Какова в повести роль снов пискарева

Какова в повести роль снов пискарева thumbnail

Такое происходит много раз. Во сне Пискарев обретает всю полноту счастья, наяву — полную меру страдания. Все вывихнуто и ненормально в этом странном и страшном реальном мире, как все искажено в жизни художника. Можно сказать, замечает автор, что спал Пискарев наяву, а бодрствовал во сне. Эти участившиеся метаморфозы стали источником его страданий физических и нравственных и довели в конце концов до безумия.

Романтическое мироощущение молодого Гоголя было, как мы знаем, весьма восприимчиво к контрастному восприятию мира. Вся повесть «Невский проспект» выдержана в резких контрастных красках. Социальные и психологические контрасты Невского проспекта перекликаются с перепадами в восприятии мира у Пискарева, и все это вместе обостряет ощущение трагического противоречия между действительностью и представлением о том, какой она может и должна быть.

Художник Пискарев был жертвой, по выражению Гоголя, «вечного раздора мечты с существенностью». Это жертва трагическая, ибо слишком велико несоответствие между высокой романтической мечтой и возможностями ее осуществления. Жизнь жестоко посмеялась над Пискаревым. Его преданность идеалу прекрасного и вера в чистоту человеческих отношений не выдержали соприкосновения с грубой прозой жизни, с лицемерным, эгоистическим обществом. В единоборстве с этим обществом он потерпел полное крушение.

Отношение Гоголя к Пискареву двойственное. С одной стороны, ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устои современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Дело не только в том, что этот идеал зыбок, нереален, но еще и в том, что по самой природе своей он порождение той же самой пошлой действительности, против которой направлен. Гоголь видел слабость Пискарева и зыбкость его жизненной позиции.

К середине 1830-х годов романтизм как философия жизни, как метод решения противоречий действительности обнаружил свою уязвимость. Пройдет еще одно десятилетие — и эта тема станет одной из важнейших в русской литературе. В 1843 году Герцен запишет в Дневнике: «Период романтизма исчез, тяжелые удары и годы убили его» (II, 272). Наблюдение это, сделанное в связи с обстоятельствами личной жизни Герцена, имело и несомненно более общий смысл. Романтизм к тому времени станет синонимом благодушия, рутины и дряблости. Как далеко зашел этот процесс, наглядно покажет судьба Александра Адуева в романе «Обыкновенная история». Задолго до Гончарова Гоголь проницательно распознал ранние симптомы той же болезни. Конечно, Пискарев не Александр Адуев, в гоголевском герое еще много истинно привлекательного, в его страстном негодовании против устоев современной цивилизации и морали сквозила юношеская «идеальность» и трогательная в своей простодушной наивности вера и возможность быстрого исправления нравов людей. Но гениальность Гоголя заключалась именно в том, что простодушие Пискарева изображено как порождение той же действительности, что вскормила пошлость Пирогова. Очень они разные люди — Пискарев и Пирогов, и, однако же, они не просто знакомцы, а «приятели»!

Сатирическая, обличительная направленность повести сильно выражена во второй новелле, посвященной Пирогову.

Поручик Пирогов представляет собой совсем иной человеческий материал, чем легко ранимый и чувствительный к малейшим проявлениям несправедливости Пискарев. Ограниченный и нагло самоуверенный, удачливый, преуспевающий, всегда в отличном расположении духа, Пирогов был совершенно чужд рефлексии и каким бы то ни было нравственным терзаниям. Пошлое самодовольство выражало не мимолетное, не сиюминутное его состояние, а самую суть его характера. Писатель создал очень яркий человеческий тип, ставший нарицательным обозначением многих сторон современного ему общественного бытия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Источник

В сочинении на тему «Почему люди убегают от реальности» следует порассуждать об очень важной проблеме. Ведь на первый взгляд кажется, что ничего опасного или страшного в таком бегстве нет, на самом же деле все обстоит серьезнее, и в итоге можно потерять себя, свою жизнь, поддержку родных и близких. Прежде чем говорить об опасности подобного поведения, нужно выяснить причины, почему же так может происходить.

Причины такого поведения

Для начала важно понять, почему люди могут захотеть это сделать. Очевидно, что сбежать чаще всего хочется от того, что не нравится. Если все устраивает — уходить не хочется. А что может не нравится человеку? Какие-то проблемы или трудности, например:

  • В семье. Некомфортная обстановка, непонимание, постоянные конфликты, тяжело больной родственник.
  • В личной жизни. Если человек не может обрести личное счастье, найти свою любовь или построить гармоничные отношения.
  • В профессиональной деятельности. Бывает, что люди не знают, не понимают, чем хотят заниматься. Или начинают, но бросают любое дело из-за возникших трудностей — и им начинает казаться, что они ничего не могут.

На самом деле причиной может стать что угодно, их может быть несколько. Жизнь полна проблем и трудностей, но главное — как их воспринимать. Некоторые просто убеждены, что их жизнь скучна, однообразна, сера и ищут способы сделать ее ярче.

Главной причиной является внутреннее состояние человека. Если человек — пессимист или слабая личность, то он всегда найдет повод для депрессии и ухода от проблем. Именно отношение к происходящему определяет дальнейшие действия.

О чем повесть?

«Невский проспект» — повесть, не богатая событиями. Весь сюжет можно уместить в нескольких предложениях: поручик Пирогов и живописец Пискарёв замечают двух девушек на Невском проспекте, каждый из них следует за той, что по их меркам симпатичнее. Художник идет за семнадцатилетней девушкой, которая становится для него олицетворением всего самого прекрасного на земле, но, как выясняется, незнакомка работает в борделе. Главный герой не может смириться с реальностью – она начинает приходить к нему во сне, подсознание Пискарева пытается ее оправдать. Это превращается в помешательство, он решает жениться на публичной женщине, та же отвечает на его предложение язвительной насмешкой. Как читатель узнает позже, юноша совершает самоубийство.

Куда можно «убежать»

Самый безобидный способ — бегство в мир собственных фантазий. Такие люди будто существуют в своем вымышленном мире, защищаясь от суровой действительности. Им там хорошо и спокойно. Но вот тем, кто живет с ними, должно быть тяжело — ведь от них не поступает поддержка, помощь, они не вникают в то, что происходит вокруг. «Мечтатель» бесполезен в быту, в каждодневной рутине, которая и составляет настоящую жизнь.

Некоторые «убегают» в работу. Со стороны кажется: трудоголиков есть за что уважать — они преданы своему делу, день и ночь на работе, всегда готовы «спасать Родину». Вот только нужно ли это их семье вместо внимания, заботы, если она есть? А если нет, то к чему такие жертвы, ведь для человека главное в жизни — семья, а потом уже все остальное.

Читайте также:  В сны в 4 лунный день

Подчас в качестве параллельной жизни выступают различные игры — азартные, компьютерные, ролевые. Люди, у которых получается избегать реальности таким образом, настолько погружаются в них, что уже не различают, где жизнь, а где игра. Соотносят себя с персонажем, а виртуальные декорации — с действительностью. «Вытянуть» их обратно бывает очень сложно.

Многие выбирают более губительный вариант как для души, так и для тела: алкоголь, наркотики. Аргумент: они помогают «забыться», туманят разум, переносят в другой мир. По сути, это легкий путь — закрыть на все глаза и как-то облегчить свою жизнь. Но только облегчения не случается — эти люди становятся зависимы от своих вредных привычек и уже не могут отказаться от них без помощи врачей. К тому же портят жизнь родственникам и близким, которые вынуждены спасать их, постоянно нервничать и переживать. Такое поведение — преступление по отношению к родным.

Даже, казалось бы, более безобидная вредная привычка — курение — это тоже бегство от реальности. Ведь курильщики достают сигарету в минуты волнений, стрессов, то есть они не могут пережить своими силами какие-то сложные ситуации.

Почему люди убегают от реальности?

(445 слов) Каждый человек живёт в реальном мире со всеми его проблемами, заботами и радостными моментами. Но почему-то одни могут успешно справляться с трудностями и легко находят своё место в любом коллективе, а другие предпочитают строить воздушные замки и предаваться мечтам. Я полагаю, что уход в мир грёз происходит из-за неумения или нежелания некоторых людей найти свое место в действительности. Приведу несколько аргументов, подтверждающих мою точку зрения.

К примеру, Обломов, главный герой известного произведения И. А. Гончарова, не делает ничего существенного ради реализации своих замыслов. Каждый день он лежит на диване, строит фантастические планы, но на этом его инициатива заканчивается. Впрочем, идеи благоустройства имения ему быстро надоедают, и тогда он зовёт Захара, чтобы тот, наконец, прибрался или принёс обед. Друг Обломова, Штольц не может пробудить апатичного героя от сна наяву, ведь сам делает за него всю работу: разбирается в запутанных финансовых делах приятеля, устраивает его личную жизнь, решает проблемные бытовые задачи. Это и есть первая причина болезненной мечтательности Ильи Ильича: вместо него трудится Захар и думает Андрей. Вторая причина заключается в том, что Обломов с детства оказывался в обстановке, где царили лень и праздность. Так он и привык плыть по течению, ничего не делая. Ему было приятно воображать что-то грандиозное, великое, но, увы, не имеющее никакого отношения к реальности. А добиваться этого он не хотел и не умел. Но признавать свою никчемность сложно, поэтому ему пришлось убежать от реальности в фантазии.

Николенька Иртеньев, герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», оказался мечтателем другого рода. Он постоянно давал себе обещания стать лучше и придумывал, как это можно сделать. Правда, чаще всего его идеалы расходятся с действительностью. Николенька учится правильным моральным принципам у князя Нехлюдова, но склонность героя к анализу всех поступков заводит его в тупик: он сам признаётся в том, что попадает в «безвыходный круг своих размышлений». Николенька редко находит понимание среди родных и близких. Друг часто его критикует, старший брат смеётся. Как в таких условиях не начать фантазировать о совершенном мире, где все безоблачно и прекрасно? Кроме того, юноша вырос в «тепличной обстановке», где все его любили и лелеяли, а потом он переехал в город, лишился горячо любимой матери и понял, что далеко не все люди готовы обожать и превозносить его. Причина побега героя из реальности проста: в ней он запутался и не нашел поддержки.

Таким образом, люди убегают из реальности, потому что не находят в ней места для себя и своих возвышенных идеалов. Как правило, такие мечтатели воспитывались в узком семейном кругу, где их старательно берегли от пагубного влияния внешнего мира. Оказавшись в этом взрослом мире, который столь сложен и опасен, вчерашние дети не могут адаптироваться. Они не хотят или не имеют способности признать и исправить это, а потому убегают от проблем в воздушные замки.

Автор: Виктория Арутюнян
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Опасность «бегства»

Вредные привычки — алкоголизм, наркомания, безусловно, опасны для человека. Но у тех, кто стремится убежать от действительности есть и более радикальный выход — самоубийство. Бегство без возврата.

Но и все остальные способы таят не меньшую опасность. Ведь человек, спрятавшийся от окружающего мира и проблем в работе, виртуальной реальности, вредных привычках, в конце концов, остается один. Если вначале его еще стремятся вернуть, спасти, то потом уже просто бросают.

Характеристика главных героев

  1. Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
  2. Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
  3. Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает. Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.
Читайте также:  Отдать ключи во сне к чему

Пример из литературы

В художественной литературе немало примеров такого бегства.

  • В «Грозе» Островского такой герой — Катерина, которая все мечтает стать птицей и улететь из своего темного царства, об этом говорят многие ее цитаты. Однако, когда она понимает, что ей не вырваться из той жизни, которой она живет, то принимает решение совершить самоубийство.
  • «Премудрый пескарь» Лескова тоже «убежал» от всех, спрятавшись в небольшой домик. Там он и прожил всю жизнь, мечтая о безопасности. Но в итоге жизнь прошла зря — в маленьком закутке и страхах.
  • Что такое бегство от реальности? Сочинение «Обломов» тоже помогает найти ответ на этот вопрос. Главный герой — замечательный пример классического мечтателя. Вся его действительность — это любимый диван, где проходят мысли о жизни, любви, работе, крыжовнике, путешествиях, будущем. На самом же деле Обломов целыми днями грезит, но ему крайне сложно отрываться от дивана.

Хорошие примеры можно найти в статьях-рецензиях: «На дне — побег от реальности», «Невский проспект — побег от реальности». Такие образы есть и в произведениях Горького, Достоевского, Чехова.

При написании сочинения «Чем опасен отрыв от реальности» можно многое для себя понять. Первое — что «сбегают» от действительности только слабые люди. Неспособные взять себя в руки и преодолевать трудности. Второе — что такая стратегия очень опасна. И это настоящее наказание и для того, кто убегает, и для его близких.

История создания

Повесть была издана в составе сборника «Арабески» (1835). Традиционно его относят к циклу «Петербургские повести», но, важно отметить, что сам автор никогда не объединял свои произведения таким образом. «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и другие произведения из этого цикла просто объединяет общая тематика, но написаны они все были в разное время. Почему же эти произведения так удачно образовали единый комплект? Гоголь указывает на человеческие пороки, но ему уже не до смеха; жители столицы испорчены городом, а те, кто еще хранят в себе нравственные устои и моральные принципы, не могут влиться в петербургский круговорот сует. Так и получается, что настоящее счастье остается для всех горожан недостижимым.

Образ Невского проспекта

Невский проспект олицетворяет всю столицу в целом. Свое отношение к городу автор раскрывает читателю далеко не сразу. Книга начинается с предложения: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». В ходе дальнейших событий читатель понимает, что улица не так проста, что отчасти именно она обвела вокруг пальца доверчивого Пискарева. Прекрасная дорога, которую описывает рассказчик во вступлении — на самом деле, всего лишь красивая оболочка порочного города. Она как будто бы участвует в «обмане», это сам город обманывает Пискунова; как будто бы именно по вине проспекта художник решает преследовать незнакомку. В его образе появляется что-то мистическое, загадочное и таинственное. «О, не верьте этому Невскому проспекту! <�…> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — так резюмирует Гоголь в финале повести.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Источник

Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Тема: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Технология: проблемное обучение

Цель: показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»

  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру

  • Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся

Предварительное домашнее задание:

По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова

Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.

Н.В.Гоголь

Ход урока:

1 Слово учителя.

В 1828 году Н.В.Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Впереди – свобода, служба, жизнь в Петербурге. В декабре молодой человек отправляется в столицу. Каким представлялся Гоголю Петербург? Вспомним строки из знаменитой повести Гоголя «Ночь перед Рождеством: «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; …мосты дрожали, кареты летели, извозчики, форейторы кричали…» Такой увидел столицу кузнец Вакула. Таким, вероятно, представлял себе Петербург и Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, – разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. – Я его воображал красивее и великолепнее».

Почему же Гоголь разочаровался в этом городе и все-таки посвятил ему целый цикл «Петербургские повести»? Возможно, на этот вопрос нам поможет ответить «Невский проспект».

В.Г.Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке.» И действительно, в основу повести легли впечатления петербургской жизни писателя. Город поразил его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы Гоголь все отчетливее видел бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких людей.

2. Беседа по фрагменту начала повести «Всемогущий Невский» . Создание проблемной ситуации.

Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)

Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)

Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)

Читайте также:  Видеть молоко в банке во сне

Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).

Учитель: Как эту мысль выразил Гоголь? («Только взойдешь на Невский, как уже пахнёт одним весельем»)

Учитель: Но существует ведь и другая сторона улицы. Когда мы с ней знакомимся? ( Ее мы видим рано утром. Это мальчишки на посылках, мужики-рабочие, лакеи, нищие)

Вывод 1: Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует все социальные слои Петербурга. Поэтому Невский проспект – олицетворение Петербурга, города контрастов.

3. Формулирование темы урока.

Учитель: Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»

Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова? Заглянем в словарь:

ФАНТАСМАГО’РИЯ, -и, ж. «Толковый словарь русского языка» под ред С.И.Ожегова

  1. Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

  2. Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

  3. Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

Учитель: В каком значении употребил это слово писатель? (во втором значении). Исходя их определения, сформулируем тему урока: «Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

Учитель: Как в повести нарисован образ призрачного, обманчивого города, кроме начального описания? (Историями художника Пискарева и поручика Пирогова). Истории, случившиеся с молодыми людьми, – это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта в Петербурге.

  1. Работа по подготовленному домашнему заданию.

Учитель: Рассмотрим историю Пискарева.

– Что является идеалом для Пискарева? (красота в окружающем мире, ведь он художник)

– Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте? (грация, осанка, волосы, взгляд)

– Кем на самом деле оказалась эта девушка? (обитательница дешевого притона)

– Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить? (это разрушение идеала красоты, для художника это невыносимо тяжело).

– Какова роль снов Пискарева в повести? (во сне он видит свою избранницу такой, какой ему хотелось бы ее видеть: лучше всех одетой, невинной красавицей из привилегированного общества. Лишь просыпаясь, художник понимает, что реальность ужасна, и вновь забывается сном. Он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь).

– Почему Пискарев совершает самоубийство? (рухнула мечта, идеал, а без идеала его жизнь невозможна, бессмысленна).

– Как вы относитесь к Пискареву? (его искренне жаль, он романтик, идеалист, мечтатель, такому человеку крайне сложно противостоять страшному и грозному миру реальности).

Учитель: А теперь обратимся к другому герою – поручику Пирогову.

– К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить? (он не аристократ, имеет низший офицерский чин, но вращается среди тех, кто составляет верхушку общества).

– Как и почему это ему удается? (Он обладает многими талантами: умеет поддержать беседу, умеет ухаживать за дамами, остроумен, заядлый театрал, решительный человек, не привыкший к отказу).

– В чем заключалось «смелое предприятие» Пирогова? (он увязался на Невском за блондинкой, а она оказалась женой немца – жестянщика)

– Кто такие Шиллер и Гофман? Случайны ли эти фамилии у героев? (Это тоже сатирический прием. Фамилии известных немецких литераторов носят простые мастеровые люди)

– Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем? (Его это нисколько не смутило. Он нашел повод бывать в этом доме, на глазах у мужа оказывал знаки внимания молодой женщине и чуть было не соблазнил ее, за что был избит пьяным Шиллером и его дружками и с позором выброшен на улицу)

– Как отреагировал Пирогов на оскорбление? (сначала он хотел жаловаться, писать чуть ли не государю, но, проходя мимо кондитерской, соблазнился вкусными пирожками и успокоился, благополучно забыв о случившемся)

– Каково отношение к Пирогову? (он смешон, вызывает больше презрение, чем сочувствие)

Учитель: Что общего у Пискарева и Пирогова? (сходство лишь внешнее – оба оказались на Невском, оба увлеклись хорошенькими женщинами, оба обманулись, но отнеслись к этому по-разному)

Вывод 2: Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

«Пирогов и Пискарев – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! Один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!» – писал В.Г.Белинский.

5. Обсуждение идейного смысла произведения. Работа над финальным отрывком «О, не верьте этому Невскому проспекту».

Учитель: В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку).

Учитель: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Учитель: Какие слова в финале повести выражают идею произведения? (это эпиграф урока)

Вывод 3: Реальность Петербурга – обман, иллюзорность, призрачность.

6 Рефлексия.

Продолжите предложения:

Петербург Гоголя ….

В нем соседствуют …

В городе царит … атмосфера

Жители города …

Петербург лишил их … , каждый человек – …

Учитель: Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя? (повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность).

Источник