Кларк и сон достижение всеобщего мира через мировое право

Кларк и сон достижение всеобщего мира через мировое право thumbnail

Луис Бруно Сон – «юридический гигант», трансформировавший послевоенное международное право, до сих пор, даже после своей смерти, присутствует на американской политической сцене: это одновременно магнит для одних и мишень для других. Его репутация в ООН остается неприкосновенной. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что Л. Сон являлся «голосом разума, источником мудрости», и отметил его «непоколебимую веру в важность ООН и закона в разрешении международных разногласий»[1].

Луис Сон родился во Львове. В начале 1930-х годов поступил в Львовский университет, который закончил с двумя дипломами – юридическим и дипломатии, предопределив свою карьеру в международном праве.

После окончания университета Л. Сон стал заниматься на юридическом факультете Львовского университета составлением каталогов о законах разных стран и их различиях. Вскоре он отправил свою рукопись о «конфликте» иностранных законов (Conflicts of Laws) профессору Гарвардской юридической школы Джозефу Билу. Тот был настолько впечатлен работой Сона, что пригласил молодого львовянина стать его ассистентом в Гарварде на один год. Сон без колебаний принял приглашение.

В течение нескольких лет Л. Сон из узкого специалиста по конфликтам законов стал одним из ведущих специалистов международного права в целом. Он считается одним из основателей законов ООН, международного закона об охране окружающей среды и законодательства о правах человека. Его деятельность в ООН началась с конференции в Сан-Франциско в 1945 году. Л. Сон принимал участие в подготовке Устава ООН: создание международного суда и право на коллективную самооборону в случае военного нападения на союзника были запечатлены в Уставе во многом благодаря его работе.

Л. Сон настаивал, что Декларация прав человека должна быть принята (ратифицирована) всеми государствами, а не оставаться резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Л. Сон проводил неофициальные конференции в Тегеране и Монреале, на которые приглашал экспертов по правам человека со всего мира. В Тегеране было принято заявление, обязывающее всех членов ООН подчиняться принципам Декларации прав человека. В 1968 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Тегеранское воззвание, открыв дорогу конференции в Хельсинки 1975 года, где Декларация была подписана главами государств.

Высокая репутация Л. Сона обратила на себя внимание американского правительства. Он представлял США на конференции ООН по Конвенции морей в начале 1980-х годов, а также интересы США в нескольких делах перед международным судом. В 1990-м году администрация Дж. Буша консультировалась с ним по поводу попыток панамского диктатора Норьеги (находившемся под стражей в США) перенести суд в международный трибунал в Гааге.

В 1950-е годы Сон был одним из основателей и лидеров движения мирового федерализма. Сомневаясь в потенциале существующей системы эгоцентрических супердержав, он искал решения международных конфронтаций ядерного века в серьезных международных структурах. В 1958 году Л. Сон в соавторстве с Греневилом Кларком издал книгу «Достижение всеобщего мира через мировое право. Два альтернативных плана»[2], которая стала манифестом мирового федерализма. Только в период между 1958 и 1968 годами книга была переиздана 81 раз. В 2002 году она появилась на русском языке и в России, войдя в Хрестоматию по теории международных отношений, составленную П.А. Цыганковым[3].

В книге предложены по-настоящему революционные изменения, в самом центре которых была ООН. По мысли Л. Сона, граждане всех стран-членов ООН должны быть также и гражданами ООН.

В свою очередь, правительства членов ООН передают многие свои функции Генеральной Ассамблее ООН. Любая желающая страна будет принята в ООН, но ни одна страна не сможет покинуть её или быть исключенной. Все национальные армии должны исчезнуть в течение 20 лет. СССР, США и Великобритания (члены ядерного клуба в 1950-е годы) продадут свой ядерный арсенал новосоздан- ному энергетическому агентству ООН, которое будет иметь монополию над всем ядерным оружием. ООН также будет иметь монополию на «вооруженные силы мира»: 1.300.000 солдат, готовых отреагировать на конфликты в любом уголке мира. В случае экстремальной необходимости, энергетическое агентство ООН сможет применять ядерное оружие. Право вето в Совете Безопасности будет устранено, как и сам Совет Безопасности (он будет заменен другим, менее властным органом). В Генеральной Ассамблее каждая страна будет иметь количество голосов пропорционально своему населению (Индия, Китай, США и СССР получат по 30 голосов; Британия и Франция понизятся в статусе до 16 голосов).

Реакция на книгу была однозначной. В 1958 году обычно либеральная «Нью-Йорк Таймс» откровенно съязвила: «Жаль, что столько труда и таланта ушло в такую утопию». Автор статьи риторически вопрошал: «Неужели автор книги серьезно верит, что США должны распустить свою армию, флот, передать ядерное оружие и добровольно сдать свое право вето, а также само свое существование какой-то теоретической армии ООН?».

Однако Л. Сон останавливаться не собирался. В конце 1950-х годов он предложил создать комиссию по разоружению с участием пяти западных стран и пяти стран советского блока. «Мы ничего не добьемся, если начинать с постулата, что переговоров с СССР не будет до тех пор, пока мы им не сможем доверять», – написал Л. Сон. В 1965 он предложил создать фонд помощи развивающимся государствам при ООН, который будет финансироваться супердержавами от средств, собранных от разоружения. В том же году Л. Сон выступил с идеей разрешения вьетнамского конфликта, основанной на широкой роли ООН.

Еще при жизни Сона библиотека юридической школы Университета штата Джорджия (где он преподавал в 1980-х годах) была названа в его честь. Несколько почетных наград Американской коллегии адвокатов (АВА) также носят его имя.

Источник

Политический идеализм (или теория “международного сообщества”)

Идеализм в современной науке о международных отношениях имеет идейно-теоретические истоки, в качестве которых выступают утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX века. Суть идеализма – это убеждение в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования и демократизации международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости.

Согласно данному направлению мировое сообщество демократических государств при поддержке и давлении со стороны общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между его членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из его приоритетных тем – это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики.

В политической практике идеализм нашел воплощение в разработанной после первой мировой войны американским президентом В.Вильсоном программы создания Лиги наций17, Пакте Брайена-Келлога (1928 г.), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932 г.), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в деятельности таких американских политиков, как госсекретарь Дж.Ф. Даллес и госсекретарь З. Бжезинский (представляющий, впрочем, не только политическую, но и академическую элиту своей страны), президенты Д. Картер (1976- 1980) и Дж. Буш (1988-1992). В научной литературе она была представлена, в частности, книгой американских авторов Р. Кларка и Л.Б. Сона “Достижение мира через мировое право”. В книге предложен проект поэтапного разоружения и создания системы коллективной безопасности для всего мира за период 1960-1980 гг. Основным инструментом преодоления войн и достижения вечного мира между народами должно стать мировое правительство, руководимое ООН и действующее на основе детально разработанной мировой конституции.

Таким образом, идеалистическая парадигма, сопровождавшая историю международных отношений на протяжении веков, сохраняет определенное влияние на умы и в наши дни. В последние годы ее влияние на некоторые аспекты теоретического анализа и прогнозирования в области международных отношений даже возросло, став основой практических шагов, предпринимаемых мировым сообществом по демократизации и гуманизации этих отношений, а также попыток формирования нового, сознательно регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересам всего человечества.

Читайте также:  Почему грудничок плачет вечером перед сном

Идеализм в течение длительного времени считался утратившим всякое влияние и безнадежно отставшим от требований современности. И действительно, лежащий в его основе нормативистский подход оказался глубоко подорванным вследствие нарастания напряженности в Европе 30-х годов, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания мирового конфликта 1939-1945 гг. и “холодной войны” в последующие годы. Результатом стало возрождение на американской почве европейской классической традиции с присущим ей выдвижением на передний план в анализе международных отношений таких понятий, как “сила” и “баланс сил”, “национальный интерес” и “конфликт”. Политический идеализм подвергся сокрушительной критике политическим реализмом. Реалисты указали на то обстоятельство, что идеалистические иллюзии государственных деятелей того времени в немалой степени способствовали развязыванию второй мировой войны, – но и предложил достаточно стройную теорию.

Билет 4 ТМО: Глобализм-радикализм- структурализм (немарксизм)

1.Представителей неомарксизма (П. Баран, П. Суизи, С. Амин, А. Имманюэль, И. Уоллерстейн и др.) – течения столь же неоднородного, как и транснационализм, объединяет идея о целостности мирового сообщества и определенная утопичность в оценке его будущего. Вместе с тем исходным пунктом и основой их концептуальных построении выступает мысль о несимметричности взаимозависимости современного мира и более того – о реальной зависимости экономически слаборазвитых стран от индустриальных государств, об эксплуатации и ограблении первых последними.

2.Основываясь на некоторых тезисах классического марксизма, неомарксисты представляют пространство международных отношений в виде глобальной империи, периферия которой остается под гнетом центра и после обретения ранее колониальными странами своей политической независимости. Это проявляется в неравенстве экономических обменов и неравномерном развитии . Так, например, «центр», в рамках которого осуществляется около 80% всех мировых экономических сделок, зависит в своем развитии от сырья и ресурсов «периферии». В свою очередь, страны периферии являются потребителями промышленной и иной продукции, производимой вне их. Тем самым они попадают в зависимость от центра, становясь жертвами неравного экономического обмена, колебания в мировых ценах на сырье и экономической помощи со стороны развитых государств. Поэтому, в конечном итоге, «экономический рост, основанный на интеграции в мировой рынок, есть развитие слаборазвитости».

3.Глобализм представляет мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Базовыми понятиями, играющими роль методологического ключа, помогающего разобраться в этом сложном многообразии, выступают понятия “мир-система” и “мир-экономика”. Последнее отражает не столько сумму экономических отношений в мире, сколько самую обширную систему взаимодействия международных акторов, ведущую роль в которой играют экономически наиболее сильные из них. Основные черты мир-экономики — это всемирная организация производства, рост значения ТНК в мировой экономике, усиливающаяся координация производственных комплексов, интернационализация капиталов и уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов. Государства, которые ранее защищали себя от внешних потрясений, превращаются в агентов, передающих национальным экономикам требования мир-экономики с целью адаптации к условиям конкуренции на мировом рынке. Указанные процессы, как и соответствующие структуры, представляют собой не некие априорные данные, а факты. Иначе говоря, они являются результатом деятельности людей, продуктом истории. Существуют и процессы, противоположные глобализации – диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и иных организаций и структур, поиски иных путей развития. Однако, радикально-либеральная идеология внушает людям, что альтернативы глобализации нет, что в основе наблюдающихся на мировой арене жесткой конкуренции, дерегламентации взаимодействий и эгоизма лежит неумолимая экономическая логика.

Гиперлиберальная мир-экономика, пишет Р. Кокс, нуждается в лидере, способном заставить уважать ее правила. После Холодной войны эту роль присвоили себе США. Она позволяет им претендовать на привилегии, в виде исключений из общих правил поведения на международной арене. Являясь самым крупным в мире должником, США рассчитывают на дальнейшее получение кредитов и продолжают жить, тратя гораздо больше, чем это позволяют их собственные возможности. Их лидеры объясняют это “тяжестью военной ноши”, которую Соединенные Штаты вынуждены нести, защищая остальное человечество (и прежде всего Западный мир) от многочисленных угроз его безопасности. На самом же деле, международные отношения приобретают “зависимый [от CША] характер”.

(Дальше немного не в тему, но для общ понятия)

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран.

Глобализация — основная тенденция современных МО.

1.Экономическая: капитал, раб. сила, матер. средства. 2.нформационная. Государство уже не контролирует инф. потоки. Инф-я не знает границ. 3.Политическая. Демократия становится универсальной системой для всех государств. 4.Культурная.

В связи с Г. произошло много чего и позитивного, и негативного. Появилась мобильность, «мир стал меньше» (Томас Фридман), расширились границы для культуры и т.д. Международный Криминальный Суд — тенденция в полит. интеграции. Подписали все крупные государства. Культурная — слишком быстро происходит. Иногда приводит к негативным последствиям — этническим конфликтам.

«Демократический дефицит». ЕС жалуется, что государства дают все больше власти европейским институтам, невозможность контроля (например — невозможно контролировать экономические аспекты — транснациональные компании)

Мир становится глобальным, государства играют меньшую роль, стираются границы (влияние на глобализации на государственный суверенитет). Невозможность контроля информацииРеалисты: глобализация ведет к уязвимости государства, они зависят друг от друга.

Либералы: глобализация ведет к снижению вероятности насильственных действий, т.к. государства сдерживает возникающая взаимозависимость.

Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции, оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы меньше, не стабильнее и зависят от конъюнктуры мировых рынков.

Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных и другие:

Увеличение технологического отставания от развитых стран;

Рост социально-экономического расслоения общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или или этнической группе;

Обнищание основной массы населения;

Усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;

Ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;

Рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.

Источник

Кларк и сон достижение всеобщего мира через мировое право

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическое наследие Фукидида, Макиавелли, Гоббса, де Ваттеля и Клаузевица, с одной стороны, Витория, Гроция, Канта – с другой, нашло свое непосредственное отражение в крупной научной дискуссии, которая возникла в США в период между двумя мировыми войнами, дискуссии между реалистами и идеалистами.

Идеализм в современной науке о международных отношениях1 имеет и более близкие идейно-теоретические истоки, в качестве которых выступают утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX в. В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном программе создания Лиги Наций (Вильсон. 1997), в Пакте Бриана – Келлога (1928), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в деятельности таких американских политиков, как госсекретарь Джон Ф. Даллес и госсекретарь Збигнев Бже-зинский (представляющий, впрочем, не только политическую, но и академическую элиту своей страны), президент Джимми Картер (1976-1980) и президент Джордж Буш (1988-1992). В научной литературе она была представлена, в частности, книгой таких американских авторов, как Р. Кларк и Л. Б. Сон “Достижение мира через мировое право” (Clark & Sohn. 1966).

Читайте также:  Если во сне укусила собака к чему

Ключевые положения либерально-идеалистической парадигмы выглядят следующим образом.

1. Участники международных отношений представляют собой достаточно широкий круг акторов, в который входят не только государства, но и международные правительственные и неправительственные организации, общественные объединения и группы, частные предприятия и даже отдельные лица. Более того, идеалисты настаивают на том, что государство не может рассматриваться как рациональный и унитарный актор. Международная политика государства есть равнодействующая постоянной борьбы, согласования и компромисса интересов бюрократической иерархии и отдельных властных структур, гражданской и военной систем общества, различных политических партий и движений, нецолитических ассоциаций и профессиональных групп и т.п. (Allison. 1969).

2. Отсутствие верховной власти в международных отношениях не означает фатальной неизбежности господства в них принципа “помоги себе сам”. Создание и расширение полномочий международных организаций, совершенствование норм международного права, демократазация международных отношений, распространение на них универсальных норм нравственности и справедливости – делает вполне возможным равноправное участие в международной политике не только великих держав, но и других государств, а также негосударственных акторов. Таким образом, либералы признают лишь один аспект анархии международных отношений и отрицают другой. Более того, они лишь частично согласны с тезисом об отсутствии в международных отношениях центральной власти, наделенной полномочиями принятия решений, обязательных для неуклонного выполнения всеми акторами.

3. Международные процессы многообразны, и международные отношения не могут быть сведены только к состоянию мира и войны, или даже к сотрудничеству и конфликтам. Все это имеет место, причем при все более доминирующей роли международного сотрудничества. Но если представить международные процессы в обобщенном виде как доминирующую тенденцию, то следует говорить о возрастающей взаимозависимости и формировании единого мирового сообщества, сталкивающегося с общими проблемами и потому имеющего общие интересы.

4. Плюрализм международных акторов предполагает и плюрализм их целей. В то же время в этом многообразии все более явственно просматривается единство – приоритет общечеловеческих ценностей и универсальных демократических принципов, на основе которых

cледует двигаться к формированию нового, сознательно регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересам всего человечества.

5. Согласно либерально-идеалистической парадигме, мировое сообщество демократических государств, при поддержке и давлении общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между своими членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из ее приоритетных тем – это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики, системы, которая позволит покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами (см., например: Clark & Sohn. 1966).

6. Результатом изменений, происходящих в международных отношениях, станет окончательное преодоление их анархической природы и возникновение единого общемирового сообщества, в котором будет покончено с войнами и вооруженными конфликтами. Не исключается и создание мирового правительства, руководимого ООН и действующего на основе детально разработанной мировой конституции. Подобные идеи можно встретить в ряде работ как американских (см., например: Clark & Sohn. 1966), так и европейских (Gerar. 1971) авторов. Идея мирового правительства высказывалась и в папских энцикликах: Иоанна XXIII – “Pacem in terns” от 16 апреля 1963 г., Павла VI – “Populorum progressio” от 26 марта 1967 г., а также Иоанна-Павла II – от 2 декабря 1980 г., который и сегодня выступает за создание “политической власти, наделенной универсальной компетенцией”.

7. Вышеприведенные положения свидетельствуют о том, что исходным принципом анализа международных отношений в рамках либерально-идеалистической парадигмы выступают универсальные ценности и идеалы демократии.

Идеалистическая парадигма, существовавшая в истории международных отношений на протяжении веков, сохраняет определенное влияние и в наши дни. Это влияние просматривается и в тех практических шагах, которые предпринимаются мировым сообществом по демократизации и гуманизации международных отношений, и в стратегии нового мирового порядка, ставшей основой внешнеполитической линии США после холодной войны, и в вызывающей не менее острые идейные и политические разногласия концепции кооперативной безопасности2.

В то же время следует отметить, что идеализм в течение длительного времени считался утратившим всякое влияние и уж во всяком случае противоречащим требованиям меняющейся международной политики и даже опасным для нее по своим последствиям. В 1930-е гг. лежащий в его основе нормативистский подход оказался глубоко подорванным вследствие нарастания напряженности в Европе, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания мирового конфликта 1939–1945 гг. Значительный урон либерально-идеалистической парадигме нанесла “холодная война” в последующие десятилетия. Результатом стало возрождение на американской почве европейской классической традиции с присущим ей выдвижением на передний план в анализе международных отношений таких понятий, как “сила” и “баланс сил”, “национальный интерес” и “конфликт”.

1 Иногда идеализм (во многих изданных на Западе учебниках по международным отношениям он не рассматривается как самостоятельное теоретическое направление либо служит не более чем “критическим фоном” при анализе политического реализма и других теоретических направлений) квалифицируется как утопизм (см., например. Сигг ЕЯ The Twenty Years of Crisis. 1919-1939. L, 1956.
2 Изложение и анализ основных положений этой концепции см далее.

Политический реализм

Политический реализм не только подверг идеализм сокрушительной критике, указав, в частности, на то обстоятельство, что идеалистические иллюзии государственных деятелей того времени в немалой степени способствовали развязыванию Второй мировой войны, но и предложил достаточно стройную теорию. Ее наиболее известные представители – Рейнхольд Нибур, Фредерик Шуман, Джордж Кеннан, Джордж Щварценбергер, Кеннет Томпсон, Генри Киссинджер, Эдвард Карр, Арнольд Уолферс и др. – надолго определили пути науки о международных отношениях. Бесспорными лидерами этого направления стали Ганс Моргентау и Реймон Арон. Так, работа Г. Моргентау “Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир” (см.: Morgenthau. 1961), первое издание которой увидело свет в 1948 г., стала своего рода “библией” для многих поколений студентов-политологов как в самих США, так и в других странах Запада.

Общими для представителей политического реализма являются следующие ключевые положения парадигмального характера.

1. Главными участниками международных отношений являются суверенные государства. При этом государства рассматриваются как рационально действующие однородные политические организмы, унитарные образования, которые проводят единую политику в отношении других государств – участников международных отношений. Только государства, через представляющие их правительства, имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения договоров, объявления войн и других действий, составляющих суть международной политики. Причем речь идет не обо всех

государствах, а только о наиболее крупных, конфликтные или кооперативные отношения между которыми и составляют существо международной политики. Как подчеркивал Ганс Моргентау, “не все государства одинаково вовлечены в международную политику… отношение государства к международной политике является динамическим качеством. Оно изменяется вместе с изменением силы государства, которая может выдвинуть его на передний край в международной политике, а может лишить его возможности активно действовать на международной арене” (Morgenthau. 1961. Р 28). Вслед за Фукидидом реалисты считают, что сильные государства делают то, что они могут, а слабые – то, что им позволяют сильные. Любое состояние международных отношений зависит от взаимодействий между немногочисленными великими державами. Заключая друг с другом союзы и коалиции, вступая в войну или иного рода конфликты, великие державы могут приносить в жертву позиции и интересы малых стран. Политических реалистов не смущают несоответствия подобной позиции универсальным нравственным идеалам. По их мнению, только усилиями крупнейших и наиболее мощных участников международных отношений могут быть сохранены (если великим державам удастся согласовать собственные интересы) или нарушены (если они не сумеют достичь согласия) международная стабильность и мировой порядок (см.: Киссинджер. 1997).

Читайте также:  Все тот же сон дина рубина

2. Специфика международных отношений состоит в том, что они носят анархичный характер. Каждый участник руководствуется в своих действиях прежде всего своими собственными интересами. “Национальные интересы” – главная категория теории политического реализма, основной побудительный мотив и ключевой стимул политики государства на международной арене. В международных отношениях отсутствует верховная власть, которая обладала бы монополией на легитимное насилие. Поэтому основным принципом поведения государств на мировой арене является принцип “помоги себе сам”.

3. Действующее в анархической среде на основе собственных интересов государство неизбежно сталкивается с тем, что его интересы вступают в противоречия с интересами других государств – участников международных отношений. Отсюда следует, что главным международным процессом, достойным внимания теории политического реализма, является межгосударственный конфликт и крайняя форма его проявления – война. Специфика международных отношений, по утверждению P. Арона, состоит в том, что они “развертываются в тени войны” (Aron. 1982). Реалисты признают, что конфликты не являются единственным видом международных процессов, однако подчеркивают вторичную роль сотрудничества по отношению к конфликтам. С их точки зрения, первостепенным видом международного сотрудничества

остаются военные и военно-политические союзы и альянсы, заключаемые государствами в целях совместной обороны (Wolfers. 1962). Что же касается состояния мира между государствами, то оно в известном смысле является идеальным, ибо всегда, даже когда удается добиться длительной стабилизации международных отношений, имеет временный характер.

4. Анархический характер международных отношений предполагает, что они полны опасностей и угроз для государственных интересов. Вот почему основная цель государства в международной политике – обеспечение собственной безопасности. Естественно, великие державы обладают для этого ббльшими ресурсами, чем все остальные. Однако и они никогда не могут чувствовать себя в безопасности и постоянно стремятся к наращиванию собственных ресурсов и совершенствованию их качества. Подобное наращивание является причиной существования в международных отношениях неразрешимой “дилеммы безопасности”, выражающейся в том, что чем большей безопасности добивается для себя одна из великих держав, тем меньше ее у других. Тем самым международные отношения уподобляются игре с нулевой суммой, в которой выигрыш одной стороны означает прямо пропорциональный проигрыш другой.

При этом важнейшим совокупным ресурсом государства выступает власть, которая понимается в самом широком смысле: как военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа, возможности для распространения его идеологических установок и духовных ценностей. Но главным признаком власти является способность контролировать поведение других, участников международных отношений. В этой связи Г. Моргентау прямо указывает на то, что “международная политика, как и политика в целом, является борьбой за власть”, которая всегда остается непосредственной целью (Morgenthau. 1961. Р. 27). В то же время власть – это не только цель государства, участвующего в Международной политике, но и. одно из важнейших средств: “Каковы бы ни были материальные цели внешней политики, например, приобретение источников сырья, контроль за морскими трассами или территориальные изменения, они всегда подразумевают контроль за поведением других посредством воздействия на их волю” (там же. Р. 30),

5. Власть государства неотделима от его силы, выступающей одним из решающих средств обеспечения национальной безопасности на международной арене. “Угроза физического насилия, – писал Моргентау, – является органическим элементом политики… В международной политике военная сила, как угроза или потенциал, является важнейшим материальным фактором, обеспечивающим политическую

мощь государства” (там же. Р. 29). Преодоление международной анархии невозможно путем кодификации универсальных нравственных нррм и совершенствования международного права. “В обществе, где власть не поддается обсуждению, – подчеркивал Г. Шварценбергер, – первостепенная функция права состоит в том, чтобы помогать в поддержании превосходства силы и иерархии, установленной на основе властных отношений” (Шварценбергер. 1997. Р. 170). Государство обеспечивает себе власть с помощью военной стратегии (которая трактуется в духе Клаузевица, как продолжение политики насильственными средствами) и дипломатии.

6. Можно ли изменить природу международных отношений? Этот вопрос реалисты считают центральным при изучении международной политики. “Реалисты убеждены, – писал Моргентау, – что подобная трансформация может быть осуществлена только путем искусной манипуляции теми силами, которые влияют и будут влиять на политику…” (Моргентау. 1996. С. 197). Однако, по их мнению, до тех пор, пока существуют государства, они будут оставаться главными участниками международной политики, функционирующей по своим неизменным законам Иными словами, по мнению сторонников политического реализма, можно изменить конфигурацию политических сил, смягчить последствия международной анархии, установить более стабильные и более безопасные межгосударственные отношения, однако природу международных отношений изменить невозможно.

Этот вывод вполне логично вытекает из основного исходного положения теории политического реализма о неизменности человеческой природы. “Человеческая природа, в которой коренятся законы политики, не изменилась со времен их открытия философами Китая, Индии и Греции”, – пишет Г. Моргентау (там же. С. 191).

Концептуальная стройность реалистской парадигмы, стремление опираться на объективные законы общественного развития, беспристрастно и строго анализировать международную действительность, отличающуюся от абстрактных идеалов и основанных на них бесплодных и опасных иллюзиях, – все это способствовало расширению влияния и авторитета политического реализма как в академической среде, так и в кругах государственных деятелей различных стран.

Однако и политический реализм не стал безраздельно господствующей парадигмой в науке о международных отношениях. Этому препятствовали его серьезные Недостатки.

Дело в том, что, исходя из понимания международных отношений как “естественного состояния” силового противоборства за обладание властью, политический реализм, по существу, сводит эти отношения к межгосударственным, что значительно обедняет их понимание. Более

того, внутренняя и внешняя политика государства в трактовке политических реалистов выглядят как не связанные друг с другом, а сами государства – как своего рода взаимозаменяемые механические тела, с идентичной реакцией на внешние воздействия. Разница между ними лишь в том, что одни государства являются сильными, а другие – слабыми. Недаром один из влиятельных приверженцев политического реализма А. Уолферс строил картину международных отношений, сравнивая взаимодействие государств на мировой арене со столкновением шаров на биллиардном столе (Wolfers. 1962). Абсолютизация роли силы и недооценка значения других факторов, таких, например, как духовные ценности, социокультурные реальности и т.п., значительно обедняет анализ международных отношений, снижает степень его достоверности. Это тем более верно, что содержание таких ключевых для теории политического реализма понятий, как “сила” и “национальный интерес”, остается в ней достаточно расплывчатым, давая повод для дискуссий и многозначного толкования. Наконец, в своем стремлении опираться на вечные и неизменные объективные законы международного взаимодействия политический реализм стал, по сути дела, заложником собственного подхода. Его сторонники не учитывали весьма важные тенденции мирового развития и уже произошедшие в нем изменения, которые все в большей степени определяют характер современных международных отношений в отличие от тех, которые господствовали на международной арене вплоть до начала XX в. Одновременно было упущено еще одно обстоятельство: то, что указанные изменения требуют использования, наряду с традиционными, и новых методов и средств научного анализа