Какую роль в романе играет глава сон обломова
Анна Чулкова
3 декабря 2015 · 67,5 K
Развиваю умение играть словами
Этот отрывок демонстрирует в каких условиях и среди какого окружения рос герой. И как эти факторы в будущем отразились на нем самом.
Атмосфера в Обломовке сонная, расслабленная, медлительная. Это то место, где жители даже не знают где Москва и Петербург. Все только и заняты приготовлениями кушаний, послеобеденным сном и разговорами.
Родители излишне опекают Обломова, не дают делать ему самому что-то , тем самым отбивают самостоятельность, порывы к деятельности и интерес к миру. Это делает его изнеженным и ленивым.
Он растет в окружении людей, которыми не движут никакие цели. Где все спят, как буквальном смысле, так и в переносном. Где люди живут в своем мирке, там ничего не происходит. Дни похожие друг на друга считаются нормой.
Однообразие жизни нисколько не смущает обитателей Обломовки, им не нужна активность и совершенно чужда любознательность. Другой жизни они себе не представляют.
Взрослые не показывают ребенку мир, когда ему хочется побольше увидеть и узнать.
Живость ума, активность гибнут в этом омуте сна, взамен приходит лень, беспечность, отсутствие интереса ко всему и силы воли.
Обломов становится мечтателем, философом, потому как обстановка и наличие времени к тому располагает.
Такая жизнь принимается как единственно верный путь и закладывается подсознательно в Обломова, в дальнейшем определяя его путь.
Как базаров проходит испытание любовью, в произведении И. С. Тургенева “Отцы и дети”(желательно коротко))?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
До встречи с Одинцовой, Базаров – человек трезвого ума, уверенный в себе, гордый и целеустремленный. Много спорит, активно отстаивает идеи нигилизма. Но, когда начинают развиваться их отношения, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне. Но, по мере общения, когда Бзаров понял, что их суждения и мысли во многом схожи, ему уже сложно при встречах с ней сохранить свою обычную выдержку и самообладание, он все больше начинает о ней думать. Он понимает это и злится на себя за такое проявление слабости, становится раздражителен, не может усидеть на месте. Любовь испытание для Базарова, потому что в данный момент он сам испытывает все те чувства, которые прежде отвергал и высмеивал. Раньше ко всему романтическому он относился только с презрением, и выходит, теперь он должен был презирать самого себя или понять, что ничего достойного презрения в этих чувствах нет. Позже выясняется, что чувства не взаимны и Одинцова отвергает Базарова. Это приводит его к глубокому духовному кризису. Теперь он не видит смысла жизни, ему все скучно, и прежние идеалы и рассуждения о нигилизме уже не привлекают его. Испытания любовью Базаров не выдерживает.
Прочитать ещё 1 ответ
Почему современная молодежь постоянно кичится тем, что выпивает?
историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог
Ага, “современная” )) Луций Анней Сенека написал это примерно в 63 году до н.э. (письмо Кассию Квирину). Учителя вообще всегда брюзжали походу. Хотя к вину там относились иначе, чем сейчас и здесь, но пить неразбавленное считалось неприличным. Собственно, Сенека всё сказал и о причинах, и о том, как это выглядит со стороны:
Всякий раз, как я вхожу на урок, мне стыдно за весь род человеческий. Один юноша громко хвастается, что может много выпить чистого вина. Ты бы лучше похвастался тем, что выучил положенное! А любой ремесленник выпьет больше тебя. Да еще посмеется над тобой, вот, мол, юноша хочет казаться взрослым, а у самого щеки гладкие, как у девушки… греческий флейтист и глашатай собирают множество народу, а там, где изучают, что есть муж добра, и учат, как стать мужем добра, сидят считанные слушатели, да и те, на взгляд большинства, занимаются пустым делом, так что именуют их дураками и лентяями.
Прочитать ещё 6 ответов
Как в поэме “Кому на руси жить хорошо?” описывается проблема счастья?
Менеджер среднего звена, доброжелательная, позитивная.
Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. В ней он раскрывает темы не только народного горя и счастья, но и затрагивает вопросы о общечеловеческих ценностях. Что же такое счастье, по мнению Некрасова, и как он отвечает на вопрос, поставленный еще в «Элегии»: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”?
Использование автором фольклора и сказочных элементов позволяет связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью, также делает поэму понятной для народа. Главные герои поэмы семеро мужиков, семь временно обязанных крестьян. Их главная цель — найти “счастье мужицкое”. И решили они шагать по матушке Руси до тех пор, пока не найдут того, «Кому живется весело, вольготно на Руси». В поэме Некрасова рассуждения о счастье описываются в виде спора. Каждый из путников говорит о счастье в его собственном понимании.
Первым на их пути встречается поп. Поп видит своё счастье в покое, чести и богатстве. Но так же говорит, что счастье одного человека в отрыве от всех остальных невозможно.
Многих они встречают на пути. Для помещика Гаврилы Афанасьевича счастье в неограниченной власти над мужиком. Для крестьян счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив, старуха счастлива, так как у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде, для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке. Крестьянка Матрена Тимофеевна, которая пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность. Ермил Гирин – любимый односельчанами за честность, ум и бескорыстную преданностью интересам крестьян – бурмистр. Ермила за семь лет справедливой службы один раз «согрешил»: «…из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыгородил он», а вместо Митрия отдал в солдаты сына вдовы. От угрызений совести хотел Гирин повеситься. Но благодаря князю, сына вдовы все же вернули, а Митрия отправили служить. Так же, он встал на сторону бунтующих крестьян за это его посадили в острог. Счастье для него в помощи народу.
Вопрос о том кто счастлив, плавно перетек в вопрос о том, что же такое Счастье.
Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Из-за тяжелой жизни он с самого детства решает, что будет бороться за счастье народа. Он верит в счастливое будущее своего родного края, и именно в этом — счастье самого Гриши. В его образе Некрасов показал свое отношение к счастью.
Некрасов хотел сказать, что счастье не в том, чтобы сделать счастливым только себя, но и людей вокруг. Народ же, обретет его тогда, когда начнет бороться за него, научится «быть гражданином». Я полностью согласен с эти мнением. Именно так поступал герой романа И.А. Гончарова «Обломов» Андрей Иванович Штольц, он считал себя счастливым и пытался сделать таковым своего друга Обломова. В этом и состоит идея счастья в поэме. Счастье в одиночестве – неполное счастье.
Как развивается в романе “Герой нашего времени” тема смысла жизни?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Печорин часто задумывается над тем, для чего он родился. Основная черта характера Печорина – стремление к самопознанию. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии. Печорин не сумел реализовать себя в чем-то, поэтому все его душевные и умственные силы направлены на самопознание, оно – этап становления его личности. Печорин теряет смысл своего существования, пытается найти его, никак не находит, и от этого страдает еще больше. Самой горькой и тяжелой для него является мысль, что, видимо, ему существовало «назначение высокое», но он его не угадал и поэтому оказался «выброшенным на обочину» жизни. В результате своих размышлений Печорин приходит к выводу, что живет исключительно для того, чтобы разрушать чужие надежды и губить судьбы. Думая о том, что ни один человек не оценит его верно после смерти, Печорин задается вопросом: зачем же в таком случае жить, что-то делать, чего-то добиваться? И сам же даст ответ: из любопытства. Любопытство и в самом деле – основное чувство, которое движет Печориным.
Прочитать ещё 2 ответа
Как проявили себя Гринёв и Швабрин в главе “Поединок”?
Отношение к Швабрину и Гринёву у меня пока нейтральное. Гринёв — это сильный, уверенный в себе тип. В первой части он ведёт себя мягко и доброжелательно, а во второй его уже не остановить. Многие высказывания его откровенно грубоваты. Например, он говорит: ” Душа нашего народа вопиёт” — и приводит примеры из Лескова и Толстого. И главное, он употребляет слово ” нация” с непередаваемым презрением. Швабрин же, напротив, на такие вещи не отвечает, а просто смотрит исподлобья. У него всегда такой уверенный взгляд, будто он знает что- то такое, чего не знаю я. В целом же оба мне скорее нравятся. Они производят хорошее впечатление. Как раз вот эти два эпизода из Главы ” Поединок” и вызвали у меня смутные ассоциации с событиями в Павлодаре и Вьетнаме. Они сближают Гринёва и Швабрина, и это отчасти проясняет многое. Помните, как Гринёв спрашивает главного персонажа — знаешь ли ты, что есть русская душа? У Швабрина, судя по всему, не было особой национальной идеи, которую он хотел выразить. Если уж говорить откровенно, то он, как и Гринёв, по большому счёту противник народовластия. Но в отличие от последнего, он более склонен прощать врагов. Кроме того, Гринёв, конечно, не такой злой. Сам Швабрин так на это и смотрит: ” Смотреть легко, а сделать трудно”. В нём есть что- то простодушное, доброе и даже трогательное — но его индивидуальность слишком жёсткая, чтобы её удалось выделить в одну из множества ординарных психологических характеристик.
Источник
«Сон Обломова» – это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.
Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.
В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.
Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.
Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.
Источник
Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова – это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это художественный прием автора. Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.
Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова – анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.
Обломовка – крепостнический заповедник лени
Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.
Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, – это для крепостных Ванек да Захарок.
Школа, не изменившая жизненную позицию
Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», – решил Ильюша и остался во власти лени.
Вывод
С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.
Источник
Глава, о которой пойдёт речь, играет в романе И.А. Гончарова важную композиционную роль. Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.
Итак, герою снится Обломовка его детства. Она предстаёт перед нами своеобразным оазисом, неким островом, оторванным от всего остального мира. Обитатели этого райского уголка не ведают житейских бурь и чувствуют себя абсолютно защищёнными. В Обломовке не знают даже страха перед смертью: «Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».
Обращает на себя внимание размеренность существования в Обломовке. Жизнь здесь идёт по кругу — подобно тому, как повторяются природные явления, наблюдаемые обломовцами из года в год. Время в Обломовке как бы остановилось.
Оторванность Обломовки от остального мира приводила к тому, что в неё не проникали никакие новости извне, а потому её обитателям было не с кем себя сравнивать и они не задумывались о смысле жизни, никогда не задавали себе лишних вопросов. Их идеал заключался в том, чтобы один день походил на другой: «сегодня как вчера, вчера как завтра». Главной заботой обитателей Обломовки была вкусная и обильная еда: обсуждение блюд для предстоящего обеда являлось основным событием дня.
На мой взгляд, снящаяся Илье Ильичу Обломовка сама является сонным царством и в прямом, и в переносном смысле. Послеобеденный сон в Обломовке — картина, заставляющая вспомнить сказку о спящей красавице: каждый сваливается там, где застиг его сон. И это было единственное время, когда ребёнок — он один бодрствовал среди спящих взрослых — мог утолить своё любопытство к окружающему миру.
Сонную жизнь обломовцев не нарушали никакие происшествия. Здесь не ведали ни грабежей, ни убийств, ни других «страшных случайностей». Точно так же не волновали обитателей Обломовки «ни сильные страсти, ни отважные предприятия».
Таким образом, изолированность от деятельного мира, растительное существование, отсутствие духовных запросов — таковы особенности среды, в которой формировался характер героя. Возможно, жизнь в Обломовке представляется по-своему привлекательной (сон Обломова неуловимо окрашен поэзией детства), но, безусловно, такая атмосфера губительна для развивающейся души.
Погружаясь вместе с Обломовым в его сон, мы прослеживаем жизнь героя с самого начала и видим, что, будучи ребёнком, он, как и все дети, был непоседлив и любознателен. Однако взрослые гасили все его порывы, ограждая мальчика от возможных опасностей, формируя у него презрительное отношение к труду ради хлеба насущного (труд в Обломовке считался наказанием, написанным на роду), внушая превратное представление о жизни.
Не о героях и не о богатырях рассказывала няня маленькому Илюше — в её сказках говорилось о стране, где «текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает». В других же няниных сказках действовали страшные призраки, мертвецы и оборотни, что сеяло в душе впечатлительного мальчика тоску и боязливость по отношению к окружающему миру. Вот и вырос он тяжёлым на подъём и несмелым человеком, хотя в молодые годы, подобно многим, мечтал о деятельной жизни.
Прочитав главу «Сон Обломова», мы понимаем, что характерные черты личности героя: робость и леность, непрактичность и беспомощность перед жизнью — берут истоки в его детстве. Беда, погубившая Обломова, носит имя его рода. Обломовщина — особое состояние души, при котором воля парализована, а чувства не находят выхода.
«Погиб, пропал ни за что», — подвёл итог его жизни Штольц. Хороший человек ни на что не пригодился в жизни — что может быть трагичнее! Остаётся думать, что сыну Обломова предназначена другая судьба.
Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004
Источник