Комплексы оздоровительной гимнастики после сна в старшей группе

Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста

Гимнастика после дневного сна.

1. Разминка в постели и самомассаж.

2. Комплекс общеразвивающих упражнений с тренажерами, игровые упражнения,

упражнения имитационного характера.

3. Упражнения на профилактику плоскостопия.

4. Ходьба по массажным дорожкам.

5. Дыхательно-звуковая гимнастика.

6. Водные процедуры.

Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание. Ребёнок должен:

•Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

•Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

•Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

•Намочить обе ладошки и умыть лицо.

•Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

Комплекс оздоровительной гимнастики «Мои игрушки»

(с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа)

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Пробуждение (1 минута)

Улетели сны в окошко,

Убежали по дорожке.

Ну, а мы с тобой проснулись

И проснувшись, улыбнулись.

Открывай один глазок,

Открывай другой глазок!

Будем мы с тобой сейчас

Делать потягушечки,

Лежа на подушечке.

1. Комплекс общеразвивающих упражнений проводится в постели.

Воспитатель. Дети, я знаю, что вы любите играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем в наших упражнениях разные игрушки. Представьте, что вы в магазине игрушек. Слушайте меня вни-мательно, я буду загадывать вам загадки.

1.1. Упражнение «Кукла» И. п. – лежа на спине. Повороты головой. Повторить 3 раза. Темп умеренный.

Я хорошая игрушка,

Буду девочкам подружка,

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

(кукла)

1.2. Упражнение «Ванька-встанька».

И. п. — лежа на спине. 1 — поворот направо всем туловищем. 2 — вернуться в и. п. 3 — поворот налево. 4 — вернуться в и. п. Повторить по четыре раза в каждую сторону; дыхание произвольное.

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Он совсем не хочет спать,

Положу — встает опять

И стоит — качается.

Как он называется (Ванька-встанька)

1.3. Упражнение «Хлопушка».

И. п. — лежа на спине. 1 — согнутую правую ногу в колене поднять вверх,

выполнить под ней хлопок. 2 — вернуться в и. п. То же проделать другой ногой.

Повторить четыре раза; темп быстрый.

Хлоп — и конфета стреляет как пушка.

Каждому ясно — это. (хлопушка).

1.4. Упражнение «Машина».

И. п. — лежа на спине. 1 — вращательные движения

руками перед грудью («завелся мотор»). 2—3 — вращательные движения ногами.

4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп сначала умеренный, затем

быстрый, затем медленный.

Совсем не нужен ей водитель,

Ключом ее вы заведите —

Колесики начнут крутиться.

Поставьте, и она помчится.

(машина)

1.5. Упражнение «Барабан».

И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях.

1 — ударить кулачком правой руки по кровати. 2 — ударить кулачком левой руки

по кровати. 3 — топнуть пяткой правой ноги по кровати. 4 — топнуть пяткой

левой ноги по кровати. Повторить пять раз.

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает (барабан)

1.6. Упражнение «Надуем воздушный шарик».

И. п. — сидя на кровати. Через нос дети с шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1—2 с. С шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук [у]. Выдох удлинен. Указание: учить детей дышать: вдох — 3 с, выдох — 6 с; вдох короче, выдох длиннее. Воспитатель. Отгадайте, какая игрушка мне нравится больше всего.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел под облака.

(воздушный шар)

2. Самомассаж

Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил:

Папа парня с длинным носом

Из полена смастерил.

(буратино)

Давайте слепим лицо Буратино.

2.1.«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам.

2.2. «Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям от носа к вискам.

2.3.«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Несколько раз закрыть и открыть глаза.

2.4.«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторить четыре раза. В конце упражнения показать, какой длинный нос у Буратино, и слегка подергать себя за нос.

2.5.«Лепим уши». Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (30 с). В конце упражнения слегка подергать себя за уши.

2.6. «Веселый Буратино». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги и

руки вверх. Совершать хаотичные движения ими, вернуться в и. п. Повторить

пять раз.

3. Ходьба по массажным дорожкам. (1-2 минуты)

Ходьба по дорожке «Здоровье»

Зайчики и белочки.

Мальчики и девочки,

Начинаем мы зарядку!

Носик вверх – это раз,

Хвостик вниз – это два,

Лапки шире – три, четыре,

Прыгнем выше – это пять

Все умеем выполнять!

Бег по ковру (при температуре 18-20 градусов, 1 минута)

4. Дыхательные упражнения

4.1. Дыхательное упражнение «Ах!». И. п. – сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены. 1 – вдох. 2-4 – выдох. На выдохе произнести «ах-х-х». Повторить 3 раза. Указание: вдох и

выдох медленные.

4.2. Дыхательное упражнение «Мы молодцы!». И. п. – ноги врозь, руки вниз. Руки в

стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести «Мо-лод-цы!» Вернуться в

исходное положение. (5 раз)

5. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Моем шею, моем уши.

Затем вытремся мы суше.

Комплекс оздоровительной гимнастики «Герои сказок»

(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

(декабрь, январь, февраль)

Пробуждение (1 минута)

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать.

Спешите на зарядку!

Мы вас не будем ждать!

Носом глубоко дышите.

Спинку ровненько держите!

1. Комплекс общеразвивающих упражнений проводится в постели.

Воспитатель. Доброго дня, ребята! Вы любите сказки? (Ответы детей.)

Как здорово, что в сказках

Все сложно и все просто,

Конец у них счастливый,

Недолгая беда.

А то, что необычно,

И то, что невозможно,

Обычным и возможным

Становится всегда.

М. Пляцковский

Подумайте и скажите, кто у вас самый любимый сказочный, герой? (Ответы детей.)

1.1. Упражнение «Баба Яга».

Нахмуриться, как Баба Яга. При этом напрягаются мышцы лица. Затем

расслабиться. Повторить три раза.

Послушайте загадку.

Скачет баба на метле.

Страшная и злая.

Кто она такая? (Баба Яга)

1.2. Упражнение «Буратино».

И. п. — лежа на спине. 1 — одновременно поднять верх ноги и руки перед собой.

Пальцами правой руки дотронуться до пальцев левой ноги. Пальцами левой руки

дотронуться до пальцев правой ноги. 2 — вернуться в и. п. Повторить шесть

раз; темп умеренный.

Был поленом, стал мальчишкой,

Обзавелся умной книжкой.

Кто это? (Ответы детей)

1.3. Упражнение «Мальвина».

И. п. — сидя у кровати, руки опущены. 1 — обе руки поднести ко рту. 2 —

руки в стороны, одновременно произнести «ах!» 3 — обе руки поднести ко

рту. 4 — руки опустить, одновременно произнести «ох!» Повторить четыре

раза; темп умеренный.

Была она артисткой,

Прекрасной как звезда.

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Мальвина)

1.4. Упражнение «Стойкий оловянный солдатик».

И. п. — стоя на коленях, руки опущены и прижаты к туловищу. 1—2 —наклониться назад как можно ниже. 3—4 — вернуться в и. п. Повторить шесть

раз; темп умеренный. Указание: спину держать прямо.

Следующее упражнение называется «Стойкий оловянный солдатик».

1.5. Упражнение «Колобок».

И. п. — лежа на спине. 1 — согнуть ноги в коленях, прижать колени к груди

и обхватить их руками. 2—3 — покачаться на спине вперед-назад. 4 —

вернуться в и. п. Повторить пять раз. Указание: каждый ребенок выполняет в

индивидуальном темпе.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок

Все ж попался. (Колобок).

1.6. Упражнение «Конек-горбунок».

И. п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. 1—3 — выгнуть спину. 4 — вернуться

в и. п. Повторить шесть раз; темп медленный. Указание, плечи не отрывать от

кровати.

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами.

П. Ершов

1.7. Упражнение «Малыш».

И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — потянуть правую ногу

пяточкой вперед, правую руку вытянуть вверх над головой. 2 — то же

выполнить левой рукой и левой ногой. 3 — выполнить то же двумя руками и

ногами вместе. 4 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп медленный.

Указание: хорошо потянуться.

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш.

(Малыш).

1.8. Упражнение «Скороговорка». Ходьба обычная. Во время ходьбы повторять

скороговорку:

Подходит выходной,

В выходной отдохнем.

Повторить три раза; темп сначала медленный, затем быстрый.

2. Самомассаж ступней

Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру нужно с трех поглаживаний. Затем можно перейти к растиранию внешней и внутренней частей ступни по направлению от пятки к пальцам. После поглаживания и растирания — поколачивание ступней. Для выполнения этого упражнения необходимо восемь—десять раз слегка ударить по ступне тыльной поверхностью указательного пальца. Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Заканчивается массаж поглаживаниями каждой ступни.

Наши ножки сил полны,

И теперь нам не страшны

Лесенки и горки.

Заниматься спортом

Очень любит детвора.

На прогулку нам пора.

Е. Виноградова

3. Ходьба по массажным дорожкам. (1-2 минуты)

Ходьба по дорожке «Здоровье»

Нам весело, нам радостно,

Не холодно зимой!

Физкультурой заниматься

Не скучно нам с тобой!

Будем крепкими и смелыми,

Ловкими, умелыми,

Здоровыми, красивыми,

Умными и сильными!

Бег по ковру (при температуре 18-20 градусов, 1 минута)

4. Дыхательные упражнения

4.1. Дыхательное упражнение «Гудок парохода». Через нос дети с шумом набирают воздух, задерживая дыхание на 1—2 с.

4.2. Дыхательное упражнение «Дуем друг на друга». 1—2 — вдох. 1—4 — выдох. Повторить два раза.

5. Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лоха не,

В реке, в ручейке, в океане, –

И в ванне, и в бане, всегда и везде —

Вечная слава воде!

(К. И. Чуковский).

Комплекс оздоровительной гимнастики «Добрые и вежливые слова»

(с использованием методов снятия психоэмоционального

напряжения, корригирующей гимнастики и точечного массажа)

(март, апрель, май)

Пробуждение (1 минута)

Подул весенний ветерок.

Раскрыл весенние цветочки.

Цветочки ото сна проснулись

И прямо к солнцу потянулись.

И в танце легком закружились

Потом листочки опустились.

Вы добрые, милые, ласковые ребята. Давайте поговорим о добрых и вежливых словах. Мы будем называть добрые слова и выполнять упражнения.

Все мы знаем слово «добрый». А что или кто может быть добрым? (Ответы детей.) Добрый день, добрая собака, добрый человек — это человек, делающий добро другим. Я хочу, чтобы вы были добрыми людьми.

1. Комплекс общеразвивающих упражнений проводится в постели.

1.1. Упражнение «Добрый». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — руки в стороны. 2—3 — свести руки перед собой, обхватить плечи. 4 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп умеренный.

1.2. Упражнение «Вежливый». Какого человека называют вежливым?

Вежливый — это человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный.

И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1—2 — наклонить голову вперед,

одновременно поднять пальцы ног. 3—4 — вернуться в и. п. Повторить шесть

раз. Указание: посмотреть на пальцы ног.

1.3. Упражнение «Здоровый». Какого человека называют здоровым? Человек,

который редко болеет, занимается спортом. И. п. — сидя, ноги вместе, руки опущены. Указательным и большим пальцами правой руки нажимать на ноготь

каждого пальца левой руки. То же самое проделать с левой рукой. Каждый

ребенок выполняет в индивидуальном темпе.

1.4. Упражнение «Выносливый». Какого человека мы называем выносливым? Выносливый человек легко переносит физическую нагрузку. И. п. — лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 — поднять прямые ноги вверх, руки в стороны. 2 — развести ноги в стороны. 3 — ноги вверх. 4 — вернуться в и. п. Темп умеренный. Указание: ноги высоко не поднимать.

1.5. Упражнение «Аккуратный». Какого человека мы можем назвать аккуратным? Это человек, соблюдающий во всем порядок. И. п. — стоя на коленях, руки на пояс. 1 — сесть на пятки, руки в стороны. 2 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп умеренный. Указание: Сохранять устойчивое положение.

1.6. Упражнение «Известный». Какого человека можно назвать известным?

Известный человек тот, которого знают многие. И. п. — лежа на животе,

руки вдоль туловища. 1 — поднять голову, плечи, грудь, через правое плечо

посмотреть за спину. 2 — вернуться в и. п. 3 — поднять голову, плечи,

грудь, через левое плечо посмотреть за спину. 4 — вернуться в и. п.

Повторить шесть раз; темп умеренный.

1.7. Упражнение «Веселый». Каких людей называют веселыми. И. п. — лежа

на спине, руки вдоль туловища. 1—3 — согнуть ноги в коленях, прижать к

груди и обхватить их руками. Покачаться на спине вперед-назад. 4 —

вернуться в и. п. Повторить четыре раза; темп быстрый. Воспитатель.

2. Самомассаж

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку ставим козырьком.

Вилку пальчиком делай,

Массируй ушки ты смело.

Знаем, знаем, да-да-да,

Нам простуда не нужна!

3. Ходьба по массажным дорожкам (1-2 минуты).

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Бег по ковру (при температуре 18-20 градусов, 1 минута)

4. Дыхательная гимнастика (1 минута).

Упражнение у кровати «Вырастем большие». Подняться на носки, руки в стороны, затем вверх. Вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу. Выдох. Выдыхая, произносить «ух-х-х». Повторить три раза.

5. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты).

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем.

Крепко зубы щеткой трем.

Моем шею, моем уши,

Затем вытремся мы суше.

Комплекс оздоровительной гимнастики «Повторяем цифры»

(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)

(июнь, июль, август)

Пробуждение (1 минута)

Светит солнце ярко.

Стало жарко-жарко.

Бабочки проснулись,

Дети улыбнулись.

Улетели сны в окошко,

Убежали по дорожке.

Ну, а мы с тобой проснулись

И проснувшись, улыбнулись.

Давно пора вставать.

1. Комплекс общеразвивающих упражнений проводится в постели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Просыпайтесь, хватит спать!

Цифры в гости к нам пришли:

Единицы и нули,

Двойки, тройки и пятерки,

Семь и восемь, девять.

Что мы будем делать?

«Добрый день» мы цифрам скажем,

Упражненья им покажем.

Е. Виноградова

1.1. Упражнение «Круглый ноль». И. п. — лежа на спине, руки в стороны. 1 — поднять руки перед грудью, соединить пальцы рук.

Цифра вроде буквы «о» —

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

С. Маршак

2 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп умеренный. Указание: соединить руки и развести их так, чтобы получился круг. Воспитатель.

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

С. Маршак

1.2. Упражнение «Величавая единица». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять руки над головой, хорошо потянуться. 2 — вернуться в и. п. Повторить шесть раз; темп медленный. Указание: руки тянутся вверх, ноги — вниз.

А вот это цифра «два».

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

С. Маршак

1.3. Упражнение «Великолепная двойка». Предложить детям самим изобра-зить двойку. Повторить пять раз.

Погляди на цифру «три» —

Точно ласточка, смотри.

Г. Виеру

1.4. Упражнение «Подышим». И. п. — сидя, ноги вместе. Вдох через нос, продолжительный выдох через рот. Повторить три раза.

1.5. Упражнение «Смешная четверка». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднять ноги, согнутые в коленях, одновременно руки поднять над головой. 2 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. Указание: голень держать параллельно кровати. О какой цифре говорится в этих строчках?

Делал Егорка

С мамой уборку.

Опрокинул стул

В квартире,

Стал похож он

На четыре.

В. Бакалдин

1.6. Упражнение «Отличная пятерка». И. п. — лежа на спине, руки вдоль

туловища. 1 — без помощи рук сесть, руки за голову.

2 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.

Налитая,

Симпатичная,

Цифра

Самая отличная.

Ф. Дагларджа

2. Самомассаж ступней

Все ладошки вверх подняли,

Пальчики пересчитали:

Раз, два, три, четыре, пять

Массаж будем начинать.

Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру нужно с трех поглаживаний. Затем можно перейти к растиранию внешней и внутренней частей ступни по направлению от пятки к пальцам. После поглаживания и растирания — поколачивание ступней. Для выполнения этого упражнения необходимо восемь—десять раз слегка ударить по ступне тыльной поверхностью указательного пальца. Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Заканчивается массаж поглаживаниями каждой ступни.

Наши ножки сил полны,

И теперь нам не страшны

Лесенки и горки.

Заниматься спортом

Очень любит детвора.

На прогулку нам пора.

Е. Виноградова

3. 3. Ходьба по массажным дорожкам. (1-2 минуты)

Мы хотим друзей позвать

В летнем парке погулять.

Шли сначала тихим шагом,

Смотрим — ручеек с оврагом.

Чтоб пройти через мосточки,

Дружно встали на носочки.

Глазки выше поднимаем

И уверенно ступаем.

Встретили в лесу мишутку

И спросить решили в шутку:

— Можешь, мишка, научить

Нас на пяточках ходить?

Мы за мишкой повторяли,

И шагали, и шагали.

Бег по ковру (при температуре 18-20 градусов, 1 минута)

4. Дыхательная гимнастика (1 минута).

Мы с вами повторили цифры.

Все проснулись?

В круг встаем.

И сейчас играть начнем.

Чтоб здоровыми расти,

Сосчитаем до пяти.

Повторяйте все за мной.

Сцепим ручки за спиной,

Голову поднимем выше

И легко-легко ПОДЫШИМ.

Дети делают вдох-выдох.

4.1. Упражнение «Нюхаем цветы» делаем глубокий вдох носом на выдохе произнесли «а- а – ах!»

4.2. Упражнение «Дружно ножками шагаем!» И. п. – ноги слегка расставлены, руки полочкой перед грудью. Выполнить два – четыре шага на месте, развести руки в стороны, сделать вдох носом. Вернуться в и. п. Вдох ртом, губы трубочкой (5 – 6 раз, 2 минуты).

5. Водные процедуры (в умывальной комнате, 2 минуты).

Дети умываются прохладной водой, увлажняют руки до локтей, шею, а затем насухо растираются полотенцем.

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

Моем, моем, трубочиста,

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

(К. Чуковский)

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 « Центр развития ребенка – детский сад № 54 »

Пушкина ул., д.26 а, г. Электросталь, Московская область, 144005

Т ел: 8(496)576-39-51; 576-67-88.

Комплексы

гимнастики после дневного сна

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Выполнила: Кретова Н.Г.

Методика проведения

оздоровительной гимнастики после дневного сна.

Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: проветривает группу, готовит коврики.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.

Главное правило исключить резкие движения. Которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Затем дети встают и ходят босиком по коврикам. После  они выполняют ходьбу (на носка, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

Далее дети выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также упражнения хатха-йоги, как «Кошечка», «Змея», «Дерево», «Рыба», «Кузнечики». Они выполняются в течении 2-3 минут.
Затем дети выполняют  комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течении нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 0,5-1 до 3-4 минут.

Затем проводятся индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

Комплекс № 1

«Мы проснулись»

1. «Веселые ручки» – и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз.                                          (4 раза)

2. «Резвые ножки» – и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу.                                                   (4 раза)

3. «Жучки» – и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок.                                                                      (4-6 раз)

4. «Кошечки» – и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п.                                                          (4 раза)

Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.

Комплекс № 2

«Бабочка»

Спал цветок                            И.п.: сидя на корточках,

                                                   вместе под щекой, глаза  

                                                   закрыты, голова наклонена.

И вдруг проснулся                И. п.: то же. Медленно открыть

                                                   глаза, опустить руки через

                                                   стороны, встать.

Больше спать                         И. п.: стоя. Повороты головы

не захотел                               вправо-влево, показать

                                                  пальчиком «не захотел».

Потянулся, улыбнулся,       Дети выполняют

Взвился вверх и полетел     движения по тексту.

                                                                                     (2-3 раза)

Комплекс № 3

«Солнышко»

1. «Солнышко просыпается» – И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо.       (4 раза)

2. «Солнышко купается» – и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок.                         (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» – и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед.  

                                                                                           (4 раза)

4. «Солнышко поднимается» – и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати.                                                (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» – и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги.

                                                                                           (4 раза)

6. «Я – большое солнышко» – и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки.                                                               (4 раза)

Обычная ходьба босиком.

Комплекс № 4

«Пробуждение солнышка»  

1. «Вот как солнышко встает» – и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.

2. «Выше, выше, выше» – и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и.п.

3. «К ночи солнышко зайдет» – и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

4. «Ниже, ниже, ниже» – и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.

5. «Хорошо, хорошо» – и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

6. «Солнышко смеется» – и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

7. «А под солнышком таким веселей живется» – и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону.

                                       (Повторить 2 раза)

Комплекс № 5

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись,            И. п.: стоя, руки вдоль

     серенький, потянись»            туловища. Приподняться

                                                         на носки, руки через

                                                         стороны вверх.

2. «Заинька, повернись,              И. п.: стоя, руки на поясе.

    серенький, повернись»           Повороты туловища

                                                         вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши,                И. п.: то же. Мягкая

     серенький, попляши»            пружинка.

4. «Заинька, поклонись,             И. п.: то же. Наклоны

     серенький, поклонись»         туловища вперед.

5. «Заинька, походи,                    И. п.: то же. Ходьба на

     серенький, походи»                месте.

6. «Пошел зайка                           Ходьба по ребристой

     по мосточку»                            доске.

7. «Да по кочкам,                        Ходьба по резиновым

      да по кочкам»                        коврикам. 3 притопа.

Комплекс № 6

«Ветерок»

1. «Ветерок» – и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

2. «Полет ветерка» – и. п.: то же. Развести руки в стороны.

3. «Ветерок играет» – и. п.: то же, упор руками на локти.

4. «Ветерок гонит тучи» – и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.

5. «Большие серые тучи» – и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.

6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» – обычная ходьба переходящая в легкий бег.

Комплекс № 7

«Лесные приключения»  часть первая.

1. «Медведь в берлоге» – и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» – и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

3. «Зайчишки – трусишки» – и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

4. «Любопытные вороны» – и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» – и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» – и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

Комплекс № 8

«Лесные приключения»  часть вторая

1. «Медведь в берлоге» – и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчишки-трусишки» – и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

3. «Волчек-серый бочок» – и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.

4. «Лисички-сестрички» – и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.

5. «Елочки большие и маленькие» – и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

Комплекс № 9

«Путешествие снежинки» часть первая.

1. «Снежинки просыпаются» – и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» – и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

3. «Снежинки-балеринки» – и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.

4. «Снегопад» – и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» – и. п. то же. Кружение на месте на носках.

Комплекс № 10

«Путешествие снежинки»  часть вторая.

1. «Снежинки просыпаются» – и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.

2. «Снежинки-пушинки» – и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.

3. «Клубок снежинок» – и. п.:  сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.

4. «Снежинки-самолетики» – и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

5. «Метель заметает снежинки» – и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».

6. «Снегопад» – и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.

  Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.

Источник