, сон, до тех пор пока они снова не восстановятся «через себя самого». «Через себя самого» — так звучит глубокое, меткое слово Аристотеля… Ну, а теперь нам следует подождать, пока сон не наладится сам собой. Не волнуйтесь! Бессонница походит на скуку: она здесь, только чтобы отступить. Она останется лишь до тех пор, пока не окрепнет жажда сна.
Так что лучшее средство помощи сну заключается в том, чтобы не мешать бессоннице, предаться ей, испить ее как поднесенный кубок. Лучше всего забыть, что пора или даже давно пора спать; совсем не думать о своей бессоннице, о ее возможных последствиях и т.д., а чистосердечно и непосредственно отдаться содержаниям жизни, которые бесцеремонно вторгаются к нам и прогоняют сон. Пусть приходит, что хочет; пусть распутается весь клубок идей и аффектов. Остальной мир может спать. Я отдаюсь своей бессоннице и ее скрытым содержаниям, для которых у меня «нет времени» в течение дня. Я остаюсь наедине с собою…
Так бессонница приносит мне свой второй дар — способность вынести одиночество. Там, где все покинули меня; где все, уйдя в себя, забыли целый мир и меня; где я совсем один, предоставленный самому себе, лежу и уверен в том, что только я в состоянии себе помочь, — начинается необычная, отторгнутая напряженная жизнь. Эта жизнь зачастую слишком интенсивна, чтобы сделаться скучной; напротив, она часто так неожиданна и поразительна, что во мне просыпается настоящее любопытство; и зачастую так полна смысла, что я ощущаю себя в суровой школе одиночества, самостоятельности и самообладания. Ах, сколько людей на свете, которые только бессонными ночами впервые почувствовали и осознали свое душевное и духовное одиночество, только из этого, по-видимому, столь безутешного одиночества воззвали к Богу на небесах и нашли его! Потому что Он стоит ближе всех к страдающему бессонницей. Там, где жизнь кажется совершенно безутешною, сразу же появляется утешение. Там, где, казалось бы, гибнешь в своем одиночестве, легче всего находишь дорогу к Богу. А это ведь несомненно благороднейшее утешение и ценнейший дар…
А теперь — третий ценный дар бессонницы. В этом ночном бодрствовании учишься представлять себе и подслушивать скрытые смыслы собственных неосознанных и полуосознанных тайников. И не только огорчений и оскорблений бодрственного дня; но также и ошибок, грехов и ран потаенного Я — есмь. И не только их, но также и святые и исцеляющие лучи света совести. Ибо ничто так не располагает и так не предначертано для восприятия этих лучей света, как сумеречное состояние полумрака бессонницы. Там, где погас дневной свет и свет сознания, где накапливается и повышается способность воспринимать внутренние лучи и где мрачная картина повседневной жизни тоскует по новому, несказанному свету… Ах, есть так много людей, которые только в бессонные ночи пережили просветляющее благо мук совести и исцеляющее благословение раскаяния, одинокого, горького, примиряющего раскаяния! Это ли не драгоценный дар? Это ли не утешение, возникшее из безутешности? Правы ли трусливые люди, пытающиеся избежать этих даров и этого утешения и прибегающие из страха появиться утром «бледными»… к лекарствам?
Бессонница учит нас мужеству. Мужеству перед лицом природы, перед самим собой, перед своей совестью. Мужеству для пребывания в одиночестве и для воздания молитвы.
Это ее последний дар и ее лучшее утешение.
Иван Ильин. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. М., 2005.
Источник
Тяжёлое испытание
Болезнь и немощь – тяжёлое испытание. Нарушается
привычный образ жизни, становятся невозможными многие
прежние радости и утешения, приходит боль и страдание.
Преподобный Амвросий писал о тяжести болезни:
В.М. Максимов. Больной муж. 1881 г.
«В скорбях человек может
находить утешение в молитве, а в тяжкой болезни
телесной он и этого утешения лишен».
Причины болезней
Много причин у болезней. Преподобный Макарий наставлял:
«Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не
можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и
благодарение Господу, врачующему нас терпкими
наведениями!»
В своих письмах старец учил приписывать болезнь воле
Божией, хотящей человеку спасения:
«Пробегая паки письмо твоё, заметил в оном
твоё малодушие о болезнях твоих. Пишешь ты, что болезнями
посещает Господь не от любви, а наказует за грехи, а ежели
бы знала, что от любви, то лучше бы терпела. Как же не от
любви Бог тебя посещает? Ежели и самое наказание от любви
Божией происходит? Прочти в послании к Евреям в 12-й
главе: Егоже бо любит Господь наказует, биет же всякого
сына, егоже приемлет».
Преподобный
Анатолий (Зерцалов) писал о болезни как об очищении
для души:
«Что больна – не беда, грешным людям это
очищение; как ржа от огня очищает железо, так и болезнь
врачует душу…»
Преподобный
Амвросий напоминал о том, что Господь вразумляет нас
через болезни, которые посылаются к пользе душевной:
«Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе
нашей душевной, и, прежде всего, к смирению нашему и к
тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и
разсудительнее…»
Преподобный Иосиф наставлял:
«Надо Бога благодарить за болезнь, ибо ею очищаются
грехи».
Как больной может быть блаженнее здорового?
Сравнивая здорового и больного человека, преподобный
Антоний замечал, что в болезненном состоянии можно быть
блаженнее здорового:
«Если посмотреть на человека здорового, и посмотреть
на человека долговременно страждущего, и рассмотреть
состояние души одного и другого: то кого из них назвать
блаженным или окаянным – здорового или
страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз
приносили раскаяние в грехах своих пред Господом Богом и
пред духовным отцем, и приобщались Святых Таин? Между тем
здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если
случится поговеть однажды в год, то не столько из
усердия, сколько из приличия, чтоб сказать: «И я
нынче говела». А исповедь бывает
такая, – больше немая, то есть, ничего
кажется нет на душе.
Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили пред
Богом тяжких воздыханий, которые все видит и слышит
Господь. Но у здоровых совсем бывает не то; если же и они
когда вздыхают, то больше о том, когда долго не видят
кого, когда давно не имеют весточки о чём.
Вы в болезни своей нередко орошали лице своё слезами, а
здоровые люди вместо слёз сколько каждый день потратят
мыла на лице своё, чтоб было чисто, а об душе ни слова.
Вы в болезни своей очи свои часто с молитвою обращаете к
образу Христа Спасителя и к Пречистой Его Матери, а
здоровые дамы или девы вместо образа раз по сту в день
посмотрят на себя в зеркало; а помолиться хорошенько или
перекреститься как должно – некогда.
А посему вы ныне в болезненном состоянии своем блаженнее
всех здоровых, окружающих вас; а к сему ещё и вечное
блаженство на небеси приготовлено для вас от Господа Бога,
о чём во страдании своём радуйтеся вы и веселитеся, и от
всея души благодарите милосердаго Бога, что у Него для
страждущих приготовлено великое множество милости и
утешения, которые в своё время получите вы за молитвы
Богородицы».
Соборование, исповедь и Причастие
Преподобный Антоний писал:
«Апостол не говорит: «умирает ли кто из
вас?», но болит ли кто, пусть призовёт
пресвитера, и воздвигнет его Господь. Мы же, по
губительному неверию, прибегаем сперва к внешней помощи.
Когда уже нет более никакой надежды, приступаем к
приобщению и соборованию, забывая, что сказал Спаситель
слепцам, просившим у него исцеления: по вере вашей буди
вам».
И советовал:
«Советую Вам во все святые посты приобщаться
Святых Таин; а кроме сего, если когда случится
какая болезнь, то не к лекарю посылать и в аптеку, но к
иерею Божию, и просить его исповедывать и приобщить, а
потом уже к лекарю послать; ибо весьма спасительно питать
свою душу Нетленным и Святым Хлебом. Если бы случилось
человеку в тот день умереть, в который он приобщался
Святых Таин, то душу его приемлют святые Ангелы на
руки свои, чести ради приобщения, и все воздушныя
мытарства безбедно проходит».
Соборованию преподобный Антоний придавал очень большое
значение, он вспоминал, что после того, как он сам
соборовал двадцать тяжело больных человек, все они
исцелились:
«…чрез особорование мною недостойным человек
до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней
освободились. В том числе и старца отца Леонида в болезнях
его раз до пяти соборовал я, а также многих других».
Преподобный Макарий также наставлял причащаться в болезни,
причём, замечал, что больным разрешается причащаться без
особого поста:
«Слава Богу, что ты сподобилась быть причастницею
Пречистых Таин
Христовых, а о том не малодушествуй, что не говела. Да
ты, страдая телом, больший переносишь подвиг
говения».
Преподобный Иларион советовал страждущим припомнить все
грехи, совершённые с семилетнего возраста и исповедаться в
них, а затем причаститься:
«Итак причина наших болезней душевных и телесных
– суть грехи наши. Собразно с сим и врачебство одно:
страждущий человек должен внимательно разсмотреть себя,
припомнить все грехи, совершённые им с семилетнего
возраста и сознать в особенности тот грех, в котором
заключается причина болезни. Потом он должен все эти грехи
искренно исповедать пред священником, примириться с
ближними, оставить всякую против них злобу и положить
твёрдое намерение и начало не обращаться вновь на старые
грехи, и, наконец, с сокрушением приступить к принятию
Святых Христовых Таин».
Преподобный Никон подчёркивал важность соборования при
болезни или немощи:
«Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то
соборование не обязательно, потому что при соборовании
молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном
здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда даётся, ибо
Господь знает, что для нас полезнее. А
душевное – всегда подаётся».
В болезни не забывать о молитве
Преподобный Анатолий (Зерцалов) советовал в болезни не
забывать Иисусову молитву:
«…Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего
лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву
Иисусову, и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветра давал
этот совет, а испытавши хорошо на деле. Правда, что
поболеть молодому человеку полезно. Но ещё лучше здоровому
служить телом и духом Богу».
Об этом же напоминал и преподобный Иосиф:
«”Молитва Иисусова и с болящего
спрашивается”, – пишут святые отцы».
Старец также наставлял молиться друг за друга:
«Скорбеть о здоровье кого-либо не должно, Господь
знает лучше нас, кому что полезно: здоровье или болезнь,
наш долг – молиться. Господь сказал: “Молитеся
друг за друга, да исцелеете”».
Врачей и лекарства создал Господь
На вопрос о врачах преподобный Амвросий отвечал так:
«Спрашиваешь меня грешнаго, – в обыкновенных
болезнях ждать ли всегда чудеснаго исцеления, молитвенно
прибегая к помощи Божией, и не грешно ли пользоваться и
простыми средствами. Греха в этом никакого нет; потому что
всё от Господа Бога и лечебныя средства, и самые лекаря. И
не в том состоит грех, что человек прибегает к врачебным
пособиям; а в том, если больной всю надежду на
выздоровление полагает в одном враче и врачебных
средствах, забывая притом, что всё зависит от Всеблагаго и
Всемогущаго Бога, Который Един, их же хощет, живит или
мертвит».
А преподобный Никон писал кратко:
«Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать
лечение».
Советы по поводу конкретных болезней
Часто к старцам обращались с жалобами на заболевания, и
преподобные советовали что-то по поводу конкретной
болезни.
Про раковые заболевания старец Амвросий писал, что эта
болезнь чаще всего происходит от тревожного состояния
души:
«В последнем письме ты прямо сказала, что боишься
болезни рака в груди. И всякая болезнь тяжела, кольми паче
болезнь рака; но делать нечего, покориться этому следует.
Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для
очищения страстей и согрешений. Не напрасно
святой Ефрем пишет: боли болезнь болезненне, да
мимотечеши суетных болезней болезни. Сама знаешь, что
болезнь эта большею частию происходит от тревожного
состояния души…»
На вопрос в письме о женской болезни преподобный Амвросий
отвечал, что, возможно, причиной её является не почитание
поста в семейных отношениях или нарушение супружеской
верности, советовал искренне исправить свою жизнь и
покаяться:
«Болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей
же вине: или не почитали вы праздников в супружеских
отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что
и наказываетесь болезнями жены, так как мужу приятно иметь
всегда жену здоровую. Ежели вы постараетесь искренно
исправить свою жизнь и искренно примете истину
православного исповедания, то силен Господь возвратить
здравие супруге вашей, если только это будет полезно обоим
вам, Всеблагий Господь всегда устрояет только полезное,
душеполезное и спасительное».
Преподобный Иларион, упоминая о болезнях детей, наставлял,
как много значит Таинство Крещения, учил остерегаться
обращения к знахарям:
«Человек обновляется в таинстве Святого Крещения,
омывающем грехи его (Деян 22, 16). Но во свидетельство
своей веры, он должен не только креститься во Христа, но
после того и исполнять его заповеди. Отступничество от
Бога, источника жизни, начинается чрез неразумныя действия
родителей: часто тотчас же по обновлении младенца Святого
Крещением, по отрицании сатаны и изгнании всякаго
гнездившегося в его сердце нечистаго духа, его несут
иногда прямо к бабкам, умеющим будто бы лечить болезни. И
вот для ребенка начало хотя и безсознательного с его
стороны отпадения от Бога.
Когда ребенок хворает, родители не у Бога ищут помощи,
прибегают не к дозволенным и одобряемым Церковью разумным
средствам, а к различным суеверным обычаям… И
удивительно ли, что получив доступ к младенцу чрез такия
нашептывания, умывания и сему подобные языческие обряды, а
точнее – чрез отступничество от Бога родителей,
диавол получает власть мучительно действовать на младенца,
ребенок часто мучится в различных болезнях, например, в
так называемой „младенческой” и в других,
непонятных для врачей хворобах».
О терпении и смирении в болезни
О терпении и смирении в болезни напоминают все Оптинские
старцы. Преподобный Амвросий отмечал:
«Хронические болезни, как телесные, так и душевные,
неудобно лечатся, но у Бога всё возможно, только потребно
терпение со смирением».
Преподобный Иосиф также писал о терпении:
«Господь да подаст тебе терпение в болезни. Упадать
духом не надо, а надо молиться и просить у Бога терпения.
Ты сознаёшься, что по грехам своим стоишь этой болезни.
Это хорошо, вот и терпи, и не унывай, но приноси Господу
покаяние в своих грехах и надейся на милосердие Господне.
Телесными страданиями очистит Господь душевные скверны и
прощение подаст. Терпи, и молись, и за всё Бога
благодари».
И добавлял:
«И болезни, и безсонницу с терпением переноси.
Видно, так Господу угодно, и надо потерпеть. Когда не
спишь, то твори молитву».
Господь не ищет от человека подвигов сверх силы
Старцы Оптинские не требовали от болящих телесных
подвигов. Преподобный Амвросий писал больному духовному
чаду:
«Да ты больше сиди, где тебе стоять? В болезни это
не требуется».
Преподобный Иосиф советовал:
«По болезненности не ходите в храм Божий. – Что
делать? Ведь все видят и знают, что вы не ходите по
болезни, и никто с вас за это не взыскивает. И Господь не
ищет от человека подвигов сверх силы. Поэтому и не
смущайтесь».
Боляй и служай единую мзду приемлют от Бога
Наставляли старцы и об уходе за больными. На жалобу
больной, что ей неудобно принимать услуги от ухаживающих
за ней, преподобный Макарий отвечал:
«Пишешь: тяготит тебя, что за тобою ходят, и
усугубляет твою болезнь. Это искушение вражие. Оне ходят с
любовию и состраждут тебе, за что, конечно, не лишатся от
Бога награды: «Боляй и служай единую мзду приемлют
от Бога!»
Но если доселе продолжается болезнь…
Некоторые больные остаются неисцелёнными, даже прибегув к
мастерству врачей и Таинству покаяния. Преподобный Антоний
писал по этому поводу так:
«Но, если доселе продолжается болезнь, то это не
потому, будто бы не слышит Бог молитвы молящихся к Нему,
но потому некоторых оставляет Он без исцеления, чтоб лучше
и более облагодетельствовать человека страждущего, дабы
чрез временное страдание освободить человека грешного не
точию от вечных мучений за грехи, но и даровать ему
спасение и соделать наследником небесного Царствия».
Здоровьем следует дорожить
Преподобный Иосиф называл здоровье «даром
Божиим»:
«Пишете, что по тяжёлым обстоятельствам не следует
гнаться за здоровьем и жизнию. Вообще, здоровьем и жизнию
должно дорожить, ибо это есть дар Божий. А если где
потребует крайняя необходимость, там, конечно, должно
жертвовать и здоровьем, и жизнию. Но у Вас такой
необходимости ещё нет».
Закончим главу о болезнях словами преподобного Анатолия
(Зерцалова):
«Похворать можно, но только когда Бог пошлёт».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о
нас, грешных!
Источник