Комплекс закаливающих мероприятий после сна в старшей группе
Светлана Сукачева
Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста. Гимнастика после сна
“Закаливающие процедуры с детьми старшего дошкольного возраста”
(гимнастика после сна)
Цель закаливающих мероприятий:
продолжать формировать у дошкольников первичные представления о здоровом образе жизни, представления об укреплении здоровья через комплекс закаливающих процедур.
Задачи закаливающих мероприятий:
1. Сохранять и укреплять здоровье детей.
2. Продолжать работу по профилактике плоскостопия, профилактике нарушения осанки, тонизированию всего организма, воздействуя на биологически активные точки.
3. Предотвращать простудные заболевания.
4. Воспитывать бережное отношение к своему телу.
5. Способствовать пробуждению после дневного сна, дать заряд бодрости на вторую половину дня.
6. С помощью положительного эмоционального настроя детей привить любовь к зарядке, как важному аспекту жизни.
Ход занятия:
– Здравствуйте дорогие гости. Сегодня для вас дети подготовительной группы покажут гимнастику после сна и закаливающие процедуры. Пройдите, пожалуйста, все в спальную комнату.
1.Гимнастика в постели
Поднимайся детвора!
Завершился тихий час,
Свет дневной встречает нас.
А наши ребята сегодня котята.
А у нас котята спят.
Мур-мур, мур-мур!
Просыпаться не хотят.
Мур-мур, мур-мур!
(Дети лежат на кроватях, «свернувшись клубочком»)
Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:
Мур-мур, мур-мур!
(Поворачиваются с одной стороны на другую.)
Вот на спинку все легли.
Мур-мур, мур-мур!
Расшалились все они.
Мур-мур, мур-мур!
(Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)
Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.
Мур-мур, мур-мур!
Мур-мур, мур-мур!
(Интенсивно сгибают и разгибают руки и ноги)
Ну, теперь вставать пора,
Поднимайся, детвора!
Все по полу босиком,
И по коврикам идем.
(Дети встают с кроватей и проходят в колонне по одному, по корригирующей дорожке в групповую комнату)
2. Профилактика плоскостопия
Идем по кругу на носочках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней стороне стопы.
(Дети становятся на коврик в круг друг за другом, руки на поясе, спина ровная и идут)
«Вам покажем мы немножко,
Как ступает мягко кошка
(Бесшумная ходьба на цыпочках)
Еле слышно топ-топ-топ,
Хвостик снизу: оп-оп-оп»
(Небольшие приседания («Пружинки»)
«Но подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой»
(Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)
«Ввысь бросается отважно. Скок да скок, еще подскок»
(Прыжки на двух ногах на месте)
«А потом мяукает «МЯУ!»
Я в свой домик убегаю»
(Громко мяукают и убегают на стульчики)
Кошечка наша любит показывать коготки.
(Дети сидят на стульчиках и разводят пальчики рук и ног)
А сейчас кошка поухаживает за своими лапками.
(Сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая «щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги, а затем по правой)
Все кошки любят играть. И сейчас, она поиграет с палочкой.
(Дети достают из под стульчиков палочку, и катают ее правой ногой, а затем левой)
3. Профилактика нарушений осанки.
Кошечка играла, играла и рассердилась.
«Поза сердитой кошки»
И. п. – встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточить внимание на позвоночнике
Позлилась немножко кошечка и решила, что лучше быть доброй.
«Поза доброй кошки»
И. п. – тоже. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице
Кошечка развеселилась и решила поиграть со своим хвостиком.
«Хвостик»
И. п. – тоже. Двигать бедрами вправо-влево, как кошечка» вертит своим хвостом». 3 раза
Дыхательное упражнение
«Ветер»
Выглянула кошка на улицу, а там ветерок разгулялся.
И. п. – стоя. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. 2 раза
Гимнастика для глаз
«Кошка»
Вот окошко распахнулось.
(Разводят руки в стороны)
Кошка вышла на карниз.
(Имитируют мягкую походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх
(Смотрят вверх)
Посмотрела кошка вниз
(Смотрят вниз)
Вот налево посмотрела
(Смотрят влево)
Проводила взглядом мух
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
(Смотрят вправо)
А потом взглянула прямо
(Смотрят прямо)
И закрыла их руками.
Массаж спины
«Дождик»
Вышла кошечка гулять,
Дождик начался опять.
(Встать друг за другом.)
Дождик бегает по крыше –
Бом – бом, бом – бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом – бом, бом – бом!
(Похлопывать друг друга по спине.)
Дома, дома посидите –
Бом – бом, бом – бом!
Никуда не выходите –
Бом – бом, бом – бом!
(Постукивать друг друга пальчиками)
Почитайте, поиграйте –
Бом – бом, бом – бом!
А уйду, тогда гуляйте…
Бом – бом, бом – бом!
(Поколачивание кулачками.)
Дождик бегает по крыше –
Бом – бом, бом – бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом – бом, бом – бом!
(Поглаживание ладошками.)
Водные процедуры
Пришла кошечка домой и после прогулки вымыла лапки и свою мордочку.
(Умывание и обливание рук прохладной водой)
Источник
Цель: формировать здоровье сберегающей компетентности и двигательной активности.
Упражнения в постелях.
Цель: постепенное пробуждение мышц тела ото сна (мышцы шеи, плечевого пояса, мышц рук, туловища, ног).
Просыпаемся ребята,
Хватит спать, пора вставать.
Открываем наши глазки.
Все проснулись, потянулись (дети выполняют упражнение «потягивание»)
И друг другу улыбнулись.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону. (дети отодвигают одеяло на край кровати)
Нам гимнастика нужна
Помогает здорово!
1. Упражнение «Змейка»
Змейке тоже не лежится,
Змейка любит шевелиться.
дети перекатываются с боку на бок
2. Упражнение «Великаны-карлики»
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом, великанами вдруг стали.
ноги согнули в коленях
ноги вытянули
3. Упражнение «Велосипед»
Ножки мы подняли,
На педали встали
И поехали наши ножки
По ровненькой дорожке.
Круговые движение ногами имитируя езду на велосипеде
4. Упражнение «Лодочка»
На животик повернулись,
Спину сильно изогнули.
Прогибаемся сильней,
Чтобы были здоровей.
Лежа на животе одновременно поднимают вытянутые вперед руки и ноги
Дорожка здоровья «Солевая дорожка»
Цель: профилактика плоскостопия.
Глазками захлопаем – хлоп, хлоп (2 раза),
Ножками затопали – топ, топ (2 раза).
Носиком вдохнули и выдохнули (2 раза).
Наши детки все проснулись,
Дети солнцу улыбнулись,
Потянулись – вот так!
И еще – вот так!
Приготовили ножки ходить по дорожкам.
Приглашаю на дорожку здоровья «Солевая дорожка»
Контролирую выполнения упражнений
Массажные коврики, канат, кубики
Проходят по дорожке здоровья «Солевая дорожка».
Руки на поясе ходьба по массажным коврикам, по соловой дорожке, перепрыгивание на двух ногах, ходьба по канату приставным шагом боком.
Основная часть.
Цель: отрабатывать качественное и осознанное выполнение упражнений.
Вводная часть: ходьба за направляющим, на носочках- руки вытянуты вверх, на пятках- руки за спиной. Бег по кругу, змейкой. Ходьба в спокойном темпе. Восстановление дыхания. Перестроение в три колонны.
Дыхательная гимнастика «Пузырь»
Раздувайся пузырь раздувайся большой,
оставайся такой, да не лопайся.
1.И.п.: ноги слегка расставить , руки на пояс. Повороты головы в право и влево. Повтор 4 раз.
2.И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Круговые движения головы в левую и в правую сторону. Повтор 4 раз.
3.И.п.: ноги врозь, руки вниз. Поднимаем плечи.
1-поднимаем левое плечо, 2- поднимаем правое плечо. Повтор 5 раз.
4. И.п.: ноги врозь, руки в стороны кулачки сжали. Вращение кистью рук, локтевым суставом и полностью руки
5. Игра наоборот. И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Наклоны вперед, назад, влево, вправо.
6. И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Вращение тазовым суставом в левую и правую сторону.
7. И.п.: ноги вместе, руки на колени. Вращение коленным суставом.
8. И.п.: ноги вместе, руки на пояс. 1- руки вверх, 2- наклон касаясь носочков, 3 – присели, 4- прыжок и хлопок.
9. Прыжки произвольно
«Мы—молодцы» И.п.: ноги врозь, руки вниз. 1- руки в стороны, глубокий вдох носом., 2- и.п. , на выдохе произнести «а-а-ах». Повтор 5 раз.
Задание для девочек.
Ходьба по гимнастической скамейке.
Задание для мальчиков.
Перешагивание
Танцевальные движения под музыку «Флешмоб»
Дыхательное упражнение «Горячий чай»
Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах. Повторить 4-5 раз.
Сидя «по-турецки» выполняем упражнение «Поймай бабочку»
Цель:нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.
Чтоб с болезнями не знаться,
Закаляться надо нам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Выполняют движение
Дети делают глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).
Выполняют упражнения.
Выполняют дыхательное упражнения.
Девочки руки в стороны, спина прямая проходят по гимнастической скамейке
Мальчики перешагивают через обруч, стараются пройти так чтобы не задеть обруч и не упасть
Выполняют упражнения под музыку.
Взяли блюдце и чашку чая. Чай горячий, нужно подуть чтобы остыло. Делаем глубокий вдох и выдох.
Представляют летящую бабочку, пробует ее поймать – выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее. Сажаем её на цветок, цветок понюхали и подули на него.
Источник
Нина Бородкина
Закаливающие гигиенические процедуры после дневного сна в ДОУ
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день?
Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику и комплекс закаливающих мероприятий!
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.
Задачи:
Оздоровительные:
• укреплять опорно-двигательный аппарат;
• совершенствовать и развивать координацию движений;
• повысить жизненный тонус;
• укрепить иммунитет;
• тренировать терморегуляционный аппарат.
Обучающие:
• учить детей дышать через нос;
• упражнять в плавном свободном выдохе;
• формировать умения выполнять движения по показу взрослого.
Воспитательные:
• воспитывать привычку здорового образа жизни
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров.
Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно (от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Разнообразие средств и форм проведения закаливающих мероприятий.
Примерная схема проведения закаливающих, гигиенических процедур после дневного сна:
1. Гимнастика пробуждения в постели.
2. Оздоровительная гимнастика в сочетании с контрастными воздушными ваннами и ходьбой по «тропе здоровья»
(рефлексогенным дорожкам).
3. Водные процедуры: обширное умывание, полоскание горла кипяченой водой.
Гимнастика пробуждения в постели.
Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. д.
Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Гимнастика пробуждения
(примерный комплекс упражнений для разминки в постели, с включением упражнений на дыхание и корригирующих упражнений)
1. Спокойно сделайте вдох, выдох — полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцы в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7. Разотрите ладони до появления тепла.
8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
Оздоровительная гимнастика в сочетании с контрастными воздушными
ваннами и ходьбой по «тропе здоровья» (рефлексогенным дорожкам)
Далее дети переходят в «холодную» проветренную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу по массажным коврикам и дорожкам, а так же ряд комплексов оздоровительной гимнастики.
Цель применения массажных ковриков и дорожек:
1. Закаливание организма.
2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.
3. Профилактика и коррекция плоскостопия.
4. Развития чувства равновесия и координации движений.
5. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Массируя стопу, мы оказываем оздоровляющее воздействие на внутренние органы. Именно поэтому медики рекомендуют чаще ходить босиком. Массажный коврик чудесным образом имитирует морской берег. Благодаря рифленой поверхности, коврик обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей.
Комплекс гимнастики после дневного сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. В основе подбора содержания этой гимнастики лежит учет имеющегося у детей двигательного опыта и тематического содержания образовательного процесса. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
Летом эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах.
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст).
Закаливающие водные процедуры
После дневной гимнастики проводятся закаливающие водные процедуры, что служит не только способом оздоровления детей, но и приучает их к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.
Обширное умывание
Необходимо:
Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки; то же проделать левой рукой.
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку.
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди.
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается,а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза.
Полоскание рта и горла
В завершении организуем полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры. Для этого применяются специальные стаканчики для каждого ребенка. Которые впоследствииобрабатываются по следующей схеме: замочить стаканчики в растворе 0, 015 % диахлор плюс (на 5 литров 0,5 таблетки) на 10-15 минут, затем промыть под проточной водой.
Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после сна лучше проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом,мы решаем одновременно несколько задач: оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осознанную моторику.
А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.
Источник
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ
1. Спокойно сделайте вдох, выдох — полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцы в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7. Разотрите ладони до появления тепла.
8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.
2. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
применяется с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки. Точечный массаж + пальчиковая гимнастика:
Крылья носа разотри – раз, два,три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем
3. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА желательно на свежем воздухе, так как дыхательная гимнастика обладает превосходным закаливающим и лечебно-профилактическим действием, предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические, способствует очищению слизистой дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от микробной флоры, обеспечивает дренаж бронхов. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, что способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.
4. ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ «Поиграем с носиком»
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
«Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и – левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
«Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание. этап: «Носик возвращается домой».
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
П р и м е ч а н и е. Игровые упражнения можно сопровождать стихами: «Поиграем с носиком»
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете _____________ покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
5. ХОДЬБА (повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлаждению)
по массажным дорожкам, босиком (разогревание стоп). Ходьба по мокрой и сухой дорожке.
6. ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ: Ребёнок должен:
– открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
– намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
– намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
– намочить обе ладошки и умыть лицо.
– ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
ЗАКАЛЯЙСЯ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ
Источник