Какую роль в общей композиции баллады играет сон героини
В произведениях мировой и русской литературы сон выполняет самые различные функции. Это сон-портрет, который создаёт картину внутренней жизни героя. Сон-иносказание, подготавливающий читателя к последующим событиям сюжетной линии. Сон-дополнение, который делает сюжет более сложным и разнообразным, наслаивая на уже существующую реальность новую реальность: как правило, в этой новой реальности разрешается конфликт, который остался неразрешенным в действительной жизни.
Сон-портрет впервые начинают использовать писатели эпохи романтизма. Это обусловлено тем, что в эпоху романтизма внутренний мир и чувства человека становятся центром внимания – поэтому многие авторы отправляются на поиски новых художественных приемов изображения внутренней жизни героя, его переживаний.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Одним из первых в русской литературе сон как метод характеристики литературного героя использует Василий Андреевич Жуковский – яркий представитель русского романтизма. В балладе «Светлана» сон главной героини составляет основную часть произведения, композиционный центр. Само название баллады называет предмет, о котором идёт повествование – это внутренний мир Светланы, открывающийся читателю посредством сна. Все символические образы в произведении принадлежат русской национальной культуре – ворон как символ смерти, голубь как символ святого духа. Эти детали говорят о близости Светланы фольклору; они позволяют Жуковскому создать именно национальный тип русской женщины. Светлана поэтична, суеверна. Но в то же время героиня проявляет духовную силу: она выдерживает испытание пугающим сном и не оставляет надежду в спасение возлюбленного.
Больше того, сон в балладе Жуковского – это сон-дополнение, так как он становится испытанием для самой героини: сталкиваясь с собственными переживаниями и опасениями в нереальном мире, она становится духовно сильнее в реальности. Используя сон как дополнительную реальность, автор как бы включает внутреннюю жизнь героини в сюжет: таким образом он создаёт повествование, наполненное из внутреннего мира Светланы, состоящее из ее переживаний и чувств, приобретающих вещественные символические образы. Так страх девушки за жизнь своего возлюбленного облекается в образ гроба, сам ее возлюбленный предстаёт во сне мертвецом. Страх смерти возникает в образе чёрного ворона, надежда и вера материализуются в облике белого голубя. Сон Светланы – это и сон-иносказание, предугадывающий судьбу жениха девушки. Только автор использует этот приём и заранее ставит себе цель – ввести читателя в некоторое заблуждение, то есть противопоставить реальность сна действительности. Так сон Светланы изначально выполняет функцию сна-иносказание, но в конце теряет ее.
Приём, использованный Жуковским в балладе, удивительно прочно прижился в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин неоднократно использовал этот метод в своих произведениях, в том числе и в романе в стихах «Евгений Онегин». Сон Татьяны, как и сон Светланы, выполняет три функции; и в первую очередь – сна-портрета. Пушкин создаёт свой тип идеальной русской женщины, можно предположить, что Татьяна «эволюционирует» из Светланы: об этом говорят, например, близость обеих героинь к фольклору, их поэтичность. Во сне Татьяны присутствуют образы, заимствованных из русских сказок и песен: медведь, переправа через реку, свадьба-пиршество странных созданий и чудищ. Еще одна схожесть заключается в том, что и сну «Светланы» и сну «Евгения Онегина» предшествует единый фольклорный мотив – гадание – действо, в котором обычно девушка взаимодействует с потусторонними силами, желая предугадать собственную судьбу или судьбу жениха. Поэтому сны героинь оправданы психологическим состоянием – и Татьяна, и Светлана желают узнать о своих возлюбленных. Потому в снах Светланы и Татьяны создаётся будущее, уже предугаданное сознанием. И в это отношении Татьяна оказывается более проницательной: в её сне с точностью предугадывается одно событие – убийство Ленского Онегиным. Получается, что сон Татьяны играет роль сна-иносказания, и в отличие ото Сна Светланы, действительно предвещает реальные события, а не возможный исход. Этим обуславливается и место расположения сна в композиции романа: он расположен в самой середине – в 5 главе. Так сон как бы подготавливает читателя к дальнейшим событиям, он становится переходом, приготовлением к кульминации.
Сон Татьяны – это и сон-дополнение. В своём сне Татьяна разрешает внутренний конфликт: чувство симпатии и чувство страха к Онегин противопоставлены друг другу. Онегин притягивает Татьяну (во сне она решается зайти в избу, в которой проходило пиршество чудищ под предводительством Онегина), и одновременно с этим ужасает её (позже героиня стремится убежать из избы, потому что она напугана). Но сон оказывается сразу двойным портретом: портретом Татьяны и портретом Евгения Онегина (каким его представляет сознание героини). Сон Татьяны – это первая, пусть и неосознанная попытка осмыслить сущность Онегина.
Так сон в литературе, как правило, выполняет одну из трёх функций: дополнение, потрет или иносказание. Но Жуковский начинает традицию, когда сон как приём играет сразу три роли, взаимодополняющих и взаимосвязанных, и занимает центральное, смыслообразующее место в произведении. Сон Татьяны в «Евгении Онегине» эту традицию продолжает.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50954
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Источник
Выбрать главу
Вот примчалися… и вмигИз очей пропали:Кони, сани и женихБудто не бывали.Одинокая, впотьмах,Брошена от друга,В страшных девица местах;Вкруг метель и вьюга.Возвратиться – следу нет…Виден ей в избушке свет:Вот перекрестилась;В дверь с молитвою стучит…Дверь шатнулася… скрыпит…Тихо растворилась.
Что ж? В избушке гроб; накрытБелою запоной[7];Спасов лик в ногах стоит;Свечка пред иконой…Ах! Светлана, что с тобой?В чью зашла обитель?Страшен хижины пустойБезответный житель.Входит с трепетом, в слезах;Пред иконой пала в прах,Спасу помолилась;И, с крестом своим в руке,Под святыми в уголкеРобко притаилась.Все утихло… Вьюги нет…Слабо свечка тлится,То прольет дрожащий свет,То опять затмится…Все в глубоком, мертвом сне,Страшное молчанье…Чу, Светлана!.. в тишинеЛегкое журчанье…Вот глядит: к ней в уголокБелоснежный голубокС светлыми глазами,Тихо вея, прилетел,К ней на перси тихо сел,Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом…Вот Светлане мнится,Что под белым полотномМертвый шевелится.Сорвался покров: мертвец(Лик мрачнее ночи)Виден весь – на лбу венец,Затворены очи,Вдруг в устах сомкнутых стон;Силится раздвинуть онРуки охладелы…Что же де́вица?.. Дрожит…Гибель близко… но не спитГолубочек белый.
Встрепенулся, развернулЛегкие он крылы;К мертвецу на грудь вспорхнул…Всей лишенный силы,Простонав, заскрежеталСтрашно он зубамиИ на деву засверкалГрозными очами…Снова бледность на устах;В закатившихся глазахСмерть изобразилась…Глядь, Светлана… о Творец!Милый друг ее – мертвец!Ах!.. и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала однаПосреди светлицы;В тонкий занавес окнаСветит луч денницы;Шумный бьет крылом петух,День встречая пеньем;Все блестит… Светланин духСмутен сновиденьем.«Ах! ужасный, грозный сон!Не добро вещает он —Горькую судьбину;Тайный мрак грядущих днейЧто сулишь душе моей,Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)Под окном Светлана;Из окна широкий путьВиден сквозь тумана;Снег на солнышке блестит,Пар алеет тонкий…Чу!.. в дали пустой гремитКолокольчик звонкий…На дороге снежный прах;Мчат, как будто на крылах,Санки кони рьяны;Ближе; вот уж у ворот;Статный гость к крыльцу идет.Кто?.. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,Прорицатель муки?Друг с тобой; все тот же онВ опыте разлуки;Та ж любовь в его очах,Те ж приятны взоры;Те ж на сладостных устахМилы разговоры.Отворяйся ж, Божий храм;Вы летите к небесам,Верные обеты;Соберитесь, стар и млад;Сдвинув звонки чаши, в ладПойте: многи леты!
* * *
Улыбнись, моя краса,На мою балладу;В ней большие чудеса,Очень мало складу.Взором счастливый твоим,Не хочу я славы:Слава – нас учили – дым;Свет – судья лукавый.Вот баллады толк моей:«Лучший друг нам в жизни сей —Вера в провиденье.Благ зиждителя закон:„Здесь несчастье – лживый сон;Счастье – пробужденье“».
О! не знай сих страшных сновТы, моя Светлана…Будь, Создатель, ей покров!Ни печали рана,Ни минутной грусти теньК ней да не коснется;В ней душа – как ясный день;Ах! да пронесетсяМимо – Бедствия рука;Как приятный ручейкаБлеск на лоне луга,Будь вся жизнь ее светла,Будь веселость, как была,Дней ее подруга.
Вопросы и задания
1. Какие из крещенских гаданий показались вам самыми забавными, поэтичными?
2. Какую роль в общей композиции баллады играет сон героини?
3. Найдите в балладе завязку, кульминацию и развязку.
4. Какую часть баллады можно рассматривать как эпилог?
1. Каким стихотворным размером написана баллада?
2. Какие художественные средства активно использованы в балладе «Светлана»?
3. Какие средства выразительности, используемые в балладе «Светлана», часто встречаются в фольклоре?
4. Найдите строки, исполненные шутливости и веселья. Как вы объясняете их появление в балладе?
Источник
Василий Андреевич Жуковский является автором цикла баллад, отражающих своеобразие русской народной культуры и быта.
Произведения создавались на основе стихотворений зарубежных лириков, но отличались самобытностью и понятностью для русского читателя. Характерный национальный колорит особенно ярко проявляется в «Светлане».
Анализ «Светланы» В. А. Жуковского, выполняемый по плану, помогает познакомиться с содержанием произведения, понять особенности и идейное содержание баллады.
История создания баллады
Сочинение «Светлана» окончено спустя четыре года после публикации переводной баллады «Людмила». В основу произведений положена повествовательная песня немецкого поэта Г. А. Бюргера.
Василий Андреевич Жуковский (1783 — 1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Переводчик поэзии и прозы, литературный критик, педагог.
Над «Светланой» автор трудился 4 года – с 1808 г. Год написания баллады – 1812. Напечатано лирическое сочинение в начале 1813 года в журнале «Вестник Европы». В посвящении значилось имя Ал. Ан. Протасовой.
Сам стих стал своеобразным свадебным подарком на венчание племянницы и ученицы Василия Андреевича Александры Протасовой и поэта Воейкова. Александре Андреевне автор и посвятил свои лирические строки.
Краткое содержание
Чтение полного текста «Светланы» занимает не более 8 минут. В балладе ведется рассказ о крещенских гаданиях.
В первых строках описываются различные способы определить будущее и узнать суженого. Одна Светлана грустна и не участвует в забавах подруг. Она печалится о своем далеком любимом.
И все же в ночную пору девушка решается провести обряд гадания и заглянуть в зеркало. Следует описание увиденного в зеркальной глади при свете свечи. Пред Светланой предстает возлюбленный, они мчатся в церковь. В храме сквозь открытые двери девушке видится множество людей и черный гроб. Сани проносятся мимо, прочь, к одинокой избушке.
Исчезают и кони, и жених, а девушка входит в хижину. На столе под белой скатертью стоит гроб с возлюбленным Светланы. Увиденное производит ужасающее впечатление на деву, и она просыпается. Что же сулит увиденный сон? «Села (тяжко ноет грудь) под окном Светлана». И видятся ей на дороге мчащиеся санки. Из саней выходит статный гость, ее жених.
Все печальные события оказались лишь мрачным сновидением, «счастье – пробужденье». Автор побуждает верить в провиденье и желает не ведать пугающих снов. В последних строках следуют пожелания светлой и веселой жизни.
Анализ баллады «Светлана»
Сочинение В. А. Жуковского «Светлана» получило положительные отзывы современников.
Анализируя идею и художественное своеобразие, В. Г. Белинский отмечал насыщение «поэтическими картинами русских святочных обычаев и зимней русской природы». А Н. В. Гоголь подчеркивал сильное впечатление, произведенное балладой «на всех в то время».
Смысл произведения
Главная мысль баллады содержится в заключительном отрывке, где автор говорит, что в жизни необходимо верить в Провидение, а все несчастья – «лживый сон, счастье — пробужденье».
Нет нужды жить беспочвенными предчувствиями и постоянным ожиданием беды. Действительность не имеет ничего общего со страшными сновидениями. Люди не должны путать реальность и фантазии. А когда возникают сомнения и страхи, необходимо обращаться к вере.
Жанр и направление
Произведение написано в эпоху романтизма и несет в себе ярко выраженные черты данного направления. В «Светлане» четко вырисовываются основные особенности жанра баллады. Поэтому ошибочно из-за значительного объема считать произведение поэмой. Баллада относится к основным жанрам романтического стиля.
В лирическом произведении Жуковского присутствуют основные типичные признаки баллады. Это лиро-эпическое художественное произведение, описывающее необыкновенный драматический случай. Стихотворные строки «Светланы» обладают особой напевностью, а сюжет наполнен мистицизмом и таинственными событиями.
Автор активно использует средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, сравнения. Наблюдается неразрывная связь сюжета с фольклором русским и немецким. Для немецкого фольклора типичным является присутствие мертвого жениха, встающего из гроба. Русское народное творчество наделяет особым мистицизмом обряды святочных гаданий.
В балладе много символики, свойственной фольклору Руси. Вестником смерти служит ворон, таинственная ветхая избушка напоминает жилище сказочной Бабы-Яги, белый голубь относит читателя к воплощению библейского Святого Духа. И все страхи и мистические образы исчезают, как только раздается крик Петуха.
Другой характерный прием романтизма, присутствующий в стихотворении побуждение сном. Перед главной героиней встает главный вопрос: на чью сторону встать. Сохранить ли в сердце святую веру в Провидение или поддаться мистическим соблазнам?
Стихотворный размер и композиция
В основе композиции баллады лежит прием противопоставления. Автор рисует такие контрастные понятия как любовь и смерть, ночь и день, реальность и сон. При помощи этого приема В. А. Жуковский демонстрирует противоречивость внутреннего мира человека.
Текст баллады Светлана (для увеличения нажмите)
Композиция последовательна и легко воспринимается читателем. Основу сюжета составляет лирический сон главной героини. Экспозицией служит стихотворное описание обрядов крещенских гаданий.
Завязкой выступает решение Светланы гадать в полночь в одиночестве и последующее появление на пороге жениха.
Развитие событий происходит стремительно и сопровождается зимней непогодой и бешеной скачкой на конях.
Кульминация – появление возлюбленного юной девы в таинственной избушке в гробу.
Крик петуха и пробуждение ото сна девушки, а затем появление живого и невредимого жениха Светланы является развязкой.
В эпилоге автор дает наставление юной деве на пороге новой жизни.
Стихотворный размер баллады – чередующийся четырехстопный и трехстопный хорей. Рифма – перекрестная.
Главные герои и их характеристика
В балладе присутствуют второстепенные персонажи и символические образы.
Главная героиня – девушка Светлана. В первых строках стиха автор дает девушке следующую характеристику: «Молчалива и грустна милая». В образе Светланы Жуковский воплощает высшие национальные качества.
В героине сочетается красивая внешность и душевная чистота. На протяжении года, ничего не зная о возлюбленном, она смиренно ждет. Ее грусть кротка и нежна. Она не ищет развлечений в разлуке, а тихо предается воспоминаниям.
Ее «душа – как ясный день», поэтому счастье не обходит Светлану стороной. Итогом всех сомнений и тревог становится долгожданная встреча и вечная любовь.
Другой романтический герой баллады – жених Светланы. Он обладает всеми характерными качествами: красотой, удалью, добротой и статью.
Темы баллады
В балладе раскрывается несколько основных тем:
- любви,
- веры в Бога,
- предсказаний.
Любовная тема является основной движущей силой произведения. Она проходит лейтмотивом через все повествование. Любовь побуждает Светлану к мистическим гаданиям, она придает сил и помогает верить в лучшее.
Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и ведет к счастливой жизни.
Тема святочных предсказаний подается автором в оригинальной манере. Видения возникают не в зеркале, а в воображении Светланы, во сне. Отвергается основное правило гаданий – отказ от божественной поддержи, снятие нательного креста перед обрядом. Девушка проходит испытания «с крестом своим в руке». И здесь Жуковский вновь говорит о важности веры в Провидение.
Проблематика
Оценивая проблематику стихотворения, необходимо четко представлять, в какую историческую эпоху оно было написано. Жуковский писал прежде всего для современников. Он поднимал проблему православного вероисповедания, значение обрядовой деятельности.
Автор отмечает тесное переплетение в сознание людей языческого и православного. Он делает акцент на проблематику суеверия, укоренившегося в массах.
Чему учит баллада «Светлана»
В лирическом произведении Жуковского даются иллюстрации народной жизни, описываются необычные драматические события, оказавшиеся всего лишь страшным сном. Автор учит читателя стойкости и верности, следованию общечеловеческим ценностям.
Сон и пробуждение главной героини трактуются не только буквально, но и символически. Сновидения тревожат душу, создают ошибочное понимание действительности. Пробуждаясь, человек способен прозреть и понять истинный смысл жизни.
Жуковский делает упор на основные моральные ценности и учит беречь любовь, сохранять надежду и верить в счастливые моменты жизни.
Источник
5
1 ответ:
0
0
Мистический сюжет, в котором использован характерный для баллад ход- встреча с миром мертвых. Сон является отражением страхов Светланы, за ним следует пробуждение, а с ним все сразу меняется -мир залит светом. ))))
Читайте также
Потому что в данном произведении показываются и высмеиваются человеческие пороки.
Дьячок был служителем из церкви.Он был старым,пугливым и худощавым человеком.Он пришёл в лазарет, потому что у него сильно заболел зуб.Он попросил доктора вырвать ему зуб.Но так и не добился результата, потому что доктор был неопытный,опытный уехал на время и этот врач его заменял.Он вырвал только половину зуба, другая половина осталась в десне.Дьячок так и остался с зубной болью.
Б.Пастернак.
П О С Л Е Д О Ж Д Я За окнами давка, толпится листва,
И палое небо с дорог не подобрано.
Все стихло. Но что это было сперва!
Теперь разговор уж не тот и по-доброму.
Сначала все опрометью, вразноряд
Ввалилось в ограду деревья развенчивать,
И попранным парком из ливня – под град,
Потом от сараев – к террасе бревенчатой.
Теперь не надышишься крепью густой.
А то, что у тополя жилы полопались,-
Так воздух садовый, как соды настой,
Шипучкой играет от горечи тополя.
Со стекол балконных, как с бедер и спин
Озябших купальщиц,- ручьями испарина.
Сверкает клубники мороженый клин,
И градинки стелются солью поваренной.
Вот луч, покатясь с паутины, залег
В крапиве, но, кажется, это ненадолго,
И миг недалек, как его уголек
В кустах разожжется и выдует радугу.1915, 1928
Мое мнение: прекрасное стихотворение. Автор проявил редкую наблюдательность и сумел предать свои впечатление от налетевшей и пролетевшей грозы с ветром, ливнем и градом так, что мы чувствуем прохладный свежий воздух, насыщенный горьковатым ароматом тополя, и видим разворачивающуюся умытую листву и рождающуюся, сначала в капельке, радугу.
Борис Пастернак – мастер образов, сравнений и метафор. Их впитываешь, как насыщенный озоном и пряными ароматами воздух. Понимаешь, что мощь природного явления была нешуточной.
И все это передано в коротком стихотворении!
Чего стоит только сравнение высыхающих окон с озябшей купальщицей. Сразу появляется мысль, что не все наблюдали этот ливень с балконов и террас. Кто-то не успел добежать до укрытия.
Стихотворение написано еще совсем молодым поэтом, но мастерство и свежесть восприятия мира уже чувствуются.
Стихотворение пишется в рифму, а рпссказ нет, а басня от сказки отличается тем, что в басне есть намек на действительность, а сказака это фантастика, выдумка
Я очень люблю читать. Мне нравится переживать приключения каждого героя, переноситься во времени и пространстве. Я люблю сказки потому что в них есть много поучительного и интересного.Сказки бывают народные современные и волшебные. Лучшая же сказка, как мне кажется, это книга Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес».
Источник