Когда умершие приходят во сне фомин а в скачать

Когда умершие приходят во сне фомин а в скачать thumbnail

Когда умершие приходят во сне

Составитель Алексей Фомин

«Знаем и веруем, что Всеведущий и Милосердный Господь всегда пресекает земную жизнь человека в момент, наилучший для его спасения…»

Протоиерей Валентин Свенцицкий

КОГДА УМЕРШИЕ ПРИХОДЯТ ВО СНЕ

РАССКАЗЫ О ЯВЛЕНИЯХ УСОПШИХ СВОИМ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ

О том, что происходит с человеком после того, как он умирает, и о том, как нужны ему наши молитвы

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Полное или частичное воспроизведение настоящего издания каким-либо способом, включая электронные, механические или магнитные носители, в т.ч. фотокопирование, допускается только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».

Все права защищены.

Все права на издание и название защищены.

Переиздание возможно только с письменного разрешения ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НОВАЯ МЫСЛЬ».

Интернет-сайт издательства «НОВАЯ МЫСЛЬ» www.novm.ru

Глава 1

Вести от усопших близких

Сны об усопших

Очень многим людям снятся сны о близких или родственниках, покинувших уже этот мир. Во сне и те, и другие о чем-то говорят, обнимаются, как в реальной жизни. Затем, пробудившись, тот, кто видел такой сон, долго пребывает в раздумьях: что бы это значило? Пытается усмотреть в этом какой-то знак или предзнаменование. Есть ли смысл во всем этом?

В феврале 2003 года больному раком владыке Антонию Сурожскому приснилась его бабушка и, перелистав календарь, указала дату: 4 августа. Владыка вопреки оптимизму лечащего врача сказал, что это день его смерти. Что и сбылось.[1]

Приведем еще один рассказ: «У меня знакомого убили в возрасте 20 лет. Где-то через месяц-другой после похорон он мне приснился. Будто стоит у меня под балконом, ждёт меня. Я удивилась, так как при жизни с ним общалась крайне редко. А он мне во сне начал жаловаться, что его быстро забыли и на могилку никто не приходит помянуть. Попросил, чтобы девушка его пришла к нему на могилку. Я так удивилась, потому что девушку его вообще не знала. После такого сна сходила в церковь, постоянно о нем молилась (и за всех умерших родственников и знакомых, которых вспоминала), нашла его друга и передала, что Славик просил»[2].

Митрополит Филарет Московский в одном из поучений говорит: «Явления из духовного мира неизъяснимы, но неопровержимы», – и сам он не только не усомнился, когда во сне ему явился умерший родитель, который открыл ему день смерти, но стал готовиться к отшествию в загробный мир.

Московскому митрополиту Филарету, почившему 19 ноября 1867 года, за два месяца до его кончины было необычное извещение из другого мира о близком отшествии его в вечность. Это было 17 сентября. Владыка в это время находился в Троице-Сергиевой Лавре. 18 сентября поутру, пробудившись, митрополит призывает к себе наместника Лавры, архимандрита Антония, которого он любил и уважал и которому он особенно доверял. «Ныне ночью, – сказал ему Филарет, – мне явился родитель мой и сказал: береги девятнадцатое число». Наместник позволил себе заметить: «Владыко, святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-нибудь значения? Притом как же можно обращать внимание на такое неопределенное указание? Ведь девятнадцатых чисел в каждом году бывает двенадцать». Но владыка ему с уверенностью сказал на это: «Не сон я видел и потому думаю с этого времени девятнадцатого числа причащаться Святых Таин». И действительно, он причащался 19 сентября, 19 октября и 19 ноября. 19 же ноября он тихо скончался.

Знаменателен также сон великого русского ученого Михаила Ломоносова.

На пути из Голландии в Россию на корабле Михаил Васильевич Ломоносов видит сон: вот отец его, рыбак, плывет на лодке по Ледовитому морю, поднялся ветер, шумят волны и готовы поглотить пловца; сын хочет кинуться к нему на помощь, но руки и ноги его онемели; лодка, ударившись о берег близлежащего острова, разбивается в щепы: отец борется с волнами, вынырнул было, вскрикнул: «Михаиле!» и исчез, а потом выкинут на берег. По прибытии в Петербург, не имея покоя в душе при неотступной мысли, что отец его лежит не погребенный, Ломоносов отыскал в столице своих земляков. Спрашивал их, что сталось с его отцом; те ответили, что в начале весны он с товарищами отправился в море, но вот уже четыре месяца о них ничего не слышно. Не имея покоя в душе, Ломоносов сам хочет ехать на виденный во сне остров, знакомый ему с детства, но отпуска из Петербурга не получил. Тогда он упросил местных рыбаков побывать на том острове и, если найдут тело отца его, предать его честному погребению. Тело отца было найдено и погребено.

С людьми сомневающимися спорить не станем; а по нашей вере, тут дух отца сказал духу единственного сына о своем предсмертном томлении и посмертной туге вследствие того, что тело остается без погребения и молитв. Так по крайней мере смотрел на дело сам Ломоносов.

Другой случай. «Два приятеля умерли один за другим зимой, их похоронили рядом. Обе вдовы почти каждый день встречались на кладбище. И вот однажды, в ночь под воскресенье, одной из них снится муж и говорит ей, чтобы она завтра пришла на кладбище обязательно рано утром. Проснувшись, она удивилась и усомнилась: она собиралась идти в храм возле кладбища на литургию, как обычно, к десяти часам, а тут вдруг – рано утром. Но почему-то ей захотелось исполнить услышанную во сне просьбу. Она поехала на кладбище и увидела, что случилась беда: могила друга провалилась на полметра – зрелище было ужасающее. Видимо, в землю, которой засыпали могилу, попало много снега: ночью шел дождь, снег растаял, и земля осела. Если бы вдова друга, которая вообще была на грани психического срыва от горя, пришла и увидела этот кошмар, дело кончилось бы психбольницей. Женщина быстро вынула из ямы венки, натаскала с помойки старых венков и букетов, заполнила ими яму, а сверху прикрыла «собственными» венками покойного. И только она закончила эту работу, как явилась вторая вдова; они мирно поплакали вместе и разошлись. А что было бы, если бы она пренебрегла просьбой покойного мужа?»[3]

Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, говоря в одном из своих поучений о загробной жизни, утверждает: «Таких фактов можно было бы насчитать немало, которые имеют полное значение достоверности для лиц, совершенно достопочтенных и заслуживающих веры… факты достоверны, действительны, возможны, но нельзя сказать, что согласны с установленным волей Божией обычным порядком вещей»[4].

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Сновидения, которые человек видит, могут порождаться не только его психикой. Святитель Феофан Затворник пишет: «Исторически подтверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага»[5].

Что касается снов от Бога, то преподобный Никита Стифат указывает, что они бывают разных видов. Грешные люди, не интересующиеся духовной жизнью, как правило, вообще не видят снов от Бога. Христиане, которые уже встали на путь духовной жизни, могут видеть сны-«зрения», через которые Господь помогает им постигнуть Его волю и стремиться к исправлению себя и духовному росту. Наконец, люди святые, исполненные Духа Святого, получают прямые откровения в снах, им бывают подлинные явления святых, Ангелов, Богородицы и Самого Господа.

Святитель Николай Сербский называет сны-«зрения» снами-«сигналами» и подтверждает, что они могут посылаться и обычным людям: «нередко Господь Бог во сне дает людям сигнал не делать того, что они задумали… Некоторым богобоязненным женам, страдающим от бесплодия, которые усердно молили Бога даровать им дитя, были даны во сне сигналы, что молитвы их услышаны… Не так уж редко случается, что кому-то во сне дается знак, что смерть близка»[6].

Известно, что через сон Господь может открыть Свою волю человеку – как, например, открывал Иакову (Быт. 28, 12), Соломону (3 Цар. 3, 5), Иосифу Обручнику (Мф. 2, 22) и многим другим, но известно и то, что бесы нередко используют сновидения как оружие против верующих. Святые отцы объясняют, для чего они это делают. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним»[7]. То же читаем и у преподобного Исаака Сирина: «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит на среду прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его»[8].

Каковы же эти сны от бесов? Иногда в сновидениях явно могут являться сами бесы и пытаться через это устрашить христианина, но самую большую опасность представляют такие сновидения, которые изображаются в виде божественных. Преподобный Петр Дамаскин говорит о том, как бесы имитируют «духовные» сновидения: «Видя, что Христос по крайней благости Своей снисходит к святым мученикам и преподобным отцам, являясь им или Сам, или чрез Ангелов, или иным неизъяснимым образом, как Он сказал (Ин. 14, 21), начал и диавол представлять некоторым многие обольщения в погибель. Потому и написали рассудительные отцы, что ничего такого не должно принимать: ни каких-либо изображений, ни света, ни огня, ни иного какого-либо обольщения. Ибо диавол пытается хотя бы этим обольстить нас в сновидениях или чувственно»[9].

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Но если, при всей нашей осторожности к снам, вдруг появляется сновидение, которое дает серьезное основание полагать, что это знак от Бога, и которое соответствует приведенным выше святоотеческим критериям, все равно не следует толковать его самому, но предлагать это духовно опытному человеку, как советует преподобный Варсонофий Великий.

Таким образом мы, с Божьей помощью, сможем благополучно избежать ловушек диавола, расставляемых через сновидения.

Диакон Георгий Максимов

Как не подобает веровать снам

Многие из христиан привыкли давать веру снам. Как встанут с постели, сейчас и начнут рассуждать, что вот они видели то-то и то-то и что это значит. Что им предстоит такое-то дело, случится такая-то радость или беда, придет – не придет такой-то, – и так далее. Подобным рассуждениям часто не бывает конца.

И вот, вместо того чтобы начать день молитвою и приняться за какое-либо доброе дело, они начинают его грехом. В разгадывании снов проводят утро, гадают, смущают и заражают суеверием домашних, отнимают покой у себя и у других. Им предстоит опасность попасть в сети дьявола, если они не оставят своей безрассудной веры в сны.

В горе Синайской жил старец, многие годы проведший в затворе, великий молитвенник и подвижник. При такой жизни его, конечно, все верили, что он угоден Богу и спасется. Никто не думал, что он погибнет. Однако с ним, к несчастью, случилось именно последнее. И единственно вследствие его безрассудной веры в сны.

Дьявол, узнав эту слабую сторону старца, сначала стал то и дело являть ему сны, которые на самом деле сбывались. А затем уже и такие, которые единственно изобретены были его дьявольским коварством для погибели людей. Так, однажды во сне он представил старцу будущую жизнь и в ней всех христиан и мучеников во тьме и посрамлении, а иудеев – светом озаряемых и радости исполненных. Бедный монах, проснувшись, тотчас оставил Синайскую гору, ушел в Палестину, там принял иудейскую веру и обрезание, женился, сделался врагом христиан и, наконец, не раскаявшись, заживо был изъеден червями и умер лютою смертью.

Вот вам урок, любители и толкователи снов! Не забывайте, что и вас общий враг наш так же легко может запутать, как запутал упомянутого старца. Он ведь не дремлет и случаев погубить кого бы то ни было не пропускает. Но скажите: сны бывают ведь и от Бога? Не спорю. Но когда Бог посылает кому-либо сны, через них открывая ему Свою волю, Он дает с тем и возможность убедиться в том, что это не простые сны. Сам посылает сны и Сам же сообщает толкование их каким-нибудь чрезвычайным путем. Но если этого не случилось – грешно и опасно верить снам. Аминь. (Из слова св. Антиоха, яко не подобает веровати снам).

Прот. Виктор Гурьев. Пролог в поучениях. М., 1912

Связь между умершими и живыми

При потере близких, дорогих лиц всегда нужно помнить, что разлука с ними лишь временная, и если мы их не видим, то это не значит, что они нас не видят, не слышат.

При общем воскресении люди вступят в третью, и последнюю, стадию жизни – соединят ее с обновленными телами (такое тело имел Спаситель по воскресении Своем из мертвых), и жизнь людей никогда не прекратится, как мы исповедуем в Символе Веры, но для одних она будет вечным блаженством, а для других – нераскаявшихся грешников – вечным мучением.

В этой новой жизни, после смерти, без тела, человек должен приспосабливаться. Он растет духовно, как родившись телесно, он растет и развивается умственно и физически, узнает новую среду, которая его теперь окружает, – мир бесплотных духов. Узнает и постигает те стороны, особенности и свойства космоса, которые от него, когда он был в теле, были закрыты, так как он постигал мир эмпирически, при содействии только своих пяти чувств.

Занимаясь на земле наукой, он изучал лишь явления (феномены), открывал постоянство этих явлений при одинаковых причинах, их вызывающих, и выводил, таким образом, законы природы, но он не мог постигнуть сущности вещей. Все ему на земле показывало, что человеческому познанию есть предел. Он не мог, если не имел веры, при жизни объяснить себе и вполне осознать некоторых явлений в жизни людей, ясно показывающих, что есть Рука, направляющая эту жизнь, что на земле царствует не слепой рок, а судьбой человека управляет Великий Разум, Великая Любовь, Великая Правда, Великая Справедливость.

Только вера, давая на земле человеку ведение, облегчает ему понимание многого, что с ним и близкими его происходило и происходит в жизни, только лишь вера дает ему если не ключ к разумению, то необходимое успокоение, когда, оперируя своими пятью чувствами, он убеждается, что их недостаточно для того, чтобы понять и объяснить себе целый ряд явлений в природе и особенно в душевной жизни человека…

Сущность жизни, несомненно, переходит границы человеческого понимания, как сила человеческого духа даже у неверующего человека покоряет его тело и может не только излечивать вначале целый ряд болезней, но и отдалять неизбежный конец (у верующего же человека она может прямо делать чудеса).

Души веровавших умерших, постигая еще более, чем они сознали при жизни, всю благость и величие Творца, не могут не желать своим близким, которых они любили и оставили на земле, не только спасения, но и совершенствования, согласно словам Спасителя: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен», – вот почему они всегда молятся за нас, но и сами в то же время требуют постоянной молитвы за себя.

Эти взаимные молитвы и память друг о друге служат великим утешением и, пожалуй, единственным полным утешением и для живых, и для усопших близких людей. Художественно прекрасные формы нашла себе мысль о глубоком действии на наше религиозное настроение разлуки с дорогими сердцу людьми у Байрона:

О, если там, за небесами,
Душа хранит свою любовь
И если с милыми сердцами
За гробом встретимся мы вновь,
То как манит тот мир безвестный,
Как сладко смерти сном заснуть,
Оставить горе в поднебесной
И в вечном свете потонуть.

Неверующий человек не в состоянии понять ни этого настроения, ни этих чувств. Скованный тесными узами грубого материализма, он на смерть смотрит лишь как на простое физиологическое явление – прекращение жизненных процессов в человеческом организме и свертывание белка в его клетках, последствием чего является распадение веществ, входящих в состав организма, в химическое превращение одних элементов в другие. Из человека «лопух расти будет», как говорил Базаров в романе «Отцы и дети» Тургенева.

Все просто и понятно, и не может быть никакого вопроса «о тайне смерти».

Но пока одни люди, возлагая всю надежду исключительно на человеческий разум и науку, успокаиваются в надежде, что если не им, то их детям скоро все в космосе будет ясно и понятно, другие изнывают от безнадежности миросозерцания, пессимизма, что так верно схвачено Байроном:

На грани двух миров средь тьмы
и света
Мерцает жизни тусклая звезда.
Зачем на свете люди? – Нет ответа.
Грядущее темно. Бегут года.
Безжалостно нас вдаль уносит Лета,
В ее волнах мы гибнем без следа.
Века проходят длинной вереницей,
Наследье их – лишь павших царств
гробницы…

    (Дон Жуан)
Для этих лиц большим утешением и исцелением от безнадежного пессимизма могут служить вести из потустороннего мира, которые убеждают нас, что есть какая-то связь между живыми и умершими дорогими нам лицами, и притом более близкая, чем думают даже очень верующие люди.

Протоиерей Константин Ровинский. Беседы старого священника. М., 1995

Глава 2

Места пребывания душ в загробном мире

Четыре часа на том свете

Рассказ протоиерея Бориса Филипповского

Чудесных, сверхъестественных явлений, фактов и «случаев» в истории человечества известно великое множество. И даже скажу от себя: в моей личной жизни, начиная от моего детства и до последних дней старости, их, чудес, было так много, что если бы, к несчастью моему, я и пожелал бы стать неверующим материалистом, то не мог бы при всем желании! Потому что моя личная жизнь, так сказать, насыщена чудесами, а ведь против фактов, как сказал один писатель, не пойдешь.

Итак, их, чудесных фактов, подтверждающих нашу веру, множество, тысячи! Но здесь я пишу для таких читателей, которые могут отнестись со строгою придирчивостью, потребовать указаний: «Когда? Где и с кем случилось это событие или чудо?»

14 сентября по старому стилю (27 сентября по новому) 1940 года, то есть в самый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, я, в то время (с 1939 года) уже заштатный протоиерей, был приглашен в Суконную слободу города Казани на Лаврентьевскую улицу в дом № 30 хозяйкой этого дома, некоей Ксенией Ивановной, на поминовенный обед по своему мужу Феодору, так как исполнилось полтора года со дня его кончины.

Вместе со мной были приглашены еще несколько человек штатного и заштатного духовенства: священников, диаконов, и человек 20 мирских граждан. В числе последних, то есть мирских, мы и увидели за столом некую гражданку Анну Алексеевну, мне лично до сих пор не знакомую.

И вот эта Анна Алексеевна чрезвычайно заинтересовала нас, духовенство и мирян, неожиданным рассказом о чудесном видении загробного мира и мытарств, которое было неделю тому назад, 8 сентября, то есть под праздник Рождества Богородицы. И продолжалось ровно 4 часа, с 11 ночи до 3 часов утра.

Люди могут по-разному отнестись к этому рассказу в зависимости от личных взглядов и верований. Люди, скептически и недоверчиво относящиеся ко всему чудесному, люди мало верующие или даже прямо не верующие в невидимый загробный мир, назовут рассказ, помещенный ниже, «фантазией души во сне» или еще хуже – намеренной выдумкой со стороны Анны Алексеевны. А некоторые, хотя и верующие христиане, но осмотрительные в подобных случаях, напомнят, что Святая Православная Церковь устами своих учителей и отцов строго и настойчиво приказывает осторожно относиться ко всем снам и явлениям. Ибо бывают сны от Бога, бывают сны и видения и от врага – сатаны, и, наконец, чаще всего сны являются результатом дневной душевной и телесной деятельности человека. Святыми отцами даны и подробные указания к различению святых снов от пагубных. Вражий сон, или видение, всегда имеет окончательную цель – довести человека до греха или до духовной прелести – гордости и самомнения. Сны и видения от Бога – наоборот! Они известны нам по первым страницам Евангелия, повествующим о явлении Ангела Божия Иосифу Обручнику и волхвам. А потом, в продолжение всех лет существования христианства на земле, история знает бесчисленное множество хорошо проверенных фактов Божественных явлений и откровений, чаще всего во сне, «тонком сне», по выражению святых отцов. Цель их всегда противоположна цели вражьих «откровений»: польза душевная, помощь в спасении, вразумление, предостережение и подкрепление в болезнях и страданиях, напоминание о покойниках, которых забыли поминать родные, благодарность покойников за поминовение о них. Наконец, воля Господня, чтобы христиане имели, насколько это возможно и полезно, познание и представление о посмертной участи и загробном мире.

Вот всегда цель и действия посылаемых от Бога вещих сновидений!

Я всегда помнил и помню эту необходимость осторожного подхода и к чужим рассказам, и к своим собственным сновидениям. Никогда я не осмелюсь верить всякому сну, как бы заманчиво ни было ему поверить! И тем не менее, когда я слушал чрезвычайно интересный и подробный рассказ гражданки Анны Алексеевны о четырехчасовом видении «иного мира», я старался приложить этому рассказу мерку: Божий ли это сон, или вражий, или фантазия – выдумка самой Анны Алексеевны с целью подурачить нас, слушателей, и посмеяться потом над нами? Или это простой сон, когда душа во сне фантазирует? Положа руку на сердце, искренно и убежденно ответил сам себе, что в данном случае это не простой сон и не выдумка Анны Алексеевны. И не от врага-сатаны это видение, а сон – особенный, даже не сон в точном смысле, а видение, посланное от Бога для благих целей Благого Спасительного Промысла Божия. Многое меня убедило в этом!

Не могла необразованная и неначитанная женщина выдумать такие выражения, которые ей ранее были неизвестны: «в тонком сне» или «состояние души по выходе из тела»! Не было у нее и цели дурачить нас выдумками-фантазиями, да и не сумела бы она составить такой рассказ. Не мог и враг послать такой сон, результатом которого после рассказа явилось доброе дело – поминовение Мани. Не могла Анна Алексеевна, когда сидела за столом, знать и предвидеть, что через две недели она совершенно внезапно скончается, а этот сон, как видно из ее последних слов: «Вся жизнь отошла от меня, и я от жизни», очень много содействовал подготовке Анны Алексеевны к загробной жизни. А нам, верующим христианам, дал, кроме того, еще много неизвестных до сего времени, но чрезвычайно интересных подробностей о загробной нашей участи и о жизни отшедших от нас душ, например, о Пасхальной Неделе в райских обителях Отца Небесного.

Вот почему я лично (да и другие, сидящие за столом) затаив дыхание с величайшим вниманием слушал рассказ Анны Алексеевны, стараясь не пропустить ни одного слова!

Я хорошо запомнил его и, придя домой, постарался буквально записать от слова до слова, чтобы рассказать родным и знакомым. Вот он.

Источник