Какую роль играет сон в балладе светлана
В произведениях мировой и русской литературы сон выполняет самые различные функции. Это сон-портрет, который создаёт картину внутренней жизни героя. Сон-иносказание, подготавливающий читателя к последующим событиям сюжетной линии. Сон-дополнение, который делает сюжет более сложным и разнообразным, наслаивая на уже существующую реальность новую реальность: как правило, в этой новой реальности разрешается конфликт, который остался неразрешенным в действительной жизни.
Сон-портрет впервые начинают использовать писатели эпохи романтизма. Это обусловлено тем, что в эпоху романтизма внутренний мир и чувства человека становятся центром внимания – поэтому многие авторы отправляются на поиски новых художественных приемов изображения внутренней жизни героя, его переживаний.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Одним из первых в русской литературе сон как метод характеристики литературного героя использует Василий Андреевич Жуковский – яркий представитель русского романтизма. В балладе «Светлана» сон главной героини составляет основную часть произведения, композиционный центр. Само название баллады называет предмет, о котором идёт повествование – это внутренний мир Светланы, открывающийся читателю посредством сна. Все символические образы в произведении принадлежат русской национальной культуре – ворон как символ смерти, голубь как символ святого духа. Эти детали говорят о близости Светланы фольклору; они позволяют Жуковскому создать именно национальный тип русской женщины. Светлана поэтична, суеверна. Но в то же время героиня проявляет духовную силу: она выдерживает испытание пугающим сном и не оставляет надежду в спасение возлюбленного.
Больше того, сон в балладе Жуковского – это сон-дополнение, так как он становится испытанием для самой героини: сталкиваясь с собственными переживаниями и опасениями в нереальном мире, она становится духовно сильнее в реальности. Используя сон как дополнительную реальность, автор как бы включает внутреннюю жизнь героини в сюжет: таким образом он создаёт повествование, наполненное из внутреннего мира Светланы, состоящее из ее переживаний и чувств, приобретающих вещественные символические образы. Так страх девушки за жизнь своего возлюбленного облекается в образ гроба, сам ее возлюбленный предстаёт во сне мертвецом. Страх смерти возникает в образе чёрного ворона, надежда и вера материализуются в облике белого голубя. Сон Светланы – это и сон-иносказание, предугадывающий судьбу жениха девушки. Только автор использует этот приём и заранее ставит себе цель – ввести читателя в некоторое заблуждение, то есть противопоставить реальность сна действительности. Так сон Светланы изначально выполняет функцию сна-иносказание, но в конце теряет ее.
Приём, использованный Жуковским в балладе, удивительно прочно прижился в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин неоднократно использовал этот метод в своих произведениях, в том числе и в романе в стихах «Евгений Онегин». Сон Татьяны, как и сон Светланы, выполняет три функции; и в первую очередь – сна-портрета. Пушкин создаёт свой тип идеальной русской женщины, можно предположить, что Татьяна «эволюционирует» из Светланы: об этом говорят, например, близость обеих героинь к фольклору, их поэтичность. Во сне Татьяны присутствуют образы, заимствованных из русских сказок и песен: медведь, переправа через реку, свадьба-пиршество странных созданий и чудищ. Еще одна схожесть заключается в том, что и сну «Светланы» и сну «Евгения Онегина» предшествует единый фольклорный мотив – гадание – действо, в котором обычно девушка взаимодействует с потусторонними силами, желая предугадать собственную судьбу или судьбу жениха. Поэтому сны героинь оправданы психологическим состоянием – и Татьяна, и Светлана желают узнать о своих возлюбленных. Потому в снах Светланы и Татьяны создаётся будущее, уже предугаданное сознанием. И в это отношении Татьяна оказывается более проницательной: в её сне с точностью предугадывается одно событие – убийство Ленского Онегиным. Получается, что сон Татьяны играет роль сна-иносказания, и в отличие ото Сна Светланы, действительно предвещает реальные события, а не возможный исход. Этим обуславливается и место расположения сна в композиции романа: он расположен в самой середине – в 5 главе. Так сон как бы подготавливает читателя к дальнейшим событиям, он становится переходом, приготовлением к кульминации.
Сон Татьяны – это и сон-дополнение. В своём сне Татьяна разрешает внутренний конфликт: чувство симпатии и чувство страха к Онегин противопоставлены друг другу. Онегин притягивает Татьяну (во сне она решается зайти в избу, в которой проходило пиршество чудищ под предводительством Онегина), и одновременно с этим ужасает её (позже героиня стремится убежать из избы, потому что она напугана). Но сон оказывается сразу двойным портретом: портретом Татьяны и портретом Евгения Онегина (каким его представляет сознание героини). Сон Татьяны – это первая, пусть и неосознанная попытка осмыслить сущность Онегина.
Так сон в литературе, как правило, выполняет одну из трёх функций: дополнение, потрет или иносказание. Но Жуковский начинает традицию, когда сон как приём играет сразу три роли, взаимодополняющих и взаимосвязанных, и занимает центральное, смыслообразующее место в произведении. Сон Татьяны в «Евгении Онегине» эту традицию продолжает.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50954
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Источник
Похожие главы из других работ:
Баллады Жуковского
3. Жанр баллады в творчестве Жуковского.
Баллады в России писались и до Жуковского, например, М. Муравьёвым и Карамзиным. Жуковский же большей частью занимался переработкой иностранных авторов. Из более чем 30 написанных им баллад лишь несколько имеют сюжет…
Василий Жуковский, его жизнь и творчество
2. Жизненный и творческий путь Жуковского
Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля (29 января по старому стилю) 1783 года. Он был незаконнорожденным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи, получившей в крещении имя Елизаветы Дементьевны…
Исследование мировоззрения Василия Жуковского путем анализа его поэзии
1. Биография Василия Жуковского
Родился Василий Андреевич Жуковский вдали от обеих столиц, в глуши Тульской губернии, близ города Белева, в селе Мишенском 29 января 1783 года. Ребенок рос чувствительным, нежным, вннутренне сосредоточенным…
Исследование мировоззрения Василия Жуковского путем анализа его поэзии
4. Гуманистические идеи в поэзии Жуковского
Принимая свой жребий, античный человек у Жуковскогово все не слепо покоряется року. Хотя трагическая судьба Ахилла известна герою, он, однако, выбирает свою долю сознательно.
В «античных» балладах Жуковский наделяет своих героев тонкими…
Любовная тематика в прозе А.П. Чехова
2. «Обывательское» счастье
Показательна творческая история «Шуточки». Рассказ в первой редакции кончался словами героя-рассказчика: «Но тут позвольте мне жениться». Этот «счастливый конец» соответствовал и всему толу юмористического рассказа и образу героя…
Поэтика звукообраза в поэзии романтизма
2.1 Звукообраз в лирике В.А. Жуковского
Звуки для романтиков – связующие звенья между земной и небесной сферами мироздания и душой человека.
Элегия “Море” написана в 1822 году.
Состояние души автора воплощено прямо – лирический монолог…
Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта
1. Представления классицистов о балладе
«Поэтическое искусство» Буало – кодекс классицизма, по этому трактату можно судить, каковы представления классицистов о том или ином художественном явлении…
Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта
2. Представления сентименталистов о балладе
Обратимся к одному из биографов Жуковского, жившему в ту же эпоху, что и сам поэт, П. Загарину. В его книге «В.А. Жуковский и его произведения» мы находим причины обращения поэта к жанру баллады…
Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта
3. Предромантические представления о балладе
Возникнув в предромантическую эпоху в поэзии Гете и Шиллера, а в России – Жуковского, баллада у романтиков становится приоритетным жанром…
Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта
Глава 2. Баллада в творчестве Жуковского
…
Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта
1. Обращение Жуковского к балладному жанру
Жуковский вплоть до 1808 года все еще был в глазах близких и в понимании тогда немногочисленных русских читателей поэтом довольно одаренным, может быть, даже оригинальным, но пока что не первостепенным…
Сопоставление понимания смысла и счастья жизни героями рассказов Б. П. Екимова и современными подростками
Писатель Борис Екимов о счастье и смысле жизни.
Размышляя о героях рассказов Бориса Петровича Екимова, мы задумывались о том, как же понимает счастье и смысл жизни сам писатель?
16 февраля 2007года состоялась встреча литератора со школьниками, на которой мы присутствовали…
Узбекская литература
2. Древние литературные памятники. Поэма “Наука о счастье” Юсуфа Хос Хажиба
Древние литературные памятники в истории литературы, в истории нации играют важную роль. Их изучение и исследование имеет историческое, географическое, этнографическое, лингвистическое и литературное значение…
Художественное время в поэзии В.А. Жуковского
Глава 1. Время души в лирике Жуковского
Время — важнейшая для Жуковского категория, относительно которой только и может быть виден человек.
Категория времени в поэзии имеет свою специфику. Время в лирике особенно субъективно. Как правило…
Художественное время в поэзии В.А. Жуковского
Глава 2. Историческое время в поэзии Жуковского
С чувством времени связано и чувство истории. У одних писателей это чувство истории сильнее, у других слабее. Это сказывается не только в выборе исторических тем одними авторами и в отсутствии интереса к ним у других. Даже в подходе к пейзажу…
Источник
Баллада Жуковского «Светлана» (1812) также восходит сюжетом к «Леноре». Близок сюжет – но разная развязка. Гадание и сон – центральные эпизоды «Светланы»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
И на фоне этого мирного крещенского вечера (и вместе с тем такого «фольклорного») с его непременным обычаем – гаданием (типичная «бытовая» сцена) появляется героиня – молчаливая и грустная. Словесные лейтмотивы (печальна, молчалива, грустна) выражают эмоциональный тон баллады (луна, «тускло светится», жених «бледен и унылый» да и ворон каркает: «Печаль!»). Жуковский стремится показать национально-русский женский тип, образец преданной любви и верности суженому («Как могу, подружки, петь? // Милый друг далеко»), покорности судьбе («Тайный мрак грядущих дней, // Что сулишь душе моей, // Радость иль кручину?»), образ удивительно поэтический. Светлана – героиня идеальная, близкая героиням русского сентиментализма.
Жуковский переносит действие в реальный повседневный быт, и в этом проявляется отказ от сверхъестественности «Людмилы» – все объясняется простым сном. Все ужасы – это лишь мрачное сновиденье, утром героиня в привычной и мирной обстановке, и ее ожидает любящий жених:
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах
Те ж приятны взоры…
Действие баллады как будто повторяется дважды: ужасный «грозный сон» (стук – жених – туман – кони – церковь) и радостное пробуждение (туман – колокольчик – настоящий жених – кони – церковь). Жуковский стремится передать национальный колорит: избушка («хижина под снегом», гаданье, тесовые ворота, поп с дьяконом, с дьячками, икона и «приметы» русской зимы – метель и вьюга). Снег валить хлопьями, сани (резвые кони и «звонкий колокольчик»). В национально-бытовом колорите «Светланы» много стилизации, все как будто идеализируется: «Свечка трепетным огнем // Чуть лиет сиянье», девушки «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали».
Ритуально-фольклорный характер имеет и диалог в начале баллады и финал с пением «многие лета»: «Что, подруженька, с тобой?» Ответ Светланы – своеобразный вариант русской народной песни об уехавшем милом («милый друг далеко», «иль не вспомнишь обо мне…»).
Песенный стиль, мотивы народного фольклора («красен свет», «темна даль», «борзы кони», «вещее сердце»), сентиментальный тон («ах, а им лишь красен свет»), эпизод с белым голубком, который защищает героиню от страшного хозяина хижины, поэтично переплетаются в балладе Жуковского. Эмоциональная выразительность баллады достигается быстрой сменой радостных и светлых мотивов с грустными и печальными. Мирная картина гаданья – печаль Светланы – мрачный сон – радостное пробуждение. «Темно в зеркале», «черный гроб», «черный вран», кони бегут в «темну даль», и в эту мрачную картину проникают более светлые тона: «гроб накрыт белою запоной», появляется «белоснежный голубь с светлыми глазами». Столь же изменчива и мелодика речи: вопросы, восклицания, параллелизмы и т.п.:
«Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
…
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
«Светлана» – самая оптимистическая баллада Жуковского – все кошмары и ужасы героини теряют свою таинственность – это не вмешательство потусторонних сил, а лишь сон (правда, «прорицатель муки»); видения вызваны душевными переживаниями героини, ожидающей жениха. Светлана верит в любовь, не ропщет на судьбу. Сравним два отрывка:
«Людмила»:
Что взирать на небеса?
Что молить неумолимых?
Возвращу ль невозвратимых…
«Светлана»:
Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон;
Счастье – пробужденье.
Светлана обретает счастье. Подобную счастливую любовь мы встречаем только в «русских» (по сюжету) балладах Жуковского (за исключением «Людмилы»). Оптимистический тон, национальный колорит – все привлекло внимание современников к этой балладе и ее автору, певцу «Светланы». Пушкин не раз брал из «Светланы» эпиграфы – V глава «Евгения Онегина» (да и сам сравнивал Татьяну со Светланой), «Метель».
■ Читать полный текст баллады В.А. Жуковского «Светлана»
► Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:
- Биография В.А. Жуковского
- Начало творческого пути В.А. Жуковского. Стихотворение «Сельское кладбище»
- Анализ элегии «Вечер»
- Анализ элегии «Теон и Эсхин»
- Поэт и поэзия
- Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов»
- «Императору Александру». Анализ
- Лирика Жуковского. Тема любви и счастья
- Природа в лирике Жуковского
- Баллады Жуковского
- Баллада «Людмила». Анализ
- Анализ сказки «Спящая царевна»
- Баллада «Замок Смальгольм». Анализ
- Анализ поэмы «Шильонский узник»
- Поэтическое мастерство Жуковского
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века
Источник
Имя В. А. Жуковского в нашей литературе связано в первую очередь в таким жанром поэтического творчества, как баллада. Несмотря на то, что большинство произведений поэта являются переводами, «Светлана» считается символом раннего романтизма в России, так как в ней усилен национальный колорит нашей Родины, который нельзя прочувствовать в оригинальных немецких балладах.
История создания
Первой балладой Жуковского становится «Людмила» (1808), которая на самом деле является вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Г. Бюргера. С целью адаптировать текст для российского читателя писатель меняет имя главной героини, ее местоположение, вводит отсылки к фольклору русского народа и его мифам.
В 1812 году в свет выходит «Светлана», также основанная на сюжете «Леноры», но здесь еще больше усиливается национальный колорит за счет деталей и пейзажей, чего, конечно, в «Леноре» не было; кроме того, Жуковский меняет финал баллады.
Кому же Жуковский посвятил балладу? Он адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.
В 1831 году он переводит «Ленору» в третий раз, теперь с минимальными изменениями.
Жанр и направление
Баллада — это стихотворение, в основе которого лежит остродраматический сюжет, необычайный случай. Сам термин происходит из французского языка и переводится как «танцевальная песня». Возникают баллады в средние века. Они во многом связаны с народными преданиями, древними легендами. Здесь соединяются черты песенного повествования и рассказа.
Романтизм в балладе «Светлана» очевиден. На первый план выходит присущий романтизму конфликт, который здесь представлен как борьба мира вымышленного с миром реальным. Чувства главной героини ярко выражены через пейзажи, которые становятся действующими героями; такие элементы сюжета, как сон, гадания, символика русского фольклора, также присущи романтизму, в отличие от, например, предшествующего ему классицизма.
Интересным в балладе становится соотношение реального и фантастического. Выходит, реальное здесь – это гадание, сон, встреча с любимым в конце. Реальное (сон как процесс) порождает фантастическое (содержание сна): мертвого жениха, гроб в избушке, ворона и голубя, путешествие на лошадях и т.д. Фантастическое удивительным образом в «Светлане» приобретает и иной смысл: вера спасает главную героиню. Получается, оно, фантастическое, может не только губить человеческую душу, но и становиться ее защитником. Обычно в балладах случается наоборот: и в «Людмиле», и в «Леноре», и в «Лесном царе» И. Гете, и в «Кубке» А. С. Пушкина герои проигрывают волшебным силам.
Композиция
В основе композиции баллады лежит прием антитезы: противопоставляются сон и реальность. Это столкновение обусловлено содержанием, ведь действительность в произведении противопоставлена вредоносной иллюзии, вера – суеверию, правда – лжи.
Роль композиции – показать контраст и необходимость нравственного выбора между мистикой, суеверием, сном и явью, верой, правдой. Героиня выбрала свой путь и вернулась в реальный мир, где ее ждало счастье.
О чем?
Сюжет данного произведения во многом повторяет сюжет предшествующей ему «Людмилы». Жуковский в них как бы воскрешает обыденный для народа мотив песен: молодая девушка ждет возлюбленного с войны.
Светлана очень тоскует по своему жениху, от которого уже как год нет никаких вестей, и решается погадать в крещенский вечер у зеркала. Героиня смотрит в зеркало и неожиданно слышит голос своего ненаглядного, который зовет ее в церковь, чтобы наконец-то связать их сердца узами брака. Конечно, девушка соглашается.
Дорога становится для нее большим испытанием: она чувствует опасность, слышит крики ворона, видит гроб. Многое предзнаменует беду. Когда сани с героиней останавливаются около какой-то хижины, лошади и жених исчезают. Светлана заходит в дом и снова видит гроб, из которого встает ее умерший возлюбленный и протягивает к ней руки, чтобы скрепить их брачный союз. Девушку спасает чудесный голубь, закрыв ее от мертвеца.
От испуга героиня просыпается и понимает, что все ее приключение оказалось страшным сном. Она в смятении, ведь, скорее всего, это было предзнаменованием, однако в финале ее ждет счастливый конец: жених возвращается целым и невредимым.
Главные герои и их характеристика
Многие образы в балладе «Светлана» имеют символический подтекст, то есть представляют собой мистическую силу, заключенную в теле.
- Характеристика Светланы. Кажется, что у баллады только один действующий персонаж – Светлана. Она и правда становится центральным героем в повествовании. Это молодая девушка, опечаленная тем, что от любимого нет вестей, она беспокоится о нем. Она не может веселиться, как ее подружки, и для нее гадание не является простой девичьей забавой. Героиня чиста и невинна: она не ропщет на Бога, не обвиняет судьбу, когда узнает, что ее жених умер, а наоборот, молится. Иначе вели себя Людмила и Ленора, которые в порыве отчаяния обвиняют Спасителя, что он не услышал их молитв. Образ Светланы противопоставлен этим героиням: она не призывает Бога на суд, поэтому темные, злые силы не могут погубить ее чистую и прекрасную душу. За смиренность, набожность и верность автор награждает героиню счастливым финалом.
- Голубь. Своеобразным двойником и защитником Светланы становится белоснежный голубь, который закрывает ее от сил тьмы. Это – «ангел-утешитель», которому молилась Светлана перед тем, как начать гадать.
- Ворон. Эта птица олицетворяет смерть и темные силы.
Призрак жениха, который появляется в страшном сне, сам жених и подруги Светланы не имеют проработанной характеристики, однако читатель узнает, что возлюбленный девушки хорош собой, смел и верен.
Темы
Основными темами произведения являются любовь и вера.
- Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
- Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
- Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.
Проблемы
Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.
- В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
- Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.
Главная мысль
«Светлана» стала очень популярной у читателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что в балладе очень много деталей национального колорита, она была близка народу и воспринималась как подлинно русское и понятное читателю произведение. Здесь широка фольклорная, народная основа: какие-то приметы, типичные гадания, отсылки к известным песням и преданиям, мотивы русских сказок и легенд. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.
Так, Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках: «Здесь несчастье – лживый сон; / Счастье – пробуждение».
Устаревшие слова
Благодаря достаточно легкому языку современный читатель может спокойно понимать текст баллады. Однако стоит упомянуть об историзмах и архаизмах, которые встречаются в тексте.
- Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
- Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.
Чему учит?
Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.
В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.
Средства выразительности
Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности, среди которых эпитеты («милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет-судья лукавый», «слава – дым»), сравнения («в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»), гиперболизация («тьма людей во храме»), олицетворения («ноет грудь», «крикнул сверчок»).
Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.
Фольклорные элементы
В тексте много фольклорных отсылок, среди которых – образ дороги как жизненного пути. Он часто используется в сказках. В «Светлане» дорога, которую она преодолевает с тревожностью, ведет ее от венчания к погибели.
Кроме этого, противопоставляются свет и тьма с помощью цветовой символики («белоснежный», «белый» голубок и «черный» ворон). Также в качестве источника света в балладе выступает снег, который «валит клоками» и «на солнышке блестит», в то время как тьма присутствует без активного действия: «темно в зеркале», «темна даль», «впотьмах».
Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.
Автор: Альбина Исмаилова
Источник