Когда я приехал домой и подумал о сне то увидел что

Контрольная работа по теме “Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными” для 9 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

9 класс

Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Вариант 1

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, укажите вид подчинения.

  1. Жена шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо чтобы не видеть падающих звезд  которые почему-то пугали ее. (Ч,)
  2. Сколько он ни напрягал глаз в ту сторону  откуда слышались крики ничего не мог разглядеть в темноте. (Григ.)
  3. Он видел только  что прежде неподвижные массы французов заколыхались и что налево действительно была батарея. (Л.Т.)
  4. Сильно билось сердце  когда я снова увидел знакомые, родные улицы, места, дома  которые я не видел около четырех лет. (Герц.)
  5. Мы знали  что под рыхлым снегом если разгрести его руками  еще можно найти свежие лесные цветы. (Пауст.)
  6. Я помню те радостные минуты  когда услышал о космическом корабле-спутнике  который после выполнения задания вернулся на родную Землю. (Вл.Немцов)
  7. Святослав представил себе  что бы случилось если бы вдруг погас зтот огонек и если бы у него не оказалось при себе электрического фонарика. (В.Кож.)
  8. Когда Грушницкий открыл рот  чтобы поблагодарить ее она была уже далеко. ((Л.)
  9. Когда я вбежал в ворота  под которыми было очень темно уже никого не было. (Дост.)
  10. Здесь люди не казались уже до такой степени похожими друг на друга как в том огромном городе  где Матвей испытал столько горестных приключений. (Кор.)

Вариант 2

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, укажите вид подчинения.

  1. Когда я приехал домой и подумал о сне  я увидел, что это совершенно невозможно. (Л.Т.)
  2. В то время  когда Пьер входил в окоп  он заметил  что на батарее выстрелов не слышно было. (Л.Т.)
  3. По опыту своей жизни он знал что успех всякого общественного дела не может не зависеть от многих людей  среди которых найдутся и такие  кто не выполнит свою часть дела или просто ошибется. (Фад.)
  4. Сознание что теперь он при месте и будет заниматься работой которая ему по душе успокаивало его. (Ст.)
  5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все что он может как прекрасна была бы земля наша. (Ч.)
  6. Когда французский офицер вместе с Пьером вошли в комнаты Пьер счел своим долгом опять уверить капитана  что он был не француз. (Л.Т.)
  7. Я любил мартовские сумерки  когда начинало морозить когда зажигали газ. (Дост.)
  8. Дерсу сообщил мне что трава эта также помогает от укусов змей  что эту-то именно траву и едят собаки. (Арс.)
  9. Каждый знает  как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз. (Арс.)
  10. Глеб не заметил как наступило утро как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг. (Григ.)

КЛЮЧИ:

Вариант 1

  1. Жена шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, чтобы не видеть падающих звезд, которые почему-то пугали ее. (Ч,)
  2. Сколько он ни напрягал глаз в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте. (Григ.)
  3. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались и что налево действительно была батарея. (Л.Т.)
  4. Сильно билось сердце, когда я снова увидел знакомые, родные улицы, места, дома, которые я не видел около четырех лет. (Герц.)
  5. Мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы. (Пауст.)
  6. Я помню те радостные минуты, когда услышал о космическом корабле-спутнике, который после выполнения задания вернулся на родную Землю. (Вл.Немцов)
  7. Святослав представил себе, что бы случилось, если бы вдруг погас зтот огонек и если бы у него не оказалось при себе электрического фонарика. (В.Кож.)
  8. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко. ((Л.)
  9. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было. (Дост.)
  10. Здесь люди не казались уже до такой степени похожими друг на друга, как в том огромном городе, где Матвей испытал столько горестных приключений. (Кор.)

Вариант 2

  1. Когда я приехал домой и подумал о сне, я увидел, что это совершенно невозможно. (Л.Т.)
  2. В то время, когда Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было. (Л.Т.)
  3. По опыту своей жизни он знал, что успех всякого общественного дела не может не зависеть от многих людей, среди которых найдутся и такие, кто не выполнит свою часть дела или просто ошибется. (Фад.)
  4. Сознание, что теперь он при месте и будет заниматься работой, которая ему по душе, успокаивало его. (Ст.)
  5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. (Ч.)
  6. Когда французский офицер вместе с Пьером вошли в комнаты, Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз. (Л.Т.)
  7. Я любил мартовские сумерки, когда начинало морозить, когда зажигали газ. (Дост.)
  8. Дерсу сообщил мне, что трава эта также помогает от укусов змей, что эту-то именно траву и едят собаки. (Арс.)
  9. Каждый знает, как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз. (Арс.)
  10. Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг. (Григ.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.

Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.

Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Миру мир!

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник

Урок по теме

«Сложноподчинённое предложение

с несколькими придаточными».

9 класс.

Автор:

Лобач Ирина Николаевна,

учитель русского языка

и литературы

МАОУ СОШ №1

г. Боровичи Новгородской области,

высшая категория

 Пояснительная записка:

   На данном уроке систематизируются знания и отрабатываются умения учащихся по определению вида придаточного предложения. Использование тестовой программы и мультимедийной презентации позволили сделать эффективными приёмы систематизации и обобщения на данном уроке. Урок составлен по учебнику под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9 классы и с учётом содержания программы по русскому языку, требований к современному уроку, дифференцированному обучению, способствует развитию и воспитанию личности.                                          

Цели урока:

  • Закрепить и углубить сведения о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • Выявить уровень знаний и сформированности умений, определять вид подчинения придаточных и верно употреблять знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
  • Повторить ранее изученный материал (подготовка к ГИА).
  • Развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
  • Продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.

Форма проведения урока:

  • Мультимедиа-урок.

Тип урока:

  • Урок-практикум.

Оборудование:

  • Раздаточный материал (тесты, карточки, листы контроля).
  • Интерактивная доска.
  • Мультимедийный проектор.

Ход урока:

I. Проверка теоретических сведений с последующим самоконтролем.

Задание:

закончите предложение, указав в каждом случае нужный вид подчинения придаточных. Запишите, сопроводив ответ схемой.

  1. Если придаточные относятся к одному слову главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос, то это сложноподчинённые предложения с … .
  2. Если придаточные относятся к разным словам главного и отвечают на разные вопросы, то это сложноподчинённые предложения с … .
  3. Если придаточные последовательно поясняют сначала главное предложение, затем первое придаточное, второе и т. д., то это сложноподчинённые предложения с… .

Самопроверка по слайду №1, внесение результатов в Лист контроля (максимальное количество баллов – 6).

II. Подготовка к ГИА (ОГЭ).

Контроль за домашним заданием в тестовой форме (упражнение 361).

I. Cоотнесите номера предложений с видом подчинения придаточных.

1. Если б вместо Надежды был у меня сын я не думал бы что будет со мною под старость. (Н. Дурова).

2. Когда батюшка очнулся то увид…л что лежит на диване и что вокруг него суетятся слуги. (М. Загоскин).

3) Она [Настёна] не пошла по телятнику где в снегу была вытоптана дорожка, а по общему заулку спустилась к Ангаре и повернула (в) прав… откуда над высоким яром виднелась за городьбой крыша бани (В. Руспутин).

4) Когда я приехал домой и подумал о сне то увид…л что это совершенно невозможно. (Л. Толстой)

А) Последовательное подчинение.

Б) Неоднородное подчинение.

В) Однородное подчинение.

Г) Комбинированное подчинение.

II. Из предложения №1 выписать все частицы.

III. С помощью каких средств связи присоединяются придаточные к главному в предложении №2.

IV. Из предложения №2 выписать производный предлог.

V. Определить морфологическую принадлежность слова «вытоптана» из предложения №3.

VI. Подобрать синонимичное выражение к слову «яр» (предложение №3).

VII. Какой суффикс нужно написать в наречии  «(в) прав…» (предложение №3).

VIII. Определить способ образования глаголов из предложения №4.

Самопроверка по слайдам 2-5, внесение результатов в Лист контроля, максимальное количество баллов – 8.

III. Работа по стилистике.

Вспомните перифразы. Что это за средство языковой выразительности? Восстановите его определение.

Перифразы – это _________ выражения в форме ________.

Задание: соотнесите названия городов и перифразы, которые могут их заменить.

1) Москва

2) Иваново

3) Тула

4) Киев

5) Калуга

6) Сочи

7) Санкт-Петербург.

А) Город невест

Б) Порт пяти морей

В) Мать городов русских

Г) Колыбель космонавтики

Д) Оружейная столица России.

Е) Третий Рим

Ж) Северная Венеция

З) Курортная столица России

И) Северная Пальмира.

 Возьмите тесты, лежащие у вас на партах, прочитайте предложения А, Б, В, Г и скажите, в каком городе проживал герой литературного произведения, из которого они взяты. Ответ дайте перифразой из выполненного задания. Все результаты вашей работы проверьте по слайдам 6-12.

IV. Тест по теме «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными».          

А) В какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить.

Б) Когда же все, приступив к нему, стали говорить, что нужно вспрыснуть новую шинель, и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер, Акакий Акакиевич потерялся совершенно…

В) Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихонечку из комнаты, отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежавшею на полу, стряхнул её, снял с неё всякую пушинку, надел на плечи и  опустился по лестнице на улицу.

Г) Повествование о грабеже шинели, несмотря на то что нашлись такие чиновники, которые не пропустили даже и тут посмеяться над Акакием Акакиевичем, однако же многих тронуло.

1. Какой вид придаточных встречается в каждом из предложений А, Б, В, Г?

1) определительное

2) дополнительное (изъяснительное)

3) цели

4) уступки

5) времени

2. Какой вид подчинения представлен в предложениях А, Б, В, Г?

1) последовательное

2) неоднородное

3) однородное

4) комбинированное

3. Укажите правильную характеристику предложения Г.

1) СПП с неоднородным подчинением.

2) Состоит из трёх частей, придаточные соединены последовательно.

3) Состоит из четырёх частей, используется комбинированное подчинение.

4) СПП с однородным подчинением дополнительных (изъяснительных) придаточных.

4. Какая пунктуационная ошибка допущена в предложении Б?

1) Поставлена лишняя запятая после слова «шинель» перед союзом и.

2) Поставлены лишние запятые, выделяющие словосочетание по крайней мере.

3) Поставлены лишние запятые, выделяющие словосочетание приступив к нему.

4) Недостаёт запятой после когда же перед словом все.

По окончании работы проводится самопроверка по ключу к тесту (слайд 13).

№ задания

Максимальное кол-во баллов за задание.

Полученное кол-во баллов.

Общее кол-во баллов.

Критерии оценки

Оценка учащегося

1.

2.

3.

6 баллов

8 баллов

4 баллов

    18

«5» – 18-17

«4» – 16-14

«3» – 13-10

«2» – 9-0

Фамилия ученика

V. Заполнение листа контроля. Подведение итогов.                                              

VI. Домашнее задание.            

Тестовые задания по теме (вариант 1, 2)                                                                                                                           

Источник

Текст графического диктанта по теме СПП с несколькими придаточными.
1. Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь понятна, прекрасна, проста. (Ч. Айтматов)
2. Как ни прекрасна была эта ночь, как ни величественны были явления светящихся насекомых и падающего метеора, но долго оставаться на улице было нельзя. (В. Арсеньев)
3. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. (А. Пушкин)
4. Проснулись мы на следующий день рано и в такой тишине, что было слышно, как со слабым звоном капала с крыши на перевернутое ведро ночная роса. (К. Паустовский)
5. В непогожие дни, когда над тундрой бушует пурга и даже ко всему привычные собаки не решаются показываться из своих убежищ, было особенно приятно гостить в маленьком тёплом домике. (И. Соколов-Микитов)
6. Когда входишь в лес на короткое время, и побудешь немного, и войдешь поглубже, то тебя начнет затягивать в глубину. (М. Пришвин)
7. Потом, когда вошли глубже в лес, мне показалось, что весь он как-то внезапно и чудесно оживился. (М. Горький)

9 класс. СПП с несколькими придаточными. 1 вариант
Списать, расставляя запятые. Нарисовать схемы.

1. Как только жара спала в лесу стало так быстро холодать и темнеть что оставаться в нем не хотелось. (И. Тургенев) 2. Когда экипаж въехал во двор господин был встречен трактирным слугою живым и вертлявым до такой степени что даже нельзя было рассмотреть какое у него было лицо. (Н. Гоголь) 3. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца я понял что день кончился. (Арсеньев) 4. Так же как и меня ее звали Саней. ( Каверин)

________________________________________________________________________________

9 класс. СПП с несколькими придаточными.
Списать, расставляя запятые. Нарисовать схемы. 2 вариант

1. Глеб не заметил как наступило утро как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг. (Д. Григорович) 2. Когда я приехал домой и подумал о сне я увидел что это совершенно невозможно. (Л. Толстой) 3. Я думал также и о том человеке в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. (Пушкин) 4. Мне показалось что сейчас сгорит всё живое и я больше не увижу ни матери ни отца ни братьев. (Н. Тихонов)

_____________________________________________________________________________________________________

9 класс. СПП с несколькими придаточными. 1 вариант
Списать, расставляя запятые. Нарисовать схемы.

1. Как только жара спала в лесу стало так быстро холодать и темнеть что оставаться в нем не хотелось. (И. Тургенев) 2. Когда экипаж въехал во двор господин был встречен трактирным слугою живым и вертлявым до такой степени что даже нельзя было рассмотреть какое у него было лицо. (Н. Гоголь) 3. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца я понял что день кончился. (Арсеньев) 4. Так же как и меня ее звали Саней. ( Каверин)

________________________________________________________________________________

9 клас9 класс. СПП с несколькими придаточными. 1 вариант
Списать, расставляя запятые. Нарисовать схемы.

1. Как только жара спала в лесу стало так быстро холодать и темнеть что оставаться в нем не хотелось. (И. Тургенев) 2. Когда экипаж въехал во двор господин был встречен трактирным слугою живым и вертлявым до такой степени что даже нельзя было рассмотреть какое у него было лицо. (Н. Гоголь) 3. Когда вся долина залилась золотыми лучами заходящего солнца я понял что день кончился. (Арсеньев) 4. Так же как и меня ее звали Саней. ( Каверин)

________________________________________________________________________________

9 класс. СПП с несколькими придаточными.
Списать, расставляя запятые. Нарисовать схемы. 2 вариант

1. Глеб не заметил как наступило утро как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг. (Д. Григорович) 2. Когда я приехал домой и подумал о сне я увидел что это совершенно невозможно. (Л. Толстой) 3. Я думал также и о том человеке в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. (Пушкин) 4. Мне показалось что сейчас сгорит всё живое и я больше не увижу ни матери ни отца ни братьев. (Н. Тихонов)
15

Источник