Карл брюллов сон молодой девушки перед рассветом
Серия рисунков знаменитого русского художника. Никакого драматизма и трагичности, только шуточки и легкий эротизм.
Помимо масштабных полотен маслом и лоснящихся и лаком, и красотой пышнотелых брюнеток, Карл Брюллов оставил и множество рисунков. Несколько из них, тщательно отделанные, со множеством деталей, посвящены сновидениям. Которые видят прекрасные брюнетки, куда ж без этого. Но главное, что эти необычные рисунки посвящены ирреальным видениям, но при этом с долей шутки.
«Сон бабушки и внучки», 1829. ГРМ
На первой из них спят пожилая бабушка и прекрасная полуобнаженная внучка. Бабушке снится она сама в юности и ее жених: их портреты в напудренных париках и с мушками висят тут же по стене. Из повести “Психея” Нестора Кукольника, друга Брюллова, иллюстрацией к которому была опубликована эта картинка, мы даже знаем имена этих щеголей 18-го века.
Там бабушка рассказывает о своем внезапном пробуждении: “… но всех более понравился мне синьор Каэтано Алальки, здешний фабрикант тафты и бархата. Вы можете судить по его портрету, который вместе с моим, видите, висит вон там на стене, над моею кроватью (…) . Только что я уснула и, представьте себе, гляжу, как будто наяву — и я, и он улыбаемся на портретах: я со всею скромностию невесты, он со всею внимательностию жениха…” Но тут ее будят крики внучки Гортензии, которой приснилось остро модное – романтическое и чудовищное из готического романа: “… застонали чудовища, ожили, снялись с мрамора и закружились над моею головою в воздухе с ужасным шумом и хохотом; я хотела укрыться в саван; не нахожу его; они все ближе; один барельеф, крылатый всадник, вырвал меня из гроба и понес по воздуху; я собрала последние силы, закричала и проснулась…”.
В рисунке идет шутливое противопоставление мечтаний женщин разных поколений, которые всегда остаются женщинами, сколько бы ни было им лет.
Рисунок пользовался большой популярностью. Вот его копия работы Тараса Шевченко, тогда еще не знаменитого поэта, а художника-ученика Брюллова
Полное название второй акварели «Сон молодой девушки перед рассветом, между тем как за окном пастух трубит в рожок». Как и на предыдущем рисунке, над кроватью там парит некая богиня сна в голубой вуали вместо платья и в красном венке из роз. Тут прекрасной юной брюнетке с молочной кожей она сама, целующийся с ней кудрявый блондин, а также благославляющий их отец. Очевидно, девушка мечтает о свадьбе — и, в отличие от предыдущего рисунка, для Брюллова это не повод улыбнуться, а просто повод полюбоваться юной красотой. (Между прочим, в античной мифологиии бог сна мужского пола, но его ведь рисовать совершенно не интересно, даже и полностью без одежды).
«Сон молодой девушки перед рассветом (между тем как за окном пастух трубит в рожок)», 1830-33, ГМИИ
Наконец, третий рисунок посвящен сну монашенки — женщины, которая приняла обеты, и думать о любви никак не должна. Однако Брюллова этого совершенно не ограничивает (как и многих других авторов эротичных монашек), и он рисует юную деву, мечтающую об поцелуях и милом друге. Обратите внимание на особенный колорит рисунка: Брюллов использовал в этой акварели бронзовый порошок, а потом покрывал лист лаком, чтобы получалось особенное свечение.
Сон монашенки, 1931. ГРМ
И вот, наконец, самая трогательная на мой взгляд картинка. Только она не про сновидения. А наоборот, про выход из этого состояния. Называется “Мать, просыпающаяся от плача ребенка”. Все узнаваемые черты манеры Брюллова (и его излюбленный типаж) налицо, но все равно как-то очень мило вышло.
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.
Источник
Помимо масштабных полотен маслом и лоснящихся и лаком, и красотой пышнотелых брюнеток, Карл Брюллов оставил и множество рисунков. Несколько из них, тщательно отделанные, со множеством деталей, посвящены сновидениям. Которые видят прекрасные брюнетки, куда ж без этого. Но главное, что эти необычные рисунки посвящены ирреальным видениям, но при этом с долей шутки.
«Сон бабушки и внучки», 1829. ГРМ
На первой из них спят пожилая бабушка и прекрасная полуобнаженная внучка. Бабушке снится она сама в юности и ее жених: их портреты в напудренных париках и с мушками висят тут же по стене. Из повести “Психея” Нестора Кукольника, друга Брюллова, иллюстрацией к которому была опубликована эта картинка, мы даже знаем имена этих щеголей 18-го века.
Там бабушка рассказывает о своем внезапном пробуждении: “… но всех более понравился мне синьор Каэтано Алальки, здешний фабрикант тафты и бархата. Вы можете судить по его портрету, который вместе с моим, видите, висит вон там на стене, над моею кроватью (…) . Только что я уснула и, представьте себе, гляжу, как будто наяву — и я, и он улыбаемся на портретах: я со всею скромностию невесты, он со всею внимательностию жениха…” Но тут ее будят крики внучки Гортензии, которой приснилось остро модное – романтическое и чудовищное из готического романа: “… застонали чудовища, ожили, снялись с мрамора и закружились над моею головою в воздухе с ужасным шумом и хохотом; я хотела укрыться в саван; не нахожу его; они все ближе; один барельеф, крылатый всадник, вырвал меня из гроба и понес по воздуху; я собрала последние силы, закричала и проснулась…”.
В рисунке идет шутливое противопоставление мечтаний женщин разных поколений, которые всегда остаются женщинами, сколько бы ни было им лет.
Рисунок пользовался большой популярностью. Вот его копия работы Тараса Шевченко, тогда еще не знаменитого поэта, а художника-ученика Брюллова
Полное название второй акварели «Сон молодой девушки перед рассветом, между тем как за окном пастух трубит в рожок». Как и на предыдущем рисунке, над кроватью там парит некая богиня сна в голубой вуали вместо платья и в красном венке из роз. Тут прекрасной юной брюнетке с молочной кожей она сама, целующийся с ней кудрявый блондин, а также благославляющий их отец. Очевидно, девушка мечтает о свадьбе — и, в отличие от предыдущего рисунка, для Брюллова это не повод улыбнуться, а просто повод полюбоваться юной красотой. (Между прочим, в античной мифологиии бог сна мужского пола, но его ведь рисовать совершенно не интересно, даже и полностью без одежды).
«Сон молодой девушки перед рассветом (между тем как за окном пастух трубит в рожок)», 1830-33, ГМИИ
Наконец, третий рисунок посвящен сну монашенки — женщины, которая приняла обеты, и думать о любви никак не должна. Однако Брюллова этого совершенно не ограничивает (как и многих других авторов эротичных монашек), и он рисует юную деву, мечтающую об поцелуях и милом друге. Обратите внимание на особенный колорит рисунка: Брюллов использовал в этой акварели бронзовый порошок, а потом покрывал лист лаком, чтобы получалось особенное свечение.
Сон монашенки, 1931. ГРМ
И вот, наконец, самая трогательная на мой взгляд картинка. Только она не про сновидения. А наоборот, про выход из этого состояния. Называется “Мать, просыпающаяся от плача ребенка”. Все узнаваемые черты манеры Брюллова (и его излюбленный типаж) налицо, но все равно как-то очень мило вышло.
Источник
Брюллов Карл Павлович (1799-1852)
«Сон молодой девушки перед рассветом», 1830 – 1833
Акварель
673
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
15K
Замечательно написана картина. Но мне немного не нравится телосложение молодой девушки
Ангелина, если бы лежала тощая костлявая, было бы лучше?
Ангелина, напишите жалобу на художника в вечность. Не в формате анорексии )))))
Ангелина, так это же брюллов, вы художником и веком ошиблись
Дарья, ну зачем же в крайности впадать. Тощая тоже не хорошо. Но эта девушка, так сказать, быстрее похожа на 40-45-летнюю женщину. Это моё мнение всего лишь.
Полина, я не указывала здесь ни век, ни фамилию художника, поэтому ошибиться я не могла. Только вот великого художника я бы обозначала с большой буквы. И всего лишь было мое мнение не более. Никого не хотела оскорбить.
Ангелина, на вкус и цвет, товарищей нет. Но во времена Брюллова, да и вообще у большинства классиков в моде были “пышнотелые”красавицы. Поэтому нынешние стандарты могли показаться людям того времени, уродством. Мода меняется, меняются и стандарты)
Свою фигуру покажи вначале и мы оценим.
Нормальная бабёнка на картина. Тело что надо откормлено на совесть.
Встреча с ушедшими родителям
Влад, не придумывайте! На картине пожилой мужчина и белокурый парень, шевелюрой походящий на ангелочка.
Чудесный, идеализированный мир Брюллова!
Перед рассветом, а солнце жарит как в 9 утра!
А мне кажется, это видимо вещий сон о скором замужестве и беременности, в иллюзии та же девушка, но беременная)))
Дарья, Встреча с родителями
Вера, может это тогда благословение родителей на брак, если так подумать, почему ж она беременная, прям “загадка дыры” лапенко
Безподобно, восхищен, тем более для акварели такая тонкая техника как все прописано великолепно!! Удивительная вещь!!
Встанет и наступит на собаку
Nelly, очень жизненный вариант
А пастушок за окном-молодец).
Иван, Это отсутствие штор,жалюзи и рольставен.Никакой частной жизни.
Так вот откуда растут ноги у этой картины
Дебелая девица с полуоткрытым ртом и странным сном. Не самая лучшая картина Брюллова.
Марина, а вы не смотрите на ее рот и дебелость. Смотрите на мастерство художника в изображении естественности.
Марина, во времена Брюллова современные анорексички показались бы уродинами, достойными Кунсткамеры.
Сны в основном все странные. А с полуоткрытыми ртами спят многие, вы, наверняка, тоже.
Оля, чем дальше по времени, тем большей классикой кажутся признанные мастодонты искусства. Срабатывает так называемый авторитет. Понятно, что у каждого времени свои каноны красоты, но и у классиков есть откровенно неудачные творения. Пардон, на мой субъективный неразвитый вкус.
На этой картине нарисована спящая,не тощая девушка.Видимо,она влюблена в пастушка,молодого юнешу за окном и ей снится,что отец их благословляет.Там нет никакого берменного живота во сне- это плечо пастушка в рубахе и и рука девушки на этом плече.Мне очень понравилась эта картина- и сюжет неординарный,и краски- всё идеально
Saida, а точно, и взаправду пастушок))))) а как на живот было похоже)))
Что за грубые люди тут собрались! С современными мерками к картине классика… Со своими рылами да в калашный ряд… Шли бы на pikabu и глумились там.
Очень мило и романтично…
Великолепный художник и портретист.
Девушка крепка здоровьем и телом. Румянец на щеках, рот приоткрыт, значит спит крепко, тем более вот так обняв подушку не каждый сможет спать, а ещё утренний свет ей вовсе не мешает.
Источник
Часть 2.
В Петербурге художник полностью погрузился в работу: создал рисунки на тему Отечественной войны 1812 года и знаменитую картину “Гадающая Светлана”,
Картину “Сон молодой девушки перед рассветом”
/Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина.Москва./
Написал множество портретов.
Карл Брюллов за всю свою жизнь не выполнил ни одного императорского заказа. Да, он начал, но так и не окончил портрет императрицы с дочерьми. Но есть одна картина, которая была написана Брюлловым фактически по собственной воле и он даже отказался от вознаграждения. Это портрет Александры, младшей дочери Николая I,одной из самых красивых русских княжон.Она умерла в 1844 г. в девятнадцатилетнем возрасте от чахотки.Портрет-икона.На картине изображена Великомученица IV века, супруга императора Диоклетиана, которая была обращена в христианство Святым Георгием, и вместе с ним приняла мученическую смерть. А образ писался с княжны Александры.
Живопись помогала ему хотя бы на время забывать о Юлии…Вдруг послышались какие-то голоса, двери комнаты распахнулись, и на пороге возникло видение из прошлого
в свои 39 лет Юлия Самойлова была всё ещё прекрасна. Она приехала в Петербург по делам наследства, и, услышав о неприятностях художника, тут же кинулась к нему. Её появление напоминало ураган: графиня тут же надавала пощёчин пьяному лакею,отправила кухарку готовить ужин,а самому Брюллову велела немедленно собираться на прогулку по вечерней столице. Она провела в доме художника всего несколько дней. За это время он почти забыл о своих бедах. Карлу даже вновь захотелось написать что-то настоящее, и он принялся за портрет возлюбленной.
Брюллов было воспылал новой надеждой…Но вновь она уезжала. На прощание Юлия сказала:
– Ты гений, Бришка. Потому что только гениев могут огорчать всякие глупости.
Брюллов вышел проводить её до экипажа. Пока прощались, он никак не мог совладать с желанием броситься на колени, чтобы умолять её остаться. Но лукавый взгляд чёрных глаз графини удерживал его — художник понимал, что она всё равно никогда не сможет принадлежать только ему. Тихо сказал:
– Ты уходишь из моей жизни.. Значит, и мне пора уходить!
Эта картина тоже осталась незаконченной. Она находится в Русском музее в Петербурге. После той встречи Карл Брюллов ни разу не видел Юлии Самойловой…В Петербурге строился Исаакиевский собор.
Как же он ему не нравился
– Зачем эта мрачная масса в нашем мрачном климате?
Впрочем, когда его пригласили расписать свод купола не отказался. Таких престижных заказов у Карла не было давно. Плафон.Эскиз росписи большого купола Исаакиевского собора. Холст, масло. 119 x 119 см.Русский музей.Петербург.
По замыслу Брюллова, должен был представлять небесный свод, заполненный мифологическими божествами. Расчеты необходимы были, дабы не ошибиться ни в выборе святых, ни в расположении их, ни в изображении. Господа академические профессора, собранные, чтобы высказать мнение по поводу брюлловского эскиза, трясли в восторге головами — что и говорить, и композиция превосходна, и рисунок, и мысль, одно слово — Карл Великий, однако на такой-то вышине, на небе-то, оно видно ли будет, больно от земли далеко.
– Господа, неужели вы так нехорошо видите? Я уверен, что если там, на плафоне, написать такими же крупными буквами “дурак”, то каждый из вас прочтет.
Но живопись по сырой штукатурке, угодная Карлу Павловичу, вряд ли выдержит мерзкий петербургский климат. И решено все фигуры на плафоне сделать по эскизу Брюллова, но гальванопластикой, из тонких медных листов. Работу решили передать другому.
– Я разорву, сожгу эскиз! Гляди, червяк, ты возымел мысль гордую, теперь гляди и смиряйся.
Однако, высочайшим повелением – вернуть, купол Брюллову. Царь сам приехал в собор, чтобы посмотреть, как художник напишет первую фигуру…Карл не ощущает усталости, воздух течет к нему в грудь, наполняя легкие вредными испарениями и каменной пылью, он не замечает этого…Одышка, кашель, ломота в суставах — это после, вечером…Он глядит вверх и восторженно повторяет ученикам, товарищам-художникам, рабочим:
– Мне тесно! Я бы теперь расписал небо! За что я так счастлив!
Работа в сыром недостроенном соборе подорвала его здоровье. В результате обострение ревматизма и осложнение на сердце. На семь долгих месяцев болезнь приковали художника к постели…Поддерживаемый учениками, Брюллов спускается из спальни в мастерскую, осторожно, как в воду, чтобы не растревожить покрывшие его тело язвы, погружается в кресло. Он вспоминает портреты, давным-давно начатые и оставленные без окончания, просит учеников разыскать их в грудах холстов и поставить перед ним, вся его жизнь каруселью закрутилась в памяти. Один за другим, как видения прошлого, встают перед ним холсты. Какая чепуха, какая бессмыслица, думает Карл, кого только не писал, а Глинку не написал, Пушкина не написал. Он просит учеников поставить красное кресло против зеркала и приготовить палитру пожирнее. Велит никого к нему не пускать — вдруг показалось, что сделает что-нибудь порядочное. Словно нет ни хвори, ни слабости. Горячо, неотрывно, он за два часа пишет автопортрет.
Потемневшим от времени ореолом мученика разметались волосы, обрамляя бледное, исхудавшее, изможденное болезнью и горестными думами лицо, прекрасная рука свисает с подлокотника устало и бессильно. Он царствен и надломлен, горд и покорен судьбе. Жизнь прожита. За окном темная громада Исаакия. Работы, начатые в соборе Брюлловым, переданы другим художникам.
– Вижу его, а другой его пишет! — произносит Брюллов дрогнувшим голосом.
Он отворачивается от окна, блестящие глаза его сухи. Склоняет голову:
– И это принимаю как испытание…
27 апреля 1849 года Карл сел в карету. Выглянув в окно,увидел темную громаду Исаакия высившуюся над городом
и с болезненной гримасой задернул шторки. Так он попрощался с Петербургом навсегда. Дальше была Европа, Англия, остров Мадейра, но воздух острова не помог ему, он отправился в Италию. И только там почувствовал себя наконец полным сил и здоровья. Судьба сводит художника с замечательным человеком – Анжело Титтони, соратником Гарибальди, участником революции 1848 года.,в семье которого он жил.
Если бы не преждевременная смерть, Россия увидели бы в лице Брюллова совершенно иного, нового художника…
– Многое еще вижу я впереди,— горестно заметил Брюллов незадолго до кончины,— я не сделал и половины того, что мог и должен сделать.
Огромное полотно в духе “Страшного суда” Микеланджело.
Но успел написать только эскиз…Последнее, что он создал, был рисунок “Диана на крыльях Ночи”: крылатая богиня летит над Римом, над кладбищем Монте-Тестаччо. Это было в середине июня 1852 года. Уже закончив, Карл,
повинуясь мимолетной мысли, вдруг взял свой рисунок, поставил крестик на том месте, где изображалось кладбище, и сказал:
– Пусть меня похоронят здесь.
В тот день он чувствовал себя лучше, нежели обыкновенно. После обеда вдруг приступ судорожного кашля овладел им, его перенесли на кровать…он понял, что все кончено…Брюллов умер 23 июня 1852 году.В наспех сбитом деревянном гробе тело Великого русского художника Карла Павловича Брюллова было привезено из Марчиано в Рим, где было встречено толпой художников, пожелавших на руках нести его на кладбище в Монте-Тестаччо.
Брюллов тосковал в последнее время по России и с наслаждением мечтал о том времени, когда снова увидит холодный Петербург, но этому не суждено было исполнится…А в 1875 году, через 23 года, после кончины художника, в возрасте 72-х лет в обстановке бедности, близкой к нищете, в Париже умирала бездетная и капризная старуха. Ни миланским, ни петербургским родичам, казалось, не было дела до одинокой женщины, когда то одной из самых прекрасных дам своего времени.
“Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает…”
Это была графиня Юлия Самойлова…Ее похоронили на одном из парижских кладбищ. За несколько дней до смерти попросила прислугу непременно быть погребенной в платье из светло-зеленой тафты:
– Один художник говорил, что этот цвет мне очень к лицу…
В годы нужды и разорения Юлия Павловна категорически отказалась продать принадлежащие ей картины кисти Карла Брюллова, которые у неё были, даже когда отчаянно нуждалась. И уж в этом смысле графиня Самойлова выполнила обещание “быть до гроба приверженной своему Бришке”.
https://coollib.net/b/233717…
https://www.rigacv.lv/articl…
https://gazeta.aif.ru/online…
https://muzei-mira.com/biogr…
https://hudozhnikam.ru/brull…
https://bibliopskov.ru/html2…,
Источник: https://my.mail.ru/community/zhivopisgrafika/681D79C58843656C.html
Источник