Картотека гимнастики после сна в подготовительной группе на год
Бодрящая гимнастика после сна в подготовительной группе
Сентябрь
1-й комплекс
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
- И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
- И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, и.п., вдох (через нос).
- И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
- И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши — выдох; развести ладони в стороны — вдох.
- И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
2-й комплекс
- «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.
- «Горка». И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
- «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.
- «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, и.п., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
- «Мячик». И.п.: о.с, прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
- «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с, мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
Октябрь
1-й комплекс «Прогулка в лес»
- «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
- «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.п..лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.
- «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.
- «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с, вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
- «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.п.: о.с, руки за голову, вдох — подняться на носки, выдох – присесть.
- «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза). И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.
2-й комплекс «Дождик»
- И.п. Сидя, ноги скрестить «по – турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами. Капля первая упала – кап!
То же проделать другой рукой.
И вторая прибежала — кап!
- И.п. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.
Мы на небо посмотрели,
Капельки «кап-кап» запели,
Намочились лица.
- И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги. Мы их вытирали.
- И.п.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз. Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
- И.п.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
- И.п.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.
- И.п.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.
Ноябрь
1-й комплекс
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
- И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
- «Пешеход». И.п. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
- «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
- И.п.: о.с, руки на пояс, перекат с носков на пятки.
2-й комплекс
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, и.п.
- И.п.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
- И.п. то же, массаж пальцев рук – от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).
- И.п. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук – от пальцев до плеча.
- И.п. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.
- И.п.: о.с. ходьба на месте с высоким подниманием колена.
Декабрь
1-й комплекс
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать.
Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать!
Носом глубоко дышите,
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
- И.п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
- И.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
- И.п..лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.
- И.п.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.
- И.п.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута – вдох, выдох.
2-й комплекс
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую), и.п., поднять левую ногу (прямую), и,п.
- И.п.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и.п.
- И. п. лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.
- И.п.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти касаются друг друга) — выдох, и.п., локти касаются пола — вдох.
- И.п.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх – вдох, выдох.
- И.п.: о.с, принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.
Январь
1-й комплекс
- И.п.: сидя, ноги скрестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами). Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.
- И.п. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом), то же выполняется в левую сторону.
Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел,
Поглядел.
- И.п. то же. Выполнять вращательные движения перед rovnum и сцс-
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
- И.п.: о.с. Встать на носочки и выполнять летательные движения.
Поднимаюсь ввысь,
Лечу.
Возвращаться не хочу.
- И.п.: о.с, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
- И.п.: о.с, быстро моргать глазами 1—2 мин.
2-й комплекс
(по методике Э.С. Аветисова)
- И.п.: сидя, ноги скрестно, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
- И.п. то же, быстро моргать глазами 1—2 мин.
- И.п. то же, массировать глаза через закрытые веки круговыми движе-ниями указательных пальцев в течение 1 мин.
- И.п. то же, тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. Снять пальцы с века, повторить 3-7 раз.
- И.п. то же, отвести глаза вправо, влево.
- И.п. то же, отвести глаза вверх, вниз.
Февраль
1-й комплекс «Уголек»
- И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги вверх, и.п.
- «Бревнышко». И.п.: лежа на спине, руки вверху, перекат со спины на живот, перекат с живота на спину.
- «Лодочка». И.п. лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, руки к плечам — вдох, и.п. – выдох.
- «Шлагбаум». И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднять правую ногу, и.п., поднять левую ногу, и.п.
- «Божья коровка». И.п.: сидя на пятках, выпрямиться, потянуться вверх, сесть на пятки, наклон вперед, носом коснуться колен, руки отвести назад, и.п.
- Ходьба на месте.
2-й комплекс
- «Глазки просыпаются».
Глазки нужно открывать,
Чудо чтоб не прозевать.
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – зажмурить глаза; 3-4 – широко открыть глаза. Повторить 6 раз
- «Ротик просыпается».
Ротик мой просыпайся,
Чтоб пошире улыбаться.
И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – открыть широко ротик; 3-4-закрыть ротик и улыбнуться. Повторить 6 раз.
- «Ручки просыпаются».
Ручки кверху потянулись,
До солнышка дотянулись
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – поднять правую руку вверх; 3—4 – отвести правую руку вверх за голову. То же левой рукой. Повторить 6 раз.
- «Ножки просыпанной».
Будем ножки пробуждать,
Их в дорогу у собирать.
И. п. – лежа на спине, руки вверху. 1-2 – потянуть на себя правую ногу носком; 3-4 – и. п. То же левой ногой. Повторить 6 раз.
- «Вот мы и проснулись».
К солнышку мы потянулись
И друг другу улыбнулись!
И. п. – встать около кровати на коврик. 1-4 – поднять руки вверх, встать на носочки и потянуться вверх.
Март
1-й комплекс
1. «Потягушечки».
Вот почти мы все проснулись
И в кроватке потянулись.
И. п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить за головой, глаза закрыты. 1-2 – потянуться одновременно ногами и руками, растягивая
позвоночник; 3-4 – и. п. Повторить 6 раз
2. «Проснулись».
Вот проснулись ручки,
Вот проснулись ножки
И хотят скорей бежать
К маме по дорожке.
И. п. – лежа на спине, руки поднять вверх, за головой, глаза закрыты.
1-4 – поочередно тянуть от себя правую и левую руку; 5-8 – правую и левую ногу (носком, затем пяткой). Повторить 6 раз.
3. «Клубочек».
Не хотим мы простывать,
Хоть и начали дрожать.
Мы совсем уже проснулись,
К солнышку мы потянулись.
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – свернуться в клубок, дрожать, изображая, что холодно; 3-4 – раскрыться, расслабиться и потянуться, показывая, что наступило тепло, улыбнуться. Повторить 6 раз.
4. «Пальчики».
Пальчики хотят проснуться,
Чтоб в водичку окунуться.
И. п. – сидя в постели, ноги скрестно. Растирать ладони до появления тепла.
5. «Умоемся».
А теперь лицо умоем,
Глазки широко раскроем.
И. п. – сидя в постели, ноги скрестно. 1-4 – «умыть» лицо теплыми руками. Повторить 2 раза.
Вот готовы мы вставать,
Бегать, прыгать и играть!
2-й комплекс
1. «Глазки просыпаются».
Слегка глазки растираем,
А потом сладко зеваем.
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4 – слегка погладить закрытые глаза; 5-8 – сделать расслабляющий звук зевоты. Повторить 4 раза.
2. «Головка проснулась».
Мы почти уже проснулись
И друг другу улыбнулись.
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-2 – поворот головы на подушке вправо; 3-4 – и. п.; 5-6 – поворот головы на подушке влево; 7-8 – и. п. При повороте головы улыбаться друг другу. Повторить 6 раз.
3. «Ручки проснулись».
Потянулись мы немножко.
Здравствуй, солнышко в окошке!
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять правую руку вверх;
2-3 – потянуть правую руку; 4 – опустить на постель правую руку. То же для левой руки. Повторить 6 раз.
4. «Ножки проснулись».
Хотим тоже потянуться
И совсем-совсем проснуться.
И. п. – то же. 1 – прямую правую ногу поднять вверх; 2-3 – потянуть правую ногу; 4 – опустить правую ногу на постель. То же для левой ноги. Повторить 6 раз.
5. «Ножки совсем проснулись».
Ножками мы поболтаем
И до трех мы посчитаем.
И. п. – лежа на животе с опорой на локти аккуратно поддерживать ладонями подбородок. 1-8 – поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 4 раза.
Умываться мы идем,
Одеваться мы идем
-Очень дружные ребята!
Потом песенку споем.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Вот такие мы, друзья!
Апрель
1-й комплекс
- «Глазки просыпаются».
Глазки нужно открывать,
Чудо чтоб не прозевать.
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – зажмурить глаза; 3-4 – широко открыть рот. Повторить 6 раз
- «Ротик просыпается.
Ротик должен просыпаться,
Чтоб пошире улыбаться.
И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – открыть широко ротик; 3-4-закрыть ротик и улыбнуться. Повторить 6 раз
- «Ручки просыпаются»
Ручки кверху потянулись,
До солнышка дотянулись
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – поднять правую руку вверх; 3—4 – отвести правую руку вверх за голову. То же левой рукой. Повторить 6 раз
- «Ножки просыпанной».
Будем ножки пробуждать,
Их в дорогу у собирать.
И. п. – лежа на спине, руки вверху. 1-2 – потянуть на себя правую ногу носком; 3-4 – и. п. То же левой ногой. Повторить 6 раз.
- «Вот мы и проснулись».
К солнышку мы потянулись
И друг другу улыбнулись!
И. п. – встать около кровати на коврик. 1-4 – поднять руки вверх, встать на носочки и потянуться вверх.
2-й комплекс
«Потягушечки».
Вот почти мы все проснулись
И в кроватке потянулись.
И. п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить за головой, глаза закрыты. 1-2 – потянуться одновременно ногами и руками, растягивая позвоночник; 3-4 – и. п. Повторить 6 раз.
- «Проснулись».
Вот проснулись ручки,
Вот проснулись ножки
И хотят скорей бежать
К маме по дорожке.
И. п. – лежа на спине, руки поднять вверх, за головой, глаза закрыты. 1-4 – поочередно тянуть от себя правую и левую руку; 5-8 – правую и левую ногу (носком, затем пяткой). 6 раз.
- «Клубочек».
Не хотим мы простывать,
Хоть и начали дрожать.
Мы совсем уже проснулись,
К солнышку мы потянулись.
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – свернуться в клубок, дрожать, изображая, что холодно; 3-4 – раскрыться, расслабиться и потянуться, показывая, что наступило тепло, улыбнуться. Повторить 6 раз.
- «Пальчики».
Пальчики хотят проснуться,
Чтоб в водичку окунуться.
И. п. – сидя в постели, ноги скрестно. Растирать ладони до появления тепла.
- «Умоемся».
А теперь лицо умоем,
Глазки широко раскроем.
И. п. – сидя в постели, ноги скрестно. 1-4 – «умыть» лицо теплыми руками. Повторить 2 раза.
Вот готовы мы вставать,
Бегать, прыгать и играть!
Май
1-й комплекс «Жук»
- И.п.: сидя, ноги скрестно. Грозить пальцем.
В группу жук к нам залетел,
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж!»
- Отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону.
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
- Указательным пальцем правой руки совершить движения к носу.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
- Направление рукой вниз сопровождают глазами.
Жук наш приземлился.
- И.п.: стоя, ноги врозь. Делать вращательные движения руками («волчок») и встать.
Зажужжал и закружился
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
- Отвести руку в правую сторону, проследить глазами. То же в другую сторону.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
- Поднять руки вверх, посмотреть вверх.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
- Подняться на носки, смотреть вверх
На носочки мы привстали,
Но жучка мы не достали.
- Хлопать в ладоши.
Хлопнем дружно, Хлоп-хлоп-хлоп.
- Имитировать полет жука.
Чтобы улететь не смог,
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
- Поднять руки вверх, посмотреть вверх.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
- Подняться на носки, смотреть вверх
На носочки мы привстали,
Но жучка мы не достали.
- Хлопать в ладоши.
Хлопнем дружно,
Хлоп-хлоп-хлоп.
- Имитировать полет жука.
Чтобы улететь не смог,
«Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж».
2-й комплекс
- «Глазки просыпаются».
Слегка глазки растираем,
А потом сладко зеваем.
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-4 – слегка погладить закрытые глаза; 5-8 – сделать расслабляющий звук зевоты. Повторить 4 раза.
- «Головка проснулась».
Мы почти уже проснулись
И друг другу улыбнулись.
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – поворот головы на подушке вправо; 3-4 – и. п.; 5-6 – поворот головы на подушке влево; 7-8 – и. п. При повороте головы улыбаться друг другу. Повторить 6 раз,
- «Ручки проснулись».
Потянулись мы немножко.
Здравствуй, солнышко в окошке!
И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – поднять правую руку вверх; 2-3 – потянуть правую руку; 4 – опустить на постель правую руку. То же для левой руки. Повторить 6 раз.
- «Ножки проснулись».
Хотим тоже потянуться
и совсем-совсем проснуться.
И. п. – то же. 1 – прямую правую ногу поднять вверх; 2-3 – потянуть правую ногу;
4 – опустить правую ногу на постель. То же для левой ноги. Повторить 6 раз.
- «Ножки совсем проснулись».
Ножками мы поболтаем
И до трех мы посчитаем.
И. п. – лежа на животе с опорой на локти аккуратно поддерживать ладонями подбородок. 1-8 – поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повторить 4 раза.
Умываться мы идем,
Одеваться мы идем –
Очень дружные ребята!
Потом песенку споем.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля!
Вот такие мы, друзья!
Источник
МКДОУ детский сад «Солнышко»
Картотека корригирующей гимнастики после сна в группе №1
(старше – подготовительная)
Воспитатель: Манаева В.А.
Цель корригирующей гимнастики.
Способствовать пробуждению после дневного сна. Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости на вторую половину дня.
Карточка 1. Сентябрь.
Упражнения в кроватке:
1. «Велосипед» – И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
2. «Котёнок» – И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котенок встает на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз)
3. «Массаж рук» – И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палей (6 раз)
Упражнения на коврике:
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4раза)
Я прошу подняться вас – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны – четыре,
С силой их к плечам прижать – пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Рычание». Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряженные пальцы рук, как когти.
2. «Сердитый пес». Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлест по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
3. Глубокий вдох – выдох через нос с произношением звука: “м-м-м (рот плотно закрыт).
Карточка 2. Октябрь.
Упражнения в кроватке:
1. «Пляска» – И. п. : лёжа на спине, руки под затылком, ноги приподнять. Развести ноги врозь и вернуться в и. п. (6 раз) .
2. «Покачай малышку» – И. п. : сидя, прижать к груди стопу ноги. Укачивая «малышку», коснуться лбом колена и стопы ноги (6 раз)
3. «Холодно – жарко» – И. п. : сидя, скрестив ноги. Подул холодный северный ветер – дети съёжились в комочки. Выглянуло солнышко – расслабиться, обмахиваясь платочком или ладошкой (6 раз)
Упражнения на коврике:
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
Зайцы скачут скок – скок!
Да на беленький снежок,
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – подняться, подтянутся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Кукареку». И. п. ноги врозь, руки опущены. Поднимают руки в стороны, а затем хлопают ими по бедрам и, выдыхая, произносят «ку-ка-ре-ку».
2. «Полное дыхание». Делают вдох, состоящий из трех этапов: 1-й – живот выступает вперед; 2-й – нижние ребра расходятся в стороны;3-й – наполняются верхушки легких (плечи поднимаются) .
3. «Ныряльщики». Разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
Карточка 3. Ноябрь.
Упражнения в кроватке:
1. «Волна» – И. п. : лёжа на спине. Согнуть ноги и подтянуть колени к животу, выпрямить. Пауза 3-5 сек. и опустить ноги (6 раз) .
2. «Рыбка» – И. п. : лёжа на животе. Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (6 раз) .
3. «Лягушонок» – И. п. : лёжа на животе, ладошки под подбородком. Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги, медленно вернуться в и. п. (6 раз) .
Упражнения на коврике:
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
“Речка”.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой, это – кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег пустой
И отправились домой.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Шарик надулся и лопнул». Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надулся, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш».
2. «Звуки». Одну руку положить на грудь, другую – на живот. На продолжительном выдохе произносить звуки ж, з, м, н, в.
3. Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт). Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).
Карточка 4. Декабрь.
Упражнения в кроватке:
1.«Потягушки» – И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперед и двумя руками вверх (6 раз) .
2.«Чебурашка» – И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз) .
3.«Буратино» – И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»( 6 раз) .
Упражнения на коврике:
Скачут, скачут в лесочке,
Зайцы – серые клубочки,
Прыг – скок, прыг – скок.
Встал зайчонок на пенек,
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз – шагают все на месте.
Два – руками машут вместе.
Три – присели, дружно встали.
На четыре потянулись.
Пять – прогнулись и нагнулись.
Шесть все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Перочинный ножик» И. п. : лежа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3-4 раза.
2. «Насос» И. п. – стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6-8 раз.
3. «Кто лучше надует игрушку? » – вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1-8).
Карточка 5. Январь.
Упражнения в кроватке:
1. «Потягивание» – И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
2. «Массаж живота» – И. п. : лёжа на спине. Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком (6 раз) .
3. «Заводим машину» – И. п. : сидя. Ставим пальчики на середину груди и вращательными движениями по часовой стрелке, заводим машину со звуком «Ж… Ж… Ж… ». затем то же против часовой стрелки (6 раз) .
Упражнения на коврике:
“Лягушата”.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Воздушный шар» (диафрагмальное дыхание). И. п. – стоя, ладонь на животе. Выдох. На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произносится звук [с]. Повторить 4 раза.
2. «Гармошка» (грудное дыхание). И. п. – стоя, ладони на ребрах. Полный вдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются, как меха гармошки, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы с произнесением звука [ф]. Повторить 4 раза.
3. «Лыжник» – И. п. : стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос. Повторить 4 раза.
Карточка 6. Февраль.
Упражнения в кроватке:
1. «Морозко» – И. п. : сидя, руки к плечам. Отвести локти назад, наклониться, прогнуться сделать глубокий вдох (6 раз) .
2. «Поймай снежинку» – И. п. : сидя «по-турецки». Руки в стороны махом вверх, хлопок в ладоши над головой (6 раз) .
3. «Зимняя ёлка» – И. п. : сидя на пяточках, руки внизу ладони вперед. Встать на колени руки через стороны вверх (6 раз).
Упражнения на коврике:
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки.
Вот наш дом, где мы живем.
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
И когда скажу: «Вставай! »
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Пение лягушки». И. п. : ноги на ширине плеч. Положить руки на живот, на выдохе энергично работать диафрагмой, произнося «ква». Повторить 4 – 6 раза.
2. «Паровозик». Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением, координируя движения рук и ног с дыханием, делая вдох на счет два, произнося на выдох «чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются одновременно. Повторить 4 – 6 раза.
3. «Дровосек». И. п. : ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением слова: “Ух-х-х. Повторить 4 – 6 раза.
Карточка 7. Март.
Упражнения в кроватке:
1. «Качалочка» – И. п. : лёжа на спине. Подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться, вдоль позвоночника (6 раз) .
2. «Змея» – И. п. : лёжа на животе, упор на вытянутых руках. Голова гордо поворачивается влево – вправо и издавать звук «Ш… Ш… Ш… » (6 раз) .
3. «Лебединая шея» – И. п. : сидя «по-турецки». Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку, вытягивание шеи (6 раз) .
Упражнения на коврике:
Раз – подняться, подтянутся,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5-6 раз)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Трубач». – И. п. : стоя. Кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука: «Ф-ф-ф. » (4-5 раз).
2. Наклоны вперед и назад (по принципу маятника) – при наклоне назад руки обхватывают плечи, вдох; при наклоне вперед – выдох.
3. Полуприседы с выдохом, вдох активный, короткий, напряженный, через нос.
Карточка 8. Апрель.
Упражнения в кроватке:
1. «Тигрята играют» – И. п. : лёжа на спине ноги согнуты в коленях, руки за голову. Одновременно поднять руки и коснутся носков ног (6 раз) .
2. «Крокодил плывёт» – И. п. : лёжа на животе, руки вдоль туловища. Приподнять голову и руки вверх (6 раз) .
3. «Обезьянки на лиане» – И. п. : сидя на пяточках. Поднять вверх правую (левую) руку, опустить к плечу правую (левую) руку (6 раз) .
Упражнения на коврике:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо, повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели – встали, сели – встали,
И на месте побежали.
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5-6 раз)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Вырастем большими». И. п. : ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова: «Ух-х-х». (5-6 раз).
2. «Гуси гогочут». И. п. : сидя, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад – длительный выдох с произнесением слова: «Га-а-а». Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение – вдох. (5-6 раз).
3. «Маятник». И. п. : ноги на ширине плеч. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох с произнесением слова: «Ту-у-ук». Выпрямляясь – вдох. (5-6 раз).
Карточка 9. Май.
Упражнения в кроватке:
1. «Восхищение» – И. п. : лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: “Я милая, чудесная, прекрасная”.( 6 раз) .
2. «Потягивание» – И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
3. «Тестомес» – И. п. : сидя по-турецки. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (6 раз)
Упражнения на коврике:
Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)
Притаился – мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)
И коту не подойдет (руки в стороны).
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5-6 раз)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Носик гуляет» – вдох и выдох через нос. Выполнить 10 – 20 раз.
2. «Носик балуется» – при вдохи надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз.
3. «Носик нюхает приятные запахи» – поочередно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз.
4. «Носик поёт песенку» – на выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу. Выполнить 10 – 20 раз.
Карточка 10. Июнь.
Упражнения в кроватке:
И. п. : сидя по-турецки:
Чтобы нам прожить лет 200, сделаем массаж на месте:
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растереть
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком.
Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем, да, да, да, нам простуда не беда.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
Упражнения на коврике:
Эй, ребята, что вы спите!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Шаг – назад и два – вперед!
Вправо, влево поворот!
Покружимся. Повернемся!
Снова за руки возьмемся.
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «Журавли». Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох – опустить руки вниз с длительным произношением звука: “У-у-у. (5 – 6 раз).
2. «Пилка дров». Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя – вдох, руки от себя – выдох. (5-6 раз).
3. «Заканчиваем гимнастику». Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх – вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз – выдох. (5-6 раз).
Карточка 11. Июль.
Упражнения в кроватке:
Вот и проснулись.
Где были в сказки?
Выспались щечки Растереть щечки.
Выспались глазки Потереть глазки.
Выспались ушки Помассировать ушки.
Выспались ножки Помассировать ножки.
Доброе утро милые крошки Улыбнуться друг другу.
Выспались ручки Помассировать ручки.
Выспалась шейка Поглаживание шеи.
Ай потягушки . Подтянутся.
Ты не болей-ка.
Упражнения на коврике:
На зарядку становись
Вверх рука, другая вниз
Повторяем упражненье
Делаем быстрей движение
Раз – вперед наклонимся
Два – назад прогнемся
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся
Приседания опять
Будем дружно выполнять
Раз, два, три, четыре, пять
Кто там начал отставать.
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. Резкие вдохи носом следуют один за другим, выдох самопроизвольный при этом полусогнутые руки на каждом вздохе резко идут навстречу друг другу. Выполнить 10 – 20 раз.
2. Предложить детям «нырнуть глубоко под воду за рыбкой и долго не выныривать».Повторить 5 – 6 раз.
3. Темповые наклоны вперед – вдох при каждом наклоне. Выполнить 10 – 20 раз.
Карточка 12. Август.
Упражнения в кроватке:
1. «Сигнал машина» И. п. : лёжа на спине. Поглаживаем грудной отдел. Затем нажимает на точку между грудными отделами в области сердца, и произносим «Пиииии… » (сигнал – машины( 6 раз)
2. «Догонялки» И. п. : сидя по-турецки. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга. (6 раз)
3. «Моемся» И. п. : сидя по-турецки. Дети трут “мочалкой” всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; “смывают водичкой мыло”, ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и “стряхивают воду”. (6 раз)
Упражнения на коврике:
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
(Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5-6 раз)
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения:
1. «На турнике» – И. п. : стоя, ноги вместе. Поднимаясь на носки, поднять руки вверх – вдох, опустить руки – длительный выдох с произношением звука: “Ф-ф-ф. (4-5 раз).
2. «Ежик» – И. п. : сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: “Ф-ф-ф. Выпрямить ноги – вдох. (4-5 раз).
3. «Гребля на лодке». И. п. : сидя, ноги врозь: вдох – живот втянуть (руки вперед, выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).
Огромное спасибо за стихи, дыхательные и массажные упражнения, которые я использовала для разработки гимнастики
Конспект
комплекса гимнастики пробуждения
для детей старшей группе
Цели и задачи:
1) Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений; создавать условия, способствующие развитию двигательной активности; предупреждать утомление детей.
2) Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности, содействовать развитию основных движений.
3) Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.
4) Дать представление о том, что физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы, формировать желание вести здоровый образ жизни, воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
В: «Ребятки, здравствуйте, я по вам очень соскучилась, потихоньку просыпаемся, открываем глазки; давайте начнём наше просыпание с зарядки пробуждения; откиньте одеяльца, лягте на спинки, вытяните ножки, ручки положите вдоль туловища».
1. Потягушечки
Вот почти мы все проснулись
И в кроватке потянулись
И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить за головой, глаза закрыты, потянуться одновременно ногами и руками, растягивая позвоночник.
2. Проснулись
Вот проснулись ручки.
Вот проснулись